Третья. Рассказы о Симеоне почти сказочны; а вместе с тем, два древних жития его написаны очевидцами, учениками и собеседниками Симеона. Житие авторства Антония, очевидца : « …Дивное и невиданное чудо произошло в наши дни… веревка въелась в мясо и глубоко ушла в загнившую плоть праведника… Постель же Симеона кишела червями… От тела его исходит невыносимый смрад… гиматий приклеился к загноившейся плоти… в тело его веревка вошла так глубоко, что остался только самый ее конец, числа же червей нельзя себе и представить. Все монахи поразились ему, глядя на эту неисцелимую язву… Несчетное число червей падало с бедра его на землю… Святой же говорил: “Кормитесь от того, что послал вам Господь”… », и одновременно — от тела святого « слышался запах мирры, так что можно было возвеселиться от того благовония… Лик его был весьма светел, как свет… я, грешный, видел мужа в страшной одежде, которую не могу описать, ростом с двух мужей, и он беседовал со святым трижды в день и давал ему целование… И они пели песнь, а какую, не знал… » Житие авторства Феодорита, очевидца : « …великое чудо вселенной… то, что было с Симеоном, превышает человеческое естество… он, взяв веревку, сделанную из финиковых ветвей, — а к ней и прикоснуться невозможно, — препоясал ею свои чресла, наложив ее не сверх одежды, а прямо на тело, и перетянулся ею так туго, что вся его поясница покрылась ранами. Когда же он таким образом провел десять или больше дней и раны стали источать кровь… Постоянно устремляя взор свой к небу, Симеон созерцал то, что превыше небес… более двадцати больших червей, копошившихся под кожей… Бог дарует как бы новые характерные черты делу благочестия, стремясь новыми и разнообразными видами жизни боголюбцев подвигнуть на славословие языки… это новое и небывалое зрелище Он устроил для того, чтобы необычностью его привлечь всех приходящих посмотреть на него… Словно светильник, поставленный на подсвечнике, Симеон повсюду распространял лучи, подобно солнцу… он являет новое и необычайное для всех зрелище… открылась на одной ноге рана, из которой постоянно выделяется много гноя… При своем смирении он доступен всем, ласков и обходителен… услаждает своими наставлениями слух их, потому что говорит очень ласково… Симеон, ругая их сверху и называя собаками, утишил распрю… »

http://blog.predanie.ru/article/simeon-s...

III.1. Свидетельства внешней рукописной традиции о Симеоне Месопотамском III.1.1. Слово об исходе из жизни под именем Симеона А. Греческий текст Впервые о тексте стало известно по латинскому переводу 521 , изданному без греческого оригинала. Однако ряд ученых ссылался и на подлинный греческий текст по рукописи Венской библиотеки, cod. theol. gr. 238. При этом возникла проблема, следует ли доверять надписанию латинского издания, где автором был назван «дивный Симеон» (Symeonis admirandi) 522 , или надписанию венской рукописи, приписывающей слово О памяти исхода из жизни Симеону Месопотамскому. Сводку всех мнений и разбор их предпринял П. Ламбек 523 в превосходной и весьма ученой аннотации к описанию соответствующей рукописи Венской библиотеки. П. Ламбек отказывается признать автором Симеона Столпника, ибо имя «Месопотамский» могло быть дано либо по месту рождения, либо по месту подвизания и смерти, однако ни то, ни другое не подходит к Симеонам-столпникам 524 . П. Ламбек считал, что Симеон мог быть связан с монастырем в Месопотамии, упоминаемым в житии Макария Римского, игуменом которого был Асклепий. В завершение диссертации 525 П. Ламбек указывает на ряд разночтений между греческими текстами Венской библиотеки и изданным ранее (делая обратный греческий перевод с латинского). Какое из двух мнений (латинского переводчика или П. Ламбека) об авторстве слова Об исходе из жизни подтвердили дальнейшие рукописные изыскания? С одной стороны, надписание латинского перевода («Admirandi») можно сопоставить с двумя московскими рукописями (патериками XIII в. и 1399 г.) 526 , в которых нужное нам слово сохранилось под именем Симеона Дивногорца 527 с небольшим, но характерным (по сравнению со всеми остальными рукописями, СМ. таблицу на с. 81) разночтением в начале 528 . Симеон Дивногорец – это не кто иной, как Симеон Столпник-младший, подвизавшийся в VI в. на Дивной горе 529 . Возможно, в греческой рукописи, которой пользовался латинский переводчик, была только половина эпитета («дивного», а не «Дивногорца»), чем и объясняется упоминание переводчиком о Феодорите Кирском , писавшем о Симеоне Столпнике-старшем.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Эти жития много говорят о социальной ангажированности Симеона Столпника, но в особенности ей уделяет внимание третье древнее житие, которое пересказывает историк Г. Федотов : « Святому [Симеону Столпнику] приходится не только исцелять и утешать людей, но и разбирать их тяжбы. Убежавший от людей столпник становится судьей, логикой любви вовлекается в общественные, даже политические дела. Замечательно, что при этом он всегда является не охранителем законов существующего строя, а защитником тех, кто страдает от него: бедных, угнетенных, рабов. Он требует от кредиторов понижения процента до 6 (половина обычной нормы). Исцеленному богачу повелевает освободить сопровождавших его рабов, «чтобы их освобождением тебе освободить твою душу от сатаны». Почти все примеры его карающего правосудия являются возмездием за обиды бедняков. Он наказывает воров, ограбивших огород бедняка, жестокого трибуна, разорявшего вдов и сирот, антиохийского «комита», преследовавшего двух юношей. Комит хотел возложить на них непосильное бремя, сделав их «советниками курии», — вполне легальный акт управления. Симеон вступается даже за целую рабочую корпорацию — антиохийских красильщиков кож — против правителя, обложившего их утроенным налогом. Вот классический конец злого правителя, не лишенный жестокого символического сарказма: «Его живот раздулся, как мех… Когда он хотел повернуться на постели, живот вдруг лопнул, и внутренности выпали, и он умер». Сирийское житие особенно подчеркивает социальную миссию столпника . В уста Илии, явившегося ему на огненной колеснице, он вкладывает следующую программу: «Не бойся и не страшись, но будь крепок, тверд, мужествен и не бойся людей, живущих в теле. Больше всего пекись о бедных и угнетенных и отражай угнетателей и богачей ». Сирийский биограф рассказывает, что, выполняя это веление, святой своими письмами с ходатайством за бедняков навлек на себя неудовольствие людей. Он перестал тогда принимать жалобы бедняков, но имел предостерегающее видение. У Симеона грозят отнять его «ключи» — и он возвращается к своим беднякам. Неудивительно, если при его смерти «вдовы и сироты плачут о нем обильными слезами»: «Горе нам, теперь откроется против нас пасть алчных и прожорливых волков . Кого просить нам разбудить крепкого льва, уснувшего сном смерти, перед могучим голосом которого они уползали, как лисы в норы?»

http://blog.predanie.ru/article/simeon-s...

Gouillard 1941 ссылается на рукопись 530 , где Слово прямо приписано Симеону Столпнику-младшему. Однако латинским переводом, двумя московскими и одной афонской греческими рукописями, похоже, исчерпывается традиция приписывания Слова Симеону Дивному/Дивногорцу (Столпнику). Надписание венской рукописи, на котором основывался П. Ламбек при рассуждении об атрибуции произведения, оказалось изначальным, что подтвердили дальнейшие публикации греческих рукописей и проведенное нами исследование славянской традиции (о чем речь пойдет ниже). Забегая вперед, уже сейчас обратим внимание читателей на это приписывание в нескольких рукописях Слова об исходе из жизни Симеону Столпнику, ибо в ряде рукописей арабской традиции CM мы встретимся с аналогичной ситуацией и учет московских рукописей 531 поможет пролить свет на процесс рукописной переатрибуции авторства (Симеон Месопотамский → Симеон Столпник). Греческий оригинал Слова «Симеона Месопотамского» 532 впервые был издан J. Cozza-Luzi (у А. Mai) 533 по рукописи Vat. 1997, f. 176b. Издатель, следом за П. Ламбеком, полагал, что автор Слова, Симеон Месопотамский, жил раньше обоих Симеонов-столпников 534 . Сравнительно недавно была открыта киевская рукопись, в которой автором Слова назван Симеон Месопотамский. Под именем Симеона Месопотамского 535 этот же текст есть еще в одной – третьей 536 по счету – греческой рукописи Cod. Dionysiou 269 (=Y). Мы не сомневаемся, что внимательное изучение греческих рукописей позволит продолжить этот перечень 537 . Б. Славянская традиция 538 Традиция Слова Симеона Месопотамского в славянских рукописях необычайно богата. Ряд рукописей мы указали ниже в сводной таблице. Р. Клостерманн обратил также внимание на Слово Симеона Месопотамского в рукописи Чудова монастыря 251, XVI в. 539 Тот же текст, согласно указанию И. Дуйчева, имеется в болгарской рукописи 540 . В разных описях можно найти общие указания и на другие собрания и рукописи 541 . Мы уверены, что пристальное изучение описаний славянских рукописей в архивах России и Европы позволило бы значительно расширить приведенный ниже список 542 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Мати Божия! Не только защити, но и вразуми нас: ибо мы сами и о чесом помолимся, якоже подобает, не вемы (Рим. 8, 26). Аминь. (Составлено по проповедям Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, т. II, с. 93–101 и другим источникам). Месяц сентябрь Первый день Поучение 1-е. Преп. Симеон Столпник (Без труда ни в чем не успеешь) I. Bocnoмuhaeмый в нынешний день преп. Симеон называется так потому, что в последние сорок лет своей жизни подвизался на столпе. На каком столпе, спросите вы, и что это за род подвижничества – столпничество? Удивительный это род подвижничества, братия мои. Представьте себе сложенную из простых, необделанных камней башню в сорок локтей высоты (т. е. около 20 аршин), и такой толщины, что она скорее походила на столп, чем на башню. На этой башне площадка, аршина в два, так что на ней едва двум человекам можно стоять и сидеть. Площадка эта обнесена на аршин высоты тонкими стенками. Редко когда она была прикрыта чем-нибудь вроде кровли, а большей частью она была совершенно открытой и для холода, и для зноя, и для снега, и для дождя, и для ветров, и для всякой непогоды. Вот вам и жилье человека Божия Симеона. Тут он и проводил дни и ночи в непрестанных подвигах поста, молитвы и богомыслия, тут он жил такою святою жизнью, так пламенел сердечною любовью ко Господу, что был, можно сказать, ярко горящею свечой пред Богом в небесах. Как свята, удивительна и поучительна была его жизнь, это можно видеть отчасти уже и из того, что целые полки измаильтян язычников, по двести, по триста, а иногда и по тысяче человек, приходившие к столпу Симеона, с криком отрекались от языческих заблуждений своих и своих отцев, топтали ногами идолов, которым прежде кланялись, сокрушали их, и с великой радостью сердца принимали то учение, которое предлагал им медоточными словами, согретыми духом христианской любви, преп. Симеон с своего столпа. А сколько тут совершалось чудесных исцелений, сколько преподавалось благодатных утешений и мудрых наставлений! Подобно многоводной реке, они изливались от великой благодатной души преподобного столпника. «О деяниях преп. Симеона Столпника хотя могу свидетельствоваться почти всем, – говорит блаж. Феодорит Кирский, описатель его жития, – но страшусь приступить к повествованию, чтоб не показались они потомкам баснословными и недостоверными, так как превышают человеческую природу» (Месяцеслов восточный, ч. II, с. 266).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Месяц Сентябрь 1-й день 1. Без труда нельзя войти в Царство Небесное (Из жизни преподобного Симеона Столпника. Чет. Мин. сент. 1) Некоторые из ленивых в деле своего спасения обольщают себя той надеждой, что, несмотря на их леность, всё-таки и они будут наследниками Царствия Божия. И такие люди обыкновенно говорят: «Что делать, что мы ленивы? Господь милосерд, да и видит, что мы в суете и в миру живём, а потому и простит нас». Так ли? Нет, братие, ленивые себя напрасно такими словами утешают; и пусть знают, что если не бросят свою леность, то Бог и не простит их, и в Царство Своё не введёт. Почему? Да потому, что там ленивым вовсе нет места, а есть таковое только лишь для труждающихся, искушениям и соблазнам мира не поддающимся и по заповедям Господним поступающим. Однажды преподобный Симеон Столпник стал просить Бога, чтобы Он указал ему путь ко спасению. Молитва была услышана, и Симеон удостоился следующего видения. Ему представилось, что он копает яму. При начале работы вдруг он слышит голос: «Копай глубже!» И Симеон глубже копал. Когда же перестал, думая, что выкопал довольно, снова слышит голос, повелевающий ему копать ещё глубже. И снова он стал копать; а когда снова решился отдохнуть, то в третий раз опять услышал: «Копай глубже!» Наконец, уже после долгого труда Симеонова, голос сказал: «Перестань, довольно. И теперь, если хочешь, созидай, созидай, работая усердно; ибо без труда ничего не успеешь!» Этим видение кончилось. Слышите же, ленивые, что говорит Господь? «Без труда ничего не успеешь!» А отсюда, конечно, ясно, что без труда и вам не спастись и в Царство Небесное не войти. Но может быть, вам одного приведённого доказательства покажется мало? В таком случае ещё и другое приводим; но при этом знайте, что и оно ничего другого не скажет, кроме того же, что сказало и первое. Так, «однажды, – рассказывал инок Афанасий, – мне пришла мысль: что ожидает в будущей жизни трудящихся здесь ради своего спасения? С этой мыслью я почувствовал себя как бы в восторге, и некто пришёл ко мне и, сказав «ступай за мною», привёл меня в какое-то чудное, исполненное света место и поставил при столь чудных дверях, что красоты их передать невозможно. И слышал я, что множество людей находятся за дверями и непрестанно славят Бога. Когда же мы [т.е. он и явившийся ему] стали стучать в двери с целью войти в оные, изнутри некто спросил нас: «Чего хотите вы?» Путеводитель отвечал: «Мы хотим пройти сквозь двери». Голос же изнутри сказал нам: «Никто пребывающий в лености не входит сюда; но если хотите войти, ступайте назад и подвизайтесь, нисколько не помышляя о благах суетного мира " ». (Пролог сент. 7)

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Однажды преподобный Симеон Столпник стал просить Бога, чтобы Он указал ему путь ко спасению. Молитва была услышана, и Симеон удостоился следующего видения. Ему представилось, что он копает яму. В начале работы он вдруг слышит голос: «Копай глубже». И Симеон глубже копал. Когда же перестал, думая, что выкопал довольно, снова слышит голос, повелевающий ему копать еще глубже. И снова он стал копать, а когда же и тут решился отдохнуть, в третий раз опять услышал: «Копай глубже». Наконец, уже после долгого труда Симеонова, голос сказал: «Перестань, довольно. И теперь, если хочешь созидать, созидай, работая усердно; ибо без труда ничего не успеешь». Этим видение кончилось. Слышите же, ленивые, что говорит Господь? Без труда ничего не успеешь! А отсюда конечно ясно, что без труда и вам не спастись и в Царство Небесное не войти. Но, может быть, вам одного приведенного доказательства покажется мало? В таком случае еще и другое приведем; но при этом знайте, что и оно ничего другого не скажет кроме того же, что сказало первое. «Однажды, – рассказывал инок Афанасий, – у меня возник вопрос, что ожидает в будущей жизни трудящихся здесь ради своего спасения? С этой мыслью я почувствовал себя как бы в восторге, и некто пришел ко мне и, сказав, «ступай за мной», привел меня в какое-то чудное, исполненное света место и поставил при столь чудных дверях, что красоты их передать невозможно. И слышал я, что множество людей находится за дверями и непрестанно славят Бога. Когда же мы (т. е. он и явившийся ему) стали стучать в двери с целью войти в них, изнутри некто спросил нас: «Чего хотите вы?» Спутник отвечал: «Мы хотим пройти в двери». Голос же изнутри сказал нам: никто, пребывающий в лености, не входит сюда; но если хотите войти, ступайте назад и подвизайтесь, нисколько не помышляя о благах суетного мира» (Пролог, 7 сентября). Ну, вот и второе доказательство относительно того, что без труда вам, ленивые, в Царство Небесное не войти, мы привели вам и, как видите, и оно говорит то же, что и первое. «Никто», сейчас слышали, «пребывающий в лености, не входит сюда; но если хотите войти, ступайте назад и подвизайтесь». А отсюда, что же для вас следует? Конечно, то же, что мы сказали вам и в начале, т. е., что если вы не бросите свою леность, то надежда ваша на милосердие Божие останется тщетной и Царствия Божия вам не видать.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Астрюк, первый лист вполне сохранился и не потерпел никакого ущерба, имя автора отсутствует 689 . На основании последнего довода мы считаем надписание московской рукописи более поздним. Если же надписание современно рукописи, то все рукописи коллекции N восходят к протографу, в котором не было имени автора. В. Vaticanus graec. 2028 Совсем недавно в манускрипте Vaticanus gr. 2028 П. Жээн 690 обнаружил фрагменты CM конца X – нач. XI вв. Из четырнадцати произведений (в том числе известных ранее лишь по восточным переводам греческих оригиналов ряда творений Евагрия), вошедших в Vatic. gr. 2028, эти фрагменты занимают девятое по счету место (f. 190V-194V) и надписаны именем «Симеон» (το γου Συμενος, СМ. илл. 12). Отрывки представлены в виде многочисленных вопросо-ответов, входящих в слова 7 и 4 типа I 691 . Однако утверждение М. Плестеда 692 , что данные отрывки «are possibly the first indication (разрядка всюду наша. – А. Д.) that the ascription to ‘Symeon’ made in the Arabic collection TV is not original to that collection», нуждается в двух уточнениях. Во-первых, хотя значение Vatic. gr. 2028 чрезвычайно велико, поскольку пока это единственная рукопись, прямо называющая автором фрагментов, не вызывающих сомнений в своей принадлежности к CM, некоего Симеона, все же к подобному логическому заключению об авторстве Корпуса 693 с неизбежностью приводит проведенный выше анализ слова Симеона Месопотамского и схолии московской рукописи. Обнаруженные П. Жээном фрагменты, вероятно, принадлежат промежуточному звену в процессе переатрибуции Симеон Месопотамский → Симеон Столпник. Во-вторых, в арабскую коллекцию, составленную из вопросо-ответов, в самом деле входят отрывки из I, 7 694 , но фрагменты из I, 4 в ней отсутствуют. Можно предположить, что в ватиканскую рукопись вошла часть собрания CM (под именем Симеона), послужившего прототипом (с последующей переатрибуцией) для арабской традиции. Более детальным выводам препятствовало отсутствие подробных сведений в статье П. Жээна (открытию посвящены всего лишь 4 строчки!).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

5) ( σθετο) Некто из сущих с ним узнал сие, и побуждаемый завистию лукаваго, сказал игумену: «я узнал здесь одного, отче, изменяющаго правило всей общины вашей; посему поспеши изгнать его из нашей обители; ибо он тяжек всем, совершенно не подражаемый постник, раздающий пищу алчущим; ибо он мужественно подвизается, моляся непрестанно за всех насъ». 6) ( λθεν) Пришел скоро он (игумен) на место, и увидел мужа и постель его наполненную червями, как разсказано; посему внезапно изумившись, повелевает раздеть преподобнаго, коего увидев обнаженным, пришел в страшный ужас, увидя в нем раны и неисцельную страшную язву, испускающую злосмрадный запах; ибо он мучился болезнями, моляся непрестанно за всех нас. 7) ( ς) Когда же отсекают ножем отгнившую плоть из внутренностей его, вместе с вервием вдавившимся внутрь, он мужественно перенес страдания, как великий Иов на гноищи; у обоих было невиданное страшное зрелище; ибо первый не хотел, а Симеон сам возжелал; святый, совлекшийся ветхаго (человека 3 , одержал победу безтелесную (ангельскую), моляся непрестанно за всех нас. 8) ( Δο) Видим в двух примерах одну историю о подвиге оных славных подвижников: древле Иов, находясь в несчастии, был поносим на языке у царей; ныне Симеон по зависти был изгнан из своей обители. Ибо сие бывает со всяким: сильный, упавши, бывает осмеиваем; бедный же бывает гоним от насмехающихся над Господом, а сам он (Симеон) молится непрестанно за всех нас. 9) ( λθεν) С плачем пришел изгнанный мудрый к безводному кладезю в пустыне и в нем поселяется, мучимый болезнями телесными и сугубо уязвляясь членами. Там же было жилище зверей и пресмыкающихся страшных,... которое избрал святый себе для жилища; подражая ревностию Илии, сделался (ни для кого) невидимым и пустыннолюбивым, моляся непрестанно за всех нас. 10) ( Ττε) Тогда явился в полунощи... (игумену), для страшнаго испытания, в видении Господь, очень грозным (как на страшном суде), со множеством ангелов, явно; отыскивая Симеона, Спаситель говорит игумену: «Где избранный Мой, которий будет судить тебя на страшном суде? Будучи верен и непорочен, он возсияет как свет во славе Моей», – молящийся непрестанно за всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Главное, очевидно, было во внутренних психологических мотивах, а не во внешних, посторонних, христианству по существу чуждых и противных, языческих воздействиях. Притом Симеон был простолюдин, пастух. Естественно предполагать, что он скорее мог всячески избегать, даже излишне чуждаться всего, напоминающего о языческом культе, с ним сколько-нибудь тесно связанного. Рассуждения Zöckler’a о громадном влиянии необычайно трудного и особенного подвига столпничества на современников в общем должны быть приняты, как согласные с историческими, достоверными, свидетельствами. По свидетельству Бл. Феодорита, «стояние преподобного Симеона на столбу просветило многие тысячи Измаилтян, находившихся до сих пор во мраке нечестия“. 1754 По словам нашего автора, после того, как чрезвычайный феномен христианского столпничества привлек к себе внимание современников, он естественно должен был сделаться предметом ближайшего сравнения со своим более древним образцом в языческом культе (если только, конечно, принять предположение Zöckler’a). Маленькие статуи святого распространялись и в других странах и были известны даже в Риме. 1755 Стремление победить и посрамить языческих служителей еще более укрепляло и окрыляло христианского подвижника в его изумительной энергии и необычайном терпении. Все это отчасти, может быть, и справедливо. Но какая же речь может идти о заимствовании, если подражатель хочет победить и посрамить свои образцы тем, что он от них заимствует?... По всему сказанному исторически и психологически гораздо правдоподобнее то представление дела, которое мы находим у Бл. Феодорита и из которого вытекает полная независимость подвига Симеона на столбе от каких-бы то ни было проблематических прецедентов. Феодорит решительно, и нимало не сомневаясь и не колеблясь, утверждает совершенную необычайность и полную оригинальность подвига Симеона. Именно эти последние свойства и обеспечили, по Феодориту, особенное влияние подвижника как на христиан, так и на язычников. Вот слова самого авторитетного 1756 церковного историка:.. Господь установил это новое и чрезвычайное зрелище (т. е. стояние на столбе Симеона), чтобы новизной подвига привлечь к созерцанию его, и для приходящих сделать более убедительным предлагаемое увещание....“, 1757 Ибо новость зрелища ( καινν το θεματος) бывает надежным проводником учения, и приходящий (посмотреть) на зрелище возвращается наставленным в божественном ( τα θεα παιδευθες). 1758 Царствующий над всеми Бог налагает, как бы новые ( τς καιν;) черты на дело благочестия, предлагая различные образы жизни ( παντοδαπς πολιτεας). 1759

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010