2. Формальные источники церковного права 5. Священное писание как источник церковного права 5.1. Канон Священных книг Первоисточником церковного права является Божественная воля. Заповеди Господни составляют основание церковного устройства. Руководствуясь ими, Церковь исполняет в мире свою спасительную миссию. Эти заповеди содержатся в Священном Писании. В 85-м апостольском правиле, 60-м правиле Лаодикийского Собора, 33(24)-м правиле Карфагенского Собора и в 39-м каноническом послании свт. Афанасия, в канонах свт. Григория Богослова и Амфилохия Иконийского приведены списки Священных книг Ветхого и Нового Заветов. Эти перечни не вполне совпадают. В 85-м апостольском правиле, кроме канонических ветхозаветных книг, названы и неканонические: три книги Маккавеев, книга Иисуса, сына Сирахова, а между новозаветными книгами – два послания Климента Римского и восемь книг «Апостольских постановлений», но не упомянут Апокалипсис. Нет упоминания об Апокалипсисе в 60-м правиле Лаодикийского Собора и в стихотворном каталоге Священных книг свт. Григория Богослова . Афанасий Великий так говорил об Апокалипсисе: «Откровение же Иоанново ныне причисляют к Священным книгам, а многие называют неподлинным». В перечне канонических ветхозаветных книг у св. Афанасия не упомянуто Есфири, которую он наряду с Премудростью Соломона, Премудростью Иисуса, сына Сирахова, Иудифью и книгой Товита, а также «Пастырем Ермой» и «Учением апостольским» причисляет к книгам, «назначенным отцами для чтения нововступающим и желающим огласиться словом благочестия». В 33(24)-м правиле Карфагенского Собора предлагается следующий список канонических библейских книг: «Каноническия же писания суть сии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судии, Руфь, Царств четыре книги, Паралипоменон две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг четыре, Пророческих книг дванадесять, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Товия, Иудифь, Есфирь, Ездр две книги. Нового Завета: четыре Евангелия, Деяний апостолов одна книга, Посланий Павла четыренадесять, Петра апостола два, Иоанна апостола три, Иакова апостола едина, Иуды апостола едина, Апокалипсис Иоанна книга едина».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

LXIV. Нашествие Александра Великого и Птоломеев, Илиодор После Неемии, которого жизнь, как полагают некоторые, продлилась до времен Александра Великого, особенную силу получило в народе звание Первосвященника и сделалось предметом любочестия и внутренних междоусобий, что подавало повод к притеснениям, со стороны властителей Персидских. В правлении Адуя, последнего Первосвященника, названного в книге Неемии, основан был в пределах Самарийских, на горе Гаризине, храм, подобный Иерусалимскому, Самарянами, отлученными от истинного храма. Сам победитель Персии, Александр, разгневанный отказом Иудеев, в помощи ему против Тира, приблизился с войском к Иерусалиму, двести пять лет по возвращении их из плена. Первосвященник, после всенародного поста, будучи наставлен богом во сне, вышел на встречу неприятелю, в священном облачении, сопровождаемый священниками и народом, в белых одеждах. Александр, сверх чаяния, поклонился имени Божию, которое находилось на челе Архиерея, принес жертву в Иерусалиме, и когда показали ему пророчество Даниила, о разрушении Персидской монархии Греческим Царем, оставил Иудеев жить, по их отечественным законам, и дал им многие льготы. Сильными чертами изображает первая книга Маккавейская, быстрое возвеличение Александра и его преждевременную смерть: он предпринял многие брани, одолел многие твердыни и убил Царей; прошел даже до края земли, собирая корысти со многих народов, и земля пред ним умолкла; возвысился и вознеслось сердце его, и потом он простерся на ложе своем и познал, что умирает; он созвал благородных служителей своих, с которыми был воспитан, и еще при жизни разделил им царство свое; они возложили на себя диадемы, по смерти его, и сыновья их, после них, на многие годы, и зло умножилось на земле. Отселе, мимо всех частных событий четырех царств, основанных на обломках Александрова, и особенно Сирийского и Египетского, которые имели столь сильное влияние на Иудею, писатель первой книги Маккавейской прямо переходит к жестоким гонениям Антиоха, которые также предвидел Даниил. Некоторые приписывают её Первосвященнику Иоанну, сыну Симона Маккавея, или одному из современных ему священников, и она ясно обнаруживает промысел Божий о веровавших во имя Его, посреди гонений языческих. Другая книга Маккавейская, сокращенная, как видно в её предисловии, из пяти книг некоего Иасона Киринейского, описывает также бедствия и гонения Иудеев, и спасение их Маккавеями. По своему благочестивому направлению, она принята, вместе с первой и третьей книгой сего же имени, в состав книг ветхозаветных, хотя и не находится он в подлиннике Еврейском, подобно как и еще две книги, приписываемых Эздре, и книга Премудрости, возвеличенная именем Соломона, и книга Премудрости Иисуса сына Сирахова, исполненная назидательных советов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

     — Нередко нас, православных, упрекают в том, что мы не так часто читаем Библию, как это делают, к примеру, протестанты. Насколько подобные упреки справедливы? — Православная Церковь признает два источника богопознания — Священное Писание и Священное Предание. Причем первое является неотъемлемой частью второго. Ведь первоначально проповеди святых апостолов произносились и передавались в устной форме. Священное Предание включает в себя не только Священное Писание, но и богослужебные тексты, постановления Вселенских Соборов, иконографию и целый ряд других источников, которые занимают важное место в жизни Церкви. И все, что сказано в Священном Писании, есть и в Предании Церкви. Начиная с древности, жизнь христианина была неразрывно связана с библейскими текстами. А в XVI в., когда возникла так называемая «реформация», ситуация изменилась. Протестанты отказались от Священного Предания Церкви и ограничились лишь изучением Священного Писания. И поэтому в их среде появился особый род благочестия — чтение и изучение библейских текстов. Еще раз хочу подчеркнуть: с точки зрения Православной Церкви, Священное Предание включает в себя весь объем церковной жизни, в том числе и Священное Писание. Более того, даже если кто-то не читает Слово Божие, но регулярно посещает храм, то слышит, что все богослужение пронизано библейскими цитатами. Таким образом, если человек живет церковной жизнью, то он находится и в атмосфере Библии. — Сколько всего книг входит в Священное Писание? В чем отличие православной Библии от протестантской? — Священное Писание — это собрание книг, разных книг и по времени их написания, и по авторству, и по содержанию, и по стилю. Они разделены на две части: ветхозаветную и новозаветную. В Православной Библии насчитывается 77 книг, а в протестантской — 66. — Чем вызвано такое разночтение? — Дело в том, что в православной Библии, точнее в Священном Писании Ветхого Завета, кроме 39 канонических книг насчитывается еще 11 неканонических: Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, вторая и третья книги Ездры, три Маккавейские книги. В «Пространном христианском катехизисе» святителя Филарета Московского сказано, что деление книг на канонические и неканонические вызвано отсутствием последних (11 книг) в еврейских первоисточниках и наличием их только в греческих, т. е. в Септуагинте (переводе 70-ти толковников). В свою очередь, протестанты, начиная с М.Лютера, отказались от неканонических книг, ошибочно присвоив им статус «апокрифических». Что же касается 27 книг Нового Завета, то их признают как православные, так и протестанты. Речь идет о христианской части Библии, написанной после Рождества Христова: новозаветные книги свидетельствуют о земной жизни Господа Иисуса Христа и первых десятилетиях существования Церкви. К ним относятся четыре Евангелия, книга Деяний апостольских, послания апостолов (семь — соборных и 14 — апостола Павла), а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

http://pravoslavie.ru/82616.html

§ 1. О книгах Ветхого Завета вообще I. Определение Книги Ветхого Завета суть те, священные книги, которые до Рождества Христова богодухновенными мужами написаны и преданы Церкви для всегдашнего правила веры и действий. II. Показание книг Ветхого Завета Оные суть: Бытия, Исход, Левит, Числ, Второзакония, Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1 Царств, 2 Царств, 3 Царств, 4 Царств, 1 Паралипоменон, 2 Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, 2 Ездры, Есфирь, Иов, Псалтирь, Притчей, Песни Песней, Премудрости Соломони, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Пророка Исаии, Пророка Иеремии, Плачь Иеремиев, Пророка Варуха, Пророка Иезекииля, Пророка Даниила, Пророка Осии, Пророка Иоиля, Пророка Аммоса, Пророка Авдии, Пророка Ионы, Пророка Михея, Пророка Наума, Пророка Аввакума, Пророка Софонии, Пророка Аггея, Пророка Захарии, Пророка Малахии, 1 книга Маккавейская, 2 книга Маккавейская, 3       книга Маккавейская, 3 книга Ездры. III. Разделение Сии книги суть двоякие: Одни суть правильные (Canonici) получившие наименование сие из Посл. к Гал. ( Гал.6:15,16 ) и Филип. ( Флп.3:16 ). Называются они правильными потому, что содержат в себе неизменное правило веры и действий человеческих. Таковые суть 5 книг Моисеевых, книга Иисуса Навина, Судей, Руфи, четыре Царств, две Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, Есфири, Иова, Псалмы 150, Притчей Соломоновых, Песни Песней, Екклесиаста, Пророка Исаии, Иеремии с плачем его, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Аммоса, Авдии, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Что сии, а не другие Церковь Иудейская и Христианская первенствующая правильными признавала, то свидетельствуют Правил Апостол. правило 85, Собора Лаодикийского правило 59, из св. отцов Афанасий в сокращении Священного Писания , Ориген у Евсевия кн. 6, Ист. цер. гл. 25, Кирилл Иерус. катех. 4, Иоанн Дамаскин кн. 4, гл. 18 и прочие; из Иудеев Иосиф, кн. 1 против Апиона, Мелитон у Евсевия Ист. церк. кн. 4, гл. 26 и другие. – И что они подлинно книги богодухновенные, то явствует из следующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Г. О некоторых церковных чтениях 1. Беседа о паремиях С греческого языка паримиа собственно значит: притча, пословица, т.е. такое изречение, которое, заключая в себе или наблюдения над нравами и поведением людей или правило нравственности, общежития, благочестия и богопочитания, высказывается в самых коротких, резких, а иногда загадочных словах. У нас таких притчей или пословиц много в ходу, например «век живи, – век учись» и т.п. В древности такой образ речи был самый обыкновенный. За глубокую мудрость притчей их собирали, записывали и таким образом составлялись целые книги их. Несколько таких книг вошло в состав Библии , именно: «Притчи (паримии) Соломоновы», т.е. составленные и собранные еврейским царем Соломоном 21 , книга Премудрости Соломоновой и книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. В церковном употреблении под словом парамиа разумеется чтение, выбранное из той или другой книги ветхого завета, в котором или вообще рассказывается, что было от начала мира, или в частности заключается пророчество о том или другом событии, или есть какое-либо сходство между тем, что было в древней – еврейской истории и что совершилось в церкви Христовой; или указываются какие-либо общие черты у подвижников веры и благочестия ветхозаветных и новозаветных; или, наконец, которое может благотворно и сильно действовать на дух и нравственное настроение православного христианина. Но почему, при таком разнообразии выбора, все эти чтения усвоили себе одно общее название паримий? Можно думать, что первые христиане, которых встретили такие жестокие и ничем незаслуженные гонения, такая ожесточенная злоба от врагов креста Христова, нередко обращались за советами и поучениями к древним изречениям мудрости, т.е. к паримиам Соломоновым, и читали их в собрании верных. Провожать на вечный покой истерзанные останки братьев во Христе, готовиться самим к тому же, – это было для них дело чуть не каждого дня. А при этом сколько в воспоминание уже отшедших ко Христу, столько и в собственное утешение и подкрепление, как близко и естественно было вспомнить и читать: «души праведных в руке Божией и не коснется их мука.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Д. Поспехов (Опыт историко-библиографического исследования) В нашей Библии кроме книг богодухновенных, имеющих божественное происхождение, находятся, как известно, и такие, кои, при всем глубоком уважении к ним христианской Церкви, не полагаются ею в числе Божественных Писаний, в строгом смысле этого слова понимаемых, (каковы например: книги Маккавейские, 3я книга Ездры, книга премудрости Иисуса сына Сирахова, Товита и проч.). Святые отцы и писатели первенствующей Церкви называли их обыкновенно книгами добрыми, полезными, назидательными, церковными 1 ; но, выражая таким образом высокое уважение свое к сим книгам, они в то же время этими самыми наименованиями строго отличили их, по внутреннему значению и достоинству, от книг Священного Писания богодухновенных или канонических, называя последние памятниками Божественного откровения, содержащими в себе выражение положительной воли Божией, а первые – памятниками веры и религиозного созерцания благочестивых мужей, выражающими внутреннее состояние и жизнь ветхозаветной Церкви в различные эпохи ее исторического существования. Как произведения писателей небогодухновенных, и следовательно не обладавших всей полнотой и чистотой разумения божественной истины, как плоды благочестивых размышлений и духовной опытности людей, при всей искренности религиозного настроения, никогда не свободных от свойственной человеческому духу ограниченности и односторонности, книги сии, по этому самому, конечно, не имеют и не могут иметь той божественной важности и значения, какие свойственны священным книгам Ветхого Завета, написанным под непосредственным и сверхъестественным действием Духа Божия. Но так как они проникнуты и одушевлены тем же духом истинной веры и благочестия, чистейшим и полнейшим выражением которого служат канонические писания Ветхого Завета, то весьма справедливо они уважаются Церковью, как писания служащие в некотором отношении как бы продолжением и дальнейшим раскрытием духа ветхозаветного откровения, содержащегося в священных книгах канонических, и, в силу этого уважения, прилагаются к канону священных книг, как его дополнения (и в этом смысле, как отделенные от всех других писаний для особенного религиозного назначения, вместе с другими книгами Священного Писания, именуются священными).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

Закрыть itemscope itemtype="" > Михаил Якушев: " Пророчество старца Паисия о войне России и Турции за Святую Софию не должно сбыться " 14.08.2020 1630 Время на чтение 13 минут Фото: Mehmet Cetin/Shutterstock.com В июле 2020 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган реализовал свой давний план: вернул мечеть в стены Святой Софии Константинопольской. Но в чём причина подобных действий Эрдогана и так ли они трагичны для Христианского мира? В интервью Царьграду историк-востоковед, генеральный директор Аналитического центра " Катехон " Михаил Якушев рассказывает историю храма Святой Софии Константинопольской и делает несколько неожиданных и даже парадоксальных выводов, согласно которым к Эрдогану у православных христиан не должно быть никаких претензий, а вот Константинопольский патриархат несёт ответственность за случившееся, причём с XV века. София Константинопольская: История падения Царьград: Михаил Ильич, о Святой Софии Константинопольской в последние месяцы говорилось очень много, но её история большинству из нас практически неизвестна. В чём её историческая и цивилизационная значимость для всей православной цивилизации и непосредственно для нашего Русского мира? Михаил Якушев: Собор Святой Софии в Константинополе был построен и освящён в 537 году на историческом месте церквей, которые заложили в IV–V веках императоры Константин Великий и Феодосий Второй. Эти две церкви сгорели, и император Юстиниан решил возвести величественное здание Святой Софии Премудрости Божией как некое соревнование с царём Соломоном, возведшим Первый Иерусалимский храм. И когда церковь была освящена, Юстиниан, зайдя в Святую Софию, воскликнул: О, Соломон, я тебя превзошёл! Отсюда мы понимаем, насколько величественным, невиданным доселе во всем Христианском мире был этот храм, он был почитаем всеми христианами, включая и представителей Западной, Римской Церкви. В Константинополь приезжали подивиться на эту красоту, которая превзошла даже Соломонов храм, также называвшийся Домом Премудрости. Впечатления русских послов, присутствовавших на богослужении в цареградском соборе Святой Софии, во многом повлияли на окончательный выбор князем Владимиром Православия в качестве государственной религии Древнерусского государства.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/14/mihail...

Закрыть itemscope itemtype="" > Очерки по теории иконописания. Часть 7 (единство образа и имени) 11.03.2008 311 Время на чтение 4 минуты Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Икона, изображая лица разных святых, показывает на единую сущность святости, но достигнутую в разных ипостасях. Сами эти ипостаси являют собой совершенные способы достижения святости, вся сущность которых направлена на отсечение своей воли во вверении себя в волю Божью, ипостаси, каждое видимое созерцание которых являет сверх-ипостасное проявление благодати. Поэтому именно иконы святых часто сопровождаются клеймами - маленькими изображениями из жития святого, обычно расположенными каймою вдоль ковчежца иконы. Ведь лик святого, изображая личность его, дает и общую идею святости; но вот именно клейма из жития его призваны показать ипостасное (и потому уникальное) воцарение святости, живой способ и методику для ищущих блага, ипостасное создание для храма Духа. Христоцентризм как общая идея святости делает ненужным излишнее многообразие иконных ликов, но ипостасная уникальность духовного опыта находит иконе каждого святого особое место в иконостасе и системе фресок храма. Иконостас как " эпифания " святых, " облако свидетелей " , как " тело Христово " , как соборная личность во Христе всегда был априори строго типологичным, каждой составляющей его личности святого отведено особое место. Экклезиологический аспект иконописи вводит в систему иконостаса и образы ветхозаветных праведников, которые, по мнению архиепископа Анатолия (Мартыновского),1 предызображали своими добродетелями лицо Христово. Тема Премудрости из книг Соломоновых Притч преломляется в иконографии образом Софии Премудрости Божией: " Премудрость созда себе дом " (Притч. 9,1), и зачастую этот неканонический образ связывается с иконографией Богородицы. Тем не менее, богородичные иконы христологичны по определению, так как через рождение Христа Мария становится Богородицей, Богоматерью: тварь вмещает Творца. Преп.Григорий Палама пишет " Девственная мать и есть граница между тварной природой и нетварной " . 2 Именно Христоцентризм иконы не позволяет перейти этот рубеж: София в иконографии не смешивается с Богородицей, так как отождествляется Логосу (Христу).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

«Миром правит только Промысл Божий» Изречения псково-печерских старцев Иоанна (Крестьянкина), Нафанаила (Поспелова) и Алипия (Воронова) Опыт жизни во Христе старцев Псково-Печерской обители, их поучения и наставления – золотой фонд русской духовности. Неиссякаемый поток людской тек в обитель, чтобы почерпнуть у старцев стойкость в вере, получить совет, выправить жизненный путь, разрешить сомнения. Они видели современного человека насквозь, знали его немощи и страсти, болевые точки и слабые места, и потому их наставления и назидания так важны и значимы для нас. Предлагаем подборку изречений псково-печерских старцев, которую мы сопроводили архивными фото. Высказывания старцев Алипия (Воронова), Иоанна (Крестьянкина), Нафанаила (Поспелова) составили 1-ю часть публикации, во 2-й части читатели найдут изречения старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко) и др. Архимандрит Алипий (Воронов; 1914–1975) – «великий наместник» Псково-Печерского монастыря, трудами и мужеством которого обитель была не только спасена от закрытия, но и украсилась цветом старчества. Это была самоотверженная личность во всех проявлениях своего христианского служения. Ярко характеризуют отца Алипия его же собственные слова: «Побеждает тот, кто переходит в наступление. Обороняться мало, надо переходить в наступление». Об этом надо помнить каждому христианину в его борьбе со своим ветхим человеком, с немощами и грехами. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин; 1910–2006) – известный не только православному миру пастырь и духовник. Старец называл духовную жизнь человека наукой из наук, требующей упорного, нескончаемого труда. Главным делом самого батюшки Иоанна было духовное окормление людей, возвращение заблудших к Богу, открытие им воли Божией. Только в Церкви и с Богом видел он возрождение каждого человека, страны и мира в целом. Архимандрит Нафанаил (Поспелов; 1920–2002) – строгий монах, усердный постник и молитвенник, имевший «премудрость Соломонову и ревность Илиину», как сказал о нем старец Симеон. И эта премудрость и ревность привели отца Нафанаила к твердому убеждению: во всех жизнен­ных обстоятельствах мы долж­ны видеть Божию волю, а послушание – самый верный и короткий путь ко спасению. Сам старец много потрудился на самых разных послушаниях – от сторожа монастырского огорода до экскурсовода по пещерам и заместителя наместника.

http://pravoslavie.ru/118252.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление По благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра председателя Отдела по делам молодежи Московского Патриархата Самосвидетельство Священного Писания Для введения в тему рекомендуем прочесть тексты Священного Писания, которые могли бы помочь в уяснении некоторых важных моментов; для этого можно использовать библейские богословские словари или хотя бы обратить внимание на Пс.118 , 2Тим.3:16 , Мф.5:17-18 . Историчность Библии Библия создавалась в течение 1600 лет, со времен Моисея до конца 1 века н. э. Текст Нового Завета дошел до нас в исключительно благоприятном состоянии, разночтения составляют около 0,5 процента, что очень мало для древних текстов. Самые древние кодексы Нового Завета отстоят от оригинала на полвека – век. Что же касается Ветхого Завета, особые меры по работе со священными книгами в иудейской традиции также позволяют утверждать, что текст очень хорошо сохранился. Кроме того, Септуагинта (греческий перевод Ветхого Завета) становится авторитетным текстом уже в апостольский век. Не может быть и речи о том, что отдельные церковные деятели вносили поправки. За сохранность текста можно ручаться; это тот текст, который написан самими священными авторами. Священное Писание отличается от других книг тем, что в нем можно выделить одну центральную тему — спасение в Господе нашем Иисусе Христе. Пророчества, которыми исполнен Ветхий Завет, действительно сбываются. Благодаря Библии были уточнены многие археологические и исторические данные. Авторы пишут о себе правду, какой бы горькой порой она ни казалась. Итак, Библия заслуживает доверия как исторический документ, как правдивый рассказ о жизни Церкви и как Слово Божие 1 . Длительный период создания текстов, тот факт, что сначала они бытовали в устной традиции, подвергались редактированию, не должны нас смущать: в том, какой мы имеем сейчас Библию, можно поистине усматривать Промысл Божий. Канон (официальный реестр) книг Священного Писания в принципе чужд Православию, ибо мы признаем, что и в писаниях святых Отцов действовал Тот же Дух, который наставлял на всякую истину и священных авторов Библии 2 . Однако для того, чтобы практически отличать книги подлинные и духоносные от всевозможных апокрифов, составлялись списки книг Священного Писания. Православная традиция, как и римско-католическая, признает 47 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета, причем в славянской и русской Библии есть некоторые добавления по сравнению с текстом Септуагинты (авторитетного перевода Ветхого Завета на древнегреческий язык, сделанного 70 толковниками); еврейский и протестантский канон в Ветхом Завете признает только 39 книг, оставляя вне канона книги Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Варуха, 2ю книгу Ездры и две книги Маккавейские (в католичестве они получили название второканонических). Священное Писание в ряду прочих церковных книг

http://azbyka.ru/metodicheskie-osnovy-iz...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010