После этого комиссия вынесла постановление, чтобы святые мощи были оставлены обнаженными и положены были на верхней крышке кипарисного гроба, помещающегося в раке, а сверху были покрыты стеклянным футляром, взятым с плащаницы, что и было приведено в исполнение. Поверх футляра были положены печати… Сообщая о вышеизложенном, прошу срочного распоряжения Вашего о немедленном прекращении описанного необычайно кощунственного положения останков преподобного Феодосия Тотемского, которое может вызвать великое смущение среди православного населения…». Власти отказались удовлетворить просьбу епископа и вместо ответа поместили в газетах циничную статью председателя губернского исполкома. Владыка, желая объяснить суть церковной позиции, направил ему второе письмо, в котором писал:«Очень рад, что своим ответным письмом… на мое к Вам обращение с просьбой о прекращении выставления обнаженных останков преподобного Феодосия Тотемского в удовлетворение праздного любопытства толпы Вы даете мне повод изложить истинный взгляд Церкви на святые мощи. Наша Православная Церковь никогда не смотрела на мощи святых угодников Божиих как на непременно и совершенно целые нетленные тела, ибо это было бы не согласно со словом Божиим, по которому только один Богочеловек наш Иисус Христос не увидел тления… все же люди, в силу определения Божия»земля еси, и в землю отъидеши», должны подвергаться и подвергаются тлению… Но есть»люди, имеющие ревность Божию не по разуму, которые утверждают, будто мощи святых непременно суть совершенно нетленные, т. е. совершенно целые, нисколько не разрушенные и не поврежденные тела». Мнение этих людей, как одностороннее и неправильное, и приносит много вреда Церкви. Церковь же под мощами разумеет вообще останки святых в виде ли более или менее целых тел (костей с плотью) или в виде одних костей без тела. Такое понимание Церкви явствует уже из самого названия останков святых»мощами». По филологическому исследованию профессора Голубинского, слово»мощи»главным и собственным образом означает не целое тело, а части тела: древнеславянское»моща»в единственном числе значит остаток, множественное»мощи» — остатки…

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Не прошло сорока лет со времени его кончины, как у гроба его начались исцеления. Слепые прозревали, хромые ходили, глухие слышали. Преподобный являлся многим во сне, вразумлял и исцелял их. Одному диакону города Тотьмы, который пять суток от боли в ногах был в беспамятстве, он сказал во сне: «Воздай хвалу Богу в страдании твоем, ибо все нам бывает на пользу; одни только грехи на пагубу, они убивают душу. Молись прежде об исцелении души твоей, и будет здраво тело». И диакон получил исцеление. Одной женщине, страдавшей головной болью и непонятным унынием, он явился во сне и сказал: «Не изнемогай в уповании и молитве к Богу». И болящая стала здрава и бодра духом. В 1626 году написана была икона преподобного Феодосия Тотемского со слов столетнего старца Кузьмы Любовцова; в 1635 году написан был другой образ, в болыием виде, и положен был на самой гробнице, над которой устроена и сень. В 1659 году пожар истребил помост и решетку близ самой раки, а рака с сенью, иконами и покровами осталась невредимой. В 1729 году сочинена была служба на день преставления преподобного Феодосия, и братия совершала по ней празднование основателю обители. В 1796 году, при копании рва для нового храма Вознесения Господня, обретен был гроб и в нем покрытое схимою нетленное тело преподобного Феодосия: глава, руки, весь состав и даже одежда были целы. После троекратного свидетельствования Святейший Синод определил (30 сентября 1798 года) празднование новоявленному чудотворцу преподобному Феодосию совершать повсеместно 28 января. Император Павел писал к строителю Суморина монастыря: «Духовное принося благодарение Промыслу Творца Всевышняго за озарение начала царствования моего явлением и многими чудотворениями святых мощей преподобного Феодосия, Тотемского чудотворца, в изъявление благоговения моего к оным, посылаю в обитель преподобного полную бархатную ризницу для соборного священнослужения. Приемля сердцем чистым и благодарным сие на дни наши излияние Божией благодати, духовного молю, да всегда она на мне и на царстве моем пребывает».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Русская Киреметь. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Дмитровском. Казанская церковь в Дмитровском Церковь. Не действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1887. Архитектор:А.Е. Остовский Адрес: Республика Татарстан, Аксубаевский район, село Русская Киреметь, улица Лашевка, д. 13. Координаты: 54.881192, 50.726358 Проезд: С автодороги Р-239 с объездной вокруг города Чистополь повернуть на юг по указателю " Аксубаево, Нурлат " , через 14 км на перекрестке после деревни Муслюмкино повернуть по главной дороге налево, по указателю " Аксубаево, Нурлат " . После въезда в село Аксубаево повернуть направо на светофоре в средней ча ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда С автодороги Р-239 с объездной вокруг города Чистополь повернуть на юг по указателю " Аксубаево, Нурлат " , через 14 км на перекрестке после деревни Муслюмкино повернуть по главной дороге налево, по указателю " Аксубаево, Нурлат " . После въезда в село Аксубаево повернуть направо на светофоре в средней части села. Через 5,5 км, не доезжая моста через речку Киреметь, съехать направо на грунтовую дорогу при подъезде к селу Русская Киреметь. Через 800 метров слева от дороги к церкви будет пешеходный мост через овраг. Летом в сухую погоду по сухому дну оврага проложена колея на другой его берег. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В с. Дмитровское, сейчас слившимся с д. Русская Киреметь, сохранился каменный храм Казанской иконы Божией Матери постройки 1887 года. В 1989 году он был вновь передан верующим. Здание сильно обветшало и нуждается в реставрации. Приход не имеет своего священника и с 2005 года окормляется духовенством храма преподобного Феодосия Тотемского р.п. Аксубаево. Богослужения совершаются в дни церковных праздников. Приписан к храму прп. Феодосия Тотемского пгт. Аксубаево. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП . Храм был построен в 1887 на средства помещицы Н.И.Жуковой, муж которой был родственником прежнего владельца имения в сельце Дмитриевское князя Ю.С.Хованского.

http://sobory.ru/article/?object=25634

Синода. В столь сложной работе, какой является громадная историко-библиографическая часть исследования г. Попова, естественно могли оказаться некоторые промахи и недочеты; но, как касающиеся очень немногих и частных фактов, они никоим образом не могут подрывать общую научную ценность рассматриваемого сочинения. Так, например, рецензент может указать следующие места. На стр. 98 410 автор говорит, что «в 178 г. разрешен был Св. Синодом к печати акафист свт. Димитрию»; между тем из дальнейшего изложения самого дела и из перечня изданий акафиста видится, что разрешение последовало и первое издание появилось только в 1798 г. Впрочем, вероятно, это даже простая только опечатка 411 . Из большого трактата об акафисте Димитрию Ростовскому узнаем, что существуют два акафиста сему святителю, составленные князем Гагариным и священником Алексеевым, а в подстрочном перечне не указано, какой же из этих двух акафистов когда переиздавался. Подобное же недоумение возникает и относительно изданий акафиста великомученику Георгию, который имеется тоже в двух различных редакциях. В трактате об акафисте Феодосию Тотемскому остается невыясненным: принятый Церковью акафист есть ли воспроизведение одного из двух, ранее представлявшихся в Св. Синод и в свое время не одобренных акафистов, или это новое произведение неизвестного автора. На стр. 168 автор приводит цитаты из акафиста Иннокентию Иркутскому по изданию 1896 г., а в подстрочном перечне изданий акафиста этого именно издания не показано 412 . Акафист Покрову Пресвятой Богородицы, по словам автора, «встречается в печати еще в XVIII столетии»; но в перечне ни одного издания XVIII в. не показано. Из трактата об акафисте преподобному Геннадию узнаем, что до появления теперь существующего уже был ранее акафист сему святителю, «общепринятый Церковью» (стр. 154); но никаких сведений о последнем в книге не находим. В перечне неразрешенных акафистов опущены акафист мученику Авраамию и два акафиста Феодосию Тотемскому, о существовании которых мы узнаем из книги же г. Попова (стр. 242–246, 187–189).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

В XIX веке выстроены два собора — Воскресенский и Преображенский. С 1832 года к монастырю приписана Дедовская Троицкая пустынь на Дедове острове реки Сухоны, основанная в 1676 году. В монастыре хранились мощи св. Феодосия Тотемского: до революции они находились зимой в Воскресенском соборе под аркой между основным пространством собора и северным приделом во Имя Самого Святого, а весной ежегодно с торжественным крестным ходом переносились в холодный Преображенский собор и здесь покоились на месте левого клироса в серебряной раке; они были покрыты покровом, открытой оставалась только правая рука. В 2016 мощи преподобного Феодосия Тотемского вернулись в монастырь. Подробнее... Спасо-Каменный монастырь [ править править код ] Дата основания: 1260 Статус : действующий Примечания : В монастыре располагалась первая спасательная станция Российского общества спасения на водах. Адрес: Вологодская обл., оз. Кубенское, остров Каменный Тел.: 8 (921) 143-16-32 По преданию монастырь был основан в XIII в. князем Глебом Белоозерским, нашедшем на острове спасение от бури во время плавания по Кубенскому озеру. В XV-XVII вв. использовался для заточения знатных особ. Упразднен в 1774 и вновь возобновлен по указу Павла I в 1801 под именем Белавинской Преображенской пустыни. В 1892. обители было возвращено прежнее название: Спасо-Каменный монастырь. В 1925 монастырь был закрыт, на его территории расположилась колония для несовершеннолетних. Вскоре после пожара она была закрыта и заброшена. В 1990-х начато восстановление монастыря. Подробнее... Храмы Вологодской области [ править править код ] Основные храмы Вологодской области Спасо-Преображенский собор (Белозерск) [ править править код ] Спасо-Преображенский собор в Белозерске был построен в 1668—1670-е годы. В соборе сохранился многоярусный резной иконостас конца XVIII — начала XIX веков. В 2017 году Спасо-Преображенский кафедральный собор был передан в собственность Череповецкой епархии и стал вторым кафедральным собором епархии. Спасо-Преображенский собор города Белозерска построен во второй половине XVII века,в прошлом – главный городской собор. Принадлежит к числу наиболее хорошо сохранившихся памятников русского зодчества этого периода, возвышаясь в историческом ядре города – в центреБелозерского кремля.

http://azbyka.ru/palomnik/Вологодская_об...

5) В 1861 г. в корпусе, занимаемом настоятельницею монастыря, для удобства помещения, изменено расположение комнат и с ограды для входа в приемные комнаты устроено крыльцо. Настланы в Св. вратах деревянный пол и внутри монастыря тротуары; по Уктусской улице сделаны каменные тротуары. 6) В 1862 г. а) в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы настлан чистый пол и приготовлен вчерне иконостас; б) внутри монастыря выкопан колодезь с устройством над ним каменной комнаты с печью, в) на южной стороне монастыря, по линии каменной ограды построен вчерне и окончательно отстроен в 1863 г. каменный корпус на протяжении 15-ти саж., который покрыт железом и окрашен малахитом на масле г) при церкви Успения Божией Матери, с северной и западной сторон, сложены стены каменного пристроя для помещения ризницы и прочего; д) от угла северо-восточной башни по линии площади, по направлению к Александровским воротам, на протяжении 35 сажен выкопана водоотводная канава и обложена пластинами с устройством на ней деревянного тротуара. 7) В 1863 г. а) в Введенской церкви иконостас поставлен на место; резьба приготовлена и более чем на половину вызолочена, доски для икон приготовлены и самые иконы начали уже писаться; б) над западным пристроем к Успенскому храму выстроен и покрыт железною крышей второй каменный этаж для помещения монастырской библиотеки и архива. 8) В 1864 г. а) Введенской церкви иконостас совершенно отделан и иконы написаны; б) устроен новый коридор вместо прежде бывшего входа во вновь строившуюся церковь во имя Св. Феодосия Тотемского и лестница, ведущая на хоры этой церкви; в) сделан каменный пристрой к рукодельному корпусу и покрыт железом, а в следующем 1865 году оштукатурен. 9) В 1865 г. устроен деревянный одноэтажный дом для приезжающих в монастырь духовенства и церковных старост. 10) В 1866 г. а) в церкви во имя Св. преподобного Феодосия Тотемского устроен иконостас и по совершенном приготовлении всего потребного, церковь эта освящена Высокопреосвященным Неофитом; б) каменный корпус, в котором помещаются трапеза, пекарня, котельная и погреб, внутри перестроен: трапезная комната сделана гораздо просторнее и прочие комнаты сделаны также более удобопоместительными.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Феодосий Тотемский – один из самых почитаемых святых в прежней Вологодской епархии. В честь его в епархии было освящено несколько храмов и приделов. Слава преподобного Феодосия как чудотворца выходила далеко за пределы Вологодчины. Престолы, посвященные ему, встречались в Новгородской, Олонецкой и Архангельско-Холмогорской епархиях. Родился Феодосий около 1530 года в Вологде в благочестивой и состоятельной семье Сумориных. Отличаясь в юности религиозным настроением души, Феодор (его мирское имя) мечтал об иночестве. Родители же, находясь в преклонном возрасте, желали передать ему наследство, чтобы обеспечить сыну будущее. Феодор, подчинившись родительской воле, женился на приисканной ему невесте. От этого брака он имел дочь Марину. После смерти жены в Спасо-Прилуцком монастыре под Вологдой он принимает монашеский постриг под именем Феодосий. Послушание монаху определили в монастырской пекарне, где труд считался самым тяжелым. Феодосий принял его с радостью, почитая необходимым для спасения и смирения. Житие повествует, что ночью преподобный молился, прося Бога открыть ему пустыню. И его молитва была услышана. Инока решили отправить в Тотьму, где Спасо-Прилуцкому монастырю принадлежали соляные варницы, и поручить надзирать за соляным двором. Преподобный Феодосий не только не оставил прежних правил строгого подвижничества, но еще более желал поработить плоть свою духу – возложил на себя железные вериги. Прибыв в Тотьму и обойдя окрестности города, Феодосий нашел подходящее для обители место – мыс между речками Ковдой и Песьей Деньгой. Земля эта принадлежала посадской вдове Марье Истоминой, и старец попросил ее: «Да дасть ему место создати церковь и монастырь возградити на собрание монахов». А жители Тотьмы, издавна желавшие иметь в пределах своих монастырь, послали к Ивану Грозному «жалобницу», в которой просили его дозволить старцу Феодосию воздвигнуть церковь во имя Преображения Господня, соорудить монастырь и дать Феодосию благословенную грамоту. 20 февраля 1554 года «во вторник 2-й недели поста» Иван Грозный назначил Феодосия настоятелем новоиспеченной обители.

http://sobory.ru/article/?object=00367

Завершает канонизации XVIII века прославление преподобного Феодосия Тотемского (†1568; пам. 28 янв.). Его святые мощи были обретены 2 сентября 1796 года при перестройке Вознесенского храма в Спасо-Суморийском монастыре близ Тотьмы в Вологодском крае. Прославление его состоялось в 1798 году при императоре Павле I и празднование ему было установлено в день его блаженной кончины – 28 января. Посылая в Тотемскую обитель облачения в связи с обретением мощей Преподобного, император писал: «Духовное принося благодарение Промыслу Творца Всевышнего за озарение начала царствования моего явлением и многими чудотворениями святых мощей преподобного Феодосия, Тотемского чудотворца, в изъявление благоговения моего к оным, посылаю в обитель Преподобного полную бархатную ризницу для соборного священного служения. Приемля сердцем чистым и благодарным сие на дни наши излияние Божия благодати, духовно молю, да всегда она на мне и на царстве моем пребывает» 1275 . Архиепископ Филарет (Гумилевский) называет автором службы преподобному Феодосию князя Гавриила Гагарина, бывшего министром коммерции и другом императора Павла I 1276 . Буквенный акростих службы имеет некоторые особенности, присущие гимнографу XVI века игумену Маркеллу Безбородому, с характерным удалением гласных 1277 . «Акростих читается следующим образом: ПОСЛи ТВОЕМУ СПаСЕ ПОМОЩ РАБУ ДА ПОЮ НеБеСНоГо ЧеЛоВеКА... Заглавные буквы стоят в акростихе, малые добавлены нами», – пишет Ф. Спасский 1278 . Открывает канонизации XIX века прославление сибирского иерарха. Обретение его святых мощей произошло ранее, в середине XVIII века, в связи со строительными работами в Вознесенском монастыре, где он был погребен. В 1801 году состоялось свидетельствование честных мощей первого Иркутского епископа, святителя Иннокентия, почившего 27 ноября 1279 1731 года. Были рассмотрены также чудеса, происходящие от его святых мощей. В 1804 году, при императоре Александре I, он был причислен к лику святых. Святитель Иннокентий прославился своей миссионерской деятельностью в Сибирском крае. «Святитель любил уединение и молитву. Он часто уходил в пещеру и там проводил время в молитве» 1280 . Первоначально он приложил свои труды на поприще духовного образования, будучи с 1710 года по 1714 год преподавателем Славяно-греко-латинской академии, а затем ее префектом 1281 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   1915 г., январь. [Материалы к проповеди в день памяти прп. Феодосия Тотемского]    Радуйся, яко верный раб пред Господем во вся дни благочестно шествовавый. Из акафиста преп. Феодосию Тотемскому.    При прославлении святого он невидимо присутствует с нами и поучает нас. Преподобный (Феодосий) как бы так говорит всем нам: Вы, дорогие, собрались почтить мою память, и я пришел к вам. Смотрите, я был такой же человек, как и вы, но старался в течение всей земной жизни искать Цар.[ствия] Б.[ожия] и правды Его, но это все мне приложилось, заповедаю и всем: ищите прежде Царствия Б.[ожия] и правды Его [и] все приложится вам.     Начало помрачения ума прежде обнаруживается в лености к Божией Службе и молитве (Исаак Сирин).    Сколько ты велик, гов.[орит] Пис.[ание], столько и смиряйся и найдешь благодать у Бога. Много высоких и славных, но Бог прославляется чрез смирение. Чрез меру труда себе не ищи и что свыше сил твоих, того не испытывай. Религиозн.[о-]нр.[авственное] воспитание. Страх Божий. Живя в супруж.[естве] иск.[ал] Бога. Честно исполнял обязанности. Не надеялся на свои силы, просил преп. Димитрия . Смиренно думая о себе, с уважением относился к другим. Постоянно думал о Боге, на варницах о Боге: «Бог прогнев[ается], Бог не велит это[го]», и образуется любовь к доброму. Придет юность, раскр. с трепет[ом] и вот будут полез. ...    Дор.[огие] бр.[атие], припадая с молитвою к мощам преп. Феодосия, примем от него наставление и самим жить и детей воспитывать и всех, кого можем, руководствовать в страхе Божием. Только Он, привлеченный духом любви, может и частную и общую жизнь нашу устроить, умирить, направить ко благу, к счастию земному и вечному блаженству. Чудеса преп. Феодосия:     Монах Уар из Тотемского монастыря долгое время лежал в постели, у раки Преподобного почувствовал себя здоровым. В 1658 г., когда пошли на Иордань, загорелся пол. Сгорел пол и решетка. Импер.[атор] Петр I посетил 17 июля 1693 г. монастырь и возложил на изображение Преподобного янтарный образ Расп.[ятия] Христ.[ова] с позол.[оченной] цепью. Через 228 л.[ет] Вознесен.[ский] хр.[ам], постр.[оенный] в 1757 г., осел и потреск.[ался], в 1795 г. был разобран. 16 авг.[уста] 1796 г. копали фундамент для нового хр.[ама]. 2 сент.[ября] гроб найден, отломилась крышка и увидели схимника. Слово в Неделю мытаря и фарисея

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В 1917 году в Москве открылся Поместный Собор Русской Православной Церкви, и епископ Александр принял деятельное участие как в общих заседаниях Собора, так и в работе отделов: о церковной дисциплине, о церковном суде, о монастырях и монашестве, о правовом и имущественном положении духовенства, о благоустройстве прихода. После революции 1917 года начались гонения на Русскую Православную Церковь от пришедших к власти безбожников, и владыке почти сразу же пришлось испытать их тяжесть. 4 (17) апреля 1919 года по распоряжению советских властей специально созданная для этой цели комиссия вскрыла раку с мощами преподобного Феодосия Тотемского. Вскрытие раки вызвало бурю протестов среди православных жителей города, и епископ направил председателю Вологодского губернского исполкома письмо, в котором писал: «Управление Тотемского Спасо - Суморина монастыря рапортом на мое имя от 5 (18) сего апреля донесло мне нижеследующее: сего 4 (17) апреля по окончании Божественной литургии явилась в храм комиссия с участием четырех врачей для освидетельствования святых мощей преподобного Феодосия и тотчас же приступила к внешнему осмотру раки и гроба со святыми мощами... По приказанию членов комиссии все одежды, покрывавшие святые мощи, были с оных сняты и удалены, после чего секретарем Божковым и врачами были тщательно освидетельствованы все члены святых мощей. А затем приказано было поставить гроб со святыми мощами в наклонном положении, дабы часть гроба с помещающеюся в оном главою преподобного была приподнята, и в таком виде с преподобного было произведено два фотографических снимка. Засим вставали на стол члены комиссии и, взявши в руки обнаженные святые мощи, также и главу, показывали их народу, в значительном количестве наполнявшему храм. А после этого предложено было проходить мимо стола, на котором положены были святые мощи, всем желающим, касаться святых мощей, брать их в свои руки. Со святых мощей, вынутых из гроба и держимых в руках, также с главы и рук был произведен еще фотографический снимок.

http://fond.ru/kalendar/39/ioann/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010