Сам Господь Бог Вседержитель явным небесным знамением в последние наши дни над самым памятником, на месте страдальческой кончины иноков-исповедников, пред освящением его, на самый день памяти их, при самом чтении в соборной церкви повести о нашествии на Афон и на Зограф латин, о прении их страдальцев с латинами и о сожжении их, воочию всех явно и чудесно показал, что Ему благоприятен подвиг сих страдальцев за истинную веру и за преданность Святой Восточной Церкви и что Он принял их подвиг, более приятный, нежели жертва Авраамова и всесожжение Иеффаево, – принял и потому, что вместе с ними и Сам Он страдал и спострадал им... А Всепречистая, Всепреблагословенная, Всепренепорочная Приснодева Владычица Богородица, Неусыпаемая Назирательница, Божественная Экономисса и Небесная Игумения Афона, Своего земного Удела и священного Вертограда, – чудесно, чрез Свою икону и Своего раба-избранника предызвестила своих ополченцев-иноков о нашествии нежданных зверонравных и богопротивных латин, с их непрошеной, всем и истинно православным навязываемой унией, многажды на православных соборах преданной отлучению – анафеме... И этим самым как бы засвидетельствовала Ее особое великое благоволение к тем, кто православно, истинно чтит Ее... Рабу Господню ( Лк. 1:38 ) и Матерь Христа Бога нашего, и что Ей и Сыну Ее и Богу противны те, которые огнем, мечом и всякими насилиями и неправдами распространяют веру во Христа, с примесью своих заблуждении и неправых учений о Боге Отце, о Боге Сыне и Боге Духе Святом; и о Ней, Всепреблагословеннейшей, изрекшей некогда: величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем ( Лк. 1:46–47 ). Ежегодное торжество на Афоне Восточного Православия над римским латино-папизмом В этом Зографском монастыре на Афоне ежегодно 10 октября торжественно празднуется память сих святых двадесяти шести преподобномучеников. С вечера накануне, спустя час по заходе солнца, начинается всенощное бдение по нарочито составленной службе святым преподобномученикам и совершается почти всю ночь, оканчиваясь пред рассветом; прекрасный мраморный памятник, устроенный на месте страдальческой кончины святых исповедников, украшается гирляндами из зеленых ветвей с цветами и освещается фонарями. Пред иконою святых страдальцев внутри памятника всегда теплится неугасаемая лампада. Есть и особый храм-памятник в честь сих святых преподобномучеников, благолепно устроенный в новом корпусе, высоко над святыми вратами. Божественная литургия в этот день-праздник совершается в главном соборе во имя святого великомученика Георгия самим настоятелем-архимандритом соборне со множеством священноиноков...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После заамвонной молитвы все священнослужители в священных облачениях и все множество монашествующих общежителей и скитян, монастырских работников и русских поклонников-богомольцев выходят чрез западные врата и, обойдя собор, идут к памятнику. Впереди несут хоругви, затем горящие подсвещники: иеродиаконы – с кадилами, наполненными фимиамом; один из иеромонахов несет небольшой серебрянный ковчежец с задымленными и благоуханными частицами святых мощей святых преподобномучеников, двое других несут иконы Пресвятыя Богородицы „Акафистная – Предвозвестительница“ и сих преподобномучеников. На колокольне производится торжественный звон. Подойдя к памятнику с западной стороны и обратившись к востоку, поют тропарь святым преподобномученикам, на первый глас: „Преподобнострадальный, богоизбранный полк двадесять и шесть божественных обители Зографских отцев, изобличивших латинское заблуждение и нужную смерть огнем на столпе претерпевших: Фому пастыреначальника и священного Варсануфия со славным Парфением, и прочих сострадальцев вси в тойже обители живущии, собравшеся песньми почтим: сии бо Троице о нас молятся“. И кондак им же, глас осьмый: „Обители нашей предстатели и хранители, священные преподобнострадальцы, двадесять и шесть, латинскую гордыню низложившие, и огненное сожжение претерпевшие, и венчанные достойно восхвалим, вопиюще: радуйтеся, преподобнострадальные“. Потом читается общее святым исповедникам Евангелие ( Лк. 12:8–12 ), которое прочитывает сам настоятель-архимандрит и всегда так выразительно, что невольно желательно и здесь привести его целиком. Рече Господь: всяк, иже аще исповесть Мя пред человеки, и Сын человеческий исповесть его пред ангелы Божиими. А отвергийся Мене пред человека, отвержен будет пред ангелы Божиими. И всяк, иже речет слово на Сына человеческого, оставится ему: а на Святого Духа хулившему не оставится. Егда же приведут вы на соборища и власти и владычества, не пецытеся, како или что отвещаете,или что речете: Святый бо Дух научит вы в той час, яже подобает рещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В гневе турки едва не растерзали М. Н. Когда они привели его к наместнику, М. Н. заявил, что был обращен в ислам насильно, и предъявил документ, составленный законоведом. Наместник отпустил М. Н., но это вызвало гнев мусульман, которые стали угрожать, что донесут на него султану как на врага веры. Испугавшись, наместник велел привести к нему М. Н. и стал убеждать его принять ислам, доказывая, что если бы мусульманская вера не была лучше других, то Бог не дал бы туркам такое могущество, славу и богатство. Но М. Н. ответил, что Христос дает верующим в Него не земное, а Небесное Царствие. Наместник велел держать М. Н. в тюрьме 40 дней подвешенным за подмышки и ежедневно бить его. Но т. к. святой не изменил своего решения, то по прошествии указанного срока наместник приказал поместить его на 90 дней в сухой колодец. Тюремщики раз в день поднимали М. Н. на поверхность для побоев. Однажды ночью колодец осиял божественный свет; послышалось пение ангелов. Отец М. Н., помогавший мучителям, заглянул в колодец и ослеп. Находившийся вместе с М. Н. в колодце преступник-мусульманин, увидев божественный свет, уверовал во Христа и впоследствии пострадал за Него в Кютахье. Наместник, испугавшись, как бы тюремные стражники также не стали христианами, велел палачам отвести М. Н. за город и казнить. Святого отвели в ущелье, побили камнями, а затем обезглавили. В момент казни раздался гром, засверкали молнии и поднялся такой сильный вихрь, что палачи едва остались в живых. Тело М. Н. находилось в ущелье непогребенным, и каждую ночь над ним был виден столп света. Через несколько дней христиане тайно похоронили святого. Впоследствии главу М. Н. передали в скит прав. Анны, часть мощей - матери преподобномученика, которая поместила их в ц. Св. Троицы в Киосе. От мощей М. Н., оставшихся в Прусе, исходило благоухание и совершались чудеса. Ист.: ΝΜ. 1856. Σ. 58; ΝΛ. 1873. Σ. 334-339; Νικδημος. Συναξαριστς. 1993. Τ. 1. Σ. 304. Лит.: Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 27; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 2. Σ. 327-329; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 284; Μακριος (Νοταρ), μητρ., Νικδημος Αγιορετης, Νικφορος ερομον., Αθανσιος Πριος. Συναξαριστς νεομαρτρων. Θεσ., 19963. Σ. 743-747; Μωσς Αγιορετης, μον. Ο Αγιοι το Αγου Ορους. Καρυς, 2008. Σ. 409; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 20092. Τ. 2: Οκτβριος. Σ. 68-69. Рубрики: Ключевые слова: МАКАРИЙ († 1506), мон., прмч. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 14 сент. и в Неделю жен-мироносиц в Соборе Фессалоникийских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) ВАРСОНОФИЙ ЗОГРАФСКИЙ (Афонский) († 1276/1280), прмч. (пам. болг. 10 окт.; рус.- 2-я Неделя по Пятидесятнице, Собор Афонских святых)

http://pravenc.ru/text/2561448.html

Римско-католическая церковь всегда пристально следила за Болгарской Церковью, надеясь при каждом удобном случае сманить ее к католицизму или вынудить ее к унии. После смерти Царя Иоанна Асеня II (†1241 г.) папа Иннокентий 21.III. 1245 г. послал Царю Коломану (Калиману) письмо, а также аналогичное послание Болгарской Церкви с призывом к созыву вселенского собора и с приглашением вступить в унию с Римско-католической церковью, но не получил ответа. В 1261 г. Никейский Император Михаил Палеолог отвоевал Константинополь от латинян и этим восстановил Византийскую империю. Опасаясь западной католической реакции на взятие Константинополя и чтобы отбить опасность крестового похода против Византийской империи, Император прибег к избитому византийскому коварству, которое, однако, на сей раз не сработало. He те уже были силы у Византии. Он предложил католической церкви заключить с ней унию. В 1274 г. на Лионском соборе была заключена Лионская уния, которая вызвала бурю возмущения у греков, недавно избавившихся от латинян. Вселенская Патриархия и греческий народ единодушно отказались принять унию. Император пытался насаждать ее террором. В 1272–74 гг. в Константинополь была послано болгарское посольство в связи с тревожными слухами о готовящейся унии. Болгарское духовенство решительно объявилось против унии. На Лионском соборе Император Михаил Палеолог настаивал на уничтожении Болгарской Церкви Велико Терновской Патриархии. Болгария ополчилась против этих притязаний и стала во главе борьбы православного мира против унии с Римско-католической церковью. Велико Терновский Патриарх Игнатий был назван тогда своими современниками «Столбом правоверия» (монах Аркадий, 1276 г.). В силу семейных отношений болгарская Царица Мария, племянница Михаила Палеолога, ненавидела своего дядю. Когда была заключена Лионская уния, Болгария находилась под фактическим управлением Царицы Марии, вместо ее больного мужа Царя Константина Тиха. Под влиянием решительной и энергичной Царицы Болгария и Болгарская Церковь объявились против унии, сделались оплотом православных и встали во главе вселенского Православия в борьбе против униатства. Святая Гора Афон тоже объявилась против унии. Осенью 1275 г. по подстрекательству Императора Михаила Палеолога каталанские латинские рыцари вместе с католическими священниками напали на Святую Гору. Вся Святая Гора была разорена. Погибли Карейские монахи, монахи Ватопедского монастыря и грузинского Иверского монастыря. Католики напали и на болгарский монастырь Зограф. Под стенами монастыря завязались богословские прения, и болгарские монахи категорически отказались принять унию. Главным оппонентом еретиков был игумен монастыря Фома. Взбешенные католики захватили Зографский монастырь. Болгарские монахи заперлись в башне монастыря. Еретики подожгли монастырь и башню, в которой сгорели за святое Православие 26 Зографских преподобномучеников во главе с игуменом Фомою (†10/26.X. 1275 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

808 . Срезневский И. И. Записка о фотографических снимках П. И. Севастьянова. – ИОРЯС, 1859, т. 7, вып. 5, с. 367–370. 809 . – Из обозрения глаголических памятников. I. Древнейшие показания о глаголице: Иверская грамота 982 года; Кирилловские рукописи XI века с глаголическими буквами. – ИРАО, 1861, 3, с. 1–8. 810 . – Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках. СПб., 1867. 386 с. (СОРЯС, т. 1, 6–9). То же. – ЗИАН, 1879, т. 34, прил. 4. Болгарские грамоты и др. записи, в т. ч. «Два сборника житий XIV в. с похвалою епископа Климента Кириллу Философу» (книга болг. письма XIV в., вывезенная П. И. Севастьяновым с Афона). 811 . Стадницкий А. Г. (См. также: Арсений, епископ). Дневник студента-паломника на Афон. – ТКДА. 1885, т. 2, 6, с. 295–313; 7, с. 460–471; т. 3, 9, с. 139–155; 1886, т. 1, 1, с. 83–118; 2, с. 243–260, 4, с. 567–602; т. 2, 5, с. 133–141; 6, с. 305–314; 7, с. 484–492; 8. с. 604–639. Отд. изд. Киев, 1886. 194 с. Работа была удостоена Макарьевской премии. 812 . Стасов В. В. Заметки о древней русской катапетазме. – ИРАО, 1863, т. 4, вып. 5, стб. 534–541; 1 илл. 813 . Стефан Святогорец. Повесть о нашествии папистов на Святую Гору Афонскую, в ней же и о страдании преподобномученик Зографских и иных. Почаев, 1905. 32 с. Рассказ, приписываемый святогорцу Стефану, впервые опубликован в 1660 г.; позднее публиковался в Афонском Патерике, напр.: Изд. 6-е. Т. 2, с. 247–264. См. также. Послание иноков Афонской Горы против латинян... 647). 814 . – Сказание о Святой Горе Афонской, объясняющее причину названия ее «святою» и «жребием Богоматери». Стефана Святогорца. (Из записок Троице-Сергиевой Лавры второй половины XV столетия). М., 1890. 12 с. Изд. 3-е. М., 1891. Изд. 5-е. М., 1897. Изд. 6-е. М., 1911. 815 . Стефан Святогорец, Никон, Патриарх Московский. Рай мысленный, в нем же различные цветы, преподобным Стефаном Святогорцем собраны, о Святой Афонской Горе, по что ради Святою зовется; о Иверском монастыре, в той же Святой Горе, и о Портнянской иконе; присовокуплено же и о монастыре Иверском святоозерском, и о явлении и принесении мощей св. Иакова Боровицкого чудотворца в монастырь Иверский на Валдаях. Иверский, Валдайский монастырь, 1659. 3, 77, 30 л. Кирилловская печать.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ III († ок. 1300, Тырново, ныне Велико-Тырново, Болгария), патриарх Тырновский (посл. четв. XIII в.). О судьбе и деятельности И. источники сообщают скудные сведения. Неизвестно, когда он взошел на Патриарший престол. Между 1272 и 1274 гг., до избрания патриархом, И. посетил К-поль в составе болг. делегации, которая принимала участие в подготовке заключения визант. имп. Михаилом VIII Палеологом (1259-1282) и К-польским патриархом Иоанном XI Векком унии с Римской Церковью, и во время встречи с Джироламо д " Асколи (впосл. папа Римский Николай IV ) якобы высказался за подчинение Болгарской Церкви Риму. Но т. к. известно, что Болгарская Церковь в этот период отрицательно относилась к заключению унии ( Златарски В. История на българската държава през средните векове. София, 1972 2. Т. 3. С. 534-535; Гюзелев. 2009. С. 154, 258-259) и ее представители не приняли участия в Лионском Соборе 1274 г., заявление И. расценивается как политический ход в целях сохранения независимости Тырновской Патриархии от К-поля ( Петков. 1995. С. 362-364). Позже, в письме от 23 марта 1291 г., папа Римский Николай IV напомнил болг. первоиерарху (лат. archiepiscopo bulgarorum) о его высказывании и просил убедить болг. царя Георгия I Тертера и свою паству принять лат. веру ( Theiner A. Vetera monumenta historica Hungariam sacram illustrantia. R., 1859. Т. 1. С. 376; Delorme, Tautu. 1954; Гюзелев. 2009. С. 210-211, 383-384), но не сохранилось сведений о том, что эта просьба вызвала к.-л. действия патриарха. В полемической антилат. Повести о Ксиропотамском мон-ре (см. ст. Зографские преподобномученики ) 1-й четв. XIV в. не названный по имени Тырновский патриарх, современник Лионской унии, именуется Вселенским (см.: Вишенский И. Сочинения. М.; Л., 1955. Прил. 2. С. 334), вероятно за верность Православию. В 1284 г. И. снова посетил К-поль и по поручению царя Георгия I Тертера успешно провел переговоры по поводу возвращения из визант. плена болг. престолонаследника Феодора Святослава и устройства брака последнего с дочерью вел. стратопедарха Синадина ( Georgii Pachymeris. 1835. С. 267; Цветкова Б. Съдбата на Теодор Светослава преди възцаряването му//ИБИД. 1948. Кн. 22/24. С. 45; Гюзелев, Йончев. 1982. С. 297).

http://pravenc.ru/text/468927.html

По внешнему виду преподобный Сергий был седой, с бородою редкою, с волосами на голове густыми. Много лет спустя после кончины преподобного, братия, по явлению святого, открыли гроб его, и потекли исцеления для богомольцев. Обитель преподобного Сергия, закрытая в 1764 г., находилась в четырех верстах от обители Павла Обнорского, ниже по течению р. Нурмы, в Грязовецком уезде, Вологодской губернии. Ныне мощи преподобного почивают в храме под ракою и балдахином.   10 ОКТЯБРЯ Страдание двадцати шести святых преподобномучеников Зографских – игумена Фомы и с ним 21 инока и 4 мирян Византийский император Михаил Палеолог в 1261 г. успел неожиданно отнять у латинян Константинополь, завоеванный ими, но, как бы по роковой неизбежности, от них же чаял спасения уже небольшого слабого государства своего, которое громили турки, сербы и болгары; в этом чаянии решился он соединить Церкви Восточную и Западную так, чтобы первая подчинилась второй в лице папы, как главы всего христианского мира. Ошибочно полагая, что только в этом соединении он найдет спасение, Палеолог с ревностью старался привлечь к своему безумному плану своих подданных и убеждениями, и крутыми насильственными мерами, но он встретил сильное сопротивление со стороны своего народа и клира, а наипаче монастырей св. Горы Афонской, в которых в это время спасались, кроме греков, иноки грузинские, сербские, болгарские и русские. Святогорские отцы все сообща отправили к нему свое послание, в котором основательно доказали, что ни первенство и главенство папы, ни поминовение его в церквах, ни служение евхаристии на опресноках, ни прибавление к символу веры «и от Сына», не могут быть терпимы, и, назвав Михаила еретиком, умоляли его оставить многотревожное и опасное предприятие. Они, между прочим, писали: «Мы ясно видим, что ты еретик, но умоляем тебя: оставь все это и пребывай в том учении, которое ты принял и которое вверено тебе, зная, кем ты научен. Храни добрый залог и отринь несвятые новоучения ложного ведения, прибавляющего к вере догадки, да чрез тебя, с тобою и с советом твоим и мы со всеми христианами явимся в день пришествия Господня, как православные и Богу любезные, и сподобимся вечного наследия Царствия

http://isihazm.ru/1/?id=1831

Горы. В отличие от большинства святогорских соборов кафоликон З. не имеет боковых приделов. В 1840 г. с запада и севера к лити был пристроен 2-ярусный экзонартекс с открытой нижней аркадой. Роспись храма (окончена в 1817) выполнена местной артелью под рук. мастера Никифора († 1816), затем мастера Митрофана из Визии. Фрески экзонартекса были созданы между 1840 и 1848 гг., здесь размещен, в частности, один из характерных для Афона обширных циклов Апокалипсиса (см. в ст. Дионисия преподобного мон-рь ). К северу от кафоликона находится ц. Успения Пресв. Богородицы (1764) - небольшой (15×8 м) одноглавый храм на 4 колоннах с фресками 1780 г. Напротив входа в кафоликон традиционно расположена трапезная. Это огромное сооружение с 2 ярусами подвалов, 2-светной трапезной палатой и перекрытой огромным куполом бесстолпной ц. равноапостольных Кирилла и Мефодия (по нек-рым данным, освящена в 1893). Здание трапезной выдается мощным граненым объемом далеко на запад за линию монастырских построек. Высокая колокольня мон-ря, увенчанная часовой башенкой с шатром, и пристроенный к ней парекклисион в честь Преображения Господня (50-60-е гг. XVIII в.) расположены в середине вост. крыла построек, за алтарем кафоликона. В сев. части того же вост. крыла находятся украшенные фресками парекклисионы св. Иоанна Предтечи (1768) и вмч. Димитрия Солунского (60-е гг. XVIII в.). Остальные парекклисионы З. (св. Бессребреников, св. Архангелов и 26 Зографских преподобномучеников) росписей не имеют. В сев.-зап. углу двора после разбора развалин сгоревшей в 1873 г. башни был поставлен памятник (кенотаф) Зографским преподобномученикам. Мон-рь окружен большим количеством разнообразных построек. На северо-востоке расположено кладбище с ц. Благовещения Пресв. Богородицы (1777). Рядом с ним находится обширный комплекс хозяйственных построек (XIX в.), включающий больницу, маслобойню, хлев, мастерские и др. К юж. крылу мон-ря примыкает здание поварни-пекарни (мангипион). З. принадлежит 7 кафизм. К западу от мон-ря находится кафизма во имя вмч. Георгия Победоносца (в полуразрушенном состоянии). Одноглавый храм (1850) окружен стенами и келлиями, поэтому напоминает небольшой мон-рь. Кафизма построена на месте, где, согласно преданию, остановился мул с Аравийской иконой. Кафизма во имя свт. Николая Чудотворца (1859-1860) находится на холме за юго-вост. углом мон-ря. В разрушенном состоянии сохранилась кафизма в честь Рождества Пресв. Богородицы в местности Маврос-Вирос (Черни-Вир); она имела статус скита, и в ней с 1747 г. проживали рус. монахи, в 1829 г. их было 30 чел. Еще есть кафизмы Херово (Χαροβο), во имя ап. Иоанна Богослова, во имя Всех святых, во имя свт. Спиридона Тримифунтского и во имя св. Апостолов.

http://pravenc.ru/text/199949.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗОГРАФ [греч. Ιερ Μον Ζωγρφου; болг. Зограф], болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца. З. находится в юго-зап. части п-ова Афон (Айон-Орос), окружен лесистыми горами, закрывающими его от моря. В иерархии 20 афонских мон-рей занимает 9-е место. Территория мон-ря составляет ок. 10-11 га. З. имеет 2 представительства в столице Афона Карее (старое с ц. в честь Вознесения Господня и новое (1901) с ц. в честь Преображения Господня), владеет 2 домами - в Софии и Пловдиве, рестораном в Софии, 300 га земли и 600 га леса близ г. Лом. Имуществом мон-ря распоряжается комиссия (эфория), созданная 5 июня 1926 г. по указу болг. царя Бориса III; она неподвластна Св. Синоду Болгарской Православной Церкви (БПЦ), управляется советом, в состав к-рого входит только один архиерей (в наст. время митр. Неврокопский Нафанаил (Калайджиев)). Подворьем З. является Германский муж. мон-рь близ Софии. В братию монастыря входят 21 монах и 12 послушников. Игумен - архим. Амвросий (с 1997). Главные праздники - дни памятей вмч. Георгия Победоносца (23 апр.), Зографских преподобномучеников (22 сент., 10 окт.), прп. Космы Зографского (22 сент.), суббота Акафиста (5-я суббота Великого поста); во вторник Светлой седмицы - крестный ход с чудотворной иконой вмч. Георгия Победоносца. История Основание монастыря Мон-рь Зограф Мон-рь Зограф Из-за недостатка надежных древних свидетельств вопрос о времени возникновения З. и превращения его в болг. обитель относится к числу дискуссионных (обзор мнений см.: Thomson. 1996. P. 314-324), при этом он не связан с вопросом о появлении на Афоне болг. монахов. Они могли поселиться на Св. Горе в сер. 60-х гг. IX в., сразу после Крещения Болгарии, и особенно при царе Симеоне (893-927), когда болг. граница вплотную подходила к Афону (позже отошла на север). Существование в Х в. близ Афона слав. поселений подтверждается рядом документов (см.: Иванов. 1931. С. 21-23; Дуйчев. 1963. С. 123; Idem. 1965. P. 491-492). По традиции 1-м слав. мон-рем на Афоне считался рус. Ксилургу , 2-м - З. (на основании подписи в документе 1169 г.), 3-м - серб. Хиландар (с 1192). Но из недавно опубликованных документов афонских мон-рей Русского вмч. Пантелеимона и Ксенофонта прп. следует, что еще в 1-й пол. XI в. (1033-1034) на Св. Горе находился мон-рь Зелянос (или Желянос), основателем его был некий человек, слав. происхождение к-рого не вызывает сомнений, поэтому среди историков существует т. зр., что этот мон-рь был 1-й слав. обителью на Афоне.

http://pravenc.ru/text/199949.html

Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил освящение восстановленного Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Выборга 21 августа 2013 г. 15:54 19 августа 2013 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , председатель Синодального отдела по делам молодежи , возглавил Божественную литургию на Соборной площади г. Выборга. В этот день отмечался престольный праздник кафедрального собора новообразованной Выборгской епархии . Накануне, в неделю 8-ю по Пятидесятнице, владыка Игнатий совершил чин великого освящения обновленного Спасо-Преображенского кафедрального собора и Литургию в новоосвященном храме. В архипастырском слове епископ Игнатий рассказал, что этот храм, освященный в kohцe XIX века митрополитом Антонием (Вадковским), в последующие годы был практически полностью разрушен. Теперь, когда завершено восстановление собора, в основание престола заложены мощи преподобномученика Фомы, игумена Зографского, и состоялось освящение храма. Перед вечерним богослужением накануне праздника Преображения Господня жители города встретили чудотворную икону с частицей мощей святого благоверного великого князя Александра Невского. Правящий архиерей Выборгской епархии призвал верующих молиться перед образом святого благоверного великого князя Александра Невского за наше Отечество, которое сегодня переживает непростое время и нуждается в духовном преображении. В день праздника за Божественной литургией на Соборной площади епископу Игнатию сослужили благочинный Выборгского округа, настоятель Спасо-Преображенского собора протоиерей Лев Церпицкий, духовенство Выборгской епархии. По завершении Литургии, которая совершалась при большом стечении народа, владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом. В этот торжественный день особо были отмечены  труды прихожан Спасо-Преображенского собора, активно участвующих в церковной жизни Владыку Игнатия и протоиерея Льва с престольным праздником поздравили представители власти области, города и района, сообщает  сайт Синодального отдела по делам молодежи . Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3177318.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010