Что вы стараетесь замечать за собою недостатки нравственные — это доставляет вам помощь к приобретению смирения, и вперед — остережения от оных (преп. Макарий). ...Когда будешь замечать чужие немощи и гордиться перед другими мысленно, надо отвечать помыслу бесовскому: «Я хуже всех», — и хотя не прочувствовенно, а все-таки сказать... (преп. Варсонофий). Проверяйте себя и кайтесь в согрешениях своих. Конечно, утром припоминать можно только грубые согрешения, например, проспал и опоздал к утрени, осудил за утреней кого-либо, вольно держал себя и т. п., ибо ночь у нас проходит во сне, а у древних отцов она проходила в бдении... Проверка своей жизни приводит к познанию своих грехов, познание своих грехов приводит к познанию своей немощи и покаянию, а это приводит, в конце концов, к мысли о Боге и смерти, а вполне определенного здесь ничего не может быть. Поэтому достаточно будет, если мы будем вспоминать свои согрешения, проверять свою жизнь и каяться в своих согрешениях, бывших за день или за ночь. «Прости мне, Господи, что я оскорбил брата или сделал то-то и то-то!» (преп. Варсонофий). Вопрос: «В каком положении тела должно проверять свою жизнь?» Ответ: «В каком угодно, лучше же всего сидя. Выберите полчаса, сядьте и проверьте себя. Монах не может быть в одном состоянии, он или идет нравственно и духовно вперед, или назад, ни одной минуты он не стоит на одном месте, он все время находится в движении...» (преп. Варсонофий). Хорошо, кто заботится о внутренней созерцательной жизни, ибо она дает ему все... (преп. Варсонофий). ...Большее внимание монаху должно обращать на нужнейшее и полезнейшее, а что может быть нужнее и полезнее Царства Небесного? А где оно? Услышь Самого Бо­га, вещающего: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Внимай же себе! Если оскудевает терпение, не унывай. Этим путем шли все святые, с которыми желаю тебе вечного сопребывания (преп. Анатолий). Глаза береги. «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его» (Мф.5, 29). Господь повелел. Борьбу себе навлечешь, если не будешь беречь глаз и языка (преп. Анатолий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Улучшения физической крепости не предвидится - ожидается только ухудшение. Согласно Священному Писанию (см. 3 Ездр. 5; 48-55), последующие поколения будут еще более слабыми. " Преподобный Макарий советовал заниматься Иисусовой молитвой вслух, не выделял ее из ряда других монашеских деланий. Но, разумеется, никогда ни преподобный Макарий, ни другие Оптинские старцы умного делания не отвергали. Учитывая общее упадочное состояние эпохи (так оно, о. Доримедонт, все-таки было " упадочным " ? - ред.), Оптинские старцы в своем духовном руководстве были чрезвычайно осторожны, высоких учений всем и сразу не преподавали " (С. 18). Судя по всему, высокого учения об этом предмете Оптинские старцы не преподавали никому. Дошедшие до нас письма показывают, что ими преподавалась весьма невысокая степень делания молитвы Иисусовой. Хотя это вовсе не значит, что сами они не достигли высоких степеней. Возможно, такие советы давались устно или до нас дошли не все письма. Но воспоминаний учеников или каких-либо других письменных источников, в которых Оптинскими старцами говорилось бы о высоких степенях делания Ии-сусовой молитвы, мы не имеем, за исключением отдельных наставлений преподобного Варсонофия Оптинского. Возможно, это произошло потому, что большинство духовных детей и посетителей старцев были мирянами или насельницами женских монастырей. Как известно, мирянам, за редким исключением, Святые Отцы запрещают преподавать высокие учения и тонкие аскетические делания, как несвойственные их образу жизни. Преподобные старцы Оптинские учили смирению и другим добродетелям, в том числе, молитвенному деланию. Но относительно молитвы чаще всего предлагали следующий совет: начни, а дальше сама молитва научит тому, что нужно делать. Оптинские старцы учили непрестанной молитве, заповедуя творить ее вслух во избежание прелести, т.е. преподавали, главным образом, молитву гласную. Их наставлениями ученик прекрасно приготовляется к молитвенному деланию, ему преподается основа молитвенной и монашеской жизни: смирение, послушание, самоукорение, покаяние - об этом, действительно, говорится много.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2332...

Брань с помыслами Прогонять помыслы, противиться им могут только святые, а нам от них надо бегством спасаться... сразу у вас нет своих сил бороться с помыслами, то будете призывать Господа Иисуса, и имя Его будет прогонять от нас помыслы. В грех они, как я уже сказал, поставиться не могут. Например, разве вы виноваты, что, когда отворили дверь кельи, вас охватил ветер и засыпало снегом. Никакой в этом вины нет. Но раз вы видите, что вам не под силу идти по такой вьюге, то можно спастись только бегством, именно, захлопнуть дверь. А другой, покрепче, он, подобно Да­виду, выходит на единоборство, но не с голыми руками. Заметьте, с чем вышел Давид на Голиафа — с камнем. А что значит камень? «Камень же был Христос» (1Кор. 10, 4) (преп. Варсонофий). ...Иногда уходят из храма из-за помыслов. Это, конечно, неразумно. Враг подымает брань помыслов с целью вывести из храма. Не должно поддаваться врагу. В боль­шинстве случаев у молодых бывают блудные помыслы, а у старых — помыслы гнева, воспоминание старых обид. Враг как бы говорит: «Ты помнишь, такой-то вот тебя оскорблял при всех, а ты смолчал, ни слова ему не сказал. Эх ты! А ты ему вот что, да вот что сказал бы...» Иногда от подобных помыслов иной весь вспыхнет от гнева. Надо бороться... (преп. Варсонофий). Когда беспокоят помыслы, или смущают, или тревожат, то не надо входить в разговор с ними, а просто говорить: «Да будет воля Божия!» Это очень успокаивает... (преп. Варсонофий). А мы, если и окунемся в скверные помыслы — не уныем, но скорее поспешим к чистой воде покаяния и самоукорения, и Господь Милосердый простит (преп. Анато­лий). Без помыслов не проживешь. Все равно, как без навоза хлебушка не вырастишь. Премудрому они венец сплетают. Дай премудрому вину, и премудрший будет. А кто ими оплетается, тот пусть кается, восстает и спасается (преп. Анатолий). Да помыслов долго не держи. Пишешь, что у монахини их быть не должно: да к кому же им и лезть, как не к молодой монашке; у старой им поживы мало, те уж иску­сились, а молодых демоны и томят и тоскою, и другими страстями. От этого молоденькие делаются искусными: муж не искушен — неискусен (преп. Анатолий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Силою свыше препоясався, преподобне, и крест на рамо взем иноческих скорбей, смиренномудренно попрал еси вся искушения бесовская и к почести вышняго звания победоносно потекл еси. Темже венец похвал сплетающе, сице тебе вопием: Радуйся, святоотеческим учением, яко диадимою, разум увенчавый; радуйся, ангелоподобными добродетельми душу украсивый. Радуйся, иноческое житие серафимски пламенне возлюбивый; радуйся, предание богоносных старцев яко мед духовный пивый. Радуйся, смиренномудрия камень краеуголен во глубине души утвердивый; радуйся, молитву, яко меч духовный, трезвением изостривый. Радуйся, псалмопением непрестанным демонская вышения смиривый; радуйся, трудолюбными подвиги храмину добродетелей совершивый. Радуйся, Варсонофие, Оптинскаго старчества боголепное украшение. Кондак 5 Богоносному старцу Анатолию прилепивыйся любовию душевною, и добродетельным его житием душу свою снабдив, яко чадо возлюбленное дары сыноположения приял еси от него пребогатыя, духодвижною молитвою благодарно Богу вопия: Аллилуия. Икос 5 Яко мудрый пастырь бразды правления скита Оптинскаго приял еси, и стадо монашествующих духозлачным учением окормил еси, темже братия, видяще благодать старчества, на тебе почивающую, единогласно воззваша тебе таковая: Радуйся, терпеливодушно понесый гонения, яко старец Лев; радуйся, украшенный смиренномудрием, яко старец Макарий. Радуйся, розго, процветшая благословением старца Амвросия; радуйся, верный помощниче и жезле старости преподобнаго Иосифа. Радуйся, возлюбленное чадо старца Анатолия; радуйся, духовный друже и сотаинниче старца Нектария. Радуйся, богомудрый управителю скита по заветом старца Моисея; радуйся, любвеобильный авво, воспитавый Никона исповедника. Радуйся, Варсонофие, Оптинскаго старчества боголепное украшение. Кондак 6 Солнце Правды предуготови тя, яко стрелу избранну, и к темнонеистовым языком тя устреми. Ты же молитвами своими христолюбивому воинству на враги споборствовал еси, раненых воев Тайнами церковными пастырски снабдевая. Темже славит тя страна Российская и Богу победно вопиет: Аллилуия. Икос 6

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Что сказано в псалме: «Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя...» (Пс. 24, 18)». Отсюда ясно, что истинное смирение никогда не бывает без труда, а истинный труд никогда не бывает без смирения, одно должно быть необходимо сопровождаемо другим, иначе мы не будем получать никакой пользы. А если будем и трудиться, и смиряться, как сказано в псалме: «Виждь смирение мое и труд мой», то получим награду — оставление грехов, как сказано: «И остави вся грехи моя». Поэтому необходимо упражняться и в том, и в другом (преп. Варсонофий). Иногда выражают мне некоторые свое желание высшей монашеской жизни, высших подвигов. А что может быть выше прощения обид, оскорблений, терпения скорбей и немощи братской?! Вы, вероятно, помните случай из жития преподобного Пахомия. К нему приходит инок и говорит: «Авва! Благослови меня, я хочу идти и предать себя на мучение, дабы иметь мученический венец». А преподобный Пахомий говорит: «Ни, отче! Советую тебе остаться в обители, нести всю тесноту иноческого жития и немощи собратий и отрекаться от своей воли, — это вменится тебе в мученичество! (преп. Варсонофий). Лицемерие, двойственность, лукавство вообще погрешительны, а на монашеском пути это — прямая погибель. Надо твердо идти, никуда не сворачивать, не служить и нашим и вашим... (преп. Варсонофий). Тебя устрашило слово: «истязай будешь в День Судный» (чин пострижения монахов), а за обеты, данные в крещении, неужели не будем истязаны в День Судный? Ежели б не было покаяния и надежды на милосердие Божие, то, конечно, надо бы упасть духом, а как мы находимся в борьбе страстей, падаем и восстаем и приходим во смирение, то и надеемся на милость Божию, а не на наши дела (преп. Макарий). ...Не думайте, что сразу можно на небо взлететь и мертвецов воскрешать! Нет, сначала нужно упражняться во внешнем монашестве, перешагнуть его, а приступать сразу ко внутреннему нельзя, нужно потерпеть всякие скорби, унижения и озлобления и внутри себя от диавола, и совне от неразумных собратий. Сначала нужно пройти весь искус.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Если и случится согрешить — верь в милосердие Божие, приноси покаяние и иди дальше, не смущаясь (преп. Варсонофий). Жизнь всякого человека, а в особенности монаха, идет по некоему таинственному плану; все в ней целесообразно и премудро... (преп. Варсонофий). ...Ты не тужи, что у тебя не ременные гужи. Лыко да мочало оборвалось; связала, и опять помчала. На вопрос: «Что это значит, батюшка?» — старец ответил: «А вот ехал богатый барин на тройке; у него и лошади были хорошие, и сбруя ременная. Ехал и бедняк. У того и лошадь была плохая, и вся сбруя — лыко да мочало. Оба попали в зажору (подснежная вода в ямах и рытвинах на дороге при таянии снега). У обоих сбруя порвалась. Высвободившись кое-как из зажоры, бедняк связал свое лыко да мочало, и поехал себе вперед, а богатый остался на месте — ременные гужи надо было сшивать» (преп. Амвросий). ...Вся жизнь... есть дивная тайна, известная только одному Богу. Нет в жизни случайных сцеплений обстоятельств — все промыслительно. Мы не понимаем значения того или другого обстоятельства, перед нами множество шкатулок, а ключей нет. Были... такие люди, которым открывалось это... (преп. Варсонофий). Вопрос: «Как жить?» Ответ: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение» (преп. Амвросий). Вопрос: «Как жить?» Другой ответ: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно» (преп. Амвросий). ...Жить можно и в миру, только — не на юру, а жить тихо (преп. Амвросий). Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, — чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх, а мы как заляжем на землю, так и встать не можем (преп. Амвросий). Касательно устройства судьбы своей клади утром и вечером по шесть поклонов, т.е. три Святителю Николаю и три преподобной Евфросинии, с молитвою Святителю Ни­колаю: моли Бога о мне грешной и устрой судьбу мою по воле Божией ко спасению! (преп. Анатолий).  З Забота о ближних ...Не должно столь много беспокоить дела об участии родных, но более в терпении души возлагаться на Господа, тем паче, что такая привязанность как бедственна для сердца, чужда преданности Вышнего, так и потому, что все случаи не суть слепые, но водимые Провидением Мироправителя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ин канон преподобнаго, глас 2, егоже краегранесие: О птинскую хвалу, Варсонофия ублажаем. Песнь 1 Ирмос: М оисейскую песнь восприимши, возопий, душе:/Помощник и Покровитель бысть мне во спасение,//Сей мой Бог, и прославлю Его. Оптины пустыни красу и хваление, преподобнаго старца Варсонофия ныне блажаще, Дивнаго во святых Своих Бога прославим. Тишину скита возлюбив, преподобне, ангелу пустыни Предтечи последуя, устен безмолвием и молением непрестанным, помыслов откровением и вседушным послушанием, утешения благодатнаго был еси чадо, Подателя всяческих благ прославляя. Богородичен: И ноком Тя помощницу теплую ведый, пред иконою Казанскою прилежно моляся, угодник Твой Варсонофий милость улучи, темже Тя в радости, Чистая Дево, прослави. Песнь 3 Ирмос: У твердися сердце мое в Господе,/дающем молитву молящемуся,/яко лук сильных изнеможе,//и немощствующии препоясашася силою. Треволнения мира избег, скит Оптинский избрал еси, Варсонофие, яко пристань безмолвную, старцем Амвросием призванный, и старцу Анатолию быв чадо послушания, темже и утвердися сердце твое во Господе. Исполины страстей и бесов полцы изнемогоша, молитвою бо препоясався и именем Господним вооружився, тех поборал еси, Варсонофие воине доблий, Господа на помощь призывая. Лукавствие врага изобличил еси, святоотеческий имея светильник разсуждения, в сердце же мир Христов: темже вся стрелы лукаваго невредны тебе сотворишася, богомудре, и лук того сокрушися. Богородичен: А ще и во гресех есмь, и уста имам скверная, но не премолчу, Пречистая, благодеяния Твоя безмерная пети, Тобою бо утверждается сердце мое во Господе. Ин Ирмос: Н еплодствовавший мой ум,/плодоносен, Боже, покажи ми,/Делателю добрых, Насадителю благих,//благоутробием Твоим. Неплодныя смоковницы посечения убоявся, преподобне Варсонофие, отче наш, данный ти талант трудолюбно возделал еси: дивно бо бяше зрети мужа в летех совершенна, яко отроча послушливо, старцем внимающа, скорби от неразумных братий терпяща, благоутробнаго Бога о всем прославляюща.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Гордая монахиня, бывшая сборщица, не хочет принимать ваших слов. Ну и Бог с ней. У святого Лествичника написано, что гордых силен исцелить только Един Бог. А потому молитесь за нее, чтобы Сам Господь имиже весть судьбами вразумил и наставил ее на полезное и спасительное (преп. Иосиф). Краеугольный камень иноческого жития есть смирение. Смирение и послушание помогают приобрести различные добродетели, особенно в телесном отношении, но если есть гордость — все пропало. Подобно тому, как погибают, делаются ничем пятисотрублевые кредитные билеты, брошенные в огонь. Пока они вне огня, они имеют огромную стоимость, но лишь только попали в огонь — превращаются в пепел, ничего не стоящий. Или еще, человек с великими добродетелями, но гордый — подобен огромному кораблю, нагруженному всякими драгоценностями, но не входящему в пристань, а гибнущему среди моря. Так с одной стороны велик и гибелен порок — гордость, а с другой — так спасительно смирение. «На кого воззрю, только на кроткого и смиренного, трепещущего словес Моих» (Ср.: Ис.66, 2), — говорил Господь (преп. Варсонофий). Ту гордыню, в которой они стоят перед Богом, мы себе даже представить не можем. Мы не можем понять, с какою ненавистью относятся они к Богу... «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5, 5). Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится как бы уже сродни бесу... (преп. Варсонофий). За гордостью, словно по стопам ее, всегда идет блуд (преп. Варсонофий). Ты пишешь, что с прочими своими грехами помнишь беспредельную свою гордость и тщеславие, которые и суть причиною всех твоих скорбей и бедствий душевных и телесных, ибо Господь гордым противится, смиренным же дает благодать. Помня о беспредельной гордости своей, не красуйся ею, но сбрось с себя, яко непотребную одежду, и старайся облечься в ризу смирения, которая прикроет твою душевную наготу и доставит радование и веселие души (преп. Лев).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Искусство Изящные произведения искусства услаждают не одною красотой внешней формы, но особенно — красотою внутреннего содержания, красотою умно-созерцательною, идеальною. Откуда такие явления в душе? Это гости другой области, из области духа. Дух, Бога ведущий, естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет насладиться. Хотя не может он определенно указать, что она есть, но, предначертания ее сокровенно нося в себе, определенно указывает, что она не есть, выражая сие показание тем, что не довольствуется ничем тварным. Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, и душа увлекается вслед ее и, постигая ее своим душевным образом, то в радости бросается на то, что в ее круге представляется ей отражением ее (дилетанты), то сама придумывает и производит вещи, в которых часть отразит ее, как она представилась (художники и артисты). Вот откуда эти гости, сладостные, отрешенные от всего чувственного чувства, возвышающие душу до духа и одухотворяющие ее! Замечу, что из произведений искусства я отношу к сему классу только те, содержанием которых служит красота незримых божественных вещей, а не те, которые хотя и красивы, но представляют тот же обычно душевный телесный быт или те же полезные веши, которые составляют всегдашнюю обстановку того быта. Не красивости только ищет душа, духом водимая, но выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух (преп. Варсонофий), Некоторые говорят, что науки и искусства, особенно музыка, перерождают человека, доставляя ему высокое эстетическое наслаждение. Но это неправда. Под влиянием искусства: музыки, пения и т. д., человек, действительно, испытывает наслаждение, но оно бессильно переродить его (преп. Варсонофий). Поэты и художники, которые удовлетворялись только восторгами, получаемыми от искусства, подобны людям, дошедшим до портика Царского дворца, но не вошедшим внутрь чертога, хотя им и предлагали (преп. Варсонофий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Если приходится пропустить что-либо из правила, то на следующий день не исполняйте пропущенное, только надо мне сказать, некоторые так рассуждают: «Сегодня пятисотницу не буду справлять, а завтра две справлю». Так не надо, ибо впадете в неоплатные долги, а пропустили, так пропустили, делать нечего. ...А в случае, если застанешь утренние молитвы, но не с самого начала, то ничего, хорошо, что кончик слышал (преп. Варсонофий). все читать на славянском языке, а порядок чтения такой: сначала две кафизмы со всеми молитвами и поклонами; затем две главы из Апостола (Апокалипсис на келейном правиле не читается), главу Евангелия и помянник. Это все... после трапезы до чая. Остается пятисотница на вечер от 9—10 часов после благословения перед сном (преп. Варсонофий). Вопрос: «Вы не раз говорили, чтобы я держался за пятисотницу. Что это значит?» Ответ: «Держаться — значит аккуратно и исправно исполнять ее в положенные дни. Вот и батюшка Амвросий так говорил одному из своих учеников, схимонаху о. Мелхиседеку, который мне передавал об этом сам: «Держись за пятисотницу, как за спасительное вервие, не заблудишься». Почему так? Очевидно, потому, что в ней есть некая сила. Батюшка Амвросий не открыл нам, какая это сила, в чем она заключается, но можем думать, что в произношении имени Иисуса Христа. Другие думают, что сила в том, что пятисотница ведет свое начало от древних святых отцев Египта и Палестины... Когда читают всякие другие молитвы, все еще чего, когда же начинают справлять пятисотницу, сразу падают помыслы. Враг сразу ополчается. Вот из этого мы познаем, что пятисотница имеет некую силу, если она столь ненавистна врагу» (преп. Варсонофий). Клевета Скорбишь и о том, что тебя клевещут напрасно. Вспомни, как клеветали Господа нашего Иисуса Христа, Царя славы! Кто ж мы? Он безгрешен, а мы, хотя в том и невиновны, но в других случаях много повинны пред Богом, а за те-то невидимые грехи попускает Бог клевету ложную, чтобы оною очистить те грехи (преп. Макарий). ...Ты оклеветаема в том, в чем знаю, что ты невинна: то-то и хорошо, что невинна; люди клевещут, а Бог оправдает, а между тем надобно веровать, что это попущено Божиим смотрением, чтобы терпением сего порицания ты очистилась от грехов другого рода, в неимении коих никто не похвалится, да скорби оные восполнят недостаток подвигов твоих монастырских... Когда смиришься, то и успокоишься, и молись за оскорбляющих тебя, и во всех скорбях твоих старайся находить себя виновною, если не чем другим, то тем, что не понесла, не терпела и не исполнила заповедь любви к ближнему (преп. Макарий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010