15 Икос новомучеников см. в Минее дополнительной (М., 2005. С. 207), в Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011. С. 15–16); ср.: Минея общая, гл. 15, «Служба обща мучеником», л. 88 об.–89. 16 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак новомучеников, глас 3-й: «Днесь новомученицы...», и икос новомучеников: «Красный личе...»; седален новомучеников, глас 2-й. «Слава» – седален Триоди, глас 4-й: «Смирение вознесе...», «И ныне» – ин седален Триоди, глас тот же: «Смирение древле...». 17 «Сице долженствует пролог прежде яко обычай читати, потом же синаксарий Триоди, даже до Недели всех святых» (Типикон, гл. 49, 2-е «зри»). 18 Согласно Уставу, во все воскресные дни годичного богослужебного круга (за исключением праздника Святой Пасхи) по отпусте утрени при пении стихиры бывает исхождение в притвор, где читаются Оглашения прп. Феодора Студита, после чего поется тропарь прп. Феодора, глас 8-й: «Православия наставниче...» (без Богородична), и читается 1-й час, который заканчивается воскресным малым отпустом. (В день Пасхи на утрене читается Огласительное слово святого Иоанна Златоуста; исхождение в притвор по отпусте утрени не совершается.) При исхождении в притвор, согласно Типикону (ср.: 2 гл.), поется «стихира самогласна, яко обычай», под которой подразумевается храмовая стихира (ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 322–323) или стихира празднуемого святого (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 40, 74), которая в определенные дни года (в частности, в период пения Триоди) должна заменяться евангельской стихирой (ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 323). При совпадении с воскресным днем памяти великого святого или праздника, имеющего, по Уставу, всенощное бдение (с литией), а также полиелейного праздника, в который Типикон указывает помазание елеем (ср.: Типикон, 27 января), исхождение в притвор дополняется чином елеопомазания и, видоизменяясь, приобретает следующую форму. После выхода в притвор с пением стихиры совершается лития – кадится праздничная икона в притворе, читается литийная молитва «Владыко Многомилостиве...», совершается помазание елеем от лампады перед иконой святого или праздника, затем читаются Оглашения прп. Феодора Студита, поется тропарь прп. Феодора, глас 8-й: «Православия наставниче...» (без Богородична), и совершается 1-й час, который заканчивается малым отпустом. Таким образом, с точки зрения Устава, помазание елеем в воскресные дни назначается не Недели ради, а ради памяти великого святого или праздника, случившегося в этот день (ср. 3-ю главу Типикона с главами 2, 4, 5 и 7), поэтому в других случаях в воскресные дни (например, при службе шестеричного или славословного святого и т. п.) елеопомазание не совершается.

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-05/

На вечерне полагается 1-я кафизма. Служба понедельника Фоминой недели отличается праздничным характером, как будто бы справлялось попразднство. На утрене поётся Бог Господь, читается одна кафизма и канон воскресный с 3 чтениями (§ 1, 3). Афанасиев устав прибавляет к этому 1-ое воскресное евангелие и упоминает только о двух чтениях на каноне, с замечанием: „этот понедельник мы празднуем точь в точь как воскресение”. С этих пор повечерия справляются полные за исключением субботы вечера и праздников, в которые она начинается от „с нами Бог”. По Афанасьеву уставу полагаются после повечерий ещё панихиды т. е заупокойные последования, на которых, в продолжение 50-цы, полагался канон (вероятно заупокойный) и непорочны, а с недели всех святых прибавлялись чтения псалтири, разделённой на три статьи или стояния – в числе 6-ти и 12-ти псалмов. С Фоминой недели до 50-цы поются на вечерне прокимны дневные (§ 3) (а не особые праздничные, как в неделю Пасхи). До вознесения воскресные стихиры на кафизмах предшествуют умилительным и апостольским (§ 5). В субботу накануне пятидесятницы совершается поминовение умерших. Оно состояло в том, что на утрене, после экзапостилария, при пении стихиры „память скончавшихся, Господи”, отправлялись на братское кладбище и там пели стихиры дня и оканчивали утреню. По Афанасьеву – пели и другие заупокойные стихиры. Таким же порядком справлялось поминовение в субботу мясопустную (§ 8). Заупокойные службы не правились на Пасхе, но начинались с Фоминой недели, обыкновенно же их правили по субботам и пели вместо экзапостилария: „в память вечную будет праведник” (§ 12, 2). В праздник 50-цы на вечерне, после предначинательного псалма пели Господи возвах (т. е. кафизмы не полагались), так как понедельник считался днём праздничным, и в первый раз после Пасхи – полагалось три коленопреклонения. На другой день, в понедельник Св. Духа, утреня без кафизм, и всю эту неделю часов не полагается (§ 9). Служба Петрова поста отличается следующими особенностями: каждый день правятся часы, но, в отличие от вседневных, с кафизмой, по окончанию которой говорим Господи помилуй, Христе помилуй, а потом кладём три великих поклона, во время которых слегка поднимаем руки к Богу. Читалась ли при этом какая молитва , а именно: Господи Владыко живота, – не говорится, но замечено только, что кроме указанных трёх, делается ещё двадцать малых поклонов с возможной скоростью, ς χει τχ ς καστος. В Начертании различаются поклоны от коленопреклонений. На повечерии коленопреклонений 50, а на утрене 40 (§ 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

396 В 1000 г. св. Афанасию исполнилось 80 лет. Он усердно занимался увеличением соборного храма. Ему помогал зодчий монах Даниил с пятью братьями каменщиками. 5-го июля они поднялись на недоконченный свод алтаря, который неожиданно обрушился вместе с ними. Из-под завала живым достали только о. Даниила, который вскоре скончался. См.: Порфирий (Успенский) , еп. История Афона. Ч. 3. С. 153. 397 В 1205г., во время латинского завоевания Византийской империи, Афон был оккупирован рыцарями IV крестового похода и оказался под властью латинского Фессалоникийского королевства. У самых границ Афона была построена крепость Франкокастро, причинявшая афонским монахам немало бедствий. В 1213 г. папа Иннокентий III взял на себя высшее управление обителями, приняв их под покровительство престола святого Петра. Однако это не спасло их от грабежей и притеснений, особенно со стороны каталонцев. См.: Зубов Д.В. С. 28, 214. 398 Штатные монастыри – особножитные (идиоритмийные) монастыри, в которых общим было только богослужение и трапеза в большие храмовые праздники. Каждый монах имел свои денежные средства, свое имущество, самостоятельно зарабатывал на жизнь, питался отдельно и проводил свободное от богослужения время по своему усмотрению, мог иметь учеников и прислугу. Братия монастыря состояла из двух разрядов: старших (проистаменов или проэстосов), управлявших монастырем, и младших (пангенионов). Проистамены избирали из своей среды на определенное время эпитропов, осуществлявших распорядительную власть, а также игумена и дикея (в скиту), почти никакой властью не обладавших. 401 Известный своей подвижнической жизнью не только на Афоне, но и в России, иеросхимонах Антоний подвизался на Афоне с 1860-х гг., до этого пробыв 10 лет послушником в Киево-Печерской лавре. Достойный преемник о. Евфимия, он управлял Вознесенской келлией до 1903 г, когда по старости передал руководство иеромонаху Илариону. См.: Спутник русского паломника. С. 104. 402 «Вознеслся ecu во славе» – начальные слова тропаря праздника Вознесения Господня, празднуемого Православной Церковью на 40-й день после Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

обращен в женский. Здесь весьма чтимы: образ пр. Макария и Казанская икона Богоматери. Назаретская пуст., в 16 в. от Костромы, приписана к Богоявленскому Анастасиину мон. Основана в 1864 г. При ней одноклассная школа (см. выше, о Богоявлен. мон). Покровская пуст., приписанная к Богоявленскому Анастасиину мон., в 60 в. От Костромы. Основана в 1886 г. При ней начальное училище для девочек (см. выше, о Богоявлен. мон.). Староторжский Николаевский , 3 кл., общ., в г. Галиче. Основан в XV в., по преданию, пр. Иаковом Железноборовским (см. 11 апр.); сначала был мужским; с 1668 г. стал женским. Здесь находится чудотворная икона святит. Николая. Св.-Троицкий , общ., при с. Новом Телякове, в 40 в. от г. Галича. Учрежден в 1893 г. из женской общин, существовавшей с 1874 г. При нем богадельня. Успенский , общ., в г. Кинешме. Учрежден в 1896 г. из женской общины, существовавшей с 1869 г. Ново-Казанская община, в Варнавинском y., учрежденная в 1908 г. Курская епархия Мужские: Белогорская Николаевская пуст., общ., в 4 ½ в от зашт. г. Мирополья, в 15 в. от г. Суджи, на высокой горе прав. бер. р. Псла. Основана в 1670 г. В 1788 г. упразднена и обращена в приходскую церковь ; в 1868 г. восстановлена. Здесь находится икона Божией Матери, древнегреческой живописи, с Предвечным Младенцем на левой руке, именуемая Пряжевской, по названию села Пряжева (близ г. Житомира) – месту явления (в конце XVII или начале XVIII в.) подлинной св. иконы (празднуемой 29 июня и в 10-ю пятницу после Пасхи), доныне хранящейся (в серебряной ризе с драгоценными камнями, пожертвованной в 1864 г. имп. Марией Александровной) в том же селе и ежегодно переносимой с торжественным крестным ходом в г. Житомир для пребывания там с июня по август. Хранящаяся в Белогорском мон. св. икона в день Вознесения переносится с крестным ходом в зашт. г. Мирополье, где остается до второго дня праздника Св. Троицы; крестный ход сей установлен в память спасения Государя Императора Александра Николаевича от злодейского покушения на его жизнь 4-го апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

     Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.      В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу. Рождественский пост 28 ноября – 6 января 2014      Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.      Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.      Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).      Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.      В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. Сплошные седмицы       Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.      Сплошных седмиц пять:      Святки – с 7 января по 18 января,      Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого Поста с 10 февраля 2014 по 16 февраля,      Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса) с 24 февраля 2014 по 2 марта,      Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи с 21 апреля по 27 апреля 2014,      Троицкая – неделя после Троицы с 9 июня по 15 июня 2014. Пост в среду и пятницу      Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2391...

15 Если неделя (Воскресенье) праотец, в которую непремен­но читается Апост. и Еванг. 28-й недели, – придётся после этой недели, то во дни воскресные, предшествующие 28-й недели, читается Ап. и Ев. 29-й (если одна неделя между 28-ю и неделей праотец), потом 30-й (если две), и 31-й (если три). 16 Тем Святым, которым не положено особых чтений – усердствующие могут читать Общие тому лику, коему принадлежит тот или иной Святой, что исполняет и св. Церковь преимущественно в отношении к местно или по особенному случаю празднуемых Святым. В те числа, пред котор. знак , бывает молебен с особыми чтениями, как во дни Царские или викториальные, о чём см. ниже. 18 Если 2 Февр. случится в Понед. 1-й нед. вел Поста, то Срет. Господ. празднуется 1-го Февр. в нед. Сыроп. 19 Отдание праздн. Сретения Госп. бывает и раньше, и позже, смотря потому, на которой неделе придется самый праздник, 2-го Февр. – А именно: а) Если случится 2 Февр. в Нед. Блудн., или Пн. Или Вт. Мясоп., то отдание праздн. Срет. бывает в Пт. Мяс. b) Если 2 Февр. в Ср., Чт. Или Пт. Мяс., то отд. во Вт. Сыроп. с) Если в Нед. Мяс., или Пн. Сыроп. то отдание в Чт. Сыроп. d) Если во Вт. или Ср. Сыроп. то отд. в Субб. Сыроп. е) Если в Чт. Сыроп. или Пят. или Субб., то отд. в Нед. Сыроп. f) Если же 2 Февр. в Нед. (Вк.) Сыр., то Сретение Госп. празднуется один день. 20 Если случится 40 Муч. (9 Марта в который-либо день 1-й седм. вел. Поста, то Сл. их отправл. в Сб. этой седм. Если случ. в Ср. 4-й седм., или в Чт. 5-й, то Сл. поется в Вт. тех же седмиц. Если в Сб. 5-й нед., то поется в Вк. 5-й нед. 21 Если 25 Марта будет в нед. Ваий, то Ев. у. сей недели, а Парем: 5 праздн. и 3 Ваий. Если в Вел. Субб., – после 1-й Парем. сей Субб., 5 праздн., и опять – прочие Вел. Субботы. 22 Если случится сей праздн., 23 Апр., в В. Пятницу, В. Субб. или 1-й день Пасхи, то праздн. во 2-й день Пасхи. 23 Если которому из 3-х последних торжеств (3, 4 и 26 Февр.), случится быть в Понед. 1-й седм. вел. Поста, то положено отправлять в нед. Сыроп., а если во Вт., Ср., Чт., и Пт. 1-й Седм. вел. Поста, то – отправлять в Субботу 1-й седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Смерти празднуем умерщвление,/ада разрушение,/иной – вечной – жизни начало,/и в восторге воспеваем тому Виновника/– Единого благословенного/Бога отцов и препрославленного. Смерти празднуем умерщвление, ада разрушение/уничтожение/убийство, иного жития вечного начаток и, прыгая/радуясь, воспеваем Того, Кто есть причина этого, – Единого благословенного Бога отцов и препрославленного. Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало другой вечной жизни, и в восторге воспеваем Виновника (сего), единого Бога отцев, благословенного и препрославленного. В этом тропаре кратко суммируется содержание праздника христианской Пасхи: мы празднуем упразднение смерти, разрушение ада как места принудительного пребывания душ всех усопших и начало новой, вечной жизни, которую мы имеем во Христе: «Последний же враг истребится – смерть» – говорит апостол Павел ( 1 Кор 15:26 ). «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» – говорит именем Господним пророк Осия ( Ос 13:14 ). Наконец, Сам Христос сказал: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» ( Ин 6:40 ). Как же после этого не воспеть с ликованием (буквально – с плясками) Сказавшего это – Того, Кто есть причина (по-славянски – «виновного») столь великих благодеяний? Песнь 7, тропарь 3 Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е. Ловягина Яко воистинну священная,/и всепразднственная сия спасительная нощь,/и светозарная,/светоноснаго дне,/востания сущи провозвестница:/в нейже безлетный Свет из гроба плотски всем возсия. Поистине священна/ив достойна всякого торжества/эта ночь, спасительная и светозарная,/светоносного дня воскресения предвестница,/в которую вечный Свет/из гроба во плоти для всех воссиял. Поистине священна и вся является праздником эта спасительная ночь и светозарная, которая есть предвозвестница светоносного дня восстания и в которую вневременный Свет из гроба плотски всем воссиял.

http://azbyka.ru/molitvoslov/objasnenie-...

15 Икос новомучеников см. в Минее дополнительной (М., 2005. С. 207), в Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011. С. 15–16); ср.: Минея общая, гл. 15, «Служба обща мучеником», л. 88 об.–89. 16 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак новомучеников, глас 3-й: «Днесь новомученицы…», и икос новомучеников: «Красный личе…»; седален новомучеников, глас 2-й. «Слава» – седален Триоди, глас 4-й: «Смирение вознесе…», «И ныне» – ин седален Триоди, глас тот же: «Смирение древле…». 17 «Сице долженствует пролог прежде яко обычай читати, потом же синаксарий Триоди, даже до Недели всех святых» (Типикон, гл. 49, 2-е «зри»). 18 Согласно Уставу, во все воскресные дни годичного богослужебного круга (за исключением праздника Святой Пасхи) по отпусте утрени при пении стихиры бывает исхождение в притвор, где читаются Оглашения прп. Феодора Студита , после чего поется тропарь прп. Феодора, глас 8-й: «Православия наставниче…» (без Богородична), и читается 1-й час, который заканчивается воскресным малым отпустом. (В день Пасхи на утрене читается Огласительное слово святого Иоанна Златоуста ; исхождение в притвор по отпусте утрени не совершается.) При исхождении в притвор, согласно Типикону (ср.: 2 гл.), поется «стихира самогласна, яко обычай», под которой подразумевается храмовая стихира (ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 322–323) или стихира празднуемого святого (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 40, 74), которая в определенные дни года (в частности, в период пения Триоди) должна заменяться евангельской стихирой (ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 323). При совпадении с воскресным днем памяти великого святого или праздника, имеющего, по Уставу, всенощное бдение (с литией), а также полиелейного праздника, в который Типикон указывает помазание елеем (ср.: Типикон, 27 января), исхождение в притвор дополняется чином елеопомазания и, видоизменяясь, приобретает следующую форму. После выхода в притвор с пением стихиры совершается лития – кадится праздничная икона в притворе, читается литийная молитва «Владыко Многомилостиве…», совершается помазание елеем от лампады перед иконой святого или праздника, затем читаются Оглашения прп. Феодора Студита, поется тропарь прп. Феодора, глас 8-й: «Православия наставниче…» (без Богородична), и совершается 1-й час, который заканчивается малым отпустом. Таким образом, с точки зрения Устава, помазание елеем в воскресные дни назначается не Недели ради, а ради памяти великого святого или праздника, случившегося в этот день (ср. 3-ю главу Типикона с главами 2, 4, 5 и 7), поэтому в других случаях в воскресные дни (например, при службе шестеричного или славословного святого и т. п.) елеопомазание не совершается.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

1 В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу... 13 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус... 33 И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними... , 36 Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам... 50 И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. 51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо... Уж кого-кого, а св. Луку — великолепного писателя, скрупулезно соблюдающего точность описаний, — заподозрить в такой оплошности (ведь о сорока днях в Деян. пишет он же) просто немыслимо! Значит, он намеренно вводит это «противоречие» — чтобы показать надвременность пребывания воскресшего Господа в Церкви. Да и в нашей литургической жизни 40 дней от Пасхи до Вознесения — довольно условный срок: ведь мы празднуем Воскресение Христово все время, круглый год. Кроме того, 40 дней — сам по себе срок, имеющий символический смысл полноты. «Мы истолковали это впечатление в том смысле, что Воскресение есть явление иного бытия, не знающего границ земного пространства и времени. Мы можем выразить наши наблюдения в краткой формуле: история Лк. есть временное преломление вечного» . Иисус — пророк В библейской традиции действие Святого Духа ассоциируется прежде всего с пророческим служением. То сравнительно большее внимание, которое уделяется в Лк. Святому Духу (см. выше), усиливает впечатление об Иисусе как о пророке — преемнике ветхозаветных пророков. Ведь, строго говоря, именно пророки были той главной определяющей силой, посредством которой Бог говорил к Своему народу. Богодухновенность сначала Предания, а потом Писания — это вдохновение пророков Святым Духом. Упомянутая укорененность св. Луки в библейской (ветхозаветной) традиции уже не раз проявляется и в том, что Иисус представлен как пророк, на котором почивает Дух Святой. Так, уже начало общественного служения Иисуса выглядит как начало служения и помазание пророка. Если вновь обратиться к программной речи Иисуса в назаретской синагоге, то можно увидеть здесь многое из того, что непосредственно связано с пророческой тематикой. Ветхозаветная цитата, которую Он толкует и в которой говорится о Духе, есть не что иное, как описание пророческого призвания, помазания Духом (Ис. 61, 1-2; Лк. 4, 18-19; см. выше).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

1 В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу... 13 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус... 33 И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними... , 36 Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам... 50 И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. 51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо... Уж кого-кого, а св. Луку – великолепного писателя, скрупулезно соблюдающего точность описаний, – заподозрить в такой оплошности (ведь о сорока днях в Деян. пишет он же) просто немыслимо! Значит, он намеренно вводит это «противоречие» – чтобы показать надвременность пребывания воскресшего Господа в Церкви. Да и в нашей литургической жизни 40 дней от Пасхи до Вознесения – довольно условный срок: ведь мы празднуем Воскресение Христово все время, круглый год. Кроме того, 40 дней – сам по себе срок, имеющий символический смысл полноты. «Мы истолковали это впечатление в том смысле, что Воскресение есть явление иного бытия, не знающего границ земного пространства и времени. Мы можем выразить наши наблюдения в краткой формуле: история Лк. есть временное преломление вечного» 787 . Иисус – пророк В библейской традиции действие Святого Духа ассоциируется прежде всего с пророческим служением. То сравнительно большее внимание, которое уделяется в Лк. Святому Духу (см. выше), усиливает впечатление об Иисусе как о пророке – преемнике ветхозаветных пророков. Ведь, строго говоря, именно пророки были той главной определяющей силой, посредством которой Бог говорил к Своему народу. Богодухновенность сначала Предания, а потом Писания – это вдохновение пророков Святым Духом. Упомянутая укорененность св. Луки в библейской (ветхозаветной) традиции уже не раз проявляется и в том, что Иисус представлен как пророк, на котором почивает Дух Святой. Так, уже начало общественного служения Иисуса выглядит как начало служения и помазание пророка. Если вновь обратиться к программной речи Иисуса в назаретской синагоге, то можно увидеть здесь многое из того, что непосредственно связано с пророческой тематикой. Ветхозаветная цитата, которую Он толкует и в которой говорится о Духе, есть не что иное, как описание пророческого призвания, помазания Духом ( Ис. 61, 1–2 ; Лк. 4, 18–19 ; см. выше).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010