Молитва О святый преподобномучениче Евфросине! Услыши усердное наше, приносимое тебе моление. Огради и сохрани святыми молитвами твоими весь сию и вся веси и грады православнаго отечества нашего от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобныя брани и смертоносныя язвы, от всякия беды, скорби и зла. Умоли Господа Бога и Спаса нашего даровати мир Церкви Его, под знамением Креста воинствующей, архипастырем и пастырем нашим право правити слово истины Евангельския ходатайством твоим помози и всем православным христианом прощение согрешений их вольных и невольных испроси, в недузех же пребывающим подаждь предстательством твоим от недугов исцеление, да тебе ради славится пречестное и великолепое Имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Преподобный Евфросин Синозерский Преподобный Евфросин Синозерский, в миру Ефрем, основатель Троицкой Синозерской пустыни, родился в Карелии. В юные годы он был послушником в Валаамском монастыре на Ладожском озере, затем причетником в селе Долосском в 30-ти верстах от Устюжны Новгородской области. Пострижение принял в Успенском Тихвинском монастыре Новгородской епархии. В 1600 году начал пустынножительство в безлюдной местности на берегу Синичьего озера (Устюжненский уезд Новгородской области). Поставив крест и выкопав пещеру, преподобный Евфросин прожил здесь два года, питаясь ягодами, травами и кореньями. Окрестные жители, обнаружившие местопребывание подвижника, стали приходить к нему за наставлениями. Воодушевленные его примером, некоторые из них оставались жить со святым. Они помогли преподобному Евфросину построить храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В Смутное время, когда польские отряды вторглись в Новгородскую землю и грабили окрестности Устюжны, в пустыни преподобного Евфросина спасалось от захватчиков множество людей. Однажды преподобный Евфросин известил братию, что поляки идут в пустынь, и советовал всем бежать. О себе же сказал, что должен остаться здесь по обету.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Евфросин Синозерский, или Новгородский (+ 1612) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 20 марта в день гибели, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Евфросин, в миру Ефрем, был родом из Карелии. Детство и юность свою провел он на берегу Ладожского озера, потом, будучи еще мирянином, провел несколько лет на Валааме, был долгое время чтецом в одной деревенской церкви и лишь в зрелом возрасте постригся в Тихвинском Успенском монастыре. Через короткое время настоятель благословил его на отшельничество. Пустынь прп. Евфросина находилась в диких и непроходимых Устюженских лесах на Синеозере. доступ к ней был почти совершенно закрыт опасными и топкими болотами. Преподобный выкопал землянку, водрузил около нее крест и стал подвизаться. Два года он не видел лица человеческого и не ел хлеба, а питался грибами и яблоками; иногда ел мох. Рукоделием его было плетение сетей. Наконец его нашли; вокруг него собрались братия, и основалась Синеозерская пустынь. Прошло 11 лет. Настало Смутное время. Всюду бродили польские, литовские и казачьи шайки и разоряли страну. Царя на Руси не было. Лишь в октябре 1612 г. нижегородское ополчение спасло родину. 19 марта 1б12 г. прп. Евфросин, имевший дар прозрения, сказал братии, что враг приближается, и велел всем скрыться. О себе он сказал: «Я пришел сюда, чтобы умереть за Христа!» При себе он удержал лишь инока Иону — венца ради мученического. Всю ночь провел преподобный в молитве. На другой день в монастырь пришла польская шайка. Преподобный вышел из своей кельи и стал у креста. Поляки обступили его и потребовали монастырских богатств. Монастырь жил в нищете. Преподобный ответил: «Все имение мое и этого монастыря в церкви Пресвятой Богородицы!» Он говорил о благах духовных, но поляки поняли его по-своему и бросились грабить церковь. И один из них ударил святого старца мечом по шее и убил его на месте. Не найдя ничего в церкви, поляки вышли из нее раздраженные, и убийца преподобного ударил его, уже убитого, топором по голове и рассек ее до мозга. Убит был и инок Иона, и все те из братии, кто остался в монастыре вопреки приказанию старца, и все миряне, искавшие в нем убежище от врагов. Среди них был крестьянин Иван с сыном своим Емельяном. Случайно Емельян был в этот день в отлучке. Вернувшись, он нашел всех убитыми. Жив был только его отец, потерявший сознание. Он успел рассказать о всем происшедшем сыну и через два дня скончался. Погребли его рядом с прп. Евфросином. Житие св. Евфросина было написано иноком его обители по рассказам лиц, знавших его лично. Со временем память его была забыта, но в 1911 г. почитание его было восстановлено. Тогда еще сохранялась созданная им церковь.

http://sedmitza.ru/lib/text/437027/

29 июня 1912 года по решению Святейшего Синода преподобномученик Евфросин был канонизирован для общероссийского почитания. Торжества по этому поводу были обширны. На них с разных концов страны съехалось около 30 тысяч паломников, приехали монашествующие из Валаамского и Тихвинского монастырей, где преподобный до своего отхода в Синозерскую пустынь проходил послушания и был пострижен в рясофор и мантию. Мощи святого были переложены в новую бронзовую раку и во время торжеств выставлены для поклонения на специальном помосте. После торжеств в бронзовой раке они находились для поклонения до 1936 года в часовне под колокольней. Святые мощи с 1936 года, после их вскрытия, кощунственно служили «экспонатом» антирелигиозной выставки. 14 июня 1991 года мощи были переданы Церкви и обрели свой покой в приделе священномученика Антипы, епископа Пергам Асийских, Казанской церкви г. Устюжны, в раке, сооруженной еще в 1799 году и возвращенной Устюженским краеведческим музеем. 14 августа 1995 года на месте древней обители был освящен памятный поклонный крест, поставленный совместными усилиями верующих, краеведов, музейных работников Чагоды и Череповца, расчищена горка, где в пещерке некогда проживал старец. 14 октября 2001 года на месте пещерки в Старой пустыни, в которой начинал свой молитвенный подвиг Евфросин, состоялось освящение вновь срубленной часовни прмч. Евфросина. В настоящее время на территории пустыни устроен деревянный храм в честь святых апостолов Петра и Павла, заложенный в ноябре 2010 года. В июле 2012 года в пустыни прошли торжества в честь 400-летия мученического подвига и 100-летия прославления преподобномученика Евфросина Синозерского, завершившиеся 7 сентября, в день обретения мощей святого, освящением храма Петра и Павла. Указом епископа Вологодского и Великоустюжского Игнатия 198 «Об образовании прихода Троицкой Синозерской пустыни д. Пустынь» от 8 июля 2014 года в деревне Пустынь Чагодощенского района Вологодской области на месте некогда существовавшего мужского монастыря Троице-Благовещенская Синозерская пустынь образован приход Троицкой Синозерской пустыни. Настоятелем прихода назначен благочинный Чагодощенского района иерей Роман Подосенов.

http://sobory.ru/article/?object=50992

Сего ради сошедшеся любовию вопием ти: радуйся, отче Евфросине, пустынное украшение. Иной Тропарь, глас 4 От юности твоея вперив ум свой к Богу, блаженне Евфросине, отвержением мира, вселился еси в непроходимую пустыню, в ней же постнически, укреплением Божиим, в молитвах и пощениих доблественне, якоже достоит, пожил еси, и жизнь свою страдальчески неповинне убиением от сопротивных сынов скончал еси. Сего ради со преподобными и со мученики венчался еси, с ними же предстоя престолу Пресвятыя Троицы, моли, молим тя, оставление подати согрешениям нашим и даровати нам велию милость. Дополнительные сведения Хрусталев М. Ю. Преподобный Евфросин Синозерский и основанная им Синозерская пустынь//София 50 . Новгород. 1999. 1. С. 20–23. Конец XVI века был неспокойным для окраинных рубежей России, в том числе и для православия в этом крае. Православные корелы насильственно обращались в лютеранство шведскими миссионерами. Направленные королем Швеции Густавом Вазою войска, взяв Кексгольм, захватили, разрушили и сожгли Рождество-Богородицкий Коневецкий и Спасо-Преображенский Валаамский монастыри, убив в последнем до восьмидесяти иноков. Уцелевшие от разгрома монахи, в том числе и послушник Ефрем, «переселися в Новгород». Слава Новгорода как крупного духовного центра, с его именитыми обителями и святынями, была общеизвестна. Там было от кого и чему научиться. В одном из монастырей, точнее, при Софийском Доме, Ефрем «пребысть немалое время», совершенствовался в книжной учености. К числу многочисленных обителей земли Русской, затерявшихся среди болот и лесов, прославленных подвигами угодников Божиих, бесспорно может быть отнесена Троицкая Синозерская пустынь. Основателем ее был святой преподобномученик Евфросин, называемый старцем. Пустынь принадлежала к числу монастырей особого рода. К нему по праву можно отнести слова Лаврентьевской летописи: «Мнози бо монастыри от цесарь и от бояр и от богатства поставлены, но не суть таци, кацы суть поставлены слезами, пощением, молитвою, бдением».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пустынь. Троице-Благовещенская Синозерская пустынь. Колокольня. Деревянная колокольня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Между 2000 и 2001. построена на месте и по обмерам колокольни 1640 (1655) г., сгоревшей в 1960 г.. Адрес: Россия, Вологодская область, Чагодощенский район, деревня Пустынь Координаты: 59.0416, 35.813528 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Третьим сооружением пустыни была деревянная колокольня типа " восьмерик на четверике " , срубленная в 1655 году. Шатер ее, опирающийся на столбы яруса звона, обит был тесом. В древности она была соединена крытыми переходами с Троице-Благовещенской церковью и при обшивке зданий тесом разобранными. При обшивке в 1853 году колокольни закрыли ярус звона, прежде открытый, оставив на фасадах лишь арочные пролеты. Под колокольней, в четверике, располагалась часовня, где покоились мощи преподобномученика Евфросина Синозерского в бронзовой чеканной раке, сооруженной в память 300-летия Дома Романовых " тщанием " купчихи Кашеваровой. Мощи после вскрытия их в 1936 году некоторое время кощунственно служили " экспонатом " антирелигиозной выставки в г. Череповце. Обнаруженные автором в фондах музея, они были возвращены Церкви в 1991 году и находятся ныне в Казанской церкви г. Устюжны, ожидая своего возвращения на место подвигов преподобного. Кроме того, на колокольне размещалось восемь колоколов, пять из которых считались вкладом царя Алексея Михайловича. На большем из них была отчеканена надпись: " Государь и Великий князь Всероссийский Алексей Михайлович дал сей колокол вкладу Живоначальные Троицы Пречистые Богородицы в пустынь Синозерскую лета 7151 (1643) Марта в 8 день " . Колокольня также была сожжена вместе с Троице-Благовещенской церковью 3 августа 1960 года. В 1955 году все, что еще оставалось в уцелевших зданиях Синозерской пустыни и не было разграблено всеми желающими, было вывезено экспедициями Устюженского и Череповецкого музеев, где находится и поныне. М. Ю. Хрусталев " Приходские храмы: страницы истории " , http://www.booksite.ru/fulltext/cha/god/a1/6.htm

http://sobory.ru/article/?object=50994

Впервые слово «старец» по отношению к преподобному Евфросину появляется в его житии 1650 г., составленном пострижеником Соловецкого монастыря иеромонахом Ионой, Филипповым сыном, «Суровицыным по прозванию». Упомянутое житие озаглавлено так: «Сказание о житии преподобного старца Евфросина...» В XVII веке под старцем понимался «муж, умудренный духовным опытом и просвещенный Духом Божиим, сияющий святостию и чистотою жизни». Всеми этими качествами преподобный обладал в полной мере. Преподобный Евфросин не имел пресвитерского сана, оставаясь простым монахом в силу своего иноческого смирения. Во всяком случае, его житие об этом умалчивает. Иеромонах Иона свидетельствует о старческом окормлении преподобного следующими словами: «Вси приходящии к нему, аки от источника почерпаху от него святое учение. Бе бо преподобный, велик разум имея, сведущ в Божественных догматех, премногу обрете глубину Божественнаго писания, коему прилежа от младых ногтей...» Как великий старец, преподобный Евфросин был уважаем и почитаем всеми сословиями на Руси и считался чудотворцем еще при жизни. Об этом свидетельствует Большой Синозерский Синодик, употреблявшийся в обители. Слава о Синозерском пустыннике как великом старце разнеслась далеко, и православная Русь его хорошо знала. Была срублена и освящена церковь на восточном берегу Синичьего озера, где и обосновалась Благовещенская (первоначальное название) Синозерская пустынь. Начальником новой обители стал преподобный Евфросин, а управлял ею эконом. Старец ежедневно уходил в старую Пустыньку, где проводил время в общении с Богом, сподобившись дара прозорливости. Именно в это время «процвела есть, яко крин, пустыня Синеезерская, егда преподобнии руце твои и притекших к тебе братии сотвористе в ней храм Божий...». Иноки проводили время в трудах, отправлении богослужений, посте; голод и холод они переносили безропотно, поскольку у пустыни не было Своей земли и недостаток хлеба был естествен. В начале XVII века преподобный Евфросин принял схиму великого образа от рук преподобного Гурия Шалочского, как бы подводя итог жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архив Пн В кафедральном соборе Череповца состоялось прославление в лике святых Синозерских преподобномучеников 3 апреля 2024 г. 16:36 31 марта 2024 года, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва , епископ Великоустюжский и Тотемский Фотий и епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий совершили Божественную литургию в кафедральном соборе преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких в городе Череповце.  За богослужением состоялось прославление в лике местночтимых святых братии Синозерского монастыря иеромонахов Сергия и Авраамия, схимонаха Ефрема и послушника Василия. Перед началом богослужения главу  Вологодской митрополии  по прибытии в кафедральный собор встречала православная молодежь. За Литургией архипастырям сослужили секретарь Череповецкого епархиального управления протоиерей Александр Куликов, руководитель богослужебной комиссии Череповецкой епархии протоиерей Роман Лыпко, руководитель комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии иерей Сергий Бондарь, благочинный Южного церковного округа протоиерей Александр Краев, настоятель храма Рождества Христова г. Череповца протоиерей Сергий Сергеев, руководитель епархиального отдела по работе с молодежью иерей Роман Зайцев, руководитель епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению иеромонах Нил (Хоменец), насельник Троице-Благовещенской Евфросино-Синозерской пустыни иеромонах Афанасий (Поземов), руководитель службы протокола Вологодской епархии иерей Андрей Кашинцев. Служение диаконского чина совершили клирики Вологодской епархии диакон Антоний Зажигин и диакон Георгий Хоботов и клирики кафедрального собора города Череповца диакон Дионисий Петров и диакон Сергий Пятовский. Богослужебные песнопения исполнили два хора: праздничный хор кафедрального собора под руководством регента Иулии Елисеевой и молодежный хор Череповецкой епархии под руководством регента Елены Сергеевой. Вместе с прихожанами городских храмов в храме молились глава Череповца Маргарита Гусева, настоятельница Новолеушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря игумения Кирилла (Червова) с сестрами обители, сотрудники комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии М.Г. Мальцев и Е.А. Силина.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Пустынь. Троице-Благовещенская Синозерская пустынь. Часовня Евфросина Синозерского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Современное возрождение обители началось в 1995 году, когда был освящен памятный Поклонный крест, поставленный 14 августа совместными усилиями верующих, краеведов, музейных работников Чагоды и Череповца. В то время о бывшем здесь монастыре почти ничего не напоминало. На месте святого источника стояла кирпичная постройка от уже не функционирующего водопровода, от монастырских построек ничего не осталось, лишь только полузаброшенное кладбище с покосившимися крестами указывало не некогда существовавший здесь центр духовной жизни. В 2000 году была расчищена горка, где некогда в пещерке проживал старец. 14 октября 2001 года на месте пещерки в Старой пустыни, в которой начинал свой молитвенный подвиг Евфросин, состоялось освящение вновь срубленной часовни прмч. Евфросина. В августе 2005 года поставлен и освящен новый Поклонный Крест на месте встречи преподобного Евфросина с отрядом захватчиков-поляков и его мученической гибели. Это место во времена гонений сохраняли от осквернения местные жители, складывая на нем поленницы дров. Расчищен и восстановлен святой колодец и «вещая лужа» по преданию ископанные преподобномученником Евфросином, они и сегодня являются источником исцеления и благодати для паломников. На территории монастыря жители деревни указывают на «коленочки» - два округлых пятна, никогда не зарастающие травой. По преданию, здесь коленопреклоненно молился сам преподобный. Местным церковным историком М.Ю. Хрусталевым в фондах Череповецкого краеведческого музея были обнаружены мощи святого, после 1936 года служившие экспонатами антирелигиозной выставки. В 1991 году они были возвращены Церкви и помещены в раку, сооруженную в 1799 году, и в настоящее время находятся на временном хранении в Казанской церкви города Устюжны. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=50993

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФИЛАРЕТ УСТЮЖЕНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Филарет Устюженский (+ нач. XVII в.), преподобный , местночтимый святой Череповецкой епархии Память в день Собора Новгородских святых Преподобный Филарет вместе с преподобными Евфросином и Гурием был монахом Тихвинского Успенского монастыря . Тихвинский монастырь имел много насельников и пользовался популярностью у богомольцев, поэтому не найдя вожделенного безмолвия, трое братьев ушли из обители. Преподобные отцы пришли в " Долосской веси " , " в Бежецкую пятину, в непроходимую пустыню, облежащую великими и страшными дебри, и многими лесы, и зыбучими мхами, и непроходимыми блаты, ограждено же место отовсюду, яко оградою, реками и озёрами, бебо место то весьма пусто и непроходимо и окрестных весей далече… " . Близ реки Чагодощи, при Гвозденском ручье, они нашли себе место, где и остановились среди бора. По примеру древних иноков пустынники водрузили на месте своего будущего жития Святой Крест. Затем были ископаны колодец и пруд. Место первоначального поселения преподобных позже получило название Старой пустыни или Пустыньки. Любовь к уединённой жизни вскоре побудила Гурия удалиться из пустыни и основать в местечке Шалочь пустынь в честь Успения Божией Матери . Преподобный Евфросин основал Синозерскую пустынь на восточном берегу Синичьего озера, неподалеку от Старой пустыни. Преподобный Филарет также основал свою пустынь в честь Успения на Пустынском озере в настолько глухих и непроходимых местах, что когда в XVII веке пришли поляки и разорили Синозерскую и Шалочскую пустыни, то Филаретову так и не смогли отыскать среди лесов и болот. Старцы, жившие в одиночку в разных обителях, в условное время встречались для бесед и совместной молитвы в определённых местах. Местом встреч для преподобных Евфросина и Филарета была так называемая Роговая гора, что находится в одной версте от деревни Чирец по моденскому тракту, на повороте в Лычно. В своё время в память об устюженских святых на Роговой горе был установлен деревянный крест с медным распятием. Второй придорожный крест, между деревнями Кортиха и Красино, указывал на место встреч преподобных Гурия и Филарета.

http://drevo-info.ru/articles/13678481.h...

В день Сошествия Святого Духа в монастыре совершался крестный ход в память чуда 1655 г., когда урожаю грозили проливные дожди, прекратившиеся внезапно после крестного хода к мощам св. Галактиона и народной молитвы у гроба святого. •  Свято-Духов монастырь основан в Вологде на месте кельи прмч. Галактиона. В Знаменской церкви монастыря есть придел, освященный во имя прмч. Галактиона. Преподобный Евфросин Синозерский, или Новгородский (+ 1612) Память его празднуется 20 марта в день гибели, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Евфросин, в миру Ефрем, был родом из Карелии. Детство и юность свою провел он на берегу Ладожского озера, потом, будучи еще мирянином, провел несколько лет на Валааме, был долгое время чтецом в одной деревенской церкви и лишь в зрелом возрасте постригся в  Тихвинском Успенском монастыре.  Через короткое время настоятель благословил его на отшельничество. Пустынь прп. Евфросина находилась в диких и непроходимых  Устюженских лесах на Синеозере.  доступ к ней был почти совершенно закрыт опасными и топкими болотами. Преподобный выкопал землянку, водрузил около нее крест и стал подвизаться. Два года он не видел лица человеческого и не ел хлеба, а питался грибами и яблоками; иногда ел мох. Рукоделием его было плетение сетей. Наконец его нашли; вокруг него собрались братия, и основалась Синеозерская пустынь.  Прошло 11 лет. Настало Смутное время. Всюду бродили польские, литовские и казачьи шайки и разоряли страну. Царя на Руси не было. Лишь в октябре 1612 г. нижегородское ополчение спасло родину. 19 марта 1б12 г. прп. Евфросин, имевший дар прозрения, сказал братии, что враг приближается, и велел всем скрыться. О себе он сказал: «Я пришел сюда, чтобы умереть за Христа!» При себе он удержал лишь инока Иону — венца ради мученического. Всю ночь провел преподобный в молитве. На другой день в монастырь пришла польская шайка. Преподобный вышел из своей кельи и стал у креста. Поляки обступили его и потребовали монастырских богатств. Монастырь жил в нищете. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010