Воспоминание о Тайной Вечере и наше новое рождение Жизнь Христова разрастется и станет в нас плодоносной силой 25 апреля, 2019 Жизнь Христова разрастется и станет в нас плодоносной силой «Телом Христовым мы называем тот хлеб, который Господь претворил в Свое истинное и подлинное Тело. Телом Христовым апостол Павел называет Церковь». Проповедь священника Павла Адельгейма в Великий Четверг. Протоиерей Павел Адельгейм Сегодня, братие, день, когда Господь впервые на земле совершил Божественную литургию. Литургия с греческого языка означает общее дело, т.е. то дело, которое связывает христиан в единую Церковь. И мы с вами в этот день обращаемся к Богу с молитвой: «Вечери Твоей тайной днесь, Сыне Божий, причастника мя прими…» Господь совершил первую литургию втайне. Совершил в Сионской горнице, собрав Своих учеников. В чем же смысл этого действия? Действие, которое Господь, совершив, заповедал нам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 23, 19). Т.е. память о Христе и осуществляется посредством Божественной литургии. Что произошло в Сионской горнице? Господь собирался принять страдание за человеческий род. За всех людей, которые жили на земле прежде, которые жили в Его время, и за тех, которые будут жить в будущие века, т.е. и за всех нас. Он приносит Свою жизнь за жизнь мира, как говорит евхаристическая молитва. Христос умирает за спасение всего мира. Для того, чтобы исцелить нас от греха, снять с нас то проклятие, которому подвергся человеческий род, отпавший от Бога. И воскресить нас из мертвых, даровав Свое Вечное Царство. Тот хлеб, который Он предлагает ученикам на Тайной вечере, Он называет Телом Своим. И, взяв хлеб, Он помолился над ним, воздев глаза к небу, и, благословив, преломил, и, подавая ученикам, сказал: «Примите и ешьте – это Тело Мое, за вас преломляемое во оставление грехов» (см. Мф. 26, 26). И затем, взяв чашу и подняв глаза к небу, Он помолился над ней и, давая каждому из учеников, сказал: «Пейте от нее все, это – кровь Моя, за вас изливаемая во оставление грехов» (см. Мф. 26, 27-28).

http://pravmir.ru/vospominanie-o-tajnoj-...

Всемогущий Господь, вочеловечившийся Сын Божий, стоял на коленях перед апостолами, омывая от грязи их ноги. Охваченные растерянностью и стыдом, принимали ученики эту поразительную услугу Господню. Пылкий Петр начал было спорить и противиться: не умоешь ног моих вовек, – но Христос строго отвечал ученику: если не умою тебя, не имеешь части со Мною ( Ин.13:8 ). Разлучиться со Спасителем – для святого Петра было самым страшным, и он тут же с тою же горячностью воскликнул: Господи! не только ноги мои, но и руки, и голову ( Ин.13:9 ). Милосердный Господь продолжает незримо омывать душевную скверну тех, кто стремится к Нему, – омовение ног апостолам перед Тайной вечерей прообразовало таинство исповеди, подготавливающее верных к восприятию Страшных и Животворящих Таин Христовых. Как неохотно, словно исполняя тяжкую обязанность, обычно идем мы исповедоваться, а ведь Сам Спаситель стоит перед нами, желая очистить наши души от скверны, чтобы приблизить нас к Себе. Исповедь – не унылая повинность христианина, а дарованное Богом счастье освобождения от греховных уз, и к этому счастью нам надо стремиться столь же ревностно, как некогда устремился испугавшийся разлучения с Господом святой апостол Петр. Богочеловек Иисус Христос явился в мир не только послужить людям, сделать их чище, лучше, – Он принес нам в дар Самого Себя, Пречистую Плоть и Святейшую Кровь Свою. На Тайной вечере впервые прозвучали слова Господни, призывающие верных к вкушению этой Божественной Пищи. Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). Еще впереди была голгофская крестная жертва за грехи наши, но в этот миг уже преломлялся небесный Хлеб – Тело Сына Человеческого, ради нас лилась Кровь единого Безгрешного. Превечный Бог неизмеримо выше наших представлений о прошлом и будущем: и так, на рубеже времени и вечности, на Тайной вечере заклан был Агнец Господень, хлеб и вино стали Плотью и Кровью Его.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Затем следует самая важная часть евхаристии: „освящение» (consecration), содержание коего составляет чтение молитвы, в которой священник высказывает славословие Богу за то, что „Господь соблаговолил, чтобы Его единородный Сын предал Себя на крестную смерть для нашего искупления и чтобы единым приношением Себя Самого.... принес полное удовлетворение за грехи всего мира и установил и в Своем святом евангелии заповедал нам продолжать непрестанное воспоминание о сей Его драгоценной смерти даже до Его второго пришествия (в словах): „в ночь, когда Он был предан, взял хлеб» (произнося эти слова, священник берет дискос в свои руки), и „воздав хвалу, преломил оный», (произнося эти слова, священник преломляет хлеб) и преподал Своим ученикам говоря: „примите и вкусите, ибо это есть тело мое (произнося эти слова, священник полагает свою руку на хлеб), которое за вас предано. Сие творите в Мое воспоминание». Подобным же образом после вечери Он принял чашу (произнося эти слова, священник берет чашу в свои руки) и воздав благодарение, преподал оную ученикам, говоря: „пейте от нее все, ибо это есть кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов: сие творите (произнося эти слова, священник полагает свою руку на сосуд, в котором вино) всегда, как только будете пить от нее в Мое воспоминание»... За освящением следует приношение (oblation), которое читается так: „Господь и Небесный Отец, согласно установлению Твоего возлюбленного Сына, мы, смиренные рабы, прославляем (Тебя) и совершаем здесь пред Твоим Божественным величием этими Твоими святыми дарами, пред Тобою приносимыми, воспоминание о Твоем Сыне..., вызывая в памяти Его благословенные страдания и пречистую смерть, Его великое воскресение и славное вознесение, принося сердечные благодарения за Его бесчисленные благодеяния, дарованные нам»... Затем эта важнейшая часть мессы заканчивается такого рода призыванием (invocation): „смиренно молим Тебя, благий Отец, услыши нас... и удостой благословить и освятить Словом и Духом Святым эти Твои дары и создания (creatures) хлеба и вина, чтобы мы, получая их, согласно установлению Твоего Сына..., в воспоминание об Его страданиях и смерти могли быть участниками в Его преблагословенном теле и крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

И мы видим тут удивительную вещь: Господь, Который оставил девяносто девять овец, чтобы отправиться в горы взыскать единственную заблудившуюся, — Господь не стал уговаривать этих учеников: «Вернитесь, понимайте это не буквально, ну куда же вы?», и проч. — но обратил к оставшимся ученикам суровые слова: не хотите ли и вы отойти? ( Ин.6:67 ). Значит, это настолько важно, что только принятие Тела и Крови Христовых и может сделать нас подлинными христианами, учениками Иисуса. Само Таинство было установлено Спасителем в важнейший день Его земной жизни — перед крестными страданиями и искупительной смертью за людей. Непосредственно перед Гефсиманией, на пасхальной вечере, когда они ели, Иисус взял хлеб и… раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:28 ); сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ). И со дня Пятидесятницы центральным действием родившейся Церкви стало именно это данное Апостолам и их преемникам совершение Евхаристии: И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца ( Деян.2:46 ). Здесь мы видим и первый чин совершения Евхаристии: молитва в Иерусалимском храме, затем совершение Евхаристии по домам («преломление хлеба» и есть Евхаристия), затем трапеза любви — «агапа». Приурочивалось совершение Евхаристии к воскресному дню, в воспоминание Воскресения Спасителя, обычно это было ночью. Вот что свидетельствует Книга Деяний Святых Апостолов: В первый же день недели (т. е. воскресенье), когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел… беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. …преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел ( Деян.20:7,11 ). Первые Литургии были харизматическими: мы видим, что эта вот, описываемая в Книге Деяний, состояла из проповеди ап. Павла, помимо самого преломления хлеба, сопровождаемого определенными молитвами.

http://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi

Как писал прп. Иоанн Дамаскин, «Бог сказал: «сие есть Тело Мое» и «сия есть Кровь Моя», и «сие творите в Мое воспоминание» - и всемогущим Его повелением это происходит... Ты спрашиваешь, каким образом хлеб делается Телом Христовым, а вино и вода - Кровью Христовою. Говорю тебе и я: Дух Святой приходит и делает это, что превосходит слово и мысль» ( Ioan. Damasc. De fide orth. 4. 13 (86)). Заключительная часть литургии состоит в Причащении, в к-ром, вкушая под видами хлеба и вина Тело и Кровь Христовы, верные соединяются со Христом, а в Нем - друг с другом; тем самым литургия является таинством самой Церкви как единства верующих (ср.: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10. 16-17)). Лжица. Москва (?). 1761 г. (?) (ГММК) Лжица. Москва (?). 1761 г. (?) (ГММК) Правом приступать ко св. Причащению обладают лишь крещеные правосл. христиане (ср.: «От Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьет, кроме крещеных во имя Господне, ибо и о сем сказал Господь: не давайте святыни псам» (Didache. 9)), не находящиеся в состоянии отлучения от Церкви (церковная традиция также предполагает, что причастники готовятся ко св. Причащению постом и молитвой). Св. Причащение преподается и духовенству, и мирянам под двумя видами, хотя младенцам преподается только под видом вина; под одним видом св. Причащение может быть преподано и тяжелобольным ( Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 309-317). Св. Дары также могут быть преподаны вне Божественной литургии - из-за болезни или по иным особым причинам. Кроме полной литургии в правосл. Церкви существует особый чин литургии для дней Великого поста (в древности она могла совершаться и в некоторые др. дни) - литургия Преждеосвященных Даров , к-рая не содержит анафоры, но включает помимо прочего определенные священнодействия над заранее освященными Дарами и причащение.

http://pravenc.ru/text/348067.html

Когда мы слышим слово « церковь », мы обыкновенно думаем о здании особой архитектуры, с иконами, куполами, крестом, в котором люди собираются, чтобы молиться. Но слово « церковь » не просто название здания, храма. Церковь – это как бы семья Божья, основанная на земле Иису­сом Христом. Глава ее сам Иисус Христос, душа ее – Свя­той Дух, а христиане, живущие в Церкви, – члены ее. Почему мы так верим? Как рассказывают апостолы-евангелисты, вечером в канун еврейского праздника Пасхи, перед Своими страданиями, смертью и воскресением, Иисус Христос и Его самые близкие ученики собрались на празд­ничный ужин. Это событие часто называют Тайной Вече­рей. Разделив с учениками хлеб и вино, Иисус причастил их, сказав, что хлеб – это Его тело, а вино – Его кровь, и завещал им делать это в Его воспоминание, чтобы верую­щие знали, что они причастны к той жертве, которую Христос принес ради спасения людей. Так основал Иисус Христос Свою Церковь . Само слово «церковь» происходит от гречес­кого слова, означающего «Дом Господень». А начала Церковь существовать на земле, начала жить с того дня, когда на апостолов сошел Святой Дух, на пяти­десятый день после Воскресения Иисуса Христа. Событие это описано в книге Нового Завета, в той части ее, которая называется «Деяния апостолов». «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И ис­полнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и при­шел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием» ( Деян. 2:1–6 ). Апостолы начали проповедовать учение Христа и, выс­лушав их, около трех тысяч человек крестились и образова­ли первую на земле церковную общину. О том, как они жили, рассказано в той же главе Деяний: «Все же верую­щие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца», хваля Бога и находясь в любви у всего народа» ( Деян. 2:44–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Народ Господи, помилуй. Двенадцать раз. Потом священник преломляет хлеб и держит в правой руке одну половину, а в левой другую половину, и из правой половины обмакивает ( βπτει) в чашу, говоря: Соединение Всесвятого Тела и Драгоценной Крови Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. И знаменует 167 находящуюся в левой руке; потом этой знаменованной – другую половину; и тотчас начинает раздроблять и прежде всего влагать в каждую чашу по частице ( πλν), говоря: Соединилась и освятилась и совершилась во имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда 168 . И, когда знаменует хлеб, говорит: Вот Агнец Божий, Сын Отца, Взявший грех ( μαρταν) мира (см. Ин. 1, 29 ), Закланный за жизнь и спасение мира. И, когда влагает частицу в каждую чашу, говорит: Святая часть Христа, исполненная благодати и истины Отца и Святого Духа, Которому слава и держава во веки веков. Потом начинает раздроблять и говорит: Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться; на злачных пажитях; и прочее из псалма (см. Пс. 22 ). Благословлю Господа во всякое время; и прочее (см. Пс. 33 ). Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь; и прочее (см. Пс. 144 ). Хвалите Господа все народы; и прочее (см. Пс. 116 ). Диакон Господи, благослови. Священник Господь благословит и сохранит нас неосужденными в причащении пречистых Даров Его, ныне, и всегда, и вовеки. И, когда исполнят, диакон говорит: Господи, благослови. Священник говорит: Господь благословит и сподобит нас чистыми клещами перстов взять горящий уголь и вложить в уста верных, в очищение и обновление душ их и тел, ныне и всегда. Потом: Вкусите и увидите, как благ Господь ( Пс. 33, 9 ), раздробляемый и неразделяемый, и преподаваемый верным и неистощаемый, в оставление грехов и в жизнь вечную, ныне, и всегда, и вовеки. Диакон В мире Христовом будем петь. Певцы Вкусите и увидите, как благ Господь. Священник говорит молитву перед причащением: Господи Боже наш, Небесный Хлеб, Жизнь всего, я согрешил против неба и перед Тобой ( Лк. 15, 21 ) и недостоин причаститься пречистых Твоих Таин, но Ты, как Милосердый Бог, удостой меня благодатью Твоей неосужденно причаститься Святого Тела и Драгоценной Крови в оставление грехов и в жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

…Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь , потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его ( Еф. 5:29–30 ). …Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих… И вы – Тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор.12:12–13, 27 ). С другой стороны, Тело Христово – это евхаристический хлеб, преломляемый в воспоминание смерти и воскресение Иисуса Христа: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба ( 1Кор.10:16–17 ). Причащение апостолов. Фрагмент росписи Сретенского собора Сретенского монастыря в Москве. Нач. XVIII в. Таким образом, существует неразрывная связь между единством Церкви как Тела Христова и единым хлебом, от которого причащаются ее члены. В своем толковании на Первое послание Павла к Коринфянам Иоанн Златоуст так объясняет эту связь: Как тело и голова составляют одного человека, так и Церковь и Христос, говорит, едино суть… Как наше тело есть нечто единое, хотя состоит из многих членов, так и в Церкви все мы составляем нечто единое; хотя она состоит из многих членов, но эти многие суть одно тело… Один Дух составил из нас одно тело и возродил нас, потому что не иным Духом крещен один, а иным другой. И не только крестивший нас (Дух) един, но и то, во что он крестил, то есть для чего крестил, есть едино, так как мы крестились… для того, чтобы всем нам быть одним телом. Таким образом, и составивший нас един, и то, во что Он составил нас, едино… Все мы приступаем к одному и тому же таинству, вкушаем от одной и той же трапезы. Почему же (Павел) не сказал: мы питаемся одним и тем же Телом (Христовым) и пьем одну и ту же Кровь (Христову)? Потому что, наименовав Духа, он обозначил и то и другое, и Кровь и Плоть: через то и другое мы напояемся единым Духом 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Потом поётся благодарственная песнь. Она звучит так: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней». В самом деле, что может быть достойнее и чище такого поклонения? В это время мы должны мысленно благодарить Бога за все Его благодеяния. Затем хор поёт «Свят, свят, свят Господь Саваоф» и «Осанна в вышних! Благословен грядый (то есть грядущий) во имя Господне!» «Осанна» — это те возгласы, с которыми люди встречали Господа на Его пути в Иерусалим. Потом Церковь вспоминает Тайную вечерю, на которой Господь установил Таинство святого причащения. Тогда, накануне страданий Иисуса Христа, в светлой и просторной горнице за большим столом собрались Он и Его ученики — двенадцать Апостолов. И Господь преломил хлеб и подал им. А также и чашу с вином. И оставил им заповедь поминать Его и соединяться с Ним в Таинстве причащения. Поэтому священник говорит: — Приимите, ядите (вкушайте): сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов (которое преломляется — отдаётся на смерть за вас). И ещё: — Пийте от нея вси (пейте все из этой чаши): сия есть кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов (то есть, которую Я проливаю за вас и за многих, во избавление от грехов). В этот момент мы как бы слышим слова Самого Иисуса Христа, который обращается к нам. А когда хор начинает протяжно петь: «Тебе (т.е. Тебя) поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш!», то священник в алтаре призывает Святого Духа на Дары — на чашу с хлебом и вином. Он молится, чтобы Бог Отец претворил (преобразил) хлеб в честное Тело Христа, а вино — в честную Кровь Христову. Это поразительная, чудесная минута! В эти мгновения на хлеб и вино невидимо сходит Святой Дух, и они перестают быть просто человеческой пищей. Они делаются Святым Причастием. В это самое время звонарь на колокольне берётся за верёвки, и все, кто находятся снаружи церкви, например прохожие на улице, слышат торжественный звон колоколов — особый благовест, который возвещает миру о великом чуде претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

http://azbyka.ru/deti/zavtra-idem-v-tser...

Потому что мы свободны от закона кровию Иисуса Христа, ибо «Христос искупил нас от клятвы закона» ( Гал. 3:13 ), говорит Павел, и нет нам никакой пользы в служении закону, так как если снова поступаем по нему, то «не будет вам никакой пользы от Христа» ( Гал. 5:2 ), опять говорит Павел. Так, исполнив всё за нас, Христос освободил нас. Поэтому Он был и обрезан, а мы не обрезаемся, но крещаемся Духом и вкушаем не плоть и кровь мёртвых животных, но Плоть и Кровь Его. Итак, слишком очевидно, что преподана Им жертва Его страшного Хлеба и Чаши, а не пасха подзаконная, поскольку Он говорит: " сия чаша есть Новый Завет в Моей крови» ( Лк. 22:20 ), и: «сие есть Кровь Моя Нового Завета» ( Мф. 26:28 ), подобно тому, как и пред этим, давая нам в пищу Тело Своё, говорил: «приимите, ядите: сие есть Тело мое» ( Мф. 26:26 ). Но ты не можешь подражать этому, настолько ты привязан к опресноку, не можешь разделять и преподавать Тело, равно как и Кровь Его, хотя Он и говорит: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» ( Мф. 26:27–28 ). Ты не делаешь и этого, и приходящим к тебе причаститься не преподаешь Чаши: столько во всем допустил ты нововведений. Мы же во Христе священнодействуем по образу Его, и преломляем хлеб, как Он преломил, и едим, как Он сказал, и даём верным, и приносим хлеб совершенный, поскольку и Он совершенный человек. И делаем это также в знак прекращения жертвы ветхозаветной, так как время её закончилось, когда явилась Истина. Между тем мы веруем также, что и Спаситель освятил хлеб квасной, совершенный, в пасху, которой возжелал, хотя прежде Он и совершил законную пасху. Когда Он возлежал и имел солило, в которое омочил руку Иуда, тогда, очевидно, Он совершал не пасху подзаконную, ибо в ней, как предписывал закон, всё было печёное на огне, а не варёное в воде. Итак, справедливо то, что подзаконную пасху Он совершил в другое время, а тогда совершил Свою пасху, которой и возжелал. И я говорю это часто, желая и Сам в Нём, по милости Его, вкушать сию живую пасху всегда, ныне и в будущем веке. Об этом молюсь я во всякое время за себя и за всех братий.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010