Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Пещера Нила мироточивого афон         Пещера Нила мироточивого афон     Пещера преподобного Нила иссечена в отвес­ной скале над небольшим заливом, где был, по преданию, высажен на берег преподобный Петр, первый афонский молчальник. Сто четыр­надцать ступеней сводят пришельцев к церкви, которая воздвигнута в небольшом объеме над могилою преподобного Нила.    От нее, близ север­ной стены, начинается подъем по 27 ступеням в самую пещеру, в которой уединялся строгий афонский подвижник XVI века.   Рассказывают, — «по смерти Бог прославил останки его точением целительного мира, что привле­кало сюда страдальцев из самых отдаленных стран Востока.   Оставшийся после святого Нила ученик, видя чудеса и не вынеся молвы стека­ющихся поклонников и хворых, будто бы осме­лился однажды, ставши над гробом мироточца, упрекнуть его за то, что, уча его при жизни смирению и сам подавая изумительный образец искания славы только небесной и удаления себя земной, по смерти забыл то и славою имени своего наполнит скоро весь мир.      Послушный Нил с тех пор не стал чудодействовать в своих мертвенных останках. "   Часть его головы и теперь хранится при его пещере, а остальные мощи в Лавре святого Афанасия, которой принадлежит келлия и самое место, где она воздвигнута и где безмолвствовал преподобный Нил.     Отсюда можно было и следовало бы нам пройти к пещере преподобного Петра Афонского, но товарищи мои, утомленные дорогою, не согла­сились, как я ни убеждал их, со своей стороны, почтить пустыню первого подвижника Святой Горы. Делать было нечего: я уступил требо­ванию усталых поклонников и вместе с ними направился к Лавре святого Афанасия. Солнце уже село, когда мы вступили в портик лаврский, и после утомительного дневного странствия сладко отдохнули и освежились.   Наутро следо­вал Петров пост...         Перед ужином беседы наших русских меня чрезвычайно заинтересовали. В одно с нами время пришли в Лавру и сардары, то есть охра­нители Святой Афонской Горы; при них была собака. Пока набирали стол, собака, почуяв запах макарон,подошла к столу, я приласкал ее, и она спокой­но растянулась при ногах моих. Я не переставал гладить цербера.

http://isihazm.ru/?id=954

Ноябрь 15.11 Преподобнаго Паисия Величковскаго Тропарь, глас 2: Странен быв на земли,/Небеснаго Отечества достигл еси,/преподобне отче Паисие,/добротолюбия подвижниче,/верных научил еси ум к Богу возводити/и сердцем к Нему взывати:/Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,//помилуй мя, грешнаго. Кондак, глас 8: Избранный иноческаго жития ревнителю,/яко пчела многотрудная,/писаньми отеческими души наша снабдил еси,/коегождо наставляя на путь спасения./Сего ради зовем ти:/радуйся, Паисие премудре,//старчества духовнаго в стране нашей возродителю. Преподобный Паисий Величковский Преподобный Паисий Величковский в миру Петр Иванович Величковский, родился 21 февраля 1722 года. Его прадед, дед, отец и старший брат были протопопами (протоиереями) города Полтавы. В возрасте четырех лет он лишился отца. Воспитывала его мать – Ирина (в монашестве Иулиания). С 12 лет Петр Величковский обучался в Киево-Могилянской духовной академии. В17 лет, оставив академию, он ушел в Любечский монастырь, основанный преподобным Антонием Печерским. Затем Петр отправился в молдаво-влахийские монастыри, где учился молитве и монашескому послушанию и где принял рясофор с именем Парфений. Стремясь найти старцев, опытных в святоотеческих писаниях, инок Парфений пришел на Святую Гору Афон. Здесь, в возрасте двадцати восьми лет, он был пострижен в монашество с именем Паисий. К нему стали приходить ученики. Не считая себя достойным учить других, святой Паисий принимал братию с условием иметь вместо наставника учение святых отцов Церкви. Так возникла среди Паисиева братства традиция книжности, собирания святоотеческих писаний, что было необычным для афонских монастырей того времени. Тридцати шести лет отец Паисий был рукоположен в священный сан. После семнадцатилетнего пребывания на Афоне старец Паисий возвратился в Молдавию и поселился с братией сначала в пустующей Драгомирнской обители, а затем в уединенном горном Секульском монастыре. Братия умножилась, и преподобному Паисию пришлось переселить свою общину в богатейший Нямецкий монастырь, где он так же, как в Драгомирне и Секуле, ввел общежительный устав, требующий от братии полного нестяжания и отсечения своей воли. Авва Паисий учил братию покаянию, молитве Иисусовой («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго»), иноки ежедневно исповедовали помыслы духовнику, трудились над переписыванием святоотеческих книг. Нямецкая обитель под руководством старца Паисия стала самым большим монастырем Православной Церкви, вмещая тысячу насельников. Преподобный Паисий был удостоен сана архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Преподобный Пимен Зографский (Софийский). День памяти – 16 ноября   Преподобный Пимен Зографский (Софийский). День памяти – 16 ноября В канун престольного праздника афонской болгарской обители Зограф великомученик Георгий Победоносец явил ему волю Божию: вернуться в Болгарию, где христианам приходилось тяжело страдать под турецким игом, и стать духовным наставником для народа. Поскольку преподобный Пимен долго размышлял о явлении и словах великомученика, святой Георгий явился ему второй раз и повторил, что Болгария нуждается в духовном пастыре, который должен восстанавливать разрушенные храмы. Святой Пимен жил на рубеже XVI-XVII вв. Он родился в болгарском городе Софии в праздник святых апостолов Петра и Павла и потому в святом крещении был назван Петром. В древней церкви св. влмч. Георгия в Софии юноша изучал Священное Писание, иконопись, церковное пение у зографского афонского иеромонаха Фомы. После смерти родителей и духовного наставника, 26-летний Петр решил раздать имущество и отправиться на Святую Гору Афон, в болгарский святогорский монастырь Зограф. Здесь он принял монашество с именем Пимен и с пламенной ревностью восходил по пути совершенствования. В возрасте тридцати лет он был рукоположен во священника. Чтобы посвятить себя посту и непрестанной молитве, преподобный Пимен поселился в пещере святого Космы Зографского, в которой прожил 15 лет. Достигнув пятидесяти пяти лет, преподобный Пимен получил от Бога извещение. В канун престольного праздника обители святому явился великомученик Георгий Победоносец и сообщил ему волю Божию: вернуться в Болгарию и стать духовным наставником для народа, который тяжело страдал под турецким игом. Преподобный долго размышлял о видении, и великомученик Георгий явился ему снова и повторил, что Болгария нуждается в духовном пастыре, который будет строить и восстанавливать разрушенные православные храмы. Посоветовавшись со своим наставником и получив его благословение, преподобный Пимен вместе со своим учеником отправился в болгарские земли.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2749

Аскетические приюты афонского монашества Все афонские монастыри приобрели свой современный вид в результате растянувшихся на века процессов их строительства и расширения. 6 октября, 2014 Все афонские монастыри приобрели свой современный вид в результате растянувшихся на века процессов их строительства и расширения. В реальности монашеская жизнь в ее древнейших формах зародилась на Святой Горе задолго до Великой Лавры – первого афонского общежительного монастыря, основанного в 963 году. Рассматривая в качестве трех знаковых фигур раннего афонского отшельничества преподобного Петра Афонского, святого Евфимия Нового и Иоанна Колова, мы можем проследить за значительными изменениями, произошедшими в образе жизни афонских аскетов на протяжении IX века. Петр отрекся от мира, подвизаясь на протяжении всей жизни в суровой и строго монашеской аскетической жизни. Евфимий же и Иоанн, оба ставшие основателями монастырей, начав свой монашеский подвиг по примеру Петра со строго отшельнической аскезы, продвинулись на ступень вперед к организации общежительной жизни под покровительством государства и церковных иерархов. Именно эта ступень несколько десятилетий спустя открыла путь святому Афанасию Афонскому и его детищу – Великой Лавре. Создание Великой Лавры вызвало острое противостояние между двумя видами аскетизма на заре афонского монашества. Первый Афонский Устав, вышедший в свет в 972 году, примирил обе стороны, косвенно признав нововведения Афанасия. С тех пор все монастыри на Афоне создавались по образцу Лавры святого Афанасия. По сути, утверждение первого Афонского Устава показало, что государство поддерживает прежде всего организованные общежительные монастыри и в меньшей степени монахов-пустынников. Несмотря на это, идеал монашеской отшельнической жизни не переставал жить на Афонском полуострове, сосуществуя с общежительным принципом, хотя и был оттеснен в самые отдаленные и труднодоступные его уголки. Часовые Эгейского моря Процесс перехода от уединенно живущих аскетов к организованным общежительным монастырям на Афоне должен быть истолкован в свете геополитической и военной ситуации означенной эпохи. Вслед за последним взлетом, пришедшимся на период царствования императора Юстиниана (527–610), Средиземноморье перестало быть «римским озером». По мере решительного продвижения вперед арабских племен, захватывавших все большие земли на Ближнем Востоке и в Северной Африке, возрастает стратегическая роль Афонского полуострова, разрезающего с севера Эгейское море и контролирующего фракийские берега, иными словами, сухопутный путь между Константинополем и Солунью, а также Дарданеллы – морской путь, ведущий в Константинополь и в Черное море.

http://pravmir.ru/asketicheskie-priyutyi...

  Похвала Пресвятой Богородицы Суббота акафиста Божественная Литургия 30 марта 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поздравляем всех с праздником! Сегодня праздник " Похвала Пресвятой Богородицы " . За Литургией мы слышали Евангелие, которое напоминает нам о том, что Господь, идя к крестным страданиям, спрашивает Своих учеников, за кого они Его принимают. И Петр говорит: " Ты - Христос, Сын Бога Живаго " (Мф. 16, 16). Мы слышим, что до этого в народе одни говорят, что это Предтеча, другие - что это пророк Илия, третьи говорят, что это восстал еще один из великих пророков. Петр же исповедует Господа Сыном Божиим, Богом Живым, и это открывают ему не плоть и кровь, но Отец, сущий на небесах. Прежде, чем Господь примет страдания, Его ученики должны узнать эту тайну, с тем, чтобы быть способными пережить распятие Христово и чтобы их свидетельство об Учителе и Господе, с Которым они находились рядом, было свидетельством о Живом Боге. И, наверное, не случайно в Субботу Похвалы Пресвятой Богородицы звучит это Евангелие, потому что мы с вами призваны в течение Поста, как и в течение всей нашей жизни (но в течение Поста особенным образом), узнать, что " Христос - Сын Бога Живаго " . И это открывает человеку не плоть и кровь, не какое-то внешнее знание и мудрость и даже не нравственная чистота человека, а только Бог. Бог, Который испытует сердца человеческие и знает, кто способен воспринять эту тайну, с тем, чтобы сохранить ее в своей жизни, чтобы быть достойным принятия этой тайны и быть способным передать ее другим. Не плоть и кровь, но Отец, Который на небесах, открывает человеку эту тайну Бога Живаго. В сегодняшний день мы можем сказать, что и Матерь Божия открывает нам эту тайну, потому что Святая Церковь исповедует, что подобно тому, как через Нее пришел на землю Бог, так и каждый человек совершает свой путь к Богу через Матерь Света - Пресвятую Пречистую и Преблагословенную Богородицу. Как говорит святой наших дней преподобный Силуан Афонский: " Если бы не Матерь Божия, я погиб бы во грехах моих " . Это есть свидетельство всей Церкви, всех святых.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_43...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Онуфрий Великий, прп. Описания иконы Онуфрий Великий, прп. - житие Онуфрий Великий — раннехристианский святой, египетский пустынник IV века. Почитается в лике преподобных в Православной (память 12 июня по юлианскому календарю). Существует православная традиция освящать кладбищенские церкви в его честь. Жизнь святого Онуфрия известна со слов преподобного Пафнутия, который встретил его в пустыне перед его кончиной и похоронил его. К моменту встречи с Пафнутием Онуфрий прожил в пустыне в полном одиночестве 60 лет. Некоторые версии жития сообщают, что Онуфрий Великий родился около 320 года в Персии и был сыном персидского царя, который по внушению ангела отдал его в младенческом возрасте в монастырь. Воспитание он получил в Фиваидском монастыре Эрити близ Гермиполя, где узнал от старцев о пустынниках и захотел подражать им. Он тайно ушёл из монастыря и пришёл в Фиваидскую пустыню (Египет) где встретил пустынника, ставшего его учителем. Несколько лет старец учил Онуфрия борьбе с «диавольскими искушениями», а затем убедившись в си[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Онуфрий Великий, прп. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Новгород. XV.] Прпп. Макарий, Онуфрий, Петр Афонский. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Файл 9034.jpg:   Размер: 724x900, 0.65 MPix, 111 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (225) , (9) . Описание: [Афон. XVII.] Прпп. Онуфрий и Петр. Икона. Афон. XVII в. 33.2 х 23.9. Из собрания П.И. Севастьянова. До 1922 в Румянцевском музее. ГИМ. Москва. Файл 9037.jpg:   Размер: 857x1200, 1.03 MPix, 227 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (179) , (5) . Описание: Преподобный Онуфрий Великий и святитель Иоанн Златоуст. Церковь Святителя Николая чудотворца в селе Аксиньино, Одинцовский район, Московская область.

http://pravicon.com/icon-2605

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Преподобный Нил Мироточивый. День памяти – 25 ноября Преподобный Нил Мироточивый. День памяти – 25 ноября Подвиг святого Нила был так угоден Богу, что тело преподобного по кончине, погребенное рядом с пещерой, мироточило столь изобильно, что миро стекало в море с многометровой высоты. Преподобный Нил родился в конце XVI в. в маленьком городке Айос Петрос тис Кинуриас, на Пелопоннесе. Обучение будущего святого было доверено его дяде, иеромонаху Макарию, который привил мальчику любовь к молитве и подвижничеству. Они удалились в ближайший монастырь Малевию , где Нил стал монахом, а затем священником. Желая удалиться от людей как можно дальше, чтобы стать ближе к Богу, он поселился в пустынных скалах на юге Горы Афон, недалеко от места, где подвизался преподобный Петр Афонский. Святой Нил долгие годы прожил в пещере, висящей над бездной, в полной безвестности, и только Бог был свидетелем его слез и борьбы с бесами. Преподобный Нил мирно скончался 13 ноября 1651 г. Его тело, погребенное рядом с пещерой, мироточило столь изобильно, что миро стекало в море с многометровой высоты. Люди приезжали на лодках, чтобы собрать это целительное миро, потому и место, находящееся ниже пещеры преподобного Нила, названо karabosrasion (кораблестояние). Преподобный же с того времени наречен Мироточивым. Существует предание, что ученик преподобного, оставшийся после святого Нила и бывший очевидцем скромности и глубокого смирения своего старца, не выносил молвы от множества стекающихся мирян. Он решился жаловаться своему прославленному старцу на него самого: вопреки своим словам не искать и не иметь славы на земле, а желать ее только на небесах, святой скоро весь мир наполнит славою своего имени, множество людей начнут приходить к нему для исцелений и этим нарушится спокойствие Святой Горы. Это так подействовало на святого мироточца, что тогда же миро иссякло. В 1815 году кавсокаливские отцы, получившие исцеление от различных болезней, через молитвенное призывание преподобного Нила, в благодарность решили построить при его пещере храм. Копая место для основания храма, они открыли не замеченный ранее свод, из которого распространялось неизреченное благоухание. До этого времени никто не знал определенно, в каком именно месте при пещере преподобного находятся его мощи.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2763

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография ПАВЛИН (II) († 11.01.802), св. (пам. зап. 11 янв.), патриарх Аквилейский (c 787), богослов, один из деятелей каролингского возрождения ПАИСИЙ Паисий (Величковский Петр; 1722 - 1794), архим., писатель, переводчик, прп. (пам. 15 нояб., во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), архим., писатель, переводчик ПАИСИЙ (Гавренев Павел Иванович; 1397 (?) - 1504), Угличский, прп. (пам. 8 янв., 6 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых - 23 мая и в Соборе Тверских святых - в 1-е воскресенье после 29 июня) ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 1821 - 1893), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры ПАИСИЙ ВЕЛИКИЙ Паисий Великий (IV - нач. V в.), прп. (пам. 19 июня; пам. копт. 8 эпепа/абиба (2 июля)), егип. подвижник ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1924-1994), церковный деятель, проповедник, писатель, один из наиболее известных монахов и духовных наставников Св. горы Афон кон. XX в. , прп. (пам. 29 июня) ПАИСИЙ ХИЛАНДАРСКИЙ (Хилендарский)(в миру Петр или Пенко; ок. 1722 - после 1775), прп. (пам. 19 июня), болг. иером., просветитель ПАКТОВИЙ мч. Севастийский (пам. 3 нояб.) - см. в ст. Евдоксий, Аттик, Агапий, Катерий и др. мученики Севастийские ПАЛАМОН (III-IV вв.), прп. (пам. в Неделю всех преподобных отцов; пам. греч. 12 авг.; пам. зап. 25 янв.; пам. копт. 30 тобе (25 янв.); пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), египетский подвижник, наставник прп.Пахомия Великого ПАЛЕСТИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в рус. иконографической традиции название, закрепившееся за образом типа «Одигитрия» Дексиократуса ПАЛЛАДИЙ (ок. 364 - между 420 и 430), еп. Еленопольский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) ПАЛЛАДИЙ Иванович Попов (1879 - сент. 1937), свящ., сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе Коми святых и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАЛЛАДИЯ мц. (пам. 24 мая) - см. ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст

http://pravenc.ru/rubrics/122298_135.htm...

Небольшого выноса венчающий карниз храма частично сохранил резной подзор. Перекрытия храма плоские по балкам, в интерьере потолок имеет трапецевидную форму в вертикальном сечении. Полы сохранились дощатые. В целом церковь преподобного Михаила Малеина, несмотря на утрату завершения, неплохо сохранилась и представляет собой редкий пример декоративного стиля в архитектуре начала века со стилизацией формы древней русской архитектуры и северной народной резьбы. Прп. Михаил Малеин - святой греческой церкви, почитаемый также и в России; был дядей императора византийского Никифора Фоки. Подвизался иноком " на Афоне, на горе Малеон, в Клементской обители, настоятелем которой и стал. Наставник и духовный отец прп. Афанасия Афонского. Скончался в глубокой старости (в X веке). Из книги «БОГОРОДСКИЕ СВЯТЫНИ. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». Богородск (Ногинск), 1992 год. Основателем и почетным председателем старообрядческой общины в деревне Тимково был А.И. Морозов, в середине 1912 года им было предложено вместо обветшавшего молитвенного дома построить церковь и обратиться за помощью в Главное Управление земледелия и землеустройства. Просьба общины была удовлетворена и было разрешено отпустить ей лес за «50 процентов таксовой стоимости». В июле 1912 года журнал «Церковь» сообщал о торжестве закладки храма во имя преподобного Михаила Малеина. Автор проекта церкви - И.И. Струков. К декабрю 1912 года истек срок трехлетних полномочий ряда членов Совета общины и доверенных лиц, на общем собрании общины, состоявшемся 2 декабря 1912 года, все они были избраны на второе 3-летие. Среди переизбранных: Петр и Сергей Арсеньевичи Морозовы, Федор Андреевич Детинов, Евгений Павлович Свешников, Трифон Николаевич Кочанов, Сергей Федорович Полозов, Илья Петрович Рывкин, кандидат в члены Совета - Григорий Селиверстович Сумароков, доверенные лица - Иван Саввич Иванов, Николай Степанович Заправской и Павел Никифорович Краснов и кандидаты к ним: Борис Егорович Кузнецов и Сергей Иванович Гусев.

http://sobory.ru/article/?object=02577

44. Обнаружение ошибок в богослужебных книгах и разностей в обрядах. Попытка исправления их Едва утихло волнение, возбужденное ересью жидовствующих, как начались в Русской Церкви споры по поводу ошибок, замеченных в богослужебных книгах, и некоторых особенностей в обрядах. Русская Церковь с самого начала своего уже имела священные и богослужебные книги на славянском языке; это – бесценный дар нашей Церкви святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Со времени великого князя Ярослава и у нас, в России, стали переводить разные церковные книги. Обряды богослужения были приняты от Церкви Греческой и соблюдались в неизменной верности. Но с течением времени вкрались разные ошибки в богослужебные книги, и появилась некоторая новизна в совершении богослужения. Ошибки вкрадываются и в печатные книги, несмотря на самое строгое внимание исполнителей работы; тем легче могли они вкрасться в рукописные книги. Случалось, что переписывавший священную или богослужебную книгу выражал недоумение по поводу какого-нибудь выражения и ставил иное, им придуманное слово на стороне; другой же писец заносил это слово в текст. С испорченных рукописей делались копии, которые расходились во множестве, и ошибки утверждались. Люди просвещенные замечали ошибки и старались исправлять их в рукописях. Прекрасный образец такого исправления представляет рукописное Евангелие святителя Алексия. Но просвещение в тяжкие времена монгольского ига упало и, по недостатку его, стало распространяться мнение о недозволительности изменять старые богослужебные книги, даже исправлять и вкравшиеся в них ошибки. В начале XVI века был вызван в Москву из одного афонского монастыря весьма ученый и просвещенный инок Максим Грек . Ему сначала было поручено пересмотреть и привести в порядок великокняжескую библиотеку, а потом дали исправить богослужебную книгу Триодь. Исправляя эту книгу и пересмотрев некоторые другие, Максим ужаснулся от множества замеченных в них ошибок 71 . Когда он объявил об этих ошибках, то против него восстали многие не только из простого народа, но и из духовных, и даже сам митрополит Даниил. Раздались возгласы: «Он (т. е. Максим) изменяет слова по своему произволу и порицает священные книги, по коим святые отцы угодили Богу». Для суда над ним назначен был в 1525 году собор, на котором осудили его как еретика, растлевающего, а не правящего богослужебные книги, и сослали сперва в Волоколамский монастырь, где запрещено было ему далее причащаться Святых Тайн, потом в Отрочь, с некоторым облегчением наказания, наконец в Троице-Сергиев. Здесь и скончался преподобный Максим после тридцатилетних страданий в 1556 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010