...Ты не можешь сознавать себя грешнее и хуже других. Чувство это явно горделивое, от которого и рождаются, и укрепляются хульные помыслы и хульные глаголы, как свидетельствует святой Лествичник, говоря: «корень хулы есть гордость». Если желаешь смирить себя, то помни всегда слово одного святого, глаголющего, что самая исправная жизнь человека-христианина подобна только купели, а заповеди Божий подобны неизмеримому морю, как глаголет псаломник Господу: «заповедь Твоя широка зело» (Пс.118, 96). Если сравнить великое море с малою кадочкою воды, то и нечем будет возноситься возносящемуся. Не вотще говорит и Апостол: «все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его» (Ср.: Рим. 3, 23—24). Чтобы смирить себя, прими в помощь и слова преподобного Григория Синаита, написанные в 115-й главе, и почаще повторяй их себе. Знай, что кроме смирения и слез невозможно избавиться от хулы (преп. Амвросий). А хульные помыслы известно за что борют: первое — за возношение, второе — за осуждение. Смирись, не думай о себе, что ты лучше других, не зазирай никого, а себя за согрешения и поползновения укоряй, то и хульные помыслы утихнут. Впрочем, во всяком случае, не смущайся — невольные хульные помыслы святые отцы не считают грехом, а их причины — грех (преп. Амвросий). Знай, что хулу, внушаемую врагом на кого-либо, вполне повторить грешно, и вредно, и оскорбительно (преп. Амвросий). Помыслами хульными не смущайтесь, а только укоряйте себя в это время за горделивое расположение души и за осуждение других. Первые без последних не вменяются в грех (преп. Амвросий). Если придут хульные помыслы и осуждающие других, то укоряй себя в гордости и не обращай на них никакого внимания (преп. Амвросий). Поношения Если тебя за уединение считают гордою — радуйся. Если мешают молиться, не унывай, а смиряйся (преп. Анатолий). ...Пошла Бога ради в монастырь, терпеть все Господа ради, ради Жениха Иисуса, положившего за нас живот Свой, умершего бесчестною смертью на кресте. Вот Он и тебе готовит Свою славу скорбями и поношениями. И будешь с Ним во веки: и уверял, и уверяю тебя истинным словом. Не моим грешным словом, а словом Его, Господа Иисуса: «где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26). «Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8, 17) (преп. Анатолий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

988 Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. С. 36. 989 Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. С. 127; иеросхм. Макарий Оптинский. Письма. С. 343. Св. Максим Исповедник указывает четыре главных вида оставления Божия, иное оставление промыслительное, как то было с Самим Господом, чтобы кажущимся оставлением спасти оставляемых, иное оставление испытательное, как было с Иовом и Иосифом, чтобы явить одного столпом мужества, другого столпом целомудрия. Иное оставление духовно-воспитательное, как то было с апостолом Петром, чтобы смиренномудрием сохранить в нем преизбыток благодати. Иное, наконец, оставление по отвращению, как то было с иудеями, чтобы наказанием обратить их к покаянию. Все эти виды оставления спасительны и исполнены Божией благодати и человеколюбия (О любви. Сот. 4, § 96). 990 Там же. С. 127—129. 991 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, §§ 40, 45. См. о хульных помыслах у преп. Иоанна Лествичника (Слово 23, §§ 39—54); у преп. Исаака Сирина (Слово 79), у преп. Нила Сорского (вопрос и ответ преп. Анастасия Синайского); у свт. Димитрия Ростовского. Врачевство духовное против смущающих (хульных) помыслов//Творения. T. I. С. 91—101. 992 Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. С. 129. 993 Преп. Исаак Сирин. Слово 49. С. 219—220. 994 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. III. Поучение в 9-ю неделю. С. 257—259. 995 «Мы очищаемся от скверн греха или произвольными трудами или невольными скорбями» (Преп. Никита Стифат. Естественные главы. Сот. 2. Гл. 9.//Добротолюбие. T. V). 996 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. II. СПб, 1865. Слово о спасении и христианском совершенстве. С. 493—494. 997 Паисий Величковский. Крины сельные или цветы прекрасные, собранные от Божест. Писания о заповедях Божиих и о святых добродетелях. Одесса, 1905. Слово 39. С. 64. 998 Иеросхм. Макарий. Письма к монахам. С. 239. 999 Игумен Антоний. Письма. С. 7. 1000 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 133 и 518. 1001 Преп. Исаак Сирин. Слово 78. С. 384—385. 1002 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 165. 1003 Он же. Отв. 132. 1004 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II. С. 134; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. II. СПб., 1865. Слово о спасении и христианском совершенстве. С. 489.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Александр, муч. Остийский при Диоклетиане, с Сосанной и др. 11 авг. Александр, еп. Команский, муч. при Диоклетиане. 12 авг. Александр, муч. Солунский при Максимиане. 9 ноября. Александр Римлянин, муч. Дризиперский во Фракии при Максимиане. 13 мая. Александр, муч. Пидийский в Макед. при Максимиане. 13 марта. Александр воин и Антонина девица, мучч. ок. 313 года. 10 июня. Александр, из числа 40 мучч. Севастийских. ок. 320 года. 9 марта. Александр, из числа 45 мучч. Никопольских, ок. 320 года. 10 июля. Александр воин, муч. Египетский при Иулиане, с Патермуфием. 9 июля. Александр, патриарх Цареградский, ум. 340. 30 авг. Александр св. (4 века), с мучч. Епиктетом и Астионом. 7 июля. Александр еп., Ираклий воин и четыре жены: Анна, Елисафета, Феодотия и Гликерия, мучч. 22 окт. Александр преп., первоначальник обители Неусыпающих. Ум. ок. 430. 23 февр. и 3 июля. Александр Невский, Великий кн. Ум. 1263. 23 ноября. Перенесение мощей его в С. Петербург 1724. 30 авг. Александр преп , игумен Куштский, ум. 1439. 9 июня. Александр преп. Свирский, ум. 1533. 30 авг. Алексий преп., человек Божий, ум. 411. 17 марта. Алексий, муч. Цареградский при Льве Исавр., с Иулианом и др. 9 авг. Алексий, митрополит Киевский, ум. 1378. 12 февр. и 5 окт. Алипий, столпник Адрианопольский (в Пафлагониии), прест. при Ираклии. 26 ноября. Алипий иконописец, преп. Печерский, ум. ок. 1114. 17 авг. Алла мученица, из 26 мучч. Готфских. 4 века. 20 марта. Алоний, преп. Египетский 5 чека. В субб. с. Алфей ап. (вне 70). 20 мая. Алфей, муч. Кесарийский в Палест. ок. 303 г., с Закхеем. 18 ноября. Алфей, муч. Антиохийский в Писидии при Диоклетиане, с Александром и др. 28 сент. Алфий, Филаделф, Киприан и др., мучч. Италийские при Ликинии. 10 мая. Амвросий, еп. Медиоланский, ум. 397. 7 дек. Аммонафа, пустынник Египетский. В субб. с. Аммоний, муч. Антиохийский при Максимиане, из 81 детей, пострад. с еп. Вавилой. 4 сент. Аммоний преп., ученик Памвы, сконч. в конце 4 или в начале 5 века. В субб. с. Аммон, или Аммона, преп. в Верхнем Египте, 5 века. Субб. с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

1613 Филарет, митроп. Московский. Слова и речи. Ч. III. С. 279—281. 1614 Из жития преп. Иоанна Лествичника, 30 марта. 1615 Преп. Исаак Сирин. Слово 91. С. 433. 1616 Свт. Василий Великий. Творения. Ч. IV. Тр.-Серг. Лавра, 1892. С. 383—384. 1617 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, п. 212. С. 124. 1618 Иером. Алексий Шепелев. Свет Печерский, 1918, 23. С. 364. 1619 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. III. 1620 Преп. Варсонофий Вел. Отв. 383. 1621 Свт. Василий Великий. Творения. Ч. VII. М., 1854, п. 260. С. 263. 1622 А. Д. Троицкий. Евангельские блаженства. Изд. 2-е. Киев, 1916. С. 107—108. 1623 Под благочестием обычно понимается истинное богопочитание, набожность, богобоязненность, благоговейное почитание и исполнение заповедей Божиих. 1624 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. С. 154, 123, 108. 1625 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. VII. С. 523. 1626 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II, п. 342. С. 75. Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III. Кн. 3, п. 291. С. 393. 1627 Свт. Иоанн Златоуст. Там же, стр. 156. 1628 А.Д. Троицкий. Там же. С. 110—111, 113—114. 1629 Преп. Нил Синайский. Там же, п. 20. С. 8—9. 1630 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III. С. 302. 1631 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. С. 156—157. 1632 Он же. Творения. Т. III. С. 300. 1633 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 20. 1634 Преп. Исаак Сирин. Слово 56. 1635 См.: Троицкие листки. T. V. С. 94. 1636 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. V, п. 118. С. 141—143. 1637 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 3 на Деян. 1638 Четьи-Минеи, 20 дек. 1639 А.Д. Троицкий. Там же. С. 116—128. 1640 Мученики — (греч.) — святые, которые открыто и безбоязненно исповедали веру во Христа и мужественно засвидетельствовали истину христианской веры своими страданиями и смертью. Исповедники — (греч.) — те святой жизни христиане, которые открыто исповедали Христа перед гонителями и даже подверглись великим и тяжким мучениям за веру Христову, но не умерли во время пыток, а скончались естественной смертью. 1641 Свт. Василий Великий. Творения. Ч. VII, п. 195. С. 57.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Кто болезнь телесную принимает и переносит, как должно, о том сказано, что елика внешний человек тлеет, толико внутренний обновляется. А мы душевно обновляемся только в тот день, когда не покропочемся . Апостол о себе говорит: «егда немоществую, тогда силен есмь» (2Кор. 12, 10), а с нами бывает более так: немоществует тело, немоществует и душа. Но и в немощи нашей помянет нас Господь, аще понудимся, елико возможем, смиряться (преп. Амвросий). Возмогай о Господе и в державе крепости Его. Преданность воле Божией и всегда потребна и полезна для нас, но в болезни она еще более необходима. Тогда только мы можем быть спокойны и можем удержать веру и упование милосердие Божие, спасающее грешников кающихся и вместе смиряющихся подобно мытарю, который не прогневался и на фарисея, уничижившего его. «Гнев никогда правды Божией не соделовает» (Иак.1, 20), кольми паче вредно гневное расположение болящему. Всегда полезно помнить и произносить ко Господу псаломское слово: «благо ми, яко смирил мя еси» (Пс. 118, 71). А в другое время: «достойно и праведно сия вся стражду грех моих ради» (Ср.: Лк. 23, 41) (преп. Амвросий). Пишешь, что здоровье твое значительно ослабело и ослабевает, так что матушка Игуменья отправляет тебя к доктору посоветоваться о своем нездоровье. Не про­тивься ей в этом; можешь попробовать и полечиться, если будет помогать леченье, только своей главной мысли держись, - предаваться в волю Божию и молить Милосердого Господа, да устроит о тебе полезное, имиже весть судьбами, и как будет угодно благости Его (преп. Амвросий). В болезни чумы никто другой действует, как посланный от Господа Ангел наказания, и за жестокое страдание всячески будет и милость от Господа умирающим такою смертью (преп. Амвросий). ...Знай, что с шуией стороны и те помыслы, которые устрашают тебя продолжительностью болезни и наводят тебе заботу, что монастырь вообще общежительный и что будто бы ты можешь отягощать болезнью своею и обитель, и сестер уходом за тобою. Без разбора отвергай эту вражескую чепуху и ложные извращения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Преп. Амвросий Оптинский , наставляя мирянина, готовящегося вступить в монастырь, пишет, что ему необходимо заниматься «чтением духовных книг, в особенности же... аввы Дорофея и “Лествицы”» 20 . Также если посмотреть полное собрание писем этого преподобного, то можно увидеть, что он ссылается на произведение Лествичника чаще, чем на труды какого-либо иного святого отца 21 . Преп. Анатолий (Зерцалов) Оптинский в наставлении, написанном, по-видимому, новоначальной послушнице или инокине, также рекомендует ей читать «непременно каждый день авву Дорофея или Иоанна Лествичника », потому что «в их книгах – великая сокровищница уроков для духовной жизни» 22 . Кроме того, и сам он в своих письмах цитирует сочинение Лествичника чаще, чем творения какого-либо иного святого отца 23 . Примерно о том же говорил и преп. Варсонофий Оптинский , что «иноку для получения духовных познаний... после книг Священного Писания Нового Завета монашескую азбуку составляют превосходные, духовно сладостные и всем доступные писания преподобного аввы Дорофея и преподобного Иоанна Лествичника . За ними следуют книги святых: Феодора Студита , Ефрема Сирина , Нила Сорского » и других 24 . Как видно, у оптинских старцев повторяется один и тот же совет: читать преп. авву Дорофея и преп. Иоанна Лествичника , причем сами они при написании писем чаще ссылаются на творение второго, чем – первого. Других же святых отцов в отдельных, даваемых ими советах они либо не упоминают, выделяя тем самым творения двух указанных среди остальных, либо же пишут, что с сочинениями иных отцов следует знакомится после прочтения Душеполезных поучений и Лествицы. Преп. Алексий Зосимовский говорил: «Надо непременно читать авву Дорофея и святого Иоанна Лествичника . Еще и еще читай» 25 . Другое его духовное чадо также вспоминает, что он наставлял: «Мирянину, желающему познакомиться с духовной жизнью, лучше всего сначала прочитать книгу епископа Феофана «Что есть духовная жизнь». Эта книга представляет собой как бы ворота в духовную жизнь. В первую очередь он советовал читать также наставления аввы Дорофея , Иоанна Лествичника и Иоанна Кронштадтского » 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

1365 Прот. Валентин Свенцицкий. Полн. собр. соч. T. IX. Диалоги. С. 15. 1366 Филарет, митр. Московский. Слова и речи. Ч. III. М., 1861. С. 208. 1367 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VIII. С. 241. 1368 Там же. T. III. С. 207. 1369 Оптинский подвижник игум. Антоний писал: «Те (христиане), которые без зазрения совести нарушают посты, за то беспрерывно хворают и, не дождавши своего века, умирают» (Письма, п. 135. С. 161). 1370 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 518. 1371 Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Изд. 2-е. С. 134. 1372 Свт. Василий Великий. Творения. Изд. 3-е. Т. IV. Серг. Пос. 1892. С. 213. 1373 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. VIII. Беседа 38 на Иоан. С. 241—243; свт. Григорий Богослов. Творения. Изд. 3-е. Ч. V, М., 1889. С. 9, преп. Варсонофий Вел. Отв. 518; иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 217. С. 401—402. 1374 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. III. С. 293. 1375 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 524 и 517; см также: Чинопоследование Таинства елеосвящения; 3-я стихира по канону. 1-й и 3-й тропари на освящение елея и в каноне, п. 9, 3; 4, 2; 6, 2, 7, 4. 1376 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. VIII. Беседа 38 на Иоан. С. 241. 1377 Павел, архиеп. Казанский. Слова и поучения//Прот. Григорий Дьяченко. Ежедневн. поуч. в слове Божием в дни воскресные, праздничные и седмичные. Т. III. М., 1897. С. 529—530. 1378 Летопись Серафимо-Дивеев. мон. С. 134. 1379 Павел, архиеп. Казанский. Там же. С. 530—531. См. также: иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 37. С. 275. 1380 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма, Вып. II, п, 337. С. 74; Вып. I. С. 112—113. 1381 Четьи-Минеи. 23 дек. 1382 Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. I. Гл. 56. О том, как приобретается человеком смиренномудрие. С. 374—375. 1383 Святогорец. Письма к друзьям своим о Святой Горе Афонской. Изд. 4-е. СПб., 1850. Ч. III, п. 16. С. 519. 1384 Иеросхм. Амвросий Оптинский//С. Четвериков. С. 138; иером. Алексий Шепелев//Свет Печерский, 1918. 23. С. 364. 1385 Иером. Анатолий Оптинский. Письма, п. 127. С. 151; см. также: игумен Антоний. Письма, п. 127. С. 151; иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II, п. 395. С. 113.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

1068 Там же, л. 122 об., 128 об. Там же, к. 55, ед. хр. 13, л. 23. Преп. Амвросий писал о бодрствовании над собой: «Береги совесть свою и очи; имей страх Божий, чаще помышляй о смерти и о Страшном суде, и о том, что если теперь не управишь себя в богоугодной доброй жизни, то после уже и совсем ослабеешь к добру» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 277. С. 35). 1071 Там же, л. 93. Преп. Амвросий писал: «Если грешный с верою и упованием в покаянии будет прибегать к Господу, то получит помилование и прощение согрешений» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 30. С. 40). 1073 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 51 об. Старец Амвросий писал: «Сын Божий сходил с небес для спасения грешников и многого от нас не требует, а только искреннего покаяния» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 15. С. 19); «Богу приятнее грешник кающийся, чем человек не согрешивший, но превозносящийся» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 284. С. 40). 1075 Там же. Преп. Амвросий советовал искренно исповедовать свои грехи духовному отцу и не стыдиться ничего утаивать (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 278. С. 37). 1076 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 93. «Покаяние не совершается (не оканчивается) до гроба» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 294 С. 92). 1077 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 69–69 об. Оптинский старец Амвросий убеждает: «Скорби – это дар Божий, и все, что делается промыслительно от Господа, то делается к пользе нашей душевной» (Письма иеросхимонаха Амвросия//«Душеполезное чтение». М., 1909. Ч. II. С. 221). В другом письме о. Амвросий поучает: «Всякий христианин чем-либо да испытывается – один бедностью, другой болезнью, третий разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры и надежды, любви Божией, то есть к чему человек… более прилепляется, горе ли стремится, или еще пригвожден к земному; чтобы человек-христианин через подобные испытания сам видел, в каком он находится положении… и невольно смирялся» (Письма о. Амвросия к мирским. Ч. I. П. 30. С. 40). Оптинский игумен Антоний учил: «Так как сказано, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие, то Господь Бог… человеколюбно и посылает на нас различные огорчения, чтоб через них нас спасти» (Письма о. Антония. С. 386).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

1386 Свт. Тихон Задонский//Цветник духовный. Ч. II. С. 154. 1387 Там же. 1388 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. С. 57. 1389 Преп. Исаак Сирин. Слово 57. С. 298—299. 1390 Свт. Григорий Богослов. Творения. Изд. 3-е. Ч. V. М., 1889. С. 35—36. 1391 Свт. Иоанн Златоуст. T. IV//Творения. Т. III. Письма к Олимпиаде. С. 615—616. 1392 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. III. С. 292. 1393 Иером. Алексий (Шепелев). Свет Печерский, 1918, 23. С. 369. Афонский старец Силуан писал: «Болезнь и бедность смиряют человека до конца» (см. Иером. Софроний. Старец Силуан. Париж, 1952. С. 191) 1394 Свт. Григорий Богослов. Творения. T. V. С. 35. 1395 Преп. авва Дорофей. Поучение 2. 1396 Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 90. С. 188. 1397 Еп. Игнатий Брянчанинов. Письма//Христ. чтение. 1895, май-июнь. С. 589. 1398 Преп. Варсонофий Вел. Отв. 345. 1399 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II, п. 411. С. 128; иеросхм. Макарий Опт. Письма к мир., п. 225. С. 411; игумен Антоний. Письма, п. 292. С. 381; п. 168. С. 125; п. 272. С. 342—343. 1400 Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник, § 94. С. 317. 1401 От продолжительного стояния у о. Антония еще в молодости открылись раны на ногах, никогда не заживавшие до самой смерти и причинявшие ему большие страдания (Жизнеописание игумена Антония. М., 1879). 1402 Игумен Антоний. Письма, п. 301. С. 386—387. 1403 Свт. Василий Великий. Творения. T. VII, п. 195. С. 56—57. 1404 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 165. С. 168. 1405 Свт. Василий Великий. Творения. T. VII, п. 238. С. 207. 1406 Еп. Феофан. Письма//Тамбовск. Епарх. Ведомости, 1896, 35. С. 651—652. 1407 Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь и как на нее настроится. Изд. 5-е. М., 1904. С. 269. 1408 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 170. 1409 Иеросхм. Макарий Оптинский. С. 238. 1410 Игумен Антоний. Указ. соч. С. 140. «Через телесное злострадание — говорил о. Антоний — дарует Господь и преждебывших и настоящих грехов оставление и от будущих зол (бед) возбранение (будущим бедам препятствие)»//Жизнеописание настоятеля Малоярославского монастыря игум. Антония. М., 1870. С. 31.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

На погребение о. Исаакия прибыл Калужский епископ Александр. 23 августа он слушал заупокойное всенощное бдение, а на следующий день, 24 числа, по совершении Божественной Литургии, совершил и чин погребения. Замечательно, что в ночь с 23 на 24 число, когда епископ Александр лег в постель и, быть может, задремал, вдруг перед ним явился о. Исаакий в схимнической одежде и строгим голосом спросил: «Ты зачем сюда пришел?». Епископ Александр встал с постели и перешел в зал; там лег на подряснике, но и там опять был потревожен видением о. Исаакия. Так он провел всю ночь без сна. Это явление крайне встревожило епископа Александра, и он не мог утерпеть, чтобы не рассказать об этом странном явлении княгине О. и вслух всем на другой день, 24 августа за обедом. По отъезде из Оптиной Пустыни он простудился, серьезно заболел и 8 октября 1895 года скончался. Преподобный Иосиф Житие Старец Иосиф, в миру Иван Литовкин, родился 2 ноября 1837 года, умер 9 мая 1911 года. Это был ближайший ученик великого старца Амвросия, – ближайший не по внешности только, но и по духу, по силе послушания, преданности и любви. Это было поистине «чадо любимое» старца Амвросия. Это чадо послушания воспитывалось в стенах смиренной убогой «хибарки» преп. Амвросия, проникнутой заветами великих старцев Льва и Макария и молитвами их продолжателя старца Амвросия. Здесь, в этой тесной келье, сделавшейся для него училищем благочестия, он прошел делом самую высшую из наук – монашество, и стал в свое время сам наставником монахов. И как это было все просто, скромно, даже для многих незаметно! Отличительной чертой характера преп. Иосифа была необыкновенная скромность, деликатность, уступчивость, а со временем эти качества глубоко проникли все его существо и претворились в великие добродетели смирения, любви и ангельской кротости. Смиренная поступь, опущенные глаза, краткий ответ с поклоном и всегда неизменно скромная, приветливая улыбка… Еще в бытность его келейником старца Амвросия, все как-то безотчетно проникались к нему особым уважением; в нем чувствовалось что-то особенное.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15109-pr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010