Неем.8:12 .  И пошел весь народ есть, и пить, и посылать части, и праздновать с великим веселием, ибо поняли слова, которые сказали им. «Ибо поняли слова, которые сказали им»: не слова закона, а приглашение к радостному празднованию. Неем.8:13 .  На другой день собрались главы поколений от всего народа, священники и левиты к книжнику Ездре, чтобы он изъяснял им слова закона. Как видно из ст. 13, народ после чтения закона разошелся по домам, но главы поколений на другой день явились к Ездре, чтобы он изъяснял им слова закона. Вероятно, ввиду наступления седьмого месяца явилось желание отпраздновать надлежащим образом праздник Кущей, и представители народа пришли к Ездре за тем, чтобы в точности узнать повеление закона о празднике. – «Главы поколений от всего народа, священники и левиты» – с евр. т. последние два слова должны бы быть переведены в род. падеже. Таким обр., и от священников и левитов в частном собрании у Ездры были только представители. Неем.8:14 .  И нашли написанное в законе, который Господь дал чрез Моисея, чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах. «И нашли написанное в законе»: разумеется постановление ( Лев. 23:39–43 ; Втор. 16:13–15 ) о празднике Кущей. Неем.8:15 .  И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному. Приведенное в ст. 15-м приглашение, с которым – по евр. тексту главы поколений, а по LXX – Ездра – обратились к народу, не является дословной цитатой из закона. «Пойдите на гору»: в этих словах нет нужды видеть указание на гору Елеонскую. Обращается внимание на горы вообще, как на такие места, которые покрыты деревьями. " И ветви других широколиственных дерев»: слав. «ветви древес дубравных». «Чтобы сделать кущи по написанному». В законе Моисеевом не называются те деревья, которые перечисляются в ст. 15, как материал для кущей. Поэтому замечание «по написанному» нужно относить к общему смыслу предписания праздновать праздник в кущах, а не к устроению кущей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» ( Откр. 7:9 ). Вот они, длинные сверкающие белые одеяния, в которые мы одеваемся при Крещении в знак абсолютной чистоты, в знак нашего оправдания. Эти одежды сшиты из добродетелей. Пальмовые ветви в руках означают: если хотите найти спасение – ищите у Бога Отца, сидящего на троне, и у Агнца. С финиковыми ветвями в руках евреи встречали Христа как Победителя смерти. Но не только поэтому. Событие, изображенное в Откровении, напоминает обряд праздника Кущей, установленный в воспоминание о сорокалетнем странствии евреев по пустыне, когда они жили в кущах (шалашах, палатках). В этот праздник евреи должны были держать в руках « ветви пальмовые, ветви дерев широколиственных и верб речных» ( Лев. 23, 40 ), размахивая ими и веселясь пред Господом Богом семь дней. Праздник Кущей – пророчество о великом дне Воскресения, когда мы поселимся в своих шатрах – в своих телах. Почему же у нас праздники Пятидесятницы, Пасхи остались, а праздника Кущей нет? Потому что это только прообраз, это событие еще не произошло. Христиане праздник Кущей обязательно отпразднуют, когда воскреснут во плоти. «И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь» ( Откр. 7:11–12 ). Ангелы увидели замысел, который они не могли себе даже представить. Они увидели, что из диких племен – идолопоклонников, мусульман, безбожников, богоборцев – Господь набрал Себе такое множество спасенных, которые были оправданы, очищены и победили диавола. И знак этой победы они несут в своих руках. Они нашли спасение у Бога Отца и Сына Его – Иисуса Христа. И Ангелы Божии пришли в ужас и упали на лица свои, вместе с четырьмя живыми существами, Серафимами и Херувимами, и вместе с двадцатью четырьмя старцами, говоря, что Господь действительно достоин благодарения, чести и могущества, принадлежащими Ему действительно во все века.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В споре фарисеев об Иисусе участвует Никодим, приходивший к Нему ночью. Будучи знаком с Иисусом и, вероятно, будучи под впечатлением от беседы с Ним, он пытается воздействовать на фарисеев и призвать их к прямому диалогу с галилейским Учителем. Их, однако, такая перспектива не интересует. Они уже приняли для себя решение о том, что Он – не Мессия и не пророк. Осталось только дождаться случая, чтобы осуществить план, который созрел у них еще до праздника Кущей. План заключался в том, чтобы убить Иисуса ( Ин.5:16; 7:1 ). В современных изданиях Нового Завета рассказ о споре фарисеев с Никодимом заканчивается фразой: И разошлись все по домам ( Ин.7:53 ). Фраза отсутствует в большинстве древних греческих рукописей, в которых отсутствует также рассказ о женщине, взятой в прелюбодеянии ( Ин.8:1–12 ). Об этом рассказе и о причинах его отсутствия в древних рукописях мы скажем в следующей главе. Праздник Кущей, «свято чтимый у евреев» 265 , был связан с воспоминанием о блуждании израильского народа по пустыне. По времени (конец сентября – начало октября) он совпадал со сбором урожая и началом сезона дождей. Просьба о дожде была основной темой молитв, звучавших на празднике Кущей. Отмечался он с особой торжественностью. В течение семи дней каждое утро торжественная процессия отправлялась по юго-восточной стороне Храмовой горы к источнику Гихон, вода которого наполняла бассейны купальни Силоам. Там священник вливал воду в золотой кувшин, в то время как хор многократно повторял слова: И в радости будете почерпать воду из источников спасения ( Ис.12:3 ). Затем процессия, участники которой держали в руке связку из миртовых и ивовых ветвей, под пение псалмов двигалась к храму и обходила вокруг жертвенника, а священник выливал воду в серебряную воронку, откуда она вытекала на землю. На седьмой день праздника процессия обходила жертвенник семь раз 266 . Праздник Кущей упоминается в Книге пророка Захарии, в которой предсказывается наступление дня Господня и пришествие Мессии. Книга включает пророчество о торжественном входе Мессии в Иерусалим: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной ( Зах. 9:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Зах.14:18–19 . И если племя Египетское не поднимется и не придет, то и над ним не будет [дождя], но будет разрушение, которым Господь поразит все народы, которые не будут приходить к празднованию праздника кущей. И это будет грех Египта, и грех всех народов, которые не будут приходить к празднованию праздника кущей. LXX: Если же племя Египетское не поднимется и не придет туда, то и над ним будет разрушение, которым Господь поразит все племена, которые не поднимутся, чтобы праздновать праздник кущей. Это будет грех Египта и грех всех народов, которые не придут к празднованию праздника кущей. – Тот, кто принадлежит к Египту и к прочим народам, – пока Египет остается языческим, – тот не взойдет в Иерусалим; и так как он не может взойти, и не может сделать шага к возвышенному, то и не будет дано ему дождя благословения Господня. И это будет величайшим грехом Египтянина, Асссирийца, Халдея, Сириянина, Моавитянина и Аммонитяна, если они не захотят выйти из земли своей и подняться к Иерусалиму, чтобы через кущи войти в Иерусалим, и найти вечное жилище, и если они не перестанут быть людьми других народов и не сделаются Израильтянами, в которых нет лукавства ( Ин.1:47 ). Все это нами рассмотрено весьма быстро; Иудеи же и по-иудейски мыслящие наши – конечно, они уже не наши, ибо они иудействуют, – ожидают, что все это исполнится осязательным образом, (конечно, и восстановление обрезания и брачная жизнь) в течение тысячелетнего царства, чтобы не исполнилось над ними проклятие, которое написано: Проклята бесплодная, не дающая семени во Израили ( Втор.7:14 ?), и блажен тот, который имеет племя в Сионе и домашних людей в Иерусалиме ( Ис.31:1 ). Но если такое толкование верно, то неужели все те, которые во время тысячелетнего царства будут девственны, подлежат проклятию и вечному бесплодию, или же, чтобы избежать проклятия, они должны вступить в брак? Зах.14:20–21 . В день тот будет святым Господу то, что находится на узде коня, и котлы в доме Господа будут, как чаши пред алтарем. И всякий котел в Иерусалиме и Иудее будет посвящен Господу воинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Однако, из книги пр. Захарии мы видим, что к постам возможно безразличное отношение: они имеют ценность только тогда, когда ведут к нравственному исправлению, и для соблюдающих заповеди Божии они должны превратиться в празднества. Каково же должно быть отношение к празднествам, заменяющим посты для исполнителей заповедей? Пр. Захария, в последней главе своей книги, говорит о совершении праздника кущей, как об обязательном долге пред Богом для всех народов, как о таком долге, забвение которого подвергает беспечных тяжкому наказанию. Уже в гл. 8-ой пророк выступает за пределы истории ветхозаветного Израиля. Проникая своим взором в отдаленное будущее, он, в конце главы 14-ой изображает наступление того порядка вещей, когда состоится сближение и объединение иудейства и язычества, когда в святом городе Иерусалиме и во всей земле избранного народа наступит пора всеобщего освящения, и различие между священным и несвященным исчезнет. Тогда то все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей. И будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них. И если племя Египетское не поднимется в путь и не придет (сюда), то… постигнет его поражение, каким поразит Господь народы, не приходящие праздновать праздника кущей ( Зах.14:16–18 ). За опущение долга поклонения Господу в праздник кущей всем народам назначается кара, определенная в законе Моисеевом для евреев за поклонение богам иным ( Втор.11:16–17 ). Посты, подобные тем, какие установлены были после разгрома Иудейского царства, имеют в своём основании забвение заповедей Божиих и бедствия, как следствие пренебрежения повелениями Божиими. А празднование есть благодарение Богу за милости, которым предшествовала жизнь в покорности воле Божией. У наложившего на себя пост, в знак скорби о постигших бедствиях, в прошлом грехи и противление Богу: у празднующего – подвиги добродетели, жизнь согласная с волею Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это слово в той же редкой форме (чаще встречается вариант ba…j) обнаруживается при описании триумфальной процессии в 1 Мак 13:51. Пальмовые ветви, может быть, означали всего лишь торжественное приветствие. Но возможно и то, что у Иоанна имеется в виду lulab — связка из пальмы, мирта и ивы, которую использовали на празднике Кущей в исполнение заповеди о празднике в Лев 23:40 (возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней). Этими связками полагалось размахивать при восклицании “Осанна!”, когда на празднике Кущей пелся 117-й псалом. Согласно 2 Мак 1:9; 10:6–7, праздник обновления храма (Ин 10:22) праздновался сходно с праздником Кущей (с жезлами, обвитыми плющем, и с цветущими ветвями и пальмами возносили хвалебные песни Тому, Который благопоспешил очистить место Свое) и, возможно, вход Иисуса в Иерусалим рассматривался народом как освобождение и обновление храма, подобное тому, которое случилось при Маккавеях. Определённый артикль может означать, что связки ветвей были заранее заготовлены (скорее всего, в Иерихоне). Вышли навстречу — из сказанного в ст. 17–18 следует, что было две толпы, одна сопровождала Иисуса в городе, вторая вышла из города, чтобы встретить Его. Осанна — транслитерация евр. вероятно, в арамейском варианте, см. Пс 117:25; в Септуагинте точный перевод soson dБ ‘молим, спаси’. Этот псалом был последним из последования халлель, которое пели на Пасху, а кроме того, он занимал особое место в праздновании Кущей. Возможно, ко времени Евангельских событий форма возгласа уже не имела значения, и он воспринимался просто как знак приветствия и хвалы. В Пс 117:26 во имя Господне относится к благословен, однако синоптики и Иоанн несомненно понимают его в смысле: ‘благословен грядущий во имя Господа’, то есть — носитель власти, полученной от Бога, приходит, чтобы совершить дела Божии. Царь Израилев — как и в выражении царство отца нашего Давида у Марка (Мк 11:10), слово Царь раскрывает смысл выражения грядущий, то есть Мессия (а не, например, Илия), см.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

В Новом Завете, в послании к Евреям, в девятой и десятой главах, четко выражено, кем стал Йешуа для нас: «Но Мессия, Первосвященник будущих благ, пришед с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворною, то есть, не такого устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровью, однажды вошел в святилище и приобрел вечное искупление. Ибо, если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, чтобы тело было чисто, то насколько больше Кровь Христа, Который Духом Святы/м принес Себя непорочного Богу, очистить совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» (Евр.9:11–14). Каждый раз, когда первосвященник входил за завесу в Храме, которая разделяла Святое от Святого Святых, и где стоял ковчег завета, — место присутствия Всевышнего, он не знал своей участи, так как Бог мог не принять жертву Йом Кипура из-за недостаточной святости первосвященника или непослушания народа. Поэтому в этот день у Храма скапливалась целая толпа народа, которая ожидала исхода праздника. Знаком принятия жертвы было появление живого первосвященника на крыльце Храма; если жертва не принималась, тогда священника вытаскивали за веревку, привязанную к его ноге, потому что никто кроме него не имел права входить в Святое Святых. Йешуа стал для нас Первосвященником, небесным Ходатаем перед Своим Отцом, явившимся живым Своим ученикам, тем самым дав знать, что Его жертва принята Богом, а также Он стал жертвою, на которую Бог, как первосвященник, возложил грехи всего Израиля.«Все мы блуждали как овцы, совратилисъ каждый на свою дорогу: и Господъ возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:6). Йешуа — жертва, имеющая силу не толъко покрыватъ наши грехи, но и изменятъ нашу греховную природу на Божъю. «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:14). СУККОТ «Скажи сынам Израилевым: с пятнадцатого дня того же седъмого месяца праздник кущей… в кущах живите семъ дней…, чтобы знали роды ваши, что в кущах по–селил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской» (Лев. 23:34,42–43). Этот праздник имеет много названий: праздник Восхождения (алия) в Иерусалим (Исх. 24:23), праздник Кущей или Шалашей (Лев. 23:34) или праздник Суккот (З Цар. 8:2). На Суккот все израильские мужчины должны были являться пред лицом Господним в Иерусалим (Втор. 16:16), как и на Пасху, и на праздник Шавуот, и приносить дары. Праздник Кущей начинался сразу после осеннего урожая. Те семьи, которые не могли придти на весенние праздники, шли в Иерусалим на Суккот, чтобы принести дары Господу в Храме. Праздничный шалаш (сукка)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=894...

В Ветхом Завете существовал большой годовой круг праздников, посвященных различным событиям Священной Истории. Во время празднования этих дней предписывалось соблюдать покой и не работать. Весь народ должен был собираться в «священное собрание» (π κλητος γα), (κλητ γα) и приносить очистительные жертвы, что напоминало людям о грехах их. Причем, греческий текст имеет оттенок призыва на священный суд, судебное заседание, как напоминание о суде Господнем. В первый день седьмого месяца отмечался праздник труб (евр. Рош – а–шаиа) – «день трубного звука» ( Лев. 23:24 ; Чис. 29:1 ). Спустя восемь дней, «в девятый день седьмого месяца сего», назначался «день очищения» ( Лев. 23:27 ; Чис. 29:7 ). Народу было повеление: «смиряйте души ваши и приносите жертву Господу», как призыв к покаянию и воспоминанию о грехах. Спустя еще неделю начинался праздник Кущей (евр. Суккот). Возможно, это был одним из самых красочных ветхозаветных праздников. Сам Господь повелел Моисею сказать «…сынам Израилевым: с пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу…» ( Лев. 23:34 ) Весь жертвенник украшался зеленью, и совершался обряд почерпания вод. Храм не запирался вечером, как обычно, но в нем всю ночь оставался народ. Двор храма освещался высоко поставленными лампочками. Их было так много, что по некоторым сообщениям, они освещали все дворы Иерусалима. Разумеется, прекращалась всякая деятельность ( Чис. 29:12 ). Этот праздник благословил своим присутствием Господь Иисус Христос: «Приближался праздник Иудейский – поставление кущей… Но когда пришли братья Его тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно» ( Ин. 7:2,10 ). Последним обрядом этого праздника было выливание воды из Силоамского источника в две серебряные трубы, укрепленные на западной стороне жертвенника. Взяв повод от этого обычая, Христос произнес чудесную проповедь о воде живой. Тем, которые видели струящуюся в серебряные трубы воду Силоама, понятнее становились слова Господа: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании из чрева потекут реки воды живой» ( Ин. 7:38 ). В общем, этот седьмой месяц – Тишри был очень насыщен праздниками, одновременно являясь первым месяцем нового года по гражданскому календарю.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Ибо мы – Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих [позвольте, как же так может быть? Мы – Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих. Дальше расшифровка]: для одних – запах смертоносный на смерть [как же может быть Христово благоухание смертоносным запахом на смерть?], а для других – запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? – Значит, от внутреннего отношения. От внутреннего отношения к тому, что говорит Спаситель, что говорят Апостолы. Одни через их слова спасаются, другие погибают. И вот запах такой, как от гниющего тела, запах смертоносный на смерть, а для других – запах живительный на жизнь. А они так вот и ощущают: да как вы там можете стоять? Да посмотрите, там какой тяжёлый запах, как голове-то не болеть? Я постоял чуть-чуть, так у меня так голова разболелась. Вот от чего она разболелась? От ладана – и вдруг разболелась. Не от этого она разболелась, а вот что у неё внутри, от того и разболелась. Несродный дух, и запахи все кажутся чужими. Вот такой-то йог пришёл, ходит в рубашке при сорокаградусном морозе и не чувствует ни холода, ничего, а зашёл в церковь  и упал. А в церкви он упал. Кто его, следовательно, поддерживает на этом холоде? Кто от него отступил? Кто его поддерживает на морозе? А в храме эти духи отступают. Теперь открываем 7-ю главу от Иоанна. Иисус на празднике Кущей. Очень важная глава. Вы знаете, праздник Кущей в честь 40-летнего странствования по пустыне, когда они жили в шатрах, в кущах, в шалашах. И вот в память этого сорокалетнего странствования и был установлен этот праздник. Праздник осенний, праздник сбора плодов, весёлый праздник. Люди собирали плоды, отделяли десятину, всё это собиралось в одном месте и везлось в храм. Никто не ел от нового урожая, пока не одесятсвует этого урожая – десятую часть от всего, что Господь ему уродил, он отделял на храм и не нищенствовал через это. А вот когда жалели на храм, ничто не шло в спорость. А вот когда давали и выполняли, оставалось с избытком: выбросите старое ради нового (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Вскоре же по возвращении их из плена, при Ездре , когда наступило время праздника кущей, «все общество возвратившихся из плена сделало кущи и жило в кущах. От дней Иисуса, сына Навина, до этого дня, не делали так сыны Израилевы. Радость была весьма великая» ( Неем.8:17 ). Такая ревность наблюдается в евреях и после. В каком бы положении еврей ни находился, занят ли он был, например, войною или иным чем, он не жалел ничего и все оставлял, когда нужно было праздновать эти дни. Иркан, например, запертый Антиохом Сотером в храме, обратился к Антиоху и просил у него для отправления праздника (кущей) на семь дней перемирия (Древн. XIII.8:2). Аристовул и его сообщники, будучи осаждены в храме и не имея жертв для праздника Пасхи, «просили их у своих единоплеменников, предлагая им за жертвенных животных цену, какую они пожелают. Когда же те потребовали за каждую голову (животного) по тысяче драхм,.. то Аристовул с священниками охотно на это согласились» (Дpebh.XIV.2:2). Также и Иуда Маккавей с воинами, строго исполняя закон о праздничных собраниях, хотя, например, были заняты войной, прервали свой поход и «отправились в Иерусалим, потому что приближался праздник седмиц; после праздника, называемого Пятидесятницею, пошли они против Горгия» ( 2Мак.12:31–32 ). Ап. Павел прерывал дело проповеди , при приближении одного из подобных праздников, и отправлялся в Иерусалим на праздничные собрания. Когда в Ефесе «просили его побыть у них далее, он не согласился, а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме» ( Деян.18:20–21 ); в другой раз «Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии, потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме» (Деян . 20:16). Евангелист замечает, что «каждый год родители Его (Иисуса) ходили в Иерусалим на праздник Пасхи ( Лк.2:41 ). И Сам Иисус Христос , как известно, посещал в праздник Пасхи храм; также приходил Он в храм и в праздник кущей ( Ин.7:10 ). Подобно сему, и всякий иудей, исполняя предписания закона о праздничных собраниях, стремился побывать в великие праздники в Иерусалиме в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010