Пост – это сильное орудие, когда он предоставлен самому себе; когда из орудия он уже претворяется как бы в цель жизни, в цель тщеславия – делается для подвижника орудием самоубийства ( 111, 103 ). ...От безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объедению, часто впадает в страсть превозношения и гордости ( 108, 137 ). Сколь вредно невоздержание, столь вреден (или еще более) неумеренный пост. Слабость тела, происходящая от недоедания, не позволяет совершать молитвы в должном количестве и с должной силой. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 108, 145 ). Господь сказал: «Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим» ( Мф. 6, 17–18 ). Но что делать, если и против воли люди видят тех, кто постится, по какой-нибудь угодной Богу причине, как нередко поступали и святые? Заповедь эта касается тех, которые постятся напоказ из человекоугодия. О том же, что заповедь Господня, исполненная во славу Божию, естественно, не может укрыться от любящих Бога, Господь Сам сказал: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» ( Мф. 5, 14–15 ). Святитель Василий Великий ( 115, 635 ). Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. И оказывается, что он не только не положил камень, а снял два и может разрушить всю стену осуждением ближнего. А кто разумно постится, тот не думает, что он совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника. Он надеется воздержанием приобрести целомудрие, а посредством этого прийти в смирение, как говорят Отцы: «К смирению ведут телесные труды, совершаемые разумно». Преподобный авва Дорофей ( 58, 162 ). Однажды татары взяли в плен двух родных братьев-бояр. Один из них постился в понедельник, не вкушая в этот день скоромной пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Но слеп милостивый, если не справедлив, то есть он должен давать другому из добытого собственными трудами, а не из добытого ложью, неправдой, ухищрением ( 55, 278 ). Тот милостив, кто в мысли своей не отличает одного от другого, но милует всех. Преподобный Исаак Сирин ( 55, 306 ). Святое слово Божие хвалит и ублажает милостивых и щедрых К убогим: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф. 5, 7 ). «Блажен, кто помышляет о бедном» ( Пс. 40, 1 ). Дела милости перед всем миром превозносятся праведным Судией Христом и в прочих местах святого Писания ( Мф. 25, 33–41 ). Христианин! если хочешь быть участником этого блаженства, будь милостив и щедр к убогим. Много имеешь – много и давай; мало имеешь – мало и давай, но давай от усердия. Милостыня судится не по количеству, но по усердию дающего: «доброхотно дающего любит Бог» ( 2Кор. 9, 7 ). Даешь ныне в руки нищих и убогих, но от рук Христовых примешь сторицей. Давай, не бойся: не погибнет данное, ибо верен Обещавший. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1027 ). Милостивый, если он истинно милостив, должен прежде помиловать самого себя и приобрести чистоту тела, без которой никто не узрит Бога ( 110, 165 ). Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать обильные плоды от своего покаяния, услышьте слово Божие, услышьте завет Божий – и отпустите, простите ближним согрешения их перед вами ( 111, 44–45 ). Милость, исходящая из поврежденного человеческого естества, противна правде; милость, изливающаяся из заповедей Евангелия... находится в неразрывном союзе с правдой Божией, служит выражением ее. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 109 ). «Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка, и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» ( Мф. 10, 41 ). Этим разрешаются все недоразумения при подаянии милостыни. Доброжелательство в отношении к бедным почти всегда если не пресекается, то значительно сокращается вопросами: кто просит и куда пойдет поданное? Господь говорит таковым: в каком смысле примешь ты просящего И поможешь ему, в том и награда тебе будет. Не на просящего смотри, а на свои при этом помышления. Каковы будут эти последние, такова будет и цена твоего дела. Какие же мысли иметь о бедном – это определяется словами о том, что милующий нищего взаймы дает Богу, и что сотворили вы одному из них, то сотворили Господу. Итак, принимай всякого нуждающегося, как Господа, и делай для Него, что можешь сделать, с той мыслью, что делаешь для Бога, и получишь воздаяние не только пророка и праведника, но Господа. Святитель Феофан Затворник ( 107, 213 ) «Как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Всякий православный христианин, если захочет перейти от нерадивой жизни к жизни внимательной, если захочет заняться своим спасением, должен, во-первых, обратить внимание на отношения свои к ближним ( 109, 340 ). Чтобы возлюбить ближнего, как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя ( 111, 259 ). Любовь к Богу заключается в любви к ближнему, и тот, кто возделал в себе любовь к ближнему, вместе с нею стяжает в сердце своем неоценимое духовное сокровище – любовь к Богу ( 111, 330 ). Сердце ваше да принадлежит единому Господу, а в Господе и ближнему ( 111, 518 ). Любовь, отдающая должное людям по мере их благочестия, вместе с этим равна ко всем, потому что она во Христе и любит во всех Христа ( 111, 522 ). Хотя заповедь о любви к Богу настолько возвышенней заповеди о любви к образу Божию – человеку, насколько Бог возвышеннее Своего образа, однако заповедь о любви к ближнему служит основанием заповеди о любви к Богу ( 112, 87–89 ). Обрати все внимание на стяжание любви к ближнему твоему, как на основание твоего жительства и монашеского подвига ( 112, 88 ). Причина... любви (к ближним) одна – Христос, почитаемый и любимый в каждом ближнем ( 112, 90 ). Любви к ближнему предшествует и сопутствует смирение перед ним ( 112, 91–92 ). Достигший любви к врагам достиг совершенства в любви к ближнему, и ему сами собой отворились врата любви к Богу ( 112, 145 ). Если хочешь быть верным, ревностным сыном Православной Церкви, то достигай этого исполнением Евангельских заповедей относительно ближнего ( 112, 277 ). Не ищите и не ожидайте любви от людей; всеми силами ищите и требуйте от себя любви и сострадания к людям. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 303 ). Любовь к ближнему не должна быть больше любви к Богу Прекрасна и похвальна любовь к ближним, если только заботы ее не отвлекают нас от любви Божией. Преподобный Исаак Сирин ( 55, 402 ). «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» ( Лк. 14, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Вместе с тем, к помощи врачей обращаться позволительно, а иной раз и необходимо, помня, однако, что через врачей и лекарства действует Промысл Божий. Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, – говорит Премудрый Сирах ( Сир.38, 1 ). И далее: Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими ( Сир.38, 4 ). Как человеку здоровому сказано: «Трудись и молись», так можно сказать больному: «Лечись и молись». Научившись терпеливому несению болезней, следует приступить к следующей духовной ступеньке: в болезни возносить Богу благодарение, благодарить и за саму болезнь с верой, что Бог попускает ее нам во благо. Многие святые угодники Божии провели в тяжелых болезнях большую часть своей жизни или даже всю жизнь – преподобные Пимен Многоболезненный Печерский, Амвросий Оптинский , святитель Игнатий (Брянчанинов) , праведная Матрона Московская и другие подвижники. Употребление вина Устав Церкви (Типикон) издревле допускает употребление вина на литии и за праздничной трапезой. Из Евангелия мы знаем, что Сам Господь благословил вино на свадебном пиру в Кане Галилейской. Однако при этом следует иметь в виду, что вино в древности весьма отличалось от того, которое продают нынешнему покупателю в магазине. Вино Древнего Востока, о котором идет речь в Евангелии, Типиконе и Патериках, представляло собой перебродивший естественным образом виноградный сок крепостью 8–10%, к тому же изрядно разбавленный водой. Ни сахар, ни спирт в вино не добавляли. Небольшое количество такого напитка, поданного к трапезе в жарких странах Средиземноморья, не столько пьянит, сколько бодрит и предупреждает болезни. Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов, – рекомендует апостол Павел своему ученику Тимофею ( 1Тим. 5, 23 ). Однако здесь речь пойдет не о пользе от умеренного употребления вина, но о состоянии опьянения, неразрывно связанном с винопитием, и его последствиях. Остановиться на данной проблеме нас вынуждает необходимость, потому что люди, злоупотребляющие винопитием, проявляют в этом вопросе удивительное непонимание, между тем как жизнь требует полной ясности.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты: «Вино лишает человека способности сохранить ум в трезвении. Связанный действием вина, он увлекается в пропасть греховную! В одно мгновение погибают плоды долговременного подвига, потому что Дух Святый отступает от оскверненного грехом. Вот почему сказал преподобный Исаия, египетский отшельник, что любящие вино никогда не сподобятся духовных дарований. Эти дарования, чтоб пребыть в человеке, требуют постоянной чистоты, возможной только при постоянной трезвенности». Протоиерей Игорь Бачинин, кандидат педагогических наук, магистр богословия, член Церковно-Общественного совета по защите от алкогольной угрозы, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение»: «Для меня, как для священника, я нашел подтверждение в Книге Левит, в 10-й главе, о том, что Бог говорит Аарону, а Аарон – это есть основатель ветхозаветного священства, что когда ты входишь в скинию собрания, когда ты входишь в храм, то ты не должен употреблять вина во веки веков. Для чего? Для того чтобы отличать священное от не священного. И мое глубокое убеждение в том, что священник вообще всегда должен быть трезвым. Почему? Потому что меня, как священника, могут в любой момент времени вызвать к умирающему человеку для того, чтобы его напутствовать в мир иной. И если я нахожусь в нетрезвом состоянии, для меня является смертельным грехом в нетрезвом состоянии заходить в алтарь. Тем более, брать святые дары и идти причащать человека». Протоиерей Илья Шугаев, кандидат богословия, настоятель храма Михаила Архангела, г. Талдом Московской области: «Человек, находящийся даже в небольшой стадии опьянения, теряет чувство Бога. Он не может отличать священное от не священного, чистое от нечистого. Даже малое употребление алкоголя лишает человека возможности общаться с Богом. А в Священном Писании четко говорится, что потерять чувство присутствия Бога – это очень страшно». Протоиерей Игорь Бачинин, кандидат педагогических наук, магистр богословия, член Церковно-Общественного совета по защите от алкогольной угрозы, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение»: «Если кто-то, может быть, из священников или мирян, я не исключаю того, в настоящее время это не знает, и может сказать о том, что надо употреблять вино, ссылаясь на тот или иной текст Священного Писания, я думаю, что в этом случае человек, как правило, оправдывает свое личное отношение к этому веществу. И к церковной позиции оно не имеет никакого отношения».

http://pravoslavie.ru/101066.html

Прочее всё от неприязненного духа» (из «Творений св. Тихона Задонского »). 84 5. Библейский пример наказания за клятвопреступление Царь Навуходоносор пошел против Иерусалима и овладел им. Царя Седекию он оставил при этом на престоле, но взял с него клятву в том, что он будет верен ему. Несмотря на это, Седекия заключил союз с царем египетским против Навуходоносора и, таким образом, нарушил данную клятву. За это клятвопреступление Господь тогда же обличил Седекию устами пророка Иезекииля, сказавшего о нем: «Клятву Мою, которую презрел, и союз Мой, который он нарушил, Я обращу на его голову. И закину на него сеть Мою, и пойман будет в тенета Мои, и приведу его в Вавилон, и там буду судиться с ним за вероломство его против Меня». Эта Божественная угроза исполнилась вскоре: Навуходоносор снова взял Иерусалим, отвел Седекию в Вавилон, где ему выкололи глаза и посадили в темницу, в которой он и умер. Таково было наказание, постигшее Седекию за клятвопреступление. 6. Разсказы о наказании Божием за божбу 1 . Пришли раз к преподобному Авксентию два прокаженных (проказа – страшная болезнь, преимущественно в жарких странах: прокаженных отделяют от прочего общества; эта отвратительная болезнь заживо уничтожает человека постепенно). Они взмолились к Авксентию исцелить их. – За что вы наказаны, какой грех сотворили? – спрашивал преподобный несчастных. Но те лишь кланялись и просили об исцелении. – Знайте, – сказал Авксентий, – Господь наказал вас за то, что вы имеете обычай божиться и клясться. Прокаженные изумились прозорливости святого, действительно сознавая грех свой в этом отношении. Помазав прокаженных освященным елеем с головы до ног, служитель Бога Вышнего возгласил: Исцеляет вас Иисус Христос! И те мгновенно выздоровели («Чет.-Мин.» 14 февраля). 2 . 1865 г. июня 14 дня, один крестьянин, по имени Игнатий Григорьев, разгорячившись, побил деревенского пастуха. Пастух на крестьянина принес жалобу на сходке. Крестьянин, стыдясь своего поступка и желая скрыть его, поклялся пред мирскою сходкою такими словами: «Убей Бог меня громом, если я бил пастуха».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Неизвестный. Ты приводишь слова преподобного Серафима. Но это идеал, созданный монахами. В нем содержатся все черты «умного делания». Об этом я еще буду говорить с тобой. Разве Христос ставил такую задачу перед Своими учениками? Разве христианский идеал нравственности похож на эту мистику? Духовник. Нет, именно этот идеал и есть конечная цель нравственной жизни каждого христианина. Так учит и Слово Божие, и святая Церковь, и святые отцы. Неизвестный. Не можешь ли ты указать мне, где именно говорится в Слове Божием и у святых отцов о «стяжании Святого Духа» как конечной цели нравственной жизни христианина? Духовник. Изволь. В Евангелии от Иоанна читаем: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7: 38–39). «И Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14: 16–17). В посланиях апостольских читаем: «…любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5: 5). «Но вы не по плоти живите, а по духу, если только Дух Божий живет в вас… Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас… Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8: 9, 11, 14). Святые отцы с древнейших времен всесторонне раскрывают это учение, и святая Церковь хранит его как святую истину. Об этом я мог бы привести тебе множество свидетельств. Но по установленному у нас обыкновению не буду чрезмерно пользоваться цитатами для подтверждения своих слов. Я буду предполагать их тебе известными, а если они не известны тебе – ты потом можешь восполнить этот пробел в твоих познаниях. Но так как в данном случае ты и сам просил меня, я приведу тебе из многого того, что сейчас имею под руками. Святой Игнатий говорит, что совершенный христианин «имеет в себе Бога». Святой Ириней Лионский спрашивает: «Что сделает полная благодать Духа?» – и отвечает: «Она сделает нас подобными Ему».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Сравнивая сходство и различие православного и исламского вероучений важно подчеркнуть следующее. Первозданный человек был, согласно обоим вероучениям, одухотворён Богом: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою… И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» ( Быт. 2:7 ; Еккл. 12:7 ). Но душа человека в православии не носит частицу Бога, а является причастником Божественного естества. Святитель Игнатий Брянчанинов об этом учит так: «Язычники полагали, что человеческая душа составляет частицу Божества. Мысль ложная и очень опасная… Многие члены современного общества, узнав из Книги Бытия, что “Бог вдунул в лицо человека дыхание жизни”, опрометчиво заключают из этого о божественности души человеческой по самому ее сотворению, а, следовательно, по ее естеству… Православная восточная церковь признавала человека существом, созданным по душе и телу, но способным и по душе и по телу быть причастником Божественного естества, быть богом по благодати» 55 . Впрочем, душа в силу своей богообразности имеет Божественные свойства, но не Божественную природу, иначе бы она не грешила. Преподобный Исидор Пелусиот учит: «Признаем мы, что душа божественна и бессмертна, однако же не единосущна с Пребожественным и Царственным естеством и не часть сего Божественного, Творческого и присносущного естества… Ибо если бы она была частью оного неизреченного естества, то не грешила бы, не была бы судима» 56 . Следующим отличием является то, что мы не встречаем в Коране и в исламской догматике четких различий души и духа, тогда как в православном учении – начиная от Священного Писания и заканчивая творениями Святых Отцов Церкви – указывается, что они не тождественны: Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа , составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр. 4:12 ). Отцы Церкви в своих творениях различают душу от духа, называя дух высшей частью души.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

    Неизвестный.  Ты приводишь слова преподобного Серафима. Но это идеал, созданный монахами. В нём содержатся все черты " умного делания " . Об этом я ещё буду говорить с тобой. Разве Христос ставил такую задачу перед своими учениками? Разве христианский идеал нравственности похож на эту мистику?     Духовник.  Нет, именно этот идеал и есть  конечная цель нравственной жизни каждого христианина. Так учит и Слово Божие, и святая Церковь, и святые отцы.     Неизвестный.  Не можешь ли ты указать мне, где именно говорится в Слове Божием и у святых отцов о " стяжании Святого Духа " как конечной цели нравственной жизни христианина?     Духовник.  Изволь. В Евангелии от Иоанна читаем: " Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него " (Ин. 7, 38-39). " И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет " (Ин. 14, 16-17). В посланиях Апостольских читаем: " ...любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам " (Рим. 5, 5). " Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. ...Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. ...Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии " (Рим. 8, 9, 11, 14).    Святые отцы с древнейших времен всесторонне раскрывали это учение, и святая Церковь хранит его как святую истину. Об этом я мог бы привести тебе множество свидетельств. Но по установленному у нас обыкновению не буду чрезмерно пользоваться цитатами для подтверждения своих слов. Я буду предполагать их тебе известными, а если они неизвестны тебе -- ты потом можешь восполнить этот пробел в твоих познаниях. Но так как в данном случае ты и сам просил меня, я приведу тебе из многого то, что сейчас имею под руками.    Св. Игнатий говорит, что совершенный христианин " имеет в себе Бога " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Если молишься за врагов, говорит старец, «за это Господь даст благодать, ты Духом Святым познаешь Господа...» (с. 342); «Кто любит врагов, тот скоро познает Господа Духом Святым» (с. 321). И наоборот, познание соединяет с Богом того, кому оно дано. Здесь мы встречаем классическое святоотеческое учение о познании/видении Бога, подаваемом благодатью и обоживающем человека: «Кто познал Господа Духом Святым, тот становится похож на Господа, как сказал Иоанн Богослов: и будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (с. 380). Познание Бога возбуждает в душе великую радость (см. с. 491), начатки и задаток небесного блаженства. VI. Любовь к врагам как знак и критерии духовного совершенства Основываясь на заповеди Христовой будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф. 5:48 ), многие отцы видят в способности любить своих врагов знак духовного совершенства 211 . В самом деле, любовь к врагам означает исполнение первой заповеди о любви к Богу (см.: Мф. 22:37–38 ). Как утверждает Иоанн Богослов, кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец... и мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего ( 1Ин. 4:20–21 ). Максим Исповедник повторяет мысль апостола: «Любящий Бога непременно и ближнего любит» 212 . Разумеется, любовь к врагам свидетельствует и об исполнении второй заповеди, подобной первой (см.: Мф. 22:39 ): невозможно считать, что любишь ближнего, если исключаешь кого-то из своей любви. Святитель Игнатий Брянчанинов замечает: «Любовь к врагам есть высшая степень узаконенной Евангелием любви к ближнему» 213 . Таким образом, любовь к врагам, говоря словами преподобного Максима , есть знак и критерий стяжания «со вершенной любви, которую невозможно иметь тому, кто не всех человеков равно любит» 214 . Святой Силуан также полагает, что по любви к врагам можно судить о любви к Богу: «А кто помышляет злое о врагах, в том нет любви Божией...» (с. 400). Любовь Божия – это любовь Бога человеком, но также и любовь человека Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010