588. Перекомский или Перекопский – Николаевский – Розважский , мужской, заштатный, Новгородской губернии и уезда, в 20 верстах от Новграда, близ р. Веренды, впадающей в 3 вер. ниже в оз. Ильмень. На настоящем месте он начал свою жизнь только в начале XVI ст., когда игумен Роман, ученик преп. Ефрема, перенес из Верендовского Николаевского (см. это сл.) камен. церковь св. Николая, построенную в 1407 г., дерев. Богоявления и мощи преп. Ефрема. Монастырь перестроен в 1806 г.; мощи преп. Ефрема покоятся в богатой раке; память преподобного чтится церковью 16 мая и 26 сент. В 1764 г. монастырь упразднен. В 1796 г. сюда переведены иноки Николаевского-Розважского м-ря и с этого времени к нему приписана часовня с Чудным крестом, что у Волховского моста в Новгороде. “Ист. Росс. Иерар.”, V, 466; Ратшин, “Полн. собр. ист. свед. о монаст.”, 386; Проценко, “М-ри в России”, 37; “Словарь ист. о свят. в России”, III; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож. III, 71; Макарий, “Археол. опис. церков. древн.”, I, 639; Озерецковский, “От Спб. до Ст. Руссы”, 90; “Новгор. сборн.”, IV, Отд. 6, 62; “Новгор. губ. в.”, 1851 г., 47 (Указат. свят. и древн. Новгор.; Чудный крест в принадл. м-рю часовне близ моста в Новгороде); “Пут. по св. мест. Русск.”, II, 267; Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.”, 28; Вихров, “Новгор. святые места”, 47; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 41, 127 (преп. Ефрем); Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 113, 61; Ключевский, “Жит. свят.”, 263, 463; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 30, 448 (жит. преп. Ефрема); “Известия Археол. общ.”, 1861 г., II, 85 (о приписке часовни); “Временник Общ. ист.”, 1850 г., VI, 113 (писцов. кн. 1583 г.); 1856 г., XXIV, запись о ружн. церк. и м-р. 1577–89 г., 38 (руга игум. Никодиму и 18 старцам); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. I, 150 (в 1744 г. имел 26 душ крест.); 1861 г., I, Отд. 3, 27 (Древ. церк. обряды в Новг.), II, Отд. 3, 30 (Обозр. древн. мон. рукоп. и книг); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.”, I, 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память перенесения мощей преп. Ефрема 16 мая); “Русск. истор. библиот.”, IV, 853 (Палинодия 1621 г.; 16 мая память преп. Ефрема Перекопского м-ря Новгород., нового чудотвор.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

И Господь наградил Святителя при жизни многими добродетелями и после кончины он был прославлен в дни великого юбилея Русской Церкви — 1000 летия Крещения Руси. 1 Воронец Е. Об ангелах хранителях и о подражании современным святым. Харьков, 1877. Следует отметить, что различие между Ангелом-хранителем и Небесным покровителем у нас утратилось. Поэтому в день именин, то есть празднования святого подвижника, традиционно поздравляют с днём Ангела (!). В понедельник же, день недельного прославления бесплотных сил, или в праздник Собора небесных сил (8 ноября) мы почему-то не вспоминаем своих Ангелов-хранителей. Можно привести такое важное высказывание святителя Феофана Затворника (†1894; пам. 10 янв.): “Как вы относитесь к Ангелу Хранителю, — добре. Но Ангел одно лицо, а святой соименный — другое. Что они одно — это спиритская выдумка”. — Собрание писем святителя Феофана. М., 1899. Вып. 6. С. 14. 2 Протоиерей Г. Дебольский. Православная Церковь в её Таинствах, Богослужении, обрядах и требах. М., 1993. С. 77. 3 См. Священник П. Веретенников. Первосвятительская деятельность Макария, Митрополита Московского и всея Руси (†1563)//Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1980–1981. 105–108. С. 234. Прим. 1. 5 О почитании Архангела Михаила на Руси см. Тихомирова К. Г. Героическое сказание в древнерусской живописи//Древнерусское искусство: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV–XVI вв. М., 1970. С. 7–28; Мальцев М. В. Почитание св. Архистратига Михаила в Русской православной традиции. 2. Св. Архистратиг Михаил — Небесный покровитель русских князей//Православие и русская народная культура. М., 1995. Вып. 5. С. 91–131. 7 Сазонов С. В. Монашеское имя Александра Невского и традиции монашеского имянаречения в средневековой Руси//Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1994. Вып. 6. С. 16–24. 8 Приведём примеры переименований русских святых за сентябрь-ноябрь месяцы по труду архиепископа Филарета Черниговского “Жития святых”: преподобный Иосиф Волоцкий в миру Иоанн; преподобный Афанасий Высоцкий в миру Андрей; преподобный Никандр Псковский в миру Никон; преподобный Галактион Вологодский в миру Гавриил; преподобный Ефрем Перекомский в миру Евстафий; преподобный Кассиан Угличский Грек в миру Константин; святитель Дионисий Суздальский в миру Давид; преподобная Евпраксия Псковская в миру Евфросиния; преподобный Иов Почаевский в миру Иоанн; святитель Димитрий Ростовский в миру Даниил; преподобный Авраамий Ростовский в миру Аверкий; святитель Иона Новгородский в миру Иоанн; святитель Герман Казанский в миру Григорий; преподобный Филипп Иранский в миру Феофил; святитель Митрофан Воронежский в миру Михаил; преподобный Диодор Юрьегорский в миру Диомид и т.

http://pravmir.ru/duhovnyiy-obraz-svyati...

Г.В. Маркелов Предисловие По традиции публикаторов-предшественников этот раздел начинается с оглавного изображения Иисуса Христа (Атлас,  273 ), которому подлинник уподобляет облик князя Романа Угличского и облик блаженного Исидора Ростовского. Праотцу Аврааму (Атлас,  273 ) уподоблялся преподобный Михаил Клопский. Облики Иоанна Ростовского и Лонгина Яренгского соотносились с обликом Алексия человека Божия (Атлас, 274 ). Апостолу Андрею Первозванному (Атлас, 277 ) уподоблены Авраамий Смоленский и Иосиф Печерский. Мученику Андрею Стратилату (Атлас, 278 , 283 ) подлинник предписывает «подобия» Иакова Ростовского и Пафнутия Боровского. Борода священномученика Антипы (Атлас, 279 ) указывалась в описании внешности Прохора Лебедника и Саввы Тверского Оршинского. Чаще всего святые Древней Руси соотносились в описаниях подлинников с образом священномученика Власия (Атлас, 282 – 283 ), которому уподоблено около 80 русских персонажей. Василию Кесарийскому (Великому) (Атлас, 281 ) уподоблено около 40 подвижников Древней Руси. Великомученику Георгию Победоносцу (Атлас, 285 , 286 ) подлинник уподобляет князя Глеба (Георгия) Боголюбского. Григорий Богослов (Атлас, 287 ) послужил образцом для описания облика почти 20 русских святых. Мученику Димитрию Солунскому (Атлас, 285 , 288 ) уподоблен воин-мученик Меркурий Смоленский. Ефрем Сирин (Атлас, 289 ) служил прототипом для изображения Александра Невского, Арсения Коневского, Ефрема Перекомского, Иоанна (Игнатия) Угличского. Мученику Иакову Перскому (Персиянину) (Атлас, 290 ) подлинник уподоблял князя Олега Рязанского. Облик пророка Илии (Атлас, 291 ) должен был сужить образцом для написания облика князя Довмонта-Тимофея. Бороды 47 русских святых иконописный подлинник предписывал изобра- жать " по образцу бороды Иоанна Богослова (Атлас, 292 , 296 ). Иоанн Златоуст (Атлас, 293 , 294 ) своей бородой служил прототипом для изображений Александра Невского, Ефрема Новоторжского, Леонтия Ростовского, Моисея Угрина, Прохора и Феодора Ростовских и др.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

В это время на Руси подвизались преподобные Мартиниан Белозерский († 1483), Макарий Калязинский († 1483), Ефрем Перекомский († 1492), Савва Крыпецкий († 1495), Тихон Луховской († 1503), Нил Сорский († 1508), Лаврентий Калужский ( † 1515), Иосиф Волоцкий († 1515). Современником святителя является знаменитый древнерусский художник Дионисий, работавший в Москве, когда в Чудовом монастыре Геннадий был настоятелем. Позднее Дионисий расписывал соборный храм в Иосифо-Волоцком монастыре, который при архиепископе Геннадии находился в юрисдикции Новгородской кафедры. И сам святитель Геннадий был ярким выразителем своего времени. Последнее летописное упоминание о владыке Геннадии говорит о его удалении с кафедры и о последовавшей вскоре его кончине. Отреченная грамота архиепископа Геннадия («своея ради... немощи оставил есмь свою архиепископию») датируется 26 июня 160 . Свои последние дни святитель провел в Чудовом монастыре в Кремле. Новгородская летопись указывает точную дату его кончины: «Лета 7014, декабря 4 день, преставися архиепископ Генадей; а был на владычестве 20 лет без 6 месяцев, а сведен был на Москве два годы неполны, положен бысть в Чюдове монастыри» 161 . Таким образом, датой кончины святителя Геннадия является 1505 г. Архимандрит Леонид (Кавелин) говорит о святителе Геннадии: «Геннадий, архиепископ Новгородский † 1505 г. декабря 4. Память 4 декабря (в Новгороде общая 10 февраля). Мощи почивали под спудом в московском Чудовом монастыре, в могиле святителя Алексия митрополита» 162 . Ныне Чудов монастырь не существует и погребение Святителя утрачено, но память его живет в Русской Церкви. Жизненный путь новгородского архиепископа Геннадия был полон скорбей и нелегких трудов. Его подвижнические труды и молитвенные подвиги, пройдя через горнило испытаний, явились той «малой закваской» ( 1Кор. 5:6 ), взрастившей многочисленные таланты святителя, которые он как добрый евангельский раб преумножил в служении святому Православию на Руси. Святительский подвиг архиепископа Геннадия был посвящен борьбе за чистоту Православия, развитию русской культуры, просвещения, книжности. Своей деятельностью он продолжал духовные традиции святителей Вселенской Церкви, боровшихся с ересями и заботившихся о чистоте Православия. Его трудами была побеждена первая ересь в Русской Церкви после обретения ею автокефалии. Активным помощником Святителя явился игумен Волоцкой обители. В одной из рукописей говорится: «Мы же правовернии речем: премудрому Генадию и преподобному Иосифу и всем благочестия поборником вечная память» 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

и что пребывание его там продолжалось не более трех лет. Из дальнейшей жизни преподобного видно, что впечатления Афона надолго остались в его душе. Известно также, что он принес с собою с Афона в Россию список Кормчей книги, которым пользовался потом Вассиан, архиепископ Ростовский. 6224 Вишера – река Новгородской губернии, левый приток Волхова. – Как видно из настоящего местоположения Савво-Вишерского монастыря, преп. Савва поселился на левом берегу Вишеры, в 10 верстах к северо-востоку от Новгорода. Поселение Саввы на Вишере было не позже 1414 или 1415 г. 6225 Крест этот и теперь стоит в часовне при монастыре. В настоящее время крест лишь обложен досками и с лицевой стороны литыми из алебастра изображениями святых. 6226 Небольшая речка, рядом с Вишерой, протекавшая среди соснового бора, от которого получила свое название. 6229 Ефрем – любимый ученик преподобного Саввы; по кончине его, удалился на берега озера Ильмень, где основал Перекомский монастырь († 1492 г). Память преп. Ефрема совершается 16 мая и 26 сентября. 6230 Новгород Великий делился на две стороны: Торговую и Софийскую, которые в свою очередь делились на так называемые концы. Славянский конец находился на юге Торговой стороны. Стороны и концы имели свое управление и заведовали ближайшими к Новгороду округами Новгородской области. Округа, где протекала в том месте Вишера и расположен был Лисичий монастырь, находилась в ведении Славянского конца. Известна печать с крестом в средине и с надписью вокруг: «печать Славянского конца», а на обороте с изображением святого в венце и с надписью: «Павел исповедник», откуда видно, что в Славянском конце было свое управление. 6234 О преп. Ефреме см. на с. 282. О другом ученике преп. Саввы, Андрее, известно, что он до того изнурил тело свое постом в бдением, что у него остались только кожа и кости. Вскоре, однако, по смерти преп. Саввы настоятелем Саввиной обители был уже игумен Геласий. 6235 Св. архиепископ Новгородский Иона управлял Новгородской церковью с 1458 г. до самой кончины своей, последовавшей в 1470 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Имена Печерским Св. отцем Киевским Чудотворцем». «Страны правыя». «1. Преп. Антоний. Сед, брада до персей, мало остра. В схиме, риза препод., дичь, красен, испод киноварь разбелена. В левой руке свиток. Схима зелень, испод схимы – кудерцы видет». «2. Преп. Феодосий. Надсед, брада мало поменьше Антониевой, но покруглея. Власы с ушей повились. Схима на плечах лазорева. Риза багор темен, испод бакан. В левой руке свиток, а правая молебна». И т. п. На этой же стороне писаны подобия: «Препод. отец дванадесять муровщиков церкви Киевопечерския». Например, «Первый сед, плешив, аки Иоанн Богослов, на плечах клобук черной. Риза препод. Испод бакан. Руки у сердца сложил вместо». «Левыя страны святые». «1. Св. Феофил, епископ Новогородский. Сед, брада Сергиева, поуже, на конец поострей. На главе шапка. Риза святительска, во амфоре. Обема рукама держит Евангелие. Верх киноварь, испод лазорь». И т. п. Из шестидесяти пяти лиц левой стороны обращаю внимание на следующие: «8. Преп. Феодор, Князь Острожский. Надсед, брада меньше Сергиевой, на конец космами, власы с ушей. На плечах клобук черной, риза преподобническая. Испод лазорь. Руки накрест, держит у сердца». «16. Св. Ульяния, Княгиня Ольшанская, аки Варвара. Приволока лазорева. Порфира камка – бакан. Власы по плечам. На главе венец царский». «53. Преп. Илия Муромец. Надсед, брада Феодосиева, разсохата. Власы с ушей на плечах. Клобук черн. Риза преподобн. Испод вохра» 363 . Как первоначально в Греции иконописный подлинник возник из менологиев или святцев и составлял часть Пролога, так и у нас впоследствии он осложнялся и развивался в связи с приведением в общую известность местно-чтимых русских угодников. Так называемая Книга, глаголемая о российских святых, начала XVIII в., о которой было уже говорено в другом месте, предлагает следующие заметки об иконописном подобии, там и сям присовокупленные к сведениям о местных святых земли Русской 364 . 1) Великий Новгород. Препод. Эфрем Перекомский. «Рус, что Ефрем Сирин . В схиме, ризы преподобн.».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Идем дальше и еще больше узнаем о чествовании святителя нашими святыми преподобными отцами, и видим новые памятники этого чествования, сохранившиеся доселе. Преподобный Евфимий Суздальский (XIV) в новоустроенном им монастыре (доселе носящем его имя) воздвигает в ряду прочих зданий и храм Чудотворцу при больнице. Преподобный Димитрий Прилуцкий (XIV) еще до ухода своего в Вологду (в 1371 году) на берегу Переяславского озера в городе Переяславле-Залесском основывает Николаев скую обитель с правилами строгого общежития. Преподобный Дионисий Глушицкий (1362—1437) возобновляет в запустевшей обители на святой Луке храм Чудо творцу. Кроме того, он же строит храм святителю в селе Двиницы, приходя на помощь желаниям бедных жителей этого села. Святитель Арсений, епископ Тверской (XIV—haчaлo XV), освящает храм Угоднику в Твери. Преподобный Александр Куштский (1371—1439) перед смертью своей завещает ученикам своим построить теплый храм во имя Чудотворца, что и было исполнено теми. Предание говорит, что благоволение Угодника Божия особенно почивало на этом храме. После того многие больные, приносимые в эту церковь для молитв о помощи перед Чудотворцем, видели здесь святителя вместе с преподобным в молитвенном виде или кадящим храм. Также по завещанию своего учителя ученики преподобного Варнавы (XIV– XV) воздвигают храм святителю над его могилой. Преподобный Евфросин Тверской (XV) исцеляет умиравшую девушку, приказав петь молебен Пресвятой Богородице и великому чудотворцу Николаю. Преподобный Иаков Железноборовский (XIV—XV), возобновляя свою разрушенную татарами обитель, посвящает архиепископу Мирликийскому трапезную церковь воссозданной обители. Вскоре по кончине преподобного Саввы Вишерского (XIV—XV) ученик его, подвизавшийся под его руководством двадцать пять лет, преподобный Ефрем (XV), удаляется на западный берег озера Ильмень к устью реки Веренды и на берегу реки Черной ставит себе келью. С течение времени около него образуется целая обитель с каменным храмом во имя святителя Николая. В начале XVI века она перенесена была на другое, более возвышенное место, неподалеку от первого, и стала известна под именем Николаевской Перекомской или Перекопской оттого, что преподобный, чтобы доставить обители чистую воду, перекопал местность и провел поток из Веренды в озеро.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Никон разделял воззрения своего наставника относительно нищелюбия?» Вошедший в жизнь русского монашества с половины XIV века Иерусалимский устав оказался сродни русскому духу: «Палестинцы находят время и для служения миру. Св. Евфимий обращает в христианство целое арабское племя, св. Савва устраивает ряд ксенодохий-больниц и странноприимных домов. Оба они участвуют в церковной борьбе своей эпохи, выступая против ересей и в городе, и в императорском дворце. Этот-то идеал для подражания поставила себе Святая Русь, внеся в него свой собственный талант, овеяв его строгость своим благоуханием. Преп. Макарий Колязинский. († 1483 г.) из рода бояр Кожиных. Отец его, боярин Кожа, прославился подвигами военными при в. кн. Василии Темном. Преп. Макарий кладет начало в Клобуковской обители. Пройдя путь внешних подвигов и желая безмолвия, благословившись у игумена, уходит на Волгу и уединяется в 18 верстах от г. Кашина между двух озер в лесу. Дикие звери не нападали, а ласкались, и он делил с ними скудную пищу. Такова была высота его совершенства. К преподобному стекается братия. Он долго отказывается от священства и игуменства. Наименование «Колязино» происходит от имени Коляги – человека, злоумышлявшего на преподобного, но раскаявшегося и принявшего у него пострижение. Коляга оставляет свое недвижимое имущество в пользу монастыря, и св. Макарий из смирения именует монастырь Колязинским. Св. Иосиф Волоцкий повествует, что великий старец Митрофан Бывальцев, проживавший 9 лет на горе Афонской, выразился о Колязинском монастыре так: «Напрасно я трудился и без успеха и совершил путь в Святую Гору мимо Колязинского монастыря, ибо можно спастись и в нем живущим; здесь все делается подобно киновиям на Святой Горе». Из Колязинского монастыря вышло несколько основателей новых монастырей. Таковы преп. Ефрем Перекомский и преп. Паисий Углический (племянник Макария Колязинского). Еще при жизни преподобный прославился чудотворениями. Преп. Макарий, хотя ходил в худых одеждах и показывал пример во всех монастырских трудах, но не был «нестяжателем», подобно Кириллу Белозерскому. При его жизни было внесено много вкладов пустошами и населенными землями. Через 38 лет по кончине, были обретены нетленные мощи преподобного. Совершилось это обретение при постройке нового храма. На Московском соборе 1547 г. установлено «петь и праздновать повсюду» в числе других и преп. Макарию Колязинскому, причем он помещен в числе «великих чудотворцев». Вассиан Патрикеев с укоризною говорил о простоте жизни Макария и называл его «мужиком сельским». Сам Вассиан князь Патрикеев, постриженный насильно, остается аристократом и снобом и в монашеской одежде. В полемику о нестяжательное(тт) вносит страстность и не стесняется в выражениях. Осужденный на заточенье в монастыре Иосифа Волоцкого , он кончает там жизнь у своих врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

689 Коневец – Коневский (или Коневецкий) монастырь Рождества Богородицы, основан преподобным Арсением Коневским на острове Коневец на Ладожском озере после его возвращения с Афона. Житие Арсения (см. наст. изд., с. 156–183) называет 1399 г. как дату прихода преподобного на остров и сообщает год его смерти: по разным спискам жития – 1444 или 1447 год. Следовательно, и Валаамский, и Коневский монастыри возникли примерно в одни и те же годы неподалеку друг от друга на Ладожском озере; оба возникли сразу же как монастыри нового типа – общежительные и играли важную миссионерскую роль в Карельской земле. 691 ...море Блое... тоже и море Свисское называютъ... – Из контекста понятно, что «Белым морем» здесь названо Балтийское море. Во избежание недоразумений автор Сказания приводит и более распространенное его наименование – «Свисское» (Шведское). Примеры названия Балтийского моря Белым по другим источникам мы привести не можем. С другой стороны, и современное Белое море в середине XVI в. еще не носило это название. 692 ...от сивера Узярвою рекою... – Современная река Вуокса, впадающая в Ладожское озеро не с севера, а с запада (северо-запада), к тому же южнее самого Валаама. Эту фразу Сказания следует понимать, скорее всего, в таком смысле: через Узярву в озеро Нево втекают воды северного бассейна. 693 ...яко да Валам мсто то именуют въ образъ древняго лестца и пророка Валама... – Эта ложная этимология основана на созвучии названия острова и имени библейского Валаама – мага и прорицателя времен Моисея. Автор Сказания обыгрывает известный библейский сюжет: Моавитский царь Валак призвал к себе Валаама, чтобы тот проклял народ Израиля, вышедший из пустыни во главе с Моисеем. Но каждый раз, когда Валаам должен был произносить проклятия Израилю, Бог вкладывал в его уста слова благословения ( Чис. 22–24 ). 694 ...Ефрмъ зовомый, иже послди монастырь на Перековском остров на Илмене велицем езере съгради... – Появление имени Ефрема Перекомского (Перекопского, Перековского) в Сказании несколько неожиданно, поскольку ни в одном из других источников его имя с Валаамом никак не связано. Видимо, и здесь автор пользовался местным монастырским преданием. Ефрем был канонизирован на церковном соборе 1549 г., хотя его местное почитание началось раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На этом Соборе свидетельствовались службы святым и их жития и было установлено: «По всем градом великого царства Российского пети и праздновати повсюду» следующим святым: митрополиту Московскому Ионе (память 30 марта/12 апреля), епископу Новгородскому Никите (память 30 апреля/13 мая), архиепископу Новгородскому Иоанну (память 7/20 сентября), благоверному князю Александру Невскому (память 23 ноября/6 декабря), преподобным Макарию Калязинскому (память 17/30 марта), Пафнутию Боровскому (память 1/14 мая), Никону Радонежскому (память 17/30 ноября), Павлу Комельскому (память 10/23 января), Михаилу Клопскому (память 11/24 января), Савве Сторожевскому (память 3/16 декабря), Зосиме (память 17/30 апреля) и Савватию (память 27 сентября/10 октября) Соловецким, Дионисию Глушицкому (память 1/14 июня), Александру Свирскому (память 30 августа/12 сентября). Местное празднование было установлено блаженному Максиму, Христа ради юродивому, Московскому (память 13/26 августа), благоверным князьям Константину и чадам его Михаилу и Феодору Муромским (память 21 мая/3 июня), Петру и Февронии Муромским (память 25 июня/ 8 июля), святителю Арсению Тверскому (память 2/15 марта), блаженным Прокопию и Иоанну, юродивым Христа ради, Устюжским (память 8/21 июля). Условием причисления к лику святых на Соборе служило прославление этих подвижников даром чудотворений. После Собора 1547 года архиереям Русской Церкви было поручено собирать в монастырях и пустынях «и во всех весях» сведения о подвижниках, чудесах, мощах, а также собирать жития, каноны, молитвы. В результате были изучены многие материалы о русских местно чтимых или со временем забытых святых. На Соборе 1549 года были причислены к лику святых святители Нифонт, Иона, Евфимий Новгородские, Стефан Пермский, Иаков Ростовский, Арсений Сербский; благоверные князья Всеволод Псковский и Михаил Тверской; преподобные Евфимий Суздальский, Авраамий Смоленский, Савва Вишерский, Евфросин Псковский, Ефрем Перекомский и Григорий Пельшемский; мученики Иоанн, Антоний и Евстафий Литовские и Иоанн Болгарский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010