О добрый наш пастырю и наставниче, приснопоминаемый иноков Российских первоначальниче, преподобне и богоносне отче наш Антоние! Ты горе на небеси, мы же низу на земли, удаленнии от тебе не толико местом, колико греховною нечистотою нашею, обаче памятуя отеческую любовь твою к людем ти сродным, припадаем и молимтися со умилением и верою: помози нам грешным, покаянием очиститися, и достойными быти помилования и прощения от Господа и Создателя нашего. Умоли Его Благость, даровати нам великия и богатыя милости: земли плодоносие, воздуха благорастворение, мир глубок, братолюбие искреннее, благочестие нелицемерное, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедродательныя Его десницы, но во славу Имени Его Святаго и во спасение наше. Соблюди, чудотворче святый, благомощными твоими молитвами царствующая грады, обитель твою, и всю страну Православно-Российскую невредимыми от всякаго зла, и вся люди, жительствущыя в обители твоей, и на поклонение в ню приходящыя, осени небесным твоим благословением, и в скорбех, бедах и болезнех, утешение, избавление и исцеление им подаждь; да благодарно славим, хвалим и величаем прославльшаго тя Господа, чрез тебе дивно благодетельствующаго нам, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына, и Единосущнаго Его Духа, Троицу Живоначальную и Нераздельную, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь Тропарь преподобному Антонию Печерскому, Киевскому, начальнику всех русских монахов Тропарь, глас 4:      От мирскаго мятежа исшед, отвержением же мира евангельски Христу последовал еси и равноангельное житие пожив, в тихое пристанище Святые Горы Афона достигл еси. Отонудуже благословением отцев в гору Киева пришед, и тамо трудолюбно жизнь совершив, Отечество свое просветил еси, и множеству монашествующих стезю ведущую к Небесному Царствию показав, Христу сия привел еси. Егоже моли, Антоние преподобне, да спасет души наша. Ин кондак, глас 4:      В мире яко ангел, отче, пожил еси, в земли пещеру себе соделав, в нейже добре подвизався противу невидимаго врага козней, и оттуду, веселяся, прешел еси к Небесным Чертогом. Поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, Антоние, отче наш.

http://isihazm.ru/1/?id=821

Вход в пещеру Антония Эсфигменского      Вход в Самарийскую пещеру Антония Эсфигменского с надстроенной над ней русскими паломниками в сер. XIX в. одноименной часовней      Самарийская пещера-грот Антония Эсфигменского, внутренний вид    Не существует ни одного факта, ни одного предания, которое бы связывало Самарию с преподобным Антонием. Зато существуют реальные исторические факты, связывающие ее с именем другого, не менее известного исторического лица, также носившего иноческое звание, — с именем Варлаама Калабрийского . Именно здесь, на этой горе, в уединенной келлии подвизался этот инок, «позоривший святогорцев и смущавший верующих своим неверным учением» . Варлаам Калабриец — единственное яркое историческое лицо, с именем которого тесно переплетена история Самарийской горы. Своим недальновидным и наивным подлогом насельники Эсфигмена пытаются обелить, реабилитировать историю этого места, «спекулируя» на имени одного из выдающихся русских святых. Рассмотрев подробно Эсфигменское предание о преподобном Антонии и изучив Эсфигменскую псевдо-пещеру, скажем несколько слов о святогорском пещерном подвижничестве в целом и о принципе устройства Афонских пещер. Все афонские пещеры отличаются от Киевской пещеры преподобного Антония и многих других пещер Киевской Руси принципом своего устройства. На Святой Горе, где достаточно расселин, практически все пещеры естественного происхождения, реже — выложены руками из камня или пристроены к скале. Киевские же пещеры вырыты в земле и представляют собой систему коридоров с кельями, где может обитать целое братство. Напротив, святогорские пещеры служили местом уединения, как правило, одного подвижника. На Святой Горе не существует аналога Киевских пещер. Пещеры природного происхождения на Святой Горе Афон      Пещеры природного происхождения на Святой Горе Афон      Пещеры природного происхождения на Святой Горе Афон      Пещеры природного происхождения на Святой Горе Афон      Следует заметить, что пещерный образ жизни, хотя и встречается среди пустынников Святой Горы того времени, но в целом Χ–ΧΙ века являлись эпохойсамого расцвета общежительного монашества. Если бы миссия Антония осуществилась в VIIuлu IX веках, то было бы вполне правдоподобным и вероятным, что он принес бы на Русь и учредил отшельнический, пещерный образ жизни. По мнению еп. Порфирия (Успенского), около 300 лет — с 675 по 970 год — Святая Гора была средоточием отшельнического, безмолвного жития. Все насельники Афона той поры жили уединенно, каждый по своему порядку и уставу . Но, как мы уже говорили, в X и XI веках, со времени основания Великой Лавры преподобного Афанасия, такой образ жительства не был уже характерной чертой Афонского подвижничества, благодаря принятию которой происходило бы приобщение к святогорской традиции.

http://pravoslavie.ru/93621.html

И пошли они к своему покровителю преподобному Антонию. «Поставь нам игумена», просили они его. – Кого хотите? – спросил он. «Кого хочет Бог и ты», отвечали пришедшие. Сказал тогда им Антоний: «Кто между вами послушливее, кротче, смирение Феодосия, пусть тот и будет вам игуменом». Братия рады были, поклонились старцу и поставили над собой игуменом Феодосия. В это время в обители было уже двадцать иноков. Но это число братии стало по немного увеличиваться. Пришлось тогда новому игумену подумать, как устроить братию. Не один только он думал об этом. Узнало про иноков и стало оказывать свою помощь им русское общество; а общество это было тогда великодушно и сильно: во главе его стояли князья со своею храброю дружиной, со своими боярами и управляли народом; а народ тот был – купцы, земледельцы и духовные. Трудно было жить тогдашнему русскому человеку. Войску земскому и дружине княжеской много было дела. По границам русской земли, на юге и на востоке от Киева, кочевали воинственные племена сначала печенегов, а потом половцев, а на западе и севере нужно было вести войну то с поляками, то с чудью, латышами и т. д.; а там, глядишь, свои князья повздорили между собой и решают какой-нибудь спор кровью своих подданных. Меч тогда редко оставался без дела. Земледелец пахал землю, засевал её и не всегда был уверен, дождется ли он жатвы, получит ли он с поля хлеб: найдут из степей хищные кочевники и все прижгут, все притопчут. Купцам тоже не лучше было: везут товар и не знают, будет ли он у них цел, придется ли им увидать выгоду с товара. И любило тогдашнее общество забывать свои беды, свои невзгоды за чарой крепкого меда. Нынче пирует, пьет крепкий мед русский человек, а на утро с такой же готовностью несется с мечом на врагов, побивает их или слагает свою буйную голову в битве. Нет сомнения, что привычки войны входили в мирную жизнь тогдашнего общества. Да и чем же было действовать против врагов, против грубой силы как не той же самой силой, а была эта силушка не малая. Любил русский человек показать эту силушку, удаль молодецкую, порасправит плечо богатырское.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

     Радуйся, богоносных пустынножителей Святыя Горы неленостный сподвижниче.      Радуйся, Антоние, монашескаго в России жития первоначальниче. Кондак 4      Бури страстей избежав, в пустыни Афонстей безстрастия благодатнаго достигл еси, преподобне отче Антоние, и духовно возрасл еси в мужа совершенна о Христе: темже безмолвия крайняго возжелев с благословения игумена твоего, в горе в пещере вселился еси, и в ней в молитве и посте безмолвно подвизался еси, вопия немолчно Богу: Аллилуиа. Икос 4      Слышав игумен твой глас небесный повелевающь ему, да послет тя, отче Антоние, в страну Российскую на подвиги духовныя, призва тя и благослови, да идеши тамо, идеже рожден был еси, и устроиши обитель иноческую на месте, свыше Богом предъизбранное; сего ради тебе зовем:      Радуйся, светильниче Божия благодати на Афоне возжженный, и Россию духовно просветивый.      Радуйся, яко свет добрых дел твоих немерцаемо светится присно.      Радуйся, заре невечерняя Солнца Правды Христа.      Радуйся, послушания рачителю, безпрекословно волю игумена твоего исполнивый.      Радуйся, святое благословение Афонския Горы в наследие Российстей стране принесый.      Радуйся, в волю Божию всего себе предавый.      Радуйся, мудрый странниче, иский Отечествия Горняго.      Радуйся, краснеи нозе твои в путь спасительный ради многих направивый.      Радуйся, вся дольняя презревый, от горних же выну воздыхавый.      Радуйся, нищету духовную себе совершенно усвоивый.      Радуйся, смирения святаго преисполненный.      Радуйся, слезами молитвенными себе орошавый.      Радуйся, Антоние, монашескаго в России жития первоначальниче. Кондак 5      Боготечней звезде подобен быв, отче Антоние, от Афона в Россию притекл еси, и во граде Киеве, в пещере варяжстей, вселился еси, обиталище разбойников в храм молитвы претворив, идеже день и нощь в молитве неутомимо подвизался еси, и благоумиленно воспевал еси Господу: Аллилуиа. Икос 5      Видевше тя людие Киевстии, Антоние богоносне, яко ангела Божия, всеми добродетельми украшена и равноангельное житие в пещере провождавшаго, прихождаху к тебе усердно, ови благословения и молитв от тебе ищуще, ови же подвизатися с тобою хотяще: ты же, по глаголу Христову, приходивших к тебе не отгонял еси, но спасению человеческому ревностно служил еси, и основание славней Лавре Печерстей положил еси, яже красуется тобою, яко краеугольным каменем своим и воспевает ти песни таковыя:

http://isihazm.ru/1/?id=821

Где же наши христианская любовь и терпение? Они приходят с молитвой, но обязательно искренней молитвой сокрушенного сердца. Когда-то один праведник сказал, что человек становится по-настоящему верующим лишь тогда, когда он научился плакать перед Богом. Сердце должно плакать перед тем горем, причиной которого очень часто являемся мы сами. Бог ждет от нас искреннего покаяния и молитвы. — И, в завершение нашего разговора, о приятном. В воскресенье, в день памяти преподобного Антония Печерского, основателя монашества на Руси, вы празднуете день Ангела и юбилей. Поздравить вас приедут представители Поместных Церквей. Чего ждете от этого праздника? — Знаете, в своей жизни я никогда не праздновал День рождения в общепринятом смысле. Сколько себя помню, я и мои брат и сестра свои Дни рождения встречали в храме. Мы в этот день всегда исповедовались и причащались. А потом уже нас поздравляли родители. И на этом все. Но сейчас, когда мне исполняется 50 лет, многие мои друзья сказали, что хотят приехать, поздравить меня и совместно помолиться. Известно, что приедут представители Антиохийской, Иерусалимской, Болгарской, Кипрской, Элладской и Польской Православных Церквей. Также будут гости из Белоруссии, России, Молдовы, Македонии, Чехии, Словакии и др. Но это не является официальным дипломатическим мероприятием. Приедут друзья, чтобы, прежде всего, совершить святую Евхаристию, засвидетельствовать наше единство и совместно помолиться о мире в Украине и в Церкви. Беседовала Надежда Стешенко-Григорьева Фото: Серафим Росоха Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 ноября, 2014 3 декабря, 2014 9 декабря, 2014 9 сентября, 2022 19 июня, 2022 7 июня, 2022

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-pak...

1 сентября 2003 года Беседа вторая Что значит быть солью земли? – Измена христианским идеалам приводит к общественным катастрофам. – Добрые дела – это не только милостыня. – Евангелие должно освещать всю нашу жизнь. – Своим поведением мы можем приводить людей к Богу или отвращать от Бога. – Черточка в Священном Писании важнее, чем весь земной мир. – О белых воронах среди христиан. – Чтобы кого-то научить, нужен опыт, а не красноречие. – Как понимать заповедь: Не убий. – Грубым словом можно уязвить человека на всю жизнь. – Если мы не хотим мириться после ссоры, то будем посажены Богом в темницу страстей. В прошлой беседе мы говорили с вами о заповедях блаженства, а сегодня будем рассуждать о прочих заповедях Нагорной проповеди Спасителя. Вы есте соль земли: аще же соль обуяет, чим осолится? Ни во чтоже будет ктому, точию да изсыпана будет вон и попираема человеки 15 ( Мф.5:13 ). Вы – соль земли. Это сказано не с той целью, чтобы вызвать в нас гордость, а с той целью, чтобы укорить нас, если мы не имеем того, что в нас должно быть. Мы являемся солью лишь тогда, когда исполняем все заповеди блаженства. К прискорбию нашему, мы откровенно можем сказать, что этого не делаем. Слава Богу, если в нашей душе присутствуют какие-то отголоски заповедей блаженства и мы хотя бы осознаём, что не исполняем их. Вы есте соль земли. Почему использован такой образ? Казалось бы, соль – это такая малость, но благодаря ей всякая пища приобретает вкус. Если приготовлено даже очень изысканное блюдо, но без соли, никто его есть не будет. Кроме того, соль во все времена служила своего рода консервантом: люди солили мясо, рыбу, овощи и таким образом надолго сберегали продукты от порчи. Выражение: Вы есте соль земли – можно понимать следующим образом: как пища теряет всякий вкус без соли, так и без христиан жизнь на земле и вообще бытие мира теряет смысл. А можно эти слова понимать и по-другому. Как без соли все портится, так и без угодников Божиих все вокруг разлагается. И наоборот: если продукт, уже начавший портиться, вовремя посолить, он перестает гнить. То же самое происходит и в окружении святых людей: возле них все освящается, облагораживается и всякое гниение прекращается. Такие люди, как преподобные Антоний и Феодосий Печерские , Сергий Радонежский, Серафим Саровский , казалось бы ушедшие от мира, становились центром огромной сферы влияния, исключительно благодаря своей евангельской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

И се теб, брате, скажю, что ради мое тщание и вра къ святому Антонию и Феодосию. СКАЗАНИЕ СИМОНА, ЕПИСКОПА ВЛАДИМЕРЬСКАГО И СУЖДАЛЬСКАГО, О СВЯТЫХЪ ЧЕРНОРИЗЦЕХ ПЕЧЕРЬСКЫХ И ЧТО РАДИ ИМТИ ТЩАНИЕ И ЛЮБОВЪ КЪ ПРЕПОДОБНЫМ ОТЦЕМЬ АНТОНИЮ И ФЕОДОСИЮ ПЕЧЕРЬСКИМ. 884 СЛОВО 15 Слышах вещь предивну от блаженныхъ техъ старець, яко рша слышавъше от самовидець онхъ таковаго чюдеси, бывшаго при игуменъств Пиминов 885 в Печерьскомъ святмъ монастыр. Бысть убо муж съвръшен въ всякой добродтели в том же Печерьскомъ монастыр, имянем Ансифоръ, презвитеръ саном. И прозорлива дара сподобися от Бога, еже видити на всяком человц съгршниа. И инаа того исправлениа повдают, но се едино скажю. Бысть сему блаженному Ансифору сынъ духовный, черноризець нкто и другъ по любви, иже не истиною подражаше житие того святаго: постникъ ся являася лжею и цломудръ ся творя, втайн же ядый и пиа и скврно живый препровади лта своа. Се же утаися духовнаго того мужа, и ни единъ же от братиа сего разумвъ. Въ единъ же день, здравъ сый, напрасно умре. Не можаше ни единъ же телеси его приближитися смрада ради, бывъшаго от него. И приатъ же страхъ вся, и нуждею сего изъвлекше, и не можаху пниа над нимъ сътворити смрада ради. Положивше того особъ и ставъше издалеча, пние обычное сътворивше, нци же заимше ноздри своа. И сего, внесше внутрь, в печер положиша, и толми въсмердшася, якоже и безъсловесным бгати тоа печеры. Многажды же и вопль слышашеся горекъ, яко нции мучаще того. И явися святый Антоний прозвитеру Оньсифору, съ прещениемь глаголя: «Почто се сътворилъ еси? Таковаго сквернаго, и нечистаго, и безаконнаго, и многогршнаго зд положилъ еси, якоже таковъ не бысть положен никтоже, иже осквернилъ есть святое мсто сие». Възбнувъ же от видениа и пад на лици своемь, моляшеся Богу, глаголя: «Господи, что ради съкрылъ еси от мен дла человка сего?» И приступль аггелъ, глаголя ему: «На показание всмь съгршающим и не кающимся бысть се, да видвше, покаются». И сие рекъ, невидимъ бысть. Тогда прозвитерь, шед, възвести вся сиа игумену Пимину.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Потом появилась моя расстроенная Judith, которой Владыка дозвонился по телефону. Она рассказала, что в справочной аэропорта ей неверно сообщили время прилета самолета, и она приехала встретить меня на час позже, наверное, как раз тогда, когда я ушла в метро. Я надеюсь, она поняла мою радость и простила мои слова о том, как замечательно, что она приехала слишком поздно… В тот день, прощаясь, Владыка благословил меня с пожеланием доброго пребывания в Англии. А на следующий день, 23 июля, я пришла на литургию. Знала, что это день Ангела Владыки Антония (память преподобного Антония Печерского). Была удивлена, что на службе было мало людей. В России обычно именины архиереев отмечаются пышно. Здесь же даже не пропели «многая лета». Оказалось, Владыка не разрешал. В лучшем случае дозволялось пожелать «многие дни…». После литургии состоялось небольшое чаепитие, на котором присутствовало человек пятнадцать. Люди подходили к Владыке, поздравляли. Он благодарил и тут же переводил тему разговора на проблемы этих людей. Подошла поздравить и я. Он улыбнулся радостно и сказал заранее: «Только не желайте мне долгих лет жизни». Я спросила осторожно: «А Сил пожелать можно?». Взгляд его стал серьезным. – «Сил можно». Потом произнес слова апостола Павла, которые позже не раз слышала от него: «Жизнь для меня Христос, а смерть – приобретение».   Через три недели, перед моим отъездом в Москву, Владыка разрешил прийти для беседы. Вначале я задавала какие-то личные вопросы. Затем вдруг спросила, не согласится ли он на съемку цикла проповедей для российского телевидения. По правде говоря, получилось это у меня как-то спонтанно. После его ответов на некоторые мои вопросы возникло горячее желание, чтобы многие люди в России знали о Владыке, слышали его… Спрашивала его с большим сомнением, зная, что в то время он не раз категорически отказывался от каких-либо съемок фильма о нем. Переспросив меня и получив подтверждение, что фильм не о нем, а будет составлен из его бесед, он положительно отнесся к идее подобного цикла и предложил мне составить план действий.

http://pravmir.ru/olga-klodt-o-semkah-be...

«Теперь время», сказал, поднявшись, Владыка и осенил меня крестом: «Бог да благословит жизненный путь твой!» Внутреннее смущение лишило меня слов; так мы расстались. Радушный мой спутник, отец Антоний, и отец наместник, благосклонно меня принявший в лавру, провожали меня до св. ворот. Там пред ликами преподобных ее основателей наместник окропил меня святою водою и молитвенно вывел за ограду. С сердцем, исполненным грусти, оставил я святую обитель, и стал спускаться к Днепру по горам Киевским в сопровождении одного из сослуживцев прежней военной жизни, который накануне приехал в Киев, чтобы увидеться со мною после долгой разлуки. Мы вспоминали о лучших днях молодости, и настоящее казалось для нас бледно пред минувшим: в дружеской беседе нам не заметно было, как перешли мы длинный Днепровский мост; я простился с ним по ту сторону реки, уже в пределах Черниговских. – Так много впечатлений нечаянно стеснилось в душе моей в последнюю минуту расставания с древнею столицею. Медленно подвигался я по глубокому песку вдоль берега до новой дороги, имея пред собою великолепное зрелище Киева. Вечернее солнце, беспрестанно выглядывая из-за дождевых облаков, бросало яркие лучи на его бесчисленные храмы и на окрестные горы и долины с чудными переливами света и мрака, как искусный художник, последними резкими чертами гениальной кисти довершающий главные предметы своей картины. Вся священная лавра облеклась в одну белую ризу, которой пышные воскрылия широко расстилались по зеленым коврам Печерским. Она увенчала златыми митрами многоглавное чело свое, и, как фимиам кадильный, поднялся от нее легкий туман; – казалось, сонм святительский на молитве; открылись и медные уста ея... голос их, считая время, вещал о вечности! – Не мог я оторвать взоров от сего очаровательного вида, хотя уже быстро мчался по большой дороге, доколе все не исчезло в чаще леса; но с каждого пригорка через верхи дерев мне опять являлась та же великолепная картина в умаленных размерах; долго еще подымался на горизонте царственный скипетр державного Киева, колокольня Печерская; наконец и она скрылась, осенив меня златым крестом своим. 1843 . Читать далее Источник: Путешествие по святым местам русским/[А.Н. Муравьёв] : в 4-х Частях. - 5-е изд. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1863./Ч. 1. - VIII, II, 324 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

– «Бывало нередко, – прибавлял о. Антоний, – придет к Батюшке больной, еле ноги волочит, а от него идет бодро и весело и всем объявляет свою радость, что исцелел». «Однажды, – рассказывал оптинский старожил иеромонах Пимен 112 , – когда я, бывши еще новоначальным, пришел к о. Леониду с тремя другими послушниками, и мы, стоя пред ним на коленях, объясняли ему, что каждому было нужно, вошел какой-то приезжий господин в густых эполетах. Старец спросил его: „Что вам угодно?“ Господин ответил: „Я много об вас слышал и, приехавши в Оптину Пустынь, желал посмотреть на вас“. – „Извольте смотреть“, – сказал о. Леонид. При этом он встает и, поглаживая обеими руками грудь и живот, поворачивается к приезжему боком, спиною и другим боком, а потом опять обращается к нему лицом, повторяя: „Вот, извольте смотреть меня“. Озадаченный и смущенный таким поступком Старца, господин тотчас же пошел к настоятелю жаловаться, что приехал в обитель ради пользы душевной, а Старец очень странно принял его, – вставши, только кругом повернулся пред ним. Настоятель спросил: „Как вы пришли к Старцу и что ему сказали?“ – Тот отвечал: „Я ему сказал, что, много наслышавшись о нем, желал посмотреть его“. – „По вопросу вашему был и ответ вам, – заметил настоятель, – о. Леонид иногда полу-юродствует, но, уверяю вас, что Старец мудрый и святой“». «Не успели мы уйти, – продолжал иеромонах Пимен, – как господин с густыми эполетами опять явился к батюшке о. Леониду и поклонился ему в ноги, хотя Старец и удерживал его. – „Простите, Батюшка, – сказал он, – я вам не сумел объяснить о себе и вас не понял». – Тогда Батюшка махнул нам рукою, и мы ушли, а Старец часа два занимался с приезжим господином. Что они говорили, не знаю. Только после этот господин целый месяц жил в монастырской гостинице, очень часто ходил к о. Леониду, и после много раз писал ему, что он был в отчаянном положении, и что Старец оживил и воскресил его». Рассказ вышеупомянутого Киево-Печерского иеросхимонаха Антония: «В 1812 г. в войне с французами убит был полковник Кульнев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010