Из благого, следовательно, возникло злое, ведь зло возникает там, где лишаются блага. Однако благодаря злу благо стало более заметно 186 . Итак, отсутствие блага – корень порочности, и определение блага охватывает собою порочность, потому что, познавая благо, мы обнаруживаем зло. А благо ни в чем не нуждается, оно самодостаточно и определяет всем меру совершенства, также и предел 187 , в котором все находятся и от которого все зависит. Такова природа блага, которая наполняет ум. 61 . Вокруг него вращается чистая душа, внутрь него заглядывает, и различает Бога, и изобилует всеми благами. Потому она говорит: Гортань его сладость, и весь он желание ( Песн.5:16 ). Творец всех благ – Бог , и все, что существует, безусловно принадлежит Ему. Никоим образом там нет зла, и если наш ум пребывает в Нем, зла он не знает. Поэтому та душа, которая не пребывает в Боге, сама для себя является творцом зла и поэтому грешит; а душа, которая грешит, умрет: освободившись от золотых уз добродетели 188 , она несется сломя голову в пропасть и падает вниз. А блаженна душа, которую никакие телесные нападения не могут завоевать. Эта душа летит, как воробей, когда порвана его ловчая сеть 189 , ведь пищей для зла являются телесные наслаждения 190 . Всякий, кто внимает им, душой своей запутывается в сети. 62 . А кто же от пищи тела воздерживается и уходит от мрака его, душа того сияет как заря, о которой говорится: Кто та, выглядывающая как заря, красивая как луна? ( Песн.6:10 ). Свободная, она выглядывает, словно из дома, она не говорит: Тьма покрывает меня, и стены меня закрывают, и кто знает, видит ли меня Вышний? 191 ( Сир.23:25 ). Нет, она стремится к свету: словно из верхней части своего дома, то есть своего тела, находясь над этим миром, она вглядывается в божественное и устремляется к вечному, чтобы быть рядом с Богом, уже неся с собой светильник своих дел, как луна обходит полным кругом весь небосвод. 63 . Что же говорит Аквила: Звучащая как солнце, – это, кажется, относится к небесной оси, к круговращению солнца и луны, к движению созвездий и созвучию небесных сфер, как кажется и некоторым нашим 192 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

187 . Таковы плоды мужества, исполненные достойных и подобающих обязанностей. Однако во всех своих делах мы стремимся не только к достойному, но и к тому, что возможно, чтобы случайно не взяться за нечто неисполнимое. Поэтому Господь хочет, чтобы во времена преследований мы уходили, или, пользуясь Его собственным словом, бежали из города в город 264 , – чтобы кто-нибудь, желая мученической славы, не подвергся опасностям, которые, может быть, его немощное тело и слабый дух неспособны перенести и стерпеть. 38. 188. В то же время никто не должен отступить по нерадению или отказаться от веры из-за страха опасности. Для этого надо подготовить дух, воспитать душу и укрепить ее в твердости, чтобы дух не приходил в смятение от страха, не был сломлен несчастьями и не отступал бы перед мучениями. Этого, конечно, достигнуть трудно, но все мучения отступают перед страхом более тяжких страданий, поэтому если ты решимостью укрепишь свой дух, считая необходимым помнить о разуме, и представишь себе страх божественного суда и терзания вечных мук, тогда ты сможешь обрести крепкий дух. 189 . Такая работа над собой является результатом усердия 265 . Но от врожденного таланта зависит способность силою ума предвидеть будущее 266 , представить себе воочию, что может случиться, и определить, что необходимо делать, если это произойдет. Иногда человек может представить в уме одновременно два или три варианта развития событий и может сообразить, какие действия могут быть полезны в том или другом случае, если события произойдут либо порознь, либо одновременно. 190 . Мужественному человеку не свойственно скрывать от себя, когда ему что-то угрожает, он всегда внимательно смотрит вперед со смотровой башни 267 своего ума и проницательной мыслью исследует будущее, чтобы впоследствии не пришлось сказать: «Я оказался в этом положении, так как не думал, что такое может случиться». Если не предвидеть неприятности, то они быстро настигнут тебя. Как на войне с трудом можно выдержать натиск неожиданно напавшего врага, который легко берет верх, так и непредвиденные несчастья сильнее поражают душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Кому не сладостна любовь к родине, близким и милому дому? Родные лица радовали его, но важнее для него была мысль о божественном повелении и вечном воздаянии. Разве он не понимал, что жена его неспособна справляться с тяготами и слишком ранима, чтобы переносить обиды, что красота ее притягательна для бесстыдных людей, что он не может взять ее с собой, не подвергая величайшей опасности? И все же он предпочел испытать все, чем отказаться, затем, придя в Египет, он уговорил свою жену назваться его сестрой 188 . 108 . Обрати внимание, сколь велика была его решимость! Он опасался за целомудрие жены, за собственную жизнь, ему была известна похоть египтян, и, однако же, вверх взяла мысль о необходимости исполнения обета. Он понимал, что под покровительством Бога он повсюду будет в безопасности, а если оскорбит Господа, то не сможет остаться невредимым даже у себя дома. Таким образом, разум победил влечение и подчинил его себе. 109 . Он не испугался, когда его племянник оказался в плену, и его не устрашило огромное количество царских воинов, он продолжал воевать, а, одержав победу, отказался от принадлежащей ему по праву добычи 189 . Когда Бог пообещал ему сына, Авраам, хотя и понимал, что силы его ослабевшего тела на исходе, и видел бесплодие супруги и глубокую старость свою, но вопреки природе доверился Господу 190 . 110 . Обрати внимание на то, как все сходится: было влечение, но оно было подавлено; дух его, равный его предназначению, не считал и не принимал великое за малое и малое за великое; во всех делах была умеренность; последовательность действий; своевременность; умеренность в речах. Он был первым в вере, выдающимся в праведности, мужественным в сражении, не алчным в победе, дома гостеприимным, супругом заботливым. 111 . Его святому внуку Иакову было приятно в спокойствии жить дома, но мать захотела, чтобы он удалился, пока не успокоится гнев брата. Здравый совет победил влечение: лишившись дома, уйдя от родичей, тем не менее он всюду и во всех делах вел себя подобающе и ожидал удобного случая.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Австрийским правительством, действительно начаты были дипломатические сношения с нашим министерством иностранных дел. Павел с братией время от времени наводили справки в Вене о результатах этих сношений. Им отвечали, что дело производится дипломатическим средством между русским и австрийским иностранных дел министрами“ и советовали иметь терпение, в ожидании, чем кончится 188 . Кончилось же оно совсем неожиданно для белокриницких деятелей: вместо ожидаемого известия о возвращении Геронтия, 1 (13) декабря, чрез нарочно командированного крайзамтского чиновника, получено было от львовского губернатора Стадиона предписание самому Амвросию немедленно отправиться во Львов и явиться прямо к нему, г-ну губернатору 189 . И Павел и сам Амвросий были очень смущены этим неожиданным вызовом, „неизвестно по какому делу“ 190 , вовсе не подозревая, как видно, что он имеет ближайшую связь с делом о Геронтии. На следующий же день, 2 (14) декабря, Амвросий отправился во Львов в сопровождении Алимпия и трех монастырских послушников 191 . Глава 12 Дело Геронтия, его показания при следствии, а еще более разными путями добытые тогда сведения об учрежденной в австрийских владениях раскольнической архиерейской кафедре, достаточно раскрыли пред нашим правительством с одной стороны вредные для российской церкви, а вместе и для русского государства цели, с какими замыслили учредить и учредили ее там беглые из России раскольнические иноки, с другой – крайнюю недобросовестность, с какою австрийское правительство, в прямо враждебных для России видах, потворствовало этим замыслам русских бродяг раскольников и допустило их осуществление. Шеф жандармов и министр внутренних дел, по окончании следственного дела о Геронтии и соприкосновенных его делу лицах, представив на утверждение Государя Императора всеподданнейший доклад о наказаниях, каким находили справедливым подвергнуть подсудимых, сопроводили свой доклад, как было уже упомянуто, особою пространною запискою, в которой именно изложили, как противозаконно учреждена раскольническая митрополия в Белой-Кринице, какими опасностями угрожает России ее дальнейшее существование и как недобросовестно поступило австрийское правительство, дозволив с явно враждебными России целями учреждение ее в Буковине 192 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

1531 Греч. κρματα – слав. судбы в Пс. 118 встречается много раз (13.20.30.39.43.52.62.75 стт. и др.) и означает Господне мироправление, выражающее Его совершеннейшую мудрость и правду и служащее источником надежд и радостей для праведного человека в сей и будущей жизни. 1532 В синод. не дай мне уклониться, слав. не отрини, греч. μ πσ – не оттолкни, не прогони, не допусти отступить (Мандельштам). 1533 Слав. оправданием как неупотребительное в рус. речи заменяем словом синодального и преосв. Порфирия переводов уставам; последнее и ясно, и употребительно. 1535 Исполнение Божиих повелений было вожделеннее всякого богатства (Феодорит), т. е. богатства всего видимого мира (ср. 127 ст.). 1536 Слав. живи мя соответствует ζσον με – 66, 67, 81, 100, 150, 183, 189, компл., альд., греч. церк. Псалт., Анфим и Вульг. vivifica me; а син., алекс., text. recept. – ζσομαι – буду жить. 1540 Слав. советы соответствует α συμβουλαι – [син. до испр.,] минуск., Феодорит, греч. церк. Псалт. и Анфим; а син. [после испр.], алекс. [и др.] – ед. ч. σομβουλα; придаем конкретное значение вместо абстрактного; у свт. Амвросия: мужие совета моего, синод. пер. советники. 1545 Слав. воздрема – греч. νσταξεν [гёттинг.], пришла в духовную вялость, расслабление и уныние, близкое к дремоте; [σταξεν – букв. источилась – Ральфс по свт. Амвросию и следом за Грабе; στναξεν – восстонала, 2018]. 1549 Слав. дат. пад. мне соответствует μοι – верон., 55, 81, 111–113, 140, 145, 156; а обычно вин. пад. με. 1551 При исполнении слова Твоего приставь ко мне, как бы пестуна, спасительный страх пред Тобою (Афан. Вел., Феодорит, Евс. Кес., Зигабен). 1555 Слав. в широте. «Не стесняясь беспокойством совести и житейскими неудобствами» (Феодорит и Зигабен). 1557 Слав. мн. ч. словеса соответствует τν λγων– син. [после испр., ряд лук. спп.], Феодорит, text. recept., греч. церк. Псалт., Анфим, Порфирий и др.; а [ват., син. до испр.,] алекс., Афан. Вел. [и др.] – ед. ч. τν λγον. 1559 Сей бысть мне. Греч. ατη употреблено в значении ср. р. (см. пред. прим.). Букв. сие было мне, т. е. хранение и помышление о законах вело за собою исполнение всех установлений Господних. Слав. м. р. сей, вероятно, согласован с закон. Во всех греч. спп. и Вульг. – ж. р.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Liber de haeresibus, адресованная Кводвультдеусу, диакону, который попросил его написать такой труд. Августин в своем ответном послании к Кводвультдеусу (Ер. 222 в Bened. ed.) ссылается на труд Филастра, которого он видел вместе с Амвросием в Милане, а также на труд Епифания, и называет последнего «longe Philastrio doctiorem». Труд Августина также включен в Oehler, Corpus haereseol., tom. i, pp. 189–225. Далее приводится полный список ересей Августина, который сам он упоминает в конце предисловия: 1. Si moniani; 2. Menandriani; 3. Saturniniani; 4. Basilidiani; 5. Nicolaitae; 6. Gnostici; 7. Carpocratiani; 8. Cerinthiani, vel Merinthiani; 9. Nazaraei: 10. Hebionaei; 11. Valentiniani; 12. Secundiani; 13. Ptolemaei; 14. Marcitae; 15. Colorbasii; 16. Heracleonitae; 17. Ophitae; 18. Caiani; 19. Sethiani; 20. Archontici; 21. Cerdoniani; 22. Marcionitae; 23. Apellitae; 24. Severiani; 25. Tatiani, vel Encratitae; 26. Cataphryges; 27. Pepuziani, alias Quintilliani; 28. Artotyritae; 29. Tessarescaedecatitae; SO. Alogi; 31. Adamiani; 32. Elcesaei et Sampsaei; 33. Theodotiani; 34. Melchisedechiani; 35. Bardesanistae; 36. Noetiani; 37. Valesii; 38. Cathari, sive Novatiani; 39. Angelici: 40. Apostolici; 41. Sabelliani; 42. Origeniani; 43. Alii Origeniani; 44. Pauliani; 45. Photiniani; 46. Manichaei; 47. Hieracitae; 48. Meletiani; 49. Ariani; 50. Vadiani, sive Anthropomorphitae; 51. Semiariani; 52. Macedoniani; 53. Aëriani; 54. Aëtiani, qui et Eunomiani; 55. ApoUinaristae; 56. Antidicomarianitae; 57. Massaliani, sive Euchitae; 58. Metangismonitae: 59. Seleuciani, vel Hermiani; 60. Proclianitae; 61. Patriciani; 62. Ascitae; 63. Passalorynchitae; 64. Aquarii; 65. Coluthiani; 66. Floriniani; 67. De mundi statu dissentientes; 68. Nudis pedibus ambulantes; 69. Donatistae, sive Donatiani; 70. Priscillianistae; 71. Cum hominibus non manducantes; 72. Rhetoriani; 73. Christi divinitatem passibilem dicentes; 74. Triformem deum putantes; 75. Aquam Deo coaeternam dicentes; 76. Imaginent Dei non esse animam dicentes; 77. Innumerabiles mundos opinantes; 78. Animas converti in daemones et in quaecunque animalia existimantes; 79. Liberationem omnium apud inferos factum Christi descensione credentes; 80. Christi de Patre nativitati initium temporis dantes; 81. Luciferiani; 82. Iovinianistae; 83. Arabici; 84. Helvidiani; 85. Pa terniani, sive Venustiani; 86. Tertullianistae; 87. Abeloitae; 88. Pelagiani, qui et Caelestiani.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

II. Признаем мы рассуждением своим, что Бог управляет миром, что Он по воли Своей располагает все действия тварей, и приводить их к тем концам, которые от самой вечности назначила премудрость Его. Но сие рассуждение если столь твердо, чтоб на нем одном без опасности можно было положиться? Никак. Мысль человеческая, яко слабая, в сей истине разными случаями может колебаться. Видит она различные в мире превращения, и многие из них представляются ей аки несходными ни с порядком, ниже с справедливостью. Когда бы, на пример, по нашему рассудку следовало быть сиянию солнечному; тогда пролитие дождей наводняет все; или когда видим, что который человек, по нашему мнению, достоин был бы лучшей участи, тот находится в презрении, или и в страдании; а напротив порочных людей предприятия бывают успешны, и дают еще им случай хвалиться удачею хитростей своих. Все таковые и подобные, часто сретающиеся сомнения могут удобно поколебать мысли нашей уверение, которое мы имеем о промысле Божием. Том IV. стр. 189, 190. Но хотя волны напастей к нам приразиться могут но опровергнуть не могут. Могут приразитеся, чтоб вера наша была откровенное и известное терпение; но не могут опровергнуть: сия бо есть победа, победившая мир, вера наша 275 . Так сколько же те бедны, которые, самопроизвольно себя ослепляя, неуверенными пребывают, что Вышний о всем промышляет, и все приключения к надлежащим управляет концам! Они остаются без утшения; они впадают в отчаяние. Почему удивительно ли, что такой людей род в счастии неумренны, а в несчастии малодушны: ропщут, унывают, а иногда сами на себя налагают убийственные руки, и тем бедный свой живот оканчивают? Том I. стр. 187. V. Покаяние Покайтеся и веруйте во Евангелие. Мр.1:15 . I. К покаянию прибегать надобно, яко к священному якорю. Седемижды в день падая, седемижды же в день надлежит и воставать. Евангелие нам в сем случае представляет примеры утешительнейшие. Мы в нем видим мытарей оправдаемых, блудниц в слезах разрешаемых, разбойников гласом покаяния путь себе в небо отверзающих, гонителей в лик Апостольский причисляемых. Все сие грешная душа да приимет себе во уврение, что и покаяние есть спасительно, и Судия на сердечное грешника умиление милосердием преклоняется, и огненная страшного суда Его река погашается слезами покаяния. И по тому-то святый Амвросий, умирая, свободно мог сказать: не боюся умереть, яко имам благого Господа. Том III. стр. 312.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

И недосужно мне, и не совсем здоровится, а спешу уведомить тебя о смерти Б., швеи-монахини Евдокии А.Ладыженской. Вчера, 21 мая, в 6 часов вечера мирно скончалась, без особенных страданий, от чахотки, которая началась еще в феврале месяце. Несмотря на болезнь ее, Евдокия усердно занималась вышиванием ризы: за ее усердие и вы поминайте усердно душу покойной. В настоящее время в Оптине уже несколько дней находится N, настоятельница с двумя сестрами. С собой привезли и Саратовскую монахиню А. Народное стечение и приезд многих мешает скоро отпустить их. Также мешает и переменчивая у нас погода: то очень тепло, то вдруг очень холодно, а через это я и подхватываю простуды. Но никто не хочет и слушать, что мне нездоровится. А почти все толкуют, почему их не принимаю скоро. Вот тут и управляйся – как хочешь и как знаешь. Не раз и вспомнишь простую русскую пословицу: «Бей в решето, когда в сито не пошло». А пословицу эту не мешает заметить и запомнить и тебе, мать, когда придется в деле не успевать, когда думаем сделать так, а выходит иначе. Тогда пословица эта пригодна наипаче. Благожелательно приветствую о Господе N многовещанную и других сестер, которые живут аки рыбы безгласные, хотя изредка перышки и поднимают. Но перо не палка, и воробей не галка, и сорока не ворона. Впрочем, у всех есть своя оборона. Когда найдет уныние, прочитывай этот набор слов, как немец русскому говорил: «Экой ты дров». Хотел назвать дубиной, да не сумел. 189. О ТОМ, ЧТО НЕ СЛЕДУЕТ ОГОРЧАТЬСЯ, ЕСЛИ НЕ ВСЕ ИДУТ В МОНАШЕСТВО ПО ПРИЗВАНИЮ Слышу, что ты скорбишь о том, что из сестер, живущих в общине вашей, мало оказывается таких, которые поступили в обитель по призванию, а большая часть поступивших – или из-за стесненных обстоятельств родителей, или по другим причинам. А в Евангелии читаем, что и из званых мало обретается избранных, то есть имеющих настоящее благое произволение к благочестивой жизни, как сказано ( Мф. 20: 16 ): мнози бо суть звони, мало же избранных. Но, несмотря на это, Господь ободряет нас, глаголя: Ее бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш (Небесный) дати вам Царство ( Лк. 12: 32 ); и повелевает не восторгать прежде времени плевелы среди пшеницы, а оставлять обоя расти до жатвы, когда пшеницу соберут в житницу, а плевелы предадут огню неугасающему. Иное дело, когда сами плевельные сестры ушли из обители, о чем читаем свидетельство апостольское: неверный, аще отлучается, да разлучится.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Мнение это имеет свое основание. Действительно, вопрос о коренной реформе в экономическом быту наших дух. заведений разрешен был по инициативе обер-прокурора графа Пратасова, тогда как духовные начальствующие лица относились к этому не особенно сочувственно. Но требования физического воспитания, которое уставом не оставлено в небрежении (Введ. § 1), конечно, должны были соединяться с теми или другими заботами по улучшению экономической части. Это мы уже видели и снова, на основании документальных данных петерб. семинарии, можем заявить, что стремление к улучшению внешних, физических условий быта воспитанников постоянно было присуще начальству семинарии. Недостатки же по хозяйству, конечно, происходили иногда и от общей небрежности, преимущественно же зависели от исполнительной власти – экономов, не говоря еще о некоторых условиях всего тогдашнего быта, независящих, может быть, от воли начальства, по крайней мере ближайшего. Общее состояние хозяйства и разные меры к его улучшению Хозяйственная часть, по уставу (§ 189), вверялась особенно эконому, поэтому естественно, что она вообще, весьма много зависела от способности и исправности этого должностного лица. Начальство же с своей стороны, как отчасти мы уже и видели, имело над этою частию наблюдение и предпринимало в разное время те или другие меры к ее улучшению. В декабре 1809 г. возникло дело, вследствие жалоб учеников на худое мясо. Купец Мешкурин два месяца не являлся для подписания контракта и поставлял дурное мясо. Между тем эконом, по заявлению правления, «медленностию своею и потачкою неисправному поставщику Мешкурину навлек еще дороговизну», так как за мясо лучшее пришлось платить по 4 руб. за пуд, вместо 3 р. 50 к., как условлено в контракте. Правление определило – выдать Мешкурину за поставленное им дурное мясо, вместо 3 р. 50 к. за пуд, по 2 р. 80 к. Митрополит Амвросий положил резолюцию: «худое мясо не следовало брать; почему и нужно условиться с поставщиком оного, а правлением положенной цены утвердить нельзя».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

192 Под этим актом подписались Пафнутий, Варлаам, Савватий и другие. Антоний подписался только под некоторыми экземплярами его и то довольно хитроумно. Он подписался не во главе всех епископов, как следовало, а внизу словами: «в подлинности удостоверяю: смир. Ант. арх. моск. и влад.»... Хитрость этой подписи состояла в том, что в одном случае он мог сказать, что его подпись имеется под актом, а в другом, – что он своим подписом только свидетельствовал подлинность извещения, но вовсе не думал утверждать его наряду с другими епископами. – Русск. Вестн. 1866 г, янв. стр. 189. 193 Русск. Вестн. 1866 г. янв. стр. 195. – Эта мысль, как скоро увидим, совершенно раздорническая; стало быть Антоний в своих взглядах на окружное вполне сходился с раздорниками, хотя и не мог этим расположить их в свою пользу, потому что они, как мы замечали и выше, ненавидели его вовсе не за окружное. 195 Пафнутий, подписавший уничтожение послания, горько оплакивал потом эту свою ошибку и откровенно сознавался, что «нужно море слез», чтобы смыть с себя это пятно. – Там же, стр. 198. 196 Вопрос этот возбуждался на только что описанном нами соборе в заседании 13 окт., при чем Пафнутий, Варлаам и Савватий предлагали даже составить обвинительный акт против Кирилла по поводу его между прочим притязаний на подчинение своему господству русского старообрядческого духовенства, и акт этот предложить на рассмотрение заграничных епископов. Впрочем, это дело на тот раз осталось не конченным. 197 Это «соборное предложение» помещено будет в прилож. под 2; ответ же на него Антония нового уже есть в печати; именно: в «Чтен. Импер. Общ.» 1868 г., кн. 3, смесь, стр. 191 и дал. 199 Это извержение Софрония из епископского сана состоялось 23 июля 1863 года. Совр. летоп. 1867 г. 22. Замечательный акт об этом, свидетельствующий о необыкновенных продерзостях оного Софрония. см. в приложен. 3. 200 Здесь замечательны были на первых порах его отношения к тамошнему епископу Виталию, его, как мы знаем, преемнику. Софроний вел с ним свои дела довольно обдуманно и лукаво; вошел к нему в особое доверие, и в короткое время вывел все темные стороны его пред «духовным советом» Рогожцев, так что последний, не смотря на личность доносчика, не мог однако ж не доверить по крайней мере некоторыми из его доносов, и в том же 1863 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorich...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010