Говорит Ему Симон Петр: «Господи, куда идешь Ты?» Ответил Иисус: «Куда Я иду, ты не можешь сейчас следовать за Мною, а последуешь позже». Говорит Ему Петр: «Почему не могу я следовать за Тобою сейчас? Я за Тебя душу свою положу». Ответил ему Иисус: «Душу свою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, пока трижды не отречешься ты от Меня». Глава 14 «Да не волнуется сердце ваше. Вы верите в Бога – верьте и в Меня. В доме Отца Моего обителей много. Если бы было их меньше, то сказал бы Я вам, что иду приготовить вам место. И если Я уйду и приготовлю вам место, то вновь приду и приму вас к Себе, чтобы, где Я, там и вы были. И, куда Я иду, вы знаете, и знаете путь». Говорит Ему Фома: «Господи, не знаем, куда идешь Ты. И как можем знать путь?» Говорит ему Иисус: «Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь. Никто не приходит к Отцу, кроме как чрез Меня. Если вы узнали Меня, то, конечно, узнали и Отца Моего, и отныне узнаете Его и увидите Его». Говорит Ему Филипп: «Господи, яви нам Отца, и довольно с нас». Говорит ему Иисус: «Столько времени Я с вами, и вы не знаете Меня? Филипп, кто видит Меня, тот видит и Отца. Как же ты говоришь: «Яви нам Отца»? Вы не верите, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, кои Я говорю вам, не от Себя говорю. Отец же, во Мне пребывающий, Он творит дела. Вы не верите, что Я в Отце и Отец во Мне? Тогда ради самих дел поверьте. Истинно, истинно говорю вам: кто верит в Меня, дела, какие Я творю, и сам сотворит, и больше сих сотворит, ибо Я к Отцу иду. И чего ни попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, дабы прославился Отец в Сыне. Если же попросите Меня во имя Мое, сделаю то. Если любите Меня, соблюдете повеления Мои. И Я попрошу Отца, и Он даст вам другого Утешителя, дабы Он оставался с вами вовеки, Духа истины, коего мир принять не может, ибо не видит Его и не знает Его. Вы же узнаете Его, ибо Он с Вами пребудет и в вас будет. Не оставлю вас сиротами, приду к вам. Немного отныне – и мир Меня уже не увидит. Вы же видите Меня, ибо Я живу и вы жить будете.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Господень, как тать ночью» ( 2 Петр. 3, 9-10 ). То, что Второе Пришествие откладывается на неопределенный срок, показало: с нашей верой нам еще придется пожить, а значит, надо формулировать богословские основы нашей веры, нужно налаживать духовную и нравственную жизнь, строить отношения с окружающими и друг с другом. Я уже говорил, что это одна из причин, по которой ко Крещению стали относиться серьезней и стали крестить после наставления в вере. Еще раз повторю то, о чем уже говорил: как только Церковь поняла, что Второе Пришествие отсрочивается, появилась и катехизация, стало развиваться богословие и проч. – Может быть, знания о вере нужны каким-то богословам, а простому-то человеку зачем они? Если человек хочет просто молиться, верить в Бога, спасать душу, то зачем знания?.. – Это большая тема, которую рассматривать мы в рамках нашей беседы не будем. Есть отшельники, которым знания не нужны, им достаточно самых основ. Хотя теоретически существование подобных людей я могу предположить, но это исключительно редкие случаи, потому что и отшельники, например, упражняются в молитве, а для этого необходимо знать, что о молитве говорит Церковь, как учат святые отцы. Преподобный Серафим Саровский, афонские старцы, поражают своей начитанностью в Священном Писании и духовных книгах. Но то, что возможно монаху-отшельнику, невозможно человеку, живущему в миру. Мы находимся в иной ситуации. Мы должны противостоять соблазнам и вызовам мира сего, а для этого должны быть во всеоружии, «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие… и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. гл. 6). И, кроме того, человек, живущий в миру, должен, как минимум, знать основы православной веры, чтобы ответить на вопросы неверующих или интересующихся людей: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ» (1 Петр.

http://azbyka.ru/parkhomenko/katexizaciy...

Далее святитель отмечает: «Ненасытен я: хочу не чтобы немногие спаслись, но чтобы все; даже если один, брошенный, погибнет, то и я гибну и полагаю, что подражаю тому Пастырю, Который имел девяносто девять овец и отправился за одной заблудшей» (Там же). И далее: «Хочешь побить меня камнями – я готов пролить кровь свою, лишь бы удержать тебя от греха. Мне нет дела до ненависти, мне нет дела до вражды, единственное, до чего мне есть дело – это польза слушающих» (Там же). Поэтому если эти древние истинные пастыри, исполненные ревности и любви к братьям своим, не только при жизни боролись и заботились о том, как исправить свою паству и братьев во Христе, но даже и после смерти пеклись об их спасении, насколько более нынешние пастыри должны заботиться, хотя бы и в меньшей степени, только при жизни об исправлении разумной паствы. Древние пастыри и предводители народов и после смерти заботились о спасении доверенных им душ. Свидетелями тому служат в Ветхом Завете пророк Илия, а в Новом – первоверховный апостол Петр. Ибо пророк Илия, вознесенный на небо во времена Иосафата, царя Иудейского в Иерусалиме, как показано в первой главе Четвертой книги Царств, спустя восемь или десять лет после своего вознесения отправил (очевидно, через ангела Божия) послание Иораму, царю Иудейскому, дабы устрашить сына Иосафата. Он передал; так как тот оставил почитание истинного Бога и не соблюдал заповедей Его, то заболеет и умрет. Все так и случилось. Об этом мы читаем во Второй книге Паралипоменон, стих двенадцатый: «И пришло к нему (то есть к Иораму) письмо от Илии пророка, в котором было сказано: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: за то, что ты не пошел путями Иосафата, отца твоего, и путями Асы, царя Иудейского». А первоверховный апостол Петр пишет во Втором послании к верным христианам следующее: «Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» ( 2Пет.1:15 ). Если духовные отцы таким образом заботятся при жизни о спасении своей словесной паствы, то после смерти они, несомненно, удостоятся от Пастыреначальника Христа неувядаемого венца славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Если сравнивать подвиг мучеников с героизмом воинов, которых мы можем мысленно сопоставить с воителями более позднего времени, также с оружием в руках отстаивавшими свою христианскую родину – с императором Мануилом и князем Андреем, – то, конечно же, подвиг мученичества гораздо более велик и труден. Вспомните евангельское повествование о том, как апостол Петр в Гефсиманском саду, чтобы, как ему казалось, защитить Спасителя, выхватил меч из ножен, не побоявшись в одиночку пойти против целой вооруженной толпы. Когда же нужно было исповедать Христа, вернее исповедать свое ученичество Христу во дворе первосвященника, куда он поначалу мужественно вошел, желая увидеть, чем все кончится, – он трижды отрекся от Учителя. Исповедать веру оказалось гораздо тяжелее. Впоследствии святой Петр и прочие апостолы, уже осененные благодатью Святого Духа в день Пятидесятницы, претерпели многочисленные скорби ради Господа и пострадали до смерти. А ведь Маккавеи жили до того, как благодать явилась в своей полноте. Хотя, конечно, нельзя сказать, что они выдержали бы все это, если бы не были подготовлены к исповеданию единого Бога своей предыдущей благочестивой жизнью и если бы Господь не укреплял их, потому что их подвиг выше человеческих сил. Преподобный Силуан Афонский говорит, что есть разные степени действия благодати в человеке. Для нас важно особенно свидетельство этого великого старца потому, что он говорит не так, как просвещенные знанием святоотеческих трудов богословы. Святой Силуан все испытал на самом себе, то есть это свидетельство человека все пережившего и имеющего истинный опыт. Он говорит о том, что есть некая степень благодати, когда человек боится согрешить, есть и более высокие степени, наконец, есть и высшая ее степень, когда благодать пребывает не только в сердце человека, но и во всем его теле, тогда могут явиться нетленные мощи. Так было, по его словам, с мучениками. Отсюда мы можем сделать вывод о том, какая для этого нужна благодать: ведь мучение длится не какие-то мгновения, нужно длительно пребывать в таком состоянии. Какая великая сила, какая Божественная благодать нужна, чтобы все это выдержать! Конечно, это не значит, что все мученики к страданию были готовы заранее. Бывало и так, по рассуждению святителя Игнатия (Брянчанинова) , что человек за короткое время, за какие-то минуты или несколько часов, проходил весь путь, который подвижники проходили в течение десятков лет. Но кто из нас может быть уверен в себе и в том, что окажется именно тем человеком, который в течение нескольких часов страданий исполнится благодати настолько, что сможет все вытерпеть?

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

И если рабы земного царя хвалятся, что работают на своего повелителя и часто говорят себе в похвалу: «Мы в царском рабстве», то почему же не хвалиться и не радоваться вам, христианам, тем, что вы удостоились работать заповеди Царя царствующих Христа? Да, вы называетесь рабами, так как работаете заповеди Господа, но ваше рабство превыше всех вознаграждений, всех почестей и всех должностей царей мира сего. Пророк Давид, хотя и был царем, хвалился тем, что назывался Божиим рабом и сыном ничтожнейшей рабыни Его. «О, Господи», – говорил он, – «я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей!» ( Пс.115:7 ) «Раб же Твой да возрадуется!» ( Пс.108:28 ). Апостолы Павел и Петр тоже гордились, что они рабы Иисусовы, больше, чем сенаторы и царские люди, которые красуются своими нарядными плащами, поясами, всякими знаками отличия и должностями. Поэтому апостолы в начале почти всех своих посланий, возлагая на главу свою, как венец и драгоценную диадему, это звание, говорят: «Павел, раб Иисуса Христа» ( Рим.1:1 ), «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа» ( Флп.1:1 ), «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» ( Иак.1:1 ), «Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа» ( 2Пет.1:1 ), «Иуда, раб Иисуса Христа» ( Иуд.1:1 ). Почему святые считают большой честью быть Божиими рабами Почему же святые так почитают и восхваляют служение Богу и тем, что называются Христовыми рабами? А вот почему. Слугам земных царей часто приходится терпеть и голод, и жажду, и неприятности, и оскорбления своего имени, потому что их повелители порой бывают неблагодарными и не признают трудов своих подданных. Те же, кто удостоится служить Христу, Царю Небесному, всегда в изобилии получают всяческие блага, всегда радуются и веселятся, всегда возвышаются, имя их возвеличивается. Ибо Бог, Которому они работают, щедр и обилен дарами и никогда не оставляет без платы даже самое малое дело. От Лица Божия пророк Исаия говорит: Вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; Рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

И Иисус, отвечая, рек им: «Словно на разбойника вышли вы с мечами и древками схватить Меня? Каждый день был Я среди вас в храме, уча, и вы не хватали Меня. Но да исполнятся Писания». Тогда все ученики Его, оставив Его, бежали. Юноша же некий следовал за Ним, завернувшись в покрывало на голое тело. И схватили его. Но он, отбросив покрывало, голый убежал от них. И привели Иисуса к первосвященнику. И собрались все священники, и книжники, и старейшины. Петр же следовал за Ним издалека до входа во двор первосвященника. И сидел со слугами возле огня и грелся. Первосвященники и весь совет искали свидетельство против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили. Ибо многие давали против Него ложное свидетельство, и свидетельства их не сходились. И встали принесшие против Него ложное свидетельство, говоря: «Мы слышали, как Он говорил: «Я разрушу храм сей рукотворный и построю через три дня иной, нерукотворный». И не было в этом свидетельстве согласия. И первосвященник, встав посередине, спросил Иисуса, говоря: «Ты ничего не отвечаешь на то, в чем они обвиняют Тебя?» Он же молчал и ничего не ответил. Вновь первосвященник спрашивал Его и сказал Ему: «Ты ли Христос, Сын Бога благословенного?» Иисус же сказал ему: «Я. И увидите Сына человеческого, сидящего одесную силы Божьей и грядущего с облаками небесными». Первосвященник же, разодрав одеяние свое, рек: «Для чего теперь нужны нам свидетели? Как кажется вам, Вы слышали богохульство?» И все осудили Его как повинного смерти. И некоторые из них принялись плевать на Него и закрывать лицо Его, и бить Его кулаками и говорить Ему: «Прореки». И служители давали Ему пощечины. А Петр был во дворе внизу, и пришла одна из служанок первосвященника и, увидев Петра греющегося, посмотрев на него, рекла: «И ты был с Иисусом Назарянином». Он же отрекся, говоря: «Я не знаю и не понял, что ты говоришь». И вышел он наружу со двора, и запел петух. Служанка же, вновь увидев его, принялась говорить стоящим вокруг: «Он из тех людей». Он же вновь отрекся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И мы, хотя не получаем скоро желаемых благ, не будем предаваться унынию и нерадению, не отстанем от благого своего начинания, не перестанем искать правды Божией; не обидлив бо Бог, – говорит апостол, – забыти дела вашего и труда любви, юже показасте во имя Его ( Евр.6:10 ). Писание много представляет нам примеров, как Господь щедро награждает трудящихся рабов Своих, когда казалось им, что они трудились понапрасну. Вот Петр с прочими учениками всю ночь проловили рыбу; но, как сказано, в ту ночь не яша ничесоже ( Ин.21:3 ). Утру же бывшу, ста Иисус при брезе и рече им: вверзите мрежу одесную страну корабля, и обрящете; ввергоша же, и к тому не можаху привлещи ее от множества рыб ( Ин.21:6 ). И вот еще другой чудесный лов рыбы покажет нам, как трудящиеся с упованием на Господа получают вдруг обильную награду за труд, который повелевает им Господь совершить. Было на том же озере Галилейском: рыболовы, вышедши из воды, вымывали сети; Спаситель, Господь наш, стоял у озера; потом, вошедши в лодку, которая была Петрова, сказал: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Петр отвечал: Наставник! мы трудились всю ночь, и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, так что и сеть даже прорывалась ( Лк.5:6 ), – и наполнили рыбою две лодки. Так полезно трудиться по слову Господню! Труды, предпринимаемые ради Господа, вознаграждаются всегда с великим прибытком. Только надо выждать время, а когда оно приходит, можно приметить из следующего события. На браке в Кане просила Господа сама преблагословенная Его Матерь о помощи бедным, но добрым тем людям, у которых не достало вина. Но Господь сказал: что Мне и тебе, жено? еще не пришел час Мой. Несмотря на сие, Матерь сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Тут было шесть водоносов, и Господь велел наполнить их водою; и наполнили их до верха. Потом велел почерпнуть и нести к распорядителю пира; и понесли. Когда тот отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, то спросил жениха о причине, почто такое хорошее вино сберег он до конца пира, тогда как следовало бы его подавать гостям в начале? Так положил Господь начало чудесам Своим в Кане и явил славу Свою (Ср. Ин.2:3–11 ). Матерь же Его ускорила этот час прославления своею верою и упованием. Так и из нас, кто начинает все творить по слову Господню и иметь на Него упование, тот в то же время полагает начало чудесам Его, и Господь являет над ним славу Свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

И наказал Он им, чтобы никому не говорили о Нем. И начал учить их, что подобает Сыну человеческому пострадать много, и быть отверженным старейшинами и первосвященниками, и книжниками, и быть убитым, и после трех дней воскреснуть. И говорил Он ясными словами, и понял Его Петр, и начал упрекать Его. Он же, обернувшись и глядя на учеников Своих, наказал Петру, говоря: «Отойди от Меня, сатана, ибо ты не думаешь о Божьем, но о человеческом». И, созвав толпу с учениками Своими, сказал им: «Если кто хочет следовать за Мною, да отречется от себя и возьмет крест свой, и следует за Мною. Кто же хочет душу свою спасти, тот потеряет её; кто же погубит душу свою ради Меня и Евангелия, спасет её. Ибо что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей причинит ущерб? Или человек душу свою выменяет на что? Кто же постыдится Меня и слов Моих в роде сем прелюбодейном и грешном, того и Сын человеческий постыдится, когда придет во славе Отца Своего со святыми ангелами». И сказал им: «Истинно говорю вам, что есть среди стоящих здесь те, кто не вкусят смерти, пока не увидят Царство Божие, грядущее в силе». Глава 9 Спустя шесть дней взял Иисус Петра и Иакова, и Иоанна и отвел их за Собой на высокую гору одних, и преобразился пред ними. И одеяния его сделались сияющими и весьма белыми, словно снег, как на земле суконщик отбелить не может. И явились им Илия с Моисеем и беседовали с Иисусом. И Петр, отвечая, рек Иисусу: «Рабби, хорошо нам быть здесь. Да сделаем мы три кущи, Тебе одну и Моисею одну, и Илии одну». И не знал он, что говорит, ибо были они охвачены страхом. И сделалось облако, осенившее их. И исшел из облака глас, говорящий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, слушайте Его». И, тотчас оглянувшись, никого более не увидели они вокруг себя, кроме только лишь Иисуса. И когда спускались они с горы, заповедал Он им, чтобы они не рассказывали никому, что видели, прежде чем Сын человеческий воскреснет из мертвых. И они оставили слово промеж себя, спрашивая, что значит «воскреснет из мертвых».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И сейчас есть люди, дерзновенно утверждающие, что Преображение Господа было простым видением физического света. Евангелист Лука приводит еще такую подробность: «Когда же он [Петр] говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» ( Лк.9:34-35 ). То есть ученики вошли в такое состояние, когда через Сына познали и Отца, Который, по выражению святых отцов и богословов, является источником Божества «Когда был глас сей, остался Иисус один» ( Лк.9:36 ). Что это значит? Ведь мы помним, что на Фаворе с преобразившимся Господом беседовали явившиеся пророки Моисей и Илия. Эти слова не означают, что видение закончилось и Иисус остался один. Но когда является Божественная слава, все земное, все сотворенное, даже и духовное, отступает и созерцается один Бог. Созерцание учеников продолжалось только в отношении Божества Спасителя, для того чтобы они поняли, что слова «Сын Мой возлюбленный» относятся именно к Иисусу, не ошиблись, по присущей им в то время духовной немощи, и не подумали, что эти слова сказаны о Моисее или Илие. «Остался Иисус один» — и апостолы не только на словах, не только умом, но и душой, всем своим существом познали, почувствовали, что Он есть Сын Божий. Когда же они таким глубочайшим образом соединились с Богом, видение прекратилось. Я думаю, прекратилось отчасти по той причине, что человеческое естество не способно долго выдерживать необыкновенной силы действия благодати. Вспомним, например, описанное преподобным старцем Силуаном явление ему Господа. Испытывая сильнейшую духовную брань, он напряженно молился в храме и пришел почти в отчаяние; вдруг икона Спасителя перед ним преобразилась и он увидел живого Господа Его душу исполнили такие свет и сладость, такая Божественная слава, что впоследствии он говорил: «Если бы это продлилось еще на одно мгновение — я бы умер». Вот что испытывали на Фаворе ученики Спасителя: апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Они не посредством рассуждений и догадок, не с чужих слов, но сами опытно познали, что Иисус есть возлюбленный Сын Небесного Бога Отца и потому Его необходимо слушаться.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

«И спросил Он учеников Своих так: Кем называют люди Сына человеческого?» 346 [Quern dicunt homines esse Filium hominis ­­ «Кто, по словам», или: «по мнению, людей есть Сын человеческий.» 347 – Он не сказал: «Кем люди называют Меня, но: «Сына человеческого», чтобы не показалось, что Он с тщеславием спрашивает о Себе. При этом обрати внимание, что там, где в Ветхом Завете написано «Сын человеческий», в еврейском тексте стоит: «сын Адама». Например (ut), то, [или: и то], что мы читаем в псалме: «Доколе тяжкие сердцем сыны человеческие?» ( Пс.4:3 ) 348 на еврейском языке читается: «сыны Адама». И он дает прекрасный (pulchre) вопрос: «Кем называют люди Сына человеческого?» потому что говорящие о Сыне человеческом суть люди; а те, которые понимают Его Божество, называются не людьми, а богами. Мф.16:14 . [начало 15-го]  Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.Он говорит им. Я удивляюсь тому, что некоторые толкователи отыскивают причины заблуждений отдельных людей и измышляют весьма длинные разъяснения по вопросу о том, почему одни в Господе нашем Иисусе Христе видели Иоанна, другие – Илию, третьи Иеремию или одного из пророков; когда [на самом деле] они могли ошибаться относительно Илии и Иеремии подобно тому, как Ирод впал в заблуждение относительно Иоанна, говоря: «Это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых» ( Мк.6:16 ) 349 . Мф.16:15 . [окончание], 16:   А вы за кого почитаете Меня [quern me esse dicitis]? Симон же Петр отвечая сказал: Ты Христос, Сын Бога Живого. Благоразумный читатель, обрати внимание на то, что из следующего и из связи речи [видно], что апостолы называются уже не людьми, а богами. Действительно, когда Он сказал: «Кем называют люди Сына человеческого?» то присоединил: «А вы за кого почитаете Меня?» [Первое обращено] к ним, думающим по-человеческому, потому что они – люди. А вы, будучи богами, за кого Меня считаете? От лица всех апостолов Петр исповедует: «Ты Христос, Сын Бога Живого». Он называет Его Богом живым, в отличие от тех богов, которые считаются богами, а [в действительности] мертвы, указывая на: Сатурна, Юпитера, Венеру, Минерву (или: Цереру), Либера, Геркулеса и прочие идольские диковинки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010