Святитель Иоанн Златоуст Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Мф. 7, 21 Добродетель озаряет всех Совершающим добрые дела, когда они явны, это служит на пользу, и Спаситель сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16), однако, поскольку иные имеют в виду при этом не слово Владыки, но свою славу, Спаситель дал такой совет: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды» (Мф. 6, 1). Сначала речь идет о том, что благонравие и любовь к добру не могут укрыться, если бы и хотели этого творящие добро, а другие слова обуздывают славолюбие. В первых Господь воспрещает порок, в последних желание делать добро напоказ. Последнее не противоречит первому, но воспрещает пороки, как бы неразрывно следующие за добродетелями. Только добродетель, совершаемая не напоказ, в собственном смысле и может быть названа так и действительно есть добродетель. Если же она увлекается в славолюбие, то перестает быть истинной добродетелью. Нечего говорить о том, что подающие милостыню на показ, не по добротолюбию это делают… А слова «да просветится свет ваш» сказаны не с тем, чтобы мы величались, но в том смысле, что доброму делу невозможно не стать явным, даже если бы и скрывали его. Как светильник в безлунную ночь обращает на себя взгляд, так и добродетель против воли обладающих ею озаряет всех. Преподобный Исидор Пелусиот 19 марта 2014 г. Рейтинг: 9.9 Голосов: 1242 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алина 4 апреля 2024, 03:21 Добродетель, она лично для себя, или другие тоже могут ощутить ее благо. Это вещь в себе даже когда направлена на других? Срболюб 22 марта 2022, 07:54 Спасибо за статью. Владислав 5 апреля 2018, 09:51 Благодарю Вас за прекрасные слова! Православие ру, так держать!!!!! Ljubovj 7 марта 2018, 21:37 spasi Gospodi tak pouchiteljno

http://pravoslavie.ru/1638.html

Смысл слов «кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка» ( Мф. 10, 41 ), коротко говоря, таков: кто по какой-нибудь другой потребности или по другому предлогу удостоит чести доброе, тот не будет еще участвовать в славе другого, но тот прославится вместе с добрым, кто почтил доброе ради самого добра. Ибо многие чтут пророков или праведников или для славы человеческой, или для житейской выгоды. Иные заняты этим, тратят на это деньги, и никто о них не скажет, что они примут «награду пророка». Но кто, откровенной душой взирая на доброе, почтит святых, тот справедливо прославится вместе со святыми. Преподобный Исидор Пелусиот ( 115, 772 ). Бог есть Святость ( 104, 1661 ). Бог твой и Господь свят, ждет и от тебя этого: «Будьте святы, потому что Я свят» ( 1Пет. 1, 16 ). Должен и ты хранить святость, данную тебе в Крещении, и ради этого хранить себя от всякой скверны плоти и духа, уклоняться от всякой нечистоты и прочего, что отлучает от общения с Богом и Сыном Его Иисусом Христом ( 104, 1661 ). Как земледелец выходит на поле обрабатывать землю, купец приходит в лавку торговать, ученик идет в школу учиться, судья приходит судить и изыскивать правду, воин выходит на брань подвизаться против врагов и защищать свое отечество, так христианин входит в христианство, чтобы свято жить, угождать Христу Господу и верой в Него – у Него искать вечного спасения ( 104, 1661–1662 ). Истинная святость никакими грешниками не гнушается. Истинно святой ненавидит грех, но не грешников; грехами гнушается, но не гнушается грешниками. Книжники и фарисеи, надменные мнимой святостью, гнушались грешниками, потому и укоряли апостолов: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» ( Мф. 9, 11 ). Но Христос, Святейший святых и Источник святыни, никакими грешниками не гнушался. Этому следуют и святые рабы Его, которые отвращаются от грехов, но не от грешников: грехи ненавидят, но грешникам соболезнуют и состраждут. Да постыдится надменная фарисейская гордость, которая гнушается подобными себе грешниками! Святитель Тихон Задонский ( 104, 1662 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Сравнивая сходство и различие православного и исламского вероучений важно подчеркнуть следующее. Первозданный человек был, согласно обоим вероучениям, одухотворён Богом: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою… И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» ( Быт. 2:7 ; Еккл. 12:7 ). Но душа человека в православии не носит частицу Бога, а является причастником Божественного естества. Святитель Игнатий Брянчанинов об этом учит так: «Язычники полагали, что человеческая душа составляет частицу Божества. Мысль ложная и очень опасная… Многие члены современного общества, узнав из Книги Бытия, что “Бог вдунул в лицо человека дыхание жизни”, опрометчиво заключают из этого о божественности души человеческой по самому ее сотворению, а, следовательно, по ее естеству… Православная восточная церковь признавала человека существом, созданным по душе и телу, но способным и по душе и по телу быть причастником Божественного естества, быть богом по благодати» 55 . Впрочем, душа в силу своей богообразности имеет Божественные свойства, но не Божественную природу, иначе бы она не грешила. Преподобный Исидор Пелусиот учит: «Признаем мы, что душа божественна и бессмертна, однако же не единосущна с Пребожественным и Царственным естеством и не часть сего Божественного, Творческого и присносущного естества… Ибо если бы она была частью оного неизреченного естества, то не грешила бы, не была бы судима» 56 . Следующим отличием является то, что мы не встречаем в Коране и в исламской догматике четких различий души и духа, тогда как в православном учении – начиная от Священного Писания и заканчивая творениями Святых Отцов Церкви – указывается, что они не тождественны: Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа , составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр. 4:12 ). Отцы Церкви в своих творениях различают душу от духа, называя дух высшей частью души.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Таким образом, повторюсь, некоторая правда в словах змея есть, но она извращена. Действительно, глаза человека открылись, он стал, как Бог . Но в каком смысле? Он сделался гордым тем, будто он бог, и в то же самое время ничтожным по своим возможностям, силам телесным, а в особенности душевным. Да, глаза человека открылись. Но что он увидел? Что он наг и лишился всего. В результате познания добра и зла – зло покорило человека, а о добре он теперь только мечтает и никогда не может его достигнуть, не может его совершить. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания 88 . Видимо, исходя из слов сшили смоковные листья преподобный Исидор Пелусиотск ий и делает вывод, что грехопадение произошло возле смоквы, поскольку из ее листьев прародители себе тут же сделали опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня 89 , то есть во время благодатной прохлады, так как святые отцы описывают действие благодати в сердце человека как прохладу. Во время обильного действия благодати, названного здесь прохладой дня, Господь явился Адаму и Еве уже извне, потому что они лишились благодати, единения с Богом и богообщения. И скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая 90 . Поступок первозданных людей нам кажется наивным. Однако и мы ведем себя не менее наивно, поэтому можно объяснить их поведение, проведя аналогию с тем, что происходит с нами. Мы также пытаемся скрыться от Бога в своих умствованиях, подчас нелепых, хотя мы даже можем в них убедить некоторых людей, приобретя себе сторонников. Мы скрываемся в делах, в суете, лишь бы уйти от упрека совести, уйти от Бога, Который предстает пред нашим лицом, даже пред нашей волей в разнообразных Своих действиях. Мы встречаемся с Богом через чтение Священного Писания, наставление более опытных христиан, молитву в особенности; может быть, через промыслительное действие скорби или обстоятельство, приводящее нас к необходимости задуматься о своей душе, о своей будущей участи в загробной жизни. Убегая от всего этого в собственные измышления, суету, мечтания, мы бываем не менее наивны, чем Адам, спрятавшийся среди деревьев рая.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Только если почитатели Бога проводят добродетельную жизнь, прославляют Его словами и делами. Он возвеличивается. Конечно, это не значит, что возрастает Его собственное величие. Но через почитающих Его и через Его великие и разнообразные дела в творении и промышлении о мире величие Его открывается и неверующим в Него (39, 740). " Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? " (Лк. 13, 15). Справедливо называет начальника синагоги лицемером, ибо он показывал себя хранителем Закона, а внутренне был хитрецом и завистником: не потому негодует, что нарушается суббота, а потому, что прославляется Христос. Святитель Иоанн Златоуст (116, 157). Все обращают внимание не на то, что мы говорим, а на то, что делаем, и по делам произносят приговор, если не явно, то в сердце. Поэтому надо иметь и жизнь, соответствующую слову, и правила жизни, согласные с учением, чтобы, побеждая на словах, не быть побежденными в делах (50, 98). Не словами... надо очаровывать слушателей, но деятельностью вести за собой видящих жизнь твою. Преподобный Исидор Пелусиот (52, 278). Что такое лицемерие? По слову Христову, лицемеры уподобляются " окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты " (Мф. 23, 27). Лицемеры- " оцеживающие комара, а верблюда поглощающие " (Мф. 23, 24), то есть малые грехи замечающие, а великие ставящие ни во что. Лицемер тот, кто собственный прибыток считает выше закона совести; лицемер тот, кто иное содержит в сердце, иное на языке, кто имеет наружность святую, а внутренность беззаконную. Лицемер тот, чья сущность разодрана надвое, тот, кто сам с собою не согласен. Лицемер-выродок, имеющий образ человеческий, а мысли бесовские... Он закрывает от нас истину или, еще хуже, выдает ложь за истину, обман за мудрость, хитрость за благоразумие, обиду другого за правосудие, развращенность за похвальную благопристойность, а тем смешивает Небо с землей и все дела человеческие заполняет мраком и извращением. Платон, митрополит Московский (105, 356-357).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Ты украшал свое тело, и отчего же не украсил душу свою? Ты истратил время своей жизни на то, чтобы заботиться о своем теле и украшать его, – так отчего же не потратил ни малейшего времени на то, чтобы позаботиться о своей душе и украсить ее? Ведь ты христианин, – так отчего же ты не облачен в одежду, подобающую христианам, а именно – в подражание Моей жизни и добрые дела? Так возьмите его за руки и ноги и ввергните во тьму внешнюю. «Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 22:13 ). О, жалкое несчастье! О, вечное осуждение и наказание! Чтобы и вы не претерпели подобного, собратья мои христиане и сестры мои христианки, оставьте напрасное украшение о смертном теле, предназначенном в пищу червям, и те средства, которые вы желали потратить на прекрасные одежды, разделите на благотворительность нищим, чтобы с их помощью стяжать одно лишь Царствие Небесное. Имейте попечение только о том, чтобы украсить бессмертную и бесценную свою душу, как говорит апостол Павел: «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» ( Кол. 3:12 ). «Итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» ( Рим.13:12 ). «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» ( 1Фес.5:8 ). Посему прекрасными и нарядными одеждами вы, как и телом, обладаете лишь до смерти, чтобы сбросить их подобно той обезьяне, и потому отриньте их как чуждые и временные, а те, другие одеяния возжелайте и возьмите с собой и после смерти, как приличные и подобающие христианам. И имея их, вы войдете в радость Господа и Царствие, облачившись в одежды, поистине подобающие для того небесного брака, что да случится со всеми нами во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и владычество, с Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь. 63 Поэтому и божественный Исидор Пелусиот обличает как блудницу ту женщину, которая красится и носит украшения, чтобы соблазнить мужчин. Он говорит так: «Если гордая накрашенная и наряженная женщина привлекает своим видом смотрящих на нее, даже не уловляя в свои сети обольстившегося, получает наказание как уловившая. Поскольку яд она уже приготовила, подмешала в вино, налила в чашу, но только не нашла желающего ее выпить. Ведь многих осуждают не только по конечному результату, но на основании совершенных действий» (Письмо 1654 Герону пресвитеру). – Примеч.прп. Никодима Святогорца . 64 Мирра и смирна – это различные названия одного и того же благовония: ароматическая камедь аравийского мирта. Это вещество использовалось для бальзамирования мертвых, как ладан для воскурения при совершении культовых действий, а также как ароматическая мазь и благовоние, которым умащали тело. – Примеч. пер.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Цари земель восседают там на призрачных престолах, древние чудовища — допотопоные исполины — в страшной полудреме созерцают свои преступления, главы народов, лежа на ложах, окружены своими потомками. Под головами тиранов и воинов лежат мечи, обагренные кровью убитых. Все они лежат в гробах, и мечи положили себе под головы, напоминая себе о ярости, которой они наводили ужас на землю. Они дают место новоприбывшим в самых глубинах преисподней. А в самой глубине этой страшной долины, в грязи, вони и среди копошащихся червей, обитают самые лютые грешники. Души проклятых несут там позор свой, и злые духи издеваются над ними» . Лучик надежды во тьме Вот в такой ужасной ситуации оказался человек из-за своего непослушания Богу: полная скорбей жизнь, муки и томление в мрачном Шеоле после смерти… Но милосердный Бог, наказав первых людей изгнанием из Рая, дал им, Адаму и Еве, таинственное обетование (то есть обещание) будущего спасения. Мы можем прочесть об этом в третьей главе книги Бытия. «И сказал Господь Бог змею: За то, что ты сделал это, проклят ты …», а дальше следует удивительное пророчество о том, что власть сатаны на земле не вечна, и что змей будет поражен Спасителем мира. Вот что еще сказал змею Всевышний: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем ее; Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» (Быт. 3, 15). Это первое в Библии пророчество о Христе, данное Самим Всевышним и записанное задолго до того, как были написаны четыре Евангелия, поэтому его еще иногда называют Первоевангелием. Вдумайтесь, какое удивительное, загадочное обетованье! Придет время, обещает Всевышний, и Некто, Кого Писание называет Семенем Жены , поразит главу искусителя-змея, дьявола, и избавит человечество от его власти, в которую оно, человечество, добровольно попало! В чем же загадочность? А в том, что в обычном словоупотреблении семя — от мужа, а не от жены… Впрочем, для нас, людей, живущих уже после исполнения этого обетования Божьего, здесь ничего таинственного нет, мы понимаем, что это пророчество о приходе в мир Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Исидор Пелусиот писал об этом пророчестве:

http://pravoslavie.ru/136499.html

Бесплодность обличений не останавливала ревности Исидора. Обливаясь слезами о нераскаянности виновного, он продолжал свои обличения. «Узнав, – так писал Исидор к Пресвитеру Зосиме, – что тогда, как тебе должно прибегнуть к раскаянию, ты умножаешь прежние беззакония и стремишься к новым преступлениям, я наконец заплакал и сказал сам себе: О Исидор! Что ты напрасно трудишься, сея на камнях? Что стараешься излечить того, кто не хочет лечиться, и неусыпно бодрствуешь, когда тот, для коего прилагается неусыпное бдение, делает тщетным оное, не исполняя внушаемого? Перестань напрасно трудиться убелять эфиопа, разсекать огонь и варить камень! Когда я сильно жаловался самому себе, опять родилась во мне приятная надежда и снова против воли заставила меня писать сии строки» 308 . Надобно заметить, что Исидор употреблял резкие обличения только против людей упорных во грехе. «С людьми добрыми, – писал он, – нужно поступать кротко, а против дерзких строже. Первые почитают кротость добродетелью, потому и нужно употребить её для вразумления их. Но последние уважают только силу и смелость, потому нужно показывать твердость, чтобы сокрушить их гордость. Таким благородным обращением поддерживаются одни и смиряются другие. Одними и теми же средствами не приобретем всех; одними и теми же лекарствами не врачуют все болезни; но сколько различных болезней, столько же и различных лекарств 309 ». Этим объясняется, почему некоторые из друзей замечали в Преподобном Исидоре снисходительность, тогда как другие находили его обличения слишком резкими 310 . Но Исидор, руководствуясь только свидетельством своей совести, не хотел умерять своих обличений из угождения одним и по страху гонения от других. «Не думай, – писал он к софисту Асклепию, – чтобы я изменил себя и сделался низким ласкателем. Нужно или тебе перестать ко мне относиться с такими советами, или мне исключить тебя из числа друзей» 311 . Когда один правитель сетовал на Исидора за строгость его обличений, Исидор отвечал, что ему нужно осуждать собственные свои действия, а не слова, в которых они названы такими, каковы на самом деле 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Так побудило Финнееса пронзить совершающих беззаконие. Так Давида вооружило на филистимлянина; так внушило Петру возревновать и употребить в дело нож, когда ополчились Иудеи на Господа мира» 1472 . Образное выражение Писания – «нага и объявлена» ( Евр.4:13 ), по мнению преп. Исидора, имеет историческое происхождение. Оно взято «велемудрым Павлом с жертвенных животных, приводимых на заклание. Как они, рассуждает Исидор, по снятии с них кожи, обнажаются от всякого видимого покрова, и в них явным делается расположение сокровенного внутри, так и в великий день Господень откровение неизвестных и неявных дел наших обнажит их» 1473 . Таких примеров исторического толкования у преп. Исидора можно найти немало 1474 . Нередко св. Исидор при толковании некоторых мест Священного Писания вдается в топографические и географические подробности и в этом, следует заметить, он обнаруживает большую осведомленность. Для уразумения некоторых тонкостей в Писании Исидор прибегает к —824— указанию нравов и обычаев целых народов, а также и индивидуальных качеств и особенностей характера отдельных личностей 1475 . Отсюда его толкования дышат естественностью и весьма тонкою проницательностью. Для уяснения некоторых мест Священного Писания преп. Исидор берет образы из повседневной жизни, истории и даже естественных наук 1476 и часто приводит примеры не только из христианской и ветхозаветной жизни, но и вообще из истории и языческих народов 1477 . А трудность изречений Писания, особенно догматического характера, заставляет его обращаться для ясности их понимания за сравнениями даже из языческой мифологии 1478 . Итак, историко-грамматический метод толкования Священного Писания очень развит у преподобного Исидора Пелусиота , и в этом, как видно, большое сходство его с св. Златоустом. Но есть еще одна черта в толкованиях св. Исидора, которая роднит его и еще более связывает с последним – это нравственно-практический характер его многих экзегетических писем. Все вообще письма Исидора дышат неподдельною сердечностью, простотою, любвеобильным отношением к тем, к которым они были адресованы; почти все они наполнены нравственно-практическими советами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

§3. Учение 1.      Вслед за своим учителем, свят. Иоанном Златоустом , преп. Исидор – учитель практический и, следовательно, примыкавший к деятельному, а не к созерцательному течению в аскетизме. Он советовал более стремиться к практической добродетельной жизни, нежели к отвлеченным наукам. В духе своего удивительного времени, связанного с бурным ростом монашеского движения, преп. Исидор воспевал девство, превознося его, как царицу добродетелей. Так, он писал: «Хранящих девство должно уподоблять солнцу, вдовствующих непорочно – луне, а живущих честно в супружестве – звездам, подобно тому, как святый апостол Павел говорит... ( 1Кор. 15:41 )» («Жития святых, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского », Москва, 1905 г.; «Память преп. Исидора Пелусиотск ого», день двенадцатый, месяц февраль). Письма преп. Исидора исполнены здорового аскетического радикализма. Например, он учил: «Только удаление от мирской суеты, добровольная бедность и воздержание дают возможность христианину посвятить себя истинной практической философии учеников Христовых»; «Тот, кто живет среди шума и желает познать Бога, должен понять, что насеваемое среди терний заглушается терниями и что, не упразднясь, нельзя познать Бога»; «Заботьтесь о душе больше всего, о теле столько, сколько необходимо, а о внешних вещах совершенно не заботьтесь» (Цит. по «Конспекту патрологии», ч. II, Джорданвилль, 1993 г., стр. 27). В духе делательного аскетического направления, преп. Исидор дает инокам и всем желающим духовно подвизаться множество полезных практических советов. Он говорит о том, как должно поститься, совершать молитвенное правило, одеваться, вести себя и так далее. В качестве примера приведем аскетическое наставление преподобного о беседах с женщинами, которое он преподает епископу. Преп. Исидор пишет: «Если какие собеседования, – говорится в Писании, – и растлевают добрые нравы ( 1Кор. 15:33 ), то именно беседы с женщинами, хотя бы и приличные, потому что они могут растлить тайным образом внутреннего человека, посредством дурных помыслов, и хотя бы тело оставалось в чистоте, душа будет осквернена... Избегай сколько можешь собеседований с женщинами... Ибо имеющим на себе сан священства надлежит быть святее и чище поселившихся в горах и пустынях. Первые имеют попечение и о себе, и о народе, а последние только о себе... Если же вынужден будешь свидиться с женщинами, то склони очи долу... И после краткой беседы... быстро уходи» («Жития святых, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского », Москва, 1905 г.; «Память преп. Исидора Пелусиотск ого», день двенадцатый, месяце февраль).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010