До меня доходят слухи, что некоторые из братий неразумно отзываются о [живущих у нас в монастыре] детях 414 , будто из-за них мы и сами погибнем и будто они монастырь наш погубят. Какая глупость! Такими речами эти лица жалуются не на кого-либо иного, а на Самого Господа, Который говорит: оставите детей и не возбраняйте им приити ко Мне: таковых бо есть Царство Небесное ( Мф. 19:14 ). Разве Сам Христос не соблаговолил стать дитятей? Разве Он не сосал грудь? Разве Он не был затем младенцем, отроком, – егда бысть, сказано, двоюнадесяти лету ( Лк. 2:42 ), – юношей, наконец, взрослым мужем, когда около тридцати лет от роду начинал творить чудеса ( Лк. 3:23 )? Так зачем же после этого говорить всякую бессмыслицу, почему бы вместо этого не упрекнуть лучше самих себя, ведь погибель приходит к ним от них же самих? Такие лица умнее и дальновиднее игумена, правее правого, ревнуют не по разуму о любви к Богу и в строгости заносятся за пределы правил. Если таких речей не говорил никто, то и слова наши да пролетят подобно ветру, и мы никого не потребуем к ответу, ну а если кто сказал, так тот пусть исправится, дабы не впасть ему в диавольскую сеть. Что сказал известный всем нам святой старец: «Если что мне прикажет дитя, так я считаю, (46) что это мне повелел Сын моего Господа». А вы это читаете и не понимаете. Когда дети нарушают порядок, почему вы не наставляете их, чтобы они чувствовали пред вами страх? Только сами отнюдь не распаляйтесь на них… Ну, не буду затягивать оглашения, вот уже солнце поднимается – прощение всем и Бог мира да будет со всеми вами, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 16 О том, чтобы нам переносить жар похоти и бремя подвижничества и не отчаиваться в треволнении искушений Много подвигов, но велики и награды Братия мои, отцы и чада. Для меня нет никакой беды в том, чтобы напоминать вам о спасении. Правда, и это совершенно очевидно, я не в состоянии надлежащим образом питать ваши драгоценные души, ибо я нищ и убог (см. Пс. 85:1 ) и словом, и делом. Но так как все, что человек выполняет по мере силы своей, приятно Богу, то я и сегодня исполню свою обязанность. В чем же она состоит? В напоминании вам о том, чтобы вы, по слову Господню, в терпении вашем стяжали души ваша ( Лк. 21:19 ), чтобы вы переносили труд и зной подвижнического жития, не обнаруживая ни малейшей нетерпеливости, и чтобы вы в законе Господни поучались день и нощь и были яко древо насажденное при исходищих вод ( Пс. 1:2–3 ). Действительно, у вас, много подвигов, но велики зато и награды; много нужно усилий, зато вечно и сокровище за них. Вы, я знаю, боретесь, сражаетесь, мучаетесь, получаете раны, распинаетесь отсечением своей воли, но радуйтесь также, ибо вам уготовляется за все это Царство Небесное, бессмертие, усыновление, наследие, изобильная всем жизнь, блаженство, ликование, успокоение без конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Добро не может скрываться И из письма, недавно написанного тобою, возлюбленное чадо, узнал я доверенность и любовь твою к нам, смиренным, что служит признаком истинного послушания, хотя мы и грешны, и ничтожны. Да пребываешь ты в этом и впредь, благоугождая Господу и сияя добродетелью в братстве своем и между другими многими. Ибо добро по природе своей не может скрываться, но когда кажется наиболее сокрытым, тогда и делает явным того, кто совершает его, так что он становится как бы градом Божиим, по Писанию ( Пс.47:9 ). Хлеб еретический не есть Тело Христово. Впрочем, об этом довольно. О том же предмете, о котором ты упомянул, то есть о поминовении такого-то, ты должен сам по себе знать, что если имевший прежде общение с ересью по страху человеческому покается при смерти, (795) приняв, например, епитимию [Col. 1597] от кого-нибудь и таким образов вступив в общение с православными 1432 , и в этом состоянии скончается, то естественно поместить его в помянниках православных, так как Благой Бог наш, по великому человеколюбию, принимает кающегося и в самый последний час и там судит его. Поэтому, если так было, то не запрещается совершать литургию по нем пред Богом. Если же не было ничего такого, но, находясь в общении с ересью, он не успел причаститься Тела и Крови Господней (тот же хлеб еретический и не есть Тело Христово), то нельзя дерзнуть сказать, чтобы можно было делать [Евхаристическое] собрание (σναξιν) по нем (ибо божественное не может быть обращаемо в шутку), дабы молящийся о нем не услышал: просите, и не получаете, потому что просите не на добро ( Иак.4:3 ). Другого ничего не имею сказать, сколько могу понимать истину. Что общего у света с тьмою? ( 2Кор.6:14 ). Не может быть помещаем между православными не имевший общения с Православием, по крайней мере, в последний час. Ибо где он застигнут, там и будет судим 1433 , и с каким напутствием отошел в жизнь вечную, так и будет считаться. Важность Причастия в последний час Молись же обо мне. Приветствует тебя господин архиепископ и братия твои.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Другое 20. Если, как вы говорите, Христос обозначает не отдельного человека, но вообще человека, то как же Он говорит иудеям: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я ( Ин. 18:4–5 )? Итак, кто есть Христос, это видно из собственного Его имени – Иисус Назорей. Если же Он есть некто (τς), то Он и описуем, так как характеризуется личными свойствами. Иное 21. Предметы одного и того же вида в отношении сущности составляют одно, ипостасно (ποστατικς) 11 они отличаются друг от друга, то есть существует такой-то предмет и такой-то. Поэтому если бы Христос не был отдельным лицом (ο τν τιν), но обозначал бы, как вы говорите, человека вообще, то он не отличался бы от другой личности. Как же, однако, Он говорит Петру: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя ( Мф. 17:26–27 )? Итак, Христос отличается от Петра и, одинаково платя дидрахму, одинаково же может быть и описуем, как обозначающий отдельного, особого человека, хотя Он и воспринял общую сущность. Возражение со стороны иконоборцев 22. Если Слово восприняло человеческую природу в собственную Ипостась, Которая невидима и не имеет внешнего образа, то, если бы Она была изображена посредством начертания, в Ипостась Христову было бы введено другое Лицо. Проповедовать же во Христе двойство Лиц – нечестиво и согласно с ересью Нестория. Разрешение этого возражения Если бы мы говорили, что воспринятая Словом плоть имеет собственную ипостась, это возражение было бы правдоподобно. Но так как мы, согласно с церковным учением, исповедуем, что Ипостась Слова была общей Ипостасью обеих природ 12 , в Которой человеческая природа получила свое ипостасное бытие 13 со свойствами (διωμτων), отделяющими ее от прочих [существ] того же рода, то естественно, что ту же самую Ипостась Слова мы можем назвать неописуемою по природе Божества и описуемою в отношении к соответствующей нам 14 сущности, имеющей бытие не в отдельно существующем и не в особо описуемом лице, помимо Ипостаси Слова, но в этой именно Ипостаси, дабы природа [человеческая] не оказалась вне ипостаси (νυπστατος); в ней [то есть в Ипостаси Слова], как в отдельном Лице, она и является созерцаемою и описуемою.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Другое – из примера 12. Если от тела не может быть отделена тень, всегда ему соприсутствующая, хотя бы она и не обнаруживалась, точно таким же образом и от Христа не может быть отделен Его собственный образ. Но как тень от действия солнечного луча становится яснее, видимою, так и образ Христа становится всем явным тогда, когда он является отпечатленным на [разнообразных] веществах. Возражение – как бы от лица иконоборцев 13. Так как Спаситель наш теперь пребывает на небесах, то не должно воздвигать Его подобие; ибо священный апостол говорит: верою ходим, а не видением (ο δι εδους) ( 2Кор. 5:7 ). Разрешение этого Видом (τ εδος) называется и то, что отличается от рода 71 , как, например, человек вообще; видом (εδος) же называется и образ (μορφ) каждого, которым мы отличаемся друг от друга; относительно этого здесь нет никакой речи у апостола. Но под видением здесь следует разуметь непосредственное видение (ατοψα) будущих вещей, превосходящее настоящие представления (παρντα νδλματα). Ибо, сказавши: мы ходим верою, а не видением, он прибавляет: желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа ( 2Кор. 5:7–8 ). И в другом месте снова: Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь ( 1Кор. 13:12–13 ). Итак, он говорит, что мы ходим верою, в которой, как бы в зеркале, лицом к лицу видим без заблуждения истину будущих [благ]. Затем, его цель была направлена не к уничтожению изображения телесного вида Христа – об этом послушай, что он говорит в другом месте, и притом после вознесения: О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос , как бы у васраспятый? ( Гал. 3:1 ). [Col. 436] Если же мы так веровали, что как бы видели Самого распятого Христа, то естественно, что мы не заблуждаемся, коль скоро и всегда станем изображать Его. Ведь то, что вследствие отсутствия созерцается разумом, перестало бы разумом и восприниматься, если бы вместе с тем не могло быть видимо и чувственно – посредством описания 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Другое – по евангельскому сравнению 14. Если Бога не видел никто никогда, как Единородный Сын Отца, Сам, будучи Богом, открыл ( Ин. 1:18 ), то как же Он говорит прозревшему слепому: и видел ты Его, и Он говорит с тобою ( Ин. 9:37 )?Итак, Один и Тот же и видим и невидим, но невидим Он по неописуемой природе, так как невидимо то, что неописуемо, а видим по описуемому человечеству, ибо видимо то, что описуемо, – это истинно. Возражение со стороны иконоборцев 15. Если Христос чудесно воспринял плоть в собственной Ипостаси, то она неизобразима, как обозначающая не какого-либо [отдельного человека], но человека вообще. Как же возможно, чтобы она оказывалась осязаемою и изображалась различными красками? Пустая речь и выдумка ложная. Разрешение этого Если Христос чудесно воспринял плоть в Своей собственной Ипостаси и она в Нем, как вы говорите, неизобразима, как обозначающая не какого-либо отдельного, но вообще человека (τν καθλου νθρωπον), то как она в Нем существовала? Ведь общие свойства (τ καθλου) имеют существование в отдельных лицах (ν τμοις), как, например, человечество существует в Петре и Павле и в остальных [представителях] того же рода 7 . А коль же скоро не существуют отдельные личности, то уничтожается и человек вообще. [Col. 397] Поэтому и человечества не было бы во Христе, Человечество если бы оно не существовало в Нем, как бы в некотором (ς ν τιν) [отдельном человеке]. Остается [вам] говорить, что Он и воплотился в представлении. Но в силу этого Он не мог бы ни быть осязаемым, ни быть изображаемым различными красками. Но это – рассуждение [еретиков] манихеев. Другое 16. Общие свойства (τ καθλου) созерцаются умом и мышлением, а частное (τ καθ’ καστα) – глазами, которые видят воспринимаемое чувствами. Итак, если бы Христос воспринял общую нашу природу, которая не созерцается в отдельном лице (ν τμ), то Он был бы видим только умом и осязаем только мышлением. Но Он говорит Фоме: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие ( Ин. 20:29 ). И снова: подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим ( Ин. 20:27 ); подлежащее чувствам Он сопоставил с тем, что чувством и воспринимается. Итак, Христос доступен восприятию внешними чувствами – осязаем и видим телесными очами, а следовательно, Он и описуем.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Другое – чрез приведение к нелепому 54. Какова бывает родившая, таким же должно быть и рожденное от нее. Матерь Христа описуема, – следовательно, и Христос, как Сын Ее, описуем, хотя Он и есть Бог по природе. Если же Он неописуем, то не был бы единосущен (μοοσιος) со Своею Матерью [по Своему человечеству]. Отсюда Матерь Его не была бы Матерью, – а это нелепо. Возражение – как бы от лица иконоборцев, на основании сравнения апостольского [изречения] 55. Всякий поймет, что изображать Христа есть изобретение идольской мысли, ибо в одном месте апостол говорит следующим образом: и славу нетленного Бога изменили в образ (ν μοιματι εκνος), подобный тленному человеку 43 ... и поклонялись, и служили твари вместо Творца ( Рим. 1:23, 25 ). Разрешение этого [Col. 416] Действительно, иконоборцы, говоря апостольскими словами, впали в извращенный образ мыслей – омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели ( Рим. 1:21–22 ); не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают ( 1Тим. 1:7 ). Ведь если бы у апостола в смысле запрещения изображать Христа было сказано: и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку ( Рим. 1:23 ), то, значит, он не исповедует, что [Христос] сделался подобным людям. Как же в другом месте он говорит: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2:6–8 )? Итак, он противоречит самому себе, то отрицая, что Бог сделался подобным людям, то утверждая, что Он был в подобии людей. Но прочь нелепость! Одно было сказано идолопоклонникам, которые славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся... они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца ( Рим. 1:23, 25 ). Другое же было сказано верующим, которым, как мы веруем, уподобилось сущее в образе Божием Слово Бога и Отца, – не постольку, поскольку Оно равно Богу, но поскольку Он уничижил Самого Себя, образ раба принял и по виду стал как человек, – а это является свойством описуемости.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Если же здесь так бывает, то тем более в душевных болезнях всё должно быть сообразно (691) усматриваемо и совершаемо. И препятствующий этому есть некоторый губитель и общий враг человеческого рода, так что его можно считать сотрудником человекоубийцы от начала ( Ин.8:44 ). Но наше дело, говоришь ты, не таково, а спрошу вот что: если Господь не осмеливался за покаяние отпускать нарушения правды и точного исполнения добродетели, прежде нежели Сам понес всё праведное наказание, следовавшее по мере и весу правды, то кто будет так дерзок и высокомерен, чтобы позволить себе освобождать от покаяния отрицающих страдания за нас Спасителя нашего Христа, прежде нежели они перенесут всё наказание по неизменной строгости правды? Увы, какое дерзкое и безрассудное суждение! Когда Христос стал проповедывать покаяние? Когда Он сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои ( Мф.9:2 )? Когда блуднице, оросившей слезами Божественные ноги, даровано такое же прощение, удивившее Симона, у которого в доме был Он (см. Лк.7:44 )? Когда страдавшему болезнью тридцать восемь лет сказано: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже, так как болезнь произошла от греха ( Ин.5:14 )? И прочие дела Божественной силы, которые неблаговременно перечислять подробно, до страдания ли Его были совершены или после страданий? Если всем очевидно и известно, что прежде страдания, равно как и ученикам Своим, посылая их, Он дал власть врачевать всякую болезнь и всякую немощь ( Мф.10:1 ), которая была употребляема при покаянии и сокрушении просящих, то как дерзок язык, говорящий, что Христос не осмеливался на это прежде, нежели Сам понес всё праведное наказание, следовавшее по мере и весу правды, и таким образом осуждать распоряжения принимающих покаяние, как дерзких и высокомерных, без предварительного наказания по всей строгости правды? Не очевидно ли, [Col. 1512] что это осуждение фарисейского ума и приговор новацианского бесчеловечия? 1299 Божественный закон (692) Смотри же, муж, как бы тебе, поднявшись на высоту, не низвергнуться в пропасть и, вышедши из своих пределов, не потерять самому принадлежащего тебе достоинства. Или ты не читал, что всякий, восшедший на чужое епископское место, подвергается отлучению? Не посылах их, говорит Господь, и тии пророчествоваху ( Иер.23:21 ). И еще: никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты священник вовек по чину Мелхиседека ( Евр.5:4–6 ). А тебя, брат, кто поставил законодателем в Церкви Божией, тогда как ты, может быть, еще не научился и повиноваться? Посему, не быв избран начальствовать над кем-нибудь, ты должен принимать законы, а не законодательствовать, руководиться, а не руководить, просвещаться, а не просвещать, учиться, а не учить и, испытав первое, переходить ко второму, как повелевает Божественный закон, прекрасно оправданный и божественными, и человеческими званиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Если же он на запрещенном и прелюбодейном браке пиршествовал целых тридцать дней, и не только это, но и возложил победные венцы девства на прелюбодеев и нечистых, то чего он достоин? Не мало ли, быть может, и низложения? Если же это останется ненаказанным, то божественные предметы обратятся в шутку и правила в ничто. По второму правилу 124 , от впадшего в какое-нибудь преступление и за это отлученного, если он в течение года не постарается о своем восстановлении, после уже не дозволяется принимать его голоса. А этот, просрочив более девяти лет, вторгся в Церковь . Если же он скажет, что получил приказание от предстоятеля и его поступок безупречен, то почему же приказавший сам не повенчал? Обыкновенно патриархи венчают императоров, а не какой-нибудь священник; этого никогда не бывало. Очевидно, что, когда ему [патриарху] угрожала опасность лишиться самого архиепископства, он, найдя готового на такое дело (ибо этот обращался при дворе), сложил опасность на голову последнего (если только справедливо, что он приказал, чему мы не верим, основываясь на свидетельстве вашем и многих других). Если он еще скажет, что он не был отлучен прежним [патриархом], то почему же он не служил в течение девяти лет? Почему теперь, как он говорит, разрешен собором? Известно, что разрешается связанный, а не несвязанный 125 . Таким образом, он сам себе противоречит и в этом случае оказывается связанным, так как он в течение года, по правилу (κατ τον καννα), не доказал (61) своей невинности и открыто не получил разрешения, если только могло быть разрешение всецело связанному, хотя бы он представил тысячу лжесвидетелей. Вот что, святой отец, устрашает и стесняет наше сердце. Поэтому мы и не имеем общения с ним, как не имели и с предшествовавшим патриархом, когда он сообщался с прелюбодеем; мы были заключены: я в том месте, где ты находишься, а игумен и прочие с архиепископом быв сосланы в Фессалонику. Но Бог опять собрал нас молитвами твоими; и тогда мы не тотчас соединились с патриархом, но после того, как он признал, что мы поступали хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Если же, что случается, [заметна в исполнении псалмов] вялость и небрежность, то один для другого должен выбивать такт, и пусть прежде всего сохраняется благочиние. И если в других делах хороший порядок – самое прекрасное дело, то тем более – в беседе с Богом. Разве не при отсутствии порядка происходят нелепые представления и пленение ума? А при добром порядке разве не скорее [можно достигнуть] внимания и охранения [ума] и благодушия 226 . Коль сладка, говорит [Давид], гортани моему словеса твоя, паче меда устом моим ( Пс.118:103 ). Увещание Поэтому прошу вас и умоляю: со всем усердием будем стараться совершать и эту добродетель, друг другу помогая и друг друга исправляя в пении. Таким образом, разумно исполняя псалмы, найдем полный покой душам нашим, а для других будем прекрасным примером и, при всем [другом] и этим служа Богу, сделаемся наследниками вечной жизни во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 100. О том, чтобы направлять ум в правую сторону – к неизреченным красотам Божия творения Благое размышление о делах Божиих. Братия и отцы. Вот где [должен пребывать] всегда ум, вот на чем должно бодрствовать сердце – в деле Божием, на поприще подвижничества, а не скакать туда и сюда, как пленник. Оскудевает ли в море вода или для дышащего – воздух? Так же, и тем более, не должно оскудевать в нас благое размышление, когда мы смотрим на беспредельное море достойных удивления дел Божиих, пребывая в которых ум не имеет свободного времени попусту заниматься житейским и увлекаться порочными помыслами. Ибо он, по [самой] природе находясь в постоянном движении, не может оставаться спокойным, но к чему направим его, туда необходимо несется, направо или налево. И если направо, то он имеет [возможность] произносить слова Давида: Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу ( Пс.29:8 ). Ибо занятие суетными предметами есть отвращение от Бога и упражнение в порочности есть смущение, пагубное для души.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Если же это так и если одно из всех свойств телесных есть описуемость, то очевидно, что и Бог описывается во плоти или красками, или другим способом. Ибо то и другое из двух совершенно необходимо: если Он явился во плоти, то и описывается во плоти; одно другому соответствует, одно от другого зависит. Если же неистинно второе, то также и первое; но первое истинно, следовательно, и второе. Таким образом, и по Божественному учению, и по общему смыслу нелепо не исповедовать Бога описуемым во плоти, если Он явился во плоти. Потом и в другом месте доблестный муж говорит: «Я слышал, что некоторые предлагают живописать и необъятного Сына Божия; трепещи, слыша это» 1044 . Но кто из имеющих ум не посмеется над суемудрым? Разве он не читал, что взяли Иисуса и связали Его, и отвели Его сперва к Анне ( Ин.18:12–13 )? И еще в другом месте: взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями ( Ин.19:40 ). Разве он не исповедует Иисуса Богом? (515) Если же Он Бог, то как Необъятный был взят и связан? Не очевидно ли, что во плоти, как исповедал премудрый Павел? Да умолкнет же и этот обманщик, неистовствующий против Христа! Если бы он еще услыхал, что мы имеем и ядомого Бога, то, может быть, не только содрогнулся бы, но и расторгся бы, не вынося такой вести. [Col. 1217] Но что говорит Христос? Иядущий Меня жить будет Мною ( Ин.6:57 ). А он не иначе может быть принимаем в пищу, как во плоти. Подлинно, Христос, будучи вместе Богом и человеком совершенным, может быть называем по обоим естествам, из которых Он состоит, и по обоим в собственном смысле может быть представляем, так как свойства того и другого в единстве Лица Его не уменьшаются и не смешиваются. Свидетель этих слов Сам Бог и Слово, Который в одном месте говорит: ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину ( Ин.8:40 ), хотя говоривший это был и бессмертным Богом; а в другом месте говорит: вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий ( Ин.10:36 ), хотя сказавший это был и Сыном Человеческим (см. Ин. 1:51; 3:13 ). Таким образом, уделяя тому и другому естеству то, что свойственно тому и другому названию, мы нисколько не заблуждаемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010