Наряду с массой житий святых, авторство которых не указано, много произведений, преимущественно гомилетического характера, подписанных именами их авторов. Список этих византийских, западных, южнославянских и русских авторов весьма внушителен. Это – Анастасий, монах Горы Синайской, святитель Андрей Критский , Антиох, Аркадий Кипрский, Афанасий Александрийский , Брунон, епископ Вюрцбургский, Василий Великий , Василий Селевкийский , Георгий, архиепископ Александрийский, Георгий Экзарх, Герман, архиепископ Александрийский, Григорий Цамблак, Григорий инок, Григорий, папа Римский , Евагрий, Евсевий епископ, Евфимий инок, Евфимий, патриарх Тырновский, Епифаний Кипрский , преподобный Ефрем Сирин , Иоанн Златоуст , Иоанн Дамаскин , Иосиф Волоцкий , Исаак Сирин , Кирилл Александрийский , Леонтий, епископ Кипрский, Максим Грек , старец Памва, Пахомий Серб, Прокл, архиепископ Константинопольский, Севернан, епископ Авальский, Симеон Богослов , Симеон Метафраст , Симеон Месопотамский, Тимофей, архиепископ Александрийский, преподобный Феодор Студит , Феофил Александрийский, Филолог Черноризец и др. Но и при таком богатстве содержания Макарьевских Миней некоторые исследователи называют произведения духовной письменности, не нашедшие места в составе Миней. В ответ на это можно привести мнение В. Лебедева о том, что святитель Макарий имел «не научную цель, а нравственную дать на каждый день года чтение «великую душевную пользу» читателям и слушателям» 56 . Наиболее объемное исследование, посвященное Великим Макарьевским Четиям-Минеям, принадлежит американскому исследователю Д. Б. Миллеру 57 , который попробовал увидеть в их содержании идейную направленность «обилие текстов макарьевского собрания показывало, что Москва, которую часто именовали Русским царством, есть центр христианского мира, что это последнее из указанных Богом царств» 58 , – пишет он. Что же касается представлений о христианском царе, то в Минеях были собраны различные произведения, основанные на наставлениях диакона Агапита византийскому императору Юстиниану (VI в.). Различные русские жития также показывают образ православного государя, его покровительство церквам и монастырям. Московские государи везде в Минеях называются «царями», «самодержцами всея Руси».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

– О, какой славы сподобился ты, Макарий! Святой отвечал бесам: – Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал. Затем те из бесов, которые находились еще выше по пути следовавшей души Макария, вопили: – Действительно избежал ты наших рук, Макарий! Но он сказал: – Нет, но надобно и еще избежать. И когда преподобный был уже во вратах рая, бесы, с сильным воплем, кричали: – Избежал нас, избежал. Тогда Макарий громким голосом ответил бесам: – Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней. Такова жизнь, кончина и переход в жизнь вечную преподобного отца нашего Макария 746 . Окончив повествование о житии преподобного, прославим Отца и Сына и Святого Духа, Единого Бога, во святых Своих прославляемого, во веки. Аминь. Кондак, глас 4: В дому Господь воздержания воистинну тя положи, якоже звезду непрелестную, световодящу концы отче отцев, Макарие преподобне. Другой кондак, глас 1: Блаженную жизнь скончав в житии, с мученическими лики, в земли кротких достойно водворяешися, богоносне Макарие, и пустыню якоже град населив, благодать приял еси от Бога чудес: темже тя почитаем. 731 Преподобный Макарий называется «египетским» в отличие от другого, соименного и современного ему подвижника, который родился и большую часть жизни провел в городе Александрии, и поэтому называется «Александрийским» или «городским». За свою же святость и мудрость Макарий Египетский называется «Великим». Родился он около 301 года. 732 Птинапор или Пежижвир – селение, находившееся на западном берегу Нила, в пределах нынешней египетской провинции Менуф или Менуфиэ, в южной части Нильской долины, в так называемом Нижнем Египте. В настоящее время от него остались одни развалины. 733 Пустыня Нитрийская, – которую блаженный Иероним называет «градом Божиим», по святости пустынножителей, обитавших в ней, – была обширная пустыня, граничащая с Ливией и Эфиопией. Она получила название от соседней горы, где в озерах находилось множество нитра или селитры. 734 Фаран – пустая и гористая страна между Палестиной, Египтом, Идумией и Синайским полуостровом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– Когда я приближался к вертограду, – говорил он, – к названному кладбищу, навстречу мне выбежало до семидесяти бесов в различных образах; одни из них сильно кричали, другие со страшною злобою скрежетали на меня своими зубами, третьи летали подобно воронам, кидались мне в лицо и вопили: – Чего ищешь ты здесь, Макарий? – Зачем ты пришел к нам? Не соблазнили ли мы когда-нибудь кого-либо из ваших иноков? Владей, на месте твоего жительства, с подобными тебе тем, что принадлежало прежде нам. Ведь ты владеешь пустыней, из которой выгнал подобных нам бесов. У нас же нет ничего общего с тобою. Зачем ты пришел в наши места? Как пустынник довольствуйся пустынею, это же место устроившие его отдали нам. Ты не можешь здесь оставаться. Для чего ты хочешь войти в наше владение, куда не входил еще ни один из живущих людей с того времени, когда мы совершили погребение братьев, устроивших это место? И когда бесы подняли сильнейший вопль и крик, то Святой Макарий сказал им: – Я только войду, посмотрю и потом уйду отсюда! Бесы сказали ему: – Обещай нам это по совести твоей. Христов раб отвечал: – Я сделаю так. И бесы исчезли. Когда Макарий входил в вертоград, его встретил страшного вида дьявол с обнаженным мечом и загородил ему дорогу. Святой Макарий сказал дьяволу: – Ты идешь на меня с мечом, я же иду на тебя во имя Господа Саваофа в силе Бога Израилева ( 1Цар.17:45 ). И дьявол отбежал от него. Войдя внутрь вертограда, преподобный осмотрел все там находившееся, а именно: колодезь, в котором висела лишь старая медная бадья, прикрепленная к железной цепи, гранатовые яблоки, неимевшие ничего внутри, потому что они высохли от солнца, красивое здание гробницы, обильно украшенное золотом. Рассмотрев все подробно, Святой без препятствий и затруднений вышел оттуда и, по прошествии двадцати дней, отправился обратно в свою келью. Во время обратного пути у него вышли весь хлеб и вода, которые он взял с собою на дорогу. Макарий стал ослабевать от голода и жажды, так что едва не упал. Тогда, – как он впоследствии сам о том рассказывал, – предстал пред ним призрак какой-то девицы, одетой в белые одежды и несущей в далеком от него расстоянии, – как бы с версту, – ведро чистой воды. Часто останавливаясь, девица показывала ему воду и звала его к себе, обещаясь дать ему напиться. Однако Святой не был в силах дойти до нее. Впрочем, увлекаемый возможностью утолить жажду, он, употребляя страшные усилия, шел за нею три дня, в течение которых девица появлялась впереди него. Затем показалось стадо буйволиц (в той стороне их очень много), одна из которых, имеющая при себе малого теленка, стала против уставшего и изнемогшего старца; из сосцов же ее вытекало молоко. При этом преподобный услышал голос, говорящий свыше:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Однажды, пребывая на молитве, блаж. Макарий услышал голос: «Макарий, ты же не достиг еще такого совершенства, как две женщины, живущие в городе». 41 Смиренный подвижник, взяв свой посох, поспешил в город, нашел дом, в котором жили эти женщины, и постучал. Они поведали ему о том, что они вышли замуж за родных братьев и за всю жизнь не сказали друг другу худых слов и никогда не ссорились. Мы дали обет не произносить ни одного мирского слова до смерти. Святой подвижник прославил Бога и произнес: «По истине не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Св. Духа, которая действует и управляет жизнью каждого человека, стремящегося спастись». 42 В годы царствования императора Валента (364–378гг.) преп. Макарий Египетский вместе с преп. Макарием Александрийским , подвергся преследованию со стороны арианского еп. Луки. Обоих старцев схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили язычники. Там, по молитвам святых, получила исцеление от тяжкого недуга дочь жреца, после чего сам жрец и все жители острова приняли святое Крещение. Узнав о случившемся, арианский епископ разрешил им возвратиться в свои пустыни. Кротость и смирение преподобного преображало души человеческие. «Худое слово, – говорил авва Макарий, – и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми». 43 На вопрос иноков, как надлежит молиться, преподобный отвечал: «Для молитвы не требуется много слов, надобно только говорить: Господи как Ты желаешь и как Сам знаешь, помилуй меня». 44 Как-то спросили его: «Каким образом можно сделаться иноком?». Преподобный ответил: «Если человек не откажется от всего, что находится в мире, не может быть иноком». 45 В беседе с иноками преп. Макарий часто говорил: «Если желаешь спастись, будь как мертвец, который не гневается, когда его бесчестят, и не превозносится, когда его хвалят. Если для тебя поношение – как похвала, бедность – как богатство, недостаток – как изобилие, ты не умрешь». 46

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

«Житие святого Антония Великого », написанное его учеником святителем Афанасием Александрийским , стало для последующих поколений образцом житийной литературы. Искушения святого Антония всегда были привлекательной темой для писателей и художников. В многолетнем полном одиночестве, простым самодельным крестом подвижник разрушает приходящие со всех сторон соблазны и помыслы блуда, чревоугодия, корыстолюбия. Когда все, казалось, преодолено – остается гордыня: «я святее всех». И тогда Господь направляет Антония в еще более глубокую пустыню для встречи с великим подвижником-простецом Павлом Фивейским. У самого Красного моря, в соседстве с жилищем Павла, и основал Антоний свой монастырь. Следующим поколением, продолжившим иноческое преемство, стали отцы Нитрийской пустыни, или Нитрийской горы. Здесь сложилась большая и стройная система монастырей, основанных и руководимых преподобным Макарием Великим . …Когда едешь сегодня из Каира в Александрию, один за другим, оазисами, возделанными среди пустыни, возникают перед тобой древние обители Амбы Макария, Суреян. Амба Макарий – это преподобный Макарий Великий , один из самых проникновенных учителей православной аскетики. Это он, Макарий, рассказывал о себе, что однажды пришел ему на ум дерзновенный помысел, будто своими подвигами в пустыне он достиг уже величайшей степени святости. И тогда явился ему Ангел и сказал: «Макарий, ступай в Александрию. Там на окраине города живут две женщины, свекровь и невестка, которые за тридцать лет совместной жизни не сказали друг другу грубого слова. Ты еще не достиг их меры святости». В другой раз, рассказывают, шел авва Макарий, неся пальмовые ветви для работы, и на пути встретил его диавол. И нечистый сказал: «Великое насилие я терплю от тебя, потому что нет у меня против тебя сил. Все вещи, которые ты делаешь, я делаю тоже. Ты постишься днями, я не ем вообще. Ты совершаешь ночные бдения, я не сплю никогда. В одном ты сильнее меня». – «В чем?» – спросил авва Макарий. Тот сказал: «В твоем смирении. Я не могу смириться никогда, поэтому бессилен против тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

19-го числа Преподобного Макария Египетского Св. преп. Макарий Египетский Преподобный Макарий, родом Египтянин, в мире – поселянин, в детстве и юношестве – пастух, остальное время своей жизни, около 60 лет, подвизался в пустыне и положил основание иночеству в Скитской пустыне 205 . Место его подвигов до сих пор называется пустыней Макария, и в ней находится монастырь его имени. В первые же годы своей жизни в пустыне пр. Макарий уже прославился своими строгими подвигами, что и привлекло к нему множество благочестивых людей, стремившихся подражать его примеру. Служа им чудным руководителем, он был, на 40-м году своей жизни, посвящён в сан пресвитера, чтобы совершать и Божественное служение для многочисленных учеников своих, для которых он устроил иноческое житие и соорудил св. храмы. Вскоре он удостоен был от Бога различных откровений и дара великих чудотворений. Между бывшими ему откровениями замечательно то, которое указало ему на двух женщин, живущих в мире, как на совершеннейших его в добродетели. Макарий нарочно отправился в город, чтобы научиться от этих женщин, и узнал, что они спасаются не посредством каких-нибудь чрезвычайных подвигов, а самым простым и общедоступным образом. Это были две женщины, жёны двух родных братьев, жившие всегда вместе в мире и согласии и усердно исполнявшие все свои семейные обязанности. У них было расположение к иноческой жизни, но они предпочли жить дома по воле мужей своих. Не произносили никогда не только праздного, но даже просто лишнего слова и строго наблюдали за собой в исполнении всех заповедей Божьих. Пришлось и в другой раз великому пустынножителю оставить пустыню свою. Это было в царствование Валента, когда епископ Люций, поставленный арианами вместо Петра, преемника Афанасия Александрийского , вооружённой силой вынуждал отшельников к принятию арианства. Многие из них тогда скончались мученически, а Макарий с некоторыми другими был заточён на одном из островов Египетских. Здесь явился он просветителем язычников и вскоре все язычники, жившие на острове, приняли христианскую веру. Тогда епископ Люций освободил его из заточения, и Макарий возвратился в свою любимую пустыню, где мирно скончался около 391 г., на 90-м году своей жизни. Останки его находятся в Амальфи, в Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

108). 17 .11 мертвого он воскресил – Подробный рассказ об этом содержится у прп. Иоанна Кассиана , а также в коптской версии «Лавсаика». Кассиан повествует о том, как некий еретик, последователь Евномия, обольстивший многих, приступил к прп. Макарию «со своим искусством словопрения и хотел привести его в затруднение аристотелевским хитрословием, которому Макарий не учился» (Собеседования 15.3). Преподобный предложил показать веру от дел, призвав имя Господне над мертвым. Еретик, устрашившись, бежал из Египта, а прп. Макарий, в условленное время воззвав над давнишним мертвецом, воскресил его и, задав ему вопрос и получив ответ, отправил почивать в мире «в своем порядке до скончания bpeмeh» (De Vogüe 1994. P. 108–115). 18 .0  Макарий Александрийский  – упоминается в коптской версии жития Евагрия как «наш отец». Евагрий спрашивает его, как бороться с блудными помыслами. Тот дает ему совет «не есть ничего не в свое время, и ничего, приготовленного на orhe» (De Vogüi 1994. P. 158). 18 .18 дабы не вменилось мне в гордость – В коптской версии добавляется: «Я пятьдесят лет провел в подвиге и никогда не уставал так, как в этот день». 18 .23 ...пользы ради  ( οικονομας χριν) – Это выражение становится яснее в контексте, который дает коптская версия. В ней говорится, что помыслы внушают св. Макарию идти в Рим, чтобы не заставлять больных совершать ради него такое большое путешествие: «Бог дал тебе сердечное расположение и благодать исцеления. Подымайся, иди, ибо это промысел Бoжuй» (De Vogüi 1994. P. 144). 18 .24 Космитор ( κοσμητωρ) – Уборщик в монастыре (Sophocles, Lampe). 18 .25 ...был пресвитером – Прп. Макарий Александрийский был рукоположен во пресвитера Скита в возрасте сорока лет около 340 г. 19 .0 Моисей Эфиоп – Ги (J. Guy) заключает об идентичности трех Моисеев: Моисея Скитского, Моисея Каламонского и Моисея Эфиопа (Apophthegmata, col. sys., chap. I-IX 11 Guy, Flusin 1993). Моисей Скитский, «приятно сиявший... не только деятельными добродетелями, но и созерцанием», известен благодаря прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Священник Валерий Духанин : – Есть в Евангелии такие слова: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». Святые отцы очень часто опирались именно на эти слова Спасителя, для того чтобы изложить свое аскетическое учение о трезвении. Что такое трезвение? Уже само слово показывает: трезвость, но трезвость нашего ума, нашего сердца. Когда мы видим на улице какого-то пьяного человека, мы понимаем, что он нетрезв, то есть он не владеет собой, а находится под властью алкогольного опьянения. И он может вытворить что угодно, наделать таких дел, о которых сам потом будет очень сильно жалеть, но в этот момент не может совладать с собой, потому что нетрезв. Но бывает опьянение совершенно иного характера – это опьянение нашей души греховными, влагаемыми в нас помыслами. И бывает так, что человек вроде бы не выпил алкоголя, но принял какие-то мысли в своей душе и эти мысли его вывели из себя, одурманили: он горит злобой, не хочет разговаривать с другим человеком, начинает творить такие дела, как будто он действительно пьян. Все это происходит из-за того, что такой человек не был внимателен к происходящему внутри себя. Есть такая древняя книга «Жизнь пустынных отцов», которую написал пресвитер Руфин Аквилейский . В ней он описывал монашеское делание, жизнь древних монахов, в том числе жизнь преподобного Макария Александрийского . Было два преподобных Макария в IV веке: преподобный Макарий Египетский , называемый Великим, и преподобный Макарий Александрийский , который жил рядом с городом Александрией. Так вот, этот святой угодник тоже сподобился величайших даров и обладал даром прозорливости. Однажды является ему бес, демоническая сила, и говорит: «Знаешь ли ты, Макарий, что без нас, демонов, не обходится ни одно богослужение?» – «Да запретит тебе Господь», – говорит ему преподобный Макарий Александрийский . Ведь это же невозможно, потому что богослужение – это именно наше служение Богу. И после этого бес ему показал, как во время богослужения темные демонические силы искушали молящихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

40. Иустин Философ . Мученик. Творения. – М.: Паломник, 1995. 41. Киприан (Керн) . Архимандрит. Золотой век Свято – Отеческой письменности. – М.: Паломник, 1995. 42. Киприан (Керн) . Архимандрит. Православное пастырское служение. – М.: Издательство Свято – Владимирского Братства, 1992. 43. Кирилл Иерусалимский . Архиепископ. Слова огласительные. – М.: Типография В. Готье, 1855. 44. Климент Александрийский . Святитель. Педагог. – М.: Учебно – информационный экуменический центр Апостола Павла, 1996. 45. Климент Александрийский . Святитель. Строматы//Отцы и учители Церкви III века. – М.: Либрис, 1996. Т. 1. 46. Кретьен Л. и М. Дженни/Свидетели Иеговы. – Санкт – Петербург: Центр Апологетических Исследований, Б.г. 47. Лукан. Фарсалия. – М.: Ладомир – Наука, 1993. 48. Луккебо – Малка Сирил Р. Они ждут обещанного рая в аду. – СПб, Центр апологетических исследований. Б. г. 49. Макарий (Глухарев). Архимандрит. Переводы/Православное обозрение, 1861–1864. 50. Макарий (Булгаков) . Митрополит. История Русской Церкви. – М., 1996. 51. Макарий (Булгаков) . Митрополит. Православно – догматическое богословие в 2–х томах. – СПб.: Типо – литография Р. Голике (репринт) 1895. 52. Макарий Великий . Преподобный. Наставления//Добротолюбие. – Свято – Троицкая Сергиева Лавра, 1992. Т. 1. 53. Мансанарес С. В. Воспоминания «Свидетеля Иеговы». – Тбилиси: Bibliotheca Christiana, 1995. 54. Митрофан (Зноско – Боровский). Протоиерей. Православие, Римо – католичество, Протестантизм и Сектантство. – Коломна: Свято – Троицкий Ново – Голутвин монастырь, 1992. 55. Никодим Милаш . Епископ. Правила Православной Церкви. – Свято – Троицкая Сергиева Лавра, 1996. Т. 1. 56. Новопашин А. Протоиерей, Мельников В. О чем свидетельствуют «свидетели Иеговы? – Новосибирск: Собор во имя Благоверного Князя Александра Невского и приход во имя Преподобного Серафима Саровского , 1996. 57. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. – Белгород: Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви, 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Когда же преподобный узнавал, что кто-нибудь совершает какой либо подвиг, то он всячески сам старался подражать таковому и тщательно выполнял то же самое. Так, например, узнав об иноках, живших в Тавенкском монастыре 748 , что они в течение всей великой четыредесятницы ничего не вкушают из приготовленных на огне кушаний, он положил себе за правило в течение семи лет не вкушать ничего из того, что бывает приготовлено на огне, – ни печеных, ни вареных кушаний. При этом преподобный Макарий увеличил свой подвиг до того, что не ел ни хлеба, ни варева, кроме жесткого проса или каких-нибудь семян, размоченных в воде. В таком воздержании преподобный прожил целых семь лет. Услыхав однажды о каком то другом иноке, который в течение дня съедал лишь один фунт хлеба и желая ему подражать, Макарий раздробил хлеб на небольшие части и положил их в сосуд, имеющие весьма узкое отверстие, в которое едва можно было просунуть руку. При этом преподобный Макарий поставил себе за правило столько вкушать в течение дня хлеба, сколько может взять рука, однажды просунутая в тот сосуд. Это служило для преподобного Макария весьма сильным умерщвлением плоти, как повествует о сем вышеупомянутый Палладий. Ибо преподобный Макарий после рассказывал с улыбкою: – Я за многие ломти хватался рукою в сосуде, но, вследствие узости горла сосуда, не мог вытащить их. Таким образом, сосуд мой не позволял мне есть столько, сколько бы я пожелал! Так, голодая, Макарий прожил три года, съедая в день только по небольшому куску хлеба, равно также и воды, выпивая такою же мерою. Масла же для пищи он употребляя один секстарий 749 на целый год. Однажды, желая вконец побороть сон, он не входил под кров кельи в течение двадцати дней и ночей, а пребывал около нее днем под палящим зноем, а ночью, дрожа от холода, употребляя при этом все усилия, чтобы не заснуть. И, как впоследствии сам он рассказывал для назидания других, от такого подвига высох его головной мозг, и если бы он еще дольше не вошел в келью и не уснул, то сошел бы с ума. Преподобный при сем прибавлял:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010