Избавляеши от смерти душа наша. – Могут спросить: почему молитвам Богородицы здесь усваивается сила избавлять от смерти души людей, если души созданы бессмертными? – Поистине, бывает «смерть душевная»: когда душа человека глубоко погружается во тьму страстей, и навык ко греху становится как бы естественным для умерщвленной, доведенной до нечувствия совести. Приведем для сравнения слова из псалма 12-го: «Просвети очи мои, да не когда усну в смерть» . Свт. Иоанн Златоуст изъясняет их так: «Отгони глубокий сон (совести – С. С.) от меня в грехах моих, уснув которым, я скоро подвергся бы душевной смерти» (Беседа на псалом 12). Подобный пример – в известном древнем сказании о юноше, впадшем в великие грехи, которого возвратил на спасительный путь ап. Иоанн Богослов. На вопрос Иоанна о юноше местный епископ горестно отвечает: «Отрок умер». Иоанн: «Какой смертью он умер? Душевной или телесной?» Епископ: «Душевной. Он стал разбойником...» (Пролог. Месяц сентябрь. 26-й день). Итак, Пресвятая Богородица молится о приведении грешников к покаянию и тем самым спасает их от «душевной смерти». Возможно и другое понимание этого места, которое не противоречит первому, а, скорее, дополняет его. Речь идет о том, что в книге Откровения Иоанна Богослова называется «смерть вторая». «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть, и ад повержены были в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откровение, 20, 13–15). В рождении Ты сохранила девство, в успении же – не оставила мир, Богородица; ибо Ты перешла к жизни, явившись Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши. Канон 1-й, творение преподобного Козмы, епископа маюмского. Глас 1-й. Песнь 1. Ирмос. Преукрашена божественою славою, священная и славная, Дево, память Ти вся собра на веселие верныя; начинающи Мариам, с лики и тимпаны, Твоему поюще Единородному: славно яко прославися.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Но я, прилежно взирая умом своим на Господа и на Рабу Его, вижу как Господа моего, в Трех Лицах Единого, Отца и Сына, и Святого Духа, так и Рабу Его, и нашу Царицу, в едином лице изъявившую три особые стороны служения Богу, ибо особым образом послужила Она Богу Отцу, особым – Богу Сыну и особым – Богу Духу Святому. Богу Отцу была она Дочерью, Которой Он говорит: «Слушай, Дщерь, и смотри» ( Пс. 44:11 ). Богу Сыну – Матерью; Богу Духу Святому – Безневестной Девой, Невестой Неневестной. Послужила Богу Отцу как Дочь, Богу Сыну – как Мать, Богу Духу Святому – как уневещенная Дева. Поработала Святой Троице особыми способами верно и истинно. Здесь снова спрошу: по каким ступеням эта Раба Господня, царскую честь Себе заслужившая, достигла столь великого достоинства, столь высокой чести – быть Дочерью Бога Отца, Матерью Бога Сына и уневещенною Девой Бога Духа Святого? Воистину, она «восхождения в сердце Своем положила» ( Пс. 83:3 ): положила ступени восхождения к Богу в жизни Своей, а именно, к уневещению Богом Духом Святым взошла девственной чистотой, к материнству по отношению к Богу Сыну – смирением: " Призрел, – говорит Она,на смирение рабы Своей» ( Лк. 1:48 ); Дочерью Богу Отцу стала любовью. И теми же ступенями, которыми Она приблизилась во временной Своей жизни к Богу, Единому в Троице, Она взошла и в бессмертном Успении Своем на небо к Отцу и Сыну, и Святому Духу, то есть девственной чистотой, смирением и любовью. Прежде всего от юности Своей взошла к Богу Духу Святому девственной чистотой, сделавшись Его живой церковью и одушевленным храмом. Ибо нигде Дух Святой не вселяется так, как в девствующих, потому что девство, по свидетельству святых отцов, родственно Ангелам и дружественно Богу. А Пречистая Матерь Божия по словам святого Амвросия, была Девой не только телом, но и духом. Внемлем умом своим словам этого учителя, который о Пречистой Деве говорит: «Она была Девой не телом только, но и духом», – и подумаем: что значит девствовать телом и духом? Что значит быть чистым телом и духом? А так как мы вспомнили о чистоте, то да выслушают слова эти не только девствующие, или вдовствующие, или охраняющие покаянием чистоту свою, но и находящиеся в супружестве, ибо ко всем вообще говорит апостол: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа; вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас»; и еще: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» ( 1Кор. 6:19, 3:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Он слушает Евангелие, слово Божие, как сказку, он считает муку вечную и царствие небесное за вымысел. Скажет мне кто-нибудь: «может ли быть, чтобы я не верил Евангелию, на всякий почти день слышимому в церкви»? – Хорошо, братец; но я тебе говорю с Апостолом Иаковом: покажи ми веру от дел твоих ( Иак. 2:18 ). Ты веруешь Евангелию, так почему же не исполняешь ты по вере твоей написанного в Евангелии? Ты веруешь Евангелию, но отчего же не повинуешься Евангелию? Веруешь, что Бог везде пребывает, что Он и с тобою не разлучен, где бы ты ни был, видит и знает все, что бы ни делал, – зачем же ты делаешь то, чего отнюдь не подобает делать в Божием присутствии? Когда ты стоишь пред монархом, то предстоишь ему со всяким почтением и страхом, как и должно: ибо самая царская особа требует того. Бог есть великий и страшный Царь, Который содержит и душу и тело твое в руке Своей; для чего же, когда ты веруешь, что Он соприсутствует тебе, для чего ты не отдаешь Ему хотя такого же почтения и страха, какое почтение и страх показываешь земному царю, когда предстоишь ему? Земного царя ты почитаешь и боишься, а Небесного – нет? Или это по той причине, что земного царя ты видишь, а Бога не видишь? Но ты не видишь и видеть не можешь Бога только очами телесными, а душевными видишь Его, потому что говоришь, что веруешь в Него: такова-то вера твоя! Ты веруешь, что Бог есть праведный Судия, почему же не трепещешь раздражать Его грехами своими? Такова-то вера твоя! Ты веруешь, что Бог есть высочайшее добро, и что надобно любить Его всем сердцем: отчего же не любишь Его, как самое крайнее добро? Для чего малую сласть предпочитаешь этому высочайшему добру? Зачем творишь то, что противно Его святой воле? Кто кого любит, тот того во всем непременно со всякой охотой слушает, во всем исполняет волю его, чтобы тот не огорчился. Как же возможно Бога любить, а воле Его противится? Такова-то вера твоя и любовь! – Ты веруешь, что Сын Божий пришел в мир для тебя и претерпел страшные страсти, и тем избавил тебя от смерти вечной: для чего же по вере твоей не угождаешь Ему? Если бы кто каким-нибудь способом избавил тебя от смерти телесной, ведь ты все делал бы, что бы он ни хотел: для чего же ради Христа не делаешь того, чего Он хочет, когда веруешь, что Он столь чудным образом избавил тебя от смерти вечной? Такая-то вера твоя! – Ты веруешь, что Он придет со славой судить живых и мертвых: для чего слезами и покаянием не умилостивляешь Его прежде того времени? Для чего не приготовляешься на суд тот? Хотящие предстать на суд человеческий заблаговременно думают, как бы оправдаться на том суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Речи и гадания – в контексте содержания ирмоса, речи – это прямые, ясно выраженные пророчества о воплощении Сына Божия, а гадания, (по-гречески – энигмата) – провозвестия Его пришествия, скрытые в их загадочных видениях и образах. Само выражение заимствовано из книги Притчей Соломоновых (1, 6). Свет блистания Твоего. – Здесь перифразированы слова Песни пророка Аввакума: " В свет стрелы Твоя пойдут, в блистании молнии оружии Твоих. Прещением умалиши землю, и яростию низложиши языки. Изшел еси на спасение людей Твоих, спасти помазанныя Твоя пришел еси» (Аввакум, 3, 11–13). Изречения пророка, которые, по обычному иудейскому восприятию, грозили гневом Божиим и бедствиями врагам Израиля, новозаветная Церковь осмыслила более широко. Она увидела в них прикровенное свидетельство о пришествии Господа ради спасения людей и о проповеди Евангелия по всей земле. В частности, «стрелы» и «молнии», согласно этому новому пониманию – это апостолы, облетевшие весь мир, и поразившие евангельским словом сердца народов. Свет, на основании слов Христа: «Аз есмь свет миру» (Иоанн, 8, 12; 9, 5), означает просвещение людей познанием Бога, Отца небесного, через веру в Его Сына, пришедшего для их спасения. Слово «блистание» заимствовано прп. Козмою у пророка Аввакума не только ради поэтической красоты. Блистание, т. е. сияние ослепительного, нестерпимого для глаз света, дважды упоминается в Евангелии. Первый раз – в описании Преображения Господа на Фаворе, когда Он явил ученикам славу Своего Божества. Второй раз – когда в белом блистающем одеянии предстал перед женами-мироносицами Ангел, возвестивший им радость Воскресения Христова. Итак, под «светом блистания» можно понимать проповедь народам земли о воплощении Бога-Слова и о Воскресении Его из мертвых. Во свет языком. – Древним пророкам, жившим во времена, когда вера в Единого Бога была достоянием только одного Израиля, было открыто, что в будущем истинное богопознание будет даровано всем народам, и что это исполнит ожидаемый ими Помазанник Божий – Мессия. Особенно ясно об этом говорит Исаия: «Я, Господь, призвал Тебя в правду... и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников» (Исаия, 42, 6). Исполнение пророчества Исаии увидел праведный Симеон Богоприимец, принявший на свои старческие руки Младенца Христа, принесенного в Иеросалимский храм Мариею и Иосифом: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лука, 2, 29–32). Этими словами Симеон ясно исповедал Младенца Исуса предреченным у пророков Мессией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

С чего начинается зло? Пусть казнь имеет свое оправдание, но не может иметь оправдания патетическое философствование о казни, 30 августа, 2015 Пусть казнь имеет свое оправдание, но не может иметь оправдания патетическое философствование о казни, На следующий день после праздника Успения Пресвятой Богородицы Церковь вспоминает перенесения Нерукотворного Образа спасителя из Эдессы в Константинополь. За Литургией в этот день положено чтение 48 зачала Евангелия от Луки. Почему именно этот отрывок приходится на этот день мне не очень понятно, но место это из IX главы Евангелия от Луки очень важное. Евангелист рассказывает о том, что «Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя тó, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.» (Лk. IX 51-56). Можно представить себе эту картину. Усталые путники, идущие из Галилеи в Иерусалим присели отдохнуть недалеко от Самарянского селения. Они, конечно, знали, что самаряне не общались с иудеями, но закон гостеприимства, восходящий у этих народов к посещению тремя ангелами праотца Авраама у дубравы Мамре, должен быть выше этой многолетней вражды. Не принять путника, тем более паломника под свой кров, считалось тогда на Востоке особым нечестием, сродни богохульству. А заповедь принимать гостей выше, чем прямой разговор с Богом. Мудрецы говорили: «Если бы человек знал, какая награда ждет его в грядущем мире, он бы денно и нощно стоял на перекрестке, зазывая к себе в дом всех, кто идет по дороге». И наверняка эту мудрость знали, и ученики Иисуса и жители этого Самарянского села. Тогда понятно такое возмущение двух братьев, Иакова и Иоанна, сынов грома, как их прозвал Христос, за их горячий темперамент, когда они получили отказ в приюте.

http://pravmir.ru/s-chego-nachinaetsya-z...

и оставил тут отрочища своего. а сам пошел по пустыне на разстоянии дневного пути. и пришел и сел под смерчем [[Это не малорослый кустарник с весьма длинными зелеными иглами, вместо листьев торчащими к верху. Он обильно ростет в пустыне, пролегающей между Иудеею и Синаем. Тут я видел его в 1850 году. Прим. переводч.]]. и молил, чтобы душа его не жила, и сказал: довольно теперь! возьми же душу мою от меня, Господи. ибо я не лучше отцов моих. и почил и заснул тут под кустом. и вот некто прикоснулся к нему и сказал ему: встань, ешь и пей. и посмотрел Илия: и вот у головы его опреснок ячменный, и кувшинец в водою. и встал он, и ел и пил. и поворотившись заснул. и возвратился, ангел Господень в другой раз. и коснулся его и сказал ему: встань. ешь. ибо далек твой путь. и встал и ел и пил. и подкрепленный сею пищею шел сорок дней и сорок ночей до горы Хорива. и вошел там в пещеру и ночевал тут. и вот слово Господа к нему. и сказал ему Господь: выдь и стань на горе пред Господом. и вот Господь пройдет. а пред лицем Господа – буря великая и сильная. разрушающая горы и сокрушающая утесы. но не в буре Господь. и после бури – землетрясение. но не в землетрясении Господь. и после землетрясения огонь. но не в огне Господь. и после огня шум веяния тонкаго. и тут Господь. И было: когда Илия услышал сие, прикрыл лице свое милотию своею. и вышел и стал пред пещерою. и вот Господь! и сказал ему: зачем ты здесь Илия? и сказал Илия: ревнуя поревновал я за Господа вседержителя. ибо оставили завет твой сыны Израиля. жертвенники твои разрушили. а пророков твоих умертвили мечем. и остался я одинехонек. и моей души ищут чтобы взять ее. и сказал Господь ему: поди и возвратись путем своим. потом пойдешь пустынным путем Дамасским. и помажешь Елиссея, сына Сафатова, в пророка вместо себя. В навечерие Успения Пресвятые Богородицы и в прочие праздники Ея Бытия чтение. (Гл. 28, 10–18.) Отправился Иаков от колодязя клятвеннаго. и пошел в Харран. и остановился на некоем месте, чтобы переночевать тут. ибо зашло солнце.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Об оглашении послания Священного Синода в связи с вредоносным поветрием августа 2020 Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий благословил огласить во всех храмах и монастырях епархии после Божественной литургии в праздник Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа, " Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием " . +++ Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующ им и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием Воздавая хвалу Милосердному Богу, который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45), Церковь усиленно молится об окончательном избавлении людей от нашедшего в этом году вредоносного поветрия. Священный Синод призывает архиереев, клириков, монашествующих и мирян не ослабевать в этой молитве и просить Всемогущего Господа о даровании Его помощи всем, кто трудится ради преодоления постигшей мир напасти. Священным долгом православных христиан является и молитва о упокоении почивших от коронавирусной инфекции и её последствий. С особой благодарной любовью будем помнить тех скончавшихся священнослужителей и мирян, особенно врачей, которые, до конца исполняя свой долг, по евангельскому слову положили душу свою за други своя (ср. Ин. 15, 13). Размышляя о причинах посетившего нас бедствия, следует сохранять христианское трезвомыслие, осторожность и рассудительность. Да, скорби, посещающие отдельных людей и целые народы, подчас бывают следствием отказа человеческих сообществ от спасительного Божия покровительства. По свидетельству святого апостола Павла, все беды, постигающие творение, имеют первопричиной грехопадение прародителей, в результате которого  " вся тварь совокупно стенает и мучится доныне " (Рим. 8, 22). Однако неверно и полагать, что человеческие страдания непременно бывают связаны с личным грехом. " Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? " - такими словами Спаситель откликнулся на известие о постигшем Святой Град бедствии (Лк. 13, 4), напоминая, что судьбы Божии нередко бывают до времени сокрыты от нас. От скоропалительных и незрелых суждений, которые почти всегда приводят к горделивому обвинению одних людей другими, предостерегает апостол, призывая христиан в смирении ожидать откровения полноты судеб Божиих в день второго Пришествия Христова: " Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога " (1 Кор. 4, 5).

http://mitropolia.spb.ru/docs/ob-oglashe...

Однако в приведенном повествовании как будто бы нет ни одного слова о Божией Матери. Какое же отношение оно имеет к Ней, почему мы читаем его в праздник Успения? Вторая часть сегодняшнего евангельского чтения взята совсем из другого контекста, но по смыслу весьма подходит к тому, что мы только что прочитали и попытались истолковать. «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (ст. 27). Непосредственно перед этими словами приводится поучение Спасителя о том, что когда нечистый дух выходит из человека и не может нигде успокоиться, то он вновь возвращается к человеку и, найдя его душу пустой, приводит с собой семь злейших духов. В самом повествовании Евангелия слова женщины относятся именно к этому поучению Господа, но святые отцы посчитали нужным и справедливым совместить их в евангельском чтении на Богородичные праздники с сюжетом о Марфе и Марии, чтобы объяснить нам смысл поведения Марии и на ее примере показать, какова была Божия Матерь. «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» — конечно же, это похвала Божней Матери. Может быть, эта женщина, которая восхитилась учением Спасителя, прозрев своим духом, внутренне осознала, что перед ней — Мессия, Христос, Помазанник Божий, и потому от всей души воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие», то есть восхвалила Ту, Которая Его выносила и родила, — Пресвятую Богородицу. Возможно, ею руководило и то чувство, которое обычно называют «белой завистью», то есть доброжелательная зависть, в основе которой — восхищение человеком, намного и заслуженно превосходящим тебя. Но Спаситель как бы утешил эту женщину, а вместе с ней и всех остальных, присутствовавших там. «Он же рече: темже убо блажени слышащий слово Божие и хранящий е», то есть: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (ст. 28). Блаженна не только Та, Которая носила Христа во чреве и питала Своими сосцами, но и все те блаженны, кто слушает слово Божие так же, как и Она. «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» — эти слова, безусловно, относятся к Марии, сестре Марфы и Лазаря, потому что она избрала «едино на потребу», то есть слышание слова Божия, но не просто слышание, а с целью соблюсти услышанное.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Русские должны знать свою русскую национальную идею, свое предназначение, возложенное на русский народ Богом. Рассмотрим предлагаемые нами основные положения Русской Национальной Идеи. Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом Ищите же прежде Царства Божия И правды Его, и это все приложится вам. (Евангелие от Матфея, глава 6, стихи 31-33) II . Русская национальная идея Основные положения русской национальной идеи. 1. Русский народ - народ Богоносец. Русский народ относится к народам православной мировоззренческой цивилизации. Генотип Русских сформировался на базе многовекового воспитания христианских духовных ценностей с устойчивым православным мировоззрением. При этом русские люди стремились к святости, к жизни по заповедям Божиим, в сердцах своих и умах носили имя Божие. Русь стала называться Святой Русью, а русский народ - народом Богоносцем. Россия после гибели Византии стала системообразующим государством православной цивилизации. Попытки навязать русскому народу мировоззрения иных цивилизаций, попытки изменить его генетический тип, изменить и разрушить его этнопсихологический склад (менталитет), например, насаждением либеральной идеологии стран Запада во главе с США неизбежно будут приводить к деградации и вырождению русской нации. 2. Россия - Дом Пресвятой Богородицы «Уже в X веке постройкой и освящением знаменитой Десятинной церкви Успения Пресвятой Богородицы Киев, подобно Константинополю, посвящал себя Царице Небесной», - пишет протоиерей Лев Лебедев. Один из самых любимых церковных праздников в русском народе - это Покров Божией Матери. Пресвятая Богородица покрывает русский народ от врагов видимых и невидимых, Она усердно заступается и ходатайствует за нас пред Сыном Своим и Богом нашим Иисусом Христом. Как пишет схиигумен Савва: «На всем земном шаре в обширном христианском мире нет царства, нет народа, который бы не благоговел пред святой Девою. Но ни одна христианская страна и ни один христианский народ не преисполнен столь чудными знамениями Ее милости, как наше Отечество, русский народ, или, лучше сказать, Православная Русь».

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Символом апостольского неверия стала реакция ап. Фомы: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» ( Ин. 20: 25 ). Вошло в привычку порицательное отношение к неверию Фомы как некой духовной слабости; любой скептик – это «Фома неверующий». Но богослужение Фоминой недели (антипасхи) неожиданно называет неверие Фомы благим 472 . Благость не в самом упрямстве Фомы, а в его последствиях. Для нас, верующих по слову апостолов, их сомнения и недоверие являются надежнейшим доказательством Воскресения. «Сомнение учеников могло также подчеркнуть, что они не были жертвами иллюзии и что в явлениях вера не навязывалась… Как и пустая гробница, явления не привели учеников автоматически к полному убеждению в том, что умерший восстал, и все же они пробуждали веру. Сомнение препятствовало признанию. Но когда оно было преодолено, ученики испытывали радость и утешение, осознавая, что среди них был Христос… Ученики не были бы посланы на служение, если бы не были в полноте убеждены, что Иисус из Назарета и воскресший Христос – это одна и та же личность» 473 . Воскресение Христово отличается от прочих известных воскресений своей необратимостью: «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» ( Рим. 6: 9 ). Для остального человечества такая окончательная победа над смертью является делом будущего, но, как уже отмечалось, Евангелия говорят о воскресении некоторых праведников в день воскресения Христа, что понимается как приобщение избранных праведников к этой окончательной победе над смертью – как окончательное воскресение. 474 По церковному Преданию, отраженному в содержании праздника Успения Божией Матери, Пресвятая Богородица также одной из первых вкусила плоды этой победы, предупредив всеобщее воскресение мертвых. Завершая часть о воскресении, напомним песнопение, которое поется на каждом всенощном бдении и в пасхальный период: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу…» В нем мы говорим, что, увидев воскресение Христа, поклоняемся Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010