Священник входя в алтарь: «Исполнились и совершились, сколько можно по силе нашей, Христе Боже наш, все, которые Ты предоставил нам, нетленные Таинства; мы стяжали воспоминание о смерти Твоей, видели образ Воскресения Твоего, исполнились неистощимого Твоего наслаждения, насладились безконечною Твоею жизнию, которую сподоби всех нас получить и в будущем». «Благодатию и щедротами Безначального Твоего Отца и Святого и Благого и Животворящего Твоего Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь». Конец по чину Литургии св. Ионна Златоуста Отпустительный тропарь св. Василия Великого «Проповедь твоя прошла по всей земле, принявшей слово твое, которым ты богодостойно раскрыл истины веры, разъяснил природу всего существующего, улучшил человеческие нравы, ты, царское священство Преподобный Отче Василий, моли Христа Бога о спасении душ наших». «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Кондак : «Небоявленный, Преподобный Василий, ты явился по-истине непоколебимым основанием Церкви, давая всем людям безопасную, добродетельную жизнь, подтверждая то своими наставлениями». «Ныне и всегда и во веки веков». Богородичен: «Надежная Защита христиан» и т. д. см. в Литургии св. Иоанна Злотоустого. Чинопоследование Литургии Преждеосвященных Даров «Во все дни поста св. четыредесятницы, кроме субботы, Воскресения и св. дня Благовещения, совершается литургия только Преждеосвещенных Даров», (Прав. 52 шестого всел. соб.) Священник с диаконом читают «Входное», как указано в Литургии Св. Иоанна Златоустог о, только вместо молитвы: «Господи, пошли с высоты Небес».... читают молитву: «Господи, Ты посылающий слово Свое и исцеляющий раны душевные и телесные, пошли и мне на это служение руку помощи, и скажи мне, расслабленному греховною немощью: «Я – спасение Твое и отпускаются тебе грехи твои». Аминь». Входят в алтарь с молитвою: По множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому Храму Твоему в страхе Твоем. Господи, путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой. Ибо нет в устах их истины; сердце их – пагуба, гортань, их – открытый гроб, языком своим льстит. Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их отвергни их, ибо они возмутились против Тебя. И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое. Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его». ( Пс. 5:8–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Эти слова по-иному, чем Синоптический материал, но тоже востребованы в евхаристическом богословии Церкви, в ее богослужебной и молитвенной практике. Например, в молитвах Правила ко Причащению, а также как причастен на Литургии в праздник Преполовения Пятидесятницы: Я#ды1й мою2 пло1ть, и3 niz1й мою2 кро1вь, во пребыва1етъ, и3 а3зъ въ не1мъ, рече1 гдсь. Кроме того, небезынтересно следующее литургическое наблюдение, в очередной раз свидетельствующее о чуткости и тонком соответствии церковного богослужения к нюансам новозаветного Предания. Если наши полные, т.е. содержащие Евхаристический канон Литургии (святителей Иоанна Златоуста или Василия Великого ) базируются на Синоптической традиции с известными установительными словами, то Литургия Преждеосвященных даров, в которой нет Евхаристического канона, использует Иоанново предание. В одной из ее молитв читаем: Да чи1стою co1bэcmiю, непосра1мленнымъ лице1мъ, просвэще1ннымъ се1рдцемъ бж7е1ственныхъ си1хъ npuчaщa1ющecz ст7ынь и3 t ни1хъ w3жubombopz1eмu, coeдuhu1мcz самомнУ хрстУ твоемУ, и4стинному бг7у на1шему, ре1кшему: я3ды1й пло1ть мою2, и3 niz1й кро1вь мою2, во пребыва1етъ, и3 а3зъ въ не1мъ: Эти слова не являются установительной евхаристической формулой, они лишь напоминают о смысле ожидаемого Причастия уже освященных Даров. Абсолютно так же, как в Ин., откуда и взяты эти слова, они звучат не на Тайной Вечере, а на временном и ситуативном удалении от нее. Слова о хлебе, который есть данная для вкушения Плоть Христова, не могут не вызывать смущения, а то и возмущения. Евангелист Иоанн не упустил случая описать такую реакцию: 41 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. 42 И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес?.. 52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?.. 60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?.. 66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним ( Ин. 6, 41–42. 52. 60. 66 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

1351 Макарий Египетский, 37, 3. 1352 Филофей Синаит, 20/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 311. 1353 «Каждый может ведать благодаря своему сердцу, какой готовности он достоин» (Макарий Египетский, 39, 1, 5). 1354 Нил Постник. Слово постническое/Добротолюбие славянское. Т. 2 С. 752; Исаия Отшельник, 18/Там же. С. 10. 1355 «Совершай житие свое сообразно с той целью, какую предположил себе пред Богом, в чем не осуждается совесть твоя» (Исаак Сирин, преподобный. Слово 54. С. 240). 1356 Марк Подвижник. О мнящихся, 28/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 63. 1357 «Пострада человек от безсовестия: люблением мipa изменил есть божественная начертания: состраданием к плоти непотребным содела образ» (Феолипт/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 334). 1358 Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 84 (на Пс.24:18, с отсылкой на Варсонофия Великого и Дорофея). 1359 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 6, 4, 3. Т. 1. С. 272. 1360 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 6, 4, 5. Т. 1. С. 273. 1361 Церковь называет царя-пророка Давида богоотцом потому, что он находится в чреде предков Христа по человечеству (см.: Мф.1:6; Лк.3:31). 1362 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 7.7.1. Т. 1. С. 345. 1363 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 7, 7, 3. Т. 1. С. 348—349. 1364 Феофилакт Болгарский на Мф.5:22. 1365 Феофилакт Болгарский на Мф.5:22. 1366 Феофилакт Болгарский на Мф.5:23—24. 1367 Феофилакт Болгарский на Мф.5:25—26. 1368 Добавление древнего переводчика «Благовестника» к: Феофилакт Болгарский на Мф.5:25—26. 1369 См.: Феофилакт Болгарский на Мф.5:28. 1370 Феофилакт Болгарский на Мф.5:29—30. 1371 Возглас на входе с кадилом на литургии Преждеосвященных Даров. 1372 Пс.50 (надписание этого псалма таково: «Начальнику хора. Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии»): «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

2 . Установил Таинство Причащения Сам Иисус Христос и причастил в первый раз Своих учеников-Апостолов на Тайной вечере накануне Своих страданий. Сначала совершил Он с ними в последний раз ветхозаветную пасху, и затем установил это Таинство, как новозаветную пасху, или бескровное жертвоприношение, которое всегда напоминало бы верующим о Его спасительных страданиях и смерти и чрез которое они могли бы пребывать в теснейшем общении с Ним и чрез это освящаться. Установил Господь Таинство Причащения следующим образом. Он взял хлеб, благословил его, преломил и, подавая ученика, сказал: Приимите , ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое (т. е. которое за вас и за весь род человеческий приносится в жертву) во оставление грехов. Затем взял чашу с вином и подал ученикам, говоря: пейте от нее все, сия бо есть Кровь Моя Нового Завета (т. е. возобновляемого с Богом чрез страдания и смерть), яже (которая) за вы и за многия (всех людей) изливаемая (проливаемая на кресте) во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). Затем Господь прибавил: сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ). 3 . Таинство Причащения составляет главную часть христианского Богослужения, так называемую Литургию, и совершается в храме или церкви на престоле. 4 . Литургия – слово греческое и значит „общественное Богослужение“. Храм, где совершается Литургия, как равно и другие христианские Богослужения, называется церковью, потому что в него для молитвы собираются верующие, которые составляют Церковь . Престол, это – трапеза или стол, устраиваемый в храме, в алтаре, для совершения Таинства Причащения. Престолом называется этот стол потому, что на нем Иисус Христос, как царь, таинственно присутствует. 5 . По заповеди Спасителя, Апостолы собирались ежедневно с верующими для совершения Таинства Причащения и, несомненно, установили чин совершения его – названный Литургией. Святой апостол Иаков, бывший первым епископом Иерусалимским, записал чин совершения литургии. Но в первые три века христианства, когда оно подвергалось гонениям со стороны иудеев и язычников, чин этот передавался устно и заучивался на память, из боязни обнаружить тайну христианского Богослужения язычникам. В IV веке уже открыто явились написанные чины литургии: святителя Василия Великого , сокращенный из чина литургии апостола Иакова, и святителя Иоанна Златоустог о, сокращенный из чина литургии Василия Великого , а в VI веке явился третий чин литургии Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова , папы Римского, который совершается Великим постом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

6, 53 —56). Далее Христос прибавляет: Дух животворит, плоть не пользует нимало: слова, которые Я сказал вам, суть дух и жизнь. Этим замечанием Христос не требует понимания Его беседы о хлебе животном в «переносном» смысле. «Есть из вас некоторые неверующие», — тут же прибавляет Он. Этими словами Спаситель Сам указывает, что слова Его трудны для веры: как это верующие будут есть Его Тело и пить Его Кровь? Но Он подтверждает, что говорит о Своем действительном Теле. Его слова о Своих Теле и Крови суть «дух и жизнь»: они свидетельствуют, что а) приобщающийся их будет иметь жизнь вечную и будет воскрешен для Царства Славы в последний день и б) что приобщающийся их входит в теснейшее общение со Христом. Его слова говорят не о жизни по плоти, но о жизни по духу. «Хлеб Небесный и Чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь», — слышим мы на Литургии Преждеосвященных Даров . Приобщение это важно не для утоления физического голода, как было при питании манной в пустыне, при насыщении пяти тысяч, — а важно для жизни вечной. Установление Таинства и совершение его в апостольское время.— Тогда как предуказание Спасителя на будущее установление Таинства Евхаристии дано в Евангелии от Иоанна , — само установление таинства излагается у трех евангелистов — синоптиков Матфея , Марка и Луки , а затем повторено апостолом Павлом . В Евангелии от Матфея в двадцать шестой главе сказано: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф. 26, 26 —28). То же в Евангелии от Марка, в четырнадцатой главе. В Евангелии от Луки в двадцать второй главе: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается ( Лк.

http://drevo-info.ru/articles/221.html

    Стих: «Доколе, Господи, будешь забывать меня в конец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня» (Пс. 12:2, 4).     На Преждеосвященной Литургии:    1. «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое, воздеяние рук моих, как жертва вечерняя».    2. «Господи, к Тебе взываю: услышь меня, внемли голосу моления моего, когда я взываю к Тебе».    3. «Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих».    4. «Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных» (Пс.140:1-4).     Вместо херувимской песни: «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, ибо вот входит Царь Славы; вот Жертва, таинственно совершенная, сопровождается Ангельскими чинами. С верою и любовию приступим к ней, чтобы сделаться участниками жизни вечной. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя».     Причастный: «Вкусите и увидите, как благ Господь. Аллилуйя» (Пс. 33:9).     При первом явлении Святых Даров: «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих (Пс. 33:2). Вкусите от Хлеба Небесного и из Чаши Жизни и увидите, как благ Господь. Аллилуйя. В четверг     На утрени. На стиховне, гл.5: «Господи, Ты предложил мне грешному покаяние, желая по неизъяснимой Своей милости, спасти меня недостойного. К Тебе и припадаю я, молясь; смири постом душу мою, потому что я прибег к Тебе, Единому Многомилостивому».     Слава и ныне: «Богородица, Предстательница за всех нуждающихся, на Тебя полагаемся, Тобою хвалимся, на Тебя вся наша надежда. Молись к Родившемуся из Тебя о невоздержанных Твоих рабах».     Прокимны на 6 часе, гл.:    1. «Когда Господь возвратил пленение народа Своего».    Стих: «Сказал безумец в сердце своем: «Нет Бога» (Пс. 13:1, 7).    2. Гл. 4: «Господи, кто может пребывать в жилище Твоем».     Стих: «Тот, кто ходит непорочно и делает правду» (Пс. 14:1-2).     На вечерни. На «Господи воззвах», гл. 2:    1. «Христе мой, Ты, вися на кресте, некогда затмил солнце и ясно озарил верных истинным светом всепрощения; просвети меня, омраченного хитростью диавола, чтобы я, ходя во свете Твоих заповедей, с чистым сердцем встретил спасительное утро в день Твоего воскресения».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Богослужение этой седмицы по своему характеру ближе стоит к великопостному, чем богослужение двух первых седмиц. Выдающуюся особенность его составляет чтение в конце каждого суточного богослужения, начиная с вечера вторника сырной седмицы, молитвы св. Ефрема Сирина – «Господи и Владыко живота моего» – с великими поклонами, как и на великопостном богослужении. В среду и пятницу этой недели не положено, по церковному уставу, совершать ни полной литургии св. Иоанна Златоуста , ни литургии Преждеосвященных Даров. Запрещением вкушения мясной пищи полагается начало умершвления нашей плоти. В воскресенье сырной недели на литургии читается Евангелие о прощении обид, как непременном условии прощения грехов наших, о нелицемерном посте и о необходимости заботиться не о приобретении земных сокровищ тленных и скоропреходящих, а небесных – неветшающих и вечных. При этом вся церковная служба этого воскресенья посвящена воспоминанию изгнания Адама из рая за невоздержание и сладострастие. Пост – время, по преимуществу предназначенное для того, чтобы мы покаялись в своих грехах и испросили прощения их у Бога. Достигнуть же этого можно только при условии нашей искренней и сердечной любви к Богу. Любовь же наша к Богу является тогда только совершенной, когда мы любим и всех тех, на кого простирается любовь Божия, т.е., когда мы любим наших ближних. «Кто говорит, – пишет св. ап. Иоанн Богослов, – я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может, любить Бога, Которого не видит. И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ( 1Ин.4:20–21 ). Вот почему испрашивая у Бога прощения себе грехов, мы по заповеди Христовой, должны сами прежде простить тем, которые чем-либо провинились перед ними или чем либо обидели, оскорбили нас, Если вы, – слышим мы в Евангельском чтении этой последней приготовительной недели к Великому посту, – будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш небесный. А если не будете прощать людям, согрешения их; то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ( Мф.6:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

Братство (Христианское) – особое единение людей во Христе на почве общих религиозных, экономических, военных, культурных задач. Как правило – это мужское объединение. Историческим аналогом братства является Христианская община после Пятидесятницы. О ней говорится в Деяниях Апостолов: «Был же страх на всякой душе: и много чудес и знамений совершилось чрез Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в Храме и, преломляя по домам хлеб (совершая литургию, – Б. Н.), принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» ( Деян.2:43–47 ). Главной помехой препятствующей созданию братства, являются грехи – гордость, тщеславие и властолюбие. Свойство Христианского братства – возможность самореализации каждой личности и ощущение общности в совместной жизнедеятельности. Братство противопоставляется одновременно и коллективизму и индивидуализму. Грех – ап. Иаков говорит: «Всяк творит грех и беззаконие творит: и грех есть беззаконие». Ап. Павел считает грех Адама «непослушанием воле Божией». Человек всегда таинственно знает, что он совершил грех. Дух , духовность – выделяют два вида духовности – сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом или сопряженность – с демоническими силами. Не бывает духовности «вообще». Нерелигиозный гуманизм подменяет духовность эстетикой, искусством, «культурой». Искусство является формой душевности в человеческой деятельности. Душа – человек, согласно Святому Писанию, состоит из тела и души. Без души тело – прах. Душа – творение Божие. Свойство души человека – бессмертие, разумность, свобода, дар слова. Литургия – важнейшее христианское богослужение. Литургия установлена самим Иисусом Христом в Тайной вечере. В настоящее время в Русской Православной Церкви совершается три вида литургии: Иоанна Златоуста , литургия преждеосвященных даров (в Великий пост ), литургия Василия Великого (десять раз в году). Главная ценность хранения таинства литургии в Православии состоит в соединении символического и реального. Христианин в таинстве святого причастия приобщается Самого Тела и Самой Крови Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В Ветхом завете сказано относительно поста: «раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис.58:7). И вот человек руководствуясь этим лозунгом начинает, скажем, переписываться с заключенным, слать ему бандерольки и т.д. Какое-то время дело несется на вдохновении и ощущается прямо таки небывалая духовная польза, а потом, понимаешь, что человек это чужой, к тому же плохой, а ты для него просто «дойная корова». Уже с усилием продолжаешь вымучивать из себя эти доброделания, и думаешь: «А есть ли вообще во всем этом какая-то польза и смысл?» — как Вы считаете? У каждого доброго дела есть некая мера глубины. Нам легко доступны вещи более поверхностные. Все что более доступно, гораздо легче исчерпывается, а когда исчерпывается потенциал, это просто становится привычкой. Ты смотришь на это и думаешь: «Ну, и что я такого особенного сделал?» В этом случае важно понимать следующее: Господь говорит про всякое делание, а так же попытку оценить его: «когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие» (Лк 17:10). Когда вы принимаете это, к вам приходит ощущение жизни и, может быть, ощущение ценности человека, ради которого все это делается. Все люди, когда им делается доброе дело, естественно этим пользуются, иначе в нем не было бы смысла. Всегда есть риск того, что этой пользой будут злоупотреблять. Ну и что. Если это доброе дело, и оно не потакает греху, то делать его — правильно, а ожидать, да еще с нетерпением, что вот-вот за спиной вырастут крылья, просто не стоит. Читайте также: Великий пост в 2011 году: 7 марта — 23 апреля Календарь Великого поста – ИНФОГРАФИКА Великий канон прп. Андрея Критского Молитва св. Ефрема Сирина Соборование. Таинство Елеосвящения О Литургии Преждеосвященных даров О покаянии и Причащении Поучения в дни Великого поста Рецепты постных блюд Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/vyrastut-li-za-post-kr...

В день их памяти по Уставу церковному облегчается строгость Великого поста и даже, если день сей выпадет на понедельник, вторник или четверг, то непременно служится Литургия Преждеосвященных даров. Почему мы так торжественно вспоминаем этих благословенных мучеников? Потому что их пример являет для нас высшее выражение истинной веры и силы исповедания. Славой небесной возвеличены святые угодники Божии, в Севастийском озере мучившиеся. Господь наш Иисус Христос говорил: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным ( Мф.10:32 ). Для святых мучеников Севастийских исповедание Господа составляло немалый труд, так как было сопряжено с многочисленными трудностями, гонениями и риском для самой жизни. Языческий мир негодовал, изливая на них всю свою ненависть лишь за то, что они, как и все христиане, утверждали, что Господь наш Иисус Христос есть Единородный Сын Божий и Бог, Который ради всех людей пришел на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, был распят, пострадал, принял смерть на кресте, погребен, но воскрес в третий день, возшел на небеса и пребывает ныне одесную Бога Отца. Вот за эту истину и приняли мученическую кончину сорок воинов. Высоту же чести мученичества явил Сам Сын Божий, распявшись на кресте, принеся искупительную жертву за род человеческий. Приняв на Себя человеческое естество, именно во время Своего мученического подвига воскликнул страдающий Господь: Ныне прославился Сын Человеческий ( Ин.13:31 ). Мы знаем, что Спаситель наш являлся величайшим Пророком, пророчествовавшим о пленении Иеру салима, предсказавшим Страшный Судный день. Проходя по городам и селениям, Господь благовествовал Евангелие и явил Себя миру также величайшим Проповедником. Иисус Христос показал всем пример истинного пустыннического подвига и постничества: Поведен был духом в пустыню… и ничего не ел в эти дни ( Лк.4:1–2 ). Являлся Он и величайшим Преподобным, о Котором апостол Павел говорил: Святой, непричастный злу, непорочный ( Евр.7:26 ). Наконец, все мы знаем, что Господь наш – несравненный Чудотворец, исцелявший больных, слепых, глухих, хромых и расслабленных, воскрешающий мертвых, изгоняющий бесов. Но даже как Чудотворец не просиял Христос Божественной славой и не возвеличился в глазах людей.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010