Отметим, что даже и изображение телесных Страданий в линиях и красках – задача не из легких. Но ведь Страдания Христа этим не исчерпывались. Вися на Кресте и испытывая неимоверную физическую боль, Он переживал и сильнейшие душевные муки. А их-то как изобразить? Господь скорбел, видя неистовство и бесчинство толпы, непробиваемую омерзительную злобу и беспочвенную ненависть: «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди со креста» ( Мф. 27:39:40 ). И речь здесь идёт не о банальной человеческой обиде, а о знании того, чем это грозит распинателям и богохульникам: судом праведным, чашей ярости Божьей. Ведь Кому, как не Господу было известно, сколь «страшно впасть в руки Бога живаго!» ( Евр. 10:31 ). «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» ( Евр. 10:28–29 ). Кроме того, Спаситель страдал, видя сердечную боль и горчайшее сострадание Своей Пречистой Матери. Страдал, зная о предательстве одного из Своих ближайших апостолов – Иуды. Страдал, разумея, какие нечеловеческие гонения будут обрушены на Его Церковь и какие лютые муки предстоит переносить Его ученикам. Наконец, страдал, потому что испытывал скорбь богооставленности по человеческому естеству. VIII. На православных иконах Распятия лик Христа пишется склоненным ко груди. Помимо того, что склонение головы указывает на смерть, этим выразительным и смиренным наклоном очерчивается идея о безупречном послушании Сына Отцу: Он « смирил Себя, быв послушным до смерти, и смерти крестной» ( Флп. 2:8 ). Насколько безукоризненным было послушание Сына Отцу, видно из Его слов: «... Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» ( Ин. 14:10 ). В этом следует видеть важное указание на один из аспектов Спасения: Христос, Новый Адам, прошел тот путь, к следованию по которому изначально был призван человек – путь любви и самоотверженного следования Божьему закону. Этот тот путь, который отверг и по которому не сумел пройти ветхий Адам. Это тот путь, который не преодолел ни один человек. А поскольку тот путь состоял в свободном и осознанном послушании Богу, постольку понимаем, что и склонение головы Искупителя на иконах Распятия знаменует свободное и осознанное принятие Им Крестных Страданий и смерти : «Потому любит Меня Отец, – говорил Иисус, – что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» ( Ин. 10:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Ох! братцы, тяжко мне, старику, от того, что появились у нас те, о которых еще Апостол говорил: «у вас будут лжеучителя, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и чрез них путь истины будет в поношении» ( 2Пет.2:1–2 ). Они, наши еретики, отверглись Господа, выдумали веру новую, восстают против Церкви Христовой и вместе с силами адскими хотят одолеть её; но это им не удастся. Они только поносят путь истины, тот путь, которым ведет нас Церковь в жизнь вечную, – по которому спасся и получил венцы славы целый сонм наших святых угодников Божиих, – тот путь, которым шли наши отцы, деды и прадеды, за который проливали кровь наши православные христолюбивые воины, – тот путь они поносят, которым шествуют сами цари наши православные… За этот разврат веры, за это поношение, – верьте, православные, – они не останутся без наказания, ибо «знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда для наказания» ( 2Пет.2:10 ). Накажет Господь этих беззаконников и за то, что они презирают начальство, злословят пастырей Церкви и всеми средствами стараются соблазнить православных. Но вы не слушайте их, ибо «это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею (17 ст.); они произносят только пустословие (18 ст.); они обещают свободу, будучи сами рабы тления» (19 ст.)… Они вот кричат про свободную веру; а что же они делают с теми, которых уловят в свои сети? Они «обещают им свободу, будучи сами рабы тления, ибо кто кем побежден, тот тому и раб», обещают вам свободу от заповедей и уставов Церкви: от постов, поклонов, бдений и т. п., а ведут вас в рабство плоти, делают вас рабами тела… Накажет их Господь за их беззакония, за соблазн и особенно за малых несчастных детей их!… Ведь, они, бедные, как родились в грехах, так и остаются в них; они и не омыты водою крещения, и не соединены со Христом. Их души младенческие убиты… Большой ответ отдадут на страшном суде Христовом эти «развратники веры», – наши нововеры!… Вот вам, братцы, моё завещание! Крепко держитесь за матушку – Церковь Христову православную! Мирно живите под этим деревцом жизни и вкушайте с него плоды его, а уйдете от Церкви, лишитесь плодов её, и участь ваша будет хуже участи неверных… Ну, прощай, мир! прощайте, старички, братцы, детки!…»

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По всем этим и подобным качествам — это сыны проклятия (Ин. 17:12; Пс. 108:17; Еф. 2:2): люди, подлежащие проклятию, или вечному осуждению (ср. Мф. 25:41 и прим.).     15Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, 16но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.    15—16. Страсть к любостяжанию у лжеучителей апостол поясняет примером Валаама, который из-за любостяжания едва не решился изречь проклятие на народ Божий и научил ввести в соблазн евреев, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали (ср. Числ. 22:8, 19, 38; 25, 1 и далее; 31, 16; Апок. 2:14). — Оставив прямой, или правый, путь: это — путь богооткровенной истины (ст. 2), или путь правды. Он называется еще путем Господним (Бьгг. 18, 19), путем мира (Рим. 3:17), путем премудрости (Притч. 4:11), путем жизни (Притч. 10:17), путем спасения (Деян. 16:17). Изречение показывает, что лжеучители прежде следовали истинному учению и правилам доброй жизни, но впоследствии отпали от истины и предались умственному и нравственному разврату и нечестию, заблудились, пошли неправильным путем, именно — идя по следам, или путем, Валаама, путем, который проложил, или которым сам шел, Валаам, путем любостяжания. — История Валаама рассказывается в 22 главе и далее книги Чисел. — Сына Восорова: по древнему произношению и чтению — Всорова. — Возлюбил мзду неправедную: эта мзда неправедная есть подарки, которые от лица царя Валака принесли, или поднесли, посланные от него Валааму (Числ. 22:7), и неправедной называется эта мзда потому, что Валаам надеялся чрез нее сделать неправедное и безбожное дело (изречение проклятия на Израиля). Возлюбил: выражение несколько смягченное, впрочем, совершенно соответственное обстоятельствам, по повествованию. В рассказе не упоминается точно о любостяжании Валаама; представляется, что он действовал согласно воле Божией. Но из повествования видно и то, что когда он при втором посольстве получил еще более богатые подарки, то понудил посланцев подолее остаться у него, чтобы вновь вопросить Бога, чт ему нужно делать, и как бы вынуждал тем, или вымогал, у Бога позволение отправиться в путь с послами Валака, почему и воспылал гнев Божий на Валаама за то, что он пошел с ними (Числ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Путь святости. Опубликовано: 25 июня 2022 Будьте святы, потому что Я свят. (1 Пет. 1, 16) В Неделю Всех святых Православная Церковь творит память всех лучших своих сынов и дщерей – угодников Божиих. Не только извест­ные нам святые, но и многочисленные сонмы святых, имена коих ведо­мы только Богу, прославляются ныне Святой Церковью Божией. Все они прошли свой земной путь и ныне на небе сияют, как светила. Нам, еще сынам земли, важно знать, что общего у всех этих святых угодни­ков Божиих, какие их отличительные черты. Много разных святых сияет: и пророки, и апостолы, и мученики, и святители, и преподобные, и праведные, и другие. Но общее у них то, что все они прошли скорбный путь к жизни вечной. Никто из свя­тых в этой жизни не пользовался покоем, мирскими удовольствиями, суетной славой, но все они страдали, болели душой и телом, переноси­ли насмешки, гонения. Жизнь всякого святого была мученичеством во Христе. Вот почему и Церковь Божия, празднуя память всех святых (и пророков, и апостолов, и святителей, и мучеников, и преподобных, и праведных, и других), поет о них как о мучениках: «Иже во всем ми­ре мученик Твоих, яко багряницею и виссом, кровьми Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти, Христе Боже.» Святые угодники гово­рят всем нам, братьям и сестрам, подвизающимся здесь, на земле: мно­гими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Если ты думаешь насладиться здесь радостями земли, не иметь никаких за­бот и печалей, ты не увидишь вечного блаженства, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф. 7, 14). Другой главнейшей чертой всех святых угодников было то, что они любили Бога больше всего. Всякая земная привязанность, даже любовь к своим родным, к своей семье, пристрастие к искусствам, наукам и ко всему, чему отдавал свои силы человек, – все это ставили угодники Божии на второй план, а паче всего любили, кланялись и молились Богу. За Божественной литургией Церковь Божия говорит нам слова Спаси­теля: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет крес­та своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 37-38). Святые угодники и говорят нам: не любите никого и ничего, кроме Бога. Он есть наше вечное блаженство, наша радость, мир. Святые призывают нас, чтобы мы жили Богом, Им дышали, всегда о Нем думали (Пс. 15, 8).

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/742-...

Режу картошку. Прислушиваюсь к тому, что в доме происходит. Опять ребята ссорятся! Закапали слезы на картофельные брусочки: “Ну, что мне с ними делать? Все нервы своими ссорами вымотали”. А кто-то мне отвечает: “Терпи”. Это чей же голос опять во мне раздался? Не знаю. Похоже, я сама с собой научилась разговаривать. Скажут мне: — Послушай: через два часа светопреставление. — Ну, и что? Суп-то надо доварить. Ребята сейчас с улицы прибегут. У моих, знаешь, какой аппетит? Все подряд метут. Вот накормлю семью, вымою посуду, а там посмотрим. Растут мои дети — расту с ними и я. Вот свекровь мне недавно сказала: — Ты зачем опять в церковь-то пошла? Пусть старухи туда ходят. Им делать нечего, а у тебя есть семья. Мудрые слова, между прочим. Я, наверно, в старости акафистник до дыр зачитаю. Дети вырастут, развяжут мне руки, а с ними и мои мысли. Стану другая — напишу третью книгу. Назову ее как-нибудь так: “Записки старицы”. Из посланий Апостола Павла я узнала, что старицей в Церкви называется просто старуха. Да-да! Вот, пожалуйста, как об этом писал Апостол Павел в послании к Титу: “…чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не приобщались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие”. “…Любить мужей, любить детей” — да этими призывами я готова испестрить свои книги сверху донизу! Только ведь их тогда читать-то никто не будет. Вот я и ухищряюсь, хотя пишу-то на самом деле все время об одном и том же. Я готова написать об этом и третью книгу, но уже в другую эпоху своей жизни — старухой, оставившей позади свою веселую игру “в домик”. …Где-то на святой горе пролегла моя родная узенькая тропинка. Я раньше думала: узкий путь спасения — это когда все идут толпой и поэтому всем тесно. А теперь я понимаю это иначе. По тропинке, предназначенной одному-единственному человеку, сначала проходит Господь. За Ним остается святой след, и вот по нему-то и пойдет Его ученик. Шаг влево, шаг вправо, и человек начинает тонуть. Потому что мир, по словам Апостола Иоанна, лежит во зле. И только путь жизни, данный человеку Богом, свят. Здесь все ему дается ко благу: рождение, детство, молодость, труд, брак, жена, муж, дети, болезни, старость, смерть. Только уходить с этой тропинки нельзя, потому что имя ей — Царский путь. Он называется так не потому, что пролегает посередине. Царский путь может и не совпадать с золотой серединой. Тропиночка жизни петляет, о как она петляет на святой горе: то вверх идет, то вбок, то вообще поползла вниз — к подножию горы. Путь этот наречен Царским, потому что его дал человеку Царь. Сказал рабу: иди здесь. Человек смиренно пошел по своему жизненному пути, и над его головой заклубились тучи Ангелов.

http://azbyka.ru/fiction/dve-moix-svechi...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Псалом 1 «Блажен муж» 2 мин., 20.04.2015 Содержание Псалом 1 читать: 1  Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе,  2  но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь.  3  И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет.  4  Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли.  5  Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных.  6  Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. Псалом 1 на русском: 1  Блажен муж, который не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не вступил, и не сидел в сборище губителей;  2  Но в законе Господнем воля его, и закону Его будет поучаться он день и ночь.  3  И будет он словно древо, насажденное у источников вод, что принесет плод свой во время свое; и листва его не опадет, и во всем, что творит, преуспеет.  4  Не так будет с нечестивыми, не так! Но они, как прах, взметаемый ветром с лица земли.  5  Посему не воскреснут нечестивые на суд, и грешники – в совет праведных.  6  Ибо ведом Господу путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Псалом 1 слушать: В содержании псалма 1 говорится о судьбе праведных и нечестивых, почему этот псалом может рассматриваться как введение ко всей Псалтири, более всего касающейся изображения судьбы праведников и грешников. «Блажен» – означает «счастлив». Имеется в виду как внешнее земное благополучие, так и награда на суде Божием, т. е. духовное блаженство. Читать Псалтирь Читайте также: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/psalom-1-blazhen-muzh.htm...

Священники и народ еврейский могли мыслию, душою переноситься в «святое святых». – «Первосвященник законный», – говорит блаженный Феофилакт , – «приносил жертву за себя, а Христос – не за Себя. Ибо Он не был причастен к грешникам. Повсюду между тем и этим совершенное различие. Сказал о грехах неведения, а не о прегрешениях... показывая и здесь различие между жертвою Христа и жертвами законными. По закону, жертвы прощали прегрешения по неведению; жертва же Христова прощает даже и сознательные грехи». 496 «Видишь ли», – наставляет святой Иоанн Златоуст , – «самые прообразы, здесь уже предложенные? Чтобы не сказали: как может быть одна жертва, как первосвященник (Христос) однажды принес ее? Апостол показывает, что так было издревле: святейшая и страшная жертва была одна. Так-то иудеи были приготовляемы издревле: и тогда, говорит, архиерей приносил жертву однажды». 497 Стих 8. «Сим Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище (по-слав. «святых путь» – τν τν γων δν – дорога, путь святых), доколе стоит прежняя скиния». – «Так как святое святых – образ неба», – замечает блаженный Феофилакт , – «было недоступно для прочих священников... то этим символически обозначалось, что до тех пор, пока стоит скиния эта, то есть, пока имеет силу закон, и по закону совершаются служения законные, – недоступен путь святых, т.е. вступление в небо, для совершающих такие служения. Для них он не только не открыт, но и заперт, одному же только Единому Первосвященнику Христу был уготован этот путь». 498 – «Для того, говорит, это было так устроено, чтобы мы знали, что святое святых, т.е. небо, еще недоступно. Впрочем, на том основании, что мы не входим в него, мы не должны думать, будто его нет, мы не могли входить и во святое святых». 499 Следовательно, бесполезно иудеям исполнять ветхозаветные постановления, имевшие прообразный характер, и отвергать Церковь Христову, ведущую своих верных чад на небо, не правы и христиане из иудеев, продолжавшие соблюдать эти постановления. «Она есть образ настоящего 500 времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Слова же: возьму вас к Себе означают, что по Воскресении Своем Господь будет являться апостолам и верным последователям в момент их смерти, чтобы укрепить их силы и забрать души в вечный покой. Далее Господь продолжает: а куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Об этом Божественный Учитель уже говорил ранее с учениками и сейчас напоминает им о том, что путь к небесной славе лежит через муки и страдания. Апостолы понимают, что речь идет о смерти Иисуса Христа, но им так не хочется в это поверить. Они еще не расстались с успокаивающей мыслью о том, что Господь имеет в виду какое-нибудь дальнее путешествие. Вот почему Фома, человек рассудительный и до всего спешащий дойти собственным опытом, говорит как бы от всех учеников: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Прямого ответа на этот вопрос, как мы слышали, не последовало. Но вопрос апостола Фомы послужил как бы поводом еще раз напомнить ученикам о назначении Господа, Который Сам есть путь к истинной вере и спасению, к Отцу Небесному: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Стремление к Богу есть самая главная цель жизни человеческой. Вера в Иисуса Христа как в Сына Божия, познание Его, дает возможность узнать и Вседержителя, потому как Бога Сына нельзя отделить от Бога Отца. Вот почему на просьбу апостола Филиппа показать Отца, Господь сказал: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Под видением Спаситель, естественно, разумел духовное зрение, то есть веру, потому что ни один смертный Бога Отца обычным зрением не видел. Единородный Сын Божий дал людям познание об Отце. И потому он призывает Филиппа, и через него всех нас, постигнуть Бога Отца чистой и искренней верой: разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Все слова, которые произносит Господь, все дела Его и совершенные Им чудеса определяются волею Небесного Отца. К вере в действительность такого отношения Иисуса Христа к Богу Отцу Сын Божий призывает не одного Филиппа, но и всех учеников, всех последователей Своих. В том числе и нам, братья и сестры, адресованы строки Святого Евангелия: верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Тогда они признают, что есть Бог, Который как за благочестие награждает, так и за нечестие казнит, и что все не по случаю, а по Его премудрому Промыслу бывает, когда прочих, как боящихся и почитающих Бога, в вечной Его милости увидят, а на себе вечный гнев Его почувствуют. Тогда будут каяться истинно, но поздно, и в тесноте духа воздыхать, но бесполезно. Тогда самим делом узнают, что есть геенна, вечный огонь, когда будут вкушать горести его. Тогда будут признавать свое заблуждение. «Итак, мы заблудились от пути истинного, и правды свет не светил нам, и солнце не сияло нам. Мы преисполнились стезями беззакония и погибели, и ходили в пустыни непроходимой; пути же Господня не познали. Какую пользу принесла нам гордыня и богатство с величанием что дало нам? Все это прошло, как тень и молва быстротечная, так, как после прохождения корабля, идущего по волнующейся воде, невозможно найти следа, ни стези его в волнах» (Прем.5:6—10) и прочее. Статья 2: О четырех последних Глава 1: О смерти «Человекам положено однажды умереть» (Евр.9:27). «И услышал я голос с неба, говорящий мне: «Напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих»» (Откр.14:13). § 155. Жизнь наша подобно пути, которым от самого рождения до смерти непрестанно идем. Бдим ли, или спим, делаем, или почиваем — беспрерывно путь этот укорачивается, и всякий к концу своему приближается. Когда рождаемся — на путь этот вступаем, а когда умираем — путь этот оканчиваем. И чем более живем, тем далее от границы рождения отходим, и более к границе конца приближаемся. И так жизнь наша на земле не что иное, как непрестанное и беспрерывное к смерти приближение. § 156. Путь этот для одного долгий, для другого короткий определил Бог. Иной в мла­денчестве, иной в отрочестве, иной в юношестве, иной в зрелом возрасте, а иной в старости оканчивает его. § 157. Как известно, что путь этот начали мы, так известно, что его и окончим. Но то, когда окончим его, Промысел Божий скрыл от нас, дабы всегда конца того ожидали мы, и такими бы всегда старались быть, каковыми хотим быть при конце.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

III. Жизненный путь человека. Освяти наши души и тела, и дай нам с благоговением служить Тебе во все дни жизни нашей §15 Земной путь человека – если он достигает своего естественного завершения – начинается с момента зачатия в утробе матери, простирается из детства в зрелость и, наконец, завершается сном телесной смерти. Однако этапы человеческой жизни для каждой души различны, и каждый путь, избираемый человеком по собственной воле или нет, ведет к возможностям либо святости, либо духовного рабства. И возможности аскетического самоотречения в служении Божией любви и делу преображения творения в каждой жизни уникальны. Надлежащее завершение всякой достойно прожитой жизни – это «видеть Бога лицом к лицу» (1 Кор. 13:12), в обожении (теозисе): «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2). Однако путь, который каждый человек проделывает в жизни, отягощен также искушениями, в особенности соблазном следовать за тем, что ведет только к личной выгоде или самовозвеличиванию, а не к проявлениям любви к Богу и солидарности с ближним. Церковь стремится сопровождать душу христианина на протяжении всего ее земного пути, давая не только советы, но и средства для достижения святости. И на каждом этапе Церковь предлагает различные образы жизни во Христе, различные призвания для христианской жизни, и все они заключены в одном высшем назначении – искать Царства Божия и правды его. §16 Благоговение Православной Церкви перед образом Божиим, даже в самых малых из нас, выражается не только в крещении младенцев, но и в их безотлагательном допуске к Евхаристии. Это является наибольшим тáинственным подтверждением Христова призыва, обращенного к апостолам, находить истинный образец жизни в Царстве Божием в невинности детей (Мф. 19:14; Мк. 10:14–16; Лк. 18:16–17). Сам Христос вошел в этот мир через утробу Матери и прошел через младенчество и детство, «преуспевая в премудрости и возрасте» (Лк.

http://predanie.ru/book/220026-za-zhizn-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010