Четвертый корпус у северной стены, составляя часть ея, трехэтажный крытый железом, на 15 саженях длины и 4 саженях ширины. В низах находятся кладовые и погреба, над ними швальни, хлебные амбары и проч. Это тот самый корпус, в котором раскольники предали себя пламени. Часовни Зеленецкого монастыря расположены в разных местностях. Каменная часовня, с куполом и фронтоном на Ионийских колоннах, находится близ монастыря и сооружена архимандритом Кириллом. В ней помещены несколько старых икон – Одигитрии, Печерской Божией Матери, препод. Мартирия, Зосимы и Савватия и трех новгородских святителей. На старой дороге в деревню Усадище, не далеко от монастыря, находится деревянная часовня. В ней можно видеть, замечательную, по древности, икону Страшного Суда, которая есть точная копия с Тихвинской. Близ деревянной часовни стоит открытый четырех-угольный навес (сень), совершенно русского рисунка, на четырех резных столбиках. Эта, в настоящее время, полуистлевшая часовенька была устроена с незапамятных времен, под находившимся тут крестом, поставленным, по преданию, на первом месте водворения препод. Мартирия в Зеленой пустыне. На земле имеются заросшие следы древнейшей дороги, пролегавшей прямо отсюда чрез мхи. У этой часовенки 3 февраля 1747 года, в проезд императрицы Елизаветы Петровны из Тихвина и по выезде из посещенной ею Зеленецкой обители, лошади ее берлина (экипаж), первоначально замявшиеся у часовни преподобного, тут вторично замялись и остановились, не повинуясь никаким понуждениям, пока государыня не послала в обитель просить молитв с обещанием милостыни в 1,000 р. На высоком берегу р. Сяси, где устроен паром для переезда на дорогу к обители, в 8½ верстах от монастыря, устроена деревянная часовня. Часовня эта очень ветха и в ней помещены несколько весьма ветхих и небогатых икон. На дороге от р. Волхова к Гостинопольской пристани, чрез так называемое Заболотье, в 3 верстах от обители, находится маленькая часовня в честь св. пророка Илии, построенная в 1835 году. От дороги, до нынешних св. ворот, проложена аллея из лип и берез, а вправо и влево от нее зеленые куртинные лужки, огражденные палисадом во все протяжение этого фаса стены, около которой устроена дорожка для прогулки вокруг всего монастыря, обведенная не широким рвом, чрез который переброшен от аллеи мост с железными красивыми перилами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В таком положении оставил Зеленецкий монастырь преподобный Мартирий, скончавшийся в 1603 году, подвижническая и благочестивая жизнь которого заслужила благоговейное уважение со стороны раскольников 237 . Раскольники отнеслись с глубоким уважением к памяти Мартирия. Имя его внесли в Помянник, употребляемый в дни поминовения умерших и поставили его рядом с великими русскими праведниками, положившими основание многим цветущим русским монастырям, с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими и другими. Едва прошло одиннадцать лет по представлении преподобного Мартирия, как настала тяжкая для отечества година, «егда взяты быша царствующий град Москва порубежными иноземцами-поляками, а Новгород варягами, и Тихвинская обитель осаждаема бе от варяг же и многое терпяше от них утеснение». Тяжелые годы 1612 и 1613, как время внутренних смут и внешних вторжений, всегда будут памятны русским. Узнав об ожесточении, с каким войска Делагарди, изведывая, так сказать, все закоулки страны, усиливались уничтожить всякую святыню православную, иноки Зеленецкие не могли и помышлять, чтоб трудность перехода чрез мхи и болота, отстранила опасность от пустыни их. Собрав заблаговременно церковные и все нужнейшие монастырские вещи, они сокрыли их в лесах, окружавших Зеленый остров, а сами разошлись по дальним волостям и обителям, до которых враг не скоро и не легко мог достигнуть. Неприятель не замедлил явиться в опустелый монастырь. Не находя людей, он обратил гнев свой на строения монастыря и уничтожил и разграбил все, что оставалось в обители. Шведы превратили в пепел находившиеся в нем тогда восемь деревянных келий и всякое имущество и строение вне монастыря; только голые и задымленные стены каменной церкви остались свидетелями ярости врага и указателями места, где был дом Божий и где почивает святый основатель его – Мартирий. По воцарении Михаила Феодоровича, в 1613 году, когда настала желаемая тишина в земле русской, святые обители стали подниматься из пепла. Начальник обители Зеленецкой, монашествующие, бельцы и работники мало по малу собрались со всех концов горестного рассеяния к Зеленецкому острову. Застучали секиры по лесам пустыни, закипел труд, при призывании на помощь молитв преподобного и все позженное врагом: кельи настоятельские и братские, ограды, рабочие избы, скотный двор, амбары, было устроено в течении двух лет, и притом несравненно обширнее и лучше прежнего. Вскоре обитель наполнилась хлебом, домашним, рабочим скотом и всеми потребностями и деньгами, в изобилии от щедрых дателей. Обычным порядком началось опять богослужение, снова стал раздаваться колокольный звон в пустыне и возгласилось пение и молитвословие. Так рассказывает о восстановлении Зеленецкого монастыря местный монастырский летописец; но иначе говорит об этом очевидец тогдашних опустошений Новгородского края Мина Лыков 238 . В его писцовой книге Обонежской пятины, под 7128 (1620 г.) годом, положение Зеленецкой обители описывается следующим образом:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Таким образом, совсем не от трудностей на Афоне стремились на Родину – на Кавказ – монахи-афониты. Влекло их сюда «расширенное сердце» – христианская любовь и желание поделиться благодатным духом Святого Афона с земляками. Так, началу создания второго афонского монастыря на Кавказе – Свято-Михайловской Афонской общежительной пустыни – послужила «случайная встреча» приехавшего для поклонения Святой Горе Афон с Кавказа схимонаха Виталия (Расторгуева) и будущего основателя этого монастыря иеромонаха Мартирия. Афонский иеромонах Мартирий (Островый), уроженец г. Херсона, принявший постриг в Киево-Печерской лавре, проживал уже около 10 лет на Афоне в Успенской келлии греческого Кутулмушского монастыря. Услышав рассказ схимника о древнем византийском пещерном монастыре в горах неподалеку от г. Майкопа и о стремлении местного населения к возрождению здесь монашеской обители был глубоко взволнован и, согласно описанию Леонова (монаха Прокопия), «воспламенился идеей создания монастыря на Кавказе». К этому времени на месте будущей Свято-Михайловской пустыни уже поселились искавшие монашеского отшельничества государственный крестьянин Саратовской губернии будущий монах Исидор Турбин (в миру Феодор) и присоединившийся к нему через год харьковский мещанин Илия Безверхов, жившие первоначально прямо в пещерах византийско-греческого древнего монастыря и начавшие хлопоты по устроению нового монастыря с обращения в 1874 г. с ходатайством к правящему архиерею Ставропольской епархии преосвященному Герману, поддерживаемые местными казачьими поселениями (станицами Царская, Севастопольская, Каменномостская и Даховская) [xii] . Надо сказать, что в тот период казачьи станицы на своих сходах неоднократно «постановляли приговоры» о выделении средств на поддержание православных приходов и духовенства [xiii] . Иеромонах Мартирий, узнав о возможности создания монастыря на седом Кавказе, пожелал все свои материальные средства (55 тыс. руб.), духовные и физические силы направить на основание обители. В 1877 г. он с товарищем приехал на место будущей обители. Вскоре по благословению афонских старцев в монастырь прибыли и другие афонские монахи. С собой они привнесли на землю Адыгеи не только афонский богослужебный устав, но и книги, частицы святых мощей.

http://bogoslov.ru/article/2343352

Прохор более прежнего начал собирать лебеду и, приготовляя из нее хлеб, раздавал нуждающимся, и этот хлеб казался для них слаще и вкуснее пшеничного. В это же время в Киеве случился недостаток в соли, и он снабжал бедных жителей солью, обращая в соль золу. Сам великий князь киевский Святополк почитал Прохора. Скончался св. Прохор в 1107 г. Мощи его почивают в Антониевых пещерах в Киеве. Святые Иоаким, Лука, Герман, Гавриил, Мартирий, Антоний, Василий и Симеон все были епископами новгородскими. Иоаким был первым епископом. Он был из числа тех священников, которых привез с собой из Греции князь Владимир, когда сам крестился и решился просветить крещением Россию. Он весьма много содействовал новгородцам своими кроткими внушениями в отвержении ими идолов. Строил храмы. Построил храм (деревянный) во имя св. Софии, на месте низверженного Перуна, и церковь Рождества Богородицы. Завел школу. Скончался в 1030 г. В конце XVII столетия мощи его перенесены в каменный Софийский собор. Лука был преемником Иоакима. Он первым из русских удостоился епископского сана в 1035 г. В его время вновь сооружен знаменитый в Новгороде Софийский собор. Спустя 500 лет после смерти, мощи его обретены нетленными и перенесены в Софийский собор. Герман сначала подвизался в Киево-Печерском монастыре. Основал в Киеве, на Берестове, Спасский монастырь. Погребен в Софийском соборе. Григорий, в миру Гавриил, был родной брат и преемник новгородского архиепископа Иоанна, с которым он трудился в устроении Благовещенской обители на острове Мячире, в 1179 г. Управлял паствой недолго и оставил по себе память доброго и любвеобильного пастыря и покровителя вдов и сирот. Скончался в 1193 г. Мощи его обретены в 1258 г. Мартирий был сначала игуменом Спасского Старо-Русского монастыря, который он и основал. Избран был в епископа по жребию. В его время произошел страшный пожар в Новгороде, и святитель много содействовал успокоению новгородцев. После пожара построил много церквей, скончался в 1199 г. Погребен в притворе собора св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Исповеди и поучение – образцы наставлений, предлагавшихся новокрещённым Славянам. Часть поучения изд. Срезневским в древн. Прохорова 1864 г., стр. 124. Так поучались в Паннонии при св. Иринее! 238 In Lat. Patrol. Т. 123. 124. Martyr. Adonis p. 231. 232 (Martyr. Usuardi p. 787–791. По Римскому мартирологу по 23 февр. „в Среме страдание 72 мучеников“. 240 Ado р. 242. Усуард р. 887. У Адона написано: Montani presbyteri, qui cum Maxima uxore sua tentus et in fluvium praecipitatus est. В Иеронимовом мартирологе Максима также названа женой пресвитера Монтана. У Усуарда не названа она женой Монтана, не потому ли, что ксёнзы начали жить не с своими жёнами? Вандальберт точен: Septima Montanum memorat cum coniuge sanctâAtque simul quadragena cum martyre passum. У Барония в Римском мартирологе под 23 февр. Монтан назван пресвитером и потом показано: „также (страдание) святых мучеников Кодрата, Феодосия, Эмануила и других 40“. 246 Мученичество Пуллия – у Руинарта in act. Mart. sine. 2, 225–228. В описании говорится: de qva (urbe Cibalitarum) Valentinianus christianissimus imperator oriundus esse cognoscitur. Валентиниан был западным императором 364–375 г. Ясно, что известная ныне редакция мученичества составлена не раньше 364 г. Что касается дохристианских имён: Ириней, Евсевий, Монтан и других, то ещё Савельев справедливо заметил (Славян. сборник, стр. 261. 262), что как имя пр. Феодосия Печерского или Леонтия Рост. показывает, что имена даны служителями православной Восточной Церкви, а не то, что Феодосий – Грек; так имена мучеников Сремских и других говорят только о том, что тогда проповедники веры давали имена крещающимся как Греческие, так и Латинские. 247 Посольство Приска, описанное им самим, – у Венелана: древние и нынешние Болгаре, т. 1, стр. 111–142. Μ. 1856. Читать далее Источник: Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Март. - 1892. - 296, портр.: ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

III. Память св. печерских угодников почивающих в дальней пещере (пр. Феодосия): Моисея чудотворца, Лаврентия , подвизавшегося в затворе, Илариона схимника, Пафнутия , почивающего в затворе, Мартирия диакона, Феодора князя острожского, Афанасия , почивающего в затворе, Дионисия , почивающего в затворе, Феофила , еп. новгородского, коего мощи в раке († ок. 1480 г.) затворены, Зинона постника, Григория чудотворца, Ипатия врача и целебника, Лукиана священномученика (при Батые в 1239 г.), Иосифа многоболезненного, Павла послушливого, Сисоя ехимника, Нестора некнижного, Памвы , почивающего в затворе († 1241), Феодора молчаливого, Софрония , почивающего в затворе, Панкратия иеромонаха, почивающего в затворе, Анатолия , почивающего в затворе, Аммона , почивающего в затворе, Мардария , почивающего в затворе, Пиора , почивающего в затворе, Мартирия , почивающего в затворе, Руфа , почивающего в затворе в церкви Благовещения в тех же пещерах: пр. Вениамина , пр. Евфросинии игумении полоцкия; по выходе из церкви: пр. Кассиана , почивающего в затворе, Арсения трудолюбивого, Евфимия схимника, Тита воина, Ахилы диакона, Паисия, Меркурия постника; в церкви пр. Феодосия: Макария диакона, Пимена постника, Леонтия канонарха печерского, Геронтия канонарха печерского, Захарии постника, Силуана схимника, Агафона чудотворца, Игнатия архимандрита печерского (с 1435 г.); в церкви Рождества Христова пр. Лонгина , вратаря печерского. Всех же пр. в пещере пр. Феодосия почивающих 45, из них видимо почивающих 32 и в затворе 13. Собор их празднуется 28 августа и кроме того во 2 неделю великого поста вместе с собором пр. отец Антониевой или ближней пещеры. У преосв. Филарета, на основании рукописных святцев и памятников, представляются еще памяти почивавших или невидимо почивающих в Феодосиевой пещере: Илариона митрополита киевского († 1066), Амфилохия , еп. Владимира волынского († 1122 г.). Симеона , еп. переславского, † 1239 (в Указателе, Погод. и 209 рязанского Переяславля), Тимофея, игумена лавры (1127 –1132), Досифея (в схиме Феодосия), игумена до 1219 г., Акиндина , преемника его с 1219 г., старцев Евлогия, Даниила. Сн. 22 сент. о преподобных Антониевой пещеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Собор святителей Новгородских, почивающих на Мартириевои (златой) паперти в соборе святой Софии Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 10 февр. совместно с памятью св. блгв. княгини Анны Новгородской, 4 окт. совместно с памятью св. блгв. князя Владимира Ярославича Новгородского и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице с Собором Новгородских святых. В Великом Новгороде был благой обычай избирать архиепископов из наиболее прославленных подвижнической жизнью настоятелей монастырей. 10 февраля совершается память девяти святителей, погребенных на Мартириевой паперти (+. е. в притворе), именуемой «Златой». 1. Иоаким (родом грек) — просветитель Новгорода, один из основателей Ярославовой школы в Киеве, первоначального деревянного собора Святой Софии в Новгороде и других церквей и монастырей (+ 1030). 2. Святитель Лука Жидята — первый епископ из русских. Сохранилось от его времени Евангелие, известное под его именем, и проповедь, отличающаяся замечательной простотой и силой. При нем был воздвигнут каменный собор Святой Софии. В куполе был изображен Спаситель со сжатой (а не благословляющей, как обычно пишется) рукой. По преданию, иконописец услышал таинственный глас: «В сей руке держу Новгород; когда рука моя откроется, придет конец городу». Во время последней войны, когда немцы разрушили Новгород беспощадной бомбардировкой, купол с этим изображением был снесен, но собор Святой Софии уцелел. Святитель Лука скончался 15 октября 1058 г. К лику святых он был причислен через 500 лет, когда были обретены его нетленные мощи. 3. Святитель Герман, инок Киево-Печерского монастыря, где он и скончался (1078— 1096). 4. Святитель Аркадий, основатель Аркажского Успенского монастыря в 3 верстах от Новгорода и автор «Канонических ответов», внесенных в Церковный устав. Скончался он 9 сентября 1162 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436913/

Увидев это, чекисты махнули на него рукой, мол сам помрет, и ушли». В дальнейшем пребывал на нелегальном положении. По данным следственного дела иером. Мартирия (Слободенко; † 1937), в 30-х гг. XX в. К. поддерживал отношения с лаврской братией. Иером. Мартирий сообщил на допросе: «Мне известно, что с Жеретиенко наиболее тесно связаны иеромонах Деркач Феогний и Фурс Амфилохий, которые бывают у него довольно часто. Об этом они мне сами рассказывали. В близких отношениях с Жеретиенко был также иеромонах Тертий, высланный в 1933 г. из Киева. Через него велась переписка с Жеретиенко. В 1936 г. Тертий возвратился из ссылки и поселился в Черкассах, где получил паспорт. Возвратившись из ссылки, он наезжал к Жеретиенко, о чем мне сам рассказывал при встрече в Киеве в августе 1936 г.» (ЦДАГОУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 60499. Л. 37). В нач. 40-х гг. XX в. К. принял схиму с именем Антоний. В 1942 г., в период нем. оккупации Украины, приехал в Киев, претендуя на должность наместника Киево-Печерской лавры, однако братия отказалась избрать его руководителем. К. поселился в Мышеловке (в черте Киева), где окормлял общину, организованную иером. Мартирием (Слободенко), служил в храме, открытом в здании школы. По некоторым данным, в это время К. объявлял себя подчиняющимся Берлинскому митр. РПЦЗ Серафиму (Ляде) . Осенью 1943 г. К. вернулся в Харьков, жил у своих духовных детей. В послевоенные годы престарелый схиархим. Антоний жил с келейницей схим. Михаилой в Харькове, в маленьком доме у М. Г. Пономаренко. Здесь его тайно посещали верующие. Скончался в глубокой старости. Заочное отпевание совершил киевский свящ. Владимир Веселовский. Похоронен на Залютинском кладбище в Харькове, могила не сохранилась. Арх.: ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 797. Д. 262 (1907); Ф. 128. Оп. 1 (мон.). Д. 27, 293, 411. Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 562; Никодимов И. Н. Воспоминание о Киево-Печерской Лавре (1918-1943 гг.). К., 1999. С. 151-155; Новый священноисп. Климент, настоятель Киево-Печерской Лавры//Правосл. жизнь.

http://pravenc.ru/text/1841357.html

Лествица. Марта 27. О любви и хранении сердца. Апр. 16. Авг. 27. Магомет Турецкий Султан. Авг. 24. Мануил Царь. Июня 2. Мария Всеволожна Вел. Княгиня. Марта 19. Марк старец Печерский. Повесть. Авг. 31. Сент. 3. Мартирий авва. Марта 30. Матой авва. Авг. 28. Мелхиседек Царь. Мая 21. О Молитве, -поучение аввы Пимена. Авг. 27. Молитва муч. Анастасы и Параскевы Пятницы. Окт. 29. Молитва к Препод. Серию. Сент. 25. Монашеское житие. См. иноческое. Монастырь, что на Киржаче. Сент. 25. Москва. Повести о ней. Нояб. 23. Февр. 29. Август. 2. Мучеников 42-х – слово похвальное. Март. 6. Мытарства; см. Василия Нового. Март. 27. Навечерие Рожд. Христова. Дек. 23. Настоятель. Каков должен быть настоятель братии. Септ. 30. Нектарий Архиеп. Константиноградский. Февр. 17. Нестора Препод. летописца сказание о Печерском монастырь. Мая 3. Никиты Мидийск. слово надгробное. Апреля 3. Николай Немчин (Латвиянин); против него слово Максима Грека . Июня 30. Нила Синайского слово к инокам. Авг. 19. 27. Нила черноризца к Хараклию (Харкилию) пресвитеру послание. Авг. 19. Обновление храма Воскресения Христова во Иерусалиме. Сент. 13. Образ нерукотворенный Спасов. Повести о нем. Октября 18. Августа 16. См. Иконы. Олимпиада диаконисса. Послание к ней И. Златоуста из Кукуз. Генваря 27. Олимпий иконописец. Авг. 17. Мая 3. Отроки три. Дек. 17. Отроки семь Ефесские. Авг. 4. Окт. 22. Отцы Ефесские, бывшие на Соборе против Нестория. Поля 16. Палладия Преп. слово о втором пришествии Христовом , о страшном суде и о умилении души. Март. 31. Патерик Печерский. Мая 3. Патрикий церковный ключарь. Июн. 2. Петр Архиеп. Александрийский. Ноябр. 25. Петр мытарь. Повесть. Сентября 22. Печерской Богоматери песни. Августа 31. Печер. Киевск. монаст. Мая 3. Печерский Псковский монаст. Авг. 31. Июл. 11. Пилат Понтийский, послание его к Тиверию Кесарю о распятии Иисуса Христа. Марта 31. Пимен авва. Авг. 27. Пинуфий авва. Июн. 11. Плотская брань, – поучение аввы Пимена. Авг. 27. Повесть о приходе Богородицы в Афонскую гору. Окт. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В композиции «Собор Киево-Печерских святых», расширенный извод которого формируется вслед за установлением почитания Печерских чудотворцев (80-е гг. XVII в.), Н. изображен в правой группе святых Дальних (Феодосиевых) пещер. В данной композиционной схеме ряд характеристик образа преподобного обладает устойчивостью. Н. занимает 2-место в 8-м снизу ряду в «пятерице» со святыми Меркурием (впереди), Мартирием Диаконом, Ахилой Диаконом и Пименом Постником (позади). Всегда представлен с покрытой клобуком (вариант - куколем) головой. В большинстве погрудных изображений сохраняется такая специфическая черта Н., как приложенная к груди рука. Наличие в нимбе при имени святого прозвища Некнижный встречается в тех случаях, где его написание представляется для художника возможным; указание прозвища для отличия Н. от преподобных Нестора Летописца и Нестора Диакона существенной роли не играет, поскольку последние изображаются в левой группе святых Ближних (Антониевых) пещер. Вариант изображения Н. с вышеперечисленными особенностями характерен для памятников, сохраняющих связь с ранней традицией иконографии «Собора Киево-Печерских святых» и представлен на эстампах и иконах. В числе подобных изображений - киевская гравюра мастера Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1508). Согласно Д. А. Ровинскому, поименно перечислившему святых в композиции «Собора Киево-Печерских святых» в порядке их следования на примере гравюры почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Там же. С. 621-623. 1505), наиболее ранние аналогичные гравюры датируются кон. XVII в. (грубой работы, на нижнем поле - следы счищенных надписей) и 1-й пол. XVIII в. (без монограммы гравера) (Там же. С. 623. 1506; 1507). К работам сер. XVIII в. относится гравюра работы московского мастера Мартина Нехорошевского (Там же. 1500), 2-й пол. XVIII в.- работы Иоанна Кончаковского (1771/74; Там же. 1510), 1-й пол. XIX в.- Герасима Проценко (1821; Там же. С. 623. 1511) и др. (Там же. 1512-1518; Кн. 4. С. 761. 1505а; С. 761-763. 1517).

http://pravenc.ru/text/2565116.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010