202 Св. И. Злат. б. о том, что кто сам себе не вредит, томуникто вред. не мож. Б. на разн. м. Св. Пис. По изд. 1863. Спб. III. 473. 204 Св. И. Злат. Б. о прор. Илии и вдовице. Б. на разн. м. Св. Пис. По. изд. Спб. 1863. т. 3. стран. 247. 248. 209 Св. Амврос. Медиол. о том, что мы д. бояться не плотских, а духовн. врагов, и благодар. Бога за благод. Хр. чт. 1838. III 27, 28. 212 Св. Григор. Нисск. Об. устроении человека. Глав. 13. По изд. 1861. Моск. ч. 1. стран. 127, 128. 221 Св. Дмитр. Рост. Летопись. Четвертой тыс. шест. ста лл. деяния. По изд. 1827. Мск. т. 4. стран. 249. 250. Снес. св. Нил. Сллово о гневе. Хр. чт. 1826. XXIV. 138. 225 Св. Кассиан Римл. К Еписк. Кастору о духе блуда и. Похоти плотския. Хр. Чт. 1827. XXVIII. 247. 248. 233 Преп. Нил подв. Син. О избиен. монахов. скзан. четвертое. По изд. 1858. Моск. ч. 1. стран. 361. 241 Св. Ефр. Сир. Слово на почивших о Христе. По изд. 1850 Мск. ч. 4. Стран. 265–270. В Хр. чт. 1840. I. 134–137. 139–142. 247 Св. Ефр. Сир. Слово на почив. о Христе. По изд. 1850. Мск. ч. 4. Стр. 265. В Хр. чт. 1840. I. 133. 134. 248 Св. Ефр. Сир. О блаженстве. Тв. св. От. XIII. 20. В Хр. чт. 1833. III. Снес. Слово о покаянии. Тв. св. От. XVI. 99. 100. 258 Преп. Нила Сказания об избиен. монахов на горе Синайской… Сказание четвертое. По изд. 1858. Мск. ч. 1. стран. 359–360. 263 Св. И. Злат. Похвал. Слово всем Мученикам. Хр. чт. 1838. II. 289–291. По изд. 1864. Спб. Слова и б. на разн. Случаи. т. стран. 4. 266 Преп. Макар. Египет. б. о двояком сотоянии отходящих от жизни сей. По изд. 1852. Мск. стран. 237–238. В Хр. чт. 1828. XXXI. 113. 271 Св. Ефр. Сир. О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать… По изд. 1848. ч. 1. 432–433. 273 Препод. Иоанна Карпатского Сто утешительных глав к индийским монахам… Гл. 25. Хр. чт. 1827. XXVII. 146. 277 Св. И. Злат. б. 2-я об утешении при смерти. Б. на разн. м. Св. Пис. По изд. 1863. Спб. III. 498. 278 Св. Григор. Нисск. О душе и о воскресении разговор с сестрой Макриною. По изд. 1862. Мск. ч. 4. стран. 248–249.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

и деньгами 10 руб. за книжную справку); “Полн. собр. лет.”, IV, 162 (в 1492 г. здесь поселился на покой епис. Сарский Прохор); VI, 43 (игум. Трифон, с 1499 г. еписк. Сарский и Крутиц.), 120 (Стефан, брат преп. Сергия, отъиде к Богоявл. каменному на Москву), 240 (еписк. Сарай. Прохор сойде к Богоявл. в м-рь в 1493 г.), 250 (игум. Нил, с 1509 г. еписк. Твер.); VIII, 225 (в 1493 г. еписк. Прохор поселился в м-ре), 237 (игум. Трифон, с 1499 г. еписк. Сарский), 251 (игум. Нил, с 1509 г., еписк. Твер.), 283 (в 1533 г. явилась звезда промежь св. Прор. Ильи и Богоявл. за торгом); “Дворцов. разряды”, II, 787 (игум. Илья 1625 г.); III, 653 (встреча вселен. патриархов 1666 г.), 770 (проводы патр. Макария 1668 г.; архим. Герасим), 1254 (панихида 27 февр. 1675 г.; архим. Амвросий), 1350 (посещ. м-ря царем 1675 г. в апр.), 1420 (обедня в Успен. соб. 28 мая; архим. Амвросий), 1442 (тоже 7 июня), 1492 (тоже 28 июня), 1496 (празднество 29 июня), 1516, 1518 (праздн. 8 июля), 1534 (обед у царя 13 июля); “Опис. госуд. архива старых дел”, 344 (в 1700 г. имел крестьян 216 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, 338 (допрос 1723 г. архим. Иоакинфа по делу певчего Богомолова); VI, 56 (вызов 1726 г. архим. Иоакинфа в Спб. на чреду священослуж.); VII, 325 (архим. Иоакинф был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 644 (межевая книга 1674 г. вотчин м-ря села Дятелина с Дерев. и пустошами Каменского стана), 664 (межев. книга 1692 г. монаст. пустоши Коняевой тоже Камен. стана), 1522 (межев. кн. 1683 г. вотчин. земель в пустоши Билиной, Горетова стана); II, книги дозорн., переписи, и проч., 85, 95, 97, 119 (опись 1680 г. церковн. земель в вотчин. м-ря сел Топоркова, Федоскина и Литвинова на рч. Лашутке); Бычков, “Опис. рукоп. И. И. Библ.”, I, 403, 5 (прение литов. протопопа Лаврентия Зизания с игум. Илиею по поводу исправл. составленного Лаврентием катехизиса; напечатано в “Летоп. русск. литературы”, II, Отд. 2, 80); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., V, 372 (игум.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

93 « Отпустивъ его в Соузъдаль и вниде к онь Сеп. а епископь Симонь с нимъ вниде ко свою епископью». (Воскрес, лет. II, 168). Ср. Martynov. AA. SS. Octob. X, 879; М. Викторова. Составители К.–Печ. Патер., 16. 96 Лавр, л 3 , 423. 425; Новгор. IV (П. С. Р. Л. IV, 27); Воскрес. II, 182. 175; Никон. II, 346–7; Львов. I, 388. 100 Кальнофойский. Τερατουργημα.. 1638; I. Herbinius. Religiosae Kijovienses cryptae... 1675; Опис. Л. 2 , 106; Амвросий, Истор. рос. иерархии. Ч. I 2 , 174; Словарь Историч... II, 218–19; Словарь историч. о свят , 251; Филарет. Русск. Свят. 20 мая (по изд. 1863, стр. 136); Карамзин. Ист. Гос. Росс. III, прмч 137 (Спб. 1830); Martynov. AA. SS. Octob. X, 879; II. Месяц. Вост. 1 II, 122; Барсуков. Источники р. агиогр., 529; Голубинский. Ист. р. д. I–1, 576–7 и Истор. канон, св., 151 и др. 101 Известно, что в XVI в. по нем совершаются еще панихиды в день кончины. (Сергий. Св. Симон, еп. Владим. и Суздал. 1899, стр. 28). 102 В «Алфавитн. указателе святых, канонизованных Русск. Церк. до XVII в. включительно», приложенном к исследов. г. Васильева, «История канон. р. свят.», имени св. Симона, как и преп. Нестора, почему–то нет. 103 Памятник относится, по всей вероятности, к началу второй половины (1754) XVIII в., а напечатан в 22 кн. «Временника» (1855). 113 Материалы для ист. р. ц. Суздальская иерархия – в «Чтен. Общ. люб. дух. пр.» 1891, окт., 48–49. 115 «Св. Симон, еп. Влад. и Суздал.». Два Симона (под 10 мая и 6 июля) различаются и в позднейших редакциях Иконописного подлинника, напр. в Палеховской ред., (XVII в.) изданной Филимоновым (ср. Арх. Сергий. «Св. Симон», 27, и Барсуков. Источн, р. агиогр., 529–530). В древнейшей, так назыв. Новгородской, ред. Иконоп. подлин., XVI в., нет ни прп. Нестора, ни св. Симона. (Сборн. Общ. др –р. иск. на 1873 г. II. Матер.; 1–39, и Д. А. Григоров. Русск. иконоп. подл. – в Зап. И. р. Арх. Общ. III, 24 и д.). 116 Л. 265 об.: « Его же тло по вр н любви ко свтым положено въ пещер со преподобными отцы. коже въ послании своемъ к Поликарпу изви»...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Алфавитный указатель имен святых отцов и учителей церкви, церковных и светских писателей и книг, из которых сделаны извлечения и на которые сделаны указания в «выписках» свящ. Д. Александрова, с обозначением страниц, где именно эти извлечения и указания находятся 8 1) Бл. Августин, еп. Иппонийский: а) Творения его в рус. перев. Киев, 1879–1895 гг. Выписки на стран. 26, 63–66, 100,119,140,168, 210–211, 226–229, 261–262; указаны на стр. 75. б) Из сочинения Кутепова «Раскол Донатистов» вып. на стр. 2–8, 200 и 808. указ. на стр. 329. в) Из сочинения «Жизнь и творения бл. Августина», изд. 1885 г., вып. на стр. 285–286. г) Из соч. Голубинского, «К нашей полемике с старообрядцами» М., 1896 г., вып. на стр. 285–286. 2) Св. Амвросий, еп. Медиоланский. а) Две книги о покаянии. Москва, 1901 г. Внп. на стр. 178, 179 и 216. б) Письмо к Вигилию XIX. Вып. на стр. 195. 3) Св. Анастасий Синаит . Вып. из сочинения Павлова «Номоканон при Большом Требнике» М. 1897 г., на. стр. 179. 4) Св. Андрей, ариеп. Кесарийский. а) Толкование на Апокалипсис. Изд. Братства св. Петра митр. М. 1889 г. Вып. на стр. 78. б) Похвальное слово Потапию. Вып. из соч. Голубинского «К нашей полемике с старообрядцами», М. 1905 г., на стр. 313–314. 5) Преп. Антоний. Письмо к Феодору Освященному. Вып. из Христ. Чт. 1827 г. ч.27 и Богослов. Вест. 1905 г., февр., на стр. 189. 6) Апостол Толковый печ. в Почаеве 7292 (1784) г. Вып. на стр. 82 и 327; указ. на стр. 100. 7) Аристин. Вып. на стр. 126, 182, 193, 273 и 276. 8) Арсений, еп. Кирилловский. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих цервовные, от Рождества Христова до 1898 г. Вып. на стр. 297 и 305; указ. на стр. 329, 334 и 337. 9) Св. Афанасий Великий (Александрийский). Творения его в рус. перев. Москов. дух. Акад. Сергиев Посад, 1903 г. Вып. на стр. 28, 36–37, 50–51, 74, 91, 201, 287 и 330; указ. на стр. 96 и 322. 10) Барония Кесаря, деяния церковные и гражданские, печ. 1719 г. в Москве. Вып. на стр. 153, 197, 203, 271, 276, 281, 294–297, 300–301, 303–305, 307, 312, 322 и 349–350; указ. на стр. 306, 322–323, 325, 326, 328, 333, 334, 335, 336 и 337.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Свт. Иоанн Златоуст. Беседа «В следующий день…», 1//Творения. Т. 12. Ч. 1. С. 297. 108 Он же. Беседа на 1 Кор. 17, 3//Творения. Т. 10. Кн. 1. С. 167. 109 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на кн. Бытия. 21, 2//Творения. Т. 4. Кн. 1. С. 190: «Потому Он даровал ему и душу, чтобы он был и бессмертным навсегда». 110 Он же. Беседа о статуях. 11, 2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 132; его же. Беседы на кн. Бытия. 13. 1. 111 Свт. Григорий Нисский. Беседа на Песнь песней, 12//Творения. Т. 39. Ч. 3. С. 301. 112 Св. Иоанн Златоуст. Беседа о статуях. 11, 2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 132; его же. «На следующий день…», 1. 113 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику. Кн. II, 27//Ранние отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1988. С. 489. Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 5. Гл. XII, 1 и XIII, 3//Творения. М., 1996. С. 467, 476. (Б–ка отцов и учителей Церкви). 114 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику. Кн. II, 27//Указ. соч. С. 489–490. 115 Свт. Григорий Нисский. Беседа на Песнь песней, 12//Творения. Т. 39. Ч. 3. С. 301. 116 Г. Φλωροφσκυ. Ανατομα προβλημτων της πστεως. θεσσαλ., 1977. Σ. 62. 117 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику Кн. II, 24, 27//Указ. соч. С. 488–489. 118 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на книгу Бытия. XVII, 9//Творения… Т. 4. Кн. 1. С. 153. 119 Свт. Григорий Нисский. Слово о блаженствах, 3//Творения. Т. 38 (Ч. 2). С. 395. 120 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на кн. Бытия XVIII, 3//Творения. Т. 4. Кн. 1. С. 158. 121 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на послание к Ефесянам 19, 2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 158; О воскресении мертвых, 8//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 479. 122 Преп. Максим Исповедник. О богословии. Гл. 5. Сотница 6. Гл. 48. 123 Свт. Григорий Палама. Беседа, произнесенная в праздник Введения во Храм (во Святая Святых) Пречистыя Владычицы нашея Богородицы//Св. Григорий Палама. Беседы/Пер. архим. Амвросия (Погодина). Репр. изд. M., 1994. С. 76. Т. 3. 124 В книге Бытия: И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть! И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. 125

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

...Пожалей и не осудишь (преп. Анатолий). Судить и осуждать берегись, особенно старших. Это хуже всего и ведет к нерасчерпаемой путанице. Безмолвствовать в своей келье и значит не осуждать и не празднословить (преп. Амвросий). «Нужно смиряться, — сказал , — раздражение и осуждение происходят от гордости». Нарисовал цепочку колечками и указал, что грехи, подобно цепочке, связываются один с другим и происходят один от другого (преп. Амвросий). Осуждать не нужно потому уже, что не знаешь чужой души. На себя больше смотри и, читая святые книги, к себе применяй и себя исправляй, а не других. А то будешь и много знать, да будешь, пожалуй, хуже других. Привел поразительный пример: «разбойник тридцать лет разбойничал и, покаявшись, вошел в рай. А апостол Иуда находился всегда при Господе Учителе, и под конец предал Его» (преп. Амвросий). Суд праведный должен относиться к нам самим, а не к другим, и не по наружным деяниям должно себя судить, а по внутреннему состоянию или ощущению (преп. Амвросий). Ревность у тебя не по разуму; оставь других! Иногда тебе кажется что-либо по наружности только, а душа каждого человека глубока, почему Господь двукратно запретил не только осуждать, но и судить (преп. Амвросий). А у них , может, есть такое тайное добро, которое выкупает все другие в них недостатки и которого ты не видишь. В тебе же много способности к жертве, но Господь сказал: «Милости хощу, а не жертвы» (Мф. 9, 13). А милости-то у тебя и мало — почему и судишь всех без снисхождения; смотришь только на дурную сторону человека и не вглядываешься в хорошую, свои же жертвы видишь и превозносишься ими (преп. Амвросий). Как будешь кого осуждать, то скажи себе: «лицемере, изми первее бервно из очесе твоего» (Мф. 7, 5). Бревно в глазу — это гордость. Фарисей имел все добродетели, но был горд, а мытарь имел смирение, и был лучше (преп. Амвросий). ...Везде потребно будет и смирение, и терпение, и неосуждение других. Только этими духовными средствами приобретается мирное устроение души, соразмерно тому, насколько мы будем простираться к смирению, и долготерпению, и неосуждению других. Ежели дозволявшии или присвояющии себе право судить находили недостатки и неправильности в Самом Господе, источнике всякой истины, называя Его льстецом, самарянином и хуже того (Мф. 27, 63; Ин. 8, 48), то какого заключения не сделают относительно обыкновенных людей. Всего лучше и спасительнее для нас последовать заповеди Апостола, глаголющего: «не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4, 5) (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1890...

§3. Учение 1.      Вслед за своим учителем, свят. Иоанном Златоустом , преп. Исидор – учитель практический и, следовательно, примыкавший к деятельному, а не к созерцательному течению в аскетизме. Он советовал более стремиться к практической добродетельной жизни, нежели к отвлеченным наукам. В духе своего удивительного времени, связанного с бурным ростом монашеского движения, преп. Исидор воспевал девство, превознося его, как царицу добродетелей. Так, он писал: «Хранящих девство должно уподоблять солнцу, вдовствующих непорочно – луне, а живущих честно в супружестве – звездам, подобно тому, как святый апостол Павел говорит... ( 1Кор. 15:41 )» («Жития святых, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского », Москва, 1905 г.; «Память преп. Исидора Пелусиотск ого», день двенадцатый, месяц февраль). Письма преп. Исидора исполнены здорового аскетического радикализма. Например, он учил: «Только удаление от мирской суеты, добровольная бедность и воздержание дают возможность христианину посвятить себя истинной практической философии учеников Христовых»; «Тот, кто живет среди шума и желает познать Бога, должен понять, что насеваемое среди терний заглушается терниями и что, не упразднясь, нельзя познать Бога»; «Заботьтесь о душе больше всего, о теле столько, сколько необходимо, а о внешних вещах совершенно не заботьтесь» (Цит. по «Конспекту патрологии», ч. II, Джорданвилль, 1993 г., стр. 27). В духе делательного аскетического направления, преп. Исидор дает инокам и всем желающим духовно подвизаться множество полезных практических советов. Он говорит о том, как должно поститься, совершать молитвенное правило, одеваться, вести себя и так далее. В качестве примера приведем аскетическое наставление преподобного о беседах с женщинами, которое он преподает епископу. Преп. Исидор пишет: «Если какие собеседования, – говорится в Писании, – и растлевают добрые нравы ( 1Кор. 15:33 ), то именно беседы с женщинами, хотя бы и приличные, потому что они могут растлить тайным образом внутреннего человека, посредством дурных помыслов, и хотя бы тело оставалось в чистоте, душа будет осквернена... Избегай сколько можешь собеседований с женщинами... Ибо имеющим на себе сан священства надлежит быть святее и чище поселившихся в горах и пустынях. Первые имеют попечение и о себе, и о народе, а последние только о себе... Если же вынужден будешь свидиться с женщинами, то склони очи долу... И после краткой беседы... быстро уходи» («Жития святых, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского », Москва, 1905 г.; «Память преп. Исидора Пелусиотск ого», день двенадцатый, месяце февраль).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Напрасно ты думаешь, что богатство или изобилие, или, по крайней мере, достаточество было бы для тебя полезно или успокоительно. Богатые еще более тревожатся, нежели бедные и недостаточествующие. Бедность и недостаточество ближе и к смирению, и ко спасению, если только человек не будет малодушествовать, а с верою и упованием возложится на всеблагий Промысл Божий. Доселе питал нас Господь и вперед силен сотворить сие... (преп. Амвросий). ...Довольство и изобилие портит людей. От жиру, по пословице, и животные бесятся (преп. Амвросий). Богообщение Положение Иова — закон для каждого человека. Пока богат, знатен, в благополучии, Бог не откликается. Когда человек на гноище, всеми отверженный, тогда является Бог и Сам беседует с человеком, а человек только слушает и взывает: «Господи, помилуй!» (преп. Нектарий). Богопознание Если мы будем стараться очищать сердце свое от страстей (а не действовать оные), то, по мере очищения, благодать Божия будет отверзать очи сердечные к видению света истинного; «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф.5, 8), но тогда, когда и смирением усовершат себя, ибо смиренным открываются таинства... (преп. Макарий). ...В Евангелии говорится, что «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Ср.: Мф.11, 27). Это значит — никто не может сам по себе познать Бога и Господа нашего Иисуса Христа, иметь правильные понятия о вере в Бога, если не откроет ему этого Сам Бог. Никто сам по себе не может познавать волю Божию, путь Господень, иметь правильные понятия о духовной жизни и христианской нравственности, если не научит этому Сам Господь. А научает Он того, кто искренно желает этого и просит об этом Господа, кто оказывается способным и достойным этого научения, кто хранит свою совесть, кто стремится к Свету, кто понуждает себя на всякое добро (преп. Никон). Господь «научит кроткия путем Своим» (Пс.24,9). Так сказано в псалме. Человека только Бог научает путям Своим, но только при условии, что человек кроток, смирен. Только таких научает Бог (преп. Никон).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Если будем прибегать ко Господу, то Он посетит нас, войдет в наше сердце, защитит нас, покроет от всяких искушений, будет для нас столпом крепким от лица вражия и приведет нас незаблудно к крайнему пределу наших желаний и стремлений, к вечному блаженству, в Царство Небесное (преп. Никон). Многие дела человеческие бывают так. Думаем и предполагаем одно, а выходит другое. Только в одном ошибки не бывает: если стремится человек к исполнению воли Божией во всяком предлежащем деле, то хотя бы видимого успеха в этом деле он не получил, Всеблагий Господь доброе намерение его вменяет ему в самое дело. Если, по слову преподобного Исаака Сирина, и совершенство совершенных несовершенно, то тем более дела обыкновенных людей лишены совершенства, а совершаются со многими ошибками и недосмотрами. Впрочем, ни в каком случае унывать и паче меры печалиться и скорбеть не должно, а надеяться и уповать, что благодать Божия, оскудевающее восполняющая, и всесильная Божия помощь сильны все привести к полезному концу. — Не вотще Господь глаголет в Святом Евангелии: «без Мене не можете творить ничего» (Ин. 15, 5) и паки: «невозможная от человек, возможна вся от Бога» (Лк. 18, 27) (преп. Амвросий). Ежели настоящая жизнь наша есть не что иное, как подвиг, а подвиг не бывает без борьбы, а в борьбе человек без помощи Божией бывает немощен и несилен, то и должны мы вместо того, чтобы унывать, к Победителю темных сил взывать: «побори борющия мя» (Пс. 34, 1). И паки: «Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися... Да возвратятся вспять и постыдятся мыслящий ми злая» (Пс. 69, 2—3) (преп. Амвросий). Не огорчайся много, что тесноты ради свели тебя с Р...ского трона. Может быть, это для того случилось так, что тесен путь, вводящий в жизнь вечную и блаженную. Покорись необходимости, предаваясь воле Божией. Силен Господь препитать нас и устроить о нас полезное и душеполезное. Поживи сколько будет возможно у м. N., а после видно будет: что и как. Господь питает и птиц небесных, которые ни сеют, ни жнут, а гнездо устрояют себе там, где находят удобнее. На толки человеческие не обращай большого внимания, а только старайся сама поосторожнее говорить (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Амвросий). Представлять лицо духовного отца в церкви и на молитве келейной не только не благовременно, но и противозаконно и вредно. Это просто благовидное искушение вражие, которого нужно избегать всячески. Первая и главная заповедь Евангельская: «возлюбиши Господа Бога всем сердцем и душою и помышлением» (Ср.: Лк. 10, 27). Этой заповеди и нужно всячески держаться. О духовных же отцах заповедь другая, так как бдят о душах наших, должно повиноваться им, а не представлять их во время молитвы. Это не только не нужно, но и вредно, особенно тому, кто еще не освободился от земных чувств ветхого человека (преп. Амвросий). Лучше вместо поездки к нам, дома позаботься о тех немощах душевных, о которых писала мне, молясь с верою и смирением Врачу душ и телес, да исцелит внутренние и невидимые немощи наши. — Един Он Всесилен уврачевать тайные страсти наши. — Потому что доброненавистник поставил тайные сети на пути духовного отношения, чтобы вместо пользы нанести душевный вред. Но да упраз­днит все сие Всеведущий и Всесильный Господь мановением Своим. Впрочем, и мы сами, разумевая козни вражие, да отвергаем вредное и душевредное, полезное же да содержим. — Можно вспоминать отца духовного, но не в церкви или на молитвенном правиле, когда весь ум должен быть обращен к Богу Единому. Да и в другое время воспоминание должно очищать от неполезной примеси, обращением и к Богу, и призыванием Его всесильной помощи и помилования, и избавления от вредной примеси (преп. Амвросий). Хотя О... о твоем отце духовном говорит справедливо, что он человек многогрешный, но тебе слушать это молча не должно. Феодор Эдесский пишет: «всякого хулящего твоего отца духовного заусти», т. е. всякому такому заграждай уста; пусть так толкует где хочет и с кем хочет, но ты сего толковать перед тобою не попускай, повторяя: «толкуйте об этом где хотите, но предо мною неприлично вам это говорить, да и вам самим это без душевного вреда и ответственности не обойдется» (преп. Амвросий). Ты все толкуешь нелепицу, что мне тебя не жаль.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010