Кондак, глас 4: Премудрости благодати исполнен,/Христов апостол/и служитель истинный/в покаянии вопияше Тебе:/Ты мой еси Бог же и Господь. Кондак, глас 4 Божественной благодати исполненный,/Христов Апостол и служитель истинный/в покаянии воскликнул:/“Ты – и Бог мой, и Господь!” 9 ОКТЯБРЯ. АПОСТОЛА ИАКОВА АЛФЕЕВА (I) Тропарь, глас 3: Апостоле святый Иакове,/моли милостиваго Бога,/да прегрешений оставление/подаст душам нашим. Тропарь, глас 3 Апостол святой Иаков,/умоли милостивого Бога,/да согрешений прощение/подаст Он душам нашим. Кондак, глас 2: Твердо мудрости догматы в души благочестивых вложившаго,/похвалами да ублажим яко боговещателя вси Иакова:/Престолу бо славы Владычню предстоя,/и со всеми Ангелы радуется,/моля непрестанно о всех нас. Кондак, глас 2 Твердо мудрости учения в души благочестивых вложившего,/прославим все хвалами Богопроповедника Иакова:/ибо он славному престолу Владыки предстоит/и со всеми Ангелами радуется,/моля непрестанно о всех нас. 10 ОКТЯБРЯ. ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО (1891) Тропарь, глас 5: Яко к целебному источнику,/притекаем к тебе, Амвросие, отче наш,/ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/молитвами от бед и напастей охраняеши,/в телесных и душевных скорбех утешаеши,/паче же смирению, терпению и любве научаеши;/моли Человеколюбца Христа/и Заступницу усердную/спастися душам нашим. Тропарь, глас 5 Как к целебному источнику/мы прибегаем к тебе, Амвросий, отче наш,/ибо ты на путь спасения нас верно направляешь,/молитвами от бед и напастей охраняешь,/в скорбях телесных и душевных утешаешь,/а главное – смирению, терпению и любви научаешь;/моли Человеколюбца Христа и Заступницу усердную/о спасении душ наших. Кондак, глас 2: Завет Пастыреначальника исполнив,/старчества благодать наследовал еси,/болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе./Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти:/отче святый Амвросие,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 2 Заповеди Пастыреначальника ты исполнил,/и старчества благодать унаследовал,/скорбя сердцем о всех, с верою приходящих к тебе;/потому и мы, дети твои, с любовью взываем тебе:/“Отче святой Амвросий,/моли Христа Бога о спасении душ наших”.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/tropari-i...

Порою он говорил как будто пословицами: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного», «Не хвались, горох, что ты лучше бобов: размокнешь – сам лопнешь», «Отчего человек бывает плох? – Оттого, что забывает, что над ним Бог». Приходит как-то к батюшке состоятельный орловский помещик и объявляет, что хочет устроить водопровод в своих обширных яблоневых садах. Батюшка уже весь охвачен этим замыслом. «Люди говорят, – начинает он, – люди говорят, что вот как всего лучше», – и подробно описывает как следует провести водопровод. Помещик, вернувшись в деревню, начинает читать об этом предмете; оказывается, что батюшка описал последние изобретения по этой части. Помещик снова в Оптиной. «Ну, что водопровод?» – спрашивает батюшка. Вокруг яблоки гнили, а у этого помещика богатый урожай яблок. Рассудительность и прозорливость совмещались в старце Амвросии с удивительной нежностью сердца, благодаря которой он умел облегчить самое тяжелое горе и утешить самую скорбную душу. Жительница Козельска спустя 3 года после смерти старца, в 1894 году, рассказывала: «У меня был сын, служил на телеграфе, разносил телеграммы. Батюшка знал и его, и меня. Сын часто носил ему телеграммы, а я ходила за благословением. Но вот сын мой заболел чахоткой и умер. Пришла я к нему – мы все к нему шли со своим горем. Он погладил меня по голове и говорит: «Оборвалась твоя телеграмма!» – «Оборвалась, – говорю, – батюшка!» – и заплакала. И так мне легко на душе стало от его ласки, как будто камень свалился. Мы жили при нем, как при отце родном.. Всех он любил и обо всех заботился. Теперь уж нет таких старцев. А может быть, Бог и еще пошлет!» С утра и до вечера к нему приходили с самыми жгучими вопросами, и всегда он разом схватывал сущность дела, непостижимо мудро разъяснял его и давал ответ. В продолжение 10–15 минут такой беседы решался не один вопрос, и за это время отец Амвросий принимал в свое сердце всего человека – с его привязанностями, желаниями. Митрополит Евлогий (Георгиевский), бывавший в Оптиной пустыни юношей, вспоминал о старце Амвросии: «К отцу Амвросию приходили за духовной помощью люди всех классов, профессий и состояний.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   Чтобы согласовать слова сии св. богомудрые и богодухновенные отцы глаголют: и самые безстрастные не могут не скорбеть, если не за себя, то за других.    Мир душевный имей, а терпеть — терпи, и за себя и за других. Терпение, по слову св. Григория Синаита, и в буре тишина.    Вчера я начал письмо это, а сегодня, 15 апреля, в праздник Жен Мироносиц и Благообразнаго Иосифа, сподобившись причаститься Св. и Животворящих Таин Христовых, продолжаю писать начатое письмо (диктование, как и все эти письма). Недаром я сделал такое начало письма, но зная, что у тебя теперь много хлопот и забот, пожелал Словом Божиим и словом святоотеческим подкрепить твое благодушие и благомужество. Здесь на земле труды и подвиги, а там в будущей жизни воздаяние, где кийждо приимет свою мзду по своему труду, подъятому и ради спасения своей души и ради душевной пользы ближних. Блажен, кто там с дерзновением может реши: «се аз и дети, яже дал ми есть Бог» (Ис.8:18). Помолись о мне грешном, да не сбудется на мне, апостольское слово: «научаяй иного, себе ли не учиши» (Рим.2:21). И паки Сам Господь в Евангелии глаголет: «иже разорит едину заповедей сих малых,.. мний наречется в Царствии Небесном» (Мф.5:19). Горе мне грешному! Другим сказую и проповедую о вещех высоких и великих, а сам и перстом не касаюсь того, о чем говорю и пишу.    Ты стремишься к безмолвию, а мне окаянному и молва стала не под силу, в великую тяжесть, да и к безмолвию едва ли я способен буду, а наконец и от молвы как избавиться? дело мудреное и не совсем удобное. — Подумаешь, подумаешь, да и скажешь со вздохом: да будет по воле Господней о мне грешном. Желал бы поисправней пожить, да разслабление душевное и телесное мешает. Прошу и тебя помолиться обо мне и б. о. И. и прочих, знающих худость мою. Приписка о. Амвросия: «мир всем вам! Хорошо бы и нам!» 156. Надо нести крест свой — управление обителию    Мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в истине ! Не вотще сказано в богодухновенных псалмах: «мир мног любящим закон Твой и несть им соблазна» (Пс.118:165), хотя также сказано: «многи скорби праведным», но прибавлено, что «от всех их избавит я Господь» (Пс.33:20). И паки: «по множеству болезней... в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою» (Пс.93:19). И сам Господь в Евангелии глаголет: «дерзай дщи, вера твоя спасе тя, иди в мире» (Мк.5:34).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

Болезнь незаметно прошла «У меня болело горло и желудок. Батюшка не благословил лечиться, а сказал: “Вот будешь ходить в скит, каждый раз заходи на колодезь и пей из колодца батюшки отца Амвросия воду, по три глотка, и говори: " Святыми молитвами старца моего отца Амвросия помоги мне, Господи! " ” А нужно сказать, вода была очень холодная, но, по благословению и за послушание, я пила, и болезнь моя как-то незаметно прошла. На прощание он мне благословил бутылочку воды, которую я храню, и она не портится, несмотря на годы». Одна послушница передает о себе следующее: «Еще при жизни батюшки у меня были большие скорби. Невыразимо тяжело было мне, и не было среди окружающих сочувствующего мне человека. Наконец дошло до того, что у меня заболела грудь и пошла кровь горлом, и я с большим трудом исполняла свое послушание, скрывая от всех свою слабость. Между тем подошло время покоса, я должна была идти наравне с другими, хотя и чувствовала свою полную слабость. Я совсем упала духом и с вечера горячо просила Царицу Небесную, чтобы Она мне помогла. Уснув, вижу, что я в хибарке около иконы Божией Матери “Достойно есть”. Я жду, но батюшка меня не принимает. Наконец выходит покойная мать игумения, к которой я была близка, и я ей говорю: “Матушка, люди за своих близких просят батюшку, что же вы за меня не попросили?” “Нет, я просила батюшку за тебя”, – ответила она. Только что она сказала это, из двери вышел сам батюшка в беленьком балахончике и три раза сказал: “Христос воскресе!” Я зачитала во сне: “Достойно есть…” и, прочитав до конца, кинулась к батюшке, рассказывая ему свои скорби и как у меня болит грудь. Тогда батюшка свернул комом полу своего подрясника и прижал ею больное место на груди, сказав, помнится: “Бог милостив”, потом приласкал меня, и я проснулась совершенно здоровой. И до сих пор грудь у меня никогда больше так не болела. Попав потом на самом деле к батюшке, я ему рассказала, как он исцелил меня во сне, и батюшка, выслушав, сказал: “Ну, слава Богу! Совсем прошло? Теперь не болит? Ну, благодари Бога!”»

http://pravoslavie.ru/74349.html

Старец ответил: «Более, чем крепостными. Крепостные могли хоть за глаза поворчать на своих господ и побранить их, а у монахинь и это право отнято: монахиня сама добровольно отдает себя в крепостное право» (1, ч. 1, с. 100).] ...Ты единственный путь монашеский разветвляешь на многие стези, так ты мне и написала в письме своем... в котором говоришь: «Я не знаю и недоумеваю, каким я иду путем: путем ли молитвенным, но не вижу его, путем ли послушания и отсечения своей воли, – и это незаметно, путем ли безмолвия и уединения, – но сестра и келейница мне мешают». И еще каких-то пути два или более насчитала, забывая, что путь монашеский один, а все остальное – его принадлежности для монаха, как апостол говорит: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских ( Еф. 6, 11 ). А если кто захотел довольствоваться одним только оружием, тем или другим, оставляя прочие, такой уподобился бы человеку, который вместо правильного хождения прыгает то на одной, то на другой ноге, а когда устанет, ложится совсем и пыхтит и, видя, что неудобно такое прыгание, придумывает, нельзя ли ползти на руках и волочить ноги. Само собой разумеется, и такое ползание неудобно, а только без толку утомляет. Тогда такой чудотворец взывает: «Недоумеваю, как после этого ходить?» На что ему просто отвечают: «Ходи обеими ногами, делай обеими руками, смотри обоими глазами, слушай обоими ушами и не придумывай прыгать на одной ноге или ходить на руках – то и не будешь без толку утомляться и избежишь нерассудных недоумений» (2, ч. 2, с. 76–77). Монашеский постриг ...Прочти жития Симеона Юродивого... и преподобного Алипия Столпника... и обрати внимание, что там говорится о пострижении. Хорошо позаботиться о внутреннем монашестве, но все-таки оно без внешнего не бывает, хотя внешнее без внутреннего и бывает. Все Таинства Православной Церкви совершаются из сочетания внешнего с внутренним, так как человек состоит не из одной души, но и из тела. Хорошо внутренно приготовить себя к сему и не спешить, пока устроишься. Но так может рассуждать здоровый, больному же надо позаботиться, чтобы не упустить времени, и если сам не позаботится, то никто навязывать ему не будет. Монашество принимается по собственному желанию, даже когда бывает представление от начальства, то сперва спросят и подписку возьмут, но потом в церкви опять спрашивают: «Вольною ли ты волею пришел еси» и т.д. Очень высоко будет дожидаться, пока Сама Царица Небесная тебе предложит, что хочет постричь тебя, а следует, повторяю, тебе самой об этом по думать и позаботиться (2, ч. 2, с. 74).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Песнь 3 Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи,/Древом умерщвлей грех,/и страх Твой всади/в сердца нас, поющих Тя. Улучити желая жизнь вечную, от страстей очистил еси душу твою, богомудре, и, благодать восприем, исцеления изливаеши к раце твоей притекающим. Воистину украшен благодатию и утешение сею преподая обильно, Анатолие, утешителю благодатный, грехов отпущение нам испроси. Имя твое, преподобне Анатолие, на Востока востоков указует, сего ради выну к Тому устремлялся еси, к Немуже направи нас, поющих тя. Амвросию преподобному прилепився душею любвеобильною, Анатолие, любовию совершенною одаряеши души всех, поющих тя. Богородичен: Надеющеся на Тя, да не погибнем, но да избавимся от бед, Мати Божия, под кровом бо Твоим храниши всех нас, поющих Тя. Седален, глас 6: Водами духовными, яко река, наводняемь, всю землю нашу исполнил еси богомудрыми утешеньми, и преславных исцелений дарованьми, темже, Анатолие преподобне, моли о душах наших. Слава, и ныне, Богородичен: Яже Бога и Спаса рождшая, моли Мироначальника Превечнаго, послати вскоре мирови мир, да в мире Того славословим. Песнь 4 Ирмос: Услышах, Господи,/славное Твое смотрение/и прославих, Человеколюбче,/непостижимую Твою силу. Духовною благодатию, мудре Анатолие, пламень страстный угашаеши, предстателю наш верный и готовый всем верным помощниче. Наставник дивный познался еси, отче, еще не сущу тебе в сане иерейстем, мнози убо людие тогда узреша в тебе Божие избрание. Дар прозорливости даде тебе Господь, еже вразумляти люди Своя, ты же, отче, людем послужил еси дарованною ти благодатию. Анатолие преподобне и Нектарие чудне, друг ко другу братолюбие имуще, Христу уподобистеся, благодати Божия стяжателие. Богородичен: Ангелы чистотою превозшедшая, помози нам от грехов очиститися, яко немощни есмы, обаче тепле надеемся на Твою помощь, Мати Божия. Песнь 5 Ирмос: Света Подателю и веков Творче, Господи,/во свете Твоих повелений настави нас,/разве бо Тебе, иного бога не знаем. Очистившу ти око умное, преподобне, благодать приял еси, яко пророк, прозревати душ сокровенная и предглаголати дальняя и безвестная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Любви и доброте можно учиться вместе с детьми, поддерживая друг друга душевно и молитвенно Чтобы не загонять себя в тупик, надо не забывать, что любви, доброте, деликатности можно учиться вместе с детьми, поддерживая друг друга душевно и молитвенно. И что никогда не поздно заняться педагогическим самообразованием. Психологам часто приходится сталкиваться и с серьезными запущенными ситуациями, когда оскудение любви между детьми и родителями доходит до взаимной неприязни, до открытого противостояния, а порой и до вражды. И даже в таких ситуациях нельзя опускать руки. При оскудении любви между родителем и ребенком (часто это происходит, когда ребенок становится подростком) может помочь совет преподобного Амвросия Оптинского: «Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». И не только в родительское сердце, но и щедро ребенку дарует любовь к родителям, уважение и благодарность! – Так ведь на том этапе духовного становления, когда любовь исходит из не преображенного страстного сердца, понять, чтО в каждой конкретной ситуации будет «делом любви», а чтО может навредить, часто бывает весьма непросто, особенно если речь идет о детях. Одно из самых главных дел родительской любви – это очищение своего сердца от страстей – Педагогическая интуиция напрямую связана с сердцем человека. По-настоящему мудрая любовь рождается в очищенном смиренномудром сердце. Она не уживается с эгоизмом, гневом, нетерпением и гордыней. Поэтому одно из самых главных дел родительской любви – это очищение сердца от страстей. И самой надежной ее основой может стать завет преподобного Серафима Саровского : «Спаси себя, и вокруг спасутся тысячи». Но очищение ума и сердца – процесс длительный, а грубых ошибок важно не совершать с первых родительских шагов. И помочь в этом могут психологические и педагогические знания. Понять, что именно будет делом любви и что принесет пользу в каждой конкретной ситуации, а что может навредить, непросто в том случае, если родитель не владеет никакими педагогическими методами, кроме метода «кнута и пряника». Именно этот метод чаще всего заводит родителей в тупик, и особенно часто в такие тупики попадают родители подростков. Без творческого подхода к процессу воспитания трудно сохранить теплые дружеские доверительные отношения с детьми.

http://pravoslavie.ru/80788.html

– Слава Богу. Вы упомянули, что есть некоторый такой стереотип отношения к старцу, который на самом деле неправильный, а именно, когда люди обращаются: продавать ли квартиру, допустим, выходить замуж за этого человека или не выходить, ложиться ли делать операцию или не делать… – все это, с одной стороны, понятно, что людей это искренне беспокоит, но сама ситуация при этом выглядит таким образом, что человек думает, что я в своей жизни занимаюсь сам, я сам все решаю, но вот конкретно эту ситуацию я не могу решить, потому что я не знаю будущего, и поэтому мне надо найти кого-то, кто это будущее знает, чтобы конкретно эту ситуацию разрешить. А в действительности, проблема наша в том, что нашу жизнь саму мы ведем неугодным Богу образом. Жизнь всю нужно менять в соответствии с волей Божией. И идея, что мы сами управляем своей жизнью, сами ее строим – она является как раз-таки гордой и ложной идеей. Идеей, которая отгоняет благодать Божию от нас, которая не дает Богу действовать в нашей жизни, которая в итоге приводит нас к тем тупикам, в которых люди вот как раз, как в такой крайней мере, обращаются за советом к старцу. А самое-то главное, если действительно Господь дал нам возможность встречи с духовным человеком – конечно, это для того, чтобы исправить нашу внутреннюю духовную жизнь. Был известен пример, когда к преподобному Амвросию, кажется, или к другому преподобному Льву Оптинскому приходила крестьянка спросить, как ей за курами ухаживать или за коровой следить, и он ей дал ответ. Но для того ли нам даны старцы, чтобы мы их спрашивали о таких вещах? Конечно, Вы обратились все-таки с такой духовной проблемой, которая действительно требовала такой молитвенной поддержки. И, я думаю, что будут у Вас и другие встречи с духовными людьми – и с отцом Иоанном, или с другими духовными, кого Господь пошлёт. Думаю, Вы эти возможности этой встречи используете для того, чтобы действительно получить духовную жизнь, чтобы наладить ее, как это требуется. Страх, который вы упомянули: я понимаю, потому что некоторые действительно тоже боятся, если речь идет о духовном человеке и, действительно, у которого, как говорят, есть дар прозорливости, то некоторые люди избегают его, чтобы не услышать всю волю Божию, и пришлось бы тогда отказываться в своей жизни от того, от чего не хочется отказываться. Но для христианина, если подумать так, эта позиция довольно странная. Потому что мы-то и хотим исправить нашу жизнь, и должны исправлять ее. Если Господь для нас откроет, что нам от чего-то надо избавиться, так и слава Богу. А если мы от этого не избавимся и в этом умрем, наше незнание нам мало поможет.

http://azbyka.ru/way/rasskaz-byvshej-adv...

О, преподобне и богоносне отче наш Амвросие! Ты поработати Господеви желая, зде вселился еси, и неленостно во трудех, бдениех, молитвех и постех подвизался еси, и был еси наставник монашествующим, всем же людем учителю ревностный. Ныне убо, по отшествии твоем от земных, Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения твоего, святую обитель сию, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, и всем людем твоим, с верою к раце мощей твоих припадающим, во благая прошения их исполнити. Испроси у милостиваго Господа нашего, да низпослет нам обилие Небесных и земных благ, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит во веки веков. Аминь. Молитва 3я О, всечестный старче преславныя и дивныя Оптины пустыни, преподобне и богоносне отче наш Амвросие, Церкве нашея доброе украшение и благодатный светильниче, небесным светом всех озаряяй, красный и духовный плод России и всея подсолнечныя, души верных обильно услаждаяй и увеселяяй! Ныне с верою и трепетом припадаем пред цельбоносною ракою святых мощей твоих, ихже на утешение и помощь страждущим милостивно даровал еси, смиренно молим Тя сердцем и усты, отче святый, яко всероссийскаго наставника и учителя благочестия, пастыря и врача душевных и телесных недугов наших: воззри на чад твоих зело согрешающих в словесех и делех и посети нас многою и святою своею любовию, еюже славно преуспел еси еще во дни земныя, а наипаче по праведней твоей кончине, наставляя в правилех святых и богопросвещенных отцев, вразумляя нас в заповедех Христовых, в нихже добре поревновал еси до последняго часа твоея многотрудныя иноческия жизни; испроси нам, немощствующим душею и бедствующим в скорбех, благоприятное и спасительное время на покаяние, истинное исправление и обновление нашего жития, в немже мы, грешнии, осуетихомся умом и сердцем, предахом себе непотребным и лютым страстем, пороком и беззаконием, имже несть числа; приими убо, соблюди и покрый нас кровом твоея многия милости, низпосли нам благословение от Господа, да понесем благое иго Христово в долготерпении до конца дней наших, чающе будущаго живота и Царствия, идеже несть печаль ни воздыхание, но жизнь и радость безконечная, изобильно проистекаемая от Единаго, Всесвятаго и Блаженнаго Источника безсмертия в Троице поклоняемаго Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Краткое житие

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-pre...

Инок, не имеющий духовного руководителя, может на этом пути сильно повредить своей душе, как это случилось в свое время с самим старцем Макарием, самостоятельно обучавшимся этому искусству. Отец Амвросий смог избежать бед и скорбей именно потому, что имел опытнейшего наставника в лице старца Макария. Старец любил своего ученика, что, впрочем, не мешало ему воспитывать в нем строгого подвижника. Когда за отца Амвросия заступались: «Батюшка, он человек больной!» – старец отвечал: «А я разве хуже тебя знаю? Выговоры и замечания монаху – это щеточки, которыми стирается греховная пыль с его души; а без сего монах заржавеет».Еще при жизни старца Макария, с его благословения, некоторые из братии приходили к отцу Амвросию для откровения помыслов 553 . Вот как об этом рассказывает игумен Марк, окончивший жизнь на покое в Оптиной: «Сколько мог я заметить, отец Амвросий жил в это время в полном безмолвии. Ходил я к нему ежедневно для откровения помыслов и почти всегда заставал его за чтением святоотеческих книг; если же не заставал его в келье, то это значило, что он находился у старца Макария, которому помогал в корреспонденции с духовными чадами, или трудился в переводах святоотеческих книг. Иногда же я заставал его лежащим на кровати и в слезах, но всегда сдержанно и едва приметно. Мне казалось, что старец всегда ходил перед Богом или как бы всегда ощущал присутствие Божие, по слову псалмопевца, «видел Господа предо мною всегда» 554 , а потому все, что ни делал, старался Господа ради и в угодность Ему творить... Видя такую сосредоточенность своего старца, я в присутствии его всегда был в трепетном благоговении. Да иначе мне и нельзя было быть. Ставшему мне по обыкновению пред ним на колена и получившему благословение, он, бывало, весьма тихо сделает вопрос: «Что скажешь, брате, хорошенького?» Озадаченный его сосредоточенностью и благоумилением, я, бывало, скажу: «Простите, Господа ради, батюшка, я не вовремя пришел?» – «Нет, – скажет старец, – говори нужное, но вкратце». И, выслушав меня со вниманием, преподаст полезное наставление с благословением и отпустит с любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010