" Непрестанно молиться " января 2024 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Софийском соборе В канун Недели 34-й по Пятидесятнице, 27 января,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в  Вознесенском (Софийском) соборе Царского Села . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель  протоиерей Геннадий Зверев, благочинный  Пушкинского округа протоиерей Никита Зверев, иерей Павел Ермошкин, клир собора и другие священнослужители. " Мы завершили Рождественские и Богоявленские праздники, теперь нужно приступать к особым трудам во спасение души, - сказал владыка в проповеди. - Церковь нам приводит в пример угодников Божиих. Каждый день в православном календаре посвящен почитанию какого-либо святого. Сегодня мы празднуем память двух совершенно разных преподобных. Павел Фивейский ради спасения души жил в пустыне десятки лет. А Иоанн Кущник всего девять. В конце третьего века Павел ушел в пустыню и там подвизался долго в пещере, никто о нем не знал. Питался финиками и хлебом, который ему приносил ворон, дружил со львами и никогда из пещеры не выходил. Прожил 113 лет - видите, как люди жили, спасаясь Святым Духом - без аптек и врачей. В то же время жил в Фиваидской пустыне и преподобный Антоний Великий. Однажды ему пришла мысль, что он больше всех подвизается. Тогда Господь сказал ему идти вглубь пустыни и в пещере найти человека. Он так и поступил, нашел человека, одетого в пальмовые листья. Его одежда давно истлела. Они приветствовали друг друга по имени. Павел открыл Антонию приближение своей кончины и завещал похоронить себя. Он прожил 91 год в пустыне в одиночестве, ни с кем не общаясь, кроме Бога. Антоний вернулся в обитель, взял мантию, чтобы в ней похоронить Павла. Два льва, согласно житию, вырыли ему могилу. Так закончилась жизнь святого, который подвизался в непрестанной молитве " . " Преподобный Иоанн родился в богатой семье в Константинополе, - продолжил архипастырь.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

( < < back) Павел Фивейский скончался в 341 году. Тело его, по воле Византийского императора Мануила Комнена (1146–1180 гг.), перенесено было в Константинополь и положено в монастыре Богородицы Перивлепты; затем в 1240 году перенесено было в Венецию и, наконец, в Венгрию в Офен; часть главы его — в Риме. ( < < back) Житие преподобного Иоанна Кущника преподобный Иоанн назван потому, что конец своей подвижнической жизни он жил в «куще», т. е. палатке, в крайнем убожестве и нищете, около дома своих богатых и знатных родителей, не узнанный ими, — и в этой же палатке был похоронен, причем родители его на месте «кущи» создали впоследствии храм во имя его. ( < < back) Великий — Византийский император; царствовал с 457–476 год. ( < < back) «неусыпающих», о котором здесь говорится, находился в Вифинии (северо-западная область Малой Азии) и был устроен по образцу существовавшего в Константинополе такого же монастыря, перенесенного туда из Месопотамии и основанного преп. Александром в конце IV века. Чиноположения и иноческое житие насельников этого монастыря отличались особою строгостью. Свое наименование монастырь получил оттого, что братия его, разделяясь на 24 чреды по числу 24 часов дня и ночи, непрерывно на два лика славословили Господа, воспевая протяжно псалмы Давидовы, так что богослужение в этом монастыре совершалось непрерывно и никогда не прекращалось. Такой же монастырь был основан и в Вифинии, близ города Сосфениула, учениками преп. Александра, Иоанном и Маркеллом. ( < < back) разумеется преп. Маркелл, основатель Вифинской обители «неусыпающих». Память его совершается 29-го декабря. ( < < back) заимствовано из (Пс.21:16). ( < < back) заимствовано из (Мф.11:7). ( < < back) заимствовано из (Пс.15:3) (в славянском переводе). ( < < back) равняется 87 1/2 саженям. ( < < back) св. Иоанну Богослову. ( < < back) Иоанн Кущник скончался в начале второй половины V века. При папе Формозе (896 г.) в Риме построена была в честь преподобного церковь, где находилась часть мощей его. Паломник Антоний в 1200 году видел мощи его у врат двора его в Константинополе. Крестоносцами (1204–1261 г.) глава его из Константинополя перенесена в Безансон, а мощи его находятся в Риме в церкви его имени, но когда они перенесены сюда из Константинополя — не известно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   Глава 131. Добротолюбие, ч. 1.    Преподобный Макарий Великий. Беседа 7, гл. 4.    Преподобный Макарий Великий. Слово 3, гл. 2.    Главы о молитве, гл. 8. Добротолюбие, ч. 2.    Лествица. Слово 4, гл. 93 и Слово 27, гл. 6, 46, 60, 61, 62.    Святейшего Каллиста “0 молитве вкратце”. Добротолюбие, ч. 4.    Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 15. Добротолюбие, ч. 2.    Таковы были: Алексий Человек Божий (марта 17), святой Иоанн Кущник (января 15), преподобный Виталий монах и другие. — Лествица. Слово 4, гл. 36.    Слово о трех образах внимания и молитвы, в статье о третьем образе, в конце статьи. — Лествица. Слово 27, гл. 33.    Это явствует из писаний преподобного Кассиана Римлянина, преподобного Орсисия, преподобного Исаии Отшельника и других святых иноков, получивших иноческое образование в Египетских монастырях.    Заимствовано из поведаний преподобного Кассиана Римлянина. 15.    Лествица, заглавие 25-го Слова.    Добротолюбие, ч. 1.    Духовная теплота — достояние весьма преуспевших иноков, подвизающихся в безмолвии, для которых написана и вся книга святого Григория Синаита, а отнюдь не достояние новоначальных. Новоначальные должны довольствоваться тем, если будут молиться со вниманием и умилением. О теплоте смотри в “Слове о Иисусовой Молитве”. Аскетические Опыты, том 2.    Преподобный Нил Сорский, предисловие к преданию. 27. О молитве Иисусовой. Отдел II. О прелести... Отдел II. О прелести     Ученик: Дай точное и подробное понятие о прелести. Что такое — прелесть? Старец. Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы — в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть — признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос (Ин.8:32, 14:6). Усвоимся этой Истине верою в Нее, возопием молитвою к этой Истине — и Она извлечет нас из пропасти самообольщения и обольщения демонами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3187...

В парусах находятся медальоны с образами святых праведных Иоакима и Анны, архидиак. Стефана и вмч. Пантелеимона. В люнете над входом в наос имелся полуфигурный образ Христа (не сохр.). Напротив на зап. стене - 4 ветхозаветных пророка, 2 в рост (Даниил и Исаия) и 2 в медальонах (Иезекииль и Иеремия). На 2 подкупольных арках - медальоны с изображениями преподобных, по 7 на северной и южной и 4 на западной. На сев. арке - святые прмч. Стефан Новый, Ефрем, Арсений, Никита, прп. Антоний Великий, Максим, Иоанн Кущник, на южной - исп. Феодор Студит, прп. Феодор, прп. Евфимий Великий, вмч. Мина, прп. Пахомий, прп. Савва Освященный, прп. Иоанн Лествичник, на западной - святые столпники Симеон Старший и Симеон Младший, Алипий, Даниил. В боковых компартиментах на сводах и стенах помещены изображения святых и 8 евангельских сцен: в северном - «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Приготовление к омовению ног» и «Омовение ног», в южном - «Моление о чаше», «Поцелуй Иуды», «Вознесение» и «Сошествие Св. Духа на апостолов». Иконографическая программа мозаик рассматривается совр. исследователями как один из образцов классической системы росписи визант. храма, сложившейся в главных чертах в постиконоборческое время (сер. IX-XI в.). Она отличается логикой, отражает главные богословские идеи эпохи, непосредственно соотнесена с литургической практикой. Среди ее важных элементов: 1) образ Богоматери Оранты в конхе центральной апсиды, в котором прежде всего подчеркивается идея молитвы, заступничества и спасения в отличие, напр., от идеи боговоплощения, заложенной в образе Богоматери с Младенцем на троне; 2) образы Пантократора в куполе, апостолов в подкупольной зоне и евангелистов в парусах. Необычная деталь - в барабане купола фигуры ангелов написаны в рост. Особая тема - преобладание в мозаике изображений Небесных Сил бесплотных - присутствует не только в Н.-М., но также в монументальной декорации собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.) и росписях Гёреме в Каппадокии (XI в.); 3) предельно сокращенный праздничный цикл в наосе.

http://pravenc.ru/text/2564792.html

Итак, и начало критическое, и художественное заимствованы составителем нового Подлинника из одних и тех же источников, и с одной и той же целью – указать русским мастерам единственно верное, истинное изображение божественных предметов, по существу и подобию, а не самомышленно и своими догадками, как выражается Стоглав. Прежде нежели подробно рассмотрим оба эти начала в отдельности, почитаю необходимым заметит, что этот Подлинник, как и большая часть древнейших, расположен в порядке месяцослова, начиная с сентября месяца. При этой системе составителю очень легко было пользоваться Прологами, подробными месяцословами и Четьими-Минеями, расположенными, как известно, в том же порядке. II. Для того, чтоб познакомить читателя с критическими приемами, посредством которых были неправлены наши Подлинники в их новейшей редакции, я приведу, в последовательном порядке месяцослова, несколько примеров, постоянно сличая Подлинник, исправленный с древнейшими и неисправленными, для образца которых беру два древнейших Подлинника графа Строганова, один Толковый, краткий, начала XVII в., в 12 долю листа, и другой Лицевой, XVII в.; один – краткой редакции, принадлежащий мне, в 8-ку, XVII в., и наконец позднейшую сборную редакцию по рукописи графа Строганова (с миниатюрами). Сентября 7 дня. По древнему Толковому Подлиннику графа Строганова: «Мученик Созонт: средний, брада Козмина». В Сборном Подлиннике: «Мученик Созонт, средний, брада Козмина, а инде пишут: рус как Никита, а в киевских печатных листах пишется: млад, как Димитрий». Чем же тут руководствоваться живописцу? В Подлиннике г. Долотова всякое иротиворечие устранено: «Св. мученик Созонт был в лето 5796; был пастырь овцам, подобием, млад лицем, как Димитрий» и проч. «В иных Подлинниках пишется: подобием, как Козьма, средовек; но сие мнится не справедливо, понеже и в Минеях-Четьих повествуется, что сей мученик Созонт млад юноша, пастырь овцам». Ноября 29 дня. В моем подлиннике: «Преподобный Акакий: образом и волосами впроседь, и бородою, как Варлаам Хутынский, риза преподобническая, испод ряска: пиши празелень с белилами; в руке свиток, а со благословенною рукою не пиши». В Подлинниках графа Строганова: в древнем, Толковом: «Просед, брада аки Варлаама Хутынскаго». В Лицевом: «...Иже в лествици: впроседь, ряска празелень, дымчата». В Сборном: «Преподобный Акакий просед, борода Варлаама Хутынского, ряска празелень, риза преподобническая» 408 . В Подлиннике г. Долотова: «Преподобного отца нашего Акакия Синайского, в лествице свидетельствованнаго: подобием млад, как Иоанн Кущник, в руке лестовка (то есть, четки), ризы преподобническия, без схимы. В иных Подлинниках пишется: стар, борода долгая; но сие несправедливо, понеже и в житии сказано, что преподобный Акакий юн сын».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Часто рядом с П. Ф. в росписях появляется прп. Иоанн Кущник, чья память празднуется в тот же день, 15 янв.: в кафоликоне мон-ря Хиландар (1321/1322, роспись поновлена в 1803/04 монахами Вениамином и Захарией из Галатисты) - на сев. стене в зап. углу; в кафоликоне Вел. Лавры (1534/1535, мон. Феофан Критский) - в проходной арке, соединяющей юго-зап. компартимент с юж. нефом; в трапезной Вел. Лавры (2-я четв. XVI в., мон. Феофан Критский) - на юж. стене; в минейном цикле в трапезной Вел. Лавры (2-я четв. XVI в., мон. Феофан Критский) - в сев.-вост. камере; в кафоликоне монастыря Ставроникита (1545/1546, мон. Феофан Критский с сыном Симеоном) - на вост. стене лити; в трапезной Дохиара (1700, иером. Дамаскин из Янины). В рус. монументальной живописи кон. XIV - нач. XVI в. укоренилась традиция помещать чин преподобных на вост. стене в росписи алтарной преграды, где П. Ф. иногда оказывается рядом с прп. Антонием Великим, как в соборе Рождества Пресв. Богородицы в Саввином Сторожевском мон-ре под Звенигородом (1-я четв. XV в., Звенигородский ист.-архит. и худож. музей): П. Ф. представлен с опущенным на плечи куколем, как седой старец с пышными прядями и густой широкой бородой. Похожий облик он имеет на минейных рус. иконах (минея на январь, Рус. Север, из собраний Н. И. Репникова и Ф. А. Каликина, сер. XV в. (по мнению И. А. Шалиной), ГРМ). В плетеной одежде П. Ф. изображен среди преподобных на алтарной преграде Успенского собора Московского Кремля (1481, мастер Дионисий). В неск. памятниках сохранился своего рода житийный цикл П. Ф. в виде ряда назидательных композиций. В росписи люнетов нартекса ц. Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи (кон. XII в.) воспроизведены композиции с прп. Антонием Великим, стоящим у пещеры П. Ф., со встречей 2 подвижников, с их беседой и небесной трапезой и успением П. Ф. Как идеальный пример монашеской аскезы беседа П. Ф. с прп. Антонием Великим, делящим поровну принесенный вороном небесный хлеб, по замечанию С. Томекович, восходит к иконографии прор.

http://pravenc.ru/text/2578583.html

По примеру и учению Иисуса Христа, благочестивыми аскетами в христианстве были св. апостолы – Иаков, брат Господень 1723 , Павел ( 1Кор.9:5, 27 ; 2Кор.11:27 ) и другие. Древле именем аскетов или подвижников назывались все христиане, кои пребывали в строжайших подвигах благочестия и добродетели 1724 . Древние христианские подвижники вели жизнь деятельную, жили в городах вместе с прочими и, избирая для себя более строгий образ жизни, не оставляли обязанностей своего звания, духовное ли оно или светское 1725 . Св. Златоуст говорит: «Те, которые в начале обращены были апостолами, жили в городах, а являли благочиние, свойственное пустынножителям» 1726 . Следуя внушениям Евангелия и правилам Церкви, аскеты избирали и продолжали подвиги свои свободно, без всяких обетов, подобно Илии, Иоанну Предтече и другим пророкам 1727 . Жизнь аскетов у древних писателей иногда называется жизнью любомудренною 1728 . К особенным подвигам аскетов принадлежали: произвольная нищета, воздержание от супружества, продолжительные посты, непрестанная молитва и прочие дела христианской любви к Богу и ближним. Итак, аскеты в первенствующей Церкви по своим подвигам были почти то же, что впоследствии монахи, которые действительно и заменили древних аскетов. Имени аскет не встречается в Святцах, но его можно усматривать в подвигах тех святых, кои жили и подвизались в мире и называются преподобными, напр. служившие и помогавшие ближним имуществом своим: Зотик Сиропитатель, Сампсон Странноприимец; смирявшие себя добровольной нищетою: Алексий, человек Божий, Иоанн Кущник, юродивые, и проч. День св. преп. Зотика Сиропитателя 30 декабря (12 января) Сиротопитание есть священнейшая добродетель. Господь говорит чрез Моисея: всякия вдовы и сироты не озлобите: аще же злобою озлобите я, и возстенавше возопиют ко Мне, слухом услышу глас их ( Исх.22:22 ). Буди сирым яко отец, и будеши яко сын Вышняго ( Сир.4:10–11 ). Вера бо чиста и непорочна пред Богом и Отцем сия есть, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их и нескверна себе блюсти от мира ( Иак.1:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Описав кратко черты жизни важнейших, празднуемых церковью, святых, мы, в заключение, укажем смысл тех названий, которые издревле усвоены церковью тому или другому святому. Некоторым святым усвоено название по месту их жизни и подвигов. Таковы суть Синаиты, прославившиеся при горе Синайской, Сикеоты, · жившие в монастыре Сикейском, в Галатии, Дивногорцы, по имени Антиохийской горы, прославленной чудесами Симеона Столпника, Афонские, подвивавшиеся на Афоне, Малеины, от обители Малей, близ Афона, Печерские–от Киевопечерской лавры; Студиты, по монастырю Студийскому, в Константинополе; Ветхопещерники, от обители Ветхой, близ Иерусалима, Неусыпающие от обители Неусыпающих, при реке Евфрате, Савваиты, от обители св. Саввы Освященнаго, в Палестине. Другие назывались от рода их жизни и подвигов. Таковы были: многострадальные, исповедники (мученные за веру, по скончавшиеся мирно), постники, затворники (проводившие жизнь в затворенной пещере), молчальники, милостивые, странноприимцы, сиротокормители, юродивые (положившие на себя подвиг юродства, мнимого безумия), блаженные (тоже, что юродивые), бессребреники (исцелявшие больных безмездно). Были еще особенные названия, усвоенные некоторым святым по частному случаю их жизни, или по частной черте их характера. Так Никон Печерский назывался сухим потому, что, находясь в плену у Половцев, он совершенно иссушил свое тело подвигами; Алексей,человек Божий , назван так по особенному откровению Божию еще при его жизни, Иоанн кущник спасался в куще, или палатке, праведные Иоаким и Анна названы Богоотцами потому, что были родителями Матери Божией; некоторые названы новоявленными по причине недавнего их прославления, прозорливыми , по дару прозорливости; самобратьями потому что были между собою братья; мироточивыми , потому что из мощей их источается миро; начертанными , потому что на лицах имели черты или шрамы от ударов, нанесенных во время мучений; Анастасия названа узорешительницею потому, что посвятила себя на вспоможение христианам, томившимся в узах; Параскева названа пятницею потому, что родилась в Пятницу, а пятница, как день приготовительный к торжеству субботы, называется по гречески Παρασκευ Преподобный Павел назван препростым за свое крайнее простодушие; Николай юродивый , бывший из рода князей Черниговских, назван святошею или по своей святости, или как бы сокращенным именем Святослав. Роман назван сладкопевцем за искусство в составлении и в пении церковных песней. b) Праздники церковно-гражданские

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

в) Кроме сего любовь к Богу состоит в любовном расположении сердца к Богу. Это состояние неудобь выразимо. Его можно, по благости Божией, живо чувствовать, но не изъяснять. В этом состоянии находившийся пророк Давид взывал к Богу: Господи! «вся кости мои рекут: кто подобен Тебе?» Сердцу апостола Павла так была сладостна любовь к Богу, что он не находил ничего в мире, могущего отвлечь его от Бога; «кто ны», говорил он, «разлучит от любве Божия?» этого не в состоянии сделать, «ни смерть, ни живот». Все, что есть приятнейшее в ощущениях, все то чувствует душа, любящая Бога в высшей степени. В такой душе и светло, и легко, и спокойно, и радостно. Тут бездна благодатной сладости и небесных восторгов. Что чувствуют добрыя дети в отношении к родителям, то чувствует душа, любящая Бога, в отношении к Богу, только в высшей степени, не плотски, но духовно, не по действию страстей, но по действию Духа Святаго, живущего и действующего в душе, любящей Господа Бога. Тут свое всегдашнее помышление о Боге, свое постоянное желание быть в присутствии Божием, свои воздыхания при ощущении удаления от Бога, свои слезы радости, свои неизъяснимые восхищения при ощущении близости Божией и душевного общения с Богом. О сладчайший Боже, говорит в тайне души своей человек, любящий Бога: услаждаемый Тобою, я не знаю как Тебя назвать. Ты и Создатель мой, и Царь, и Отец. Я оживаю, я обновляюсь, я делаюсь духовным, я становлюсь светоносным, я переношусь от земли на небо, я истаеваю в слезах радости, когда Ты, Господи, даешь мне чувствовать Твое милостивое присутствие во мне. Но нет сомнения, что в них бывают, хотя по временам, сильныя, необыкновенные движения благодатной Божественной любви. Послушаем, что говорит один из тех, которые по собственному опыту знают, как действует в душах сильная любовь к Богу: «Егда, говорит святый Макарий египетский , благодать чистейший испускает в душе свет, тогда, аки от обильнейшего испития вина любви Божия возвеселившись, человек составляет праздник. Бывает и сие, егда свет сей сияющий в сердце, другому внутреннейшему и глубже блистающему свету отверзает дверь и человек весь сладостию оною и умозрительством напоенный, не к тому в себе самом бывает, но аки юрод и непотребен миру вменяется новых ради прелестей любви и сладости». Эта степень любви Божественной так высока, что мы грешные недостойны и говорить и слышать о ней. Это редкость великая на земле, но она возможна, доступна людям, при помощи Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Иоанн Кущник, прп. Описания иконы Иоанн Кущник, прп. - житие Преподобный Иоанн Кущник (память 15 января по старому стилю) Был сыном богатых и знатных родителей, живших в Константинополе в V веке. С юности возлюбив Христа больше всего земного, упросил родителей подарить ему Евангелие, чтобы, читая, делом исполнять написанное. Встретив инока из обители «Неусыпающих» и желая жития иноческого, тайно ушел из дома, взяв с собой Евангелие, подарок родителей. Приняв постриг, преподобный Иоанн прожил в обители шесть лет и превзошел многих иноческими подвигами. Желая увидеть родителей, под видом нищего вернулся в Константинополь и поселился у ворот родительского дома в куще (то есть в палатке, откуда и наименование святого — Кущник), не открывая себя. Родители посылали ему пищу со своего стола, как милостыню Христа ради. Три года, притесняемый и оскорбляемый, прожил он в этой куще, терпя голод, холод и зной, непрестанно беседуя с Господом и святыми Ангелами. Всегда с ним было Евангелие, подаренное родителями, откуда черпал он глаголы вечной жизни. [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Афон. XV.] Прп. Иоанн. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 6661.jpg:   Размер: 418x1200, 0.5 MPix, 112 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (123) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 6663.jpg:   Размер: 282x1200, 0.34 MPix, 66 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (126) , (2) .

http://pravicon.com/icon-1952

   001    002    003    004   005     006    007    008    009