Когда они принесли рыбу к преподобному, он сказал им с кроткою улыбкою: «вы принесли мне детей, зачем же утаили мать». Прощаясь однажды с архиепископом Антонием, препод. Варлаам сказал ему: «если Бог благословит, приеду ко святыне твоей на санях в пятницу первой недели поста св. апостолов Петра и Павла». Святитель пришел в недоумение от слов старца, но не дерзал спросить объяснения. И что же? Накануне назначенного дня в ночи сделался сильный мороз и выпал такой обильный снег, что преподобный действительно приехал на санях из своей обители. Народ, видя среди лета такое множество снега пришел в большое уныние, опасаясь за благосостояние своих полей; но старец успокоил всех сказав, что снег не только не повредит жатве, а еще более поможет её обилию; потому что он, как враг червей, истребит их совершенно, несмотря на то, что они завладели всеми растениями, а, расстаивши, своею влагою оплодотворит землю. Богатый урожай хлеба оправдал слова св. старца. В воспоминание сего дивного события архиепископ и установил крестный ход из города в обитель Хутынскую, который с того времени ежегодно совершается и доныне. Один из окрестных поселян, весьма усердный к обители, имел единственного сына, которого посылал иногда в монастырь с припасами для братии. Однажды отрок сильно заболел и отец поспешил с ним в обитель просить молитв преподобного, но дорогою отрок умер и отец с горьким плачем принес усопшего в келью угодника Божия. Покуда отец пошел приготовить все нужное для погребения, препод. Варлаам молитвою воскресил отрока, но запретил отцу разглашать это чудо при жизни чудотворца. Из чудес и деяний, явленных преподобным Варлаамом после его смерти, особенно замечательны следующие: Однажды, когда скупой казначей хотел нарушить волю преподобного о страннолюбии и благотворении нищим, Варлаам явился ему чувственно и строго наказал его словами и жезлом. Также поступил он в другой раз с немилостивым келарем, прекратившим раздачу хлеба и с двумя игуменами, недостойными своего сана. Обличив их сперва словами, он прилагал им и раны.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

6-е Святого Павла исповедника, архиепископа Константинопольского Павел – Солунянин, архиепископ Цареградский, был из жертв той смуты, которою долго потрясала православную Церковь гибельная Ариева ересь. Несколько раз восходил Павел и был низвергаем с престола патриаршего, смотря по тому, чье влияние преобладало в ожесточенной и часто кровопролитной борьбе между арианами и православными. Но и в ссылке, и на престоле он всегда одинаково заявлял себя твердым и непоколебимым исповедником и столпом православия, что и послужило наконец причиною его мученической смерти: сосланный императором Констанцием, приверженцем Ариева учения, в Каппадокию, в город Кукуз, Павел был задушен арианами во время Богослужения собственным его омофором... Это было в 350 г. – В 381 г. мощи его были перенесены в Константинополь, а оттуда в Венецию в 1326 г., где и находятся в настоящее время. В неистощимо-разнообразных славословиях святым своим изливающаяся Церковь воспевает и св. Павлу, торжествуя память его: «Божественные веры исповеданием, другаго Павла, тя Церковь ревнителя во священницех показа; свозопиет ти и Авель ко Господу, и Захариина кровь праведная, отче преподобне, Христа Бога моли дароватися нам велией милости!» (Тропарь). «Облиставый на земле, яко звезда небосветлая, кафолическую просвещаеши Церковь ныне, о нейже и страдальчествовал еси, душу твою, Павле, предложив; и якоже Захариина и Авелева, ясно вопиет твоя кровь ко Господу!» (Кондак). † Преставление преп. Варлаама Хутынского По вкладной преп. Варлаама видно, что он был сын богатых родителей и от них получил богатое наследство. «Се же все дал Варлаам Михалев сын», говорит преподобный 70 . По синодикам, родители его – Михаил и Анна. По твердому местному преданию, они жили в Новгороде, на Софийской стороне, в прежнем Неревском конце. Здесь родился и проводил юные годы свои Алексий Михайлович, будущий подвижник Варлаам. Это место впоследствии отличено было каменным крестом, а потом часовнею. В грамоте патр. Никона читаем: «устроена часовня 1645 г. на Досланной улице, где прежде того стоял каменный крест, а в древнее время жил чудотворец Варлаам» 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Старина Новгородская с ее вековыми преданиями и грозная Москва, вооруженная Татарскими силами, притеснения пустынному монастырю на далеком острове от окрестных жителей – и предприимчивость благчестивого подвижника, который невольно стал прорицателем великого переворота в земле русской – вот те чувствительные струны, которых так ловко касается это сказание, возникшее в смутных, перепутанных условиях действительности, и возведшее эту действительность до идеала, подчинив ее вещему видению и прорицанию Соловецкого пришельца. III. По убеждениям наших предков, Новгород пал за свои тяжкие прегрешения. Несмотря на потерю своей вольности и старины, Новгородцы не исправились в жизни, прилагая грехи ко грехам. Настало страшное время: Господь Бог во гневе своем решил стереть этот город с лица земли, если не принесут его жители полного раскаяния в сокрушенном сердце. Это было около того же времени, при архиепископе Серапионе, о котором упомянуто выше. Между сказаниями о чудесах Варлаама Хутынского есть одно 284 , яркими красками рисующее перед нами тяжелое расположение духа Новгородцев в конце XV и в начале XVI в. Было чудо – так повествуется в сказании – преславное видение и ужаса исполненное в пречестной обители Боголепного Преображения Господа Бога нашего Иисуса Христа и преподобного отца Варлаама. Однажды ночью случилось быть понамарю, именем Прохору, в церкви Всемилостивого Спаса некоей ради церковной потребы. И видит он в церкви страшное чудо: на паникадилах и на свешниках все свечи зажжены, а церковь исполнена благоухания фимиама и ливана. И входят в церковь три мужа, сияющие светом, как солнце, и говорят понамарю Прохору: «Отче святый! где пребывает ваш настоятель и праотец честной и святой сей обители, игумен Варлаам?» – «Господия моя – отвечал им понамарь: честные и светлые мужие! верно, вы не нашей страны жители, когда не знаете, что игумен Варлаам преставился от жизни сей больше трех сот лет». На это велели ему три светлые мужи показать им, где положен во гробе игумен Варлаам, и пришедши на то место, сотворили молитву и воззвали: «Преподобный великий чудотворец Варлааме! Господь наш Иисус Христос послал нас к Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Особенно замечательный случай прозорливости св. Варлаама Хутынского (XII век) остался навсегда памятным в Новгороде. Преподобному пришлось быть у Новгородского архиепископа. При прощании архиепископ велел ему побывать через неделю. Святой Варлаам отвечал: «Если Бог благословит, я приеду к твоей святыне на санях в пяток первой недели поста святых апостолов Петра и Павла» (а это месяц июнь). Удивился архиепископ такому ответу. Действительно, накануне определенного дня в ночь выпал глубокий снег, и в пятницу целый день был сильный мороз. Преподобный на санях приехал в Новгород к архипастырю. Видя печаль архиепископа по случаю такой безвременной непогоды, вследствие которой могли вымерзнуть хлеба, св. Варлаам сказал ему: «Не печалься, Владыка, не скорбеть, а благодарить Господа нужно. Если бы Господь не послал этого снега и мороза, то был бы голод во всей стране, которым Господь хотел наказать нас за грехи наши, но по молитвам Богородицы и святых умилосердился над нами и послал мороз, чтобы перемерли черви, подтачивавшие корни хлебов. Наутро же наступит опять тепло, снег этот растает и напоит землю. По милости Господа, будет плодородие». На другой день, как предсказывал св. Варлаам, наступило тепло. Архиепископу принесли с поля ржаных колосьев с корнями, на которых оказалось множество вымерших червей. И был в тот год невиданный урожай. Вот несколько случаев из жизни Матроны Московской. Прозорливость маленькой Матронушки часто поражала взрослых. Отец и мать девочки обычно ходили к службе вместе, но однажды Дмитрий отказался сопровождать жену и остался дома. Вместе с Матроной он читал молитвы и пел. Наталья же все это время провела в волнении, думая о том, что муж пропускает церковную службу. Когда же она вернулась домой, дочь встретила ее словами: «Ты, мама, в храме не была». Женщина очень удивилась: «Как не была? Я только что пришла и вот раздеваюсь!» На это маленькая пророчица возразила: «Вот отец был в храме, а тебя там не было». Так устами своей избранницы Господь напомнил женщине, что не столь важно то, где пребывает тело христианина, гораздо важнее то, что наполняет в этот момент его душу.

http://azbyka.ru/svyatye-providcy-dar-pr...

Вскоре после этого знамения «въ предлы русьскиа» пришла крымская орда «и множество христианьства победиша и поплениша, мужеска полу и женьска, и многы крови пролиаша, и многа осквернениа и растлниа содаша, и многиа села и святыя церкви пожгоша». Но Москву взять крымцам «не попусти» «Божественнаа сила». Остававшийся в столице глава Русской Церкви митрополит Варлаам и весь народ «на покаание обратишася, и во святыхъ церквахъ обще, и по домомъ и по клиамъ особь непрестанно Бога моляху и Пречистую Богородицю, и великихъ русьскыхъ чюдотворцевъ, и всхъ святыхъ, и надежи спасениа не отпадаху». В дни стояния татар под Москвой некая престарелая и слепая инокиня из Девичьего Вознесенского монастыря в Кремле (разрушен в 1929 г.), предаваясь молитве «о избавлении предлежащаа скорби», вдруг услышала «шумъ великъ, и вихоръ страшенъ, и звонъ яко площадьскыхъ колоколовъ» и в восхищении ума по Божию «мановению» «обретеся яко вн монастыря, и отвръзостася очи еа мысленыа, вкупе же и чювьственыя». И «дивное» открылось ее взору. Увидела она, как «из града» через Фроловские врата (в Спасской башне) выходит «съборъ святолпныхъ мужеи въ освященыхъ одеждахъ, многыя митрополиты и епископы» и среди них «велиции чюдотворцы Петръ, и Алекси, и Иона, и Ростовьскии Леонтии», идут они будто бы по чину крестного хода со множеством духовенства и народа и с преднесением чудотворной Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. То есть предвидение Василия Блаженного очевидным образом сбывается. И видит слепая инокиня, как навстречу этому крестному ходу от улицы Ильинки спешат преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. И припав к ногам святителей Московских и Ростовского, святые отцы спрашивают их, почему они уходят, куда направляются и на кого оставляют народ «в настоящее сие время варварьскаго нашествия». В ответе выясняется, что, несмотря на молитвы святителей, Бог повелел им вместе с чудотворным образом Богоматери «изыти из града сего», «понеже люди страхъ Божии презрша и о заповдехъ Божиихъ не радиша», и что эта вражеская напасть допущена для того, чтобы народ «покааниемъ» вновь обратился к Богу. Тогда Сергий и Варлаам «с плачемъ» стали просить святителей не оставлять своей «богопорученныа» паствы и усугубить «прилежныа» молитвы о ней к Пресвятой Богородице, дабы Она склонила Своего Сына «праведныи Его гнвъ на милость претворити». После этого святые собеседники совершили перед Владимирской чудотворной иконой совокупное и единодушное моление с литией, каноном, чтением Евангелия, ектеньями и всем, что положено по чину, и, на отпусте осенив «вся страны» крестообразным благословением, «въ градъ възвратишася».

http://pravoslavie.ru/138043.html

Перевод: Божественной свыше просветившись благодатью, преподобный, мир оставил ты, житейскую печаль и всякую суету мира этого ради любви Христовой с дерзновением ты отверг, евангельски Христу последовал ты и, взяв Его ярмо, во всем повиновался Его воле и весь разум и сердце к Нему неизменно направлял, Христа ради тело свое изнуряя постом и бдением, в молитвах своих бодрствуя, умилостивляя Бога и представляя перед собой Пречистую Богородицу Молитвенницей, потому ты получил от Бога власть и силу против врага, не побоялся непогоды, морских трудностей и холода, морем в небольшом корабле по воде путешествуя, противостоя сильным бурям, направляемый промыслом Божественного разума, и около мыса Святой Нос непроходимый морской путь от ядовитых червей очистил ты, сделав его безопасным, молитвами своими и многим терпением во временной жизни подвиг совершил ты и прожил подобно ангелам, потому и после успения источаешь благодать чудес для всех с верой приходящих к тебе, Варлаам, преблаженный отче наш, взываем к тебе: моли Христа Бога, да спасет души наши. Варлааму, игумену Печерскому, в Ближних пещерах, глас 1 Мира красная и славу его оставль,/притекл еси в пещеру,/идеже от силы преуспевая в силу,/был еси вождь Христова стада, всеславне Варлааме ,/еже яко упас добре, упаси и нас, молим тя,//сохраняя от всех зол, да тя ублажаем. Перевод: Блага мира и славу его оставив, пришел ты в пещеру, где преуспевая от силы в силу ( Пс.83:8 ), был вождем Христова стада, всеми прославляемый Варлаам, которое ты прекрасно упас, так и нас упаси, молим тебя, сохраняя от всех зол, да прославляем тебя. Варлааму Хутынскому, глас 3 Иже на земли леганием,/пощением же и бдением/тело твое изнуряя, преподобне,/вся плотская мудрования умертвил еси;/и исцелений струя независтная явился еси/верою притекающим к тебе, Варлааме, отче наш,/моли Христа Бога,//спастися душам нашим. Перевод: Сном на земле, пощением и бдением тело твое изнуряя, преподобный, все плотские помышления ты умертвил и стал обильным потоком исцелений с верой приходящим к тебе, Варлаам, отче наш, моли Христа Бога о спасении наших душ.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

Но Тарасий в непродолжительное время изменился нравом, начал упиваться вином, которое держал у себя в келье, и не хотел помогать бедным. По завещанию Св. Варлаама 6-го ноября, в день его кончины, из монастырской казны должны были раздавать милостыню всем бедным, сколько бы их ни пришло в обитель. Тарасий не выдал бедным ничего в тот день, а сам, оставив даже литургию, пировал со своими друзьями. В то время, когда Тарасий сидел за столом с друзьями в своей келье, явился ему Преподобный и строго стал укорять за дурную жизнь и неисполнение его заповеди. Преподобный жестоко наказал Тарасия жезлом, и тот упал на землю. Его подняли, думая что он впал в тяжкую болезнь, но он рассказал всем о бывшем ему явлении и раскаялся во грехе своем. Такому же наказанию от Преподобного подвергся и чашник монастырский, который не хотел давать вина братии в необходимых случаях, а сам постоянно напивался допьяна. Св. Варлаам явился нечестивому и наказал его жезлом, после чего тот умер в расслаблении. Келарь Иоасаф вел невоздержанную жизнь, упиваясь монастырским вином и медом, и был жестоко наказан Преподобным. Однажды Иоасаф, находясь в погребе, пил там вино. Вдруг явился ему Св. Варлаам и с гневом сказал ему: " Так ли, старец, следует жить тебе? Разве дозволяет устав безвременно пить, есть и наслаждаться сладкими медами и яствами, как ты поступаешь, не заботясь о своем спасении? Не для того нас Господь сотворил, чтобы мы ели и пили, одевались в различныя одежды и угождали этому тленному телу, а для того, чтобы постом, молитвою, покаянием, слезами и милостыней угождали Богу. А ты не боишься Страшнаго суда и вечных мук упиваясь и еще насмехаясь над другими, живущими по уставу монастырскому? " После этого Преподобный начал бить его жезлом говоря: Покайся, окаянный, и обратись к Богу; если же не покаешься, то погибнешь злой смертью " . С того времени Иоасаф впал в расслабление. Братия принесла его едва живого в церковь и стали петь молебен. По молитвам братии келарь получил исцеление. Но забыв о вразумлении, через некоторое время Иоасаф вновь стал вести нетрезвую жизнь и опять был наказан.

http://pravicon.com/info-1913

И во второй раз, по повелению чудотворца Варлаама, поднялся пономарь Тарасий на верх церкви святого Спаса. И видит он, как множество ангелов стреляют огненными стрелами, и летят эти стрелы, словно сильный дождь из тучи, поражая всех жителей Новгорода – и мужчин, и женщин, и детей их. И сколько было людей – мужчин, и женщин, и детей – перед каждым человеком – мужчиной ли, или женщиной, перед отроком или перед отроковицей, стоял ангел-хранитель, держа в руках книгу и читая в ней повеление Божие. И если человек оказывался в книге этой записан в живых, то такого человека ангел-хранитель кропил кистью из сосуда, думаю я, наполненного миром небесным, и тотчас этот человек исцелялся от смертоносной язвы, нанесенной стрелами ангелов грозных, и становился здоровым. Если же видел ангел, что в книге судеб Божиим повелением Владыки Христа-Бога предначертана человеку смерть, то тотчас, не окропив его миром, отходил ангел-хранитель в печали от такого человека, боясь ослушаться повеления своего Владыки. И так ангелы-хранители, стоящие перед каждым человеком, глядели в книги и одних кропили кистями из сосудов своих, а от других отходили, не окропив их. И Тарасий, охваченный ужасом и страхом великим, побежал вниз с верха церкви святого Спаса и вошел в церковь . И спросил его святой Варлаам-чудотворец, какое он видел видение над Великим Новгородом. Пономарь же начал рассказывать святому Варлааму, что видел он бесчисленное множество ангелов Божиих, стреляющих с небес огненными стрелами во всех новгородцев. Тогда начал преподобный Варлаам молиться Господу Богу, и Пречистой Богородице, и всем святым со слезами и с великой скорбью. И сказал чудотворец Варлаам пономарю Тарасию: «Брат, за молитвы Пречистой Богородицы и ради молитв всех святых пощадил Господь Бог людей своих, поэтому не погубил потопом города, но насылает Господь Бог на людей мор – казнь за их грехи, но милостивую: простит раскаявшихся. Ведь сам говорит Господь в Евангелии: “По делам твоим буду тебя судить”. И будет мор в течение трех лет». Так и было Божие посещение в те три года – мор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О такой иконе XVI в. в трапезной палате ц. Варлаама Хутынского Спасо-Преображенского Хутынского мон-ря упоминает архиеп. Макарий: «В левой руке преподобного свиток с надписью: «Братие, о нем же изыдосте, о том и подвизайтеся и о своем спасении не нерадите; и Господь наш Иисус Христос да сохранит вы в любви Его; аз же аще и телесне отхожу от вас, но духом с вами неотступен буду, и о всем да разумно будет, аще убо обрел благодать пред Богом, монастырь и по смерти моей, якоже и при моем животе ничимже»» (Там же. С. 80. Примеч. 153). Сохранился резной образ преподобного, украшавший верхнюю крышку деревянного реликвария из Димитриевской ц. в Новгороде (сер. XVI в. (1560 ?), НГОМЗ), где В. Х. изображен без куколя, с раздвоенной бородой, благословляющим, с развернутым свитком в руках с текстом: «Блажен человек, иже помянет имя мое в день памяти моея». Такой же образ преподобного (наряду с его предстоянием Спасителю в деисусной композиции) встречается в средниках житийных икон. Самым ранним сохранившимся является изображение В. Х. вместе со святыми, чьи дни памяти близки, на новгородской иконе 2-й пол. XV в. «Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью «Знамение» (ГРМ). Святой представлен фронтально, он в золотисто-охряном подряснике, светло-зеленой схиме с откинутым куколем и фиолетово-коричневой мантии, обеими руками придерживает свернутый свиток. На таблетке из комплекта святцев Софийского собора преподобный представлен в центре оборотной стороны (на лицевой - «Воздвижение Креста») между святыми Харитоном Исповедником, еп. Иконийским, и Сергием Радонежским. Он изображен в темно-вишневой мантии и желтом подряснике, куколе, благословляющим, со свитком в руке (НГОМЗ). В дальнейшем, особенно в XVI в., этот вариант изображения преподобного будет самым распространенным. Со 2-й пол. XV в. вплоть до кон. XVII в. на московских и новгородских иконах В. Х. нередко представлен с прп. Сергием Радонежским. Для новгородцев В. Х. олицетворял славу местной истории, духовное начало новгородской церкви и монастырской жизни, подобно тому, как в Москве те же идеи связывались с именем прп.

http://pravenc.ru/text/154255.html

Затем первый страж снова восклицал: „Пресвятая Богородице, спаси нас» и т. д. После этих перекличек те же стражи начинали в пол голоса петь духовные песнопения, а потом опять начиналась перекличка. Главную святыню Спасских ворот составляет икона на воротах, именуемая „Великого Совета Ангел». Происхождение этой иконы относится к 1521 году, ко времени нашествия на Москву татарского хана Махмет Гирея. В это время одна благочестивая слепая старица инокиня Вознесенского монастыря видала такой сон. Будто из Успенского собора направляется большой крестный ход, во главе идут святители Петр и Алексий и износят вдвоем Владимирскую икону Божией Матери; крестный ход прошел уже Спасские ворота, но тут у Лобного места повстречали его два преподобных Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, которые спросили святителей о причине их исхождения из Кремля совместно с великой святыней. И когда был ответ, что они исходят по воле Божией за нечестие града, преподобные Сергий и Варлаам припали к ногам святителей и умоляли их не покидать града: „Вы убо, о святые святители», говорили преподобные, „некогда в жизни сей души свои полагали за паству вашу, ныне же в великой скорби хотите оставить, но да не будет сего – прострите убо ваши молитвы к Пресвятой Богородице, да Ее предстательством отвратит Господь Свой праведный гнев на милость и да обратятся люди к покаянию и исправлению». Припали эти преподобные к ногам святителей и до тех пор их умоляли, пока они не возвратились снова в Кремль. Результаты сего видения были чудесны. Враг был прогнан, а сама старица, видевшая сей сон, прозрела. В память этого чудесного события, – примирения с Богом подпавшего гневу Его людей, – над воротами на образе Спаса были изображены преподобные Сергий и Варлаам, а на другом образе надворотном, обращенном к Кремлю, – святители Петр и Алексий, которые держат образ Божией Матери Печерской. Образ Спасителя с преподобными, известный под именем „Великого Совета Ангел», весьма чтится москвичами. Пред ним в фонаре всегда горит много свечей, приносимых богомольцами. В прежнее время молебствия совершались пред этим образом на открытом воздухе, впоследствии построена была часовня справа и там помещена копия с надворотного образа Спасителя, который также весьма чтится, и к нему собственно теперь и прибегают богомольцы с молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010