В графике образ И. встречается среди изображений Оптинских старцев 50-60-х гг. XX в., нарисованных пером мон. Марией (Добромысловой) (Оптина пуст.). Известны совр. графические портреты святого, созданные на основе его фотографий (Оптина пуст.), и совр. живописные портреты святого (худож. И. В. Гайдук, частное собрание). Лит.: Оптина Пустынь: [Буклет]/Оптина пуст. [Козельск], 1997. С. 19. А. А. К. Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИОАНН (Крюков Иоанн Семенович; 1795 - 1867), иеросхим., затворник Святогорский, прп. (пам. 11 авг. и 19 июля - в Соборе Курских святых) МОИСЕЙ (Путилов Тимофей Иванович, 1782-1862), схиархим., настоятель Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 16 июня, 11 окт., в Соборе всех святых, в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе Ростово-Ярославких Святых))

http://pravenc.ru/text/674766.html

Летом собирали грибы, ягоды и усердствовали благодетелям, а от них получали печеный хлеб, крупу, а иногда и бутылочку масла для приправы пустынной трапезы. А когда случится недостаток, питались и сухоядением, дорожа всего более духовной свободой и безмолвием. Волки постоянно выли около нас в продолжение целой зимы, но мы уже привыкли к их вою, как бы к вою ветра; а медведи иногда обижали нас, расхищая наши огороды. Мы их видели весьма близко и часто слышали, как они ломали по лесу деревья, но никогда они нас не трогали, и мы жили с ними в мире. И от разбойников помиловал нас Бог , хотя и часто слышали, что они бродят у нас в околотке. Впрочем, нас нелегко было найти, да и нечем было им у нас поживиться. Но страшнее разбойников бывали для нас порывистые бури, ломавшие вековые деревья и грозившие задавить нас. Однажды обрушилось огромное дерево подле самой нашей келии с таким треском, что я уже думал – вот настала последняя минута; но и тут помиловал нас Господь, – оно лишь ветвями задело крышу. Но страшен и самый рев бури в вековом бору, когда она ходит по нем и, как трости, ломает то, что росло целые столетия» 27 . В 1816 году к брату в Рославльские леса прибыл Александр Путилов, будущий преподобный схиигумен Оптинский Антоний 28 . Осенью того же года братья были на богомолье в Киеве. Видели там, в пещерах, Императора Александра Павловича, слушавшего обедню. На обратном пути посетили Софрониеву пустынь, единоверческий Максаковский монастырь, Глинскую пустынь. В Площанской пустыни познакомились с отцом Макарием, будущим преподобным Оптинским старцем. Побывав еще в Белобережском и Свенском монастырях, братья вернулись в свою лесную пустыньку. «В 1819 году, – писал преподобный Моисей, – [мы] ездили вдвоем с братом в Оптину пустынь на одной лошадке. Причем познакомились с тамошними старцами иеросхимонахом Иеремиею (духовником обители), отцом Феофаном и учеником его Варлаамом (в схиме Вассианом). Впрочем, отца Феофана мы уже знали: он еще прежде приходил к нам в пустыню погостить, а в этот раз сказал, что придет провести весь Великий пост у нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

700 Преподобный Макарий Алтайский (М. Я. Глухарев, 1792–1847, память 15/28 мая), с августа 1830 г. по 1840 г. как миссионер Тобольской епархии возглавлял Алтайскую духовную миссию; просветитель народов Алтая. – Прим. сост. 707 Для подготовки второго русского издания. Замечания под руководством преподобного Макария были подготовлены преподобным Амвросием (1812–1891, память 27 июня/10 июля и 9/22 октября). – Прим. сост. 708 Возможно Н. П. Киреевская (1809–1900), супруга философа и писателя И. В. Киреевского, многолетняя благотворительница скита и монастыря Оптина пустынь, при жизни преподобного Макария была его духовной дочерью. Пользовалась доверием и уважением митрополита Филарета. – Прим. сост. 710 Преподобный Моисей Оптинский (Т. И. Путилов, 1782–1862, память 16/29 июня), схиархимандрит. Сначала начальник скита и духовник, а потом наместник Оптиной пустыни (1825–1862). – Прим. сост. 712 «Сотницы о духовной жизни», рукопись которых присылали на отзыв митрополиту Филарету. Преподобный Фалассий (VII в., память 22 февраля/7 марта), пресвитер и настоятель монастыря в сирийской пустыне, состоял в духовном общении с Максимом Исповедником . – Прим. сост. 717 Парфений (П. Агеев, ок. 1807–1868), иеромонах, позже игумен Гуслицкого монастыря Московской губернии. Церковный писатель, обличитель раскола. Был назначен строителем Николаевской Берлюковской пустыни Московской губернии в 1856 г. Берлюковская пустынь возобновлена митрополитом Платоном (Левшиным) в 1770 г. В конце 30-х гг. XIX в. по распоряжению митрополита Филарета в обители было проведено дознание о обретенном чудотворном образе «Лобзание Христа Иудою» и установлено празднование иконе. В 1848 и 1853 гг. святителем Филаретом в обители были освящены два храма. Монастырь закрыт в 1920 г. – Прим. сост. 721 Федор Александрович Голубинский (1797–1854), протоиерей, профессор Московской духовной академии. – Прим. сост. 723 Григорий Георгиевич Пономарев, священник села Рогожны близ Тулы, друг святителя Филарета по Коломенскому духовному училищу. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Эта статья имеет особенно большое значение для патриотического воспитания. Некоторые свои статьи отец Иоанн посвятил тем русским подвижникам, которые духовно были особенно близки ему. Прежде всего это – статья о старце Амвросии. «Преподобный Амвросий Оптинский и русская интел­лигенция второй половины XIX века». Эта статья написана отцом Иоанном через двадцать лет после кандидатского сочинения об Оптинском старце и отличается от него. Здесь использованы иные наставления и изречения старца, в другом аспекте изложены его идеи. Если первая работа отца Иоанна была посвящена в большей степени вопросу о том, кто такой старец Амвросий, то в этой статье приводятся практические методы духовного руководства старца, рассматривается то, как он это делает. Еще одна статья отца Иоанна – «Настоятель Оптиной пустыни схиархимандрит Моисей (Путилов) и его пастырская деятельность» – посвящена другому Оптинскому старцу. В ней отражены те христианские принципы, которыми должен руководствоваться каждый пастырь в своей духовной и воспитательной деятельности. Статья «Святой Иоанн Кронштадтский – светильник праведности земли Русской» написана с необыкновенной любовью и глубоким пониманием внутреннего духовного мира Кронштадтского пастыря. Она раскрывает духовное значение служения праведного отца Иоанна, его роль в сохранении и развитии Православия накануне революции, значение его служения в деле духовного воспитания русского человека. Наконец, две статьи посвящены настоятелю Глинской пустыни отцу Филарету. «Игумен Филарет – возобновитель Глинской пустыни» и «Игумен Глинской пустыни Филарет и его эпистолярное наследие» (к 150-летию со дня блаженной кончины). Кроме двух этих последних из указанных нами статей о Глинской пустыни (ее истории, чудотворной иконе Рождества Пресвятой Богородицы, жизнеописанию ее подвижников), отец Иоанн посвятил ей еще девять статей. Одна из них – «Глинская пустынь как центр духовного просвещения и возрождения старчества» – освещает период жизни обители в 40–60-е годы прошлого столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Скачать epub pdf Преподобный Антоний (9 марта 1795 – 7/20 августа 1865) Преподобный Антоний (в миру Александр Иванович Путилов) был братом прп. Моисея. Призвание к монашеству он почувствовал еще в ранней юности, но, повинуясь воле отца, отложил свое намерение. В 1816 г. тайно от родных он направился в Рославлъские леса, где подвизался его старший брат Моисей. Там в 1820 г. Александр был пострижен в монашество и наречен Антонием. В 1821 г. вместе с о.Моисеем монах Антоний прибыл в Оптину пустынь для устроения при ней скита. В 1825 г. после назначения прп. Моисея настоятелем Оптиной пустыни прп. Антоний стал начальником скита. Вскоре к добровольным тяжелым иноческим трудам присоединился и невольный крест неизлечимой болезни ног, которая до самой кончины причиняла преподобному тяжкие страдания. В 1839 г. иеромонах Антоний был назначен игуменом Малоярославецкого Николаевского монастыря. По окончании устроения обители в 1853 г. игумен Антоний отказался по болезни от настоятельской должности и провел остаток дней своих в Оптиной пустыни. Духовные дарования прп. Антония привлекали к нему за духовным утешением и назиданием множество народу. По словам очевидцев, не было в обители человека, который при одном виде старца Антония не ощущал бы особенного духовного утешения. Указание пути ко спасению Сколько должно пролить поту, употребить трудов и претерпеть лишений, болезней, печалей и воздыханий для приобретения себе вечного покоя на небеси! ...Сердце и устне, благодарящие Бога за все, привлекают к себе милостивое благоволение Его, а ропотливых не терпит Бог, аще не накажет. Более всего смиряйте себя в мысли пред Богом и людьми, чрез что и Царствие Божие узрите внутри себя, и в то же время будет лице ваше сиять благоговейным спокойствием и приятной улыбкой. ...Если все святые несли свои кресты, да и Сам Спаситель наш был распят на кресте, то и мы должны, взирая на них, распинать плоть свою со страстьми и похотьми; а иначе, лежачи и покоясь по всему, как бы не свалиться в преисподнюю.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

Здесь в XVI веке вел подвижническую жизнь преподобный Герасим Болдинский. Затем, при Императоре Петре I, жил инок Серапион. Преподобный Феодор Санаксарский до вступления в Площанскую обитель подвизался неподалеку от нее в лесной хижине, построенной пустынножителями до него; сохранилось имя лишь одного из них – монаха Ефрема. Иеромонах Иоасаф, один из настоятелей Площанской пустыни, был вызван на эту должность из отшельнической жизни в лесу, куда он по прошествии нескольких лет удалился снова... В 1775 году иеромонах Адриан также вышел из Площанской пустыни и поселился в Брянских лесах с другим монахом и двумя послушниками. Свою пустыньку они поставили близ другой, где доживал свой век старец отшельник Варнава. При отце Адриане подвизался в лесу будущий старец Василиск, духовный отец и наставник преподобного Зосимы (Верховского) , с которым он впоследствии переселился на остров Коневец, где настоятелем монастыря стал бывший пустынножитель отец Адриан. Отсюда старец Василиск и отец Зосима отправились в Сибирь для пустынной жизни в тайге. Жизнь в лесах не была безопасной. Отшельников тревожили то полиция, то разбойники. Так, старец Варнава был разбойниками убит. Тем не менее пустынножителей со временем становилось все больше. Коневской настоятель – бывший отшельник – отец Адриан часто посещал лесных подвижников, гостя у них иной раз по нескольку недель. В первые два десятилетия XIX века в этих местах пребывали отцы Досифей, Дорофей, Мелхиседек, Селевкий, Феофилакт, Илия, Сергий, Матфей, Арсений, Георгий, Софроний, Афанасий. Их келии находились в разных местах леса и по возможности труднодоступных для посторонних. Иеросхимонах Афанасий некогда прибыл в Оптину пустынь вместе с отцом Авраамием из Пешношского монастыря, – здесь он и был пострижен. Имея склонность к безмолвной отшельнической жизни, он задумал ехать на Святую гору Афон и уже получил увольнение, как услышал о пустынножителях Рославльских лесов. Он не поехал на Афон, а поселился в этих лесах. Было это около 1805 года. Весной 1811 года прибыл к отцу Афанасию и стал его послушником рясофорный инок Тимофей Иванович Путилов (будущий архимандрит Моисей , преподобный старец, настоятель Оптиной), постриженный в рясофор в Свенском монастыре в июле 1809 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Оптиной Пустыни Николай Васильевич бывал трижды: в июне 1850 года и в июне и сентябре 1851 года. Когда у него созрел замысел первой поездки, в точности неизвестно. Первое документальное свидетельство об интересе Гоголя к Оптиной относится к 1846 году. Камер-юнкер Владимир Муханов, лечившийся в ту пору за границей, писал в августе этого года сестрам из Остенде: «Здесь мы нашли Гоголя, с которым познакомились. Он очень замечателен, в особенности по набожному чувству христианской любви... Недавно читал он нам два прекрасных письма молодого Жерве к своему отцу, писанные из Оптиной Пустыни. Мы слушали с умилением. Сколько веры и любви в молодом подвижнике, оставившем мир и все прелести в тех летах, когда они так обольщают человека, и посвятившем себя Богу! Какое тихое и торжественное спокойствие в этой душе, достигшей пристани!» . По всей вероятности, в Оптину Гоголя направил Иван Киреевский. Духовный сын преподобного Макария, он как никто другой понимал значение старчества. «Существеннее всяких книг и всякого мышления, – писал он своему другу Александру Ивановичу Кошелеву, – найти святого православного старца, который бы мог быть твоим руководителем, которому ты мог бы сообщать каждую мысль свою и услышать о ней не его мнение, более или менее умное, но суждение святых отцов. Такие старцы, благодаря Бога, еще есть в России...» . Без сомнения, такие же мысли Киреевский высказывал и Гоголю. Во всяком случае, в июне 1850 года Гоголь вместе с Михаилом Максимовичем проездом на юг, в Малороссию, заезжает в Оптину. 13 июня друзья выехали из Москвы на долгих. Первую ночь они провели в Подольске, где встретили поэта-славянофила Алексея Хомякова с супругой и провели вечер в дружеской беседе с ними. 15 июня Гоголь и его спутник ночевали в Малом Ярославце, утром отстояли молебен в тамошнем Николаевском монастыре, настоятель которого отец Антоний напоил их чаем и благословил каждого финифтяным образком Николая Чудотворца. Игумен Антоний был одним из трех братьев Путиловых, известных подвижников христианского благочестия. В течение четырнадцати лет он был начальником Иоанно-Предтеченского скита, последующие четырнадцать лет управлял Малоярославецким Николаевским монастырем и потом двенадцать лет прожил на покое в Оптиной Пустыни. Его брат, архимандрит Моисей, был настоятелем Оптиной почти сорок лет; за эти годы монастырь совершенно преобразился и обустроился, развернулась его издательская деятельность, расцвело старчество. Третий брат Путилов, отец Исаия, был игуменом Саровской обители.

http://bogoslov.ru/article/6192605

Старец отвечал: “Правда, она никого не принимает, но попробуй еще раз съездить к ней”» . Проявив особую настойчивость, Курманалеева удостоилась беседы. Подвижница советовала найти духовного руководителя. «В эти минуты я вспомнила и назвала отца Филарета. Затворница при имени его поспешно встала и поклонилась мне в ноги, говоря: “Счастливица, ты знаешь этого великого старца и захотела видеть меня грешную, ничтожную! Держись сего старца, он великий угодник Божий; блюди и исполняй его слово, открывай ему совесть, и Бог спасет… Поезжай к нему сейчас же скажи, что грешная Досифея кланяется ему до земли и просит его святых молитв и что вскоре и он мне поклонится”» . Через несколько дней инокиня Досифея (4 февраля 1810 г. в возрасте 64 лет) сподобилась блаженной кончины. «Покойная желала, чтобы ее похоронили в Новоспасском монастыре против окон его (о. Филарета) кельи. В день погребения, когда подвезли гроб затворницы к святым воротам монастыря, я усмотрела батюшку, сделавшего земной поклон перед гробом покойницы» . Нужно особо сказать о благотворном влиянии старца Филарета на людей, чья жизнь и труды послужили на благо Церкви. Настоятель Оптиной пустыни схиархимандрит Моисей (Путилов) до принятия монашества пользовался советами новоспасского подвижника. В письме к Марии Мазуриной, строительнице Иоаннова монастыря, незадолго до смерти (16 июня 1862 г.) он писал: «Жившая в прежнем Ивановском монастыре духовно мудрая старица блаженной памяти Досифея послужила мне указанием на избрание пути жизни монашеского звания; она познакомила меня со старцами Александром и Филаретом в Новоспасском монастыре, где она и похоронена» . В житии преподобного Макария Оптинского содержатся ценные сведения о глубоком уважении его новоспасского подвижника. «На возвратном пути из Петербурга, о. Макарий имел утешение проездом через Москву быть в Новоспасском монастыре у старца иеромонаха о. Филарета; его духовная беседа и глубокий разум, проникнутые силою и светом благодати, и его любовь навсегда запечатлелись в сердечной памяти о.

http://pravoslavie.ru/2526.html

Жизнеописание схиархимандрита Иоанникия (Гомолко), настоятеля Глинской пустыни. 1997. С. 246–250. Жизнеописание схиархимандрита Нектария (Нуждина), настоятеля Глинской пустыни. 1997. С. 251–253. Жизнеописание схиархимандрита Серафима (Амелина), настоятеля Глинской пустыни. 1997. С. 254–258. Жизнеописание Глинского схиархимандрита Андроника (Лукаша) . 1997. С. 25–263. Жизнеописание Глинского схиархимандрита Серафима (Романцова) . 1997. С. 264–268. Жизнеописание Глинского воспитанника схимитрополита Тетрицкаройского Серафима (Мажуги). 1997. С. 269–271. Слово перед исповедью. 1997. С. 282–287. Поучения. 1997. С. 21, 36, 74, 77, 97, 128, 134. Из летописи Глинской пустыни. 1998. С. 7–11. Монах Петр. 1998. С. 207–219. Схимонах Лука. 1998. С. 220–228. Послушник Андрей смиренный. 1998. С. 229–230. Поучение в неделю мясопустную. 1998. С. 248–251. Проповедь о празднословии. 1998. С. 252–254. Поучения. 1998. С. 25, 30, 95, 123, 131, 135, 143, 144, 230, 246. Л. «Подмосковье» Проповедь в день усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. 1996. 28 сент. С. 13. «Не поднимет народ на народ меча...». 1996. 26 окт. С. 13. О вреде празднословия. 1997. 13 сент. С. 13. М. «Квартирьер» Необходимость милосердия в деле спасения человека. 1994. 18. Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси. 1995. 12, 13, 14, 15. Частные наставления мирянам по письмам старца Амвросия Оптинского . 1995. 22. Глинская пустынь, ее история и благодатные исцеления от иконы Рождества Пресвятой Богородицы. 1995. 24, 25. Проповедь в день усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 1995 . 33. Значение каждения в Православной Церкви. 1995. 38. Преподобный Амвросий Оптинский и русская интеллигенция второй половины XIX века. 1995. 39, 40, 41. Настоятель Оптиной пустыни схиархимандрит Моисей (Путилов) и его пастырская деятельность. 1995. 43, 44, 45. Проповедь в неделю перед Просвещением. 1996. 2. Проповедь о празднословии. 1996. 7. Слово перед исповедью. 1996. 8, 9, 10.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Виктор Афанасьев Немаловажные новости Преподобный Антоний (Путилов), брат преподобного Моисея, настоятеля Оптиной Пустыни, много трудился, впрочем, как и брат его, и все, кто тогда с ними был, при основании Иоанно-Предтеченского Скита. Расчищали площадку, выкорчевывая деревья и кусты, строили келлии и храм. А потом все вокруг украсили цветами и плодовыми деревьями. В храме начались службы... Умолк стук топоров. Благодатная тишина как бы любовью окутала это новое молитвенное место. Оно стало знаменитым в православном мире. И старцами, и духом молитвенным, и – красотой. Братья – игумен Антоний и архимандрит Моисей – открыто не старчествовали, но старческие дары имели в полной мере. Так что нередко и они врачевали немощные души. Были у них и духовные чада. Приезжал в Оптину один отрок из Москвы со своей матерью. Слабый и бледный мальчик, имеющий горячую веру в Бога, любящий природу... Игумен Антоний уже был в Оптиной на покое. Он был стар, и у него так болели ноги, что он с трудом преодолевал небольшое расстояние между своей келлией и храмом. И все же он находил в себе силы выйти с этим отроком в лес, чтобы послушать, как птицы славят Господа. Не забывал он этого отрока и в письмах. Были у отрока брат и сестрица, еще меньшие, чем он. И вот пишет игумен Антоний их матери: „Новостей у нас, достойных вашего любопытства, почти не имеется, а для вселюбезнейших детей ваших есть и весьма немаловажные, а именно: по зимнем уединении, с наступлением весны, стали возвращаться к нам птички, которые, день от дня умножаясь разных родов, занимаются теперь построечкою своих покойцев на безопасных к спокойствию и продовольствию своему местах. Некоторые из них возвратились, а некоторых еще ожидаем. Которые ближе к нашему климату, те прежде и прилетели. Между тем столько оне непрестанным пением своим утешают нас, что даже и в келлии сидеть не хочется – все бы слушал. Да, кажется, если б и они (то есть дети ваши) были теперь у нас, то и их бы столько усладили приятным пением своим, что и про Москву бы позабыли. Жалко, что клеточек у меня нет, а то бы всем им послал по хорошенькой птичке в подарок“.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010