Архиепископ Евфимий исполнил мудрый совет преподобного. Будучи вынужден необходимостию искать посвящения от митрополита литовского, он воспользовался восстановлением мирных отношений Новгорода к великому князю московскому, чтобы исполнить свой долг в отношении нового митрополита всея Руси, как только услышал, что он прибыл из Царь-града. К прискорбию, это был Исидор, столь горько ознаменовавший себя впоследствии изменою православию на соборе Флорентийском. В 1437 году владыка, благословив на вече посадников, тысяцких и весь Великий Новгород, после молебного пения, поехал в престольный град за благословением к новому первосвятителю 639 ; а осенью того же года с великою честью встречал его в Новгороде и провожал до Пскова на пути в Италию 640 . Пробыв несколько недель во Пскове, Исидор отнял у Новгородского владыки «суд, и печать, и земли, и все доходы» по псковской стороне, и назначил во Псков своего наместника архимандрита Геласия 641 . Блаженный Евфимий со смирением и кротостию перенес это, не зная еще, верный ли пастырь церкви Исидор? В конце 1441 года митрополит возвратился с Флорентийского собора на Русь, и возбудил общий соблазн в православных; тогда открылось для всей России, что Исидор был усердный слуга властолюбивого и гордого папы, и что хотел подчинить ему всю русскую землю 642 . По счастью для Новгорода и его владыки, не через его области лежал обратный путь лжепастыря, и избавился святитель от искушения видеть и слышать римские нововведения. Вскоре потом, Исидор бежал и на кафедру всея Руси вступил св. митрополит Иона. Теперь-то святитель Евфимий особенно ясно увидел и давал видеть другим, как нужно быть осторожною пастве его, имевшей частые сношения с западом по делам торговым. Ревнуя о славе Божией, святитель Евфимий имел особенное усердие к построению и украшению храмов. Действительно, почти каждый год его святительства ознаменован был сооружением и освящением какого-либо храма. Кроме тех, о коих было сказано до посвящения его, в летописи говорится о построении многих других храмов; так, на место сгоревшей церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Будущий Святитель рано посвятил себя Богу и принял монашеский постриг. В молодые годы несколько лет прожил в Константинополе и на Святой Горе Афон, где подвизался под руководством опытных старцев. Вернувшись на родину, святой Евфимий посвятил себя делу исправления славянского текста священных и богослужебных книг, сличая их с греческими подлинниками. Около 1375 года он был избран на патриаршую кафедру и в продолжение 18 лет, до 1393 года, возглавлял Болгарскую Церковь . Святитель отечески заботился о вверенной ему пастве, успешно боролся с обуревавшей Болгарию богомильской ересью, с лжеучениями последователей Варлаама и Акиндина. Он был выдающимся духовным писателем, автором жизнеописаний болгарских святых, назиданий и посланий к пастве, работ по истории Болгарии и Болгарской Православной Церкви. Наиболее полный сборник сочинений святого патриарха Евфимия находится в рукописи, в Павловском монастыре на Афоне. В 1393 году Болгарию постигло общенародное бедствие – страна была завоевана Османской империей, поработившей Болгарию почти на 500 лет. Святитель Евфимий замещал царя, находившегося в войске, был духовным руководителем народа. Он смело явился во вражеский лагерь, умоляя о мире. Изумленный вождь турок не осмелился посягнуть на жизнь Святителя. По возвращении в Тырнов Святитель все же был схвачен захватчиками и сослан во Фракию. Находясь в ссылке, святитель Евфимий неустанно проповедовал, предостерегая своих соотечественников от принятия ислама . Точный год кончины святителя Евфимия неизвестен. Преподобнаго Евфимия Архангелогородскаго Тропарь , глас 4: Яко сокровище многоценно/и источник, изливающ токи исцелений,/подаде нам Христос честныя мощи твоя,/преподобне Евфимие,/болезни убо отъемлющия страстей различных,/благодать же душам точащия непрестанно,/Егоже моли даровати нам велию милость. Канон преподобному Евфимию, сотворенный по алфавиту. Глас 8. Песнь 1 Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи/чудотворяй иногда/Моисейский жезл, крестообразно поразив/и разделив море,/Израиля же беглеца, пешеходца спасе,/песнь Богови воспевающа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Избегая славы человеческой и ища безмолвия, Евфимий часто удалялся из обители в пустынные места для безмолвия – сначала на время, а наконец и совсем удалился в пустыню Зиф близ Мертвого моря, предоставив настоятельство над монастырем Феоктисту 1850 . Но преп. Евфимий и на новом месте уединения недолго оставался один. Господь в видении открыл ему, чтобы он не возбранял желающим селиться кругом его и быть под его рувоводством. Таким образом образовалась новая лавра Евфимиева 1851 , в которой он жил до конца своей жизни и был славен как чудотворец и прозорливец, ведавший человеческие помышления. В год своей смерти преп. Евфимий не пошел, по обыкновению, в пустыню на время Четыредесятницы и сказал братии: «Я пробуду с вами первую седмицу, а в субботу в полночь отлучусь от вас», – и точно в это время последовала его блаженная кончина. Отходя в жизнь вечную, преподобный завещал братии: «Да не затворяются никогда врата монастырские для приходящих; да будут всегда отверсты странникам, и все что имеете, предлагайте нуждающимся, и так изобильное свыше благословение будет подаваться вам от Бога» 1852 . Преп. Евфимий был нравом препрост, лицем красив, возраста среднего, сед, имел бороду даже до колен 1853 ; жил 97 лет и преставился в 477 году, 20 января. С того времени Церковь чтит память преподобного и богоносного отца нашего Евфимия Великого. По преставлении его, от его мощей совершились многие чудеса 1854 . Св. Дамаскин, Герман, Студит и Феофан написали многие песнопения на день св. Евфимия, ныне возносимые Православною Церковью в этот день. Дамаскин написал канон в похвалу преподобного с краестрочием: «Богатство явился еси земнородных, Евфимие». Священные чтения в день преп. Евфимия те же, какие и в честь Антония Великого . Св. Феодосия Великого 11 (24) января Феодосий Великий, основатель общежития монахов, родился около 422 года в Каппадокии от благочестивых родителей, которые получили его от Провидения как дар Божий и посему назвали его Феодосий. Воспитанный в благонравии и часто читая слово Божие, он воспламенился ревностию – оставить все и последовать Христу, и молился Господу указать ему путь правый.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Лавры – общины отшельников – образовались сами собою. Подвижник, строгая жизнь которого почему-нибудь делалась известной, не долго оставался в одиночестве. К нему начинали приходить и приносить больных. Около него в соседних пещерах поселялись те, кто, подобно ему, обрекал себя на подвижничество, но не рассчитывал на одни свои силы для победы над страстями. Скоро вокруг него собиралось целое поселение учеников, учившихся путям спасения на его примере и под его руководством. Подвижничеству учились в обителях, как спасающему душу искусству, и проходили его по степеням, ибо немногие были способны сразу поднять всю тягость строгого отшельничества и приготовляли себя к нему десятками лет. Когда преподобный Евфимий увидел себя окруженным лаврою, то нарочно учредил неподалеку от нее киновию, куда отсылал просившихся к нему для испытания и навыка в первых началах подвижничества. Киновии отличались от лавр тем, что иноки в них жили общежитием, т. е. жили, молились и работали вместе, всегда будучи друг у друга на глазах. В киновиях, конечно, легче было поддержать в себе решимость и бодрость духа, чем в лаврах, где подвижники жили одиноко в разбросанных кельях, часто не выходя из них по неделям. Так, Евфимий Великий шесть дней недели проводил неисходно в своей келье, в строгом посте и молитве: «Никогда мы не видели, – рассказывал один из отшельников его лавры, – чтобы старец когда ел, кроме субботы и воскресенья, входил с кем в сношение или с кем разговаривал. Никто также не видел, чтобы он ложился и спал на боку; обыкновенно он сидел и недолго дремал или несколько засыпал, стоя, ухватившись обеими руками за веревку, привязанную к стене в одном углу; как скоро веревка выпадала из рук, он просыпался; таким образом всю почти ночь он проводил в бдении и молитве, сопровождая ее сердечными воздыханиями и коленопреклонениями». В субботу вечером, Евфимий принимал у себя эконома своей лавры и тех, кто желал его беседы. В воскресенье он выходил в храм для участия в богослужении. После праздника Светов 18 Евфимий уходил на всю четыредесятницу в пустыню, где и скитался с одним или двумя своими учениками до самой Пасхи. Этот порядок жизни стал образцом для всех палестинских лавр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И так как апостол говорит, что всякая власть поставляется от Бога (Рим.13:1), то как человек может получить ее, если она не будет дана ему свыше (Ин.19:11)? Это исполнилось и на преподобном Евфимии. Запечатав жребии избранных, народное собрание и духовенство Великого Новгорода принесло их в соборный храм святой Софии [ 13 ] и положило на престоле. Что касается жребиев, то это было делом человеческим, но то, кому из избранных занимать такой высокий престол Божий, указано было тем, что совершилось после: по воле и суду Божию жребий пал на Евфимия, чтобы ему обладать этим престолом. После сего новгородцы с радостью отправились к преподобному и в самый день памяти святого Иоанна Златоустого [ 14 ] с почестями ввели его в храм святой Софии [ 15 ]. Долго при этом преподобный Евфимий отказывался и не хотел принять архиепископства, ссылаясь в особенности на то, что считает себя недостойным такого высокого сана, но так как он не мог противиться суду Божию, то и подчинился, наконец, воле избравших его. Это доставило великую радость всем жителям Новгорода, так как все считали его вполне достойным величия архиепископского сана. Однако после своего избрания преподобный Евфимий оставался в иноческом звании, так как посвящение его было затруднено тем, что в то время не было на Руси митрополита [ 16 ]. Пробыв непосвященным более четырех лет [ 17 ], он отправился в город Смоленск, когда находился там киевский и всея Руси митрополит Герасим [ 18 ], и от него принял рукоположение в сан архиепископа. И здесь преподобный Евфимий привел всех в удивление своим умом и рассудительностью, так что даже сам митрополит выразил удивление и с похвалою отозвался об уме его. После посвящения владыка Евфимий с великим почетом возвратился в свой кафедральный город Великий Новгород и вступил в полноправное управление своею паствою. Сознавая все величие принятого на себя сана, он предался подвигам своего служения еще с большим усердием, чем нес их до своего посвящения, помня слова Писания: кому дано много, много и потребуется (Лк 12:48).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В рукописях встречаются и др. песнопения Е. В., не вошедшие в совр. издания богослужебных книг: канон, составленный гимнографом Иосифом, 2-го гласа, с акростихом Δησιν οκτρν, Εθμιε, προσδχου, Ιωσφ (Моление жалостное, Евфимий, прими. Иосиф), ирмос: Εν βυθ κατστρωσ ποτε (        ), нач.: Διανσας δρμον τν καλν φθασας τν λυπον (Окончив течение доброе, достиг беспечального) (Ταμεον. Σ. 156); канон, нач.:        седален ( Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 47). А. А. Лукашевич Иконография Е. В. как один из наиболее почитаемых святых часто изображался в искусстве различных регионов Византии, Балкан и на христ. Востоке. Его древнейшие образы сохранились в мон-рях св. Иеремии в Саккаре (VI в.) и Бауит в Египте (VI в.), в приделе Сорока мучеников ц. Санта-Мария Антиква в Риме (705-707). Прп. Евфимий Великий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 338) Прп. Евфимий Великий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 338) Иконография Е. В., как и большинства преподобных, сложилась к концу иконоборческого периода - к IX в.: седовласый старец с высоким открытым лбом и с большими залысинами, со впалыми щеками и с длинной узкой бородой, раздвоенной на конце, облаченный в традиц. монашескую мантию с параманом. В правой руке Е. В. обычно держит крест, левая - перед грудью в жесте принятия благодати. Таким он представлен в большинстве визант. храмов: в кафоликоне монастыря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.); в нартексе ц. Св. Софии в Фессалонике (40-е гг. XI в.); в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06); в верхней церкви Бачковского (Петрицонского) мон-ря, Болгария (кон. XI - нач. XII в.); в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези, Македония (1164). Иногда его волосы разделены на прямой пробор, как на мозаике собора монастыря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056). Удлиненный овал лица и длинная узкая борода стали узнаваемыми чертами Е. В. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) святой описан как «старец плешивый, с длинною бородою до бедер» (Ч. 3. § 13. 2). Он может изображаться и в позе оранта, как на миниатюре из Минология Василия II (Vam. gr. 1613. P. 338, 976-1025 гг.), а в поздневизант. и поствизант. период - со свитком или с посохом в руках. На иконе XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае он представлен в молении к Богоматери с Младенцем.

http://pravenc.ru/text/187761.html

было 14 октября 1143 года. Мощи преп. Николы Святоши нетленно почивают в пещере преподобного Антония. Память святого священномученика Сильвана в Палестине, около которого находилась рудокопня. в 311 г. Память его совершается еще 4-го мая. В рудокопнях он сделался епископом, почему в прологах называется еще епископом Кесарийским. Житие преподобного отца нашего Евфимия Нового небольшая гористая, но плодородная провинция Малой Азии, лежащая между Фригией, Вифинией, Понтом и Каппадокией. Название получила от Галатов — воинственных племен Галльского или Кельтского происхождения. — Анкира был один из замечательных городов Галатии. гора в Малой Азии, на границе между Фригией и Вифинией. Иоанникий Великий подвизался на горе Олимпе в половине IX века. Прославился даром пророчества, предсказав окончание иконоборства и свою смерть. Память его 4 ноября. (от греч. — «кинос» общий, и «виос» — жизнь) — называются общежительные монастыри в которых братия не только стол, но и одежду и т. п. получают от монастыря, по распоряжению настоятеля, а с своей стороны весь свой труд и его плоды предоставляют обязательно на общую потребу монастыря. великую схиму. «Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают» (Пс. 48:13). его 1-го сентября. так как непосвященным не позволено брать Христовы Тайны своими руками, то святой Евфимий принял диаконское рукоположение, чтобы ему можно было самому приобщаться в пустыне Запасными Дарами. его празднуется Церковью 9 ноября. — Грецию. Евфимий Великий подвизался в V веке; память его 20 января.— В отличие от Евфимия Великого, преподобный Евфимий Солунский называется «Новым». преп. Евфимий Новый и называется Солунским или Фессалоникийским, — хотя отечество его было селение Опсо, находившееся в далеком расстоянии от Солуни; город Солунь пользовался покровительством и заступничеством преп. Евфимия, как при жизни его, так и по кончине, и в нем совершалось много чудес от св. мощей преподобного. Житие и страдание преподобномученика Лукиана, пресвитера антиохийского

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Древнейшим известным изображением Е., по-видимому, является поясная фигура на иконе Божией Матери «Одигитрия с избранными святыми» из ТСЛ (ГТГ), написанной в посл. четв. XV в. Дионисием или мастером его круга (Дионисий - «живописец пресловущий». 2002. Кат. 41). На окладе, между изображениями 2 преподобных в левой части нижнего поля, укреплена пластина с надписью: «Еуфимеи Суздалскии», и на этом основании с Е. отождествляют преподобного, представленного крайним слева (см. также: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. Кат. 255. С. 314). Однако, судя по иконографическим признакам (округлый клобук, сравнительно короткая борода), это скорее прп. Антоний Великий, тогда как Е.- в островерхом куколе, с заостренной бородой - изображен правее (в описаниях иконы назван прп. Варлаамом Хутынским). Прп. Евфимий Суздальский. Икона. XVI в. (под записью XIX в.) (ГВСМЗ) Прп. Евфимий Суздальский. Икона. XVI в. (под записью XIX в.) (ГВСМЗ) Это произведение, где Е. представлен среди наиболее почитаемых рус. и вселенских преподобных (в их числе - соименный святой прп. Евфимий Великий), служит важным указанием на то, что его иконография сформировалась к посл. трети XV в. (вероятно, в Суздале) и была известна в столице. Этому выводу не противоречат данные о сложении почитания суздальского преподобного к нач. XVI в.- известие о строительстве каменного собора над местом его погребения и обнаружение рукописей с ранними вариантами его Жития. Возникновение изображений Е. предшествовало обретению его мощей в нач. XVI в., и не исключено, что оно было обусловлено формированием почитания святого в его обители сразу после кончины. Очевидно, благодаря иконе из ТСЛ сложилось мнение о том, что образ Е. (среди проч. преподобных) помещен на каймах неск. шитых пелен, или сударей, созданных в Москве во 2-й пол.- кон. XV в. («Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому», ГММК; «Успение Богородицы», ГТГ; «Явление прор. Моисею Неопалимой купины и избранные святые», ГРМ; 2 близкие по иконографии пелены «Успение Богородицы» из дореволюционного собр.

http://pravenc.ru/text/187661.html

В Лавре преподобного отца нашего Евфимия был один брат, родом из Азии, а по имени Авксентий, и он умел ходить за мулами. Дометиан, эконом монастыря, уговаривал его, чтобы тот взял на себя это послушание, но тот все отказывался и не слушал эконома. Между тем дело это было нужным и необходимым. Эконом, взяв с собой пресвитеров Иоанна и Кириона, снова стал, вместе с ними, просить Авксентия взять на себя это послушание. Но тот все равно не слушался, а между тем уже наступила суббота — день, когда было позволено обращаться к великому Евфимию. Эконом докладывает святому обо всем, что касается Авксентия. Тот немедленно посылает за братом и начинает его увещевать: дескать, следуешь ты только собственной воле, а от послушания, которое нужно всей братии, уклоняешься; не будь таким упрямым и непослушным. Авксентий не устыдился ни уговоров, ни даже самого вида старца и продолжал отпираться. Каких только предлогов он ни находил, чтобы настоять на своей воле. То жаловался, что он здесь иноземец и не знает местного языка, то пенял на плотские похоти и множество козней лукавого. — Враг, — говорил он, — заметит, что я далеко от вас, совратит меня и сделает орудием своей злобы. И потом, так я еще привыкну к суете и хлопотам, а об остальном забуду, потеряю мир и душевный покой. Так он говорил и для отвода глаз все ссылался на душевредность послушания. В ответ на это великий Евфимий возразил: — Так мы будем молиться Богу, чадо, чтобы за твое послушание ничто не повредило тебе. Ведь Он Сам и сказал: «Я пришел не для того, чтобы Мне служили, но чтобы послужить» (Мф 20. 28). И еще: «Не ищу Моей воли, но воли пославшего меня Отца» (Ин 5. 30). Но Авксентий уперся еще больше и вовсе и не думал уступать. Тогда божественный Евфимий обратился к нему более строго: — Мы, чадо, советовали тебе то, что, на наш взгляд, тебе самому пошло бы на пользу. Но ты остался при своем непослушании, и ты узнаешь как никто другой, каков плод непослушания Не успел великий договорить, как тут же — не знаю, каким образом, — тело Авксентия свело судорогой и несчастный рухнул на землю. Тут уж оставалось только пожалеть его за его проступок. Те из братьев, кто был рядом, в душе исполнились сострадания — так жалко он выглядел. Они стали молить и упрашивать Евфимия, чтобы он помог Авксентию: тот оставался лежать на земле и тяжко расплачивался за свое преслушание. Евфимий уже и сам был готов сжалиться над ослушником и упрямцем. Он взял Авксентия за руки и поднял его: по всему телу Авксентия еще пробегала и мучила его дрожь. Но тут Евфимий, вместо лекарства наложив на него крестное знамение, избавил человека от мучений и исцелил его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

   В Лавре преподобного отца нашего Евфимия был один брат, родом из Азии, а по имени Авксентий, и он умел ходить за мулами. Дометиан, эконом монастыря, уговаривал его, чтобы тот взял на себя это послушание, но тот все отказывался и не слушал эконома.    Между тем дело это было нужным и необходимым. Эконом, взяв с собой пресвитеров Иоанна и Кириона, снова стал, вместе с ними, просить Авксентия взять на себя это послушание. Но тот все равно не слушался, а между тем уже наступила суббота — день, когда было позволено обращаться к великому Евфимию. Эконом докладывает святому обо всем, что касается Авксентия. Тот немедленно посылает за братом и начинает его увещевать: дескать, следуешь ты только собственной воле, а от послушания, которое нужно всей братии, уклоняешься; не будь таким упрямым и непослушным.    Авксентий не устыдился ни уговоров, ни даже самого вида старца и продолжал отпираться. Каких только предлогов он ни находил, чтобы настоять на своей воле. То жаловался, что он здесь иноземец и не знает местного языка, то пенял на плотские похоти и множество козней лукавого.    – Враг, — говорил он, — заметит, что я далеко от вас, совратит меня и сделает орудием своей злобы. И потом, так я еще привыкну к суете и хлопотам, а об остальном забуду, потеряю мир и душевный покой.    Так он говорил и для отвода глаз все ссылался на душевредность послушания.    В ответ на это великий Евфимий возразил:    – Так мы будем молиться Богу, чадо, чтобы за твое послушание ничто не повредило тебе. Ведь Он Сам и сказал: «Я пришел не для того, чтобы Мне служили, но чтобы послужить» (Мф 20. 28). И еще: «Не ищу Моей воли, но воли пославшего меня Отца» (Ин 5. 30).    Но Авксентий уперся еще больше и вовсе и не думал уступать. Тогда божественный Евфимий обратился к нему более строго:    – Мы, чадо, советовали тебе то, что, на наш взгляд, тебе самому пошло бы на пользу. Но ты остался при своем непослушании, и ты узнаешь как никто другой, каков плод непослушания    Не успел великий договорить, как тут же — не знаю, каким образом, — тело Авксентия свело судорогой и несчастный рухнул на землю. Тут уж оставалось только пожалеть его за его проступок. Те из братьев, кто был рядом, в душе исполнились сострадания — так жалко он выглядел. Они стали молить и упрашивать Евфимия, чтобы он помог Авксентию: тот оставался лежать на земле и тяжко расплачивался за свое преслушание. Евфимий уже и сам был готов сжалиться над ослушником и упрямцем. Он взял Авксентия за руки и поднял его: по всему телу Авксентия еще пробегала и мучила его дрожь. Но тут Евфимий, вместо лекарства наложив на него крестное знамение, избавил человека от мучений и исцелил его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010