Через 15 лет после возникновения Радонежской пустыни вокруг нее стали селиться крестьяне. Они «не пощадили пустыни и сказали ее», — пишет описатель жития преподобного, то есть стали вырубать лес и распахивать поля. Но они стали помогать обители, и нищета ее исчезла навсегда. Однажды преподобный молился об обители своей и учениках. Внезапно послышался голос: «Сергий! Ты молишься о чадах твоих, и моление твое услышано: посмотри, видишь число иноков, собирающихся под твое руководство во имя Пресвятой Троицы!» И он увидел множество прекрасных птиц, прилетевших в монастырь и за его ограду. И опять послышался голос: «Так умножится число учеников твоих, подобно сим птицам, и после тебя оно не оскудеет и не умалится, если они станут следовать твоим стопам!» Сергий позвал Симона, и он увидел часть видения, и оба провели всю ночь в духовной радости. В то время прп. Сергия уже знали и в Иерусалиме, и в Константинополе, и на Святой горе Афонской. Об этом говорит ученик его Епифаний Премудрый, посетивший все эти страны. Он и написал житие преподобного. С Афона пришел к прп. Сергию благодатный старец, именем также Сергий (Нуромский, память его 7 окт.), и отдал себя под его руководство. В это время Патриарх Константинопольский Филофей прислал Сергию грамоту, в которой он написал так: «Все хорошо в твоем монастыре, но не хватает тебе только общежития!» — и благословлял его ввести эту форму монашеского жития, до тех пор не известную еще в этой местности России. Патриарх Филофей был ревностным учеником великого святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского, который учил об Иисусовой молитве по образцу древних пустынножителей. И одобрение Патриарха Филофея показывает, что эта молитва господствовала в Сергиевой пустыни. С тех пор в ней было введено общежитие: пища и одежда — все стало общее монастырское. Тогда преподобный заповедал братии дела милосердия — нищелюбие, страннолюбие, уход за больными, обещав, что обитель будет стоять, пока эта заповедь будет исполняться. К тому времени провели мимо обители большую дорогу — и гостеприимство ее усилилось. Путники, застрявшие в ней в зимнюю непогодь, подолгу жили в ней на полном ее иждивении. Больные пользовались полным уходом. Князья заходили с большими отрядами войск. Находившимся в бедах преподобный помогал, убогих защищал, больных исцелял. Один поселянин принес к нему больного сына, но по дороге отрок умер. Сжалившись над горем отца, Сергий помолился и воскресил умершего, но отцу его сказал: «Отрок от сильной стужи изнемог, ты же подумал, что он умер. Теперь в теплой келье он согрелся, а тебе кажется, что он воскрес!» Раз привезли в обитель бесноватого. Когда по окончании молебна преподобный осенил его крестом, бесноватому показалось, что от креста исходит пламя, и он с воплем бросился было в лужу — но он был исцелен.

http://sedmitza.ru/lib/text/437687/

С духовной радостью узнали друг друга два подвижника. Павел избрал себе духовным отцом Сергия, облеченного в пресвитерский сан еще на святой горе Афонской, и открывал ему все свои помыслы, но и Сергий ничего не таил от Павла, что было у него на сердце; так в пустынных скорбях они помогали друг другу. Случилось однажды Павлу выйти из келлии и походить по пустыне; когда же возвратился, увидел келлию свою разметанную до основания, страх человеческий внезапно объял его, он бежал к преподобному Сергию, рассказал ему свою печаль, но Сергий, более опытный в деле духовном, уразумел, что это было только мечтание бесовское, и сказал Павлу псаломское слово: «Бог нам прибежище и сила» 25 ; иди, брат мой Павел, ты обретешь келлию свою неразрушенной». Поверил духовному отцу своему отшельник и, возвратясь, действительно нашел келлию неповрежденной. Когда случалось преподобному Сергию посещать сына своего духовного, Павел, исполненный к нему глубокого уважения, провожал его более нежели на две трети расстояния до его обители; место сие доселе обозначено часовней во свидетельство взаимной их любви. Уже преподобный Сергий удручаем был глубокой старостью и от многих трудов изнемогал; присный ученик пришел в последний раз посетить его, ибо ожидал его отхождения в вечную жизнь; тягостна была для него разлука с отцом и собеседником многих лет пустынной жизни; обливаясь слезами, просил он себе прощения и благословения умирающего старца. Когда оба умолкли несколько от слез, великий Павел рассказал великому Сергию, как на одном месте его пустыни, в подгории близ реки Нурмы, слышался ему звон благовеста и виделся дивный свет. Блаженный Сергий принял сие за указание Божие и, в духе пророческом, предсказал другу своему, что на этом месте соорудится обитель во имя Пресвятой Троицы, и многие в ней спасутся. Так, воздавши друг другу последнее целование, они расстались во временной жизни для свидания в вечной. Сергий стал готовиться к отшествию в небесную обитель, а Павел пошел в Москву, чтобы испросить благословение на основание монастыря. Когда преподобный Павел пришел в Москву, митрополит Фотий сначала не обратил внимания на просьбу старца, но в следующую ночь услышал голос: «Зачем оскорбил ты человека Божия? Поспеши найти старца и выполнить желание его, иначе сильно пострадаешь». Фотий провел ночь без сна, в страхе, и утром велел отыскать отшельника. Его нашли в одной из обителей, и святитель принял его с любовью, испросил прощения у преподобного Павла, благословил строить храм, дал щедрое подаяние от себя на обитель, выпросил худую одежду его, а ему в знак любви дал свою; наконец, посвятил ученика его Алексия в иерейский сан, после того как сам Павел отказался от священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Николаевский монастырь на святой луке впоследствии был приписан к Вологодскому Борисоглебскому монастырю, находившемуся на острове реки Сухоны, называемом Глебове, в 10 верстах от Шуйска, а в 1479 году великая княгиня Мария грамотой своей передала его в ведение Спасокаменного, вознаградив за него Борисоглебский монастырь деньгами. Не эта ли приписка Святолуцкого монастыря к другим и стала причиной того, что до нас не дошли сведения о последующей жизни его основателя? XV век Преподобный Сергий Нуромский День преставления: 7/20 октября Когда слава преподобного Сергия Радонежского распространилась по всей Руси и достигла затем Царьграда, привлекая в пустынную его обитель множество иноков, желавших учиться у него духовным подвигам, пришел к нему некто Сергий — постриженник святой горы Афонской. Откуда был этот инок Сергий? Что побудило его оставить место своего пострижения, всегда славившееся своим строгим исполнением уставов монастырских? Неизвестно. Преподобный принял странника как искреннего друга и брата любимого. Оставив через некоторое время Радонежскую пустыню, Сергий направил путь свой к северу и, переходя из леса в лес, достиг Вологодских пределов и остановился на берегу реки Нурмы на горе в дремучем лесу. Долго смотрел путник с возвышенности на холмистую окрестность, раскинувшуюся под его ногами, и на протекающую извилистую Нурму. Затем, сказавши сам себе: «Се покой мой, зде вселюся», пал на колени и со слезами начал молиться Богу, прося Его помощи и благословения. Вставши от молитвы, Сергий водрузил на горе крест, построил малую часовню для молитвы и келью для жительства. Из любви к пустыне и безмолвию преподобный Сергий расстался со своим великим наставником и вышел из обители Радонежской. И как ни тесен и не прискорбен был избранный им путь, он с радостью шел по нему, терпеливо перенося все пустынные скорби и лишения, утешаясь тем, что неведомо от людей может служить единому Богу. Но со временем молва о строгом отшельнике стала распространяться по окрестностям и к нему начали приходить различные люди, в том числе и иноки, привлеченные из других монастырей славой о его подвижнической жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/258358.htm...

Павел родился в 1317 г. в Москве, в богатой дворянской семье, и получил очень тщательное воспитание. С детства он отличался добротой к несчастным и щедростью к нищим. О нем говорят, что он никогда не отказал в помощи человеку в беде. Если у него не было денег с собой, он снимал свою одежду и отдавал тому, кто просил подаяния. Когда ему исполнилось двадцать два года, он оставил родительский дом и убежал на Волгу трудиться для спасения души. Жизнь, которую он стал вести в монастырях с самого начала своего иночества, отличалась необычайной суровостью. Он смирял свою плоть тяжелым трудом, постился на хлебе и воде, стремился все к новым подвигам и искал мудрого наставника, который руководил бы им на пути к совершенству. Это было то самое время, когда в Радонежском лесу сиял Преп. Сергий. Павел отправился к нему и был принят с великой любовью. Глядя на этого юношу, Сергий тотчас понял, с кем он имеет дело. Он научил его-Добродетелям, необходимым для инока такого склада, в особенности же полному отречению от собственной воли. Проведя у Сергия пятнадцать лет, Павел, следуя Своему стремлению к одиночеству и безмолвию, попросил у него разрешения уйти жить окончательно в пустынь. Видя его влечение и считая, что оно – от Бога, Сергий благословил своего ученика й дал ему медный, крест в знак победы Христа над миром; после этого Павел отправился в путь, который и привел его в Комельский лее. Там он прожил несколько лет в дупле липы, где его И застал другой любитель отшельнической жизни, Сергий Нуромский, навестивший его однажды; Павел находился в обществе медведя, лисиц, зайцев и других диких зверей, и. кормил птиц, сидевших у него на голове и на плечах. Впоследствии, по внушению от Бога, повелевшего Своему служителю послужить другим людям как образец достигнутых им добродетелей, Павел отказался от своего одиночества и избрал новое местожительство на берегу реки Обноры, все в том же лесу. Там он построил для себя хижину и вырыл колодец. На этом месте он остался до своей смерти, в 1429 г., среди диких зверей, без боязни приходивших есть из его рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нуромского монастыря старец Симеон полгода был нездоров глазами, так что не мог ничего видеть. Пр.Сергий, явившись ему, сказал: «старче, что не трудишься, а лежишь?» – Не вижу,отче, – отвечал слепой Симеон. Получив такой ответ, преподобный приказал ему помолиться Богу и приложиться к его гробу. Старец прозрел, как только исполнил его повеление. Анна, охотничья жена с Ухорского яму, была нездорова глазами так сильно, что не видела даже своих рук. Однажды она лежала в постели, вдруг является ей пр. Сергий и спрашивает: «что ты лежишь и не трудишься?» Когда больная ответила ему, что ничего не видит, преподобный велел ей идти в монастырь к его гробу, обещая даровать ей исцеление. Это было на шестой неделе великого поста. За четыре дня до Николина дня ее привели в монастырь, где каждый день служили о ней молебны пр. Сергию и кропили ее святою водою, на пятый день в праздник святителя Николая когда после молебна ее окропили св. водою., то тотчас же отверзлись ее очи и она от радости закричала в церкви: милостью Всевышнего и молитвами преподобного вижу все ясно. Особенно много получало исцеление у гроба пр. Сергия из бесноватых и умоисступленных. Когда именно пр. Сергий причислен к лику святых, достоверно неизвестно, но так как в 1583 г. над гробом его уже пели молебны, а в 1584 году написано было его житие, в жалованной же царской грамоте 1585 года он называется «новоявленным чудотворцем», то вероятно, что причисление его к лику святых последовало на одном из соборов, бывших незадолго пред тем временем в последней половине XVI столетия. Житие пр. Сергия написано в 1584 году при Иоанне IV, митрополите Данииле и епископе вологодском и велико-пермском Варлааме. Составитель его – Иона – игумен Глушицкого монастыря, писавший житие по запискам Протасия, игумена Павло – Обнорского монастыря. Сам Протасий писал со слов инока Геннадия, которому о жизни пр. Сергия рассказывал Антоний, многократно слышавший о том же от Алексия, постриженика и ученика Сергиева, бывшего первым игуменом в Павлове. В грамоте Феодора Иоанновича в 1585 году пр. Сергий назван новоявленным чудотворцем. В переписи монастыря по указу Симона архиепископа (8 июля 1678 г.) значится престол во имя пр. Сергия. Преподобный Павел Обнорский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Развитие монастырей по этой линии шло уже после смерти преподобного. При жизни он был лишь в общении духовном со своими вскормленниками, такими же нищими, как он. Так, посещал Мефодия Пешношского, которому советовал построить церковь в более сухом месте, Сергия Нуромского, провожавшего его на две трети пути к Лавре. Но большинство, конечно, посещало самого Сергия. К зрелым и старческим годам он вырос вообще в учителя страны. Мы видим у него не только собственных учеников-игуменов, являющихся из новоустроенных монастырей, но и князей, и воевод, бояр, купцов, священников, крестьян, кого угодно. Он, разумеется, тот тип " учительного старца " , который возник в Византии и оттуда перешел к нам. Как " институт " , старчество во времена Сергия не существовало. Его идея очень приходилась по душе народу и высоко соответствовала православию. Фактически оно укрепилось много позже — с XVIII века и Паисия Величковского идет его традиция непрерываемая. Для жителя средней России навсегда врезались образы старцев Оптиной Пустыни, вблизи Козельска — Амвросиев, Нектариев, тех скромных и глубоких мудрецов, гениальный образ которых навсегда написан Достоевским (старец Зосима). Сергий — их далекий, не формальный, но духовный прародитель. В темные времена, когда Россия так подавлена татарщиной, как будто и просвета нет, когда люди особенно нуждаются и в ободрении и в освежении, как горожанину замученному нужен озон леса, паломничество к Сергию приобретает всероссийски укрепляющий смысл. Сергий сам — живительный озон, по которому тосковали и которым утолялись. Он давал ощущение истины, истина же всегда мужественна, всегда настраивает положительно, на дело, жизнь, служение и борьбу. Исторически Сергий воспитывал людей, свободных духом, не рабов, склонявшихся пред ханом. Ханы величайше ошибались, покровительствуя духовенству русскому, щадя монастыри. Сильнейшее — ибо духовное — оружие против них готовили " смиренные " святые типа Сергия, ибо готовили и верующего, и мужественного человека. Он победил впоследствии на Куликовом поле. Душевное воздействие святого сыграло роль в истории России, как сыграло свою роль само распространение монастырей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2403...

Уразумев, что на то есть воля Божия и что пустыня его должна обратиться в общежитие, старец с любовью принимал всех приходивших к нему. Когда собралось к нему таким образом до сорока человек, блаженный старец начал думать о сооружении церкви и келлии по чину общежительных монастырей. И при единодушном старании вскоре был построен небольшой деревянный храм в честь Происхождения Древ Святого Креста, келлии для братии и другие необходимые для общежития службы. В то время на той же реке Нурме, во внутренней пустыне, проводил безмолвную и уединенную жнешь великий отец наш Павел. Он пришел сюда из той же славной лавры великого российского светила Сергия, откуда пришел и преподобный Сергий, Нуромский чудотворец. Еще находясь под паствою преподобного Сергия Радонежского, святой Павел внимательно поучался жительству его о Боге и по благословению его удалился в сию пустыню. Монастырь же блаженного Сергия Нуромского отстоял от жилища великого Павла на расстоянии около четырех верст. Преподобный Сергий пожелал увидеться с ним. И, как братья, с радостью встретились великие подвижники, взаимно приветствовали друг друга, просили себе молитв и благословения, не желая только уступить один другому в смирении. Сергий удивлялся невещественной жизни пустынника, а Павел благоговел пред ним как пред священником и превозносил труды его как основателя обители и мудрого наставника. С этой встречи они на всю жизнь сделались друзьями и собеседниками, не делая ничего без совета друг с другом. Кроме того, прп. Павел принимал от святых рук блаженного Сергия причащение Святых Животворящих Таин, Тела и Крови Христа, Бога вашего, исповедуя блаженному все свои помышления, и был преподобный Сергий преподобному Павлу духовным отцом. Поэтому во всяком деле они поведывали друг другу свои помышления, будучи рабами и последователями Единого Владыки. Советуясь между собой о пустынном озлоблении и устрашении бесовском, они делились своими скорбями и укреплялись духом и словом Божиим, утверждаясь надеждой будущих благ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Многих он научил своим душеспасительным словом и заставил их обратиться с покаянием к Богу... для грешников – верный поручитель».... Но преп. Сергий был старцем не только для подчиненных ему иноков и мирян. Но происходит и нечто более удивительное: к нему притекают за словом назидания уже умудренные долголетним опытом созерцательные подвижники, как Сергий Нуромский, прибывший с Афона, Евфимий Суздальский, Дмитрий Прилуцкий», Стефан Махрищеский и др. (Они именуются «Сергиевыми собеседниками»). Эти собеседники показывают нам величие того духовного образа, каким Сергий являлся в глазах своих современников, будучи учителем учителей и наставником наставников... «Может ли быть, чтобы в сих дальних и недавно обращенных к свету Христову странах, воссиял такой светильник, которому подивились бы и наши древние отцы?» – воскликнул, усомнившийся греческий епископ, за свое сомнение наказанный слепотой и вслед за этим исцеленный самим преподобным. И воистину духовный облик преп. Сергия достигает той несказанной красоты, какой могли бы дивиться и древние отцы. Известно чудесное видение преп. Сергия, когда темнота ночи вдруг озарилась ярким светом, и преподобный, выйдя в сени, увидел бесконечную стаю пролетающих птиц, и был ему голос: «Сергий, Господь внял молитве твоей, как видишь этих птиц, так умножится число учеников твоих по тебе, и не оскудеют последующие стопам твоим». В конце жизни преп. Сергию было дано лицезреть явление Богоматери. Это было в 1388 г., за 4 года до его кончины. В его житии также находим пример явления того Божественного света, который Григорий Палама именует «Божественными энергиями», «лучами Божества», и о которых св. Макарий Египетский говорит, что «Ангелы и служебные духи приобщаются свету этого огня». Мы хотим сказать о том видении, когда Исаакий-молчальник, пораженный ужасом, увидел, что преподобному сослужит дивной красоты блистающий юноша, и нисходит огонь на Святую Чашу, разливаясь по всему престолу и окружающий со всех сторон священнодействующего Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Прошло много лет по кончине преподобного Сергия; даже память о нем в обители его стала изглаждаться. Но в это время Господу и угодно было прославить верного своего раба. Благоговейному иноку Никифору в тонком сне является неведомый старец и повелевает ему сказать игумену и братии, чтобы очистили гроб его, потому что не хочет Господь далее оставлять его в небрежении и неизвестности. – «Кто ты?» спросил Никифор старца. – «Я грешный Сергий, бывший начальником сего святого места», отвечал явившийся и указал место, где находится гроб его. Никифор медлил исполнением приказания и, после троекратного явления преподобного, наказанный болезнью за непослушание, поведал всем о бывших ему явлениях. По его указанию нашли под церковною папертью могилу преподобного, поставили над нею раку и положили в нее вновь написанный образ его. Как струи многоводного источника потекли чудеса от гроба преподобного Сергия. В 1584 г. написано было житие его игуменом Глушицкого монастыря Ионою, пользовавшимся записками Павло-Обнорского игумена Протасия, со слов инока Антония, слышавшего рассказы о преподобном Сергии от первого Павловского игумена Алексия, бывшего учеником его. К концу второй половины XVI века преподобный Сергий причислен к лику святых Российской Церкви, хотя память его и ранее праздновалась в обители его служением молебнов. В древнем рукописном житии его записано 104 чуда, совершившиеся при его гробе, и запись их заканчивается 1653 годом. Страдавшие разнообразными болезнями получали полное исцеление у гроба преподобного: слепым возвращалось зрение, немые получали дар слова, расслабленные – крепость членов; но особенно много было исцеленных бесноватых и умоисступленных. Обитель преподобного Сергия, как монастырь, существовала до 1764 года, когда была обращена в приходский храм, а в самом начале прошедшего XIX столетия здесь сооружен был каменный двухэтажный храм, в нижней части которого, посвященной его имени, под серебряною ракою и резною, деревянною, вызолоченною сенью, в недрах земли почивает преподобный Сергий, Нуромский чудотворец, а у раки стоит его деревянный черный игуменский жезл. Пятьсот лет прошло с того дня, в который преподобный отошел ко Господу, но и теперь, как во дни его жизни, приходят сюда верующие со своими нуждами и скорбями, рассказывают ему о своих бедах и напастях. И слышит их угодник Божий, молится за ищущих его предстательства пред пренебесным Божиим престолом, отирает всякую слезу от очей их и подает им, по вере их, благодатные небесные утешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Этот последний был на Афоне, где и принял постриг. Идя с Афона, он и явился однажды к Преп. Сергию Радонежскому, у которого пробыл некоторое время, завоевав своими добродетелями расположение своего нового учителя. Мы не знаем ничего определенного ни о его происхождении, ни о причинах, побудивших его покинуть Святую Гору и пуститься в путь, который привел его в Подмосковье. Возможно, что он бежал от смут, происходивших тогда в Афонских монастырях в связи с паламитскими спорами 59 . Был ли он сторонником паламитских учений? Был ли он исихастом? Мы склонны это допустить, принимая во внимание первую монашескую подготовку, полученную им на Афоне, и тенденции, обнаруживающиеся в его духовности. Ее особый характер и побудил его покинуть Троицкую лавру и в свою очередь уйти в северные леса, в поисках одиночества. Там он встретился с блаженным Павлом Обнорским, поселившимся поблизости. Обоих отшельников связала духовная дружба: они навещали друг друга, друг другу исповедывались и делились всеми своими мыслями и благочестивыми упражнениями. Сергий Нуромский умер в 1413 г. Житие его было написано только в 1584 г. Оно очень короткое, отличается подражательностью, полно риторики и не представляет интереса, за исключением приписываемого святому предсмертного увещания его монахам. Из этого увещания видно, каков был идеал либо тех, кто помогал составить данное житие, либо монахов монастыря, хранивших память об его основателе. По этому тексту, Сергий сначала поручает своих учеников Богу и Божией Матери, а затем призывает их хранить страх Божий и помнить слове Христа: «кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня». Далее Сергий просит их жить друг с другом в смирении, избегать лживых слов,, ненавидеть клевету и оказывать любовь клеветникам, отвращаясь от всякой вражды, так, чтобы солнце не садилось, пока они не победили к себе всякий гнев. Он их просит быть послушными начальникам, заботящимися о их душах, и деятельно воздавать Богу подобающее Ему поклонение: так живя, они будут счастливы. Как видим, эти советы касаются главным образом внутренней жизни. Внешний культ упомянут только мельком и в немногих словах. III. Иноки кубенского озера

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010