Вышли издания по истории Исаакиевского собора сентября 2023 Директор ГМП " Исаакиевский собор " Юрий Мудров отметил, что жизнь святого Исаакия Далматского содержит много тайн и не исследована в полной мере, отсутствовал русский перевод жития преподобного. Новые издания получили высокую оценку специалистов и послужат важными документами по истории собора. Ключарь собора  протоиерей Роман Ковальский  поблагодарил автора за труд, особенно книгу о преподобном Исаакии Далматском: сведения о его жизни скудные. Теперь они найдены и систематизированы. Василий Яковлев рассказал о каждом издании: " Преподобный Исаакий исповедник, игумен обители Далматской: в источниках, агиографии и истории России " , " Первая Исаакиевская церковь в Санкт-Петербурге " (опыт графической реконструкции) и " Второй Исаакиевский собор (1717-1762 годы) " (в графических документах XVIII века). Книга о преподобном Исаакии Далматском, небесном покровителе императора Петра I, родившегося в день его памяти, 30 мая 1672 года, - это обзор источников по истории жизни и служения святого. Это агиографические сочинения из греческих рукописей X-XII веков в собраниях Ватикана, Парижа, Оксфорда, Венеции и Иерусалима; свидетельства церковных историков V века Феодорита Кирского и Созомена, славяно-русские переводы жития XI-XVII веков. Освещаются эпизоды жизни византийского подвижника. Перевод выполнен специально для этого издания. Вторая книга посвящена реконструкции внешнего вида храма. С петровского времени не сохранилось его картографических изображений. Базируясь на источниках первой половины XVIII века, используя академические методы исследования и архитектурную визуализацию, автор сделал реконструкцию. Храм имел прямоугольную форму, с пятигранным алтарным прирубом, ориентированным на восток. На стендах были размещены слайды с графической реконструкцией архитектурного облика первоначальной Исаакиевской церкви при Санкт-Петербургском Адмиралтействе (по состоянию на 1716 год). Глава петербургского Союза архитекторов Михаил Мамошин рассказал о совместной работе, в частности, новом формате проектирования. После того как была собрана вся иконография, в современной 3D-nporpaммe Archicad была сделана реконструкционная модель храма.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

О богоугодности обетов монашествующих, – рассуждает некто из учителей Церкви отечественной – свидетельствуют: во первых: самая великость и святость их обетов; таковы: удаление от мира для высших духовных целей, отречение собственной воли, глубокое смирение, безусловное послушание, произвольная нищета, безбрачная и девственная жизнь, постоянное бодрствование над собою и своими помыслами, постоянное упражнение в чтении Слова Божия, в бдениях и молитвах, и постоянное стремление к высшим духовным подвигам. Такие обеты, свято будучи соблюдаемы, далеко возвышают жизнь сих Богу посвятивших себя лиц над обыкновенною жизнию нашею. – Во-вторых: благотворное влияние сих иных, отличных от всех прочих в христианстве людей (иноков, как обыкла звать их Церковь ) на жизнь и нравы прочих членов Церкви. Иноки благотворно и спасительно действуют на ближних и своею примерною жизнию, но которой, умерщвляя плоть свою, подвергают себя всяким лишениям, удаляясь всего, что отзывается духом мира и плотоугодия, – и своею непрестанною молитвою, по которой молятся за весь мир, испрашивая всем христианам душеспасительные блага от Бога, и своею беседою, растворенною духом Евангелия, оживляемою духовными опытами и доставляющею истинное упокоение сердцу. – В-третьих: непоколебимая верность иноков православию и попечение об ограждении верующих от распространения нечестия и вольномыслия. Церковная история свидетельствует нам, что когда в обществах усиливались пороки и заблуждения, иные из пустынников оставляли свои уединенные места, являлись в городах, посещали отчаянных грешников, обличали лжеучителей и, таким образом, останавливали разливающийся поток нечестия». – Таковы были, наприм.: Антоний Великий , Исаакий Далматский, Далмат Константинопольский, Данил Столпник и др.). В-четвертых: особенные знаки благоволения Божия к таковым истинно преподобным мужам, кои т.е. подлинно восстановляли благодатию Божией образ Божий и подобие в душах своих, как свидетельствует Церковная история, повествующая, что многие преподобные пустынники, затворники, молчальники и прочие ее подвижники удостаивались от Христа Спасителя особенных благодатных дарований; таковы: дар прозорливости и пророчества; дар мудрости: дар совета; дар чудотворений на помощь страждущим людям и другие чудесные дарование, которые постоянно привлекали к отшельникам множество посетителей, находивших в келлиях рабов Христовых надежное себе самим убежище от пороков и соблазнов мира и спасительное уврачевания от своих душевных и телесных недугов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Новости В Исаакиевском соборе впервые после 1928 года будет совершено ночное Рождественское богослужение 30.12.2015 11:05 Санкт-Петербург, 30 декабря. Впервые в новейшей истории Исаакиевского собора с 6 на 7 января 2016 года в храме будет совершено ночное Рождественское богослужение. Его возглавит ключарь собора протоиерей Алексей Исаев. Начало праздничной Рождественской службы в 23:30. Вход на ночное богослужение в собор с 23:00, сообщает пресс-служба Санкт-Петербургской митрополии. В ночь с 6 на 7 января во многих православных храмах Санкт-Петербурга пройдут Рождественский богослужения. По традиции в Казанском кафедральном соборе богослужение возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Храм во имя св. преподобного Исаакия Далматского задуман еще Петром I, день рождения которого приходится на день памяти этого святого. Нынешнему собору предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый по счету Исаакий спроектирован архитектором Огюстом Монферраном. Строительство его было начато в 1825 и длилось почти 40 лет. Освящен 12 июня 1858 как кафедральный собор северной столицы. Оставался главным православным храмом Петербурга до закрытия в 1928. 12 апреля 1931 года в Исаакиевском соборе был открыт антирелигиозный музей, а в 1937 году Исаакиевский собор получил статус государственного памятника.Первое богослужение после долгого перерыва здесь прошло в 1990 году. В 2005 году было подписано первое соглашение между Санкт-Петербургской епархией и ГМП «Исаакиевский собор» о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса. Храм имеет три престола: центральный – во имя св. прп. Исаакия Далматского; левый освящен в честь св. блгв. вел. кн. Александра Невского и правый придел св. вмц. Екатерины. В настоящее время в соборе совершаются ежедневные богослужения, в том числе в главном приделе, активно развивается приходская жизнь, реализуются культурно-просветительские и миссионерские проекты. Сайт прихода Исаакиевского собора http://isaacy.ru/ . Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

работы И. П. Витали (1851), напоминающее икону работы Неффа (без храма на свитке). Парной изображению И. является фигура свт. Николая Чудотворца в филенке на левой створке двери. Модель дверей была закончена в 1849 г., двери установлены в 1852 г. (отлиты из бронзы гальванопластическим способом на заводе герцога Лейхтенбергского). Резная из слоновой кости икона с единоличным изображением И. (1858?, Гос. музей-памятник «Исаакиевский собор») была выполнена с.-петербургским резчиком Я. П. Серяковым и преподнесена имп. Александру II. Эта икона стала вкладом императора в кафедральный собор вскоре после его освящения и хранилась на аналое у левого клироса. Костяной средник с округлым завершением заключен в раму из черного дерева и закрыт стеклом. И. изображен прямолично в рост, в схиме, с куколем на голове. По периметру иконы - дарственная надпись: «В память рождения императора Петра Перваго сооруженъ соборъ во имя преподобнаго Исаакия Далматскаго въ Санкт-Петербурге и освящен мая дня года при императоре Александре Второмъ» (Там же. С. 81, 83; Религ. Петербург. 2004. С. 253. Ил. 439). В собрании ГМИР хранится подвесное фарфоровое яйцо (высота 10 см) с изображением И., близким по иконографии к образу работы Неффа. Очевидно, это яйцо входило в большую серию пасхальных фарфоровых яиц с изображениями святых (копируют живописные образы Исаакиевского собора), выполненную в 50-70-х гг. XIX в. на Имп. фарфоровом заводе в С.-Петербурге (Пасхальные дары. 2001. С. 83. Кат. 10). Святой представлен в 3/4 роста в легком повороте; над нимбом надпись: «Прп Icaakiй Далматский» (Правосл. Петербург. 2003). Для мозаик храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в С.-Петербурге Н. Н. Харламов сделал картоны неск. мозаик, в т. ч. с изображением И. и парной ему фигуры свт. Стефана Пермского (мозаики помещены на сев. стене на откосах центрального окна нижнего ряда, на вост. и зап. сторонах соответственно). Ростовые образы святых выполнены в стиле академической живописи. Иконография И. традиционна, и вряд ли ее можно считать «результатом творческой фантазии художника» ( Гусакова.

http://pravenc.ru/text/674786.html

Храм Николая Чудотворца (Бутурлино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Николая Чудотворца в деревне Бутурлино — каменный, строился с 1710-х годов, освящен в 1739 году. В конце XIX века капитально перестроен в псевдорусском стиле, в 1884 году построены новая трапезная с Казанским и Петра Александрийского приделами, шатровая колокольня. Содержание История [ править править код ] Убранство храма Село Бутурлино — владение серпуховского Высоцкого монастыря, уже с церковью святителя Николая Чудотворца — впервые упоминается в описи Окологородного стана Серпуховского уезда от 1552 года. В 1627 году бутурлинский храм был «древяной клетцки»; церковные утварь и украшение — пожертвованы частично монастырём, а частью приходскими людьми. Во 2-ой четверти XVIII века в селе была построена существующая каменная Никольская церковь с правым тёплым приделом во имя Казанской иконы Божьей Матери, который был освящен в 1723 году. Через несколько лет в 1739 году была освящена основная церковь. Храмоздателями были люди неизвестного звания, по имени Исаакий и Мавра. Напоминанием о них долгое время служили икона преподобного Исаакия Далматского и мученицы Мавры в местном ряду иконостаса (1820 год), позднее — в трапезной основного храма (1925 год), а также запись в синодике 1802 год. В 1884-1887 годах старанием церковного старосты потомственного почётного гражданина Петра Ивановича Рябова, обветшавшие придел, трапезная и колокольня были снесены и выстроены заново; кроме того — пристроен северный придел во имя священномученика Петра Александрийского. Провёл реконструкцию храма архитектор Митрофан Александрович Арсеньев. В 1876 году в основном храме был возобновлён иконостас «византийского стиля», «в пять поясов»; в 1885-1886 годах аналогичные, трёхъярусные иконостасы были устроены в новых приделах. Среди храмовых святынь особенно почитались иконы Божией Матери: «Живоносный Источник», Фёдоровская и Владимирская (последняя была пожертвована в 1857 году московской мещанкою Емельяновой). В 1911 году при храме, на средства церковного старосты Семёна Петровича Рябова, построена каменная сторожка.

http://azbyka.ru/palomnik/Xрам_Николая_Ч...

1705 г. в селе Бутурлине на речках Каменке и Речме, при церкви Николая чудотворца дворы: попа Никифора Никитина, у него два сына - дьякон Потапий и дьячек Оксентий, и попа Артемия Феофилатова; в селе числилось 33 двора крестьян (Переп. кн. 10331). В. и Г. Холмогоровы Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. вып. 9 (Волоколамская и Серпуховская десятины) М., 1896. с. 11 Источник: Село Бутурлино — владение серпуховского Высоцкого монастыря, уже с церковью святителя Николая Чудотворца — впервые упоминается в описи Окологородного стана Серпуховского уезда от 1552 г. В 1627 г. бутурлинский храм был «древяной клетцки»; церковные утварь и украшение — пожертвованы частично монастырём, а частью приходскими людьми. Во 2-ой четверти XVIII в. в селе строится существующая каменная Никольская церковь с правым тёплым приделом во имя Казанской иконы Божьей Матери, который был освящен в 1723 г. Через несколько лет в 1739 г. была освящена основная церковь. Храмоздателями были люди неизвестного звания, по имени Исаакий и Мавра. Напоминанием о них долгое время служили икона преподобного Исаакия Далматского и мученицы Мавры в местном ряду иконостаса (1820 г.), позднее — в трапезной основного храма (1925 г.), а также запись в синодике 1802 г. В 1884-1887 гг. старанием церковного старосты, потомственного почётного гражданина Петра Ивановича Рябова, обветшавшие придел, трапезная и колокольня были снесены и выстроены заново; кроме того — пристроен северный придел во имя священномученика Петра Александрийского. Провёл реконструкцию храма архитектор Митрофан Александрович Арсеньев. В 1876 г. в основном храме был возобновлён иконостас «византийского стиля», «в пять поясов»; в 1885-1886 гг. аналогичные, трёхъярусные иконостасы устроены в новых приделах. Среди храмовых святынь особенно почитались иконы Божией Матери: «Живоносный Источник», Фёдоровская и Владимирская (последняя была пожертвована в 1857 г. московской мещанкою Емельяновой). В 1911 г. при храме, на средства церковного старосты Семёна Петровича Рябова, построена каменная сторожка(8). Центральная часть храма, постройки XVIII в., представляет собою простой четверик, перекрытый сомкнутым сводом. Западный фасад 1880-х гг. более живописен по силуэту, образуемому тремя шатрами колокольни и симметричных ей приделов.

http://sobory.ru/article/?object=11068

Разделы портала «Азбука веры» 22 Сен 2023 Фото: Андрей Петров, mitropolia.spb.ru В Исаакиевском соборе 20 сентября были представлены научные издания Василия Яковлева, посвященные преподобному Исаакию Далматскому, первой Исаакиевской церкви и второму Исаакиевскому собору. Директор ГМП “Исаакиевский собор” Юрий Мудров отметил, что жизнь Исаакия Далматского содержит много тайн и не исследована в полной мере, отсутствовал русский перевод жития преподобного. Новые издания получили высокую оценку специалистов и послужат важными документами по истории собора. Ключарь собора протоиерей Роман Ковальский поблагодарил автора за труд, особенно книгу о преподобном Исаакии Далматском: сведения о его жизни скудные. Теперь они найдены и систематизированы. Василий Яковлев рассказал о каждом издании: “Преподобный Исаакий исповедник, игумен обители Далматской: в источниках, агиографии и истории России”, “Первая Исаакиевская церковь в Санкт-Петербурге” (опыт графической реконструкции) и “Второй Исаакиевский собор (1717–1762 годы)” (в графических документах XVIII beka). Книга о преподобном Исаакии Далматском, небесном покровителе императора Петра I, родившегося в день его памяти, 30 мая 1672 года, — это обзор источников по истории жизни и служения святого. Это агиографические сочинения из греческих рукописей XXII веков в собраниях Ватикана, Парижа, Оксфорда, Венеции и Иерусалима; свидетельства церковных историков V века Феодорита Кирского и Созомена, славяно-русские переводы жития XI-XVII веков. Освещаются эпизоды жизни византийского подвижника. Перевод выполнен специально для этого издания. Вторая книга посвящена реконструкции внешнего вида храма. С петровского времени не сохранилось его картографических изображений. Базируясь на источниках первой половины XVIII века, используя академические методы исследования и архитектурную визуализацию, автор сделал реконструкцию. Храм имел прямоугольную форму, с пятигранным алтарным прирубом, ориентированным на восток. На стендах были размещены слайды с графической реконструкцией архитектурного облика первоначальной Исаакиевской церкви при Санкт-Петербургском Адмиралтействе (по состоянию на 1716 год).

http://azbyka.ru/news/predstavleny-izdan...

Что же? Неужели церковь и вера православная есть одно только название без историческаго значения и без полной силы истины и жизненности, – или же это есть твердое и непоколебимое здание Небеснаго, Вечнаго, Премудраго и Всемогущаго Архитектора-Бога, как гора, великая и чудная, на которой и в которой живет и действует непрестанно ко спасению всех верных Сам Господь и Глава церкви – Иисус Христос? Имя ли одно – церковь православная, без действительнаго православия и без величайшей, неописанной силы, непобедимой никакими силами ада? разве ей не присуще непрестанное торжество над всеми кознями видимых и невидимых врагов и над человеческими ухищрениями и нелепыми баснями? Разве церковь православная одиноко стоит в мире, без славных и громких свидетелей ея истины и православия, ея чудной животворности и спасительности, даже до нашего времени? Разве не за нас непрестанно стоит Сам Всеистинный и Всемогущий, Всеспасающий Глава церкви – Христос, исполняющий ее славою и спасением и непобедимою силою Своею? Разве не с нами всегда пресвятая Владычица Богородица, источающая непрестанно чудеса милости православно верующим и усердно молящимся? Разве не за нас и не с нами все Апостолы и Пророки со своими боговдохновенными писаниями, чистаго смысла коих мы не нарушили ни на йоту? Разве не с нами и не за нас все Мученики, добре веру сохранившие и подвиг окончившие и увенчанные от Подвигоположника Христа венцами славы и нетления? Разве не за нас и не с нами вселенские великие учители и святители – Василий Великий , Григорий Богослов , Григорий чудотворец , Григорий Нисский и Златоустый Иоанн ? Разве не с нами и не за нас – адаманты православия – преподобные отцы: Антоний Великий , Афанасий Афонский , Павел Фивейский, Исаакий Далматский, златая струя православных писаний и медоточивых песней, Иоанн Дамаскин , и наши русские преподобные отцы: Антоний и Феодосий Печерские , Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Варлаам Хутынский и все другие чудные преподобные отцы наши? Знают ли лица, отрекающияся от православия, и те интеллигенты наши, которые считают безразличною всякую веру, даже магометанскую и буддийскую, – знают ли они, каковы были столпы православия все наши благоверные святые князья: Равноапостольный Владимир, избравший из всех христианских вер – православную, особенно же св

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Теперь скажем еще об одном еретическом мнении: если, мол, и подобает судить или осуждать еретиков или отступников, то подобает это царям, князьям, святителям и судьям мирским, а не инокам, которые отреклись от мира и от всего, что в мире, и которым подобает лишь внимать себе и никого не осуждать – ни еретика, ни отступника. На это мы ответим следующее. Если инокам не подобает осуждать ни еретика, ни отступника, то как же Антоний Великий (17 января.) осуждал их? Ведь он говорил, что слова еретиков страшнее яда змеиного, и наказывал ученикам своим не иметь никакого общения с мелетианами или с арианами и прочими еретиками. И святой Пафнутий исповедник, бывший на Первом Соборе, вместе со святыми отцами осудил Ария в заточение. А преподобный Пахомий 106 всегда осуждал еретиков и говорил, что вступающий в общение с еретиками и читающий писания Оригена , Мелетия, Ария и прочих еретиков сходит на дно ада. Также и Макарий Великий (19 января.) вышел из пустыни ради того, чтобы осудить еретика и прекратить его ересь, что и сделал. И преподобный Ефрем Сирин (28 января.), услышав, что умножаются еретические мудрования Аполлинариевы, оставил пустыню и пришел в Константинополь, и не только осудил Аполлинария, но и предал его злой смерти своим благорассудным искусством. Дивный же Исаакий Далматский (30 мая.) поселился в пустыне с самых младенческих лет, но когда услышал, что Валент распространяет Ариеву ересь, пришел в Византию, и не только осудил Валента, но и предал огню. И Василий Великий (1 января.) жил в Понте, пребывая в безмолвии, вместе со святым Григорием Богословом ; когда же они услышали о множестве еретиков, пришедших в Кесарию, то оставили свои жилища и отправились в Кесарию, и оставались там, пока не прогнали всех еретиков. Также и великий Евфимий (20 января.), хотя сам и не был на Третьем Соборе, но послал на Собор своих учеников и повелевал осуждать и проклинать еретиков. Святой же Авксентий (14 февраля.), который по причине глубокой старости и великих трудов не мог пойти на Собор святых отцов, когда те собрались для осуждения ереси Нестория, повелел привести пару волов и отвезти его на Собор, чтобы осудить и проклясть еретиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

– сознают ли, они все то, что они оставляют и то, что принимают и до какой крайности, и до какого лишения они доходят? Что же? Неужели Церковь и вера православная есть одно только название без исторического значения и без полной силы истины и жизненности, – или же это есть твердое и непоколебимое здание Небесного, Вечного, Премудрого и Всемогущего Архитектора-Бога, как гора великая и чудная, на которой и в которой живет и действует непрестанно ко спасению всех верных Сам Господь и Глава Церкви – Иисус Христос? Имя ли одно – Церковь Православная, без действительного «православия», и без величайшей, неописанной силы, непобедимой никакими силами ада; разве Ей не присуще непрестанное торжество над всеми кознями видимых и невидимых врагов и над человеческими ухищрениями и нелепыми баснями? Разве Церковь Православная одиноко стоит в мире, без славных и громких свидетелей Ея истины и православия, Ея чудной животворности и спасительности даже до нашего времени? Разве не за нас непрестанно стоит Сам Всеистинный и Всемогущий, Всеспасающий Глава Церкви – Христос, исполняющий Ее славою и спасением и непобедимою силою Своею? Разве не с нами всегда Пресвятая Владычица Богородица, источающая непрестанно чудеса милости православно-верующим и усердно молящимся? Разве не за нас и не с нами все Апостолы и Пророки со своими Боговдохновенными писаниями, чистого смысла коих мы не нарушили ни на йоту? Разве не с нами и не за нас все мученики, добре веру сохранившие и увенчанные от Подвигоположника – Христа венцами славы и нетления! Разве не за нас и не с нами вселенские великие учители и святители – Василий Великий , Григорий Богослов , Григорий Чудотворец , Григорий Нисский и Златоустый Иоанн ! Разве не с нами и не за нас – адаманты Православия – преподобные отцы: Антоний Великий , Афанасий Афонский , Павел Фивейский, Исаакий Далматский, златая струя православных писаний и медоточных песней Иоанн Дамаскин , и наши русские преподобные отцы Антоний и Феодосий Печерские , Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Варлаам Хутынский и все другие чудные преподобные отцы наши? Знают ли лица, отрекающияся от Православия и те лжемудрецы наши, которые считают безразличною всякую веру, даже магометанскую и буддийскую, – знают ли они, каковы были столпы Православия, все нации благоверные святые князья: Равноапостольный Владимир, избравший из всех христианских вер – православную, особенно же св

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010