Псково-Печерский монастырь (фото) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Использованы материалы книги: Архимандрит ТИХОН (Секретарев) «БОЖИЯ МАТЕРЬ – ЧУДО ВСЕЛЕННОЙ Паломничество по Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю» Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь в 2013 году отметил 540-летие освящения пещерного Успенского собора. Порядок изложения монастырской истории будет представлен в виде паломничества по обители… Начиная со смотровой площадки благочестивый паломник увидит монастырь от начала ХХ века по настоящее время… Божия Матерь хранит и благословляет Свою обитель, братию и паломников... Содержание Смотровая площадка [ править править код ] Перед нашим взором открывается пересеченная местность… По дну глубокого оврага течет речка Каменец... Склоны и дорожки напоминают палестинское место Горнее, куда пришла Дева Мария к Своей родственнице Елисавете и ею Духом Святым Она была названа Богородицею: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:43). У Святых врат [ править править код ] Святые врата, которыми мы входим в монастырь, были построены по указу императора Петра I в благодарность за заслуги Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в Северной войне. Никольский храм [ править править код ] В XVI веке, во время строительства крепостной стены вокруг монастыря, над входом в обитель по личному проекту преподобномученика Корнилия был устроен храм в честь святителя и чудотворца Николая - защитника Православия. Святителю Николаю чудотворцу вручил Преподобный охранять обитель от ересей и расколов, врагов видимых и невидимых… В храме находятся чудотворные иконы святого святителя Николая: Можайский, Великорецкий и Житийный образ с частицей святых мощей. Святитель Николай помогает людям в путешествиях на море, в воздухе. С особенной ревностью, усердием Святитель защищает веру в сердцах людей. Святитель Николай - самый почитаемый угодник Божий на Руси. Никольский храм Псково-Печерского монастыря. Конец XIX века. Фотограф К. И. Кампрада. Императорская Археологическая комиссия

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

В Печорах начались VI Корнилиевские Православные образовательные Чтения Псковская область, 5 марта 2004 г. Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский В городе Печоры Псковской области начали работу Корнилиевские Православные образовательные Чтения, сообщает наш корреспондент Ольга Кирьянова. Уже шестой год подряд на них собираются православные священнослужители и педагоги Печерского района. Устроителями Чтений традиционно выступают Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Печерское православное педагогическое общество, Печерская городская гимназия. В нынешнем году в Чтениях принимает участие большая группа гостей из Москвы – профессоров Московского Государственного Университета. Работа Чтений началась с молебна перед мощами преподобномученика Корнилия, к дню памяти которого приурочено проведение педагогического форума. В Михайловском соборе Псково-Печерского монастыря молебное пение совершил митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий, отмечающий в этот праздник свое тезоименитство. Открывая первое пленарное заседание, к участникам Корнилиевских Чтений обратился архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, который передал присутствующим благословение и напутствие архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия. Архимандрит Тихон также выступил с докладом: «Исторические свидетельства о мученической кончине преподобномученика Корнилия». Используя обширный исторический материал, он подтвердил бездоказательность утверждений некоторых современных исследователей, считающих вымыслом гибель преподобного Корнилия от рук царя Ивана Грозного. В первую очередь, отметил отец Тихон, эти утверждения выгодны тем группировкам, которые вопреки воле Священноначалия настаивают на канонизации этого русского царя. Директор Печорской гимназии, заслуженный учитель России О.М. Тумановская поделилась накопленным в рамках Корнилиевских Чтений шестилетним опытом работы с родителями, в сфере духовно-нравственного воспитания детей. Основной формой такой работы является проведение тематических открытых родительских собраний. Значительный интерес слушателей вызвало выступление катехизатора Псково-Печерского монастыря иеромонаха Августина (Заярного), который рассказал о своем понимании целесообразности преподавания в школе предмета «Основы православной культуры». Как отметил отец Августин, в нынешнем своем виде этот предмет, рекомендованный к преподаванию в школе Министерством образования, немногим отличается от курса «Закона Божия». Между тем детская аудитория светской школы в большинстве своем неподготовлена для восприятия этих знаний. «Дети, которым мы будем преподавать должны иметь живую веру в Бога, а иначе преподавание будет формальным и может не только не достигнуть своей цеди, но и навредить», - подчеркнул он.

http://pravoslavie.ru/9160.html

Служил Высокопреосвященнейший Митрополит Алексий, Ленинградский и Новгородский, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Богослужение совершалось благоговейно, молитвенно, слаженно. Здесь я впервые услышал пение стихиры Божией Матери «О преславного чудесе, небеси и земли Царице…» ради Ея чудотворного образа, именуемого «Державная». Помню свои незабываемые чувства радости, утешения, родства с новомучениками, которые испытал, молясь Царице Небесной в эти минуты… В настоящее время в Свято-Успенской Псково-Печерской обители на Божественной Литургии, если позволяет Церковный Устав, всегда поется стихира Божией Матери «О преславного чудесе…». Возрождение традиции Псково-Печерский монастырь духовно-исторически связан с народностью сету. Во времена Преподобномученика Корнилия в XVI веке Псково-Печерским монастырем строились храмы по берегам Чудского озера. Замечательное событие произошло 450 лет назад в городе Нарве. Этот город осаждался русскими войсками. Ливонские рыцари были внутри крепости напротив Ивангорода. В насмешку над Православием они стали кидать иконы в пламя костра, на котором варилось пиво. Вдруг пламя полыхнуло и зажгло дом… При сильном поднявшемся ветре загорелись соседние дома и в городе вспыхнул огромный пожар, но две иконы, брошенные в огонь, – Божией Матери «Одигитрии-Путеводительницы» и «Святителя и Чудотворца Николая» – чудом, как выяснилось в дальнейшем, остались целы… Русские воины воспользовались ситуацией и взяли неприятельскую крепость… Благородно поступили победители с пленными, отпустив их с миром домой… С чудотворными иконами был устроен Крестный ход в Новгород, а затем в Москву к царю Иоанну Грозному. В Крестном ходе принимал участие и игумен Псково-Печерского монастыря Преподобномученик Корнилий. В дальнейшем духовная связь между православными Эстонии и Псково-Печерским монастырем поддерживалась через молитву и благотворительность. Особенно ярко это общение проходило с 1920 по 1940 год, когда город Печоры и Псково-Печерский монастырь входили в состав Эстонской республики.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский Из всех настоятелей монастыря самый яркий след оставил Корнилий. Он стал игуменом в 28 лет и был им дольше всех – 41 год. Невидимые плоды его трудов – множество язычников – сету, обращенных в православие, ставших монахами и священниками. Братия возросла с дюжины до ста человек. Видимые плоды – Никольская церковь, каменная ограда вокруг монастыря с девятью башнями и тремя воротами. Корнилий построил её во время войны с Ливонией (1558-1565). Получилась одна из сильнейших крепостей в Европе. Он вместе с монахами участвовал в самых простых работах, написал первую летопись монастыря, в которой отразил бедствия отечества: мятежи, гибель народа от гнева Иоанна IV, голода, мора и войн. Грозному наклеветали на Корнилия, что он со своим монастырём хочет отложиться от Московского царства, предавшись то ли Литве, то ли Ливонии. Увидев мощные стены, башни с бойницами, царь пришёл в ярость и Корнилию, вышедшему из Святых ворот с хлебом-солью, своей рукой отсёк голову. Тут же опомнился, поднял тело святого и понёс в монастырь. Поэтому дорожка, ведущая внутрь монастыря, до сих пор называется Кровавой. А Грозный потом сделал монастырю много ценных пожертвований. Празднование памяти преподобного – 20 февраля (5 марта). Святыни [ править править код ] Монастыри Пскова [ править править код ] Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь [ править править код ] Звонница Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря Если большинство монастырей находятся на возвышенностях или равнине, то Псково-Печерский – в глубоком овраге, как в чаше. Монастырь Пскова начался с пещеры, где поселился первый инок – прп. Марк. Когда он жил, точно не известно. Первая дата в истории монастыря – 1472 г., когда сюда пришел священник Иоанн после того, как немцы замучили за веру священника Исидора и с ним 72 православных. Иоанн постригся здесь под именем Ионы, а его жена – под именем Вассы. Из всех настоятелей монастыря самый яркий след оставил Корнилий. Он стал игуменом в 28 лет и был им дольше всех – 41 год.

http://azbyka.ru/palomnik/Псков

В древней рукописи Троице-Сергиевой Лавры написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота с крестом на встречу царя, разгневанный ложным наветом Иоанн Грозный своей рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело его, на руках понес в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес его тело к церкви Успения, названа " Кровавым путем " . Свидетельством раскаяния царя служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины преподобного Корнилия. Имя игумена Корнилия было вписано и в царский синодик. Тело преподобномученика Корнилия было положено в стене " Богом зданной пещеры " , где пребывало 120 лет невредимо. В 1690 году митрополитом Псковским и Изборским Маркеллом мощи были перенесены из пещеры в соборную Успенскую церковь и поставлены в новом гробе в стене. 17 декабря 1872 года мощи преподобного Корнилия с прежним гробом были переложены в медно-посеребренную раку, а в 1892 году - в новую раку. Полагают, что служба преподобномученику была составлена ко дню открытия мощей в 1690 году. Тропарь Псково-Печерская обитель,/издревле славная чудесы иконы Богоматерни,/многия иноки Богови воспита,/тамо и преподобный Корнилий/подвигом добрым подвизася,/чудную Богоматерь славя,/иноверныя просвещая,/иноки и многия люди спасая,/обитель же свою дивно украшая и ограждая./Тамо и мученичества венец/по многих летех пастырства своего доблестне прият./Темже воспоим, людие,/Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим,/яко дарова нам преподобномученика славна/и молитвенника о душах наших достоблаженна. Использованные материалы   Эта же дата стоит и на керамической пластине - керамиде, закрывавшей устье первоначальной гробницы преподобного Корнилия. Редакция текста от: 09.09.2017 10:58:07 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/9239.html

Преподобные Псково-Печерские. Фрагмент иконы Божией Матери «Игумения». 60–70-е гг. ХХ в. (Псково-Печерский мон-рь) Преподобные Псково-Печерские. Фрагмент иконы Божией Матери «Игумения». 60–70-е гг. ХХ в. (Псково-Печерский мон-рь) К. представлен среди избранных святых на иконах Божией Матери «Игумения» и «Знамение» («что в Печерах») 60-70-х гг. XX в. письма учеников архим. Алипия. Иконы находятся под сводами при входе в обитель на стене, примыкающей к ц. свт. Николая Чудотворца. На 1-й иконе (в надписи - «Образ Пресвятыя Богородицы Всечестнейшая наша Мати Игумения») К. показан в 3-м ряду справа среди рус. иноков и инокинь, изображенных в неск. регистров по сторонам от Богоматери. На др. иконе усложненной композиции (Пресв. Богородица в славе с символами евангелистов, в верхней части - Господь Саваоф и Всевидящее Око Божие) К.- внизу среди коленопреклоненных святых на фоне обители (1-й в группе справа); ниже написан тропарь преподобномученику. В 70-80-х гг. XX в. создана житийная иконография преподобного. Икона К. с 16 клеймами жития выполнена в монастырской иконописной мастерской (Успенский собор Псково-Печерского монастыря). В среднике святой написан в рост с разведенными в стороны руками, правой рукой благословляет, левой держит игуменский жезл. Клейма расположены в традиц. порядке: рождение; крещение; обучение в Мирожском мон-ре; приход юного К. с родителями к пещерам Псково-Печерского мон-ря; постриг К.; поставление К. в сан игумена; явление Божией Матери в сопровождении К. и прп. Антония Киево-Печерского старцу Дорофею; закладка и сооружение в мон-ре надвратного храма во имя свт. Николая Чудотворца; чудо К. об избавлении утопленника от смрада; закладка и постройка К. каменных стен вокруг мон-ря; исцеление болящих во время мора; духовное просвещение народов Сетумаа; написание иконы «Успение Пресв. Богородицы, с житием» иконописцем Алексеем Малым ; труды К. в иконописной мастерской мон-ря; встреча К. и царя Иоанна Грозного в мон-ре в 1570 г.; погребение К. в монастырских пещерах.

http://pravenc.ru/text/2458689.html

Вышел в свет 38-й алфавитный том «Православной энциклопедии» 3 августа 2015 г. 18:36 Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» выпустил в свет 38-й алфавитный том «Православной энциклопедии». Новый том продолжает публикацию статей на букву «К» и открывается статьей «Коринф», посвященной одной из столиц древнего мира, которая сыграла важную роль в становлении раннехристианской Церкви. В статье рассматривается как история Коринфа в дохристианский период, так и история города в эпоху, связанную с появлением в нем христианской общины. В тесной связи с предыдущим материалом находится и статья «Коринфянам послания», рассказывающая о двух посланиях святого апостола Павла. Тему Коринфа продолжает очерк «Коринфская, Сикионская, Земенская, Тарсская и Полифенгская митрополия», повествующая об истории и современном состоянии одной из крупнейших епархий Элладской Православной Церкви . Среди наиболее значимых публикаций нового тома «Православной энциклопедии» — обширная статья «Крест». Тема Креста Господня рассмотрена в ней в самых разных разрезах — с точки зрения истории, богословия, гимнография, археологии и т.д. С данным материалом также тесно связана статья «Крестное знамение», из которой можно узнать об истории формирования традиции совершения крестного знамения в христианской Церкви и его различных формах в тех или иных поместных традициях. Еще один масштабный материал 38-го тома — статья «Крещение», повествующая об одном из главных таинств Церкви. Читатели могут подробнее узнать о богословском содержании таинства, истории формирования его чинопоследования и  особенностях его совершения в различных Поместных Церквях. Статья «Крещение Господне (Богоявление)» рассказывает об одном из главнейших праздников Церкви, раскрывая его догматическое содержание, литургические особенности, иконографию и проч. Из статьи «Крещение Руси» читатель может узнать об исторических событиях, связанных с подвигом святого равноапостольного великого князя Владимира. 38-й том содержит значительное число статей, посвященных различным персоналиям, прежде всего — христианским святым и церковным деятелям. В частности, читатели могут ознакомиться с большой статьей, посвященной Папе Римскому Корнелию (+253 г.), который почитается как святой и в Православной, и в Католической Церкви. Значительный массив статей отражает агиографические и биографические данные лиц, носивших имя «Корнилий». Среди них — знаменитые русские преподобные: Корнилий Александровский (+1681 г.), Корнилий Олонецкий (XIV — нач. XV вв.), Корнилий Переяславский (+1693 г.), Корнилий Комельский (+1538 г.), Корнилий Крыпецкий (+1903 г.), преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (+1570 г.). Отдельные статьи посвящены св. Корнилию Сотнику (I в. от Р.Х.), о котором повествует книга Деяний святых апостолов, а также митрополиту Таллинскому и всея Эстонии Корнилию (р. 1924 г.), одному из старейших иерархов Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/4187799.ht...

К 1000-летию крещения Руси рядом с Никольским храмом, в Пороховой башне, устроен придельный храм в честь Преподобномученика Корнилия, Игумена Псково-Печерского. Освящен в 1986 году. Над входом в Никольскую башню находится икона Божией Матери «Одигитрия». В XVII веке, когда однажды ночью в монастырь ворвался шведский отряд, игумен с братией, готовые к смерти, вынесли навстречу неприятелю чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия». На врагов напал страх, и они обратились в бегство… Далее начинается «Кровавый путь», связанный с мученической кончиной оклеветанного Игумена Корнилия от руки царя Иоанна Грозного. Монастырское предание говорит о том, что сразу же после убиения святого Игумена Корнилия грозный царь раскаялся и на руках пронес тело мученика до Успенского собора, обагрив невинной кровью путь своего шествия… Псково-Печерский монастырь посетили многие цари и царицы Российской империи. Например, императрица Анна Иоанновна в 1732 году. Монастырское предание говорит о том, что в день приезда императрицы неожиданно выпало огромное количество снега, и Анна Иоанновна вынуждена была продолжить своё путешествие на санях… А карета оставлена ею в память о визите в стенах Псково-Печерской обители. Таким образом земная царица поклонилась Царице Небесной - Божией Матери. Лазаревский храм [ править править код ] Господь наш Иисус Христос в удостоверение всеобщего воскресения мертвых воскресил святого Лазаря, который уже четыре дня лежал во гробе… При храме святого святителя Лазаря четверодневного, друга Божия, находится монастырский Лазарет, в котором проходят лечение братия и проживают старенькие монахи. В Лазаревском храме старцы читают Неусыпаемую Псалтирь. Святой колодец [ править править код ] Вода святого колодца имеет целебные свойства. Здесь совершается несколько раз в году водосвятный молебен. Святую воду увозят с собой паломники. Олимпийский чемпион Михаил Иванов свидетельствует о том, что принимал Крещенскую воду во время гонки на 50 км и выиграл золотую олимпийскую медаль в 2002 году в Солт-Лейк Сити (США). Знаменитый научный фильм о структуре воды подтверждает положительное действие на жизнь и здоровье человека святой воды… Божия Матерь не случайно именуется «Живоносный источник»… На Успенской площади [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

Преподобномученик Корнилий у Богом зданных пещер «И вот настал долгожданный день, когда песками и бором поехали они в обитель. Когда приехали, вечерело. Росой покрылись травы, и заходящие лучи солнца золотили церковный шатер... После службы в пещерной церкви, когда они шли по тропинке, сквозь тьму пролегавшей между деревьями, юноша отстал от матери, опустился на колени и замер в неописуемом восторге перед величием Творца. Казалось, что свет, все сильнее разливавшийся по небу, широким потоком хлынул ему в душу и наполнил его сердце духовным восторгом и беспредельной молитвой. Корнилий забыл обо всем. Он чувствовал себя наедине с Богом и весь отдался радости этого безмолвного общения. Так бы и стоял без конца... Слезы высочайшей духовной радости струились по его лицу. Мать нашла его потом в траве и понять не могла, почему ее сын улыбался и плакал» . Это первое пребывание в Псково-Печерской обители окончательно решило судьбу преподобного Корнилия. Он навсегда ушел из родного дома в Пскове и принял иноческий образ в Псково-Печерском монастыре. Здесь Корнилий поселился в убогой келлии, спал на досках, покрытых сермягой, вел строгую жизнь. Все свое время он посвящал полезному труду и молитве. Постриг в пещерном храме В 1529-м году Корнилий, служивший образцовым примером богоугодной жизни, был возведен в сан игумена и избран настоятелем монастыря. «Не следует забывать, – пишет в связи с этим один из историков, – что в 1526-м году Макарий, великий церковный преобразователь, твердо уверенный в единстве России, был назначен архиепископом Новгорода. Несомненно, что Псково-Печерский монастырь, находясь под покровительством московских властей, не мог управляться человеком, чьи взгляды расходились бы со взглядами Макария и непосредственного представителя московской администрации по Пскове» . Да и может ли быть иначе? Сам государев дьяк Мисюрь Мунехин, будучи знаком с семьей преподобного Корнилия, продолжал, конечно, встречаться с ним и по его пострижении и мог неоднократно высказывать другим свое авторитетное и лестное мнение о политических взглядах юноши.

http://pravoslavie.ru/137789.html

Житие преподобномученика Корнилия Псково-Печерского Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский Преподобный Корнилий еще в молодых годах оставил мир и начал подвизаться в Печерском монастыре Псковской области; здесь пострижен он в иночество и проводил жизнь строгую, в трудах и молитве. При нем (с 1519 года) распространили в горе храм Успения Богоматери и устроили его с приделом, в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, а с 1524 года новая храмовая икона Успения Богоматери начала источать исцеления и другия чудеса. В 1529 году блаженный Корнилий облечен был саном игумена новой Печерской обители. В продолжение 40-летнего управления своего он возвысил обитель по всем отношениям. Жизнь его была образцом строгой иноческой жизни, и он старался одушевить ревностию к подвижничеству подчиненных ему иноков. В тогдашнее время случалось, что иные, внося в обитель богатые вклады, дозволяли себе жить в обители не по-иночески, и вклад свой считали за право на жизнь по желаниям испорченнаго сердца. Блаженный Корнилий жил упованием на Господа и не думал поставлять благосостояние обители в зависимость от вкладов; он дорожил высоким значением обители, как училища благочестия, а потому всякаго инока, когда не хотел он жить по иночески, подвергал поправительным мерам, а если тот не приходил в себя, то удалял его из обители, кто бы он ни был. Один из таких изгнанных вкладчиков явился с жалобою к митрополиту Макарию. Митрополит велел отправить его в обитель под строгую эпитимию. Новгородский архиепископ Феодосий писал к блаженному игумену: " Писал к нам святейший господин и отец наш Макарий, митрополит всей России, о вашем Печерском вкладчике старце Савватии, что был он в монастырских службах с мирскими людьми и пал в великие грехи, и что он приходил каяться и плакаться пред тобою о том падении, но ты не принял его на покаяние... Отдайте его доброму старцу под надзор, чтобы жил с правилом и ходил к началу каждой службы, а стоял бы пред церковию каждый день до конца правила, в церковь же не допускайте его. А ты наставляй и учи его по правилам. Ты сам хорошо знаешь писание. Оно говоритъ: если епископ, или игумен, или пресвитер не принимает на покаяние обращающагося от греха, то должен быть извержен " .

http://pravoslavie.ru/1627.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010