Игумен Дионисий 19.12.2018. Память святителя Николая Мирликийского I. Путь восхождения по мере приближения к Рождеству О духовной высоте как ориентире души 2 Блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. Лк. 10:23–24 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодняшний праздник является для нас великим торжеством, напоминанием о важности духовного восхождения в стремлении «полагать» всегда «восхождения в своем сердце», согласно псаломскому стиху. 3 Памятуя о данных словах, прп. Феодор Студит писал: «Но всегда идите вперед и преуспевайте, и полагайте добрые восхождения в ваших сердцах, 4 восходя от славы в славу 5 добродетели». 6 Только что мы совершили Литургию апостола Иакова, брата Господня. В Новом Завете есть три Иакова: Иаков Зеведеев – старший брат евангелиста Иоанна, Иаков Алфеев – брат евангелиста Матфея и Иаков – брат Господень по плоти. Каждый из них принял мученическую кончину: Иаков Зеведеев был усечён мечом, 7 Иаков Алфеев был побит камнями или распят, а Иаков, брат Господень, ставший первым епископом Иерусалима, был низвергнут с высоты Иерусалимского храма. В сегодняшнем евангельском чтении говорится о том, что «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем». 8 Эти слова означают духовную катастрофу, а именно: Господь наш Иисус Христос Спаситель, Который мог сотворить множество сил и чудес, оказался без чести в Своем отечестве, и тем самым Его слово не сотворило чудес для тех людей, которые отказывались от них. Но разве эти слова обличают только то, что было когда-то на стыке Ветхого и Нового Заветов? Эти слова обличают нас с вами в том, что и мы не отдаем должную честь и славу Спасителю. Нередко мы, соприкасаясь с богословием, обращаясь к святым и приобщаясь Божественных и драгоценных Таинств, остаемся равнодушными, затворяя холодностью и безразличием душу. Мы впадаем в состояние раздвоенности, или «бесчувствия», как описывают это святые отцы, в частности преподобный Иоанн Лествичник . В этом состоянии человек «хвалит молитву и бежит от нее как от бича», «ублажает безмолвие и через многословие его хвалит», «милосердных прославляет и нищих поносит». 9 Мы оказываемся теми, кто не приемлет Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Известно, что, искушая Христа в пустыне, сатана при этом цитировал строки Священного Писания . Объясняя этот евангельский эпизод, преподобный Ефрем Сирин пишет: «То, что ему нужно было он взял из Писания, а что противоречило ему, то опустил. Так и еретики берут из Писания то, что нужно им для своего соблазнительного учения, и опускают то, что противоречит их заблуждению, дабы сим образом ясно показать себя учениками этого учителя» 7 . Сторонники мнения, что будто бы без познания и принятия Христа возможно спастись, пусть бы только добрые дела человек творил, а верит ли он, не важно, пытаются приводить цитаты из Писания, якобы подтверждающие их заблуждение. В частности, указывают на слова апостолов о том, что во всяком народе боящийся Бога… приятен Ему» ( Деян.10:35 ) и что «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают… они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» ( Рим.2:14, 15 ). Прежде чем разбирать этот аргумент, стоит сделать небольшое введение. Святые отцы единогласно говорили, что нет спасения вне Христа и Его Церкви. И это не случайность, не простое «совпадение во мнениях». Святые отцы понимали, что допущение возможности спасения вне Христа и Церкви полностью обессмысливает Боговоплощение, страсти, смерть и воскресение Христа, и вообще лишает смысла само христианство . О том же самом говорил и апостол Павел: «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» ( Гал.2:21 ). Апостол прямо писал, что даже исполнением ветхого закона, данного истинным Богом, невозможно достичь спасения, а вдруг теперь ему приписывают мысль, что будто бы не только те, кто почитал истинного Бога и исполнял Его закон, данный в откровении, но и те, кто почитал идолов и знать не знал о Божием откровении, тоже могут оправдаться перед Богом! Иными словами апостол Павел, который говорил, что «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» ( 1Кор.10:20 ), и который восклицал: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» ( 2Кор.6:15 ), по мысли модернистов становится их единомышленником в том, что якобы в Царствии Божием будет соучастие того, кто почитал Бога с тем, кто приносил жертвы бесам, и того, кто молился Христу с тем, кто кланялся Велиару.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Итак, из этих слов можно заключить, что соблюдать девственность – это не заповедь, а всего лишь наставление и совет, который как бы выше заповеди. Не является ли и нестяжание также советом, а не заповедью? Давайте рассмотрим этот вопрос прямо здесь и сейчас. Некоторые святые отцы обратили внимание на то, что Господь, обращаясь к известному юноше, дает ему не повеление и не утвердительно или властно советует ему: «стань совершенным и продай имение свое», но условно: если хочешь стать совершенным, продай имение свое. «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф.18:21 ). Толкуя эти слова Господа, некоторые отцы, а именно божественный Златоуст (Беседа 9 на 1-е послание к Коринфянам) и Григорий Богослов (Первое обличительное слово на царя Юлиана), говорили, что заповеди делятся на два вида: одни – адресованы к совершенным, другие же – к еще несовершенным. Нестяжание – это заповедь О словах продай имение свое и раздай нищим есть заповедь, Господь ясно сказал в другом месте Евангелия, обращаясь ко всем: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» ( Лк.14:33 ). В другом месте Он тоже повелевает всем: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню» ( Лк.12:33 ). Святой Василий Великий в Слове «К обогащающимся» называет слова Господа к юноше, а именно «продай имение твое», повелением. Однако святой Иоанн Златоуст утверждает, что «продай имение» свое – это не повеление, хотя он же в «Слове о девственности» говорит, что мы должны продать все, как будто нам это приказано: «Мы должны все продавать, и нам это приказано». Подобным образом и Григорий Богослов в Слове «О любви к бедным», сомневаясь вначале, являются ли слова Господа к юноше законом и необходимостью или всего лишь советом, склоняется больше к тому, что это заповедь и повеление, а не просто совет: «(С благоговением взираю я)... и на указанный юноше предел и закон совершенства: «имение твое раздай нищим» ( Мф.19:21 ). Не думаешь ли ты, что человеколюбие есть для тебя не необходимость, а дело произвола, не закон, а совет? Я и сам весьма желал бы так думать; но меня устрашают левая сторона и козлища и укоризны, которые услышат они от Поставившего их влево. Они осуждены будут не за грабительство, не за святотатство, не за прелюбодеяние или другие грехи, запрещенные законом, а за то, что не послужили Христу в лице бедных». Почему Господь говорит юноше условно: «если хочешь быть совершенным» и почему от всех христиан Он требует, чтобы свое совершенство они воспринимали как долг и заповедь

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

К таким то людям и говорится пророческим словом: обратитесь, сыны возвращающиеся. Потому Я называю вас сыновьями, что уразумев грехи свои, вы в скорби и сетовании возвращаетесь к Отцу. И когда вы, говорит, возвратитесь ко Господу, то Он исцелит все сокрушения ваши, или отступления, коими вы отступили от Господа, или обращения. Ибо, хотя мы собственною волею возвращаемся ко Господу, однако если Он не привлечет нас и желание наше не укрепит своею помощью, то мы не будем в состоянии спастись. Можем разуметь это и в отношении к народу Иудейскому, возвращающемуся ко Господу, и в отношении к еретикам, оставившим Господа. Ст. 23. Вот мы идем к Тебе, ибо Ты Господь Бог наш. Поистине лживы были холмы и множество (или сила) гор; поистине в Господе Боге нашем спасение Израиля. Пусть говорит это кающийся, и оставивши всякую гордость и множество или высоту гор и холмов, по которой он превозносился против Бога, повергшись в уничижении, пусть говорит: поистине в Господе Боге нашем спасение Израиля! Ст. 24. Стыд съедает труд отцов наших от юности нашей: стада их и скот их, сыновей и дочерей их. Все труды еретиков, о которых написано: «ослабели испытывающие испытанием» ( Пс 63, 7 ), от юности обольщенных ими, сыновей и дочерей их, – проводили ли они ересь, или только удерживались в ней по плотским склонностям, – покрыты стыдом. Поэтому они присовокупляют: Ст. 25. Мы будем спать в стыде нашем и покроет нас срам наш, потому что Богу нашему согрешили мы и отцы наши от юности нашей до сего дня, и не послушали голоса Господа Бога нашего. Так должен говорить Израиль не послушавший своего Господа; так должен говорить всякий еретик кающийся. Но исповедовать и сознавать свои грехи – есть шаг ко спасению. Глаголи, говорит ты беззакония твоя прежде, да оправдишися ( Ис. 43, 26 ). Ибо поистине Израиль оставил Христа Господа Бога своего и согрешил против Него не только в то время, когда Он был видим во плоти, но и прежде пришествия Его. Поэтому и говорят: согрешили мы и отцы наши от юности нашей до сего дня и не послушали голоса Господа Бога нашего, Который говорил отцам нашим: аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа ( Иоан 5, 46 ). Гл. IV. Ст. 1. Если возвратишься, Израиль, говорит Господь, то ко Мне обратись. Вместо этого LXX перевели: если обратится Израиль, говорит Господь, то ко Мне обратится; и смысл такой: если ко Мне возвратится, то возвратится из плена; или иначе: если принесет что имеет; имущему бо везде дано будет, и преизбудет: от неимущего же, и еже мнится имея, взято будет от него (Матф, 25, 29). Далее, применительно к еврейскому, смысл такой: если возвратишься ко Мне, Израиль, и если однажды возжелав спасения ты говоришь, что согрешил и не послушал голоса Господа Бога своего: то обратись вполне, уверуй в Того, от Кого ты отрекался, и тогда обращение будет полное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Как и многие святые отцы, прп. Феодор Студит († 826 г.) обращает своё внимание на слова Екклесиаста: У мудрого глаза в голове его . Преподобный пользуется этими словами, чтобы направить помышления человека к горнему духовному миру. Прп. Феодор Студит : «Так все отцы теча текли, и побеждая победили: мученики, преподобные, праведные, благочестивые… почитая обучением неким бывающее здесь… Возлюбим же сие, братие, решимся же всё претерпевать и переносить с мужественным мудрованием и с неослабленным рвением, очи во главе имея, как повелевает премудрый ( Еккл. 2:14 ), а не устремляя их к ногам. Ибо помышляющие о небесном и им занимающиеся воистину очи имеют во главе, а те, которые преклоняются к суетному и им заняты, очи к ногам спускают… Будем же ходить так, как подобает мудрым, во главе имеющим очи, о Боге и божественных вещах помышляя и соответственно тому действуя. Очи во главе суть вера, надежда и любовь» Наставления монахам, 168, п. 2]. Иной унаследует плоды твоего труда. Глупому может достаться наследие мудрого Куда ни кинь – всюду клин! Куда ещё пойти искать, чтобы наконец найти остающуюся пользу от всего, что делает человек? Странствующий философ, не найдя ничего для самого человека в трудах его, бросает взор на то, что будет после – может, дело в наследстве? Не тебе, так наследнику что-то достанется, вот и итрон, вот и смысл! И вот посох философа привёл его к наследнику. Привёл к очередному разочарованию. И разочаровался он в доме наследника не единожды, а дважды, даже трижды. Разочарование первое: А не глупый ли унаследует труды мудрого? Еккл. 2:17 И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня. Еккл. 2:18 И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это – суета! Труды мудреца могут достаться глупому, и тот, как ни в чём не бывало, будет распоряжаться ими. До глупого ведь никогда не дойдёт, что он глуп. Как говорил генерал Александр Лебедь 29 : «Глупый – это не тот, у кого нет ума, а тот, у кого такой ум». Глупый не постесняется распоряжаться плодами трудов мудреца – для него всё нормально. А каково мудрому? Ему и во гробе будет тошно. И зачем только он показал себя в своё время мудрым под солнцем?..

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Какое же угодно было Богу избрать средство для «восстановления или искупления человека?» «В слове Божием это великое дело представляется в образе завета между Богом Отцом и Богом Сыном, Который (здесь приводятся слова Священного Писания), отходя в мир, говорит (ко Отцу): «жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» ( Евр.10:5–7 ; Пс. 39 ). «Здесь открываются вместе и благость, и премудрость, и правда, и всемогущество Божие», замечает автор и далее дает выдержку из преподобного Иоанна Дамаскина , раскрывающую, в чем эти свойства Божии проявились; ее мы здесь не приводим. «Но, – продолжает митрополит Макарий, – святые Отцы и учители Церкви, называя избранное Богом средство для нашего искупления вполне согласным с его совершенствами, не утверждали, чтобы это чрезвычайное средство было безусловно необходимо для цели , и чтобы Всемогущий иначе не в состоянии был спасти человека: мог бы Он и иначе спасти нас; но из всех возможных к тому средств Он избрал самое лучшее». Приводятся цитаты из творений святителя Афанасия Великого , Григория Богослова , блаженного Августина, блаженного Феодорита, святого Льва, святого Иоанна Дамаскина . «Коль скоро Сам Бог избрал это средство, значит счел его нужным и лучшим из всех возможных», заключает автор (т. II, стр. 23–24, по 4-му изд.). Глава: Побуждения к делу искупления и цель пришествия Сына Божия. «Почему Триипостасный Бог благоволил искупить нас, причина этому одна: Его бесконечная любовь к нам грешным. Бог , говорит Апостол, Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос за нас умер; и в другом месте: Бог, богатый милостию, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, – и нас мертвых по преступлениям сооживил со Христом, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе». «В частности, – продолжает автор, – здесь проявилась а) бесконечная любовь Бога Отца: в сем открылась любовь Божия к нам, что Бог Сына Своего Единородного послал в мир, чтобы мы получили жизнь через Него ( 1Иоан.4, 9 ); б) Бога Сына, Который Сам свидетельствовал: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих, – и действительно «возлюбил Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» ( Иоан.13:1 ) и за них положил душу Свою; в) Бога Духа Святого: «имеем доступ к Отцу в Одном Духе» ( Еф.2:18 )... Святые Отцы и учители Церкви единодушно признавали причиною пришествия в мир Искупителя бесконечную любовь Божию к людям».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Книга шестая Я полагал, что по поражении змия 40 в [самой] средине, не оживет новое порождение эхидны, и по смерти Сциллы, по баснословиям поэтов, уже не будут свирепствовать против меня псы Сциллы, не перестающие лаять, и, по поражении еретиков рукой Божией, не будут искушаться в случае возможности, даже избранники Божии; [но] самая ересь не умирает, когда остались детеныши, унаследовавшие ненависть их к нам, и принимая наш образ, не оставляют яда старой матери и лукавого Улисса, и только губы обмазывают медом и, по изречению Писаний ( Пс. 54:22 ), сделали слова свои более мягкими, нежели масло, а сами они – стрелы, и стрелы огненные, которые должны быть отражаемы и угашаемы щитом веры. Это я сказал, дщерь Евстохия, чтобы мне, трудящемуся над произведением пророческим и борющемуся с еретиками, ты помогала молитвами и чтобы Господь Своим умом чрез мои уста изъяснил и шестой том толкований на Иезекииля, и чтобы благодатью тогоже Духа, чрез которого было открыто пророкам то, что мы читаем в Писаниях, было открыто это также и нам, изъясняющим, чтобы мы могли сказать: уста моя отверзох и привлекох Духа ( Пс. 118:131 ). Глава XVIII Ueз.XVIII:1–2 . И было ко мне слово Господне, говорящее: зачем вы обращаете между собою притчу в поговорку в земле Израилевой, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах была оскомина?» LXX: И было слово Господне ко мне, говорящее: сын человеческий, что это за притча у сыновей Израилевых, говорящих: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах была оскомина?» Того, что сказали LXX: сын человеческий, в еврейском нет. Учит же божественное Писание тому, что сказанное в Исходе: Аз есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третьего и четвертого рода ненавидящим Мене, и творяй милость в тысящах любящим Мя и хранящим повеления Моя ( Исх. 20:5–6 ), и еще: сниде Господь во облаце, и стал подле Моисея и призва Моисей имя Господне, и мимоиде Господь пред лицем его и воззва к нему, говори: Господь Бог щедр, и милостив, долготерпелив, и многомилостив, и истинен, и правду храняй, и милость в тысящи, отъемляй беззакония, и неправды и грехи, и от беззаконий отцов не очистит чада и чада чад до третьего и четвертого рода ( Исх. 34:5–7 ), так должно понимать, как если бы это была поговорка и притча, так что иное выражается в словах и иное заключается в мыслях, о чем мы также сказали выше в притче о двух орлах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Лавра твоя славится тобою, и во всех концах вселенной почитается имя ее. Народы дивятся отцам, бывшим в ней, которые воссияли, как звезды, на тверди церковной: исполнителями заповедей божиих явились они, чудотворцами стали, и даром пророчества бог сподобил их, дар прозрения от святого духа восприняли и слова божественного были учителями. Приходили в нее цари и поклонялись князья, покорялись вельможи и трепетали сильные мира сего, ужасались иноязычники, видя людей небесных, по земле шествующих. И, как к престолу господию, в дом божьей матери собирались иноки, воспевая песнь ангельскую беспрестанно; и с ангелами вместе сходились они у жертвенника господня, одних ясно видя ангельский образ, с другими же мысленно и духовно беседовали и узнавали душой, когда приходили божий ангелы; и многие из них въяве духов лукавых изгоняли и страшны были для них. Таковы вот отрасли твоего виноградника, таковы ветви корня твоего, таковы столпы твоего храма, таковы дети, тобой порожденные, таковы отцы твоей лавры. Ибо, отче, подобает таким ученикам от такого учителя быть, ибо воистину истекла из уст твоих река святого духа, которую указал сам Христос, сын божий, когда сказал, уча иудеев: «Кто верует в меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Это же сказал он о духе, который хотели принять верующие в него. Та река, нигде не останавливаясь, беспрестанно утоляет жажду чад своих до скончания лет. Ту реку изливая, апостолы привели все народы к богу; из той реки пия, мученики пренебрегли плотью своей и предали тела свои на истязание и на муки различные; из той реки пия, святые отцы оставили города и села, богатство и дома свои, и стали жить в горах, и в дебрях, и в пещерах земных; из той реки пия, ученики твои пренебрегли всем земным, и устремились к небесному, и получили то, к чему стремились, — вселились в селения бога, где пребывают сонмы бесплотных. И вот мы, им последуя, пришли в дом божьей матери под твое покровительство и твою защиту, возложив все упование наше на пречистую деву богородицу и на тебя, преблаженный отче Феодосий!

http://sedmitza.ru/lib/text/438053/

Мф.23:29–31 .  Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков. Весьма мудрым умозаключением (syllogismo) Он обличает их в том, что они сыновья человекоубийц, когда они сами, ради своей славы в народе и видимой доброты, – устраивают гробницы пророков, которых умертвили их отцы, и говорят: «Если бы мы жили в то время, то не делали бы того, что сделали отцы наши». Хотя они этого и не выражают на словах, однако говорят делами своими, и именно тем, что горделиво и с великолепием устраивают памятники убитым 531 , не отрицая, что они были умерщвлены их отцами. Мф.23:32 .  Дополняйте же меру отцов ваших Утвердив предыдущими словами, что они были сынами человекоубийц и тех, которые умертвили пророков, Он теперь делает заключение, которое хотел, и полагает как бы окончательный вывод из умозаключения (extremam syllogism! partem): «Дополняйте же меру отцов ваших 532 " , то есть вы дополняйте то, чего им недоставало. Они умертвили служителей, а вы распинаете Господа, они -пророков, а вы – Того, Который был провозвещен пророками. Мф.23:33 . Змеи [или с прибавлением: и] порождения ядовитых гадов! каким образом избежите вы от суда геены. 533 . " То же самое сказал и Иоанн Креститель ( Лк.3, 7 ); действительно, как от ядовитых змей рождаются ядовитые змеи, так и от отцов человекоубийц вы родились человекоубийцами. Мф.23:34 .  Посему вот Я посылаю к вам пророков, и мудрецов, и книжников, но вы из них [одних] умертвите и распнете на кресте, а [других] из них будете бичевать в собраниях ваших и преследовать из города в город. 534 То, что мы сказали прежде [именно, что слова]: «Дополняйте же меру отцов ваших» относятся к Господу, потому что Он должен был 535 быть умерщвлен ими, [эти слова] могут быть отнесены и к ученикам Его, о которых Он теперь говорит: «Вот Я посылаю к вам пророков и мудрецов, и книжников и [одних] из них вы умертвите и распнете на кресте, и будете бичевать в собраниях ваших и преследовать из города в город».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Мы обращаем к Богу моления об усопших во время Божественной литургии и панихид, поскольку надеемся и верим в Его человеколюбие и благоутробие, в Его милосердие и благость. И Апостол любви нас побуждает к этому словами: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него» (1 Ин. 5, 14–15). При этом очевидно, что нашими молитвами за усопших мы просим Бога о том, что угодно Ему Самому, ибо Бог, как источник любви и милости, хочет, чтобы все люди спаслись (1 Тим. 2, 4). Согласно Иоанну Дамаскину, это–то более всего угодно и «приятно милосердному Господу» — чтобы каждый из нас готов был прийти на помощь ближнему. Милостивый Бог наш очень хочет, чтобы все мы были помощниками друг для друга «и в жизни, и после смерти». Ибо преблагий Господь спасения нашего «жаждет и желает, ищет и добивается»; Он «радуется и ликует», когда человек не оказывается лишенным Его «божественных даров» [ 950 ]. «Более того, — добавляет преподобный Иоанн Дамаскин, — богоречивые Апостолы […] и духоносные отцы […] богоносными устами боголюбиво установили литургии, молитвы и псалмопение, ежегодные панихиды и поминовения прежде усопших, что происходит и по сей день благодатью человеколюбивого Бога. Поминовение в час «Бескровной Жертвы» и «поминовения и чинопоследования третьего, девятого, сорокового дня и ежегодные» Церковь соблюдает и продолжает неукоризненно, так же, как их без колебаний «поддерживает незыблемыми богоизбранный и благочестивейший народ». Все это, разумеется, означает что таковое установление праведно в очах Господних» [ 951 ]. Итак, святые отцы уповают на слова Господа и Его человеколюбивое произволение, когда учат, что наши молитвы за усопших приносят преставившимся пользу. Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «Мы верим, что превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как предлежит Святая и Страшная Жертва» [ 952 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010