Видя преславное житие, - как поется об этом в акафисте Псково-Печерским Преподобным, - и терпение мужа своего, не устрашилася еси трудов и подвигов, преподобная мати Вассо... Радуйся, скорби пастырские и гонения от латинян в Дерпте с супругом твоим разделившая... (икос 5). Злоба католического духовенства и ливонских рыцарей к Православию и его последователям была настолько ожесточенной, что вся семья вынуждена была бежать в ближайший город Псков, а оставшийся в Юрьеве пресвитер Исидор, и с ним еще 72 человека, приняли мученическую смерть. Летописец свидетельствует, что, явившись во Псков, отец Иоанн взял жену и двух детей и отправился на новое делание. Слышав о Богом зданных пещерах, он остановился в небольшой деревне у крестьянина Ивана Дементьева близ речки Пачковки. Священник Иоанн (такое имя носил до принятия пострига преп. Иона) вставал рано утром, и отправлялся к Святой Горе, где к западу от открытой Богом зданной пещеры копал церковь. Хотя в летописи и нет подробных сведений, чем занимались его жена и дети, но несомненно то, что они помогали о. Иоанну в его нелегких трудах. Полностью взяв на себя воспитание детей, мать Васса насадила в их душах семена Истины и добра, и проводя в страхе Божием житие свое, также воспитывала и чад своих, готовясь дать за них отчет Богу. Чувствуя завершение своей земной жизни, как говорит хвалебная песнь Вассе, ... И подражая житию Иоанна, поселилася еси близ обители, основанной у потока Каменца, и тамо пострижение иноческое и болезни тела приняла еси, сочетавшися Христу. (Икос 5). Раба Божия Мария возродилась для вечной жизни - полностью стала принадлежать Жениху Христу. Невесте Христовой дано было и новое имя - ВАССА. И скудные строки повести рассказывают о том, что по мало же времени разболеся жена его, и пострижена бысть в монашеский образ, и наречено ей бысть имя Васса, и в том же образе преставилася. Ангели небеснии радостно прияша чистую душу твою, преподобная мати Васса, и вознесоша ю во обители небесныя, идеже Царь Славы Христос... (конд. 9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2093...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Иона Псково-Печерский, прп. Описания иконы Иона Псково-Печерский, прп. - житие Первым пустынножителем Печерским почитается преподобный Марк, первым же основателем монастыря был преподобный Иона. В древней повести летописец после имени прп. Марка сразу ставит имя прп. Ионы: «Священник некий, именем Иоанн, от Московской страны, по прозванию Шестник (что значит шествующий от одного места на другое) сей Иоанн бе священствуя во граде Юрьеве Ливонском со Исидором Пресвитером во Храме св. Николая Чудотворца и Великомученика Георгия, его же Великий князь Ярослав Владимирович (Мудрый) о имени своего устроя». Священник Иоанн Шестник был послан из Москвы на служение в Юрьев (Дерпт) как миссионер. Он приехал с семьей: женой и двумя сыновьями (1467). В Юрьеве он сразу столкнулся с ненавистью и гонениями на православных. Вместе с пресвитером Исидором защищал свою паству от католиков... «Но очень скоро слуги Папы стали принуждать его и его духовных детей к Унии». Было много оскорблений. В 1470 г., прожив два года и шесть месяцев, о. Иоанн вынужден был удалиться из Дерп[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Псков. 1986.] Прпп. Псково-Печерские (прпп. Иона, Васса, Марк, Дорофей, Вассиан). Архимандрит Зинон (Теодор). Икона. Псково - Печерский монастырь. 1996 год. Корнилиевский придел. Псково - Печерский монастырь. Файл 6949.jpg:   Размер: 998x1200, 1.2 MPix, 219 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (154) , (4) . Описание: [Псков. 1990-е.] Прп. Иона. Круг архим. Зинона. Икона. Печёры. Псковская областьа. 1990-е годы. Храм Всех Псково - Печерских святых. Псково - Печерский монастырь. Файл 6952.jpg:   Размер: 1200x1055, 1.27 MPix, 173 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (137) , (4) . Описание: [Москва. 2005.] Собор святых земли Эстонской (фрагмент). Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2005 год. 146 х 88. Храм Нарвской иконы Божией Матери. Нарва. Эстония. Файл 6953.jpg:   Размер: 544x1200, 0.65 MPix, 123 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (150) , (3) .

http://pravicon.com/icon-2019

Архив Пн Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь 18 августа 2010 г. 21:30 Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь расположен в 50 км к западу от Пскова. История Летопись повествует о том, как в конце XIV в. отец и сын Селиши, изборские охотники, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание «яко от множества фимиама». Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли. По жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры». Из древнего местного предания известно, что в этом месте жили выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Летописная история сохранила до нас имя лишь одного из них — «начального инока» преподобного Марка. Датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 г., когда была освящена Успенская церковь, выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой. Преподобный Иона, основатель обители, в миру Иоанн, был родом из московских пределов. Придя в Ливонию как миссионер, он служил священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г. Тарту). В то время православный люд подвергался в Ливонии жестоким гонениям со стороны немцев-латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, отец Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется во Пскове. Здесь священник впервые услышал о «Богом зданной пещере». Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело отца Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, став первой постриженицей обители. По смерти супруги священник Иоанн также был пострижен в монахи. Как и преподобная Васса, он также причислен к лику Псково-Печерских преподобных. Память преподобных Марка и Ионы совершается 29 марта/11 апреля, а преподобной Вассы — 19 марта/1 апреля.

http://patriarchia.ru/db/text/1249477.ht...

«Божие благословение людям. Псково-Печерская обитель и традиции старчества» 04.09.2023 10:09:20 Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 8, 2023 , PDF-bepcuя ). Сохраняя традиции Святой Руси Традиция старческого окормления всегда бережно сохранялась в Псково-Печерском монастыре. В XV-XVII столетиях в обители подвизались преподобные Марк, Иона, Васса, Вассиан, Дорофей Югский, преподобномученик Корнилий. Здесь преподобный иеросхимонах Лазарь Прозорливый принял постриг в 1785 году и пребывал безвыходно до самой кончины. Это был замечательный аскет, делатель Иисусовой молитвы, получивший (по образу евангельского Лазаря, друга Христова) таинственный опыт временной кончины, за которой последовало его возвращение к жизни. С XVI по XX столетие Псково-Печерский монастырь неизменно пребывал надежным военным и духовным оплотом Древней Руси, а также России нового и новейшего времени — на ее северо-западных рубежах. В качестве «государевой крепости» обитель выдержала с середины XVI по начало XVIII столетия целый ряд вражеских осад и нападений. В эпоху польской интервенции, шведской экспансии, в годы революции, в период Гражданской и Великой Отечественной войн Псково-Печерский монастырь был защитником для проживавших в этих краях православных русских и эстонцев, одновременно способствуя сохранению чистоты православной веры. В Средневековье Печерская обитель являлась одним из значимых центров иконописи, книжности, летописания. Монастырь был и важнейшим миссионерским центром: силами насельников — в первую очередь преподобномученика Корнилия и его учеников — полиэтническое население окружавших обитель территорий оказалось обращено в Православие. Монастырь объединил вокруг себя и русское население Псковской земли и Печорского края, являясь хранителем и проповедником Христовой истины, осуществляя духовное окормление верующих. Когда эти места находились в составе Эстонского государства (1920-1940), Псково-­Печерский монастырь бережно сохранял и приумножал те традиции Святой Руси, что в тот же самый исторический период — в годы развернувшихся в СССР атеистических репрессий — уничтожались советской властью.

http://radonezh.ru/2023/09/04/bozhie-bla...

Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит, в День своей Епископской хиротонии 1 апреля отмечает молитвенно и память преподобного Симеона и преподобной Вассы Псково-Печерских… Это знаменательно… Свято-Успенский Псково-Печерский и Свято-Успенский Святогорский монастыри получили под управлением Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, своё дальнейшее духовное развитие и совершенствование… Высокопреосвященнейшим Евсевием, Митрополитом Псковским и Великолукским, возрождены из руин Савва-Крыпецкий монастырь и Никандрова Пустынь, открыт в городе Пскове Мирожский монастырь… Благочестивые женщины подобно женам-мироносицам служат Христу Спасителю в Его Церкви и в настоящее время. Для тех из них, кто желает достигнуть духовного совершенства в монашеском звании подобно преподобной матери Вассе Псково-Печерской, Владыка митрополит Евсевий открыл женские монастыри: Свято-Троицкий Творожковский (в Струго-Красненском районе), Спасо-Елеазаровский, Рождества Богородицы Снетогорский, Свято-Введенский в селе Владимирец и Казанский в г. Острове… Все виды монашеского жития: в общежитии, пустыни и скиту – возрождены и утверждены трудами и заботами Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита. Собор преподобных отцов Псково-Печерских В Свято-Успенской Псково-Печерской обители духовного совершенства достигли преподобные Марк, Иона, преподобномученик Корнилий, священномученик Александр, преподобные Вассиан, Дорофей, Лазарь прозорливый, Симеон, преподобная матерь Васса и многие-многие другие подвижники благочестия… Необходимо хотя бы кратко сказать о каждом названном святом на основании монастырского предания. Предание монастырское говорит о том, что преподобный Марк пустынножитель пришёл в Богом зданные пещеры из Киево-Печерской Лавры. С ним было несколько братий. Они устроили храм в пещерах в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, где совершали службу. Лесорубы при порубке леса чудесным образом под вывороченными корнями деревьев обнаружили вход в пещеры, над которым была надпись: «Богом зданная пещера». Как повествует предание, часто охотники из Старого Изборска на сем месте слышали пение, принимали его за пение ангельское и назвали место сие Святой горой. На Святой горе и сейчас находятся камни, возле которых, по преданию, молились Преподобные. Пение во время Богослужения пустынников и было слышно охотникам.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Архив Пн Божие благословение людям. Псково-Печерская обитель и традиции старчества 2 сентября 2023 г. 10:20 Псково-Печерский Успенский монастырь , древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и  Пимен  — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. Статья опубликована в  «Журнале Московской Патриархии»  ( 8, 2023 ,  PDF-bepcuя ) . Сохраняя традиции Святой Руси Традиция старческого окормления всегда бережно сохранялась в Псково-Печерском монастыре. B XV-XVII столетиях в обители подвизались преподобные Марк, Иона, Васса, Вассиан, Дорофей Югский, преподобномученик Корнилий. Здесь преподобный иеросхимонах Лазарь Прозорливый принял постриг в 1785 году и пребывал безвыходно до самой кончины. Это был замечательный аскет, делатель Иисусовой молитвы, получивший (по образу евангельского Лазаря, друга Христова) таинственный опыт временной кончины, за которой последовало его возвращение к жизни. C XVI по XX столетие Псково-Печерский монастырь неизменно пребывал надежным военным и духовным оплотом Древней Руси, а также России нового и новейшего времени — на ее северо-западных рубежах. В качестве «государевой крепости» обитель выдержала с середины XVI по начало XVIII столетия целый ряд вражеских осад и нападений. В эпоху польской интервенции, шведской экспансии, в годы революции, в период Гражданской и Великой Отечественной войн Псково-Печерский монастырь был защитником для проживавших в этих краях православных русских и эстонцев, одновременно способствуя сохранению чистоты православной веры. В Средневековье Печерская обитель являлась одним из значимых центров иконописи, книжности, летописания. Монастырь был и важнейшим миссионерским центром: силами насельников — в первую очередь преподобномученика Корнилия и его учеников — полиэтническое население окружавших обитель территорий оказалось обращено в Православие. Монастырь объединил вокруг себя и русское население Псковской земли и Печорского края, являясь хранителем и проповедником Христовой истины, осуществляя духовное окормление верующих. Когда эти места находились в составе Эстонского государства (1920-1940), Псково-­Печерский монастырь бережно сохранял и приумножал те традиции Святой Руси, что в тот же самый исторический период — в годы развернувшихся в СССР атеистических репрессий — уничтожались советской властью.

http://patriarchia.ru/db/text/6055879.ht...

Год со старцами Псково-Печерского монастыря. 1 апреля Псково-Печерский патерик Преподобная Васса (+1473) Жизненный путь преподобной Вассы тесно свя­зан с подвигом преподобного Ионы, до пострига — священника Иоанна, супруга ее. Все те лишения и страдания, которые имел он на своем тернистом пути, были и ее муками. Преподобная Васса была полна самоотвержения во имя любви к мужу, детям и ближнему. Священник Иоанн, взявши жену и детей — двух сыновей, пришел к «Богом зданной пещере». Оста­вив семью неподалеку от пещер, он начал копать в горе церковь к западу от пещеры. Из летописи узнаем, что жена его матушка Ма­рия со чадами подвизалась без устали в ископании храма. Через некоторое времени матушка Мария заболевает и принимает монашеский постриг с име­нем Вассы. Она была первой в истории Псково-Пе­черского монастыря, согласно летописи, кто принял в нем монашеский постриг. Над нею же совершилось и первое чудо в этом монастыре, при самом начале его основания. В сле­дующую ночь после того, как инокиня была по­гребена, гроб ее был выставлен из земли какою-то невидимою силою. Иоанн и духовный отец Вас­сы совершили над умершею надгробное пение во второй раз и снова опустили ее в ту же могилу. Но через ночь гроб Вассы опять очутился навер­ху могилы. После этого Иоанн оставил гроб ее уже непогребенным и установил его на левой стороне при входе в пещеру, ископав в стене только нужное для него вместилище. Во время одного из нападений ливонцев на Пско­во-Печерскую обитель рыцарь дерзнул осквернить святую гробницу с мощами преподобной. Он по­пытался мечом открыть крышку гроба, но был вне­запно попален исшедшим изнутри Божественным огнем. На правой стороне гроба остался след пла­мени, благоухающий и источающий дивный аромат по сию пору. И сегодня, как и прежде, мы находим в ней «пе­чальным утешительницу, болящим посетительницу и сущим в бедах скорую помощницу приходящим к ней с верою, точащую всем исцеления». 1 апреля 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/52471.html

Иконостас Успенского собора. Фото начала ХХ века Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрит, передает Благодатный огонь от Гроба Господня в праздник Святой Пасхи Христовой в Успенском соборе Псково-Печерской обители. 2010 год Служение акафиста Успению Божией Матери в Успенском соборе. 2013 год Мощи преподобномученика Корнилия, Игумена Псково-Печерского. Фото второй половины ХХ века из альбома Архимандрита Алипия (Воронова) В 1690 году митрополит Псковский и Нарвский Маркелл (1681–1690 гг.) перенес святые мощи преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского, из Богом зданных пещер в Успенский собор. Архимандрит Александр (Васильев) служит Братский молебен в Успенском соборе. 1980 год Святые мощи преподобномученика Корнилия, Игумена Псково-Печерского. Фото начала XXI beka Служение Братского молебна преподобномученику Корнилию в Успенском соборе. 1 июля 2013 года Служение Братского молебна преподобномученику Корнилию в Успенском соборе. 1 июля 2013 года Архимандрит Серафим (Розенберг) у входа в Богомзданные пещеры. 1937 год У входа в Богомзданные пещеры Богом зданные пещеры, говорит монастырское предание, открыты крестьянином Иоанном Дементьевым при порубке леса в 1392 году. Здесь он встретил подвижников-монахов Марка и других… На входе в пещеры погребены и другие Преподобные — строители Успенского собора Преподобный Иона и его супруга матушка Мария, которая перед кончиной приняла монашеский постриг с именем Васса. В гражданскую войну, в 1918 году, разбойники пытались штыками открыть гроб преподобной, но их опалило пламя… Во времена хрущевских гонений приезжала специальная комиссия Министерства здравоохранения, которая подтвердила, что пламя изошло изнутри гроба, но якобы воспламенился фосфор. Таким образом, они подтвердили чудо… Далее мы видим мощи преподобных Марка, Ионы, Лазаря… Мощи преподобного Лазаря покоятся под «спудом», камнем, в его бывшей келье. На входе в пещеры покоятся и останки воеводы Назимова, который в Петровские времена защищал Псково-Печерский монастырь от шведов…

http://azbyka.ru/fiction/bozhiya-mater-c...

В Псково-Печерском монастыре рассказали о судьбе Николая фон-Бюнтинга, погребенного в Богомзданных пещерах Печоры, 19 мая 2021 г.      «Гибель империи. Российский урок» - так называется новый документальный фильм, автором которого стал митрополит Псковский и Порховский Тихон Шевкунов. Он посвящен событиям трагического перелома в судьбе России - Революции 1917 года. В Богомзданных пещерах Псково-Печерского монастыря погребен Николай Бюнтинг, выходец из псковского дворянского рода, Тверской губернатор. Его гибель - один из примеров того, как выглядит бессмысленный и беспощадный бунт. Рассказывает Марина Михайлова/ Вести-Псков . «Богозданные пещеры находятся на глубине 20 метров. Общая протяженность улиц - 200 метров. Всего семь улиц, более 12 тысяч захоронений, есть подземный храм Воскресения Словущего», - Марина Михайлова, корреспондент Над всем этим - Святая гора обители. Первых молитвенников в этих подземных храмах мир узнал в 1392 году. По преданию, срубленное крестьянином Иваном Дементьевым дерево увлекло с корнями большое количество земли, и открылся вход в пещеры Богомзданнные. Здесь погребены Печерские преподобные: Марк, Иона, Лазарь Прозорливый, матерь Васса. «Преподобной Вассе можно безостановочно прикладываться. Преподбная Васса до принятия монашества была супругой преподобного Ионы. Она ему помогала рядом с пещерами в горе выкапывать церковь», - Иеромонах Прохор, благочинный Псково-Печерского монастыря Подземные улицы в разные времена расширялись и удлинялись. В пятой и шестой галереях погребены иноки. В других - благочестивые миряне, «ратные люди», защитники монастыря. Монастырское кладбище открыто для паломников. Здесь молятся об упокоении в небесных обителях душ богослова Вениамина Федченкова, валаамских старцев, прошедшего сталинские лагеря новомученика епископа Георгия Сладковского, архимандрита Алипия Воронова, отстоявшего обитель от закрытия, старцев монастыря отца Иоанна Крестьянкина и отца Адриана Кирсанова. В стенах керамиды - надгробные плиты. Каждая - историческая ценность. Здесь славные имена Суворовых, Ртищевых, Нащекиных, Бутурлиных, Мстиславских, Пушкиных, Кутузовых, Мусоргских, Симанских. В конце пятой улицы - некрополь немцев Бюнтингов-Медем. Баронесса Софья Медем, чья родословная ветвь занесена в дворянскую книгу Псковской губернии, перенесла прах своих родных сюда. После того, как в 1917 году ее супруг, тверской губернатор Николай фон-Бюнтинг, отказался изменить присяге, данной императору Николаю II. И был растерзан революционно настроенной толпой, которой не было дела до заслуг семьи перед Отечеством - построенных благотворительных швейных мастерских для вдов и беженцев Первой Мировой, железнодорожных ветках, внедренных передовых сельхозтехнологий.

http://pravoslavie.ru/139388.html

Собор Псково-Печерских преподобных составляют семь святых: преподобный Марк (†XV; память 29 марта); преподобный Иона (†1480; память 29 марта); преподобная Васса (†1473; память 19 марта); преподобномученик Корнилий (†1570; память 20 февраля); преподобномученик Вассиан Муромский (†1570; память 20 февраля); преподобный Дорофей Югский (†1622); преподобный Лазарь Прозорливый (†1824). Из первых старцев Псково-Печерской обители по имени известен лишь один Марк , который, вероятно, с другими монахами после разорения Киево-Печерского монастыря в 1416 году крымским ханом Едигеем поселился здесь в привычной пещере над ручьем. Звероловы видели его молящимся у трех камней. Два камня и ныне лежат в монастырском саду, а третий ушел в землю. Имя Марка, записанное в монастырский синодик преподобным Ионой, преподобный Корнилий за неимением сведений о нем велел изгладить из списка. Внезапно он был поражен слепотой и расслаблением. Извещенный в откровении о причине болезни, игумен Корнилий покаялся у гроба старца Марка и, получив исцеление, восстановил его святое имя в монастырском диптихе. Когда выкопали пещерную церковь Успения Пресвятой Богородицы и расширили погребальные пещеры, нашли гроб преподобного Марка истлевшим, а мощи и одежду невредимыми. Древнюю пещеру, в которой жили и молились первые иноки, обнаружил в 1472 году во время рубки леса хозяин здешних угодий крестьянин Иван Дементьев. Одно из срубленных деревьев покатилось вниз, сдирая землю и вырывая с корнем другие деревья. Обвал открыл вход в пещеру, над которой была надпись: «Богом зданная пещера». Впоследствии юродивый монах Варлаам стирал надпись, но она вновь чудесно восстанавливалась. На это святое место, намоленное первыми подвижниками, пришел священник Иоанн по прозвищу Шестник – переселенец. Он священствовал в Юрьеве (ныне Тарту), но в 1470 году был вынужден бежать с семьей в Псков от преследований немцев-католиков. Вскоре заболела его жена Мария и, приняв монашеский постриг с именем Васса , скончалась. Праведность ее была засвидетельствована сразу же после кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010