230 В Христо-рождественской церкви есть Казанская чтимая икона Божией Матери, по левую сторону царских врат. 232 В житии св. Нифонта, епископа Констанции, града Кипрского (память его 23 дек.), читаем, что сей св. муж, идя из церкви, увидел у ворот одного дома ангела Божия во образе юноши, горько плачущего. Это побудило преподобного остановиться и спросить о причине такой скорби. „Я, говорил ангел, приставлен Богом к одному человеку хранить его, но этот человек впал в распутство и теперь предается беззаконию в этом нечестивом доме; как же мне не скорбеть о его погибели? Как не плакать о том, что образ Божий повержен в такую скверну?“ – „Почему же не подействуешь на него, не удержишь от зла, не научишь покаянию“? спросил еще св. Нифонт. – „Невозможно мне теперь и приступить к нему, отвечал ангел. С тех пор, как начал грешить, он сделался рабом бесов, и теперь мне остается только плакать и молиться о нем“. 233 По другому его рассказу, послал священник, но противоречие устраняется предположением, что отец послал сына к родственному дьячку не ради себя, а ради священника и по его просьбе. Это было в 1820 году, когда праздник Благовещения приходился в четверг страстной недели, и следовательно в каникулы. 235 Помещаем резолюцию м. Филарета от 24 окт. 1829 г.: „Священник виноват, во-первых, в ослушании начальству: потому что за данной подпиской не являлся к ответу в консисторию целый год; во-вторых в злоупотреблении таинства, потому что на исповеди крестьянки просил долга и за то ей отказал в причастии св. Тайн. Посему подлежал бы он строгому суду; но как ему от роду не менее шестидесяти лет и поздно уже употреблять усилия, чтобы сделать его способным и достойным, то уволить его от действительной службы и оставить в числе престарелых; при сем документы на звание взять у него к делу и возбранить ему священнослужение, кроме сослужения с другим священником для приобщения св. Тайн. На место сие определить отведенного от московской Покровской, по Ордынке церкви (священника Василия Васильева Андреева). По случаю же помещения первого в ведомости о подсудимых, донести св. Синоду“.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Вот что читаем мы в Житии преподобного Нифонта, епископа Констанции Кипрской. В молодости своей он вел такую порочную жизнь, что и других соблазнял своим дурным поведением. «Горе тебе, Нифонт, – говорил ему один добрый человек, – Ты живешь только телом, а душой давно умер, и только тень твоя ходит пред людьми!» Но в детстве он был скромным мальчиком, любил церковь Божию и отличался кротким нравом. И вот Господь восхотел обратить его на путь покаяния. Был у него друг по имени Никодим, однажды Нифонт приходит к нему, но друг как бы не узнает его. «Что ты смотришь на меня как будто на незнакомого человека?» – спрашивает его Нифонт. «Поверь мне, брат мой, – отвечает Никодим, – я никогда не видел тебя таким черным, как теперь: лицо у тебя – точно у безобразного эфиопа». Устрашился Нифонт; ему стыдно стало за свои грехи; он закрыл лицо свое рукой и задумчиво-печально пошел от друга домой. «Горе мне, грешнику! – так размышлял он дорогой. – Если я здесь, в этом мире, так мрачен душой и телом, то каким же явлюсь я на страшный Божий Суд? Как предстану пресветлому лицу Божию? Горе мне, беззаконному! Где ты, душа моя? Горе мне, горе! Что мне делать? Могу ли я спастись?» Так размышлял юноша, и это размышление было началом его покаяния и обращения к Богу. А когда человек очистит себя покаянием, тогда душа его просветляется, и ей возвращается та богоподобная красота, с какой вышел первозданный человек из рук своего Создателя – Бога. Вот что видел однажды преподобный Павел Препростый. Раз пришел он в один монастырь и, остановившись у дверей церковных, смотрел, кто в каком устроении душевном входил в церковь . Была вечерня, и все иноки входили с лицом светлым и душой просвещенной; вместе с каждым из братий шел радуясь и его Ангел хранитель. Но вот старец увидел одного инока, который шел с лицом темным и душой помраченной; его окружали бесы, из которых каждый влек его к себе, а Ангел хранитель его шел за ним издали, унылый и плачущий. Опечался и угодник Божий, увидев это: он горько заплакал о погибшем брате и от огорчения не пошел в церковь , а сел около дверей и плакал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Преподобный Нифонт приближался уже к старости. Настало время восприять ему святительский сан, который был ему предсказан от Бога в следующем видении. Он увидел какое-то поле, наполненное великим множеством овец, – пастуха же у них не было. Блаженный подумал: – Что же, неужели эти овцы без пастуха не боятся волка? Тотчас явился муж святолепный, подобный святому Апостолу Павлу, и сказал: – Что ты стоишь без дела и смотришь на царских овец, почему ты не пасешь их? Отвечал блаженный Нифонт: – Разве я буду пасти царских овец? Я незнаком с этим делом и весьма слаб. А явившийся сказал: – Царь велел тебе пасти их недолго, а потом, почив, ты получишь великую награду. И с этими словами дал ему жезл, поручил ему овец и ограду и ушел. Очнувшись, блаженный подумал: «Что это значит?» – и понял, что являвшийся ему муж был святой Апостол Павел , овцы – люди, а ограда – Церковь , он очень испугался, как бы не поставили его епископом в царствующем городе 8660 . И сказал себе Нифонт: «Так ли я умолил Бога, чтобы ни над кем не властвовать мне? И вот Он хочет мне дать власть! Поступлю, как пророк Иона ( Ион. 2 ), и убегу отсюда!» Взяв своего ученика, он вышел из своей кельи и сел на корабль. При тихом ветре, корабль быстро достиг Александрии, где тогда был патриархом Александр 8661 , правивший церковью после Петра, пострадавшего за Христа при Диоклетиане. В тот же день пришли жители города Констанции с острова Кипра и просили патриарха Александра поставить им епископа, кого он найдет достойным, ибо преставился их пастырь, по имени Христофор, муж святой и почтенный. Патриарх же сказал им: – Подождите немного, пока Бог укажет мне такого человека. И в ту же ночь патриарх увидел святого Апостола Павла, который спрашивал его: – Кого ты поставишь епископом в город Констанцию? Патриарх отвечал: – Не знаю: кого Бог изволит. Явившийся сказал: – Бог укажет тебе достойного, только будь завтра со всем клиром в церкви и смотри на входящих: и кого увидишь во всем похожего на меня, тому и вручи паству.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Греческих Православных Церквей (Константинопольская Православная Церковь, Кипрская Православная Церковь, Элладская Православная Церковь) НИФОНТ [Нифон] (ок. 1315-1411), прп. Афонский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 14 июня) НИФОНТ (1736 - 28.12.1809), прп., Хиосский (пам. греч. 28 дек., 14 июня), иером., видный представитель движения колливадов, основатель мон-ря Благовещения на Скиатосе, т. н. вождь колливадского рассеяния ОЛИМП [Олимпан] (I в. по Р. Х.), ап. от 70, ученик ап. Петра (пам. 10 нояб., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 10 нояб. и 30 июня - в Соборе св. апостолов) ОСТИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ (III в. ?) (пам. 30 янв.; пам. греч. 30 янв.; пам. зап. 5 сент., 22, 23, 24 авг., 20 мая), пострадали в эпоху гонений на христиан в г. Остия близ Рима ПАВЕЛ (кон. VIII - 1-я пол. IX в.), еп. Прусиадский (Плусиадский), прп., исп. (пам. 7 марта; пам. греч. 8 марта) ПАВЕЛ (IX в.), прп. Коринфский, Христа ради юродивый (пам. визант. 28 февр., 6, 7 нояб.; пам. греч. 6 нояб.) ПАВЕЛ, ВАЛЕНТИНА И ФЕА мученики (пам. греч. 18 июля) - см. в статьях Еннафа, Валентина и Павла, мученицы (пам. 10 февр.) и Павел, Алевтина и Хиония ПАПА (кон. III - нач. IV в.), мч. Ларандский (Селевкийский) (пам. 16 марта, пам. греч. 16 марта, 14 сент.) ПАПИЙ, ДИОДОР, КОНОН И КЛАВДИАН мученики Памфилийские (Атталийские)(пам. 3 февр.; пам. греч. 4 февр., 25 окт.; пам. зап. 26 февр.), пострадали при имп. Деции (249-251) в г. Атталия (Памфилия) ПАПП (Памво), прп. Критский (пам. в Соборе всех преподобных отцов) - см. в ст. Папп, прп. (пам. греч. 3 июня)

http://pravenc.ru/rubrics/122330_26.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Константинопольская Православная Церковь. Епископат НЕОФИТ I КРИТЯНИН [Кретянул] (ок. 1690 - 1753), митр. Унгро-Влахийский, предстоятель Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата НИКИФОР (ок. 1680 - 1751), митр. Молдавский, предстоятель Молдавской митрополии в юрисдикции К-польской Церкви НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк НИКОЛАЙ I МИСТИК (852-925), патриарх К-польский (1 марта 901 - 1 февр. 907 и с 15 мая 912), свт. (пам. греч. 16 мая) НИЛ КАВАСИЛА (кон. XIII в. - март (?) 1363), митр. Фессалоникийский (1361-1363), визант. богослов, полемист, церковный и общественный деятель НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) НИФОНТ II († 11.08.1508), патриарх К-польский (кон. 1486 - нач. 1488; лето 1497 - лето 1498), свт. (пам. 11 авг. и в Соборе Афонских преподобных) ПАВЕЛ I ИСПОВЕДНИК († 350 или 351), свт. (пам. 6 нояб.; пам. зап. 7 июня), еп. К-польский; занимал кафедру трижды (ок. 336/7 или 340-341, 342, 346-350), видный представитель правосл. партии в арианских спорах ПАИСИЙ II († осень 1756), патриарх Константинопольский (20 нояб. 1726 - сент. 1732, авг. 1740 - май 1743, март 1744 - 28 сент. 1748, май/июнь 1751 - 7 сент. 1752) ПАХОМИЙ I († нач. 1513), патриарх К-польский (нач. 1503 - нач. 1504 (по др. данным, 1502 - до июля 1503); с осени 1504)

http://pravenc.ru/rubrics/121502_7.html

– Благословен Бог мой и благословенно славное имя Его ныне и вовеки, аминь! С того времени сошла на Нифонта благодать Божия, ибо прошли уже четыре года испытания его; после сего у него всегда было веселое и светлое лицо, так что некоторые недоумевали и говорили: – Что это значит, столько лет он ходил угрюмый, а теперь радуется и весел? У святого же явилось мужество против бесов, насмехаясь над ними, он говорил: – Где те, кто утверждали, что нет Бога? И побеждал их постоянною молитвою. Размышляя о своих прежних грехах, он сказал себе: – Пойдем, грешный Нифонт, в церковь , исповедуем грехи наши Господу, там ожидает нас Отец щедрый. И пошел он в церковь . Подойдя к церковным дверям, Нифонт поднял руки кверху и с горьким стенанием воскликнул: – Приими, Господи Иисусе Христе, Боже Мой, меня, умершего душою и умом. Приими сквернослова и грешника, оскверненного душою и телом, и не отврати Лица Твоего, не говори, Владыко: не знаю, кто ты, но вонми гласу моления моего и спаси меня, ибо Ты не хочешь смерти грешников, и я не отступлю от Тебя, пока Ты не услышишь меня и не дашь прощения моим согрешениям. Во время этой молитвы, вдруг послышался сильный шум с неба, и святой в восторге увидел лицо светлого мужа, явившееся в облаке, и были видны протянутые руки, которыми он обнял блаженного, как некогда отец блудного сына ( Лк. 15:20 ), и целовал его в шею, говоря: – Хорошо ты сделал, что пришел сюда, скорбящее чадо Мое! Много Я печалился и тужил о тебе, как горело Мое сердце ожиданием, когда ты обратишься ко Мне, вечером ли, утром ли; теперь Я радуюсь, теперь веселюсь, видя, что ты обратился ко Мне всем сердцем. Это рассказал впоследствии Нифонт своему ученику, и при этом сильно плакал. После сего, когда он молился опять, явился ангел Божий с чашею, полною мира, которое он возлил на главу его, и наполнилось благоуханием то место, также, когда он бил себя по телу, причиняя себе раны, ангел сошел и кадил вокруг него, распространяя в том месте благоухание. Настолько просветились духовные очи у блаженного Нифонта, что он знал тайну сердец человеческих, он беседовал с ангелами явно, как с друзьями, и явно видел бесов. Однажды на пути из церкви святой Анастасии в свою хижину, он увидел у ворот дома одной блудницы ангела в виде юноши, горько плачущего, и спросил его о причине слез. Тот отвечал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Уникальный памятник житийной литературы X-XI вв. (хотя действие разворачивается в IV в.). Было крайне популярным в «народном» Православии Средних веков. Сюжет кажется типическим: раскаявшийся грешник становиться святым. Но интерес в том как это описано. Первое что бросается в глаза: темы насилия, власти и тела. Мир сей и ад описывается как система насилия, крайне сгущенной телесности, переживающей жестокость и унижение. Страшный в своей «обыденности» эпизод: «блаженный Нифонт увидел, как бесы влекли душу в ад. Это была душа одного раба, которого господин изнурял голодом и бил; он не стерпел такого мучения, и, по наущению беса, взял веревку и удавился.» Бесы тащат грешников зацепив их сердца веревкой — а те даже не понимают. Бесы борются с Нифонтом бросая его в колодец, колотя его, пугая и пр. Нифонт в юности ссориться и дерется, бесы понукают людей к соре. «Госпожа с которой жил Нифонт, наставляя его ссорилась с ним, бранила и била его». Сам ад построен как жестокая система подчинения и насилия: бесам «нет пользы» от гибели души, но их «князья узнав что они не борются с людьми то жестоко бьют их». Дальнейшее развитие темы насилия соблазнительно: в логике, которую можно было бы назвать логикой Креста («смертью смерть») Житие рисует как блаженный обращает насилие против него самого. Он бичует себя столь сильно, что от него отделяются «куски тела»., за празднословие и осуждение наносит сорок ударов себя по лицу. Эта амбивалентность достигает пика в видении Нифонтом Евхаристии: ангел «заколол прекрасного отрока и выпустил кровь в св. чашу». Но после совершения Таинства «отрок вдруг опять оказался целым». Таким видится мир глазам святого Нифонта. Из хорошей семьи, способный и благочестивый в детстве — в юности он погружается в грех. Дойдя «до дна» он вырвался благодаря своему другу, который «не узнал его», из-за «страшного лица» (такие страшные и угрюмые лица видит Нифонт и у бесов). Он начинает покаяние. Величайшее из множества его испытаний — сомнение в бытии Бога — дьявол говорит ему: «Ты заблуждаешься, Нифонт, Бога нет, ибо где Он?», «Что ты говоришь: есть ли Христос? Нет Христа: я один всем владею и царствую над всем, кто тебе сказал, что есть Бог или Христос?»

http://pravbiblioteka.ru/book/jitie-nifo...

Но это — самое радикальное: сексуальная провокативность, публичная дефекация, «кощунства» на Литургии и т. д. Зачем все это — читайте в нашей подборке о юродивых и юродстве .   Житие Нифонта Кипрского Уникальный памятник житийной литературы X-XI вв. (хотя действие разворачивается в IV в.). Это житие было весьма популярным в «народном» Православии Средних веков. Сюжет типичный: раскаявшийся грешник становится святым. Но интерес в том, как это описано. Нифонт родом из хорошей семьи. В детстве он благочестив, а в юности погрузился в грех. Поворотным моментом, «дном» стал момент, когда друг « не узнал его » из-за « страшного лица » — и такие же страшные и угрюмые лица видит Нифонт у бесов. Так начинается покаяние — путь из мира насилия в мир свободы и кротости. Молитва освобождает Нифонта от бесовской злобы, а бесы укоряют своего князя: « Смотри, как имя Иисусово прославляется теми, которых мы когда-то держали в своей власти, — где же наша сила? Ее одолели, и царство наше разрушилось ». Величайшее из множества его испытаний — сомнение в бытии Бога. Дьявол говорит: « Ты заблуждаешься, Нифонт, Бога нет, ибо где Он? », « Что ты говоришь: есть ли Христос? Нет Христа: я один всем владею и царствую над всем, кто тебе сказал, что есть Бог или Христос? ». При анализе «Жития» обращают на себя внимание темы насилия, власти и тела. Этот мир и ад описываются как система насилия, крайне сгущенной телесности, переживающей жестокость и унижение. Для примера вот такой страшный в своей обыденности эпизод: « Блаженный Нифонт увидел, как бесы влекли душу в ад. Это была душа одного раба, которого господин изнурял голодом и бил; он не стерпел такого мучения, и, по наущению беса, взял веревку и удавился ». И так на протяжении всей книги: бесы тащат грешников, зацепив их сердца веревкой, — а те даже не понимают, что происходит; бесы борются с Нифонтом, бросая его в колодец, колотят, пугают и пр. И ад в «Житии» построен как жестокая система подчинения и насилия: бесам «нет пользы» от гибели души, но их « князья, узнав, что они не борются с людьми, жестоко бьют их ».

http://blog.predanie.ru/article/kak_stat...

23-е Св. десяти мучен. в Крите: Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Евареста Сии мученики, уроженцы разных городов, собранные и представленные на суд правителя острова Крита, как ревнители христианской веры, были преданы им на истязания. Испытав над ними всевозможные роды мук, которые в продолжении тридцати дней они мужественно выносили, оставаясь непоколебимыми в своей вере, правитель велел их обезглавить. Это было в 251 г., во время гонения на христиан от императора Декия. Отцы собора, бывшего в Крите в 458 году, говорят в письме к императору Льву, что «их остров до сих пор был охраняем от заблуждения ходатайством этих святых мучеников» 346 . – Впоследствии мощи их были перенесены в Рим. Память их совершалась и в Цареграде, в храме св. Стефана. Преп. Нифонта, еп. Кипрского Сын богатых родителей, родом из Пафлагонии, Нифонт, получив хорошее домашнее воспитание, получил от родителей также и средства для дальнейшего своего научного образования в Константинополе. Велика сила хорошего образования, но, к сожалению, не всегда она может оградить человека от подчинения иной силе, также неотразимо действующей на него, если он недостаточно бодрствует, чтобы удаляться от неё: удаляться от влияния порочных людей. Так и Нифонт, сблизившись неосторожно с порочными товарищами, увлёкся дурными примерами до такой степени, что не только забыл все добрые внушения своих воспитателей, но и утратил, казалось, всякое помышление о Самом Боге... Не красит человека безнравственная жизнь. Она безобразным клеймом отпечатлевается на всей его даже внешности. Так было и с погрязшим в омуте нечестивых развлечений молодым Нифонтом. – Но ещё не угасла в нём последняя искра добра, заронённая в сердце его хорошим воспитанием. Не утратил Нифонт вполне стыда, который внезапно пробудился в нём при встрече однажды с одним из своих прежних хороших товарищей, и при словах, которые невольно вырвались у того при взгляде на его обезображенное лицо, отражавшее безобразную жизнь, которую он вёл...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Почему так — мы не будем сейчас рассматривать. Практически для нас важно здесь другое: как укрепить веру? Ведь мы часто находимся в положении несчастного отца евангельского отрока: мы сознаем необходимость веры, знаем, что без нее шагу не можем ступить на пути духовной жизни, и в то же время ощущаем в себе лишь холод сомнений и скептицизма. Мы чувствуем, что наша тусклая, вялая, безжизненная вера не в силах укрепить нас и сблизить с Богом, и невольно просится на уста: верую. Господи! помоги моему неверию. Конечно, это непосредственное обращение к Богу с просьбою о помощи по примеру отца бесноватого отрока и является первым средством укрепления веры. Господь есть единственный источник всяких благ. В духовной жизни это ощущается постоянно, и всякий успех здесь, всякое движение вперед определяется Его волей и от нее зависит. " Без Бога ни до порога " — это особенно верно применительно к духовной жизни. Молитва не только укрепляет веру, как это мы видим в данной евангельской повести, но она спасает от неверия в самые опасные минуты жизни, когда злой дух искушает человека сомнениями в самом бытии Божием. Какую силу имеет молитва об укреплении веры, мы видим из жития святителя Нифонта, епископа Кипрского. Святой Нифонт родился и был воспитан в христианстве. Но еще юношей он попал в испорченную компанию молодых людей и, подчинившись их влиянию, стал вести распутную, пьяную жизнь. Его друг, Василий, человек строгой, благочестивой жизни, жалел его и часто говорил ему: — Что сделалось с тобой? Ты жив телом, но душа твоя мертва... Только тень твоя ходит среди людей! Покайся! Обратись! — Моя судьба решена, - отвечал Нифонт с грустью, - покаяния для меня нет! Он пробовал молиться и не мог, а в душе чувствовалась удручающая пустота. Расстроенные кутежами и разгулом нервы все более давали себя знать... Однажды он пришел к другому своему другу, Никодиму, и был поражен его невольным восклицанием. - Что с тобою? — воскликнул Никодим. - У тебя лицо совсем черное, как у эфиопа! — С глубоким стыдом ушел Нифонт от друга. Ему хотелось спрятаться от людей, чтобы никто не видел на его изменившемся лице ясных следов разнузданных страстей и порочной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010