Я любила слушать батюшку, когда он рассказывал что-нибудь, иногда притчами, наставления или жития святых, преподобных жен. Указывая на некоторые из них, он говорил: «Читай и подражай». О молитве говорил: «Молись, и сама молитва всему научит». Он был делатель молитвы Иисусовой, любил говорить о ней, повторял: «Это тебе моя заповедь – всегда, везде, при всяком деле говорить: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”. Когда я жаловалась батюшке на свою неисправимость, скорбела о том, батюшка сказал: «Немощь и покаяние до смерти чередуются. И в Прологе есть: Если согрешивший скажет: Господи, согрешил, прости мя, – и будет ему паче венца царского». Батюшка любил показывать пример трудолюбия, он всегда был чем-нибудь занят. Переписывал, писал или разрезал письма, срезал чистые кусочки бумаги, записывал на них имена. Старался, чтобы ни один кусочек бумаги не пропадал. Когда келейники его заготовляли дрова, батюшка уходил на свой дворик-сад и приносил щепочки, прутики в своей ряске, трудясь так же (для растопки очага годилось). В голод батюшка иногда кормил меня у себя в келлии, шутя говорил: «Ешь, а то не дойдешь до Белёва”. Велико было смирение старца. Он всегда говорил о себе: «Я в новоначалии, я учусь, я утратил всякий смысл. Я кормлю лишь крохами одними, а батюшка Анатолий целыми хлебами”. Или: «Я наистарший в обители летами, больше пятидесяти лет в обители прожил, а наименьший по добродетели”. Все, помню, батюшка ходил на исповедь в монастырскую больницу к архимандриту Агапиту, и мы иногда его провожали. Он был слаб, уставал, и, помню, ему однажды сказали: «Батюшка, вы бы палочку взяли, вам бы легче было ходить с палочкой”. Батюшка ответил: «У меня нет еще на это благословения». Этим он показал, что даже на такую мелочь он спрашивал благословения духовного отца – архимандрита Агапита... Из Белёва приходила часто пешком, не было переезда по железной дороге. Ходила и под дождем, и снежные бури заставали дорогой. Однажды в три дня лишь добралась (тридцать семь верст). Батюшка иногда и строго встречал, говоря, что напрасно предприняла такое тяжелое путешествие, что он сам скорбен и уныл. Но большей частью, как только увидишь его, забываешь все скорби, смущения. И с такой облегченной, обновленной душой возвращаешься домой. Пошутит, утешит, помолится. Иногда он говорил, чтобы именно пешком к нему приходить: «Ты еще молодая, тебе надо потрудиться».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Наместник Святой Успенской Киево-Печерской Лавры митрополит Павел в одном из своих интервью поясняет, как в действительности нужно относиться к преподобному: «В сегодняшние дни перед Великим постом появилось искажение образа преподобного Агапита Печерского, с которого рисуют страшные портреты, вводя людей в заблуждение. Дорогие братья и сестры, не прельщайтесь ложным призывом прийти к мощам в течение семи дней в году и помните, что сегодня исполняются слова Христа Спасителя, Который говорит: ... И скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, – не ходите… . Икона прп.Агапита ... Не может быть никакой " святой недели преподобного Агапита " , в которую, как утверждают адепты этой ереси, " Дух Святой пребывает в мощах Агапита " . Память преподобного совершается 14 июня, в день его преставления ко Господу, и не нужно сегодня создавать лжеучения вокруг преподобного. Иконописное изображение преподобного Агапита существует уже почти тысячу лет, оно утверждено Святой Церковью и Священным Синодом. Есть Киево-Печерский Патерик – собрание жизнеописаний святых угодников Божиих, неисчерпаемый источник правдивых знаний о святых, поэтому, дорогие братья и сестры, берегите свои души от лжеучений». «Опасность этого течения именно в том, что оно пытается ассоциировать себя с Православной Церковью и наносит вред душам простых верующих », – говорится в сообщении . «В Древней Церкви были секты, которые не соотносили себя с Христианской Церковью – это гностики, иудействующие и другие, и потому Церковь просто обличала их, не осуждая соборным разумом, но когда начали появляться ереси, возникающие в сугубо церковной среде – Церковь своим разумом всегда отсекала эти лжеучения от истинных христианских догматов. К сожалению, и в наше время возникают подобные лжеучения в самой церковной среде. Потому, дорогие братья и сестры, призываем вас быть бдительными и не прельщаться на речи тех людей, которые, именуя себя православными, ведут совершенно антицерковную деятельность, создавая в своей замкнутой среде тот или иной культ. И да умудрит всех нас Господь!»

http://pravoslavie.ru/91075.html

И в 1585 году, уже в восьмое лето пребывания преподобного Агапита на Маркуше, в мае месяце отправился он на лошади на мельницу, находившуюся на реке Лохте, для исправления некоторых повреждений, причиненных весенним разливом, в сопровождении только двух монастырских послушников Феодора и Андрея. Узнав о том, жители деревни Камкина стали подстерегать его. И когда старец 21 мая возвращался в обитель, злые люди напали на него и убили вместе с обоими его спутниками, и тела их бросили в реку Уфтюгу. Предание говорит, что лошадь, на которой ехал преподобный, вырвавшись из рук убийц, неоднократно прибегала к монастырю, ржанием указывала на случившееся несчастье и убегала к месту убийства. Когда братия увидели лошадь без седоков, чем-то встревоженную, ржущую и обратно куда-то убегающую, тотчас же подумали, что случилось со старцем какое-либо несчастье, и пошли по дороге, ведущей к мельнице. Долго искали они старца и его спутников в оврагах и в лесу около дороги, но нигде не могли найти, пока не пришли на берег реки Уфтюги, и не увидели железных вериг преподобного Агапита, плавающих на одном месте на поверхности воды, подобно легкому дереву. Под ними нашли и все три тела убитых, хотя вода в Уфтюге в то время была еще вельми быстра. С горькими слезами и рыданием братия перенесли тела убиенных в обитель, и с великой честью погребли преподобного Агапита посреди монастыря, между созданными им церквами, и поставили над могилой его часовню, а вериги положили на его гробницу. Во все время существования Маркушевского монастыря мощи преподобного почивали в этой часовне. Впоследствии мощи были перенесены и находились под спудом в монастырском храме. В 1712 году Холмогорский епископ Варнава благословил братию собирать сведения о жизни преподобного Агапита и о чудесах от иконы святителя Николая, называемой Великорецкой. По его благословению в 1715 году написано житие преподобномученика Агапита. Кирилл, епископ Ростовский Святитель Кирилл, епископ Ростовский, был избран на святительскую кафедру из игуменов Владимирского Рождественского монастыря, духовник ростовского князя св. Василька (4/17 марта). О нем заметил современный летописец, как о пастыре знаменитом, который «ничимже оставшийся прежних Ростовских епископов, весьма учительный, собиравший для слушания своего учения от святых книг в соборную церковь не только жителей Ростова, но из окрестных градов и украсивший соборную церковь иконами многоценными, ихже несть мощи и сказати, кивотами, сосудами, рипидами, и множеством всяких узорий». Своими красноречивыми сказаниями о чудесах святого Леонтия он склонил к христианству ордынского царевича Петра (сведения о нем помещены 30 июня/13 июля).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

28 августа 1873 года монаха Агапита посвятил в сан иеродиакона приехавший в Оптину Калужский епископ Григорий, к которому преподобный Амвросий питал особенное благоговение: «умен и свят» – таков был всегдашний отзыв старца об этом святителе. По прошествии трех лет, 28 июля 1876 года, владыка Григорий, освящавший храм во имя Преподобного Илариона Великого при монастырской больнице, рукоположил иеродиакона Агапита в сан иеромонаха. 1 августа 1881 года епископ Владимир, заместитель Калужской кафедры по кончине архиепископа Григория, наградил иеромонаха Агапита набедренником. Три года спустя, 4 августа 1883 года, вышел Указ Святейшего Синода о назначении иеромонаха Агапита настоятелем Лихвинского Покровского Доброго монастыря, и 26 сентября он уехал из скита 151 . 18 марта 1886 года иеромонаха Агапита наградили наперсным крестом, а 13ап-реля 1890 года возвели в сан игумена. Через полтора года игумен Агапит приехал в Шамординскую Казанскую женскую общину, где преставился ее основатель преподобный Амвросий, на погребение своего наставника – об этом он впоследствии упомянет в Жизнеописании почившего старца: «12 октября в субботу настоятелем Лихвинского Покровского Доброго монастыря, игуменом Агапитом, прибывшим к погребению старца, прежде жившим при нем немалое время в Оптинском скиту, отслужены были соборне: молебен с акафистом пред чудотворною Казанскою иконою Божией Матери, Литургия и панихида над гробом старца. Затем опять продолжались весь день и ночь частные панихиды.» В воскресенье, 13 октября 1891 года, о. Агапит участвовал в отпевании старца. 15 мая 1894 года игумен Агапит был «всемилостивейше награжден знаком ордена Святой Анны III степени», а 30 сентября того же года переведен настоятелем в Мещовский Георгиевский монастырь – на место о. Досифея, который стал настоятелем Оптиной Пустыни после кончины схиархимандрита Исаакия. На Вознесение 1896 года игумен Агапит был произведен в архимандрита, а 19 сентября того же года Указом Калужской Духовной Консистории назначен исправляющим должность благочинного половинной части монастырей Калужской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Архив Пн Состоялось отпевание архиепископа Штутгартского Агапита 2 июня 2020 г. 13:40 1 июня 2020 года, в попразднство Вознесения Господня, митрополит Берлинский и Германский Марк совершил Божественную литургию в храме праведной Елисаветы г. Висбадена в Германии. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Подольский Тихон и сонм духовенства Берлинско-Германской и других епархий, сообщает официальный сайт РПЦЗ . В центре храма был установлен гроб с телом новопреставленного архиепископа Штутгартского Агапита , скончавшегося 28 мая, в праздник Вознесения Господня. За богослужением молились родные и близкие покойного, в том числе и его родной брат иподиакон Михаил Горачек, староста Николаевской церкви во Франкфурте, и многочисленные верующие. По запричастном стихе надгробное слово произнес протоиерей Николай Артемов, секретарь Берлинско-Германской епархии. По окончании Литургии гроб с телом почившего архипастыря был перенесен на близлежащее русское православное кладбище, где было совершено отпевание по монашескому чину. При выносе гроба архиепископ Подольский Тихон обратился к собравшимся со словами соболезнования. После чтения Евангелия митрополит Берлинский и Германский Марк произнес надгробное слово памяти архиепископа Агапита, в котором назвал главную добродетель, которой отличался покойный в своем служении, — послушание. Благодаря этому дару Высокопреосвященнейший владыка Агапит с глубокой верой и полным упованием на волю Божию, всеблагую и спасительную, принимал все возлагаемые на него монастырские, епархиальные общецерковные послушания. Тело архиепископа Агапита было погребено рядом с могилой приснопамятного архиепископа Нафанаила (Львова), за которым Его Высокопреосвященство, будучи молодым насельником монастыря преподобного Иова Почаевского в Мюнхене, с любовью ухаживал. Прямую трансляцию Божественной литургии и отпевания осуществлял Николаевский приход г. Франкфурта. Патриархия.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5645830.ht...

Преподобный Агапит скончался в конце XI - начале XII в. Даты «ок. 1095 г.», или «не позднее 1095 г.», встречающиеся в литературе, основаны на словах из патерика, что смертельный недуг охватил прп. Агапита, после исцеления им кн. Владимира. Придавать значение точного хронологического указания неопределенному выражению «по сих» (после этого) в тексте, написанном более чем через столетие после события, едва ли правомерно. Мощи преподобного Агапита почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры . Местная канонизация преподобного, совершилась, вероятно, ко времени составления Киево-Печерского патерика (1-я треть XIII в.). В 1643 г. свт. Петр (Могила) , митр. Киевский, установил соборное празднование преподобных отцов Ближних пещер , тем самым подтвердив древнее местное прославление прп. Агапита. В святцах XVII в., в т. ч. и в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 1650-х гг., его память отмечена под 31 мая . Указами Святейшего Синода 1762, 1775, 1784 гг. относительно Киевских святых прп. Агапиту было установлено общецерковное празднование, но в совр. Типиконе его память не отмечена. Служба прп. Агапита шестеричная , составлен акафист преподобному . Тропарь, глас 5 Богоноснаго Антония ревнуя смиренномудрию,/аки некиим врачеством зелием снедным/исцелял еси болящия, преподобие Агапите,/тем и врача неверна уверив,/наставил еси на путь спасения./Уврачуй и наша болезни/и молися Господеви о воспевающих тя. Кондак, глас 6 Врач сый изряден, чудне,/являя несумненную твою веру,/обличая же армениново неверие/и приводя его к благочестию,/себе, близ смерти бывшу,/испросил еси от Бога продолжение живота/и, сим чудом того уверив,/привел еси Христови,/Емуже в веселии предстоя,/молися о нас, преподобне. Видео Житие преподобного Агапита Печерского из цикла " Жития преподобных Печерских " . Производство: телестудия Киево-Печерской Лавры. 2012 год Литература Использованные материалы   РГБ. МДА. 201. Л. 319об.   Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 31-40   Редкие акафисты Киево-Печерской лавры. К., 1996. С. 215-226

http://drevo-info.ru/articles/10794.html

Блаженный Поликарп в другом случае пишет, что в молитве, исцелившей прельщённого Никиту, участвовал и «Агапит врач»; а это было при игумене Никоне, не позже 1088 г. 5 . Итак известность преподобного врача началась ещё при Никоне, около 1080 г. Во время сего блаженного, продолжает свою повесть о враче Поликарп, был некто родом и верой Армянин. Он был искусный врач, какого прежде не бывало; ему стоило только посмотреть на больного, и он назначал день и час смерти его и слова его выполнялись в точности. Такого уже и не лечили. – Один из таких больных принесён был в Печерский монастырь; это был первый человек у князя Всеволода († 1093 г.). Армянин довёл его до нечаяния, сказав, что умрёт спустя восемь дней. – Блаженный же Агапит, дав ему траву, которой сам питался, возвратил ему здоровье. Слух о том промчался по всей Русской земле. – Армянин, снедаемый завистью, начал поносить блаженного. Он послал в монастырь приговорённого им на смерть, приказав дать ему яда, чтобы, приняв, умер в глазах Агапита. Блаженный, подав этому умирающему монастырской пищи, сотворил его здоровым и избавил осуждённого от смерти. После того иноверец вооружается против Агапита ещё сильнее: он научает своих единоверцев уморить монаха ядом. По блаженный пил без вреда, нимало не страдая. Весть бо Господь благочестивыя избавляти от смерти ( 2Пет.2:9 ). Он сказал: «аще что и смертное испиют, не вредит их; на недужные руки возложат и здрави будут». Сделался болен князь Владимир Мономах , тогда княживший в Чернигове. Его лечил Армянин и употреблял всё старание, все средства искусства, а болезнь не только не смягчалась, но час от часу становилась опаснее. Князь, чувствуя, что близок он к смерти, послал к Печерскому игумену Иоанну с просьбой прислать к нему Агапита врача. Если я пойду к князю, рассуждал блаженный Агапит, то должен ходить и ко всем. Человеческая слава – опасна, Не пойду за врата монастыря, чтобы не преступить обета моего. Если выгонят меня, пойду в другую сторону и опять возвращусь. Он послал князю варёное былие, приготовленное им для себя в пищу. Князь выздоровел. Исцелённый Владимир пришёл благодарить Агапита; но преподобный, опасаясь славы человеческой, скрылся. Князь отдал принесённые для Агапита дары игумену. – Потом, живо чувствуя, как многим он обязан Агапиту, приказал боярину отнести золото в келью Агапита. «Сын мой! сказал посланному преподобный, я не беру ни с кого за лечение – не за что: исцеляет Христос Господь, а не я». Посланный просил принять дары князя для его утешения и употребить по усмотрению. «Пусть так, сказал Агапит; скажи же князю, чтобы не берёг он сокровищ, – к чему они? пусть раздаёт их нищим; если не послушает меня, худо будет ему. Неблагодарности не любит Господь, избавивший его от смерти». Старец вынес золото из кельи своей и положил его у дверей, а сам скрылся. Вышел и посланный и, увидев брошенное золото, отнёс его к игумену Иоанну. – Когда все пересказано было князю, князь выполнил заповедь старца, стал щедро раздавать милостыню нищим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Архив Пн Патриаршее соболезнование в связи с кончиной архиепископа Штутгартского Агапита 28 мая 2020 г. 18:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной викария Берлинско-Германской епархии Русской Зарубежной Церкви архиепископа Штутгартского Агапита . Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Илариону, митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому, Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Марку, митрополиту Берлинскому и Германскому Духовенству и мирянам Берлинской епархии Ваши Высокопреосвященства! Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Со скорбью узнал о кончине после продолжительной и тяжелой болезни Преосвященного Агапита (Горачека), архиепископа Штутгартского, викария Берлинской епархии. Жизнь почившего стала замечательным примером верности Христу и готовности потрудиться на пользу Его Церкви: с юных лет он являл решимость оставить мир и принес монашеские обеты в обители преподобного Иова Почаевского в Мюнхене. Ревность о славе Божией и его усердие в послушаниях обрели благоволение в очах Создателя, и Он по премудрому Своему Промыслу сподобил отца Агапита принять жребий епископства. Многие годы владыка помогал Преосвященному Марку в его архипастырских трудах, старался вносить свой посильный вклад в развитие приходской жизни в Берлинской епархии и в деятельное свидетельство о красоте и истинности Православия. Великодаровитый Бог да простит новопреставленному Своему служителю всякое согрешение, вселит его во обители, идеже праведные упокояются , и сотворит ему вечную память. С глубокими соболезнованиями +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5643232.ht...

«Господь всегда действует» и другие принципы владыки Агапита Памяти архиепископа Штутгартского Агапита (Горачека). К 40-му дню Анастасия Лимбергер Сегодня 40-й день преставления ко Господу архиепископа Штутгартского Агапита (Горачека). О честной дружбе и прямых ответах, о делах сердечных и о том, как это связано с нашими интеллектуальными способностями, о священнодействии в семье и познании Бога в опыте соборности – обо всём этом вспоминает духовное чадо владыки Анастасия Лимбергер, дочь настоятеля штутгартского Никольского прихода протоиерея Илии. Архиепископ Агапит (Горачек) в паломнической поездке с детьми То, что нас отделяет от Бога и людей Когда владыку Агапита рукоположили во епископы – 1 мая 2001 года, – мне было без малого 11 лет. Тогда папа служил на штутгартском Никольском приходе единственным священником. Это было очень трудное для него время. И вот мы поехали в Мюнхен на хиротонию… Народу собралась уйма. В этот же день прославляли святых – святителей Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника и др. В следующие субботу-воскресенье владыка Агапит уже приехал к нам в Штутгарт на приход. Я знала, что они с моим папой старые друзья, еще со времен, когда отец был студентом в Мюнхене. Поэтому отношения у нас всегда были почти родственные. Владыка в первое время своего епископства в Штутгарте жил у нас дома. Всегда, когда приезжал из мюнхенского монастыря Преподобного Иова Почаевского, останавливался у нас. Это было совершенно естественно. Я тогда сразу стала у владыки исповедоваться. На Исповедях он часто сглаживал разные промахи: – Ну, если ты уставшая и голодная, чего ж ты от себя хочешь? Единственно – высокомерия и притворства не терпел. – Вот этого, – предостерегал, – допускать не надо. Это то, что нас отделяет от Бога и людей, и ничего хорошего ты этим не добьёшься. Поддерживал теплоту общения Владыка не столько с какими-то грехами разбирался, сколько с нарушениями взаимоотношений человека с Богом и другими людьми. Когда я как-то пожаловалась на пустые разговоры, владыка заметил:

http://pravoslavie.ru/132360.html

Храм преподобного Агапита Печерского (Голубое) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм преподобного Агапита Печерского (Голубое) Домовый храм, обустроенный в здании Центральной клинической больницы восстановительного лечения в 2004 г. Размещён в помещении, внешне никак не выделен. Содержание История [ править править код ] Поселок Голубое имеет почти пятивековую историю. Название его произошло от фамилии ростовского князя Феодора Александровича Голубого, владевшего сельцом в XVI веке. («Голубый» означает «ласковый», «голубчик».) В 1700 году в селе была построена (по всей видимости, вместо обветшавшей деревянной) каменная церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 1939 году храм закрыли и позже снесли. Недавно на месте его алтаря был установлен Поклонный крест. Начиная с 90-х годов в Центральной клинической больнице восстановительного лечения в пос. Голубое стали проходить лечение священноиноки Троице-Сергиевой Лавры. Они стали первыми духовниками верующих сотрудников клиники, искавших духовного окормления. Игумен Иосиф (Шапошников) первым начал регулярно исповедовать, причащать и соборовать пациентов больницы. Вскоре медицинские работники попросили его помочь им устроить больничный храм. О. Иосиф порекомендовал обратиться по этому вопросу к своему другу, благочинному церквей Клинского округа протоиерею Борису Балашову, который вместе с ним приезжал в больницу и помогал в совершении Таинств над болящими. Администрация обратилась к отцу Борису сначала с просьбой освятить больницу, а в начале 1994 года — устроить больничную церковь. Храм устраивался постепенно. Сначала молились в коридоре, иконы расставляли на стульях. Затем для совершения Литургии выделили помещение переплетной мастерской, в которой был сооружен небольшой иконостас. С марта 1994 года по благословению митрополита Московского и Коломенского Ювеналия начались регулярные богослужения. Церковь была освящена в честь святого врача преподобного Агапита Печерского и приписана к Клинскому благочинию. Позже храм был перенесен в более удобное помещение недалеко от входа в больницу.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_преподобн...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010