Дорогие братия и сестры! Сегодняшний спасительный день Вознесения научает нас тому, что благословляющая десница Господа до сего дня является благословляющей, таковой и пребудет в Святой Церкви до скончания века. Мы, христиане, будем помнить, что за каждой литургией, когда священник благословляет народ Святой Чашей и говорит: «Всегда, ныне и присно и во веки веков», а все молящиеся благоговейно склоняют свои головы, Сам Господь благословляет нас во исполнение слов: «Аз с вами есмъ... до скончания века». Аминь. 1977 г. В День Святой Троицы Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Десять дней тому назад Святая Церковь праздновала Вознесение Господа Иисуса Христа на Небо. А сегодня Святая Церковь празднует пришествие Святого Духа на землю и свое рождение. Между этими событиями имеется существенная связь: если бы не было Вознесения, то Дух Святой не сошел бы на землю, без Него не было бы земной Церкви, и тогда дело спасения людей осталось бы незавершенным... «Аще бо не иду Аз, – говорил Господь, – Утешитель не приидет...» ( Ин. 16:7 ). По словам святителя Григория Богослова , со дня Вознесения оканчивается личное Домостроительство Сына Божия и начинается на земле личное Домостроительство Духа Святого. По Предвечному Совету, дело духовного рождения людей надлежало совершить не Сыну Божию, а Третьему Лицу Святой Троицы – Духу Святому. В последней беседе на Тайной вечере Господь говорил ученикам: «Если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам... Когда же приидет он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ибо... пребудет с вами вовек... Он с вами пребывает и в вас будет» ( Ин. 16:7,13;14,16–17 ). Господь заповедал ученикам после Его Вознесения не отлучаться из Иерусалима. Исполняя это завещание Господа, апостолы молитвенно пребывали в Иерусалимской горнице, ожидая пришествия обещанного Утешителя – Духа Святого. И вот наступил иудейский праздник Пятидесятницы, апостолы в этот день молились в горнице, там была и Матерь Божия. У всех были словно одна душа и одно сердце. Когда они молились, внезапно послышался шум, как бывает во время бури от сильного ветра.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В свою очередь, Пятидесятница является личным схождением Духа Святого, обещанного и ниспосланного Христом. Дух же в непрерывной Пятидесятнице бытия Церкви осуществляет присутствие Христа в Его вселенском теле. Итак, Пятидесятница является не только пневматологическим, но и христологическим праздником, ибо она полагает начало экклезиологиче- скому и сакраментальному присутствию Христа в Духе Святом. Пятидесятница разрешает противоположение между вознесшимся на небо Христом, сидящим одесную Отца, и Его обетованием «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). д. Троичные энергии А) Божественные энергии и Божественные имена Мы непрестанно встречаемся с многообразным Откровением Божественной природы. Оно соответствует богатству человеческой природы. Существует глубокое соотношение между человеческими свойствами и тем, как Сам Бог нам является в Своем Откровении. До нас доходит множество Божественных энергий, то есть Божественных откровений, исходящих от «неприступного света» ( 1Тим.6:16 ). Боговдохновенные писатели дают Христу множество имен, которые были повторены отцами Церкви, в частности, Дионисием Ареопагитом в трактате «О Божественных именах». «Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что Я есмь...» ( Ин.8:28 ). Выражение «Я есмь» есть не что иное, как Имя Божие. Это выражение часто встречается в Евангелии от Иоанна. Все эти имена могут быть применены, прямо или косвенно, и к Святому Духу. Источником всех энергий является Отец, не только Неприступный, стоящий за пределом всякого слова, но и близкий. В нескольких отрывках говорится о близости и даже обитании Отца и Сына в душах верующих. «Кто любит Меня, тот соблюдет Слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 ). Поскольку мы уже вознесены со Христом ( Еф.2:6 ), то Отец творит в нас Свою обитель. Божественные энергии являются формами личного присутствия Христа в нас. Преподобный Макарий Великий говорил, что когда Христос и Дух Святой сходят на нас, мы переживаем это разным образом, в радости или в слезах, в молчании или в ликовании. Много разных форм присутствия Божия, но плод Духа – это всегда благодатное присутствие Христа, Который лично живет в Церкви и в сердцах верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Достоевский в свое время очень по-аникейски исповедовал этот догмат: он, когда видел мир, отступающий от Христа, и пытающийся доказать всем, что христианство – это не то, что нужно человечеству, это не то, чем живет прогрессивный дворянин, сказал, что даже если весь мир докажет, что истина не со Христом, я останусь со Христом, потому что мне гораздо лучше со Христом, чем с истиной, которая доказывает другое. Вот настоящее исповедание, которое дает понимания того, что такое наша вера. Святые отцы, когда пытались разобраться, что есть истина, а что есть ложь, исходили из одного: если Христос не истинный Бог, то тогда мы не спасены, то тогда все, что сделал Христос на земле – родился от Пресвятой Девы Марии, воплотился, пошел на крест нашего ради спасения, умер на кресте, воскрес из мертвых, вознесся на небеса, – тогда все это никакого отношения к нам не имеет. Потому что, если Христос не Бог, Он наши грехи не искупил, и мы так и остались падшим, греховным человечеством, не способным дойти до Бога, потому что Бог это человечество не спас. Только Бог может принять на себя наши грехи. Только Он может, воскреснув, воскресить все человечество – Бог и человек, Богочеловек Иисус Христос. Только в Нем одном наша Церковь черпает истину и жизнь. И посему все догматы, которые утверждались на наших соборах, являются для каждого из нас догматами научающими и животворящими. И пусть никто не думает, что в церковных догматах Церковь закостенела, ограничила свою свободу, что Церковь этими догматами поставила себе пределы в развитии. Именно Церковные догматы для каждого из нас являются тем источником, которым Церковь живет и которым питает всякого, живущего Христом. Аминь. День Святой Троицы, Пятидесятница Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня – праздник Святой Троицы, день, в который Господь послал Святого Духа на святых Своих учеников и Апостолов. Отмечая праздник рождения нашей святой, соборной и апостольской Церкви, мы не просто вспоминаем событие, происшедшее 2000 лет назад, а снова, как Апостолы, собранные в сионской горнице, ожидаем обновления нашей жизни, ее освящения и оживления.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

– Мы не пьяны, как вы думаете, но в том, что вы видите, исполняются слова пророка, который говорит, что Бог излиет Духа Святого на рабов Своих и они будут пророчествовать и видеть видения, и что всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Потом Петр рассказал народу, как умер, воскрес и вознесся на небо Господь Иисус Христос, и как это предвидели древние пророки, и как говорил об этом еще царь Давид. Люди, слушавшие Петра, умилились сердцем и спрашивали его и других апостолов: – Что же нам делать, братья? Апостолы отвечали: – Покайтесь в грехах, креститесь во имя Господа нашего Иисуса Христа, и вам простятся грехи, и вы получите дары Святого Духа. Жизнь первых христиан Около трех тысяч человек крестилось в этот день. Все они остались с апостолами, вместе молились, хвалили Бога, собирались, чтобы причащаться, как научил Своих учеников Господь, и пребывали в веселии и простоте сердца. Все у них было общее, богатые продавали имения свои и помогали бедным по нужде каждого. Апостолы же совершали много чудес, помогая людям и исцеляя больных. Так началась жизнь христианской Церкви. Все любили первых христиан, и каждый день все больше людей присоединялось к ним. Праздник Святой Троицы День Святой Пятидесятницы мы празднуем в честь Св. Троицы: Бог Отец Небесный по любви к нам послал Сына Своего на землю. Бог Сын, живя среди людей, научил их любви к Богу и ближним, пострадал на кресте за грехи людей, воскрес и вознесся на небо. И теперь, после Вознесения Сына Божия, от Отца сошел Дух Святой, обещанный Христом Утешитель, подающий всему живому силу жизни и наполняющий жизнь церкви богатством благодати. Поэтому праздник этот тоже называется Троицыным Днем. В день сошествия Святого Духа Господь основал Святую Церковь . Теперь каждый из нас в день крещения становится членом церкви и получает дары Духа Святого, когда над нами совершается таинство миропомазания (см. главу о Таинствах). Но по нашей слабости мы часто грешим и отдаляем от себя Духа Святого. Надо часто молиться о помощи Духа Святого, и Церковь учит нас такой молитве, которую читают перед началом всякого дела:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

" Дар Духа Святого " июня 2022 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Святой Троицы Красного Села " Праздник Святой Троицы считается днем рождения Православной Церкви, к которой все мы принадлежим, - сказал владыка в проповеди. - Христос исполнил обещание, данное ученикам накануне Своих страданий, что когда уйдет к Отцу, вскоре " приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне " (Ин. 15:26). Так и случилось в день Пятидесятницы по Воскресении Господа: Дух Святой сошел на апостолов, они получили необыкновенную силу, благодать, которой должны были обратить вселенную к Богу. Они вышли с проповедью, которая до сих пор звучит в храмах, призывая всех ко спасению. Мы получаем благодать Святого Духа при крещении - священник, помазывая крещаемого святым миром, говорит: " Дар Духа Святого " . Этот дар имеет каждый христианин, его нужно возгревать в себе, раздувать, как огонек, чтобы он не погас. На священнослужителей при совершении диаконской, пресвитерской, епископской хиротоний призывают " божественную благодать, немощная врачующую и оскудевающая восполняющую " , чтобы она сошла на человека и дала ему силу созидать Церковь Христову " . " Мы слышали в евангельском чтении на утрене, как Христос говорит ученикам: " Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся " (Ин. 20:22-23), - продолжил архипастырь. - До этого Господь никому не давал этот дар - прощать грехи, только Он один им обладал. Исцеляя болящих, Господь говорил им: " Чадо! прощаются тебе грехи твои " (Мк. 2:5). Книжники и фарисеи не верили, что Он - Бог, возмущались, услышав это: " Что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? " (Мк. 2:7). Но Христос поделился этим даром, отдал его апостолам, а через них - священникам, чтобы они от Его имени прощали грехи. Мы приходим на исповедь и получаем оставление грехов от Бога через священника. Благодать живет в Церкви, в Таинствах. Мы должны быть церковными, ходить в храм, участвовать в Таинствах - иначе не удержаться на правильном пути. Нельзя вне корабля церковного спастись - слишком большие волны бушуют в море, и редко кому удается самостоятельно переплыть на тот берег. А тот, кто на корабле церковном, имеет шанс удержаться, его волны не смоют, он доплывет благополучно до Царствия Божия. Будем держаться Святой Православной Церкви " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Символическое изображение Христа как агнца      Время жатвы, начинавшееся с Пасхи, длилось до Пятидесятницы. Это была общая радость и веселье, которые проявлялись в добрых пожеланиях и благословениях. Священный писатель книги Руфь свидетельствует: И вот, Вооз пришел из Вифлеема и сказал жнецам: Господь с вами! Они сказали ему: да благословит тебя Господь! (Руфь 2,4). Пятидесятница (праздник седмиц)      Спустя семь недель после Пасхи у евреев был другой великий праздникпраздник седмиц. Отсчет велся от второго дня Пасхи. Семь седмиц отсчитай... с того времени, как появится серп на жатве; тогда совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему (Втор 16, 9–10). По числу пятидесяти дней, разделявших эти два священных события, праздник седмиц назывался Пятидесятницей (см.: Деян 2, 1). Пятидесятый день по Пасхе был ознаменован для евреев принятием Синайского законодательства и торжественным заключением союза Бога с Его народом. Так как жатва, начатая после Пасхи, к этому времени заканчивалась, то в Пятидесятницу евреи праздновали и окончание полевых работ, называя этот день также праздником жатвы. Наблюдай, — говорит Господь, — и праздник жатвы первых плодов труда твоего (Исх 23, 16). Собираясь на праздник Пятидесятницы в Иерусалим, в дом Божий, евреи приносили с собой по два квасных хлеба, испеченных из муки первых плодов. Вместе с хлебами приносили в жертву: семь агнцев непорочных, однолетних, одного тельца и двух овнов непорочных, во всесожжение Господу, одного козла в жертву за грех и двух агнцев однолетних в общественную жертву благодарения. Вспоминая в пятидесятый день по Пасхе дарование закона на горе Синай, которая была покрыта деревьями и зеленью, и благодаря Господа за плоды, евреи украшали в день Пятидесятницы храм и дома ветвями деревьев и зеленью. Этот благочестивый обычай перешел и в христианскую Церковь: в праздник Святой Троицы храмы украшаются ветвями березы, а пол устилается скошенной травой. День иудейской Пятидесятницы был нарочито свят. Евреям Господь предписывал в этот день: созывайте [народ] в сей день, священное собрание да будет у вас, никакой работы не работайте: это постановление вечное во всех жилищах ваших в роды ваши (Лев 23, 21). Весь народ должен был праздновать этот день как субботу.

http://pravoslavie.ru/104164.html

Аминь. Слово в Неделю 1ю по Пятидесятнице, Всех Святых 26 июня 1986 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В этот воскресный день, когда мы снова празднуем Воскресение Господа Иисуса Христа, совершаем еще память Всех Святых. Эта память связана с предшествующим праздником Святой Троицы и с днем Святого Духа. В лице Всех Святых мы видим результат действия верующих, угодивших Богу содействием Святого Духа, Святая Церковь выбирает некоторых, особенно выдающихся, которых прославляет как святых. Вернемся к празднику Святой Троицы. Трогательный народный обряд существует в этот праздничный день – украшать храм березками, приносить ветви березок в свой дом, украшать там святые иконы и вообще все наше жилище. Это символично, потому что березка – это живой организм. Это жизнь, которая указывает нам на Присносущную Жизнь Божию, на приснодышащую благодать Святого Духа. Вот почему мы украшаем свои дома березками. Это жизнь Новая, возрастающая, растущая. Это народный обычай. Народ правильно понял, что значит благодать Святого Духа и что соответствует ей, потому придерживается этого обычая. Знаменательно, что и Сам Господь наш Иисус Христос в своих словах, обращенных к Апостолам, приводил примеры из жизни растений: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь», и далее Он говорит: «Я есмь лоза, а вы ветви» ( Ин.15:5 ). Видите, в этом растении, виноградной лозе, заключается пример духовной жизни. Еще есть в послании святого Апостола Павла к Римлянам ( Рим.11:17 ) пример с растением маслиной. Для того чтобы показать, как возникает духовная жизнь, святой Апостол Павел пишет: «Ты, дикая маслина, – обращается он к тем, кто только что уверовал, – привился к настоящей маслине и стал общником корня и сока маслины». Обратим наше внимание еще больше на мир растений, он многому учит. Он, весь мир растений, взятый в целом, является символом множества святых. Одна земля, а много растений: есть там и маленькие травки, есть и цветы, есть и кустарники и деревья; растут рядом, но они различные. Одна земля их питает, а как они разнообразны! Точно так: один Пресвятой Дух, но от Его благодати рождается множество святых, которые различны по своему характеру, по роду занятия, по жизни, но одинаковы по своему благочестию и по своей благодати, по одухотворенности Духом Святым.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

«И будет в последние дни, говорит Господь, изолью от Духа Моего на всякую плоть. И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих, и на рабынь Моих в те дни изолью от Духа Моего; и покажут чудеса на небе вверху и на земле внизу» (Деян.2:17—19, Иоиль. 2:28—32). Петр объяснил, что именно в таком сошествии Святого Духа Бог предопределил начать дело спасения людей. И чтобы исходатайствовать людям возрождающую благодать Святого Духа, Господь Иисус Христос, пришедший к ним от Бога Мессия, претерпел поругания и мучительнейшую крестную смерть. Еврейские начальники, как и многие из собравшихся здесь, не узнали в Нем обещанного Спасителя, отвергли и умертвили Его, но Он воскрес из мертвых и теперь восседает на Небе одесную Бога. Кратка и проста была эта проповедь, но поскольку устами Петра говорил Дух Святой, то его слова глубоко проникали в сердца слушавших. Многие из них умилились сердцем и стали спрашивать: «Что же нам надо делать? – Покайтесь , – ответил им апостол Петр, – и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа,» (Деян.2:37—39) и Бог не только простит ваши грехи, но и, как нам, даст вам благодать Святого Духа. Многие из уверовавших по слову Петра тут же всенародно покаялись в своих грехах и крестились, так что к вечеру этого дня Церковь Христова из числа 120 выросла до 3000 человек. Таким чудесным событием началось распространение Церкви Христовой, сначала в Иерусалиме, потом – в Иудее, а со временем и по всему миру. Таким образом, ветхозаветный праздник Пятидесятницы с момента сошествия Святого Духа на апостолов стал «днем рождения» Церкви Христовой. Она, согласно обещанию Самого Спасителя, пребудет на земле непобежденной всеми силами ада до Его славного Второго пришествия. Со дня сошествия Духа Утешителя праздник Пятидесятницы стал называться еще и праздником Пресвятой Троицы, потому что сошедший на учеников Дух Святой открыл людям более глубокое познание о Боге, а именно, что единый по существу Бог имеет три Лица. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – это единый Триипостасный Бог.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2611...

Вознесение Господне имеет непреходящую роль и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал святитель Григорий Палама , Вознесение Господне принадлежит всем людям: все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию». Праздник Вознесения Господа нашего Иисуса Христа празднуется Православной Церковью на сороковой день по Пасхе. 15.19. Какие события вспоминаются в День Святой Троицы? – В этот день вспоминается событие сошествия на апостолов Святого Духа, которое произошло на пятидесятый день по Воскресении Христовом. Поэтому праздник Пресвятой Троицы называется еще Пятидесятницей. О событии сошествия Святого Духа на апостолов подробно изложено во 2й главе книги Деяний апостольских. Во время Своей земной жизни Спаситель неоднократно предсказывал ученикам пришествие Утешителя, Духа истины, Который обличит мир в грехе, наставит апостолов на благодатный путь истины и правды и прославит Христа ( Ин. 16:7–14 ). Перед Вознесением Иисус повторил апостолам Свое обещание послать Утешителя: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» ( Деян. 1:8 ). После этих слов ученики Христовы пребывали в молитве, часто собираясь вместе. В их число входили не только одиннадцать апостолов и избранный на место Иуды Искариотского Матфий, но и другие последователи вероучения. Есть даже упоминание о том, что на одном из собраний присутствовало около 120 человек ( Деян. 1:16 ). Совместно молились апостолы и в десятый день по Вознесении Господа: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2:1–4 ). Когда они вышли из дома и стали обращаться к людям с дерзновенной и пламенной проповедью об истинной вере, представители самых разных народов без труда понимали их. Те же, кто не знал других языков, кроме арамейского, насмехались над учениками Иисуса и пытались уличить их в опьянении. Тогда апостол Петр отверг эти обвинения: «Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня» ( Деян. 2:15 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Великий праздник Пятидесятницы напоминает нам о природе Церкви. Иногда люди внешние называют Церковь «общественной организацией». С таким же успехом человека можно назвать «белковым телом». С какой-то стороны, это так, но это упускает из вида самое важное. Жизнь. Церковь есть организм, тело, пронизанное сверхъестественной жизнью. Она таинственно созидается Святым Духом. Сошествие Святого Духа (Евангелие Рабулы, VI век)      Кто такой Святой Дух ? Прежде всего, отметим, что Святой Дух – это именно «Кто», Личность, а не безликая сила, как думали некоторые древние и современные еретики . В Писании, и особенно в Книге Деяний апостольских, мы видим, как Святой Дух дает повеления от Своего Имени, например: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13: 2). Святого Духа можно огорчить (см.: Еф. 4: 30); Святой Дух имеет мысли (см.: Рим. 8: 27); Святому Духу возможно солгать, причем солгать Ему – значит, солгать Богу (см.: Деян. 5: 3). Итак, Святой Дух – Личность, и более того – Бог. О нем говорит Господь Иисус: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14: 16–17). Мы видим здесь все Три Лица Троицы – Отца, Сына и Духа, действующих ради нашего спасения. Остановимся на деяниях Святого Духа. Что Он совершает ради нас? Он свидетельствует об истине. Как говорит Господь: «Утешитель же, Дух Святой , Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам… Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 14: 26; 15: 26). Святой Дух дает нам внутреннюю уверенность в истине Евангелия. Когда христианин слышит (или читает) слово Божие, Святой Дух касается его сердца и свидетельствует: «это истина – и это истина по отношению к тебе лично». Как говорит апостол: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8: 16). Святой Дух успокаивает и утешает наше испуганное и недоверчивое сердце, побуждая нас довериться слову Божию.

http://pravoslavie.ru/71312.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010