«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился пред ними: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» (Мк. 9, 2-4). В праздник Преображения раскрывается мистическое богословие Христианской Церкви. Преображение — это визуальное явление царства Божьего на земле. Иисус Христос незадолго перед Крестными страданиями, взяв с Собой трех учеников -Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется тайна. Тайна совершается в безмолвии. Человеческое слово относится к тайне, как волна к глубине океана. На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды — белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два пророка: Моисей и Илия и беседовали с Ним. Экзегеты (толкователи священного Писания) говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего и Спасителя. Три апостола пережили явление Божественного света, как ни с чем не сравнимую великую радость. Казалось, само время остановилось в созерцании Божественного света. Изумленные апостолы пали на землю. Видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум. Господь не только проповедовал Евангелие народам Палестины, Он одновременно воспитывал и просвещал своих учеников. И постепенно открывался Он им не только как Мессия Израиля, но всего человечества, как Царь вечного духовного царства. Слова Мессии о том, что он должен быть замучен в Иерусалиме, вызвали у апостолов изумление и страх. Вид Мессии, пригвожденного к Кресту, мог вызвать у учеников Христа чувство отчаяния, мысль о том, что все безвозвратно потеряно. Тайна искупления могла предстать их взору как поражение, как бессилие Мессии. В часы уныния, сомнений свидетельство трех апостолов о Преображении должно было укрепить в вере остальных учеников.

http://pravmir.ru/preobrazhenie-gospoda-...

И тогда Иисус сказал ученикам Своим: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее…» . Непостижимо тяжко земному человеку было даже понять законы Царства, которые принес с Собой на землю Христос, осознать и принять путь Креста, ведущий в Царство Божие. И исполнить его идет Сам Сын Божий, идет ради нас, грешных, идет ради победы Царства Небесного на земле, чтобы даровать Его Божию созданию – человеку. И каждому из нас надо принять этот Богом определенный Крестный путь нашего спасения : кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною . И только этот путь открывает нам и Преображение Господне и показывает нам ту славу, то преображение человеческой души и преображение человеческой жизни, когда в нее входит Господь, когда мы следуем за Христом. Чтобы понять Божие, надо приподняться от земли. Путь ко Христу – это исполнение Его евангельских заповедей. Заповеди Христовы, исполняемые делом, меняют человека. Они грешного человека преображают в праведного, что мы можем увидеть в жизни святых, например, преподобной Марии Египетской, да и в нашей собственной жизни, когда из глубоко греховного мрака нас призывает Спаситель. Царь Давид воспевал: заповедь Господа светла, просвещает очи (Пс. 18:9), Закон Твой… свет путям моим (Пс. 118:105). Спаситель, в Нагорной проповеди обращаясь к Своим ученикам, исполняющим Его слова, говорит: «Вы – свет мира». Состояние души, при котором в ней преодолеваются и устраняются надмение, гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение, есть новое преображенное состояние, в котором христиане, по слову апостола Павла, «как светила в мире» сияют «среди строптивого и развращенного рода» (Флп. 2:15).    Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:14,16). Бог есть свет и тем, кто соединяется с Ним, Он сообщает, соразмерно их очищению, Свое сияние.

http://pravoslavie.ru/96305.html

Иисус Христос показывает Себя Владыкой Неба, земли и всего мира: из преисподней, из ада, Он вызвал Моисея, а из мира Небесного — пророка Илию. Апостолам было необыкновенно хорошо пребывать в этом свете. Желая хоть как-то продлить эти радостные минуты, апостол Петр воскликнул: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии ( Мф.17:4 ). Кущи — это палатки или шалаши из древесных ветвей. Почему апостолы хотели продлить как можно дольше эти прекрасные мгновения? Потому что на Фаворе воссиял тот Божественный Свет, который сияет в обновленном мире Царства Небесного, и они, пусть и ненадолго, ощутили радость пребывания с Богом в Его славе. Когда Петр еще просил Христа продлить это время, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте ( Мф.17:5 ). Услышав громовой голос Бога Отца, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса ( Мф.17:6–8 ). Когда они сходили с горы, Иисус Христос запретил им рассказывать об увиденном, пока Он не воскреснет из мертвых. Вопросы: 1. Кто взошел на гору с Иисусом Христом? 2. Что произошло на горе Фавор? 3. Какой свет видели апостолы на Фаворе: солнечный, электрический или какой-то другой? 4. Чей голос услышали апостолы на Фаворе? 28. Праздник Преображения Господня 19 августа по новому стилю или 6 августа по старому Православная Церковь отмечает праздник Преображения Господня. В тропаре праздника говорится: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе». Незадолго до Своей Крестной Смерти Иисус Христос являет апостолам Свою Божественную славу, показывая этим, что страдания, предстоящие Ему, добровольны, а не вынуждены и не являются поражением. Слава Богочеловека проявилась на Фаворе очень ярко, но ученики могли её видеть «якоже можаху», то есть в той мере, насколько они были к тому духовно готовы. Важно понимать, что событие Преображения было дано не для трех апостолов, а для всех учеников Христовых. Поэтому мы и просим Господа, осознавая свое собственное недостоинство и опираясь на молитву Его Пречистой Матери, чтобы и нам воссиял этот Божий вечный свет. Воссиял в наших сердцах, просвещая и очищая внутренний мир наших душ.

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

Когда беседа закончилась, и ветхозаветные мужи стали отходить от Господа, апостолы, впавшие перед тем в блаженное состояние, взмолились устами Петра: Наставник, хорошо нам здесь быть. Сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, и евангелист Лука добавляет: не знал, что говорил ( Лк. 9:33 ), т. е. не давая себе отчёта в сказанном, ибо Иисусу Христу вскоре предстояло быть униженным и поруганным в Иерусалиме. Когда апостол Пётр заканчивал свою просьбу – молитву к Господу, явилось светлое облако и осенило апостолов, и был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный: Его слушайте. Это был кульминационный пункт всего совершившегося на Фаворе. Светлое облако, осенившее апостолов, было для них новым Светом, новым благодатным осенением. Неожиданность этого второго события на Фаворе повергла их в такой страх, что они пали на землю. И только подошедший Христос, принявший свой обычный вид и сказавший им: встаньте и не бойтесь, возвратил их к действительности. Так закончилось дивное видение, славное созерцание апостолов пресветлого Преображения Господня на горе Фавор. Преображение Господне должно было коснуться и действительно коснулось всех участников его и тем вскрыло внутренний духовный смысл этого великого события. В отношении Самого Спасителя оно явилось свидетельством Его Божественного достоинства, как Единородного Сына Божия, обнаружением Его Божественной славы, с участием в ней и тела Его, преобразуя его тело в будущее преславное прославление. Преображение Господне оказалось поворотным пунктом в общественном служении Спасителя, вплотную приблизившим Его к совершению крестного подвига и к подготовке к нему всех умерших (в лице Моисея и Илии) и всех живых (в лице апостолов). Эта подготовка выразилась в следующем: Моисей и Илия, озарённые Фаворским Светом и беседой с Христом, уразумели, что чаяния умерших об избавлении от сени смертной найдёт в лице Иисуса Христа своё удовлетворение. И что сами они должны быть вестниками наступающего искупления и для умерших душ. Как представители закона и пророков, они оказались призванными воздействовать (своим явлением и беседой) и на апостолов в деле уразумения ими неизбежного (исхода) Иисуса Христа на вольные страдания и смерть. Свидетельство их должно было исключать в умах апостолов всякое сомнение. Голос Отца, призвавший их к послушанию Сыну (Того слушайте), также побуждал их к вере в Спасителя как страждущего Мессию, чтобы проповедовать потом Христа распятого, бывшего соблазном для иудеев и безумием для язычников ( 1Кор. 1:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Когда мы говорим о преображении, у нас складывается такое понятие, что преображение – это какое-то изменение, улучшение. «Как Вы преобразились!» – изменились или в хорошую, или в дурную сторону. О человеке можно сказать. А, когда мы говорим о преображении Господа, вы не должны и мысли допускать, что Он стал «совершеннее» вот на таком-то году Своей жизни. Стал совершеннее – был менее совершенным, а потом стал более совершенным. Слово «изменение» относительно Христа неправомочно. Во что изменяться Неизменяемому Свету? Въ Свт Неизмнный Отецъ, Свта Отца Неизмннаго Христа 50 , во свт Твоемъ мы узримъ свтъ 51 . Ну так вот как же понимать преображение относительно Христа? Вот, подводя святоотеческую мысль, Григорий Палама  и скажет, что это открытие Апостолам того, чего они не видели доселе. Они не видели Христа таким, Каким Его увидели на Фаворе. Они воспринимали Его как обычного человека – ну, с какими-то особенными, конечно, дарованиями; но увидеть, что от Него исходил вот этот свет, эти Божественные энергии, они этого не видели. Так вот, преображение относительно Христа есть открытие того , и то, насколько – якоже можаху – насколько могли они вынести. Дух Святой устроил их зрение таким образом, что они вот в тот момент могли увидеть Христа преобразившимся. И что? Увидев Его, они в ужасе пали, а Пётр, забыв всё на свете белом, какие слова сказал, сам не зная, что говорит (см. Мк. 9:6 )? Как они потом убоялись и  ! Он говорит: Хорошо нам здесь быть. Сделаем себе три кущи и будем здесь жить навсегда (см. Мф. 17:1–8 ). Вот Царство Божие! А 16-я глава Евангелия от Матфея? – откройте. Открывайте все без всякого внутреннего противоречия. Потому что все мы построены на сплошных противоречиях. 16-я глава заканчивается такими словами – 27-й стих: «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Мы сегодня пожинаем благодатные плоды их трудов и страданий. Мы собрались здесь приобщиться Божественной благодати, и священномученик Иларион вместе с нами ликует и радуется, видя, что это преображение коснулось и наших грешных сердец и душ. В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как люди отзывались на призыв Божий. Один говорит: «Я купил землю, не могу прийти, надо ей заняться». Другой говорит: «Я купил скот, надо ими заняться». Третий говорит: «Я женился, тоже не пойду» (см. Лк. 14, 18–20). Так и мы очень часто, когда Господь зовет нас к преображению, к изменению, к приобщению самых главных Своих благ, оказываемся глухи. А священномученик Иларион всего себя отдал Церкви. Это противоположный пример тем нерадивым людям, к которым относимся и мы с вами. «Главный враг преображения, — говорит священномученик, — это грех». И сегодня апостол нас призывает, чтобы мы умертвили земные члены наши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение (Кол. 3, 5), отложили гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст наших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол. 3, 8–10). Все апологеты прогресса и развития — это своеобразные «апостолы» разных политических учений. Если бы хоть кто-то из них сказал, в первую очередь, об этом. Говорится о чем угодно, о пустых, временных вещах, за которыми нет никакой силы, истины Божией. Апостолы говорили о простых вещах, доступных каждому из нас, без которых невозможно преображение в Духе Святом, невозможно спасение христианина. Никакой другой рецепт не способен спасти человеческую душу и привести ее к познанию Бога. К тому познанию, к которому пришел путем всей своей жизни, учебы, трудов, подвигов и, наконец, мученичества за Христа, святой священномученик Иларион, который и будет нам помощником и путеводителем в этом пути преображения и спасения и соединения со Христом Господом нашим в Царствии Небесном. Аминь.

http://pravoslavie.ru/76170.html

О Господнем Преображении Скачать epub pdf Праздник Преображения Господня один из великих праздников Церкви. И это – событие, о котором подробно говорят три первых евангелиста, Матфей, Марк и Лука, так же как и самоочевидец его, св. апостол Петр в своем втором послании. Только три, из избранных избраннейшие апостолы: Петр, Иаков и Иоанн, сподобились быть его свидетелями. Можно удивляться, что св. апостол Иоанн, написавший Евангелие и бывший свидетелем Преображения Господня, не дал подробного описания его. Но Евангелие от Иоанна, написанное значительно позже прочих Евангелий, ставит своей целью восполнять свидетельства других евангелистов. Видя же три подробные и совершенно истинные описания этого святого события, св. Иоанн не счел нужным повторять его. Но он не оставил этого преславного и благодатного явления без упоминания о нем в своем Евангелии. Как указывают некоторые свв. отцы, о Преображении говорит св. Иоанн во вдохновенных ярких строках, которые мы слышим в священнейшие часы Пасхальной ночи: «Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины». Св. апостол Петр, также самоочевидец Преображения, более подробно говорит о нем во II-oм своем послании к своим духовным чадам и пасомым: «Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепотной славы принесся к Нему такой глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благословение». И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали будучи с Нем на святой горе...» ( 2Петр. 1, 16–18 ). Полную картину Преображения дают нам три евангелиста, из которых ни один не был свидетелем самого события. За 40 дней до Своих страданий Господь, желая укрепить веру Своих учеников, чтобы они не поколебались, когда Его подвергнут оскорблениям, унижению и мукам, просиял паче солнца. «Да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное» – разъясняет нам св. Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Он не навсегда запретил Апостолам скрывать это, но только до тех пор, пока Он восстанет из мертвых. Что же после того? Не могли ли они соблазниться? Никак. Ибо нужно было только пройти времени до креста, а после они исполнились Духа, и в знамениях находили голос, споспешествующий им, и события не возбуждали уже никакого соблазна.» У еванг. Марка здесь прибавлено: Апостолы удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых ( Мк.9:10 )? Удержали это слово, т. е. умолчали о событии Преображения Господня, которое видели на Фаворе и о котором Господь запретил им рассказывать до времени Своего воскресения из мертвых (ст. 9). Слово удержали показывает, что Апостолы с трудом сохраняли заповедь Христову об умалчивании о дивном событии Преображения, особенно пред другими Апостолами, которые, несомненно, спрашивали их о том, что было с ними наедине с Господом на Фаворе, куда Он благоволил взять только их троих. Что значит воскреснуть из мертвых? Апостолы не того собственно не разумели, что значит вообще воскреснуть из мертвых, а не понимали именно того, как это их Господь и Мессия должен воскреснуть, когда Он, по их тогдашнему мнению, согласному с общим народным мнением, не должен был и умирать ( Ин.12:34 ). Зач. 46-е. Исцеление бесноватого отрока. Читается в субботу 25-й недели по Пятидесятнице. И евангелисты Матфей ( Мф.17:14, 20 ) и Марк ( Мк.9:14, 29 ) повествуют об этом чуде; Марк повествует подробно, а Матфей и Лука короче, но все – совершенно согласно. Лк.9:37 . Бысть же в прóчий дéнь, сшéдшым им с горы, срете егó нарóд мнóг. Лк.9:38 . И сé мýж из нарóда возопи, глагóля: учителю, молютися, призри на сына моегó, яко единорóден ми éсть: Лк.9:39 . и сé дýх éмлет егó, и внезáпу вопиéт, и пружáется с пенами, и едвá отхóдит от негó, сокрушáя егó: (В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа. Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его.) Это было после Преображения, когда Господь сходил с горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Петр еще не успел договорить, как учеников осенило светлое облако и они услышали из облака голос Бога Отца, свидетельствовавшего о Христе и призвавшего их быть внимательными ко всем словам Христа: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» ( Мф. 17: 5 ). В этом свидетельстве Бог Отец призвал апостолов слушать то, что им давалось наиболее тяжело, – учение о Мессии страдающем. Глас Отца последовал, когда пророки удалились, Христос был уже один, и свидетельство могло относиться только к Нему. Отметим, что в свидетельстве Отца есть отсылка к мессианскому пророчеству Второзакония: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» ( Втор. 18: 15 ). Свидетельство Отца о Сыне и беседа со Христом двух великих ветхозаветных праведников, олицетворявших весь «закон и пророков» ( Лк. 16: 16 ) подтвердили апостолам исповеданное ими у Кесарии Филипповой Богосыновство Иисуса Христа и исполнение на Нем обетования о приходе подобного Моисею Пророка, который даст новый закон. Ученики знали, что в народе одни принимали Иисуса за Илию, а другие за одного из пророков; во время Преображения они познали разницу между Сыном и пророками как слугами Божиими. Существенно для понимания этого явления то, что и Моисей, и Илия – боговидцы, тому и другому было явление Бога, поэтому на горе Преображения они присутствуют как свидетели о Христе как Сыне Божием. Кроме того, ученики должны были понять, что Иисус есть именно Мессия страдающий – об этом говорили «закон и пророки» в Ветхом Завете, и именно об этом представители «закона и пророков» беседовали со Спасителем на Фаворе. И, наконец, тот факт, что ученики увидели Христа, неоднократно упрекаемого иудеями в нарушении закона и пророков и разорении субботы, беседующим с законодателем Моисеем и ревнителем веры Илией, должен был устранить все поводы для смущения относительно власти Христа. Хотя влияние всевозможных толков народа о Христе апостолы, безусловно, испытывали. Это видно, например, из вопроса после Преображения, показывающего, что они стараются сопоставить собственный опыт и знание о Христе и Его Царстве с тем, что говорят те или иные люди: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?» ( Мк. 9: 11 ). Но вера апостолов на фоне разных слухов, предположений и заблуждений народных тем ценнее; с их стороны это заслуживающий ублажения подвиг веры – пойти ради Христа против общего течения слухов и мнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня имеет глубокую связь с праздником Преображения. Об этом говорят многие святые отцы и церковные историки. Указывая на духовную связь Фавора и Голгофы, преподобный Анастасий Синаит утверждает, что не только Преображение, но и Распятие есть величайшая слава Сына Божия. «Сегодня на Фаворе, — восклицает святой в своем слове на день Преображения, — смертью было начертано животворящее таинство Креста. Как на лобном месте Он был распят посреди двух человек, так и теперь боголепно Он стоит посреди Моисея и Илии». На Распятии канонического письма, где Христос изображается преобразившимся, наглядно отражены слова богослужебных текстов о том, что «Господь взошел на Крест» по Своей воле и простирает Свои пречистые руце, чтобы принять и спасти всех нас. Не только Преображение, но и Распятие есть величайшая слава Сына Божия Хронологически и календарно эти праздники также близки: разница между ними составляет ровно 40 дней. По мнению некоторых древних авторов, Преображение произошло за 40 дней до Распятия Спасителя. Однако, если бы празднование совершалось за 40 дней до Великого Пятка, оно выпадало бы всегда на Великий пост. В том числе и поэтому праздник было решено перенести на летний период и совершать его за 40 дней до Воздвижения. В евангельской истории событие Преображения предваряется беседой Спасителя с апостолами близ Кесарии Филипповой — беседой о крестоношении, которую Господь заканчивает словами: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1). Именно в этой беседе мы слышим призыв Спасителя следовать за Ним, неся свой крест: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Следовать за Христом, поднимающимся на Фавор, невозможно без несения личного креста. Подчеркивая внутреннюю связь крестоношения и личного преображения в жизни каждого христианина, преподобный Исаак Сирин призывает: «Сперва нужно потерпеть досаду креста, а потом уже ощутить славу креста».

http://pravoslavie.ru/148436.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010