Другой брат после долгой болезни помер. Один из друзей его отер губкой тело покойного и пошел в пещеру посмотреть место, где будет лежать тело усопшего. Он спросил об этом Марка Печерника, но блаженный отвечал ему: «Пойди и скажи брату: подожди до завтра, пока ископают тебе место, тогда и отойдешь от жизни на покой». «Отче, — возразил Марку пришедший инок, — кому говорить ты велишь? Я уже губою отер его мертвое тело». Но преподобный снова повторил ему: «Ты видишь: место еще не готово. Я велю тебе — иди и скажи умершему: грешный Марк говорит тебе: проживи еще этот день, а завтра отойдешь к желаемому тобою Христу, Господу нашему. Когда приготовлю место, куда положить тебя, то пришлю за тобою». Повинуясь прп. Марку, инок возвратился в монастырь. Здесь все братия совершали погребальное пение над усопшим. Тогда инок встал перед ними и обратился к покойному с такими словами: «Марк говорит тебе, что место тебе еще не приготовлено, подожди до утра». Все удивлялись этим словам. Но еще более изумительно было то, что по этому слову душа усопшего возвратилась в тело его; он открыл глаза и всю ночь оставался живым, с открытыми глазами, только не говорил ничего. На другой день друг его опять пошел в пещеру узнать, готово ли место. Блаженный Марк встретил его и сказал: «Пойди и скажи ожившему: Марк говорит тебе: оставь эту временную жизнь и перейди в вечную; готово место для тела твоего. Дух свой предай Богу, а тело твое будет положено здесь, в пещере со святыми отцами». Брат пошел и передал ожившему другу слова прп. Марка. Тот на глазах у всех, пришедших посетить его, тотчас смежил очи и предал дух свой Богу. Он был погребен в пещере, на приготовленном для него месте. И все дивились этому чуду. В Печерском монастыре жили два духовных брата — Иоанн и Феофил. От юности они были соединены узами духовной любви: имели одну волю, одни мысли и желания, одинаковую ревность по Боге. Они упросили прп. Марка приготовить им общее место для погребения, где бы они могли лечь вместе, когда Господь им повелит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Преподобный Иосиф – монах Киево-Печерской лавры, живший в XIV в. и причисленный к лику местночтимых святых, память – 28 августа. К л. 18. ...дванадесят церковных мастеров... ихже сама Пресвятая Богородица послала из Царяграда в Киев. – По преданию, греческие мастера, строившие и расписывавшие Успенский собор, стали монахами Киево-Печерского монастыря и после смерти были погребены в церковном приделе, где долгое время хранились как реликвии их свиты и книги, о чем рассказывает «Слово о создании церкви Печерской» Симона, входящее в состав Киево-Печерского патерика. ...пили воду с Маркова креста... – Марк Пещерник – монах Киево-Печерского монастыря, живший в XI в. и выполнявший обязанности гробокопателя; причислен к лику святых, память – 29 декабря. «Слово о Марке Пещернике», созданное Поликарпом, входит в состав Киево-Печерского патерика. К л. 18 об. ...пошли в Феодосиеву пещеру. – Речь идет о Дальних пещерах, пещерном лабиринте под территорией Киево-Печерского монастыря протяженностью около 280 м с тремя подземными церквами (Рождества Богородицы, Феодосьевская, Благовещенская) и 45 захоронениями. Феодосий – один из основателей Киево-Печерского монастыря и его игумен (1062–1074). Житие Феодосия Печерского было написано Нестором в конце XI в. или в начале XII в., до канонизации святого (1108); оно послужило одним из основных источников Киево-Печерского патерика и позднее вошло в его состав. ...мощи святыя Иулиании-княжны... – Согласно первой версии, речь может идти о Юлиании – дочери великого князя тверского Александра Михайловича, которая была замужем за литовским князем Ольгердом Гедиминовичем. После смерти мужа она постриглась в монахини под именем Марины, умерла в 1399 г. и была погребена в Киевских пещерах. По второй версии, это может быть княжна Юлиания Ольшанская, жившая в первой половине XVI в. и умершая в возрасте 60 лет. Мощи Юлиании Ольшанской были обретены при архимандрите Киево-Печерского монастыря Елисее Плетенецком (1599–1624), когда у стены Успенского собора копали могилу. Канонизация святой состоялась в XVII в. при киевском митрополите Петре Могиле . Мощи святой, обгоревшие при пожаре 1718 г., были положены в Антониевой пещере. См.: Закревский Н. Описание Киева. М., 1868. С. 660–661, 675.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобные Марк, Иоанн и Феофил подвизались в Киево-Печерской обители в конце XI и самом начале XII вв. Занятием преподобного Марка было копать пещеры и готовить каморы — места для погребения братии (оттого он назывался Печерник, то есть живущий в пещере). Но и при таком простом труде подвижник достиг необычайно духовного совершенства. Живя в пещере, преподобный своими руками копал такие могилы и на своих плечах выносил вон землю. День и ночь трудясь для Господа, преподобный приготовил много мест для погребения братии. Подвижник не брал за свой труд ничего; если же кто добровольно давал ему что-нибудь, он принимал и все раздавал нищим. В безмолвии трудясь и бодрствуя день и ночь, прп. Марк однако не удовлетворялся этими трудами и подвигами. Смиряя плоть свою постом, бдением и молитвой, для полного умерщвления ее он возложил на чресла свои тяжелые вериги и воздерживался даже в употреблении воды: когда мучила жажда, он пил воды лишь столько, сколько вмещалось в его медном кресте, который он всегда носил с собою. Богу угодны были непрестанные труды и подвиги прп. Марка, и Он сподобил Печерника такой чудесной силы, что даже мертвецы слушались его голоса. Однажды Марк, по обычаю копая могилу, утомился до изнеможения и оставил место тесным и нерасширенным. Случилось, что в этот же день умер один болевший инок и для него не нашлось другой могилы, кроме этой узкой и неудобной. Тогда же было в обычае хоронить тело умершего в день его смерти. Поэтому скоро принесли мертвого в пещеру, к недоконченной каморе и вследствие тесноты с трудом уложили его. Ни убрать мертвого, ни поправить на нем одежд, ни даже возлить на него елей оказалось совершенно невозможным, настолько узким и неудобным было место. Тогда братия возроптали на Марка. Печерник же со смирением низко кланялся всем и говорил: «Простите меня, отцы святые, за немощью не докончил я». Но братия еще больше бранили и укоряли его. Тогда Марк, обратившись к мертвому, сказал ему: «Брат, место тесно; так потрудись ты сам, возьми масло и возлей на себя». И мертвый, приподнявшись немного, простер руку, взял масло, возлил его крестообразно на грудь и лицо свое и, отдавши сосуд, сам перед всеми прибрал себя, лег и уснул. Страх и трепет объяли всех, видевших такое чудо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Архимандрит Никита кормит монастырских голубей В последние дни перед смертью старец Никита еле передвигался и смиренно готовился к переходу в вечность. Всего за день до кончины (неисповедимыми судьбами Божиими она оказалась поистине мученической) старец был, как никогда, радостен, ибо сподобился особой милости Божией: в монастырских пещерах ему чудесным образом явился первый насельник Псково-Печерской обители – преподобный старец Марк. Об этом отец Никита тут же поведал благочинному отцу Александру (Васильеву), с которым они вместе прогуливались после службы. Отец Александр передавал слова старца: «Захожу после литургии в пещеру, и встречает меня преподобный Марк (уже 500 лет, как его мощи находятся при входе в пещеру, – добавил здесь отец Александр). И вот, думаю: Я – архимандрит, а он-то – простой монах: как же мне у него брать благословение?» А преподобный Марк на такие мои мысли и отвечает: Там все равны...». Конечно же, – продолжал отец Александр, – эта встреча и разговор были духовны... Верно, то был ему уже знак из иного мира. И знак этот вскоре же и оправдался... Только что он мне это рассказал, как вышел на Святую гору в сад, сделал несколько шагов, да и оступился – упал с обрыва на камни... Видно, больная нога его подвела. Сломал, бедный, и позвоночник, сломал и больную ногу, на которую как раз упал. А через сутки и скончался... Видите – как при жизни у него было всегда живое общение с загробным миром, так и перед самой кончиной... Добрый и любвеобильный ко всем был отец Никита...». Архимандрит Никита (Чесноков) скончался 25 октября 1963 года и был погребен в Богом зданных пещерах святой Псково-Печерской обители. Архимандрит Никита (Чесноков) Материалы для книги «Укрепи меня Духом Твоим Святым» – письма, дневники, духовные поучения старца – все то, что составило этот вышедший ныне из печати объемистый том, посвященный жизнеописанию архимандрита Никиты (Чеснокова), по человеческому разумению, обнаруживались мною чисто случайно. По разумению же христианскому – явным Божиим Промыслом.

http://pravoslavie.ru/134773.html

Ист.: Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. Прил. С. 547-552; Охотникова В. И. Повесть о Псково-Печерском мон-ре: Редакции XVI в.//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 258-263; Повесть о Псково-Печерском монастыре/Публ. текста, перевод, коммент.: В. И. Охотникова//БЛДР. 2005. Т. 13: XVI в. С. 476-533. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 177; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 185-186; Описание о российских святых. С. 55; Синайский В. Псково-Печерский мон-рь. Рига, 1929 (То же. Изд. Св.-Успенского Псково-Печерского мон-ря, 20082); Малков Ю. Г. Повесть о Псково-Печерском мон-ре: К истории сложения свода монастырских сказаний//КЦДР, XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 163-199; он же. Прп. Марк, первый старец Печерский//Летопись Псково-Печерского мон-ря, или Ист. сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и ее святых/Сост.: Ю. Г. Малков. М., 1993. С. 87-90; Псково-Печерский патерик: Жизнеописания святых Псково-Печерских/Изд. Св.-Успенского Псково-Печерского мон-ря, 2008; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 170-171. В. И. Охотникова Рубрики: Ключевые слова: ДОРОФЕЙ († 1622), прп. (пам. в неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Югский, Ярославский ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) ВАССА Васса [Василисса] (Мария; † 1472 - нач. 1473), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых земли Эстонской) ВАССИАН (Муромцев; † 1570), прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских) КОРНИЛИЙ (1501-1570), игум., прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2562174.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Печерская (с Киево-Печерскими чудотворцами) " Различные вариации Печерской иконы нетипичной иконографии - в этом разделе. Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Печерская (С Киево-Печерскими Чудотворцами) Печерская (с Киево-Печерскими чудотворцами) Bek:XVIII Место создания: Россия Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Реставрация: Реставрирована Л.А. Мироновой в 2000 году во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э.Грабаря. Размер: 40,4 х 39,8 см Материал: Дерево, темпера Персоналии: Киево-печерские святые: преподобный Антоний (+1073), преподобный Феодосий (+1074), преподобные Ефрем Евнух, еп. Переяславский (+1097), Исайя, еп. Ростовский (+1090); Стефан, игумен Печерский (+1094), Никита затворник, еп. Новгородский (+1108); Дамиан, целебник Печерский (+1071), Иеремия, прозорливый (+1070), Матфей, прозорливый (+1085); Варлаам, первый игумен Печерский (+1065), Исаакий, затворник (+1090), Иоанн, многострадальный (+1160); Прохор, лебедник (+1107), Марк, гробокопатель и Феофил (11-12 вв.); Спиридон и Никодим, просфорники печерские (12 в.); Кукша, свящмч. (+1114), Л[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: БОГОМАТЕРЬ ПЕЧЕРСКАЯ с Печерскими чудотворцами 1790 г. ФЕДОР НИКОНОВСКИЙ. Из церкви села Голоустного на Байкале. У трона - коленопреклоненные игумены Киево-Печерской лавры Варлаам, Никон, летописец Нестор и иконописец Алипий. Внизу надпись: ПИСАЛЪ ТОТЕМСКОЙ КУПЕЦЪ ИКОННАГО РУКОВОДСТВА МАСТЕРЪ ФЕДОР НИКОНОВСКИЙ 1790 ГОДА Файл 16791.jpg:   Размер: 510x1195, 0.61 MPix, 251 Kb. Дата: 2012-03-25, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (286) , (9) . Описание: Икона Богоматери " Печерская» 1688 год. Икона Высоцкого монастыря. Извод изображения Печерской Богоматери разительно отличается от принятого канона. Богородица с Младенцем изображена не в центре композиции, а в правой ее части. Преподобные Антоний и Феодосий стоят на коленях, Младенец Христос протягивает святому Антонию четки. Автор иконы - диакон Сергий, постриженик Высоцкого монастыря, об этом свидетельстует надпись на обратной стороне иконы. Файл 26404.jpg:   Размер: 1349x1712, 2.31 MPix, 1393 Kb. Дата: 2016-03-21, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (162) , (3) .

http://pravicon.com/icon-611

В данной композиции встречаются изменения в группах святых относительно их традиц. извода: напр., фигура М. оказывается смещенной на др. место. Не поддается объяснению кажущееся произвольным перемещение святых из соответствующих групп на иконе 2-й пол. XIX в. (Москва, частное собрание В. А. Бондаренко; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. в результате чего полуфигура М. оказывается справа (4-й ряд, в центре, обращена к полю иконы), среди образов, к-рые должны соответствовать размещению преподобных Дальних пещер. Изменения, но в пределах своей группы святых, коснулись образа М., напр., на раскрашенной литографии 1883 г. московской мастерской А. Абрамова (ГРМ; см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169), он предпоследний во 2-м ряду и на хромолитографии 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина (ц. вмц. Варвары в Казани). Прп. Марк Гробокопатель. Роспись ц. преподобных Антония и Феодосия Печерских Киево-Печерской лавры. 1903 г. Худож. И. С. Ижакевич Прп. Марк Гробокопатель. Роспись ц. преподобных Антония и Феодосия Печерских Киево-Печерской лавры. 1903 г. Худож. И. С. Ижакевич Над ракой со св. мощами М. в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры находится выполненный в нач. XXI в. единоличный образ святого, изображенного со скрещенными на груди руками. Этот образ заменил прежний, написанный в лаврской иконописной мастерской под рук. иером. Иринарха в 40-х гг. XIX в. (местонахождение неизв.): святой представлен в 3/4-ном повороте влево, в правой руке - черенок лопаты, левой указывает на орудие труда; борода средней длины, темно-каштановая; облачен в рясу, мантию, куколь на голове, высоко на груди - крупный крест. Там же, в крипте у раки с мощами Ф. и И., находится написанная по гравюре Тарасевича картина (сер. XIX в.) с изображением плачущего Ф. и явлением ему ангела с сосудом; в композицию слева включена фигура седобородого монаха с куколем на голове (игумен?, М.?).

http://pravenc.ru/text/2562276.html

Преподобные Марк, Иона и Васса Псково-Печерские Память 29 марта/11 апреля Святой Марк явился первым старцем Псково-Печерской обители . Он жил в конце XIV века. Как полагают, подвижник пришел из Киево-Печерской лавры и поселился в лесу в пятнадцати километрах от Пскова, рядом с ручьем Каменцем. Однажды два охотника на волков, отец и сын, отважились забраться в эти места и остановились в изумлении, услышав священные песнопения и почувствовав запах ладана. Они приблизились и обнаружили святого Марка, который служил Божественную литургию вместе с другими подвижниками. Больше о жизни святого ничего не известно. Его мощи почитаются в Псково-Печерском монастыре, который возник впоследствии на месте подвигов святого Марка. Когда третий игумен захотел перенести его останки, они, так же как и одеяние святого, оказались нетленными. Святой Иона, в крещении нареченный Иоанном, служил священником в городе Дерпте и имел семью. Притесняемый тевтонскими рыцарями, он был вынужден бежать вместе с женой и детьми в Псков. Услышав о чудотворной иконе Божией Матери, которая находилась близ ручья Каменца, Иоанн отправился туда и нашел место, где была надпись: «Пещера, созданная Богом». Они поселились в соседней деревне и начали обустраивать пещеру, чтобы превратить в церковь. Его супруга вскоре тяжело заболела и перед смертью успела принять монашескую схиму с именем Васса. Отец Иоанн похоронил ее в церкви, затем сам принял монашество с именем Иона. Рядом с пещерой он построил небольшой деревянный дом, чтобы вести в нем подвижническую жизнь и принимать учеников. Когда псковское духовенство отказалось признать основанный монастырь, Иона отправился в Новгород и получил благословение архиепископа Феофила. Тот освятил церковь во имя Успения Божией Матери и торжественно открыл обитель 15 августа 1473 года. Во время освящения прозрел слепой. Земля, на которой находился Печерский монастырь, была подарена обители владельцем, что позволило монастырю развиваться и дальше. Выполнив служение, возложенное на него Богом, святой Иона в следующем году (1474) почил в мире и был погребен рядом со святыми Марком и Вассой.

http://pravoslavie.ru/60749.html

«Мы немощные, так начинает свою повесть о преп. Марке печерский инок Поликарп, хотим следовать примеру древних. – Они употребили много труда, ходили по пустыням, горам, провалинам земным и одних из преподобных мужей, о которых писали, видели сами, о жизни других, о чудесах и богоугодных подвигах, слышали от прежде бывших отцов и так составили патерик, который читая столько наслаждаемся духовно. – Я недостойный не имею разумения истины и ничего такого не видел, а следую только слышанному мною от преподобного епископа Симона. Не ходил я по св. местам, не видел ни Иерусалима, ни Синайской горы, чтобы мог прибавить что-нибудь к моей повести, как делают искусные в слове. – Но пусть не буду я хвалиться ничем другим, как только св. монастырем печерским и бывшими в нем черноризцами, их житием и чудесами, которые воспоминаю с радостью. Сильно желаю я грешный молитвы тех отцов. – Затем начинаю повесть о преп. Марке печерском». 1052 Подлинно скажем и мы, преподобный Марк печерский – такой человек Божий, который составляет славу русской церкви и имея его в виду не имеем нужды ходить на восток, чтобы видеть истинного человека Божия. Преп. Марк – чудный человек Божий! Самое поразительное в нем – простота подвига его. Он не вел высокой созерцательной жизни. Занятие его было очень обыкновенное: он копал землю. Но и при этом простом труде достиг высокого совершенства духовного, какого достигают не многие. – Это – самый убедительный пример тому, что при всяком труде телесном, если дух работает Господу, прогоняет от души все нечистое, наполняет ее мыслями и воздыханиями святыми, строго охраняя ее смирением и простотою, душа может усовершаться духовно. Выслушаем все повествование Поликарпа о дивном Марке. Преп. Марк, пишет Поликарп, «живя в пещере своими руками выкопал много пещер и на своих плечах носил землю, день и ночь трудясь для Господа. Он выкопал много мест для погребения братии и не брал за то ничего, разве кто сам давал что-нибудь, да и то раздавал бедным. При нем св. Феодосий перенесен был из пещеры в монастырь, в великую церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Первосвятительский визит в Псковскую епархию. Посещение пещер Псково-Печерского монастыря. 18 августа 2010 г. 21:01 Вечером 18 августа 2010 года, в канун праздника Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. У святых врат обители Его Святейшество встречали наместник архимандрит Тихон (Секретарев) с братией. В Успенском соборе Псково-Печерского монастыря Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву перед чудотворным образом Успения Пресвятой Богородицы и поклонился мощам святого преподобного Корнилия, игумена обители. Отвечая на приветственное слово архимандрита Тихона, Святейший Патриарх Кирилл рассказал о знаменательном событии своего детства, произошедшем в Успенском соборе: «В школьные годы я практически ежегодно приезжал в Псково-Печерский монастырь со своими благочестивыми родителями, а позже, в юности, — и самостоятельно. С этой обителью у меня связаны особые душевные переживания, в том числе и по причине встреч с выдающимися старцами, которые здесь жили: преподобным Симеоном, старцем Марком, старцем Афиногеном, старцем Лукой. Все эти люди составили то духовное окружение, в котором формировалась моя личность. Вот здесь, в этом храме, произошло событие, о котором я хотел бы рассказать и которое было неким предвестием, знамением моей последующей жизни. Это было в первое посещение Псково-Печерского монастыря — по всей вероятности, в 1954 году. Мы приехали сюда с мамой на первой неделе Великого поста. Отец мой тогда нес послушание, будучи священником в Санкт-Петербурге, и мы приехали с матерью вдвоем. Я помню долгую, почти бесконечную службу. Очевидно, это была среда или пятница, потому что в конце концов началась Литургия Преждеосвященных Даров, и я имел возможность причаститься. После службы мы с мамой направились к дверям. Перед выходом из Успенского собора стоял старец Марк, и мама попросила у него благословения для меня. Но вместо того, чтобы дать благословение, старец Марк покрыл меня своей мантией и достаточно долго держал меня под мантией — так, что мне даже душно стало (это я отчетливо помню). Помню, как народ зашумел, недоумевая, почему старец так поступил с этим мальчиком. Через некоторое время отец Марк снял мантию и благословил меня. Уже тогда кто-то сказал, что по всей вероятности этот мальчик будет монахом. Я, конечно, никак не связывал это действие со своим будущим, но, как показало время, это действительно было некое прообразование моего служения в Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/1256202.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010