Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками» ( Мф.26:17–20 ). По этому рассказу и рассказам евангелистов Марка («в первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его» и т. д., Мк.14:12 ) и Луки («настал день опресноков, в который надлежало заклать пасхального агнца, и послал Иисус» и т. д., Лк.22:7 ), с первого взгляда, кажется, что ученики, как и все евреи, приготовили и ели пасху в пятницу 14 низана вечером после солнечного заката – минута, с которой начинался праздник; что Иисус был схвачен в ночь с пятницы на субботу, был распят и погребен в этот последний день. Но что дело не могло произойти таким образом, и что указанные тексты должно истолковывать в смысле более обширном, это доказываю те же самые евангелисты: в самых точных выражениях они свидетельствуют, что Иисус был погребен в день приготовления к празднику, т. е. в пятницу до солнечного заката ( Мф.27:62 ; Мк.15:42 ; Лк.23:54 ). Значит, Он со Своими учениками совершил пасху в четверг вечером. Евангелист Иоанн ставит это вне всяких сомнений: «было утро, и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» ( Ин.18:28 ), т. е. с вечера этого дня они должны были начинать свой великий праздник. Господь Иисус был распят в этот самый день: «но как тогда была пятница, то иудеи» и т. д. ( Ин.19:31 ). И так совершенно ясно, что Господь Иисус совершил пасху в четверг, 13 низана, что могло соответствовать 29 марта. Отсюда время и порядок событий. В Субботу, за шесть дней до Пасхи, 8 низана (24 марта), Господь Иисус был в Вифании, здесь и ночевал. В первый день недели (теперь вербное воскресенье), утром, Он совершил свой царственный вход в Иерусалим; день провел в храме; вечером в Вифанию, где и ночевал. Во второй день недели (теперь понедельник страстной недели), утром, из Вифании возвратился в Иерусалим; день провел во храме; на ночь удалился в Вифанию. В третий день недели (теперь вторник) утром, возвращаясь в Иерусалим, беседовал с учениками на горе Масличной; часть дня провел в храме и оставил его навсегда; затем беседовал с учениками по выходе из храма, и в беседе с ними провел ночь на горе масличной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Когда же явилось Солнце правды, тогда тень, наконец, исчезла, так как при восходе солнца тень скрывается. Поэтому на самой этой трапезе совершается та и другая пасха, — и преобразовательная, и истинная. Как живописцы на одной и той же доске проводят черты и изображают тень и потом накладывают на нее истинные краски, так поступил и Христос: на одной и той же трапезе Он и преднаписал преобразовательную пасху, и присоединил истинную. « Где велишь нам приготовить Тебе пасху? » Тогда была пасха иудейская; но когда взошло солнце, то светильник пусть уже не является; когда наступила истина, то тень пусть уже исчезнет. 5. Говорю это к иудеям, так как они мнят, что совершают пасху, и, необрезанные сердцами, с бесстыдным намерением предлагают опресноки. Как, скажи мне, иудей, ты совершаешь пасху? Храм разрушен, жертвенник уничтожен, святое святых попрано, всякого рода жертвы прекращены; для чего же ты дерзаешь совершать эти беззаконные дела? Ты отошел некогда в Вавилон, и там говорили пленившие тебя: « пропойте нам из песней Сионских » (Пс. 136:3); но ты не согласился. Это выразил Давид, сказав « при реках Вавилона, там сидели мы и плакали: на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы » (Пс. 136:1–2), т. е. псалтирь, цитру, лиру и прочее, так как их употребляли они в древности и посредством их пели псалмы. Отправившись в плен, они взяли их с собой, чтобы иметь напоминание о жизни в отечестве, а не для того, чтобы употреблять их. « Там », говорит, « пленившие нас требовали от нас слов песней »; а мы сказали: « как нам петь песнь Господню на земле чужой? » (Пс. 136:3–4) Что говоришь ты? Песнь Господню ты не поешь на земле чужой, а пасху Господню совершаешь на земле чужой? Видишь ли неблагодарность? Видишь ли беззаконие? Когда враги принуждали их, то они не смели даже сказать псалма на земле чужой; а теперь сами от себя, в то время как никто не принуждает и не заставляет их, воздвигают войну против Бога. Видишь ли, как нечисты опресноки, как беззаконен их праздник, как уже не существует пасха иудейская? Была некогда пасха иудейская, но теперь отменена, и наступила пасха духовная, которую преподал тогда Христос.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Мк.14:12–16 . См. прим. к Мф.26:17–19 . – «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца»: «выражение – «когда заколали пасхального агнца» и «в который надлежало заколать пасхального агнца» ( Лк.22:7 ) должно относить не к первому дню опресноков, а к самому дню опресноков, ибо агнец заколот был не в 13, а в 14 день. Закон говорит: «в первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером пасха Господня» ( Лев.23:5 ). Если же агнец пасхальный был заколот вечером: то почему же один и тот же день называется и пасхой и опресноками? Потому что иудеи имеют обычай соединять вечер с днем его предваряющим. Таким образом, от вечера пасхи и опресноков, и день оканчивающийся этим вечером называют опресноками». (Евф. Зигаб.). – «И встретится вам человек» и пр.: подробность, которой нет в сказании об этом ев. Матфея. Этот случай ясно показывает всеведение Господа. Он был тогда в Вифании и не мог естественно видеть или предвидеть такой случайности, что ученики Его в Иерусалиме встретят человека с кувшином в руках. Предварительно соглашения между Господом и известным человеком – встретиться в известный час с учениками Его в таком-то месте – предполагать никак нельзя: ибо сами ученики предложили Господу приготовить для них пасху. – «И он покажет вам горницу»: древние писатели говорят, что на время великих праздников все дома Иерусалима были открыты для принятия гостей; не удивительно поэтому, что горница была готова у неизвестного человека, удивительно же то, что неизвестный человек решился принять Господа, несмотря на вражду к Нему и злобу на Него начальников народных (Злат., ср. прим. к Мф.26:18 ). – «Устланную, готовую»: устланную коврами, по восточному обычаю, со столом посредине, около которого приготовлялись места для возлежания при трапезе: «готовую»: снабженную всем, что нужно для празднования пасхальной вечери, кроме собственно пасхального агнца и принадлежащего к нему, что должны были приготовить сами имеющие вкушать пасхальную вечерю. Мк.14:17–26 . См. прим. к Мф.26:20–30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Оправдывая христиан в оставлении Моисеева обрядового закона, св. Кирилл разъясняет истинный смысл и значение этого закона. Вся суть закона была не в букве его, а в нравственном, духовном смысле, и христиане, исполняющие его духовным образом, являются хранителями, а не нарушителями закона. Относить обещанную закону вечность к его букве было бы несогласно с самим Священным Писанием, где он называется вечным. Бог сказал через Моисея о дне опресновков: «Пусть будет этот день у вас памятным, вечно празднуйте его»; 587 а через Исайю: «Новомесячья ваши и субботы и праздники ваши ненавидит душа моя»; 588 как может быть, чтобы то, что Бог установил через Моисея, осуждалось Им через пророков? Очевидно, Бог хотел, чтобы иудеи через образ стремились к истине, а не исполняли одну лишь внешнюю сторону закона. Иудей, употребляя хлеб без закваски и не делая ничего более, думал, что он исполняет закон. Но на самом деле – разве Богу это нужно? Разве закваска оскверняет человека? Тогда не нужно ли было бы удерживаться от нее постоянно, а не в 7-й только день? Смысл закона об опресноках духовный; закваска в Священном Писании символ распутства, и закон об опресноках повелевает нам беречься от этого распутства, быть нравственно чистыми. Таким духовным образом исполняют этот закон христиане согласно заповеди апостола: «будем праздновать не в квасе ветхом, но в безквасии чистоты и истины». 589 Но древним евреям Бог не мог дать такого же духовного закона, как нам, – закона истины; Он должен был скрыть истину в образе, потому что евреи тогда были еще дети и грубы умом, были неспособны к восприятию истины в чистом виде. Однако и евреи должны были искать пользы себе не в букве закона, – она ничего им не давала (в этом смысле заповеди закона называются в Св. Писании «недобрыми»); и евреи должны были исполнять закон духовным образом, должны были беречься не хлеба с закваской, а закваски распутства, и те, которые так исполняли закон, делались причастниками вечной жизни. Соблюдать же обрядовый закон теперь, когда пришла истина, было бы бессмысленно; когда есть истина, не нужен уже более ее образ и то, что ее предвозвещало. Что этот новый духовный закон был обещан иудеям, на это есть в Св. Писании ясные свидетельства; так у пророка Иеремии Бог говорит: «Вот наступают дни, когда я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет. Какой Я заключал с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести из земли египетской…Вот завет, который Я заключу с домом израилевым после тех дней: вложу законы Мои в ум их и на сердцах их напишу их». 590 Руководясь этим, апостолы на соборе и отвергли обрядовый закон как необязательный для христиан. А если ап. Петр соблюдал еврейские обряды и из-за этого у него произошла размолвка с ап. Павлом, не исполнявшим их, то св. Кирилл объясняет действия Петра тем, что он желал оказать возможное содействие всем и потом, проповедуя иудеям, держался из закона. 591

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Первоначально Илия, Богом питаемый, жил на Хориве. Но высох и его ручей, и тогда Господь повелел ему идти в город Сарепту к одной вдовице. Сарепта была за пределами царства израильского в земле финикийской. В своем отечестве пророк не мог найти себе пристанища: его везде искал Ахав, раздраженный его обличением и засухой. И пророк пошел в указанный ему город, в чужую землю, тоже пораженную засухой. Он шел по земле, печально черневшей без зелени и воды, дышал воздухом, напитанным пылью, вся его родная земля стала пустынею, везде народ ждал смерти, как неминуемого конца. Но вот показалась и Сарепта с ее стенами и башнями. У ворот Сарепты Илия увидел женщину, бедно одетую, собиравшую дрова. «Принеси, сказал он ей, мне сейчас немного воды, и я напьюсь Она, ничего не возражая, пошла за водой. Заметьте, что она не отказалась напоить в такую страшную засуху, когда была дорога всякая капля воды, человека незнакомого и даже чужеземца. А у ней был сын, у которого она отнимала эту воду. Вот как должно уповать на Бога и любить ближнего своего. Пророк понял из ее поступка, что это именно та вдова, которая должна, по воле Божией, пропитать его, но, желая ее еще испытать, воскликнул вослед ей: «принеси мне в руке своей кусок хлеба, чтобы мне вкусить его!» Но этого вдова уже не могла дать ему. «Жив Господь Бог твой», т. е. Бог свидетель, отвечала она, «если есть у меня опреснок (небольшой хлебец). Есть у меня немного муки и масла, и вот я наберу дров, приготовлю пищу себе и сыну, съедим ее, а потом умрем». И на эту просьбу пророка вдова не обиделись, а отвечала кротко и печально. А мы так ли бы поступили? Хорошо бы – если так. А то иной и отказать просящему откажет, да еще наговорит ему много горьких слов: «вот, в такую пору да ходят тут еще попрошайки, самим есть нечего, а тут им подавай» и т. п. Тяжело слушать бедняку такие речи! Но послушайте, как Господь наградил добродетель вдовицы. Не успела она войти в городские ворота, как пророк остановил ее и сказал: «не бойся, приготовь сначала опреснок для меня, а после сделаешь для себя и сына. Ибо я от имени Божия говорю тебе, что мука и масло не убавятся у тебя, пока Господь не пошлет дождя на землю». Вдова поверила пророку, приняла его к себе, и он стал жить у ней, будучи в неизвестности. И чудо Господне стало твориться в бедной хижине вдовы: мука и масло у ней не убывали, сколько бы она их ни тратила. И тут она поняла, что у ней живет великий угодник Божий, и, конечно, старалась выказывать ему великое уважение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Покажи же нам ты, опытный и сведущий в священных книгах, покажи, где тут три дня и три ночи, в которые Иисус Христос был в числе мертвых? Ибо вот мы видим, что Он был в числе мертвых только три часа пятка, ночь на субботу, потом целый день субботний, а в ночь на день недельный Он и воскрес. Насчитай мне целых три дня и три ночи, и мы посмотрим, какие они; ибо в самом деле между смертию и воскресением прошел только один целый день и одна целая ночь. — Но между тем нельзя сомневаться в том, что сказал Спаситель наш: «якоже... бе Иона во чреве китове три дни и три нощи: тако будет и Сын человеческий в сердцы земли» (Матф. 12:40). И действительно, если мы будем считать время с того часа, в который Он преподал тело Свое в пищу, и кровь Свою в питие, то выйдет три дня и три ночи следующим образом: ночь была в тот час, в который удалился Иуда из общего собрания Апостолов, и одиннадцать учеников вкушали тело и пили кровь Спасителя нашего. И так вот одна ночь, которая была на пяток. Отселе все время до шестого часа, в который осудили Его, составляет один день и одну ночь. Далее три, часа, в которые была тьма, т. е. от часа шестого до девятого, и три часа по прошествии тьмы составляют другую ночь и другой день: таким образом вышли уже два дня и две ночи. Наконец целая ночь на субботу и целый день субботний дополняют число трех дней и трех ночей, в которые Господь наш был в мертвых. Ибо в ночь на день недельный Он уже воскрес из мертвых. Кроме сего Пасха иудейская, совершалась в четырнадцатый день — день и ночь: и наш великий день страстей есть пяток, четырнадцатый день — ночь и день. Потом, после Пасхи, Израиль в течение семи дней, ел опресноки, даже до двадцать первого дня месяца: a мы в продолжение стольких же дней совершаем праздник Пасхи Спасителя нашего. Они вкушают опресноки и дикие (полевые) травы: а Спаситель наш отверг чашу горечи, смешанную с желчью; ибо Он принял и уничтожил всю горечь языков тем, что вкусив не захотел пить. Сверх того иудеи из года в год воспоминают в душах своих грехи свои: а мы творим воспоминание страданий и распятия Спасителя нашего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3148...

«Посему станем праздновать». Для христиан Пасха продолжается не одну неделю, а целую жизнь. «Для истинного христианина все дни Пасха, все дни Пятидесятница и Рождество» (Иоанн Злат.). «Порок» ( κακα) – это вообще развращенность человека, когда он не в состоянии бороться со злом, а «лукавство» ( πονηρα) обозначает намеренное потворство злу, основанное на злой воле человека. – «Но с опресноками чистоты и истины», т. е. с опресноками, какими у христиан должны быть «чистота» души, при которой невозможно питать симпатию к злу, и «истина», когда человек честно и открыто борется со злом. – Очень вероятно, что все эти образы употребляет Апостол здесь в виду того, что он писал свое послание во время Пасхи. 1Кор.5:9 .  Я писал вам в по­слании – не сообщаться с блудниками; 1Кор.5:10 .  впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихо­имцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. В предшествующих стихах Апостол указал на ослабление церковной дисциплины в Коринфской Церкви. Теперь он делает некоторые пояснения к тому, что им сказано, чтобы коринфяне не впали в недоразумения. Когда он говорил в послании (ст. 2, 6 и 7 рассматриваемой главы) 3 , чтобы они не входили в общение с блудниками (ср. 2Ин.1:10 ), то разумел в этом случае только грешников из среды христиан, а не всех грешников вообще, которые живут на свете «мира сего», ибо иначе добрым христианам нужно бы оставить города и удалиться в пустыни! – «Идолослужители» могли встречаться и среди коринфских христиан. Это были те, которые и после своего обращения могли продолжать исполнение языческих обычаев, напр. посещали трапезы, устраивавшиеся в языческих храмах (см. 1Кор.8 ). 1Кор.5:11 .  Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остает­ся блудником, или лихо­имцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ап. перечисляет те пороки, которые должны встретить себе строгое осуждение со стороны Церкви, когда имеющий какой-либо из этих пороков продолжает называть себя христианином.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пред десятою казнью Бог сказал Моисею и Аарону: «еще одну казнь Я наведу на фараона и на египтян, и тогда они с поспешностью будут гнать вас отсюда. Я пройду ночью по Египту и поражу всех первенцев от человека до скота». При этом Господь повелел евреям выбрать для каждой семьи однолетнего агнца, без всякого недостатка, в 14-ый день месяца нисана заколоть его, испечь на огне и есть, не сокрушая костей, с пресным хлебом и горькими травами; кровью же агнца помазать косяки и перекладины дверей. Есть агнца евреи должны были совершенно готовыми в путь, подпоясавшись, и с посохами в руках. В полночь, когда евреи вкушали пасхального агнца, Ангел Господень поразил всех первенцев египетских, от первенца царя фараона до первенца узника, сидевшего в темнице, и все первородное из скота, и прошел мимо только тех домов, на дверях которых был сделан знак кровью. По всему Египту поднялся плач. Фараон призвал Моисея и велел ему скорее уходить с народом еврейским из Египта. Египтяне также понуждали евреев скорее отправиться в путь, «а то», говорили они, «и мы умрем». Евреи должны были выступить с такою поспешностью, что не успели испечь хлебов, и взяли с собою тесто не вскисшее, из которого уже дорогою испекли себе опресноки. С Моисеем вышло из Египта до 600 тысяч человек, не считая женщин и детей. Как только евреи выступили из Египта, перед ними явился столп, который днем был облачным, а ночью огненным, и указывал им путь. День выхода из Египта Господь повелел евреям праздновать ежегодно. Праздник этот назван был Пасхою, что значит: прошел мимо. Вечером, в 14-ый день нисана, евреи закалывали пасхального агнца и семь дней ели опресноки. Вместе с тем Господь повелел посвящать Ему, в благодарность за избавление от смерти первенцев еврейских, каждого первенца, от человека до скота: первенцев от людей выкупать принесением за них жертвы, первенцев от чистых животных приносить в жертву, а от нечистых животных заменять агнцами или выкупать. Агнец пасхальный прообразовал Господа Иисуса Христа. Агнец был избираем без всякого телесного недостатка; Иисус Христос чужд всякого греха. Костей агнца велено было не сокрушать; Господу на кресте не были перебиты голени. Кровь агнца спасла первенцев еврейских от смерти; кровь Спасителя спасает нас от вечной гибели. Посему Господь Иисус Христос называется в церковных песнопениях Агнцем и Пасхою.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Следует помнить, что начало дня (суток) у иудеев считается с вечера 18 00 . В это время в Палестине заходит Солнце, по крайней мере весной, и, таким образом, граница суток здесь – заход Солнца, а не полночь, как у нас. И потому, если сказано: «С четырнадцатого дня первого месяца с вечера ешьте пресный хлеб», – это означает, что опресночные дни и пасха начинаются с четырнадцатого нисана с вечера, то есть, сразу же после захода Солнца в конце дня 13-го нисана. Если рубежом между календарными датами считать полночь, то пасха и первый опресночный день начинаются вечером 13 нисана. Так же именно утверждает и Иосиф Флавий, еврейский историк I века. И до сих пор иудеи отмечают свои праздники, следуя ветхозаветной традиции, начиная совершать их всегда непременно с вечера, или по-нашему – накануне дня праздника. Наша Православная Церковь , хотя использует юлианский календарь, границу суток, однако, считает по ветхозаветной традиции – примерно с 18 00 часов вечера, а не в полночь. Естественно, что заход Солнца по местному времени колеблется в широком диапазоне и бывает в 18 00 часов только дважды в году: в весеннее и осеннее равноденствие. Богослужебное последование предстоящего дня начинается вечером с вечерни, как сказано: «Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой» ( Пс. 54:18 ), и на вечернем входе священник молится: « Вечер и заутра и полудне хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех: исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою...» , испрашивая благословение и помощь свыше на весь предстоящий день. Пасхального агнца по закону надлежало заколать «вечером при захождении солнца» ( Втор. 16:6 ), и приготовление к этому начиналось, конечно, заранее, может быть даже с утра. Поэтому, когда евангелисты пишут: «В первый день опресноков» (Мк), «в который надлежало заколать пасхального агнца» (Лк), то надо понимать, как изъясняет И. Златоуст, что «первым опресночным евангелист называет день, предшествовавший празднику опресноков, так как иудеи всегда имели обыкновение считать день с вечера. Евангелист упоминает о том дне, в который вечером должно было заколать пасхального агнца, так как ученики приступили к Иисусу в пятый день недели».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

То есть изгоните сего блудника, или, лучше, пригоните и всех других нечестивцев (ибо старой закваской называет всякое зло). В греческом тексте сказано не просто очистите (καθρατε), но: «вычистите» (κκαθρατε), то есть совершенно очистите, да будете тестом новым, не имеющим примеси зла. Так как вы бесквасны, вместо: как и должно быть вам бесквасными, то есть чуждыми старого зла, которое при раскаянии оказывается и кислым и горьким. Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Упомянув о бесквасных хлебах, опресноках, которые употребляемы были в пищу на Пасху, и объяснив аллегорически, что означают бесквасные хлебы, именно — жизнь, непричастную зла, теперь аллегорически объясняет саму Пасху и говорит, что наша Пасха есть Христос, закланный за нас. Итак, мы должны заботиться о бесквасных хлебах, то есть о жизни, чистой от всякого зла. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства. Показывает, что всякое время для христиан есть время праздника, по преизбытку сообщенных им даров. Ибо для того Сын Божий сделался человеком и был заклан, чтобы ты праздновал, — не закваской ветхого Адама, и не жизнью, полной зла, или, что хуже, лукавства, ибо зол всякий, кто делает злое, а лукав тот, кто делает его с затаенной и коварной мыслью. Но с опресноками чистоты и истины. Но с опресноками чистоты и истины. То есть провождая жизнь беспорочную или чистую в противоположность порочной, и истинную, то есть нелицемерную, без всякого коварства, в противоположность лукавству. Или: в слове истины можешь разуметь противопоставление ветхозаветным образам, которые не были истиной; ибо требуется, чтобы христианин был выше ветхозаветных образов. Или еще: под чистотой можешь разуметь чистоту в деятельности, а под истиной правильность в созерцании. Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками. Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010