1895. Кн. 4. С. 23-34; Описание о российских святых. С. 127-128. Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 62; Волков П. Сказание о упраздненном Троицком Авнежском мон-ре и о преподобных его основателях//Вологодские ГВ. 1848. 8. С. 83-85; 9. С. 93-95; Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. Чернигов, 1863. С. 92-93; Мелетий, иером. Исторические сведения об упраздненном Авнежском Троицком мон-ре Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. 1869. 10. С. 351-359; 11. С. 383-406; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 160; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 438-439, 529; Ч. 2. С. 35, 44, 211; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 136-137; Ключевский. Древнерусские жития. С. 278-280; Верюжский. Вологодские святые. С. 86-103; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 84-85; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По «житиям святых»). М., 1966 (по указ.); Колобанов В. А. Владимиро-Суздальские лит. памятники XIV-XVI вв. М., 1982. С. 52-53; Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Ист.-геогр. исслед. по мат-лам мон-рей. Л., 1985. С. 207-208; Дмитриева Р. П. Варлаам//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 105-107; Белоброва О. А., Соколова Л. В. Иоасаф//Там же. С. 407-408 [Библиогр.: с. 408]; Свистунов М. А. И в погибели нетленны: Сказание об Авнежском Троицком мон-ре: (Легенды и факты). Вологда, 1991. А. В. Кузьмин, Е. В. Романенко Иконография Прмч. Григорий Авнежский (в нижнем ряду в центре). Фрагмент иконы «Собор святых учеников прп. Сергия Радонежского». 2-я пол. XIX в. (ТСЛ) Прмч. Григорий Авнежский (в нижнем ряду в центре). Фрагмент иконы «Собор святых учеников прп. Сергия Радонежского». 2-я пол. XIX в. (ТСЛ) Ранние и единоличные иконы Г. и К. в наст. время неизвестны. В иконописных подлинниках посл. трети XVII - 1-й пол. XIX в., где внешность Г. уподобляется, как правило, прп. Димитрию Прилуцкому, а внешность К. сравнивается со свт. Николаем Чудотворцем или прп. Сергием Радонежским, облик святых описан под 15 июня: «Кассиан преподобный надсед, кудреват, брада Сергиева» (РНБ. Погод. 1930.

http://pravenc.ru/text/166842.html

Евр. 12, 16 – 17. Преподобный Симеон Новый Богослов, преподобный Никита Стифат. Аскетические произведения. Клин, 2001, с. 14. Житие схиархимандрита Исаакия I (Антимонова). Издание Введенской Оптиной пустыни, 1995, с. 30 – 31. Последование малого образа, еже есть мантия. Издание СпасоПреображенского Валаамского монастыря, 1998, с. 6 – 21. Слова о. Иоанна Кронштандтского. Цит. по митр. Вениамин (Федченков). Письма о монашестве. М., 2003, с. 55. Выражение св. Григория Нисского. Перевод А. Штейнберга. Еф. 5, 1. Свт. Амвросий Медиоланский. О девстве и браке. М., 2000, с. 16 – 17. Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. Указ. изд., с. 162. Карл Густав Юнг. Психология бессознательного. М., 2003, с. 24 – 34. Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. Указ. изд., с. 198 – 199. Преподобного отца Иоанна игумена Синайской горы Лествица. М., 2001, с. 126. Преп. Максим Исповедник. Избранные творения. М., 2004, с. 260. 1 Кор. 7, 9. Добротолюбие, указ. изд., т. 5, с. 95. Лествица, указ. изд., с. 122. Евагрия монаха наставления о подвижничестве. Добротолюбие, указ. изд., т. 1, с. 576. Преп. Максим Исповедник, указ. изд., с. 270. Творения аввы Исаака Сирианина. Сергиев Посад, 1911, с. 231. Прекращение благодати – причина всех отступничеств, от Иуды до какогонибудь Долумана в ХХ веке: Бог отнимает веру, не допуская величайшему Своему дару стать бисером под ногами свиньи. Святитель Игнатий. Собр. соч. т. V , с. 360 – 361. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 2000, с. 91. Св. Григорий Нисский. О девстве. Указ. изд., с.132. Преподобный Ефрем Сирин. Творения. Указ. изд., т. 1, с. 236. Иоанн Кассиан, указ. изд., с. 93. 1 Кор. 7, 33. Святитель Григорий Нисский. О девстве. В кн.: Что значит имя христианин. М., 2000, с. 97 – 110. Евагрий монах. Наставление девственницам. Добротолюбие, указ. изд., т. 1, с. 617. Св. Григорий Палама. К старице Ксении. Добротолюбие, указ. изд., т. 1, с. 263. Перевод М. Лозинского. Лествица, указ. изд., с. 32 – 33. Благая часть. Беседы с монашествующими. Екатеринбург, 2003, с. 107.

http://pravmir.ru/o-sovremennom-monashes...

Беседа “о должных вещах” ( Ðmil»saj t¦ dšonta), скорее всего, предполагала краткое наставление аввы относительно порядков обители и его как бы первую “проверку” новичка. Перемена одежды означала облачение в монашеское одеяние (обычно оно именовалось scБma). Желавших начать иноческое житие сразу принимали в число братий обители. См. Ladeuze P . Étude sur le pendant le IVe si–cle et la premi–re du Ve si–cle. Louvaine, 1898. P. 280–282. Палладий в самом конце IV — начале V вв. насчитывает ок. 7000 пахомиевских иноков, из которых 1300 пребывало в главном монастыре (в Певоу или Вау ). См.: The Lausiac History of Palladius. Vol. II/Ed. by C. Butler . Cambridge, 1904. P. 93–94. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит о более чем 5000 братий во всех пахомиевских монастырях. См. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. Сергиев Посад, 1993. С. 28. Речь идет, по сути дела, о публичной исповеди, практика которойбыла распространенав древней Церкви, в том числе и в IV–V вв. См. Алмазов А . Тайная исповедь в православной восточной Церкви. Опыт внешней истории. T. I. М., 1995. С. 51–55. Правда, как видно из последующего повествования Аммона, эта исповедь у аввы Феодора обретала своеобразную форму, органично перерастая в поучение (“оглашение”) иноков. Ср. Евр 11:26. “Поношения” (ÑneidismoÚj) рассматривались в древнем иночестве как необходимое условие “следования за Христом”. О духовной пользе их неоднократно высказывались древние отцы-подвижники. — Достопамятные сказания. С. 13, 67, 106–107. Издатель “Послания Аммона” видит в этих словах преподобного Феодора предостережение монаху от впадения в ересь и увещание сохранять чистоту православных догматов. Но данное высказывание может пониматься и в чисто нравственном смысле. Например, авва Орсисий, поучая братию, также приводит Песн 4:12 и говорит: “Храните целомудрие тела вашего”. См.: Преподобного отца нашего Орсисия аввы Тавенисиотского Учение об устроении монашеского жительства. М., 1858. С. 38. Текст: Bacht H . Das Vermachtnis des Ursprungs. Studien zum fruhen Monchtum I. Wurzburg, 1972. S. 100. Святитель Григорий Нисский, толкуя Песн4:12, соотносит “вертоград” с душой человека, преисполненной плодов добродетели и обнесенной “оплотом заповедей”, так что никакой “зверь” (ссылка на Пс79:14) не может проникнуть в него. См.: Творения святого Григория Нисского. Ч. 3. М., 1862. С. 235–237.

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

Содержание Вместо предисловия Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту (Пс. 89, 10) созревала и мысль отметить этой работой свое 70-летие. Если читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни - мой труд будет не напрасен. Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин! Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397), преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.), авва Дорофей († 620), Григорий Синаит (XIV в.), Иоанн Кассиан († 435) и все святые, на земле Востока и Запада просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! 29 августа 1999 г. Константин Скурат Восточные святые отцы Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту (Пс. 89, 10) созревала и мысль отметить этой работой свое 70-летие. Если читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни - мой труд будет не напрасен. Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин! Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397), преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.), авва Дорофей († 620), Григорий Синаит (XIV в.), Иоанн Кассиан († 435) и все святые, на земле Востока и Запада просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! 29 августа 1999 г. Константин Скурат Святитель Иоанн Златоуст боголюбезной Олимпиаде " Я знаю благородство твоего ума, знаю крепость твоей богобоязненной души, знаю обилие рассудительности, силу любомудрия... Блаженна ты и трижды блаженна... " . Святитель Иоанн Златоуст. Письма к Олимпиаде. Из писем II и XVII Эпистолярное наследие святителя Иоанна Златоуста очень богато. Большая часть писем появилась в годы лишения его Константинопольской кафедры и изгнания из столицы (403-407 гг.). Святитель Иоанн писал к разным лицам: к священнослужителям, диакониссам, инокам и мирянам, два раза обращался с письмами к Римскому епископу Иннокентию [с. 550-558] [ 1 ], а также к епископам, пресвитерам и диаконам, заключенным за благочестие в темницу [c. 563-565; 717, 718]. Но особенно содержательны, полезны и потому ценны семнадцать писем Константинополь-ского святителя к святой диакониссе Олимпиаде [c. 549-565]. В них даются глубоко духовные наставления этой дивной диакониссе Константинопольской Церкви, восхваляются ее примерные добродетели, ее целожизненный подвиг во славу Божию и на благо людей. Вместе с тем в них ярко выступает светлая личность самого святителя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

свящ. Иоанн Верюжский Век XIV. Св. прав. Прокопий Устюжский, преподобные Григорий и Кассиан Авнежские, Димитрий Прилуцкий, Св. Стефан Епископ Пермский Праведный Прокопий устюжский Христа ради юродивый В первой половине XIII века, во дни славы и могущества Новгорода, когда вольные его жители, обогащаемые выгодной торговлею с ганзейскими городами, с уверенностью говорили: кто против Бога и великого Новгорода? в числе заморских торговых гостей, приезжавших ежегодно во множестве, прибыл однажды в Новгород с богатым грузом товаров немецкий купец Прокопий. Какого он был рода и племени и из какого города – неизвестно. Без всякого сомнения ему, подобно другим его товарищам, и на мысль не приходило долго пробыть, а тем более остаться навсегда в суровой и холодной России. Все его мысли и желания вероятно были сосредоточены единственно на том, чтобы дороже продать свои товары, набрать на них побольше дорогих мехов и новгородских рублей и поскорее возвратиться на родину. Но от Господа исправляются стопы мужу: смертный же како уразумеет пути своя ( Npum. XV, 24 )? Господь судил иначе и указал Прокопию неизвестный до того времени в России путь юродства Христа ради. Кто мог думать, что этот молодой купец, воспитанный в довольстве и роскоши и с младенчества напитанный враждебным Православию католическим учением – решится добровольно но всю жизнь подвергнуть себя всевозможным лишениям и страданиям, что при видимом скудоумии он сохранить мудрость и чистоту сердца, достигнет высоты нравственного совершенства, сделается украшением Православной церкви, великим чудотворцем, защитником и покровителем своего нового отечества? Истинно сила Божия в немощи совершается ( 2Kop. XII, 9 ). Дивны дела Господни, дивен Бог во святых своих! Древний Новгород доныне славится множеством и красотою церквей и монастырей, а в эпоху его процветания их было еще больше. Когда Прокопий прибыл в Новгород, то невольно быль поражен их множеством и красотою, доброгласным звоном многочисленных колоколов, набожностью и усердием народа к церковным службам, – чего он никогда не думал встретить между людьми, не повинующимися римскому первосвященнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. Иоанн Кассиан Римлянин , читая слова книги Екклесиаста, размышляет о том, действительно ли каждая вещь под небом хороша только в своё время? Преподобный приходит к выводу, что вещи есть по свойству своему добрые, злые и средние. Добрые – всегда добры, злые – всегда злы, а средние – это и есть всякие вещи под небом, которые хороши или плохи не сами по себе, а в зависимости от своевременности или несвоевременности их, а также от внутреннего расположения делающих их. Св. Иоанн Кассиан : «Божественная премудрость через Екклесиаста назначила каждой вещи, то есть всем обстоятельствам, как благополучным, так и несчастным, скорбным, своё время» ( Еккл. 3:1–8 ). Из дел, исчисленных в сем месте, ни одного нельзя отнести к числу постоянно добрых; каждое хорошо только тогда, когда оно бывает в своё время и прилично исполнено, так что если бывает не в своё время, то делается бесполезным и вредным; между тем те действия, кои добры или худы по природе своей, например, правда, благоразумие, мужество, воздержание и прочие добродетели, или, напротив, пороки, не подлежат такому изменению по неизменяемости их природы» Собеседования египетских подвижников, Собеседование 21 аввы Феоны, гл. 12]. Нравственное и безнравственное всегда таково, а вещи нравственно безразличные приобретают нравственное значение в зависимости от обстоятельств и намерений. Дальше в антиномиях это будет раскрыто на примерах жизни. Св. Григорий Богослов в свой богословствующий век, когда торговки на рынке спорили о Троице и ипостасях, в начале знаменитых Пяти слов о богословии много и строго говорит о недопустимости безвременного богословствования и несоблюдения меры в учении. В связи с этим он говорит: «Мёд, несмотря на то, что он мёд, если принять в излишестве и до пресыщения, производит рвоту. И время всякой вещи , как рассуждаю с Соломоном ( Еккл. 3:1 ). Даже прекрасное не прекрасно, если произведено вне порядка; как, например, совершенно неприличны цветы зимою, мужской наряд на женщине и женский – на мужчине, геометрия во время плача и слёзы на пиру» Слово 27, О богословии первое]. И прекрасное прекрасно только в своё время и в свою меру.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

4 В тех немногих случаях, когда содержание «Нового Феотокария» пересекается с текстами из других подобных ему собраний, современные исследователи византийской гимнографии склонны отдавать первенство вариантам чтения, представленным у преп. Никодима (см., напр.: Παντελκηζ Е. Г. Φιλολογικο παρατηρσεις εις τ Νον Θεοτοκριον//πετηρς Εταιρεας Βυζαντινν Σπουδν. 1935. Σελ. 78, 85, 90, 92–93, 99–102. 6 Одно из последних его переизданий (Фессалоника,1997) включает, наряду с прочим дополнительным материалом, осмогласный цикл канонов, читаемых перед иконой «Вратарница» в Иверском монастыре на Афоне. 7 Не вполне ясное место, где термин «лад» (μλος) с прилагательными «дорийский», «фригийский» и т. п. употребляется в том же значении, что и «глас» (χος), т. е. напев, и наряду с ним. Вместо древних и восходящих к античности наименований гласы впоследствии получили в византийской традиции числовое обозначение, как элементы системы церковного осмогласия, подразделявшей их на четыре «прямых» и четыре «косвенных» (плагальных). Под отношениями полуторным, 1:3, 1:8 и двойным (квинта, кварта, большая секунда и октава соответственно) следует понимать, скорее всего, расстояния между начальными звуками разных ладов. 10 Григорий Палама , свт. Беседа на Введение во Святая Святых Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и об Ее богоподобном образе жизни в оном месте//Беседы (омилии). М., 1994 (репр.).Ч. III. С. 107. 11 Далее в греческом тексте следует пояснение: «Порядок его таков. В первом тропаре каждой песни молит грешник Богородицу, во втором – Богородица молит Христа, в третьем – отвечает Христос Богородице, в четвертом – отвечает Богородица грешнику». 43 По-видимому, в этих словах заключена мольба соблюсти в должном устроении тричастную способность («слово», или по-греч. логос) души – разумную, пожелательную и раздражительную, о которой говорят святые Отцы (см., например: Иоанн Кассиан Римлянин , преп. Собеседования египетских подвижников. 24. Гл. 15–17// Иоанн Кассиан Римлянин , преп. Писания. Сергиев Посад, 1993 (репр.). С. 618–621.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

“О, сколь благословен Богом тот, чье смирение ослабило братнюю гордость, чье терпение угасило гнев ближнего, кто своим послушанием и ревностию исправляет в других теплохладность и леность, чьи утешительный пример или слова возжигают свет в сердце, которое гнев соделал слепым” (“К монаху” I). Певец западной пустыни преподобный Евхерий Лионский В основном под словом “пустыня” в Галлии V-VI вв. подразумеваются пустынные места вне городов, подходящие для жизни монахов, отрешившихся от мирской жизни. Есть, однако, и другое, более точное его значение, в котором его употребляют преп. Кассиан: место для тех, кто желает вести уединенную, отшельническую жизнь вдали от общежительных или полуобщежительных обителей, в коих живет большинство монахов. В своих “Постановлениях” преп. Кассиан формулирует условия для вступления на сей высший образ жизни. “...Мы отправились посмотреть на особый, высший род монахов, называвшихся отшельниками. Они сначала долго живут в киновии, пока научатся терпению, рассуждению, смирению, нестяжательности и дочиста исторгнут из себя все пороки, потом, намереваясь вступить в жесточайшую брань с демонами, отдаляются в отдаленные места пустыни” (V:36). “Пустыню искать должно совершенным, очищенным от всякого порока, и по совершенном очищении от пороков в обществе братии уходить в нее не по малодушию, а для божественного созерцания, с желанием высшего видения, которое может быть приобретено только в уединении и только совершенными” (VIIÏ17). Этот высший вид пустынной жизни обладает определенной привлекательностью для стремящихся к монашеству, не как какая-то действительно отдельная форма монашества, но как высший идеал одной общей для всех монашеской жизни. Здесь, однако, мы прежде всего должны знать о той трудной аскетической брани, чаще всего в монастыре, что непременно предшествует такому пустынножительству, также, как и о реалистическом монашеском учении, лежащим в его основе. Кассиановы “Постановления” – азбука также и этого вида монашества, тогда как в его “Собеседованиях” содержится более возвышенное учение для пустынножителей (и для общежительных монахов тоже).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

В течение XIV в. определения этого Собора были приняты всей полнотой Православной Церкви. Через год они были внесены в чин Торжества Православия.    Григории Палама, святитель. Триады. I, 3, 31. С. 102.    Григории Палама, святитель. Триады, I, 3, 33. С. 104.    Там же. С. 102—103.    «Писание, и закон, и учители, и Бог говорят слова, дабы эти слова стали делом в душе», «чтобы само слово это стало действием и силой» (Макарий Египетский, 4, 30, 1; 4).    Илия Екдик. Цветособрание, 3/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 639.    Марк Подвижник. О законе, 184/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 58.    Макарий Египетский, 4, 7, 3; 4, 8, 1.    Антоний Великий. 17/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 15; ср.; Кассиан Римлянин. К Леонтину/Там же. Т. 2. С. 711.    Кассиан Римлянин. К Леонтину/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 713.    Исаак Сирин. Беседа 1, 56. Ср.: «Господь ... всегда взирает на цель нашу» и «судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения» (Лествица. 26, 118, 122).    Марк Подвижник. О мнящихся, 33/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 63; Макарий Египетский, 7, 5, 2; Кассиан Римлянин. К Леонтину/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 711.    Исаак Сирин. Беседа 21, 2.    «Понеже имамы, всяко Господь от нас истяжет милостыни слово, а не якоже не имамы» (Диадох. Главизны, 66/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 328), так что «хотяй что содеяти, и не могий, яко сотворивый есть пред Сердцеведцем Богом» (Марк Подвижник. О мнящихся, 16/Там же. Т. 1. С. 61), и «в том только случае, когда вещи близко, Бог требует от нас исполнить и показать любовь на самом деле» (Исаак Сирин, Слово 55. С. 248; «Слова» Исаака Сирина цит. по: Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. М., 1993). «Бог во всем взирает на намерение наше; но в том, что соразмерно нашим силам, Он человеколюбиво требует от нас и деятельности. Велик тот, кто не оставляет никакого доброго дела, силам его соразмерного» (Лествица. 26, 163).    «Во всяком деле, намерение взыскуется вещи» (Григорий Синаит. Главы, 14/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 171).    Исаак Сирин. Беседа 1, 59.    «Кто добр по природе, тот недостоин похвалы, хотя [качество это] и вожделенно; . Достоин же тот похвалы, кто собственным своим рачением, с усилием и борьбой, избрал доброе но свободному произволению» (Макарий Египетский, 7, 16, 7). При этом «человеку благим и мудрым скороспешно соделатися не можно, но трудолюбным поучением, и изучением и искусом, со временем и подвигом, и желанием благаго дела. Благий же и боголюбивый человек, воистину ведущий Бога, не престает независтно творити вся богоугодная. Редки же таковые мужи обретаются» (Антоний Великий, 40/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

154). Смиренное сознание этого и есть, собственно, искренняя вера человека в Бога. Хотя промысл Божий не только сопутствует нам, но и непрестанно предваряет нас, всякое “предопределение” при этом абсолютно исключено, так как промысл основан на непостижимом Божественном всеведении или предведении — знании Богом того, как поступит человек в том или ином случае и куда склонится его воля — к добру или злу. На основании Своего предведения Бог и осуществляет Свой промысл, содействуя в добре и препятствуя злу, или же (при особых обстоятельствах) даже допуская последнее, так что всякое зло совершается лишь по человеческой воле (по попущению Божию), а совершение добра требует не только воли, но и Божиего содействия 35 . Человек же постоянно имеет возможность принимать или отвергать эту благодатную помощь, ибо Бог приемлет добро, лишь содеянное в свободе. Иначе можно сказать, что свобода является неизменным условием проявления Божественного промысла. При характеристике богословской мысли преподобного Кассиана в области взаимоотношения благодати и свободы представляется необходимым коснуться безусловно несправедливой оценки некоторыми современниками Преподобного этой стороны его учения, а именно — обвинения его в так называемом “полупелагианстве” 36 . При достаточно беспристрастном исследовании трудов Кассиана (в частности “Собеседований” — III, 10, 22; IV, 4–5, 7–8; XIII; XXIII, 7, 10, 17–20) нельзя не придти к заключению, что мысль Преподобного полностью согласна с учением предшествовавших ему Святых отцов (особенно святителей Григория Нисского и Иоанна Златоуста). По сути преподобный Кассиан занял в споре между пелагианами и обличавшими их августинатами промежуточную и наиболее трезвую позицию, в равной степени неприемлемую как для тех, так и для других, в полемике своей доходивших до самых крайних точек зрения. И можно почти с уверенностью заметить, что лишь вследствие победы последователей Августина Кассиан был объявлен полупелагианином, ибо, если бы в этот период победили пелагиане, он с такой же неизбежностью (и столь же незаслуженно) был бы объявлен “полуавгустинатом”.

http://pravmir.ru/soteriologiya-prepodob...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010