Выдающегося афонского старца и писателя-полемиста прп. Иоанна Вишенского Святогорца Синод УПЦ причислил к лику святых Киев, 20 июля 2016 г.      Решение о причислении к лику святых известного афонского старца, ревностного поборника православия и писателя-полемиста преподобного Иоанна Вишенского Святогорца принял 20 июля 2016 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви (Журнал на своем заседании в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, – сообщает корреспондент портала «Русский Афон». Заседание Священного Синода УПЦ проходило под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Синодом УПЦ были также утверждены иконописное изображение и представленные проекты тропаря и кондака святому. Почитание памяти преподобного Иоанна Вишенского Святогорца Священным Синодом УПЦ установлено 16/29 июля (старый/новый стиль). Ожидается, что торжественный чин прославления прп. Иоанна состоится в Киево-Печерской Лавре 28 июля во время праздничного богослужения в честь Дня Крещения Руси и 1000-летия древнерусского монашества на Афоне. В чине прославления ожидается участие делегации со Святой Горы Афон. Решению о прославлении прп. Иоанна Вишенского Святогорца предшествовала длительная и кропотливая работа в архивах Украины и Афона, по результатам которой директором Международного института афонского наследия в Украине Сергеем Шумило была издана книга «Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист. Материалы к жизнеописанию " блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца " » . Эта книга и послужила основанием для составления жизнеописания выдающегося афонского подвижника и писателя. Размышляя о смысле и значении подвига афонского старца Иоаана Вишенского, автор книги Сергей Шумило пишет: «Убежденный последователь исихастского учения святителя Григория Паламы, сподвижник преподобного Иова (Княгиницкого) Тисменицкого и преподобного Иова (Желизо) Почаевского, старец Иоанн Вишенский принадлежит к числу выдающихся отечественных подвижников благочестия. Уйдя в пещерный затвор на Святой Горе Афон, он, сам о том не помышляя, оставил бессмертный след в истории Православной Церкви в Украине, повлияв на ее возрождение после событий Брестской унии 1596 года. Наследие старца Иоанна – бесценная духовная и литературная сокровищница. Незаслуженно забытое сегодня, оно является важной составляющей как отечественной культуры, так и мировой православной цивилизации. В наше время это наследие обретает новую актуальность и требует более глубокого изучения и возрождения».

http://pravoslavie.ru/95525.html

Исполняя желание Феодосия и своё собственное провести последние годы в Пещерной обители, Никон прибыл в Печерскую обитель; братия, зная, как уважал его Феодосий, предоставили ему игуменство в Феодосиевой обители 214 . Здесь ещё живы были великие ученики Антония и Феодосия: Исаакий затворник, Матфей прозорливый, Агапит врач, Григорий чудотворец . – Авве Никону приятно было видеть подвиги их и беседовать с ними. – В 1083 г. пришли к Никону из Константинополя иконописцы, нанятые, как говорили они, начальниками Печерской обители Антонием и Феодосием. Никон, сказав им, что уже 10 лет, как эти начальники скончались, показал им изображения Антония и Феодосия. Это они самые, которые наняли нас, сказали иконописцы. Тогда же Греческие купцы привезли мозаику на украшение храма. Таким образом, под надзором преподобного Никона, великая Печерская церковь украшена была иконами и мозаикой 215 . По управлению братией преподобный Никон заботился сохранять в точности всё установленное преподобным Феодосием, и Господь благословлял это усердие, дышащее высоким смирением. «Для первой недели поста, рассказывает преподобный Нестор, по причине особенного воздержания, преп. отцом нашим Феодосием установлено было, чтобы в пяток предлагались добрым подвижникам самые чистые хлеба и ещё приготовленные с мёдом и маком». Так приказывал исполнять и великий Никон. Но раз, когда Никон велел келарю приготовить хлебы, келарь «ослушался и солгал, сказав, что нет муки для приготовления таких хлебов. – Бог не презрел труда и молитвы преподобных. – После святой литургии, когда все шли на постный обед, привезли воз таких хлебов, откуда вовсе не ожидали. Увидев это, братия прославили Бога. Потом спустя два дня келарь приказал (для воскресного дня) испечь хлебы из той муки, о которой прежде сказал, что нет её. – Пекари, когда месили тесто и лили тёплую воду, увидели лягушку, варившуюся в той воде. Так было осквернено, что сделано по преслушанию 216 .» Блаженному Никону приходилось терпеть не мало скорбей от братии. И против него, как против блаженного Стефана, восставали с ропотом и негодованием; но он удержался в обители 217 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иконы эти, в киотах и серебряных золочёных окладах, Печерской Божией Матери, Казанской Божией Матери (по правую сторону царских врат), Преподобной Евфросинии и Владимирской Божией Матери (по левую сторону), все чинены, оклады их также несколько раз переделывались и на некоторых есть пробы. Из икон двунадесятых праздников помещены: Рождества Христова, Преображения Господня, Вознесения Господня (по правую сторону) и Сошествие Св. Духа, Сретение и Богоявление Господне (по левую). В третьем ярусе в середине Деисус, но уже разделённый на отдельные иконы: Господа Вседержителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи; архангела Гавриила и Михаила и апостолов, Петра и Павла. В четвёртом ярусе в середине Богоматерь (Знамение) и пророки: Захария, Аарон, царь Соломон и Илия (по правую сторону) и царь Давид, пр. Моисей, пр. Аарон(?) и Елисей (по левую сторону). Вверху Господь Саваоф. – Пророческий ярус, очевидно, составлен со значительным уклонением от древнего состава и расположения самих пророков 31 . Иконы в других местах храма: за клиросами Иверской Божией Матери, Рудинской, Казанской Божией Матери (две), Не рыдай мене мати, великомученицы Варвары, преподобной Евфросинии (две), к сожалению, переписаны в позднейшее время. Таким образом, эта икона представляет собой памятник иконописного искусства конца XVII века суздальских изографов Ионинова и Бабухина. Икона прекрасно сохранилась и не чинена, что придаёт ей особую цену. Сравнивая эту икону по манере письма с датированными памятниками иконописания современными ей – например, с иконами иконостаса Суздальского Покровского монастыря, писанными в 7194 – 1686 г. Артемием Катунцом, Иоанном Рефуситским, Флором Луховляниным, с Димитрием, Васильем, Ильей, Григорием и Алексием, прямыми учениками направления школы Симона Ушакова, в художественном отношении, мы должны признать, что техника иконописания в это время в Суздале была на значительной высоте и иконописцы – суздальцы Ионин и Бабухин ни в чем не уступали лучшим мастерам школы царских иконописцев конца XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Помимо старообрядческой среды особое почитание Е. и распространение его икон связаны преимущественно с псковскими мон-рями. В источниках XVII в. встречаются скупые сведения: в Переписной книге Псково-Печерского мон-ря 1652 г. числится только 1 икона-пядница Е.: «...образ преподобные Ефросин Псковский, в облаце Спсъ, обложен серебром венцы резные» ( Сидоренская Н. Д. Переписная книга Псково-Печерского мон-ря 1652 г.//Псков: Ист.-краевед. ж. Псков, 1999. 11. С. 190). В ц. свт. Николая Чудотворца в с. Маслогостицы (Мыслогостицы, ныне Серёдка Псковского р-на и обл.), принадлежавшем псковскому Иоанно-Предтеченскому мон-рю, в 1675 г. псковский иконописец Феодот Матвеев (с 1676 работал в Оружейной палате, выполняя иногда заказы для Пскова, напр. в 1691 - большую икону «Избранные святые» для Троицкого собора, ПИАМ) написал Мирожскую икону Божией Матери с прп. Никандром Псковским и Е. (местонахождение неизв.; Е. ошибочно назван Ефремом Псковским в кн.: Кочетков. Словарь иконописцев. С. 412). Преподобные Евфросин и Серапион Псковские. Икона. 90-е гг. XX в. (Трехсвятительский собор Спасо-Елеазарова мон-ря) Преподобные Евфросин и Серапион Псковские. Икона. 90-е гг. XX в. (Трехсвятительский собор Спасо-Елеазарова мон-ря) На иконе «Избранные святые» 1-й пол. XVII в. (частное собр., спилок многочастного произведения?) Е., с благословляющей двуперстно десницей и со свитком в левой руке, с длинной («доле персей»), раздвоенной на конце бородой, изображен вместе с мч. царевичем Димитрием Угличским, прп. Кириллом Белозерским, святителями Стефаном Сурожским, Ионой Новгородским, Стефаном Пермским, прп. Петром Ордынским. В числе избранных святых фронтальная фигура Е. со свитком помещена на прориси с иконы XVI в. (БАН. Собр. воспроизведений. 751. Л. 6) - вместе со св. Василием Блаженным и свт. Ионой Новгородским. На прориси с образа XVII в. (Там же. 772. Л. 2), к-рый, согласно надписи на обороте, принадлежал псковскому иконописцу С. Р. Кудецкому, предположительно Е. (с ошибочной поздней надписью: «Макарий») предстоит в молении Коневской иконе Божией Матери за святителями Иоанном Златоустом, Григорием Богословом и Василием Великим. По-видимому, такая иконография, связанная с посвящением главного собора обители, сложилась в стенах Елеазарова мон-ря, хотя известны и ее старообрядческие повторения ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 613).

http://pravenc.ru/text/187848.html

Вообще, удивление вызывает, как недолго остаются русские заказчиками, подражателями, учениками. Храмы русские – впервые в Новгороде – приобретают стиль самобытный, наглядное представление о коем можно получить и ныне. «София, при взгляде на нее с Волховского моста, представляется таким же великим палладиумом, каким она и была для Новгорода за свое тысячелетнее существование. Гениально задуманная общая идея масс собора завершается пятиглавием, поразительным по всей художественной концепции, особенно прекрасен силуэт средней главы, прямо бесподобный по тонкой прорисовке своих линий», – говорят А. Щусев и Вл. Покровский. О новгородских же храмах, связанных с именем строителя Петра, другой исследователь древнего русского искусства говорит: «Простота и грандиозность соборов мастера Петра доходит до максимума... Мастер Петр шел к достижению наибольшего впечатления простейшими средствами... Хотя и искаженные постройки Петра производят до сих пор неизгладимое впечатление» (А. И. Некрасов). В области иконописи прославляется инок Киево-Печерской Лавры св. Алипий. В области церковного пения появляются оригинальные творения, вызванные требованиями церковной жизни: в конце XI века упоминается русский творец канонов Григорий. Однако, как в иконописи, так и в пении церковном не столь показательны отдельные оригинальные произведения, как самое изменение стиля, «пошиба». Церковное творчество в целом проникается духом национальным». О церковной литературе скажем словами проф. прот. Георгия Флоровского : «Мы можем довольно твердо судить, как отозвалось на Руси это усвоение византийско-христианской письменности, это приобщение христианской культуре... Особого упоминания требуют несколько имен. Митр. Иларион, лучше всего известный, как автор замечательного слова «О законе, Моисеем данном, и о благодати, и истине», о котором даже придирчивый Голубинский принужден был отозваться, как о «безупречной академической речи, с которой из новых речей идут в сравнение только речи Карамзина: не ритор худших времен греческого ораторства, а настоящий оратор времен его процветания» (Голубинский напоминает и ставит еще рядом «Слово о полку Игореве».) Это, действительно, превосходный образец ораторского искусства, язык свободный и гибкий, чувствуется напряженность христианских переживаний, очень стройный и прозрачный план...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

и Феодосия Киево-Печерскаго, общих житий начальника, в Дальних пещерах почивающаго (†1074) и преподобных отец Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих: Варлаама игумена (†1065) Иеремии прозорливаго (†ок. 1070) Дамиана пресвитера, целебника (†1071) Матфея прозорливаго (†ок. 1085) Никона игумена (†1088) Исаакия затворника (†1090) Иоанна игумена (†1092) дванадесяти греков, здателей великия церкве Киево-Печерския обители (XI) Агапита, врача безмезднаго (†ок. 1095) Иоанна (†до 1088) и сына его Захарии (†после 1098) Марка гробокопателя (XI †XII) Феофила слезоточиваго (XI †XII) Иоанна богоугодника (XI †XII) Феофила другаго (XI †XII) Феодосия другаго (XI †XII) Иоанна другаго (XI †XII) Прохора чудотворца, лебедника (†1107) Пимена многоболезненнаго (†1110) Алипия иконописца (†1114) Григория иконописца (XII) Никона сухаго (нач. XII) Нестора летописца (†ок. 1114) Пимена постника (†после 1114) Исаии чудотворца (†1115) Спиридона просфорника (†ок. 1141) Никодима просфорника (†ок. 1141) Николы святоши, князя Черниговскаго (†1143) Онисифора исповедника (†1148) Иоанна многострадальнаго (†1160) Еразма черноризца (†ок. 1160) Афанасия затворника (†ок. 1176) Поликарпа архимандрита (†1182) Илии муромца (†ок. 1188) Арефы затворника (†не позже 1190) Тита иеромонаха (†1190) Сильвестра чудотворца (XII) Нектария послушливаго (XII) Иоанна постника (XII) Макария постника (XII) Феофана постника (XII) Анатолия затворника (XII) Авраамия затворника (XII †XIII) Онуфрия молчаливаго (XII †XIII) Саввы богоугодника (XIII) Авраамия трудолюбиваго (XIII) Елладия затворника (XII †XIII) Луки иконома (XIII) Сергия послушливаго (XIII) Сисоя затворника (XIII) Феофила затворника (XIII) Онисима затворника (XII †XIII) Алексия затворника (XIII) тридесяти отец мироточивых глав Ефрема пресвитера (XIII) Евстафия златаря (XIII) Иеронима затворника (XIII) Меладия старца (XIII) Пергия старца (XIII) Павла чудеснопослушливаго (XIII) Мелетия иерея (XIII) Серапиона иерея (XIII) Филарета иерея (XIII) Азарии постника Вассиана

http://pravoslavie.ru/2368.html

Вглядываясь в жизненный подвиг Григория Синаита , нельзя не обратить внимания на то, что большая часть его монашеской жизни протекала в странствованиях. Отчасти турки, разбойники и всякие препятствия к безмолвной жизни побуждали его передвигаться с одного места жительства на другое. Но святой патриарх Каллист, биограф Синаита, указывает и на другую причину странствований преподобного: на его «стремление всех привлекать к высоте созерцания с помощью деятельной добродетели и умной молитвы» 326 . Святой Григорий, по мысли Каллиста, и на Афоне, и в Парории, и во всех местах, где бы ни обосновывался, устраивал чрез свою проповедь и личный пример как бы «духовную мастерскую», «воссозидавшую души иноков... к лучшему». Его властное, проникнутое благодатной силой слово нередко преображало «одичавших разбойников в смиренных пастырей» и покоряло его любви даже злостных врагов 327 . Следовательно, в лице преподобного Григория пред нами во всем ореоле встает великий миссионер, в самом возвышенном смысле этого слова, неутомимо распространяющий свои убеждения письменными творениями и еще более устной проповедью. Ему по праву принадлежит честь называться возродителем на Востоке подвижничества созерцательного типа 328 . У наблюдателя духовной мощи этого великого «странника-миссионера» невольно возникает желание сопоставить его с преподобным Арсением Великим , который в общем строе жизни руководился одинаковым с Синаитом принципом: «Бегай, молчи, безмолвствуй» 329 . Троице-Сергиева Лавра как символ единения Руси 330 Из церковных центров, веками выполнявших ответственную задачу объединения русского народа на религиозно-патриотической и культурной почве, безусловно, следует назвать прежде всего знаменитую Троице-Сергиеву Лавру. Говорить о Лавре как о символе единения Руси – это значит говорить об объединяющем влиянии среди русского народа государственной, религиозной и просветительской деятельности лаврских иноков с эпохи Преподобного Сергия до XX столетия. Кроме того, являясь отражением идей нашей национальной культуры, лаврские памятники древности, взять хотя бы архитектурные и иконописные, представляют в Сергиевой обители образцы культурного развития и отражают общерусские интересы своего времени. Вторая по древности, после Киево-Печерской, Лавра Преподобного Сергия Радонежского с конца XIV века обретает огромное культурно-просветительное значение для северной, средней и восточной частей Руси уже одним только своим строго-общежительным укладом жизни насельников.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Надо прибавить, что в святой иконе с лицевой ее стороны под слюдой вложены отцом Аристоклием несколько частиц камня от Гроба Господня и малые частицы святых мощей угодников Божиих: святого великомученика и целителя Пантелеимона, святого преподобномученика Иакова Иверского и святых Киево-Печерских: преподобного Нифонта, епископа Новгородского, преподобного Дамиана Целебника, преподобного Григория Иконописца, преподобного Спиридона Просфорника, преподобного Прохора Чудотворца, преподобного Онисифора Исповедника, преподобного Тита Пресвитера, преподобного Феодора, князя Острожского, преподобного Поликарпа архимандрита, преподобного Иоанна Многострадального и преподобного Василия Печерского. Время болезни отца Авраамия (1895–1898 годы) За время болезни отца Августалия, в схиме принявшего имя Авраамия, сменилось три заведующих пустынью Фиваидой: иеросхимонах Ефрем (управлял пустынью с 1895 по 1896 год), иеромонах Магистриан (в 1896 году) и иеромонах Флавиан (с 1896 по 1898 год). В 1896 году заведующий пустынью Фиваида иеросхимонах Ефрем по случаю болезни уволился от управления Фиваидой и на его место назначен и принял должность иеромонах Магистриан, тоже болезненный. Он управлял обителью около трех месяцев и также по случаю болезни от управления отказался. На его место из монастыря был назначен заведующим иеромонах Флавиан. Во время его заведования в 1897 году в обитель поступило пожертвование – колокол в 11 пудов, также получен от иеромонаха отца Иоанникия в достояние Фиваидской соборной церкви большой ковчег со святыми мощами и святой крест с частью Древа Животворящего Креста. Еще пожертвовано от московского купца Ф.Н. Самойлова 3000 рублей деньгами. Усердием двух братьев М. и И., иноков пустыни Фиваида, на их средства сооружена величественная икона Божией Матери «Достойно есть» шириною 2 аршина замечательной живописи. Писал ее известный живописец из греков иеромонах Иоасаф. В 1898 году заведующий пустынью Фиваида иеромонах Флавиан по случаю болезни от должности уволился, на его место назначен опять иеросхимонах отец Авраамий (бывший отец Августалий), оправившийся от болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Вздорнов Г. И. Портреты новгородских архиепископов в искусстве XIV в.//ДРИ. М., 1980. [Вып.:] Монументальная живопись XI-XVII вв. С. 115-134; Пятницкий Ю. А. Двери церковные («Васильевские врата»)//Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996. 76. С. 310-311; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. 198; Т. 2. 89. С. 72; Преображенский А. С. Архиерейский проскинезис: Спас митр. Киприана и ктиторская иконография XIV в.//Russia Mediaevalis. Мüпсн., 2001. T. 10, N 1. S. 76-106; Словарь рус. иконописцев XI-XVII вв./Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2003. С. 112. М. А. М. . Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МОИСЕЙ († 1363), свт. (пам. 25 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Новгородский (1326-1330, 1352-1359) НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/Василий ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АЛФЕЙ Анатольевич Корбанский (1871 (по другим данным 1873) – 1937), сщмч. (пам. 24 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), диак. АМВРОСИЙ (Шевцов Андрей Григорьевич; род. 9 дек. 1975 г.), епископ Светлогорский, викарий Гомельской епархии АМВРОСИЙ (Ермаков Виталий Анатольевич; род. 15 июня 1970 г.), митрополит Тверской и Кашинский, глава Тверской митрополии АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АМОС († 1611), протопоп новгородского Св. Софии собора, герой обороны Новгорода от шведской армии под командованием Я. Делагарди АМФИЛОХИЙ († 1122), еп. Владимиро-Волынский, свт. (10 окт., в Соборе Волынских святых, в Соборе Киево-Печерских преподобных в Дальних пещерах почивающих и в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121660_8.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010