Период первый. Обновляемая Церковь под видимою Главою Состояние Иудеев во время земной жизни Иисуса Христа Иисус Христос, мнимый сын тектона (плотник, строитель) земного, истинный сын Архитектона Небесного, для создания Церкви Новозаветной явился тогда, когда скиния Церкви Ветхозаветной и народа иудейского была готова превратиться в развалины. Гражданское Ирод, великий только по злодеяниям, иноплеменник воцаренный Римлянами, истребил владетельное племя Маккавеев; раздражил Иудеев войнами, жестокостью и недоверчивостью; изнурил своей пышностью и чрезмерными Римлянам подарками и довершил их развращение обычаями языческими. После него правление Иудеи с Идумеею и Самариею наследовал сын его Архелай, которого, впрочем, Цезарь не удостоил имени царя, но только ефпарха или народоначальника. Отправив около десяти лет, вследствие жалобы, принесенной Августу на его жестокость, он был заточен в Галлию. Его владения по желанию народа присоединены к Сирии под начало особых прокураторов или блюстителей 1 , уполномоченных распоряжаться правом жизни и смерти, каковыми, в продолжение земной жизни Иисуса Христа, были: Копоний, Марк Амбивий, Анний Руф, Валерий Грат и Понтий Пилат. Последний неоднократно был виновником мятежей, то из – за внесения в Иерусалим Кесаревых изображений, составлявших знамена римского войска; то из – за посвящения Тиверию золотых щитов во дворце Ирода; то из – за похищения из храма сокровищ под видом предполагаемого строения водовода. Наконец, быдучи вызван в Рим к суду, погиб самоубийством. Другой сын Ирода великого, Ирод Антипа, в звании тетрарха или четвертовластника 2 обладал Галилеей и заиорданской областью, пока, принуждаемый беззаконною женою своею Иродиадою, не стал домогаться царскаго достоинства. Калигула обоих послал в заточение в Лион. Филипп, третий сын Ирода великого, был тетрархом Итуреи, Трахонитиды, Ватанеи и Панеады 3 . Церковное Но перемены и замешательства гражданские суть ничто в сравнении с плачевным последним состоянием иудейской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Иосифляне старались дать ему обоснование, подбирая для этого целый ряд самых разнообразных доводов. Основной их точкой все-таки служила общественная роль монастырей, между тем как заволжские старцы не видели даже нужды в больших общежительных монастырях и считали «особное» или скитское житие наиболее целесообразным и наиболее удобным для выполнения монашеских обетов. Это основное различие названных партий, помимо полемики в литературе ( Максим Грек , Даниил, Вассиан, Беседа Сергия и Германа и др.), сказалось и в жизни, в общественной деятельности, где иосифляне всякими путями старались устранить противников от видного и влиятельного положения, если последние получали его. Осуждение Максима Грека и долголетнее пребывание его в монастырском заточении показывает, что иосифляне мало стеснялись в выборе средств для устранения своих противников от общественной деятельности. Разбор процесса Артемия приведет нас скоро к такому же заключению: он, по своему влиянию на царя был опасным человеком, его надо было устранить и обезвредить и это было с успехом достигнуто. Принимая игуменство, Артемий добился у царя согласия на освобождение Максима Грека и перевод его в Троицкую обитель. Совершенно справедливо замечание проф. Павлова, 76 что Артемий, должно быть, искал в лице Максима нравственной поддержки: «Артемий, конечно, знал наперед, что ждет его «в великом царском богомольи», где, по замечанию самого собора, невозможно было строгое соблюдение правил общежития: «занеже то место чудотворное и гости безпрестанно день и ночь», и не прежде поехал в свое игуменство, как получил дозволение «покоить» у себя в монастыре знаменитого тверского заточника Максима Грека ; но несмотря на нравственную поддержку Максима, игумен-пустынник скоро почувствовал себя не на месте». Кроме того, известно еще, 77 что Артемий во время своего игуменства упросил царя назначить блаженного Феодорита архимандритом Евфимиева монастыря, близь Суздаля. Других известий о деятельности Артемия во время его пребывания игуменом у Троицы не дошло.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чугуев на воеводство, Алексей - в г. Острогожск (Рыбное). Единомышленницу М. Марию Герасимовну Данилову после 22 апр. 1672 г. заключили в подвале Стрелецкого приказа; поместья ее мужа А. И. Данилова также были конфискованы. М. неоднократно и безуспешно увещевал Рязанский митр. Иларион . В заключении М. удалось получить причастие от игум. Иова Льговского . Зимой 1672 г. (по предположению Седова) или 1673 г. (т. зр. А. И. Мазунина) М., Урусову и Данилову подвергли жестоким пыткам. Предполагалась казнь М.- сожжение в срубе на Болотной пл. в Москве. После смерти патриарха Питирима 19 апр. 1673 г. М. перевели в Новодевичий московский в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь , чтобы исключить возможность ее посещения единомышленниками, в т. ч. из числа придворных, затем в Хамовную слободу, во двор старосты. После безуспешной попытки заступничества царевны Ирины Михайловны в кон. 1673 - нач. 1674 г. царь приказал отправить 3 узниц в Боровск в жестокое заточение. 10-12 янв. 1675 г. боровских заключенных тайно навестили близкие М. люди, среди к-рых были инокиня Мелания, старица Елена Хрущова и Ф. П. Соковнин, названный в Житии «большим братом». После 10 апр. 1675 г. расследование «о приходе и о приношении» производил подьячий Стрелецкого приказа П. Бессонов, отобравший у заключенных женщин книги, иконы, одежду и пищу. В кон. июня 1675 г. по распоряжению дьяка Стрелецкого приказа Ф. Кузмищева были сожжены 14 боровских тюремных «сидельцев», среди к-рых были Иван, слуга М., и ее соузница инокиня Иустина. В остроге «учинили» глубокую земляную тюрьму, куда перевели М., Урусову, а после смерти последней Данилову. Под страхом смертной казни охране запретили давать узницам пищу и питье. От голода М. умерла в ночь на 2 нояб. На могиле сестер после 1682 г. их братья Федор и Алексей Соковнины положили надгробную плиту (ныне утрачена). Старообрядческая часовня на предполагаемом месте захоронения Ф. П. Морозовой и кнг. Е. П. Урусовой в Боровске. 2002–2005 гг. Архит. А. П. Долнаков.

http://pravenc.ru/text/2564174.html

Вместе с тем, Г.Е. Львов стал в годы войны весьма популярной фигурой в либеральном лагере. Член Главного комитета Всероссийского союза городов кадет Н.И. Астров так отзывался о князе: «Репутация кн. Львова как исключительного по размаху деятельности практического работника и организатора признавалась всеми. Известность Львова росла с каждым днем. Его знала вся Россия. Его знала Россия земская и Россия городская. (...) Знала Львова и армия в лице военачальников и солдат, которые повсюду встречали общественную помощь. Эта помощь связывалась с именем кн. Львова. Россия знала его и ценила. Узнавала и научалась ценить и заграница». С 1916 года имя Г.Е. Львова фигурировало во многих списках членов предполагаемого «ответственного министерства» или «министерства доверия», которое должно было заменить существующее царское правительство. Как отмечает историк И.Л. Архипов, «в 1916-м начале 1917 года фигура Львова рассматривалась как одна из ключевых в политической жизни России. В различных общественных кругах он воспринимался почти что " спасителем родины " , вокруг его имени возникали окруженные ореолом таинственности легенды». В это время Львов, завязавший дружбу с начальником штаба Верховного главнокомандующего генералом М.В. Алексеевым, обсуждал с ним планы дворцового переворота, замены Императора Николая II Великим князем Николаем Николаевичем (который, заметим, всячески протежировал Львову) и заточения Императрицы Александры Федоровны в монастырь. «Революция всегда начинается с титулованного аристократа, отмечал публицист М.А. Алданов : граф Мирабо или маркиз Лафайет, лорд Аргайл или князь Понятовский, принц Макс Баденский или граф Карольи...». В России эта роль выпала на долю представителя рода Рюриковичей князя Г.Е. Львова. Когда в феврале 1917 года грянули революционные события, князь 2 марта был назначен временным комитетом Государственной Думы министром-председателем и министром внутренних дел Временного правительства. «Выбор в пользу Львова, сделанный столичными политиками, отмечает И.Л.

http://ruskline.ru/history/2016/05/31/ka...

В 1765 году в честь трехлетия восшествия на престол Екатерина подарила соучастникам переворота, который привел ее к власти, великолепные сервизы, однако братьев Рославлевых в «сервизном списке» не оказалось. Подобно князю М. П. Гагарину и барону А. И. Остерману – владельцев соседнего села Степановское, Н. И. Рославлев лишился царского доверия и потерял свое высокое положение. В 1763 году он был сослан вместе с семьей в крепость святой Елизаветы, которая находилась на территории Украины. Причиной опалы Н. И. Рославлева стало дело о предполагаемом втором браке Екатерины II, проект которого обсуждался всего через год после восшествия царицы на престол. Идею нового брака продвигал Алексей Григорьевич Орлов, желая сделать супругом царицы своего брата Григория. Благовидным предлогом для этого стало слабое здоровье единственного наследника престола Павла Петровича. Против этого «марьяжа» восстали противники возвышения Орловых, в число которых вошел и генерал-майор Н. И. Рославлев. Зачинщик заговора камер-юнкер Федор Хитрово собрал соучастников и высказался за убийство Орловых. Параллельно с этим в Москве через Н. И. Рославлева был распространен слух о расписке Екатерины, в которой она в 1762 году якобы писала об условии быть правительницей России только до совершеннолетия ее сына Павла. Об этом неприятном для императрицы документе, вероятно, уничтоженном после воцарения, знали немногие и, в том числе, Николай Рославлев. Дело на заговорщиков камер-юнкера Хитрово, Рославлева и некоторых других завершилось без суда, но были приняты административные меры: Николай Иванович Рославлев был на два года заточен в Елизаветинскую крепость и отстранен от дел. В 1763 году Рославлев писал из заточения другу Елагину: «Единого ради человеколюбия прошу, чтобы меня отсюда вывесть хотя умереть поближе к Москве, а я очень болен, кровь из горла идет и с постели не встаю, лечить же некому, худой самый лекарь, жена бедная также больна да притом брюхата». Рославлеву позволили переехать в подмосковное имение, и последние двадцать лет жизни Рославлев провел вдали от придворных дел в Никитском. В 1922 году из церкви были изъяты все церковные ценности под предлогом " Помощи голодающим Поволжья " .

http://sobory.ru/article/?object=01153

Епископу Виктору при его назначении была дана инструкция не задаваться миссионерскими целями против унии и римского католичества. Ему даже было запрещено рукополагать священников в те приходы, на которые почему-либо претендовали униаты. Преосвященный Виктор явился славным поборником Православия в Западной Руси и на Украине. Он зарекомендовал себя " благонравием " , " честным поведением " и " осторожностью " , а также настойчивой заботливостью о судьбах Православия в областях, находившихся под польским владычеством. Он более всего призывал свою паству к долготерпению, а о воссоединении униатов пока и не мечтал. Он не отнял ни одной униатской церкви, но твердою рукою остановил запустение и разорение православных храмов и монастырей. В те приходы, из которых православные священники были изгнаны, а униаты не успели возвратиться, он рукополагал священнослужителей, а в пришедшие в запустение от безлюдия монастыри призывал людей из других епархий. Преосвященный Виктор изыскивал средства для поддержания церковных зданий; принял принудительные меры к тому, чтобы духовенство направляло своих детей для обучения в Слуцкую семинарию. Своими осторожными и целенаправленными действиями преосвященный Виктор вместе с Георгием Конисским и архимандритом. Мелхиседеком подготовили великое дело воссоединения униатов. Православие стало заметно оживать, а вместе с ним ожило и исконное тяготение к России. Поляки были этим встревожены и, чтобы приостановить воссоединение с Матерью-Церковью, обвинили православных в Польше в намерении " вырезать всех поляков " . Была назначена специальная следственная комиссия, которая многих православных подвергла пыткам и даже смерти. Обвинен был и преосвященный Виктор в предполагаемом бунте и 18 апреля 1789 года он был схвачен и отправлен в Варшаву на сеймовский суд. Три года и три месяца томился преосвященный в заточении сначала в Варшаве, а потом в темной и сырой тюремной келии Ченстоховского монастыря, закованный в кандалы, мучимый допросами и нередко под страхом смерти.

http://pravoslavie.ru/archiv/archiereolo...

336 Одесский Свято–Архангело–Михайловский женский монастырь был основан в первой половине XIX века. В 1835 году генерал–губернатор граф Михаил Воронцов построил в Одессе храм во имя своего небесного покровителя Архангела Михаила. Через пять лет при храме был учрежден женский общежительный монастырь. При обители действовали больница и Епархиальное женское училище для девочек–сирот. После революции 1917 года монастырь был закрыт, собор и колокольня взорваны. Возрождение Архангело–Михайловского женского монастыря началось в 1991 году. 337 Благовещенский женский монастырь близ Херсона был основан в 1856 году как община. В 1883 году Святейший Синод разрешил преобразовать общину в общежительный монастырь. В монастыре действовали Благовещенский и Свято–Троицкий храмы. При обители были открыты школа для девочек, больница, приют для сирот. В 1919 году в обители проживало более ста монахинь и трехсот послушниц. В 1922 году монастырь упразднили, на его территории была размещена детская колония на 500 человек. В 1930–е годы разрушены монастырские храмы. В 2007 году Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о возрождении Благовещенского женского монастыря. Крымские подвижники Текст печатается по изданию: Вениамин (Федченков) , митр. Божии люди. М.: Современник, 1991, а также по рукописям, хранящимся в частном архиве. 338 Инкерманский монастырь святого Климента. Основан в 1852 году архиепископом Херсонским Иннокентием (Борисовым) на предполагаемом месте заточения святого Климента, папы Римского († 101; память – 22 апреля/5 мая, 10/23 сентября, 25 ноября/8 декабря). Один из храмов – пещерный, времен святого Климента. 339 Балаклавский Георгиевский монастырь. В 1891 году отмечалось тысячелетие его существования. Основан на месте языческого капища. Из трех храмов один – пещерный – VI века. Предание связывает это место с проповедью святого апостола Андрея Первозванного. В 1993 году началось возрождение обители. 341 Святитель Лука, исповедник, архиепископ Симферопольский (в миру Валентин Феликсович Войно–Ясенецкий, † 1961; память – 29 мая/11 июня) родился в 1877 году в Киеве в семье провизора.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Э. I. 239). На соборе, бывшем в этом году по поводу ереси Башкина, один епископ – Кассиан Рязанский открыто порицал книгу Иосифа Волоцкого , написанную им на еретиков жидовствующих. Князь Курбский отзывался о современной русской иерархии: «Отцы вселенских соборов, хотя предавали еретиков анафеме, но не преследовали их огнем и мечом, как делают ныне защитники апостольских догматов». В силу подобных заявлений соборный суд над еретиком Матвеем Башкиным, происходивший в 1554 году, не имел уже тех последствий, какими сопровождался в начале того же столетия суд над жидовствующими: Башкин предан только церковному покаянию в монастырском заточении. Полное действие греко-римских законов о еретиках и раскольниках началось у нас только со второй половины XVII в. – с эпохи появления нашего раскола. Впрочем, Алексей Михайлович, подобно Ивану III, еще колебался в мыслях относительно мер против раскола. Уложение 1649 г., назначая смертную казнь за богохульство и совращение в ересь, еще не давало положительного ответа на вопрос о вскоре потом появившемся расколе. Но этот ответ последовал со стороны Московского собора 1667 г. На вопрос царя: «Достоит ли раскольников подвергать градским казням», – собор ответил: «Подобает их казнити и градским казнением», и в подтверждение такого ответа сослался на пример греческих вселенских соборов, по приговору которых императоры подвергали ересеначальников уголовным наказаниям. С этого времени раскол формально внесен у нас в разряд уголовных преступлений; и при том первоначально —657— раскольников наказывали по статье Уложения о богохульстве, именно – сожигали. Причина, почему раскол отождествлялся тогда в глазах правосудия с богохульством, заключалась в том, что раскольники, отвергая все церковные исправления, сделанные при патриархе Никоне , хулили церковь и ее святыню, называли, напр., четвероконечный крест антихристовой печатью, иконы итальянской живописи идолами и т. под. Строгость к расколу увеличивалась еще вследствие неоднократных бунтов (соловецкого 1667–1676 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Потом мир будет переделан, и Церковь достигнет своего конца, она будет полностью собрана в день Воскресения. Церковь состоит из нескольких частей: она не ограничивается только нынешним миром, – в Церковь также входят умершие люди. Вы знаете, что мы за умерших молимся, потому что люди, которые вошли в Церковь, не выходят из нее в момент смерти. Церковь объединяется Богом, Который наполняет Вселенную, Он и за гробом такой же Бог. Вот поэтому человек, вошедший в Церковь, остается с Богом и после смерти. И святые, то есть праведники, умершие и ушедшие от нас, молятся за людей, которые на земле. Мы все соединены союзом любви – все христиане связаны на земле и на Небесах. Люди, которые грешили, но не отпадали от Церкви, даже если они попали в места заточения после смерти, но не были заточены во грехе, они могут быть освобождены по молитвам Церкви. На богослужениях мы молимся, подаем записки за умерших христиан – только за христиан, как за крещеных, которые веровали. А если был крещеный, но неверующий… Если не веровал, как же ему можно помочь? – А за атеистов нельзя подавать? – Если явный атеист, то, конечно, нельзя. Другое дело, что бывают случаи, когда мы не знаем – верующий или неверующий. Вы знаете, есть такой юридический принцип: презумпция невиновности. В таком случае мы предполагаем, что, скорее всего, он был верующий. – А если верующий, но не крещеный? – Тогда он, естественно, вне Церкви. Мы подавать записку за него не можем. То есть Церковь молится только о своих. Некрещеный не в Теле Церкви, он не со Христом, над ним тяготеет старое проклятие Адама, которому было сказано: «… прах ты и в прах возвратишься » ( Быт.3:19 ). Тело превратится в прах, а дух уйдет в землю – в ад. Кроме одного исключения… Человек может спастись и некрещеным, если его казнили за Христа. Такой человек может быть спасен, даже если он некрещеный, потому что он крещение принимает своей кровью. В Церковь также входят, кроме людей, другие существа, бесплотные духи – Ангелы. Почему нам Ангелы-Хранители даются в Крещении, потому что они наши братья, они – члены Всемирной Церкви, которая не ограничивается Землей, но охватывает всю Вселенную. Ведь Церковь освящает весь мир: освящает воду, семена… У кого есть огороды, знайте, что можно семена освящать, чтобы благословение Божие было на земле. Церковь освящает дома, машины, освящает роды… Есть разные виды освящения. Церковь благословляет этот мир, потому что мир сотворен Богом. Через Церковь благословение Божие изливается на всю Вселенную.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

I. Исследования Очерк жизни Константинопольского патриарха Фотия, соч. д. чл. А.П. Зернина О редакциях Патерика Печерского вообще, и проч., соч. д. чл. А.М. Кубарева, со снимком О пребывании патриарха Никона в заточении в Ферапонтов и Кириллове Белозер-ских монастырях, и проч., соч. архимандрита Варлаама II. Материалы отечественные Протоколы Верховного Тайного Совета 1726–1730 г. III. Материалы славянские Житие Феодосия, игумена Печерского, списание Нестора, по харатейному списку XII-ro века Московского Успенского Собора, с разнословиями по многим другим, 3-мя снимками и предисловием О. Бодянского IV. Материалы иностранные Об областях Римской империи, соч. Константина Багрянородного. Перевод с Гре-ческого V. Смесь Донесение Ее Императорскому Величеству, Государыне Императрице, Анне Иоан-новне, о Московском большом пожаре в 1737 г. Сообщ. д. чл. П. И. Иванов Наставление выборному от Малороссийской Коллегии в Комиссию о сочинении проекта нового Уложения, г. коллежскому советнику и члену той Коллегии, Дм. Натали-ну Возражение депутата Григория Политики на «Наставление Малороссийской Кол-легии господину ж депутату, Димитрию Наталину» Сообщ. Гр. А. Милорадович Грамота Императора Петра I-ro к Антонию, архиепископу Черниговскому Письмо графа Браницкого к генералу Ломоносову 1805 г Письмо М.Л. Кутузова, писанное после Аустерлицкой кампании, к генералу М.А. Милорадовичу, 1806 г Письмо князя Петра Багратиона к князю Я. И. Лобанову-Ростовскому, 1812 г В Правительствующий Сенат Императорского Московского Университета от ку-ратора Шувалова донесение Решение Сената на донесение куратора Московского Университета Шувалова. Со-общ. д. чл. П. И. Иванов Мнение сенатора Державина о правах, преимуществах и существенной должности Сената Примечания на проект доклада гг. сенаторов Об ответственности судей, мнение т.е. графа Потоцкого Записка для составления законов Российских Примерный устав нового предполагаемого Общества переводчиков, соч. А. Кайса-рова Письмо Государя Императора Александра I-ro к министру юстиции, Д.П. Трощин-скому

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010