В Новом Завете Господь наш Иисус Христос проповедывал людям Свое учение устно и ни одной книги не было написано Им. После Него и Апостолы в первое время также проповедывали устно, и только уже впоследствии некоторые из них, не все, – написали свящ. книги. Притом Апостолы, написавшие свящ. книги, писали их не с тем, чтобы изложить в них все учение Христово, а чтобы предохранять христиан от еретиков, утвердить их в вере, разрешить возникавшие между ними недоумения и споры. Сами они говорили, что все учение Христово и все чудеса Его невозможно и записать. Св. Евангелист Иоанн говорит так: «много сотворил Иисус пред учениками своими и других чудес, о которых не написано в книге сей» ( Ин.20:30 ). В заключение своего евангелия он говорит так: «Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно: то думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин.21:25 ). В своих посланиях Апостолы иногда высказывали желание поговорить с христианами подробнее о том, о чем кратко писали им, а иногда напоминали им, чтобы они помнили и соблюдали то, что передано было им устно. Св. Иоанн писал: «Многое имею вам писать, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам ( 2Ин.1:12 ). Так Апостол, желая говорить о многом, не написал в послании, а отложил до личного собеседования, и эти беседы сохранялись в предании. Апостол Павел писал Коринфянам; «хвалю вас, братия, что вы все мое помните, и держите предания так, как я предал вам ( 1Кор. 11:2 ). Солунянам тот же Апостол писал: «братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Сол. 2:15 ). Так Апостол Павел одних хвалит, а других убеждает, чтобы они помнили о том, о чем он с ними беседовал, и что сохранялось в предании. Из приведенных слов св. Апостолов мы видим, что божественное учение передавалось в новом завете не только посланием, книгами, но словом, – устно, и что переданное тем и другим способом учение обязательно для христиан. – После Апостолов их ученики, так называемые мужи апостольские, и св. отцы и учители церковные учили, что нужно сохранять учение, находящееся в св. предании. Св. Игнатий Богоносец , ученик Иоанна Богослова, увещевая христиан уклоняться от ложного учения еретиков, убеждал твердо держаться апостольских преданий (Друг. Ист. 1889, 17, 356 стр.). Св. Киприан говорит так: «душам благочестивым и простым легко избежать заблуждений и найти истину, ибо как только мы обратимся к источнику божественного предания, заблуждение исчезнет». Св. Епифаний пишет: «нужно держаться и предания, ибо невозможно обрести все в одних писаниях, святейшие апостолы одно оставили в писании, другое в предании» (там же 357 стр.). Так и после апостолов св. отцы учили о важности и необходимости учения, сохраненного в св. Предании, как слова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Во 2 Тим. 3научает ли Ап. Павел Ап. Тимофея отвергать св. Предание?   Нет, не научает, но одобряет Ап. Тимофея за чтение Ветхозаветных Писаний, ибо Тимофей «знал священные писания с детства», т.е. когда еще не было ни одной строки Новозаветного Писания. Какие еще тексты приводят сектанты в оправдание свое, что они не имеют св. Предания?   Сектанты приводят обличение Спасителя фарисеям, что они заменяли заповеди Божии человеческим преданием. Места эти у Мф. 15:6, 9 и Мр. 7:8 Основательны ли эти отговорки сектантов в отрицании св. Предания Христианского?   Нет, не основательны, потому что Спаситель, как передают Апостолы Матфей и Марк, обличал фарисеев за нарушение заповедей Божиих из-за «человеческого» предания старцев, а Св. Преданию Церкви Православной тогда и не было, потому что Церковь Православная началась только после Вознесения Господня, в день Сошествия Св. Духа.    Да и сами Евангелисты объясняют, что такое предание старцев. По Евангелию Мф. 15:3—6 видно, что фарисеи имели беззаконное предание, по которому можно было обижать родителей, а в св. Предании Церкви Православной все согласно с поучением Господним, и нет ничего противоречивого свящ. Писаниям, что и будет доказано дальнейшим разъяснением всего учения Христианского.    Что касается Ев. Мр. 7 гл., то здесь прямо выясняется, что Спаситель разумел под жидовским человеческим преданием. «Фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей» (Мр 7:3, 4). Вот в чем заключалось «предание старцев», или «предание человеческое», и из-за этих внешних правил нарушались заповеди Божии, но ведь в св. Предании Христовом, которое сохраняется в Православной Церкви, ничего подобного нет, и когда сектанты отрицаются от него, то у них нет на это основания. На какие еще места св. Писания ссылаются сектанты в свое оправдание, что у них отсутствует св. Предание Церкви Христовой?   Сектанты еще ссылаются на 1 Тим 1:3, 6:3.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Если передаётся устное иудейское предание старцев, которое противоречит Письменной Торе, то это предание, очевидно, плохо. Если передаётся чисто человеческое учение гностиков, стремящихся исказить истинную веру, которую апостолы проповедали в Колоссах, – и это предание дурно. Но и сами апостолы сообщали ученикам их предания, рассчитывая на то, что, в свою очередь, и ученики сообщат их кому-то ещё. Итак, в Новом Завете есть примеры преданий человеческих, иудейских и гностических (плохи и те, и другие) и апостольского Предания (которое хорошо). Если не закрыть Библию и продолжить её читать, упоминания апостольского Предания можно найти во многих местах. Павел получил много преданий от Церкви и добросовестно передал их новообращённым, рассчитывая, что они эти предания сохранят. Христиане Коринфа сохранили апостольские Предания, так что Павел написал им: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания [греч. парадосис] так, как я передал [греч. парадидоми] вам. (1Кор. 11, 2). Он снова упоминает, что сохранил Апостольское Предание, в 1Кор.15, 3, где говорит: «Ибо я первоначально преподал [греч. парадидоми] вам, что и сам принял, то есть что Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1Кор. 15, 3). И снова он настаивает на первостепенной важности устного апостольского Предания,когда заповедует фессалоникийцам: «Стойте и держите предания [греч. парадосис], которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15). Обратите особое внимание на последнюю цитату: апостол Павел упоминает здесь предания, во множественном числе, и ставит их наравне с посланием, написанным прежде (т.е. с 1-м посланием к Фессалоникийцам). Таким образом, то, что имело авторитет в Церкви – не Писание отдельно, а Апостольское учение , которое может быть в двух формах: «словом» [т.е. устно] или «посланием». Обе формы равно авторитетны, ибо Павел заповедал «стоять и держать» их обе – и сначала он назвал устные предания, вероятно, потому, что фессалоникийцы к тому времени уже получили много таких преданий, но всего одно послание. Из этого мы видим авторитет апостольского предания, а также то, почему православные называют его Священным Преданием. Апостол Павел рассчитывал, что обращённые им в христианскую веру воспримут всё, чему он их учил, а не только то, что нужно было ему написать в посланиях. Поэтому он огорчился, что некоторые фессалоникийцы предались праздности в ожидании Второго Пришествия, и поэтому он учил их «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно , а не по преданию, которое приняли от нас » (2 Фес.3, 6). Апостольское Предание было обязательным для исполнения.

http://pravoslavie.ru/151029.html

И ещё апостол говорит, что и Смерть, и Погребение, и Воскресение Спасителя Христа представляют собой Предание Церкви, которое он (апостол) принял от Самого Господа и которое передаёт христианам ( 1Кор. 15:1–4 ) 777 . Согласно этому, Священное Предание, по апостолу Павлу, представляет собой не только то, что написано или не написано в Евангелии как в книге. Но, прежде всего, Предание – это доверие Церкви самого Евангелия Христова как Богопереданной веры, истины, жизни и спасения. А ещё конкретнее, да повторим основную истину всей апостольской экклесиологии: Божественное, Богочеловеческое Предание есть предание Самого Господа Иисуса Христа как Спасителя в Церковь , и как Церковь, из века в век, из поколения в поколение, вкупе со всеми Его Божественными истинами и догматами, благодатями и добродетелями 778 . Это со всей очевидностью следует из цитированных слов апостола ( Кол. 2:6–7 ): вы приняли Иисуса Господа, и других фрагментов 779 . Поэтому апостол всякое изменение Предания, то есть Евангелия, характеризует как переход к иному благовествованию и как проповедь другого Иисуса ( Гал. 1:6 ; 2Кор. 11:4 ). Апостол очень часто говорит о Предании в Послании к Тимофею ( 1Тим. 6:20 ; 2Тим. 3:14 ; ср. 1Тим. 4:6, 16 ; Евр. 13:7 ; Фил. 4:19 ; Гал. 1:9 ): О Тимофей! храни преданное тебе ( τν παρακαταθκην), и ещё: А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Но ещё конкретнее он говорит в 2Тим. 1:13–14 : Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог ( τν παραθκην) Духом Святым, живущим в нас. Этими словами апостол показывает, что Дух Святой – хранитель Предания в Церкви 780 . Предание связано, как проистекает из выше процитированных слов апостола, и с апостольской иерархией (преемством), существующей в Церкви 781 , и, как говорит святой Златоуст, со святой, духоблагодатной жизнью в Церкви, то есть со святыми, в которых живёт Святой Дух 782 ; такими были сами святые апостолы 783 и, прежде всего, Павел, поэтому он «учил (людей) не только словами, но и делами» 784 , что значит: своей жизнью и делами, образом жизни, поведением и деланием – все во Христе и в Духе Святом.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

И также как Христос один, и Дух один, и одно тело Церкви, так и вера Церкви одна и та же во всяком месте вселенной и во веки 771 . Вера, однажды переданная святым ( Иуд. 3 ), то есть христианам, в Церкви Господом и Его апостолами, хранится всюду и всегда 772 Духом Святым, и проповедуется и передается из поколения в поколение, оставаясь неизменной, не меняясь в зависимости от места во вселенной и во времени 773 . Поэтому апостол Павел весьма часто говорит о Предании веры: Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нём, будучи укоренены и утверждены в Нём и укреплены в вере, как вы научены ( Кол. 2:6–7 ). И в другом месте: О том помышляйте, чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне ( Фил. 4:8–9 ; ср. 2Сол. 3:6 ). И снова: Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор. 11:2 ) 774 . В Послании к Евреям ( Евр. 13:7–9 ) апостол ещё конкретнее говорит о Священном Предании веры: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте Вере их. Иисус Христос вчера, и сегодня, и вовеки – Тот же! Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь. И Фессалоникийцам ясно пишет: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим ( 2Сол. 2:15 ; ср. 2:10–13; 3:6) 775 . Из всех процитированных фрагментов становится очевидно, что апостол отождествляет Предание веры со всем христианским Откровением, с Евангелием, которое он проповедует. Он говорит об этом совершенно определённо: предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим, то есть «Предание» – и Послание Апостола (Священное Писание), и слово Апостола (Апостольское предание). «Отсюда очевидно, что (апостолы) не всё передали чрез послания, но многое сообщали и без письмен; между тем, и то и другое равно достоверно. Поэтому мы должны признавать достоверным и церковное Предание. Есть предание, больше не ищи ничего» ( Παρδοσς στι, μηδν πλον ζτει) 776 . В предшествуем изложении мы увидели, что и сама Божественная Евхаристия есть «Предание» ( 1Кор. 11:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

«Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому бы миру не вместить бы написанных книг» ( Ин.21:25 ). Св. апостолы даже и не заботились о том, чтобы записать все свое учение. Например, тот же апостол Иоанн в конце своего второго и третьего послания пишет: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полная» ( 2Ин.1:12 ). «Много имею я писать, но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам». ( 3Ин.1:13–14 ). Иногда же апостолы писали не полностью божественное учение, а лишь кратко. «Се кратко написал я» – говорит св. апостол Петр в своем первом послании ( 1Пет.5:12 ). «Мне через откровение возвещена тайна, о чем я и выше писал кратко», – пишет св. апостол Павел в послании к Ефессянам ( Еф.3:3 ). Где же содержится та часть Божественного учения, которая не записана в Св. Писании? Содержится она в так называемом Священном Предании. Что такое Священное Предание? Священным Преданием называется учение Спасителя и апостолов, незаписанное в книгах Св. Писания, а сохраняемое и распространяемое в устной передаче. Так как Священное Предание является учением Господа и апостолов, то оно для христиан одинаково важно и необходимо, как и Священное Писание . Вот почему святые апостолы заповедовали христианам свято и нерушимо соблюдать Св. Предание. Так св. ап. Павел написал в послании к Фессалоникийцам: «Братия! Стойте и держите Предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). Кто из христиан соблюдал Предание, того апостолы хвалили: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните, и держите Предания» – писал апостол Павел Коринфянам ( 1Кор.11:2 ). А кто не поступал по Преданию, от того апостолы повелевали удаляться: «Завещаем же вам, братия, удаляться от всякого брата, поступающая бесчинно, а не по Преданию, которое приняли от нас». ( 2Фес.3:6 )- заповедовал христианам св. апостол Павел. Кто же хранил и хранит в Церкви Св. Предание? Хранителями Священного Предания сначала были святые апостолы, а когда пришло время их кончины, они передали Св. Предание своим преемникам – пастырям Церкви. Апостол Павел об этом так писал своему ученику Тимофею: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня» ( 2Тим.1–13 ). «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» ( 2Тим.2:2 ). «О, Тимофей! Храни преданное тебе» ( 1Тим.6:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Православный : Многие из тех вопросов, которые вы обозначили в своем слове, мы рассмотрим, когда будем говорить о Церкви. Отвечая на ваш вопрос о правильном понимании Библии, я хочу обратить ваше внимание на термин «Предание». Сектанты разных направлений в своем большинстве не имеют правильного представления об этом понятии. Сектант : Нет! Напротив! Мы имеем представление о том, что есть предание. Христос говорил: «…зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» ( Мф.15:3 ); и еще: «…вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» ( Мф.15:6–7 ). Вы, православные, к сожалению, до сих пор держитесь предания старцев ( Мк.7:5 ), «уча учениям, заповедям человеческим». Православный : Говоря о Предании (Священном Предании), мы, прежде всего, имеем в виду не предания старцев и учения, заповеди человеческие, а Предания апостольские и Учение церковное. В Новом Завете об апостольском предании и его значимости сказано достаточно. Рассмотрим некоторые из этих текстов: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор.11:2 ). Здесь мы видим, что апостол Павел поощряет похвалой придерживающихся Предания. Сектант : Я хочу проверить этот текст по переводу «Нового Мира». Вот смотрите, здесь сказано несколько иначе, чем в Синодальном переводе: «Хвалю же вас за то, что во всех делах вы помните обо мне и твёрдо держитесь традиций, как я передал вам их» (НМ). В некоторых английских переводах слово «предание» в этом тексте ( 1Кор.11:2 ) заменено словом «учение». Православный : Эта замена неправомочна. Давайте посмотрим древнегреческий вариант данного текста, дословный перевод будет следующий: хвалю же вас что все мое вы помните и как я передал вам предание держите. – Хвалю же вас, братья, что все мое помните и, как я передал вам, предание держите. Как мы видим, здесь речь идет не о традициях и не об учении. Учение и традицию может создать и установить любой человек персонально, в отличие от предания, которое принимается и передается далее. Пример этого – следующие слова апостола Павла: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал» ( 1Кор.11:23 ). Св. Викентий Лиринский учил: «Предание это то, что ты принял, а не то, что выдумал».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Разделы портала «Азбука веры» Что важнее Писание или Предание ? Вопрос закрыт для новых ответов. 4 Ответа Что лично для Вас важнее: голова или сердце? Без чего Вы предпочли бы дальше жить? Примерно так и выглядит Ваш вопрос. Когда на апостолов сошел Святой Дух, они вовсе не имели Писания Нового Завета, но зато целиком имели учение, т.е. церковное Предание. Впоследствии движимые Духом Святым апостолы дали Церкви тексты Писания, но вместе с ними дали Церкви и устные наставления и практику, т.е. опять-таки Предание. Чтобы у Вас не было соблазна противопоставлять Писание и Предание, почитайте эту книгу . Тогда Вы сможете понять силу апостольской заповеди и вместе похвалы: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. (2Фесс.2:15) Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. ( 1Кор.11:2 ) Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2Фесс.3:6) Как видите, апостол требует этого от христиан навсегда, а не по одному только частному случаю. Св. Писание — важнейшая часть Св. Предания Церкви. Св. Предание включает в себя всё богатство православной духовной жизни: Священное Писание; соборные решения, догматические и канонические правила; неизмеримый пласт творений святых отцов; жития святых; весь огромный опыт богослужебной практики и текстов (молитвы, последования, каноны, гимны, суточные богослужения, множество вариантов Литургий, Октоих, Минеи, Триоди, Типиконы, монашеские уставы, и т.п.); богослужебные предметы; облачения священства; архитектура и устройство базилик, соборов и храмов; иконопись… Всё это описывает и разъясняет каждому человеку важнейшее событие вселенной — пришествие в мир воплотившегося Бога Слова, Господа нашего Иисуса Христа, и Его помощь и щедрое предложение последовать за Ним через изменение внутренней природы. Прежде всего, нужно дать определение Св. Предания, потому что имеет место терминологическая путаница. Процитирую Пространный христианский катихизис :

http://azbyka.ru/vopros/chto-vazhnee-pis...

Откровение, которое Бог сообщил о Себе ветхозаветным пророкам и которое в полноте было явлено миру через воплотившегося Сына Божия, Господа Иисуса Христа, именуется сверхъестественным — в отличие от естественного откровения, сообщаемого Богом через тварный мир или через историю человечества. Сверхъестественное Откровение всегда сберегалось в сообществе верующих: во времена Ветхого Завета — у богоизбранного народа, история которого запечатлена на страницах Библии; после пришествия в мир Христа — в христианской Церкви. Через Свое Откровение Бог Сам указывает человеку цель истинной жизни и путь к достижению этой цели. Божественное Откровение хранится, передается, изъясняется и проповедуется Церковью. Единый и непрерывный духовный опыт, хранимый в Церкви и передаваемый из поколения в поколение, составляет Священное Предание В книгах Нового Завета слово «предание» обозначает, в первую очередь, само передаваемое учение: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор 11:2 ); «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес 2:15 ). Под «словом» здесь понимается устное Предание, под «посланием» — письменное. Священное Предание выражено, в частности, в постановлениях Вселенских и Поместных Соборов, богослужебных текстах, творениях отцов и учителей Церкви, в рассказах о жизни святых подвижников благочестия, в церковных песнопениях и святых иконах. Именно посредством Предания сохраняется и распространяется среди людей Божественное Откровение:  «Я от Самого Господа  принял то, что и вам передал», — говорит апостол Павел ( 1Кор 11:23 ). Священное Предание есть общее достояние всей Церкви, принадлежащее ей в совокупности и каждому из ее членов в отдельности; оно является свидетельством ее единства, единомыслия, гарантом сохранения в ней апостольского учения. По словам священномученика Иринея Лионского , хотя Церковь и рассеяна по всему миру, однако, приняв проповедь истины от апостолов, она тщательно хранит ее, «как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у нее были одни

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Во-первых, это 2 Фес. 2, 15: «…стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим». 1 Кор. 11,2: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам». 1 Тим. 6, 20: «О, Тимофей! храни преданное тебе»… Или славянский текст, более соответствующий греческому оригиналу: «О, Тимофее! Предание сохрани». 2. Понятие о Священном Предании Предание (παρδοδις). Буквально это греческое слово означает преемственную передачу, например, передачу по наследству, а также и сам механизм передачи от одного человека к другому, от одного поколения людей к другому. Св. Викентий Лиринский задает вопрос: «Что такое предание? — и сам же на него отвечает, — То, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, — то, что ты принял, а не то, что выдумал»… Такой механизм преемственного распространения Божественного Откровения также имеет свое основание в Священном Писании, где говорится о том, что именно таким образом должно сохраняться и распространяться в мире Божественное Откровение. 1 Кор. 11, 23: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам Передал»… Ин. 17, 8. Сам Господь говорит об этой форме сохранения истины: «ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели»… Мы видим некую цепочку: дал, передал, приняли. Тертуллиан, апологет конца II — начала III века, говорит: «мы храним то правило веры, которое Церковь получила от апостолов, апостолы от Христа, Христос от Бога». Таким образом, в Новом Завете и в понимании ранних отцов Церкви Священное Предание — это непрерывная цепь передач богооткровенной истины от одного человека другому, или от одного поколения людей к другому, причем начальное звено этой цепи оказывается, как мы видим из слов Спасителя, в Боге. Это очень важный момент, который надо отметить, именно этим Священное Предание и отличается от других традиций, например, культурных. Протестанты, например, могут с большим уважением относиться к Преданию Православия, они могут согласиться с тем, что все это хорошо и полезно, но при этом они заявляют, что это от человеков, а потому, хотя и полезно, но не является необходимым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010