А потом был бой и разгромленный Мамай вместе со своими союзниками-генуэзцами в ужасе бежал. Это была первая победа над татаро-монголами, пусть и не окончательная. Но уже по историческим меркам скоро наступила и победа на Угре и ордынское иго навсегда исчезло. А территориями уже бывшей Орды, раздавленной и ошеломлённой, стало прирастать Русское царство. Причём многие осколки Орды вошли в состав нашего государства добровольно, их народы стали нашими вечными и верными союзниками и братьями. Первая победа дала небывалый толчок к объединению русских земель вокруг Москвы. Недаром говорят, что на Куликовскую битву шли москвичи, суздальцы, рязанцы, а с победой обратно шли русские. Я знал нескольких учёных, которых можно назвать людьми выдающимися. Я не сразу догадался, что причиной их успешности была щедрость, с какой они делились своими знаниями с людьми. Мелкий исследователь дрожит над крохами своих знаний, всеми силами оберегает их от реальных или мнимых конкурентов интригами или запретительными правилами. А знания учёного мужа, дарящего свои идеи ученикам, вкладывая в них свои знания и умения, невероятным образом лишь возрастают. Таким человеком, растрачивавшим свою человеческую доброту, теплоту, духовность, был Сергий Радонежский. У него было много учеников, основывавших свои обители, находивших свои особые пути служения Отчизне. Их наставлял игумен Сергий, благословляя на труды и подвиги. Недаром Сергий вошел в историю под именем Игумена земли Русской. Константин Борисович Ерофеев, правовед, публицист Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 6. Много всяких мифов Статья не носит православного характера и духа, о которых следует прежде всего помнить, рассуждая о заслугах Преподобного Сергия Радонежского. А в некоторых высказываниях, я бы даже сказал, она оскорбительна в этом смысле, не говоря уже о ряде по меньшей мере сомнительных выводов и фактов. Есть немало православных историков, которые могут достойно осветить время и деятельность Святого без сомнительных параллелей с современностью.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/11/se...

«Деятельность Макариевского фонда имеет характер многогранного проекта, направленного на постепенное повышение уровня и качества российской науки и образования, — подчеркнул Святейший Патриарх. — Макариевская премия охватывает практически все направления исследований по истории Русской Церкви, Отечества, культурологии, по москвоведению и историческому краеведению, специальные работы по истории православных государств и народов». Предстоятель Русской Православной Церкви особо отметил появление новой номинации, посвященной популяризации фундаментальных исторических исследований. «Перед тем, как перейти к обсуждению списка номинантов премии за 2015 год, хотел бы отметить ряд знаменательных событий, юбилеев, исторических дат, пришедшихся на минувший конкурсный период, — продолжил Святейший Патриарх. — Совместными усилиями Церкви и государства отмечалось 100-летие начала Первой мировой войны и 700-летие рождения игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского. А в этом году мы отмечаем 1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира. Нельзя не упомянуть еще две значимые близкие даты — в 2015 году исполняется 20 лет просветительской деятельности Макариевского фонда, а в 2016 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения владыки Макария». По словам Его Святейшества, эту памятную дату следует почтить не только переизданием трудов митрополита Макария, часть из которых стала библиографической редкостью, но и в целом повышением интереса к его не до конца осмысленному наследию. «Хотел бы пожелать фонду дальнейших успехов в расширении и популяризации его деятельности, а, следовательно, — достойнейших научных трудов, и надеюсь, что в дальнейшем пример митрополита Макария будет вдохновлять современных исследователей на бескорыстное, жертвенное служение», — заключил Святейший Патриарх Кирилл. Отчет о работе Экспертного совета по присуждению премий памяти митрополита Макария (Булгакова) 2014-2015 гг. представил профессор С.П. Карпов, который отметил, что в текущем году исполняется 20 лет со времени основания Макариевского фонда. За это время лауреатами Макариевской премии, присуждение которой, по словам председателя Экспертного совета, является большим стимулом для ученых-историков, стали 177 человек с учетом лауреатов последнего конкурса. «В 2016 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения митрополита Макария. Хотелось бы отметить достойно эту дату, с широким привлечением Церкви, общественности, людей науки и образования», — добавил С.П. Карпов.

http://patriarchia.ru/db/text/4115553.ht...

«Кто молится устами, – говорит священноинок, – а о душе небрежет и сердца не хранит, такой человек молится воздуху, а не Богу, и всуе трудится; потому что Бог внимает уму и усердию, а не многоречию. Молиться должно от всего усердия своего: от души, и ума, и сердца своего, со страхом Божиим, от всей крепости своей. Умная молитва не попускает входить во внутреннюю клеть ни парению, ни скверным помыслам. Хочешь ли научиться деланию умной и сердечной молитвы? Я научу тебя. Внимай прилежно и разумно, послушай меня. Сначала должно тебе творить молитву Иисусову голосом, то есть устами, языком и речью, вслух себе одному. Когда насытятся уста, язык и чувства молитвой, произносимой гласно, тогда гласная молитва прекращается и начинает она произноситься шепотом. После этого должно поучаться умом, приникать и прилежать всегда поучению. Тогда умная и сердечная молитва начнет по действию Божественной благодати самовластно непрестанно воздвизаться, обноситься и действовать на всякое время, при всяком деле, на всяком месте». Блаженный старец Серафим Саровский завещает новоначальному, по прежде существовавшему общему обычаю в Саровской пустыни, творить непрестанно молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». «При молитве, – наставляет старец, – внимай себе, то есть собирай ум и соединяй его с душою. Сначала день, два и более твори эту молитву одним умом раздельно, внимая каждому слову особо. Когда Господь согреет сердце твое теплотой благодати Своей и соединит тебя во един дух, тогда потечет в тебе эта молитва непрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя. Молчи, непрестанно молчи; помни всегда присутствие Бога и имя Его. Сидя за трапезой, не смотри и не осуждай, сколько кто ест, но внимай себе, питая душу молитвой». «Всякому, – говорит он, – желающему проходить жизнь духовную должно начинать с деятельной жизни, а потом уже переходить к умозрительной, потому что без деятельной жизни в умозрительную прийти невозможно. К сей могут приступать только очистившиеся от страстей и стяжавшие полное обучение в деятельной жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Если позволишь себе дерзость – он перестанет действовать. Если возлюбишь что земное, заразишься пристрастием к вещам, к какому-либо рукоделию или особенным расположением к человеку – святой мир непременно отступит от тебя. Если попустишь себе услаждение блудными помыслами – он надолго, весьма надолго оставит тебя, как не терпящий никакого зловония греховного, в особенности блудного и тщеславного. Поищешь его и не обрящешь. Восплачешь о потере его; но он не обратит никакого внимания на плач твой, чтобы ты научился давать дару Божию должную цену и хранить его с подобающими тщательностью и благоговением. Нищета духовная сохранит в тебе дар благодати и оградит от всех вражеских козней и обольщений: Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс.50:19 ). О молитве «Приношение современному монашеству» (т. V) Молитва от соединения духа человеческого с Духом Господа рождает добродетели. По важному значению молитвы перед упражнением ею нужно приготовление себя к ней. Первое приготовление состоит в отвержении памятозлобия и осуждения ближних. Одна жертва, принимаемая Богом от падшего человеческого естества, есть сокрушение духа. Если кто не признает себя грешником, молитва того не благоприятна Господу. Стой на молитве твоей перед невидимым Богом, как бы ты видел Его, с уверенностью, что Он видит тебя, внимательно смотрит на тебя; стой перед невидимым Богом, как стоит уголовный преступник, уличенный в бесчисленных злодеяниях, приговоренный к казни, перед грозным, нелицеприятным судией. Апостол свидетельствует, что благодарение заповедано Самим Богом: Непрестанно молитеся. О всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас ( 1Фес.5:1718 ). Особенно способствует сохранению внимания во время молитвы весьма неспешное произнесение слов молитвы. Произноси слова не спеша, чтобы ум мог с большим удобством сохранить заключение свое в словах молитвы, чтобы он не ускользал ни из одного ее слова. Молитва , по качеству своему, есть пребывание человека при Боге и соединение человека с Богом; по действию своему, она – примирение человека с Богом, мать и дщерь слез, мост, по которому переходят через искушение, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, бесконечное делание, отсечение отчаяния, источник добродетелей, причина духовных дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, указание надежды, разрешение печали, богатство монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Зараженного мнением Господь обличает так: Глаголеши, яко богат есмь, и обогатихся, и ничтоже требую: и не веси, яко ты еси окаянен, и беден, и нищ, и слеп, и наг ( Откр.3:17 ). Господь увещевает прельщенного к покаянию. Нет спасения без покаяния, а покаяние принимается от Бога только теми, которые для принятия его продадут все имущество свое, то есть отрекутся от всего, что ими ложно усваивалось мнением. Зараженные прелестью мнения встречаются очень часто. Всякий, не имеющий сокрушенного духа, признающий за собою какие бы то ни было достоинства и заслуги, всякий, не держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но рассуждающий о каком-либо догмате или предании произвольно, по своему усмотрению, или по учению инославному, находится в этой прелести. Степенью уклонения и упорства в уклонении определяется степень прелести. Что ты имеешь, – говорит апостол Павел, – чего бы ты не принял от Бога? ( 1Кор.4:7 ). От Бога имеем и бытие, и пакибытие, и все естественные свойства, все способности: и духовные, и телесные. Мы – должники Богу! Долг наш неоплатим! Из такого воззрения на себя образуется само собою для нашего духа состояние, противоположное мнению, состояние, которое Господь назвал нищетой духа, которое заповедал нам иметь, которое ублажил. Великое бедствие – уклониться от догматического и нравственного учения Церкви, от учения Святаго Духа каким-либо умствованием! Это – возношение, взимающееся на разум Божий. Должно низлагать и пленять такой разум в послушание Христово. Тщеславие же и сладострастие возбуждаются высокоумием, этим неразлучным спутником мнения. Ужасная гордость, подобная гордости демонов, составляет господствующее качество усвоивших себе ту и другую прелесть. Обольщенных первым видом прелести гордость приводит в состояние явного умоисступления; в обольщенных вторым видом она, производя умоповреждение, названное в Писании растлением ума, менее приметна, облекается в личину смирения, набожности, мудрости и познается по горьким плодам своим. Зараженные мнением о достоинствах своих, особенно о святости своей, способны и готовы на все козни, на всякое лицемерство, лукавство и обман, на все злодеяния. Непримиримой враждой дышат они против служителей истины, с неистовой ненавистью устремляются на них, когда они не признают в прельщенных состояния, приписываемого им мнением и выставляемого на позор слепотствующему миру.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Ниже силы словества, в середине сердца, помещается сила ревности, ниже ее, в низшей части сердца, помещается сила желания, или воли. В животных эти две силы действуют очень грубо, как нисколько не связанные словестностью; в людях они действуют сообразно тому, насколько и каким образом развит дух их. Но действовать правильно и быть в полном подчинении духа, или силы словества, они могут только в истинном христианине, низложившем не только явно греховные, но и все естественные помыслы и ощущения перед разумом Христовым – Евангелием. Ум и сердце иначе не возмогут соединиться, как при посредстве духа и истины. Это значит, ум и сердце не возмогут соединиться, если не отвергнутся вполне падшего естества, если не предадут себя вполне руководству Евангелия, если за постоянное и усиленное последование евангельским заповедям не привлекут к себе благодати Всесвятаго Духа, не исцелятся и не оживут от прикосновения ее, от осенения ею. Не только всякое греховное чувствование и всякий греховный помысл, но и все естественные помыслы и ощущения, как бы они ни были тонки и замаскированы мнимой праведностью, разрушают соединение ума с сердцем, поставляют их в противодействие друг другу. При уклонении с духовного направления, доставляемого Евангелием, тщетны все пособия и механизмы: сердце и ум никогда не соединятся между собой. Исполнение заповедей, предшествующее соединению ума с сердцем, различествует от исполнения заповедей, последующего соединению. До соединения подвижник исполняет заповеди с величайшим трудом, насилуя и принуждая свое падшее естество. По соединении духовная сила, соединяющая ум с сердцем, влечет к исполнению заповедей, делает его удобным, легким, сладостным. Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое, – сказал Псалмопевец ( Пс.118:32 ). Читать далее Источник: Сотницы : Начала познания вещей божественных и человеческих/[Редкол.: архим. Никон (Иванов), прот. Николай (Лихоманов)]. – Москва : Сибирская благозвонница, 2006. - 1205 с.: табл. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

258 . Монахи удалялись от молвы, славы, торжищ, судов. 259 . Вера без дела мертва. 260 . Важно изучать Писание и святых отцов. 261 . Вера принимает и непостижимое для разума и противоречащее разуму. 262 . Свет, пришедший в мир ( Ин.12:46 ), предстоял иудеям, облеченный плотию, нам предстоит Он, облеченный в Евангелие. 263 . Вера – дверь к Богу. 264 . Отвержение догматов веры – неверие, ересь и есть богохульство. 265 . Мученичество – плод истинного богопознания. 266 . Отчаяние – от неверия и самости. 267 . Ветхий Завет воспрещал грубые последствия, нам же запрещается сердечное действие страстей. 268 . Иже хощет, – сказал Господь, – по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет ( Мк.8:34 ), то есть вначале отречение от мира, греха, страстей, а потом последование Христу в смирении, терпении, любви, сыноположении. 269 . Ежедневное исповедание – древнейшее монашеское предание и делание. 270 . От Христа – от Истины – мир и тишина, и тогда посекается глава змия – начало его помысла или мечтания, тогда змий не найдет в твоем сердце норы и не поселится, и не произведет опустошения. 271 . Зрение греха своего и рождаемое им покаяние суть делания, не имеющие окончания на земле. Зрением греха возбуждается покаяние, покаянием доставляется очищение, постепенно очищаемое око ума начинает усматривать такие недостатки и повреждения во всем существе человеческом, которых око прежде в омрачении своем совсем не примечало. 272 . Слава Тебе, Господи! Ты и Бог, и Человек, и человеку, любящему Тебя, даруешь бессмертие и сообщаешь Божество. 273 . Слава Тебе, Иисусе Сладчайший! Ты соделал Отца Твоего и нашим Отцом! Из духовного наследия святителя Игнатия Брянчанинова О молитве Иисусовой (т. I) 1. О молитве вообще Одна внешняя молитва недостаточна. Бог внимает уму, а потому те монахи, которые не соединяют внешней молитвы со внутренней, не суть монахи. Ум подвижника, не уединившегося и не заключившегося в себе, находится по необходимости среди молвы и мятежа, производимых бесчисленными помыслами, имеющими к нему всегда свободный доступ, и сам болезненно, без всякой нужды и пользы, зловредно для себя скитается по вселенной; тот истинный монах, кто отрекся от пристрастных помыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

218 . Мытарства за грехи: 1) мытарство словом: празднословие, сквернословие, насмешки, кощунство, песни, хохот: Всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный ( Мф.12:36 ); 2) мытарство лжи: призывание имени Божия всуе, неисполнение обетов, утаение грехов; 3) мытарство клеветы: осуждение, уничижение, ругательства, насмешки; 4) мытарство чревоугодия: объедение, пьянство, вкушение пищи без молитвы, нарушение постов, рано- и тайноядение, пресыщение, пирование. Горе вам насыщеннии ныне: яко взалчете ( Лк.6:25 ), и только милостыня от смерти избавляет ( Тов.12:9 ); 5) мытарство лености, на котором сочтены все дни и часы, проведенные в лености, в нерадении о службах, унынии, оставлении церковных и домашних молитв, тунеядство, судятся снедающие чужие труды и нехотящие трудиться; 6) мытарство воровства, на котором рассматривают всякого рода похищения и воровства – явные и тайные, грубые и благовидные; 7) мытарство сребролюбия и скупости; 8) мытарство лихвы, где обвиняются ростовщики, лихоимцы и присвоители чужого; 9) мытарство неправды, где уличаются неправедные судии, оправдывающие виновных и осуждающие невинных, ложные весы и меры; 10) мытарство зависти; 11) мытарство гордости, где надменные духи истязывают гордость, тщеславие, самомнение, презорство, величание, непочитание родителей, духовенства; 12) мытарство гнева и ярости; 13) мытарство памятозлобия; 14) мытарство убийства; 15) мытарство волхования, где истязуются чародейства, обаяние, составление отрав, наговоры, призывание бесов; 16) мытарство блуда, где истязуется мечтание помысла, соизволение на грех, услаждение грехом, сладострастные воззрения, скверные осязания и прикосновения; 17) прелюбодейное мытарство – истязуются блудные грехи лиц, живущих в супружестве, несохранение супружеской верности и брачного ложа неоскверненным, похищения и насилия, падения посвященных Богу; 18) мытарство содомское – истязуются противоестественные грехи и кровосмешения; 19) мытарство ересей – истязуются грехи против единого истинного исповедания веры;

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

«Старец-схимник, обучая меня молитве, сначала дал правило, сказав: “Совершай по четкам на первый раз три тысячи молитв в каждый день, не прибавляй и не убавляй самочинно”. Дня два шло трудновато, а потом и желательно. Тогда старец увеличил число Иисусовых молитв до шести тысяч. Так привык к Иисусовой молитве, что если на краткое время перестану творить молитву, то чувствую, что чего-то недостает, как бы что-нибудь потерял; хочется быть в уединении и творить молитву. Старец поучал: “Поддерживай и усугубляй привычку эту”, а дней через десять увеличил количество Иисусовых молитв до 12 тысяч, которые я в первый день едва-едва окончил поздно вечером. Сперва чувствовал при беспрерывном изрекании молитвы усталость или как бы одервенение языка и какую-то связанность в челюстях, впрочем, приятные, потом легкую и тонкую боль в небе рта, далее ощутил небольшую боль в большом пальце левой руки, которой перебирал четки и воспламенение всей кисти, которое простиралось и до локтя и производило приятнейшее ощущение. Все сие как бы возбуждало и понуждало к большому творению молитвы. Даже когда однажды стал читать утренние молитвы, то все желание устремилось творить Иисусову молитву. Все лето я провел в устной Иисусовой молитве и был очень покоен. Во сне почасту грезилось, что творю молитву. Все, кто встречался мне, были очень любезны, как бы родные, хотя и не знаком был с ними. Уединенный шалаш представлялся мне великолепным чертогом. Вот теперь так и хожу, да непрестанно творю Иисусову молитву, которая мне драгоценнее и слаще всего на свете. Когда сильный холод прохватит меня, то я начну напряженнее творить молитву и скоро весь согреваюсь. Через некоторое время я почувствовал, что молитва сама собою начала как-то переходить в сердце, то есть сердце при обыкновенном своем биении начало как бы выговаривать внутри себя молитвенные слова, за каждым своим ударом. Я перестал устами говорить молитву и начал с прилежанием слушать, как говорит сердце. Потом начал ощущать тонкую боль в сердце, а в мыслях любовь к Иисусу Христу, и благодарить Его, что Он такое утешение о имени Своем подает, по милости и любви, недостойному созданию Своему. Далее начало являться какое-то благотворное растепливание в сердце, и эта теплота простиралась по всей груди.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину. Прелесть действует первоначально на образ мыслей; будучи принята и извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет самое тело, как неразрывно связанное Творцом с душой. Состояние прелести есть состояние погибели, или вечной смерти. Искупленному человеку предоставлена свобода повиноваться или Богу, или диаволу, а чтобы свобода эта обнаружилась непринужденно, оставлен диаволу доступ к человеку. Покаяние и все, из чего оно составляется, как то: сокрушение или болезнование духа, плач сердца, слезы, самоосуждение, памятование и предощущение смерти, суда Божия и вечных мук, ощущение присутствия Божия, страх Божий – суть дары Божии, дары первоначальные и основные, залоги даров высших и вечных. Покаяние, сокрушение духа, плач суть признаки, суть свидетельства правильности молитвенного подвига; отсутствие их – признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения, прелести или бесплодия. Самый опасный, неправильный образ молитвы заключается в том, когда молящийся сочиняет силою своего воображения мечты или картины, заимствуя их, по-видимому, из Священного Писания, в сущности же из своего собственного состояния, из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения. Этими картинами он льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя. Очевидно, что все сочиняемое мечтательностью нашей, извращенной падением природой, не существует на самом деле, а есть вымысел и ложь, столь свойственные падшему ангелу. Мечтатель с первого шага на пути молитвенном исходит из области истины, вступает в область лжи, в область сатаны, подчиняется произвольно влиянию сатаны. Если человек во время молитвы взирает на небо, всем этим возбуждает душу свою к Божественному желанию и любви, иногда проливает слезы и плачет, то мало-помалу кичится сердце его, не понимая того умом; он мнит, что совершаемое им есть плод Божественной благодати к его утешению, и молит Бога, чтобы сподобил его всегда пребывать в этом делании. Это признак прелести.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010