Качества его я вполне не могу и описать. Человек и маститый старец с достоинствами души! Года же его, хотя и не малые, но крепость сил имеет. Дай Бог такую легкость хоть и молодому, расторопен. Преподобнейший отец! Если угодно, не опускайте сего почтенного старца. Он, к достоинству его, из кончивших курс и лет 20 был благочинным, и при сем, если вы решаетесь на принятие, о чем нам и сообщите и научите, как нужно в сем деле поступить!» Когда я доложил об этом преосв. митрополиту, владыка, узнав, что рекомендуемый мне иеромонах принадлежит к числу братства архиерейского дома, не советовал мне принимать его, чтобы не огорчить преосвященного Владимирского. В этом смысле я и отвечал 25 ноября о. Илариону на его письмо. 10 октября получено было мной письмо из Мурома от родных Царевских. Вот что они писали мне от 7 числа: «С чего начнем писать вам? Изъявлять ли сперва радость свою, что Бог устроил судьбу вашу так хорошо? Благодарить ли вас за то, что вы так скоро, так неожиданно, при первом своем письме с нового своего места оказали уже нам благодеяние! Благодарим, благодарим Господа за то, что Он поставил вас на таком месте, где вы успели уже доказать свое доброе сердце новым благодеянием. Да ниспослет вам Господь силы к прохождению новой должности, да продлит жизнь вашу, и мы увидим, что Отец небесный не до конца прогневался на нас! Примите хотя позднее поздравление с днем вашего ангела. Опоздать письмом – наше дело; но будьте уверены, что в самый день вашего тезоименитства, мы не пропустили молить Бога о ниспослании вам благ, и ангела вашего о сохранении вас. Прощайте!» 17 ч. получил я письмо от своего нового друга, Гр. П. Быстрицкого. Он писал со своей родины, из погоста Быстриц, Гороховского уезда: «Любезнейший и глубокоуважаемый друг, отец Савва! Письмо ваше получил. С нетерпением я ждал. Мне хотелось узнать о назначении академическом, а главное о вас самих, порешилось ли ваше тогда нерешенное дело. И вот, наконец, я узнал. Приветствую вас с новым званием, с новой должностью. Радуюсь, что начало вашей новой жизни хорошо, и вы начали ее со спокойным, приятным, веселым расположением духа (это видел я из тона письма). Счастливое предзнаменование для будущего! Моя участь доколе еще не решена; а думаю, уже скоро решится. Наконец, я свыкаюсь с мыслью о моем служении во Владимире. Мечта и планы, которые долго строились в воображении, видно, не увидят действительности. Теперь же это предчувствую. Но это предчувствие уже переношу спокойно; пусть будет, что будет. Что будет, то дастся от руки Провидения. Долг мудрого – и в немногом находить многое, чтобы быть счастливым и благодарить Промысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ: Конечно! Мне кажется, что нынешнее население Рублевки будет разъезжаться. Оно уже разъезжается. Как правильно сказала Катя Гордон, оно разъезжается по другим направлениям. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Батюшка, я понимаю, что с церковной точки зрения, это утопия - построить Вавилонскую башню или создать некую резервацию, в которой я буду спокойно себе жить, потому что накопила денег и могу купить себе благополучное место. Тем не менее, многие люди к этому стремятся. Что бы вы могли сказать по этому поводу? ОТЕЦ САВВА: Вы говорите о людях, которые боятся жителей Рублевки? На самом деле, эти люди ничем не отличатся от людей, которые берегут своё богатство. Для них тоже кумиром является богатство, и они завидуют богатым. Они тоже не свободны от этого. Есть такое поучение об иноке, который очень привязался к перочинному ножу. А ему и говорят: «Ты ничем не отличаешься от богатеев!» Можно к грошовому состоянию привязаться, можно и к миллиардному. По сути, это одно и то же. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Еще один вопрос, батюшка. Вы можете дать духовный совет, как не привязываться? Мы часто привязываемся к каким-то мелочам в нашей жизни… ОТЕЦ САВВА: Надо искать веру в Бога. Это кропотливый труд - по обретению веры. Вот когда ты потрудишься, походишь в храм, совершишь массу каких-то усилий, тогда тебе дастся вера, и ты начнешь обретать свободу. Ты встанешь на первую ступеньку лестницы к обретению этой свободы. Собственно, эта свобода в Боге и есть самое большое счастье для человека. Я вижу это по тем жителям Рублевки, которые приходят к нам. От этой свободы человек начинает жить радостно! КОНСТАНТИН КОВАЛЕВ: В житии преподобного Саввы Сторожевского XVI века написаны его слова, а он, еще раз напомню, из Звенигорода. Там написано так: «Если будете помогать слабым и нищим, то достигнете высших благ». Понимаете? Есть материальные блага, а есть высшие. Когда человек, который обладает деньгами, начинает это понимать, то он осознает, что дело не в том, что надо обязательно откупиться или поделиться, а в том, что он сам должен обязательно что-то пожертвовать. Тогда ему не надо будет строить высокий забор.

http://foma.ru/russkiy-vzglyad-rublyovka...

Куда мы пойдем – на Восток или на Запад? Наша душа должна обладать херувимским видением и серафимским слухом, чтобы могла пойти и идти путем, который бы не закончился ее смертью. Не говори: пусть разделится душа нашего народа и половина пойдет на Восток, а другая половина на Запад. Друг, может ли твое око видеть, если его разорвать? Может ли сердце твое чувствовать, если его рассечь? Может ли царство сохраниться, если его разделить ( Мф. 12, 25 )? Сами факты неопровержимо доказывают и свидетельствуют, что такого быть не может. Как же тогда может жить душа нашего народа, не умереть и стать бессмертной, если разделится? Не надо обманываться, положение души нашего народа весьма критично; только оппортунисты могут относиться к этому несерьезно. Базисный принцип психологии народа в том, что всякий человек несет в себе не только судьбу свой души, но и судьбу души всего народа. Каждый отвечает за всех. В теле нашего народа наши души переплетены, как корни в земле, из которых растет единый ствол, единое древо. В каждом есть что-то от души каждого, а все души составляют единый, неделимый организм. Если моя душа загноилась фурункулом эгоизма, разве ее ядовитый гной не разольется по всему организму народной души? Если сердце твое заражено самолюбием, разве ты не стал гангреной для организма народной души, гангреной, которую необходимо немедленно отсечь? Приучай себя к мысли: народная душа это не нечто отделенное от нас, индивидов, это органическое единство всех душ всех индивидов. Что бы ты ни делал, что бы ни мыслил, что бы ни чувствовал, твой труд, твоя мысль, твое чувство пронизывают всю народную душу, проникают в нее всеми своими пороками и добродетелями, гадостями и радостями. За здоровье нашей народной души ответственен каждый из нас, и величайший и наименьший, и самый образованный и самый неграмотный, и самый высокопоставленный и самый униженный. Едва лишь наша народная душа впервые вступила на перекресток меж двух миров, святой Савва решительно повел ее путем Богочеловека Христа. До него она была слепа, благодаря ему она прозрела и впервые увидела вечную Истину и вечный смысл жизни. Святой Савва обратил нашу душу от смертного к Бессмертному, от временного – к Вечному, от человеческого – к Богочеловеческому. Куда ты пойдешь, друг, когда душа твоя, твоя синяя птица, начнет метаться в клетке твоего тела, начнет метаться, мучимая вопросом, который задавал себе Растко: что есть жизнь? Что есть смерть? Для чего человеку дается жизнь, если она оканчивается смертью? Если на тебя хлынут эти жуткие вопросы, то кто тебе на них ответит, европейский человек или Богочеловек, обретаемый Растко?

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Место сие он приобрел от некоего Зенагона, который родом был из селения Витавудис. Савва ревностно старался об устройстве сего места. Возвратившись в Великую Лавру, он посылал братьям, находящимся в упомянутом месте, Святые Дары и благословенные хлебы. Таким образом, он имел великое попечение о сем месте, как мы уже о том сказали.    40. По прошествии некоторого времени упомянутый Иаков определен на служение в гостинице Великой Лавры. Посему он должен был приготовлять пищу для тех монахов, которые выходили в пустыню для собирания прутьев на корзины. Некогда он сварил слишком много бобов, или густой похлебки из них, и как количество их оставалось и от первого и от второго дня, выбросил остаток оных из окна в поток. Старец, приметивши сие со своей башни, тайно сошел с ней, и выброшенные бобы подобрал в чистоте, потом рассыпал их и высушил. По прошествии некоторого времени, когда Иаков окончил свое дело в кухне, Савва пригласил его одного к себе на обед, и предложил ему высушенные бобы, которые хорошо были приготовлены и приправлены. Между тем, как они ели оные, старец сказал Иакову: извини меня, брат, что я не умел хорошо приправить сей пищи, и что ты, может быть, недовольно хорошо угощен ею. Когда ж Иаков сказал, что он очень доволен угощением, и что давно уже не ел столько приятной нищи: то старец отвечал ему: поверь мне, сын мой, что сии бобы суть те самые, которые ты выбросил из гостиницы в поток. Теперь уверься, что, кто не может хорошо располагать медным горшком при варении растений, так чтобы варимой нищи довольно было для известного числа монахов, и чтобы никогда ничего не пропадало; тот не может управлять обществом монахов: ибо Апостол говорит: если кто не умеет управлять собственным домом, тому как тщись о церкви Божьей? (1 Тим.3:5). Услышавши сии слова, Иаков великую от них получил пользу и возвратился в свою келью.    41. Сей же Иаков, живя уединенно в своей кельи, сильно искушаем был бесом блуда. Борясь с ним довольно долгое время, он ослабел в сей борьбе: ибо бес долгое время не преставал воспламенять его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3544...

И вот как она мне сама лично рассказала. Приходит она к этому старцу, а он перед ней расшаркался, улыбается, сыплет ей комплименты, с особым вниманием смотрит на ее голову, какая у вас изумительная прическа и все в этом роде. «А я, конечно, сразу же стала его мысленно осуждать и думаю: «Ну отец и послал меня к старцу, да он по поведению настоящий кавалер». А потом меня что-то осенило, и я поразилась, с какой точностью он меня скопировал, все мои выходки. Ну и мудрец наш отец», – закончила она свой рассказ. В 1979 году по Промыслу Божию я приехала в Троице-Сергиеву Лавру. У меня были очень большие скорби, и я со слезами просила Господа, Божию Матерь и преподобного Сергия мне помочь. И вот тут пришла милость Божия. На квартире, где я остановилась, жили батюшка с матушкой, их дочь, и у них остановилась еще одна женщина, духовное чадо схиигумена Саввы. От них я услышала очень много даже удивительного об этом великом старце. Они мне посоветовали написать покаяние с семилетнего возраста и попроситься к нему в духовные чада. Я с радостью это сделала. Представился и самый удобный случай. Женщина, чадо схиигумена Саввы, из Загорска ехала в Печоры и изъявила желание мой конверт вручить лично старцу. А я ей дала свой адрес, сама поехала домой. Через некоторое время получаю телеграмму на телефонные переговоры с Майкопом, сообщила она по телефону, чтобы я приехала получить передачу от отца. Когда я туда приехала, получила самую для меня радостную весть, что отец принял меня в духовные чада, передал для меня Богородичное правило, четки, молитвы и его фотографию. Однажды приехали ко мне мать и дочь из Майкопа, духовные чада отца (им дали мой адрес), и мы за столом разговорились об отце, а я все думала: какие они счастливые, видели и имели общение с отцом при его жизни, а я его не видела и не увижу. И вот только они уехали, как в ту же ночь во сне мне явился отец, весь сияющий, в белоснежной блестящей ризе, и такая от него исходила любовь и благодать, что вся моя душа наполнилась невыразимой духовной радостью, сердце буквально таяло от такого блаженства. Когда я проснулась, то горько пожалела, что проснулась, так хотелось, чтобы это блаженство продлилось еще хотя бы одну минутку, эта неописуемая духовная радость.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

В глазах моих развевается флаг на царских хоромах. Иногда народ толпится вокруг них, чтобы взглянуть на светлые очи батюшки царя государя; и я было посматривала туда в зрительную трубку, но никого не видала, и ехать к ним им поклон – не поеду; куда мне – старухе с больными ногами, представляться Царице; она же меня не знает, а Царь-то верно уж давно забыл о моем существовании. Vanitas vanitatum, omnia vanitas! 640 Слышала как гудел большой Успенский колокол в 4.000 пудов, слышала радостные громогласные ура! Видела суету и движение народа, вот и будет с меня! А вы-то батюшка о. Савва, извольте же готовиться принимать дорогих гостей. Говорят, что будто бы императрица сбирается идти пешком к Троице, по примеру древних наших цариц и царей. Вероятно, митрополит предварит их приездом своим в Лавру; и так, желаю вам много удовольствия и наслаждений. Вот и еще два письма получила от епископа Таврического. 641 Просит, чтобы я не считалась с ним письмами, но чаще бы писала к нему, как говорит, мои утешительные, умные, радушные и откровенные письма. Смотрите как горький опыт поучает людей и изменяет их! Преосв. Алексий никогда ни писали мне в деревню, как сам был в Москве; не отвечал на письма мои, когда был в Туле, – тогда счастье улыбалось ему; все угождали и смотрели ему в глаза. Теперь уже не то! Он почитает себя изгнанником в Симферополе; в дальнем уголке он уже недоступен приятелям счастливого своего времени; быть может, многие уже и забыли его; а в Тавриде и глухо, и скучно!… Вот наконец и оценилась постоянно искренняя дружба моя, вот прибегают к ней, и просят, чтобы я не забывала изгнанника. А я, как получу письмо, тотчас же и отвечаю, и пишу много, много! Все, что знаю или слышу, все пишу ему, будучи уверена, что все это и утешит, и развлечет его. Разве это не есть духовная милостыня! Когда счастлив человек, то можно и не думать о нем; но протянуть руку в невзгоде, вымолвить доброе словцо, оказать приязнь в горе, – о! это дело христианское! На слова письма его: помяните имя мое в молитве и приподнимите меня от земли к небу: ибо сам по себе, легкого парения к небу, свойственного преподобным, я не имею – я ответила: «Вам много труда, много беспокойств и неприятностей; но за то роскошная природа страны обитаемой вами, наделяет вас наслаждениями, которых никто отнять у вас не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Оставляя в стороне вопрос о том, кем был Досифей Топорков – переписчиком, редактором или переводчиком Хронографа и Синайского патерика, констатируем факт влияния его работы над этими памятниками на Волоколамский патерик. Этим объясняется, с одной стороны, наличие в Патерике двух вводов, агиографического и летописного, хронологический принцип организации материала в сборнике, стремление автора вписать монастырскую историю в контекст общерусской и мировой, включение ряда сведений из Хронографа (например, об убийстве Батыя «угорским» королем Владиславом, о мнимой смерти царя Анастасия) 657 ; с другой стороны, большее, чем в Киево-Печерском патерике, равнение на переводную патериковую традицию, прежде всего, традицию Синайского и Римского патериковых сводов. И.М. Смирнов считал, что как самостоятельный агиограф, автор Надгробного слова Иосифу Волоцкому , Топорков выступил после 1546 г., поскольку Савва Крутицкий в проложной части Жития Иосифа Волоцкого сетовал: «Велие ми желание бываше в много время о сем преподобнем, иже бы кто предал на память последнему роду, и о сем ми пытающу, еже бы от сродник или от ученик его; и никто же изъяви о нем, и 30 лет по преставлении его. Аз же о сем скрбях зело и дивихся» (стлб. 453). Убедительнее, на наш взгляд, точка зрения К.И. Невоструева : Надгробное слово было создано вскоре после кончины Иосифа, то есть спустя несколько лет после 1515 г.: «Савва не считал это житием в виду краткости и жанра, но использовал как источник» 658 . Надгробное слово Иосифу Волоцкому оригинально по своей жанровой природе: высокий риторический стиль похвалы святому переплетается здесь с документальным стилем биографической справки о герое. По нашему мнению, это произведение показательно для переходного периода в творчестве Досифея, когда он, наряду с перепиской и редактированием книг, обращается к сочинительству, когда вместе с документальными формами повествования он осваивает агиографические, интересуется и начинает изображать не только прошлое, но и современное.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итак, Симеон не только ставит в связь настоящий церковный Устав с iatupwsiz ом Саввы Освящённого, но прямо думает, что завещание св. отца есть, ни более, ни менее, как начертание церковного Устава, затерянное при нашествии варваров и реставрированное патриархом Софронием. Мнение это долго держалось в литературе и иной взгляд на данный вопрос казался странностью. Так, когда Удин в своих «Commentarii ях» высказал весьма резонное замечание по поводу правил пр. Саввы Освящённого, что у «Кирилла выставляются правила общежитий для устроения нравственности, и поэтому это совсем не то, что известный ныне Устав церковного последования св. Лавры иерусалимской св. и богоносного отца Саввы, соблюдавшийся и в других св. монастырях иерусалимских из 59 глав» 18 , то преосв. Филарет счёл нужным сделать по этому поводу оговорку, которая ни в каком случае не может быть оправдана даже самым житием преп. Саввы, написанным Кириллом Скифопольским . «Кирилл, возражает пр. Филарет, ничем не дает знать, что под правилами разумеются нравственные правила, а не правила церковного служения. В самом жизнеописании Кирилла видим, что правила, которые назначал по временам св. Савва для Лавры, относились именно к церковному последованию. Совсем другое дело, заключает свою тираду преосв. Филарет, сохранился ли в известном ныне Уставе св. Саввы весь точный вид правил, преданных на бумаге св. Саввою для монастырей? Утверждать этого нельзя» 19 . Из сделанного нами анализа биографии пр. Саввы именно и видно обратное, что завещание пр. Саввы, оставленное им письменно своему преемнику, ни в каком случаем не могло « относиться к церковному последованию», но оно не было в строгом смысле и «правилам общежитий для устроения нравственности», как думает Удин. Гораздо правильнее на это завещание посмотрел Тоскани, поместив его в разряд так называемых ктиторских типиконов 20 , (tupica cthtorica), а за ним и наши русские ученые профессора Голубинский 21 и покойный И. Д. Мансветов 22 и архимандрит (ныне епископ) Сергий 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Достоверному биографу св. отца, знакомому с письмами его, которые он приводит в своем труде или извлечениях, или в целом виде, весьма естественно было знать и видеть самое духовное завещание св. отца, которым бесспорно руководились еще в Лавре в бытность там Кирилла Скифопольского , т.е. спустя 38 лет после смерти Саввы. В таком ли виде дошло до нас духовное завещание пр. Саввы, в каком он вручил его своему преемнику, или оно потерпело изменения и добавление в позднейшее время? Ответить на этот вопрос категорически пока трудно. Достаточно поверхностного знакомства с содержанием занимающего нас завещания, чтобы мы могли сказать, что в нем теперь есть несколько позднейших вставок, которые в устах св. Саввы были не уместны. Так, напр., св. Савва не мог называть себя самого святым и даже блаженным, не мог и давать наставления о том, что на гробе святого (т.е. своем собственном) нужно совершать пролитургию установленному на это священнику, и также, наконец, не мог говорить о франках ( φραγγοι), которые в Палестине в XI столетии и стали резко противопоставляться грекам ( ρωμαιο), уже после разделения Церквей. Вот почему мы считаем за прибавку в оглавлении сего завещания слов: του αγιου Σαββα, в начале завещания слов: Δει γινωσχειν τα περι του οσιου χαι μαχαριου πατροζ h μων Σαβα θεσπισθεντα в середине завещания наставление: εν δε τh θh χh προλειτουργαν ποιεν τον ειζ τουτο τεταγμενον πρεσβυτερον. Подобные прибавки весьма уместны у позднейших переписчиков настоящего завещания, и мы встречаем их в ποπτυπωσιζ св. Феодора Студита и Διατυπωσιζ преп. Афанасия Афонского и в массе слов и поучений, принадлежащих писателям первых веков Церкви Христианской. Исследователи древнейшей письменности знакомы с ними хорошо. Но указывая на эти вставки, мы все же не можем пока утверждать, что настоящее завещание, после исключения этих вставок, близко к своему оригиналу в данном составе и что в других списках его мы не встретим новых дополнений. Это вопрос будущего. Нельзя при этом не отметить лишь того обстоятельства, что в настоящем списке в конце его оставлено пустое место, которые в другой рукописи XV в. Той же библиотеки 531, содержащей, в себе список с данной рукописи с пропуском слова φραγγουζ и с тремя незначительными вариантами, увеличено на несколько листов. Очевидно переписчик думал отыскать продолжения сего завещания и приписать его на оставленных чистых листах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Савва уже знал, что надо совершить. Без колебаний он с великими почестями перенес мощи в Жичу. По мысли святителя, правильным и логичным было сделать местом их упокоения именно Жичу. Так король Стефан, перед смертью ставший монахом Симоном, после смерти стал преподобным Симоном. Народ, однако, и доныне зовет его просто «святой король». И так, укрепленный теперь более, чем когда бы то ни было, святитель продолжил свою великую миссию: проповедовать Евангелие, лечить нравственные раны грешников и объединять народ в вере и любви. Благородным устремлением Саввы было сделать сербов святым народом, по слову Господню: «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» ( Лев.19:2 ; 1Пет.1:16 ). Если в то время, когда Господь Бог управлял Израилем, предполагалось, что народ освятится чрез жертвенную кровь тельцов, – кольми паче Бог ожидает, что народ христианский освятится чрез кровь Сына Его единородного! Савва сначала творил, а затем учил. Поэтому его нельзя было обвинить в лицемерии, присущем учителям, которые сами не исполняли того, чему учили. Он скорбел, сталкиваясь с расхождениями между проповедями и жизненной практикой, посему постоянно подчеркивал необходимость исправного жительства. Святитель неустанно наставлял духовенство вести нравственную жизнь. Самая лучшая проповедь не принесет пользы, если поведение проповедника ей противоречит. «Каков священник – такова и проповедь». Глава 36. Защитник История дает человечеству многие уроки, но прежде всего дает не тем, кто желает поучать других, а тем, кто сам любит учиться. Один из таких уроков состоит в следующем: гораздо труднее сохранить, чем приобрести. Это относится не только к империям, созданным в результате завоеваний, но и к народам одной крови, веры и языка, соединившимся в единую национальную державу после долгой разобщенности и борьбы. Сложность сохранения национального единства всегда проистекала из действия центробежных сил в лице надменной и себялюбивой аристократии. Народные массы, если их не ввели в заблуждение, всегда настроены центростремительно – иными словами, они, руководствуясь природным умом и опытом, стремятся к укреплению центра.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010