- Моя приятельница работает в православной благотворительной организации помощи тяжелобольным. Я восхищаюсь, как самоотверженно она бьётся за каждого ребёнка: придумывает и проводит многочисленные благотворительные акции, часами выстаивает на морозе, собирая средства, организовывает общие молитвы и многое другое. Тем не менее, случается, её подопечные детки всё-таки умирают. И тут не только у воинствующего атеиста, но и у верующего «с многолетним стажем» может возникнуть даже ропот, особенно на фоне слов Спасителя: И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? (Лк.11, 9-11). Что тогда значат эти евангельские слова и молитва вообще, если мы не получаем просимое? - Это сложный для меня вопрос. Я бы ответила так: конец - это тоже выход, облегчение. Другое дело, что «баланс не соблюдается»: страдать обречены близкие. По большому счёту, наверное, ваша приятельница - сама и есть тот хлеб, который Отец Небесный даёт просящему. - Один из докладов митрополита Антония Сурожского был озаглавлен «Как жить с самим собой?». Чем дальше, тем отчётливее понимаешь, что именно это, а не внешние трудности и испытания, и есть самый сложный вызов человеческой жизни. Как вы сами для себя отвечаете на этот вопрос? - Как жить? - Внимательно. Недавно услышала от православного психолога Натальи Ининой фразу, заимствованную ею у Евагрия Понтийского: «То, что не осознаётся, легко превращается в страсть». Мне эти слова очень понравились. Инина как раз говорит о том, что задача психолога - помогать человеку осознавать то, что он не хочет осознавать. Этим занимается и аскетика: осознать себя, отыскать собственную личность. Все монашеские практики - попытка пробиться к своей глубине. Вся христианская жизнь - это путь к себе, подлинному. Ведь только ты сам, настоящий, можешь встретиться с Богом. Поэтому и жить с самим собой нужно трезво и внимательно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

А в таком виде аналогия между музыкантом и его музыкальным инструментом, с одной стороны, и телом и душою, с другой, является точным выражением православно-христианской истины, раскрытой уже отчасти и в приведенных ранее местах Священного Писания ( Еккл.9:5, 10 ; Ин.9:4 ), то есть той истины, что с прекращением земной жизни «для свободной, самой в себе живущей души должны быть другие условия жизни» 35 , причем, однако, то индивидуально-нравственное содержание, которое было приобретено ею (душою) в ее совместной жизни с телом в момент смерти навсегда закрепляется за нею 36 . Против же мнения психопанихитов о сноподобном состоянии душ после смерти и данные психологии, на которые ссылаются иногда сторонники психопанихитских воззрений. Мы имеем в виду факт так называемого двойственного состояния, когда душа человека, как бы освобождаясь от уз тела, уже по сю сторону жизни делается способною к созерцанию и пониманию того, что недоступно человеку в его естественном состоянии. Как на выдающийся по своей убедительности пример такого состояния можно указать на заявление апостола Павла ( 2Кор.12:2–4 ) о своем особенном состоянии: «знаю человека во Христе, который, – говорит о себе апостол, – назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». Таким образом, Апостол уже в этой жизни предвкусил или «антиципировал то состояние» 37 , которое ожидает праведных по смерти. Подобного рода фактами двойственного состояния, которые знает и изучает современная психология 38 и которые знали и выдвигали на вид еще отцы Церкви при выяснении взаимоотношения души и тела 39 , совершенно отрицается абсолютная зависимость духовной жизни от телесной, зависимость, которая с такою настойчивостью отстаивается психопанихитами. Как расходящаяся с идеею человека, выразившеюся, как мы заметили, в творческом акте, и как неоправдываемая данными Откровения, логики и психологии, на которых думают обосновать свое заблуждение психопанихиты, мысль о сноподобном состоянии душ умерших совершенно теряет всякую точку опоры, утрачивает свой смысл и ценность и вынуждает нас поэтому выставить на вид иное, более согласующееся с данными Откровения и здравого смысла, воззрение на состояние душ с момента смерти до всеобщего воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Аксаковых.    СПЕНСЕР Герберт (1820—1903) — английский философ и психолог. Автор книги “Основы психологии“ (1855). Рассматривал сознание в эволюционном аспекте как форму приспособления к среде при переходе от гомогенности к гетерогенности. Внутри сознания выделял различные чувствования, к которым относил ощущения и эмоции и которые могут объединяться посредством ассоциативного процесса.    КАРУС (Carus) Карл Густав (3.1.1789, Лейпциг — 28.7.1869, Дрезден) — немецкий врач, философ, психолог и художник. В 1862 г. Карус был избран президентом Леопольдины, Германской академии естествоиспытателей; иностранный член-корр. Петербургской АН (1833). Опираясь на учение Аристотеля, Карус трактовал душу как чисто идеальный и неумирающий жизненный центр, являющийся условием всякого бытия и всякого развития. Тело, по его представлениям, есть душа, но на бессознательной ступени, болезнь же — это нарушение единства души и тела; душа связана как с животным, так и с растительным миром. Его идеи о “физиогномике природы” были в дальнейшем развиты в концепции Л. Клагеса о непосредственном “физиономическом наблюдении” самой жизни и о разрушении “бессознательного космического ритма природы человеческим духом.”    ЭРАСТИАНСТВО — направление церковно-богословской мысли в Англии и Шотландии XVI-XVII веков, согласно которому церковные организации не должны были иметь никакой дисциплинарной власти над своими сочленами и должны были состоять в полном подчинении у государственной власти. Направление названо по имени Томаса Эраста, немецко-швейцарского протестантского богослова, естествоиспытателя и врача. Под флагом Эрастианства часть мелкого дворянства боролась и против пуританской, и против католической аристократии.    АКВИЛОНОВ Евгений Петрович (1861—1911), русский духовный писатель, профессор Санкт-Петербургской духовной академии; с 1910 протопресвитер военного и морского духовенства. Основное сочинение: “Церковь. Научные определения церкви и апостольское учение о ней как о теле Христовом.”    Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Глухие и слабослышащие люди являются особым миссионерским полем, требующим использования определённых методов и способов миссии. Для успешной проповеди инвалидам по слуху необходимо учитывать их психологические и физические особенности, их субкультуру, систему и принципы общения на жестовом языке, а проповедник должен руководствоваться в своей работе словами апостола Павла: будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных . Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых ( 1Кор.9:19–22 ). Психологические, физические и ментальные особенности глухого человека. Основные сведения о жестовом языке Люди с нарушением слуха разделяются по степени снижения слуха на глухих и слабослышащих. Глухота бывает врождённой и приобретённой. Приобретённая глухота может быть ранней (возраст до 3 лет) и поздней (появившейся после формирования речи). Позднооглохшими называют людей, потерявших слух, но сохранивших устную речь. Сегодня существуют технические средства, помогающие частично восполнить потерю слуха. Одним из них является кохлеарная имплантация – «операция по восстановлению слуха предполагает установку в улитку внутреннего уха электронной системы, обеспечивающей электрическую стимуляцию слухового нерва и процесс звуковосприятия» 284 . «Подавляющее большинство людей с нарушенным слухом пользуется индивидуальным слуховым аппаратом – заушиной (располагается за ушной раковиной) или внутриушным аппаратом (специально изготовленный индивидуальный вкладыш)» 285 . От степени снижения слуха и средств его восполнения зависят и коммуникативные возможности людей со слуховой депривацией (лат. deprivatio – «потеря, лишение»). Основным языковым средством общения для большинства глухих людей является жестовый язык. В нашей стране «русский жестовый язык признается языком общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации» 286 . Жестовый язык использует в процессе общения образы и символы, выражаемые через мимику, движение рук, пальцев и их положение в пространстве.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14: 23). Отец Думитру Станилое пишет: «Изначально Христос, так сказать, погребен в заповедях и в нас, в той мере, в какой мы исполняем их Его силой, которая в нас. Благодаря этому сотрудничеству мы приобретаем добродетели как живые качества; они отражают образ Господа, и Христос сияет еще ярче из-под этих завес» (Православная духовность). Такой союз и есть самая суть православной веры и жизни. К сожалению, большая часть христиан следует «внешнему» типу взаимоотношений с Богом на пути спасения. При нем Бог видится чем-то внешним в нашей жизни, взаимоотношения с Ним подобны индивидуалистическим договорным отношениям, принятым в современной культуре. В таком случае взаимоотношения с Богом сведены к психологии и морали. Сведение к психологии приводит к тому, что человека заботит «отношение» Бога к нему. Психология расплаты приводит к стремлению избежать Божьего гнева. Она сводится к морали в том смысле, что наше поведение – это не что иное, как наши личные попытки соответствовать внешнему набору правил и норм. Мы считаемся «хорошими» или «плохими» на основании нашего поведения, но безотносительно к тому, на чем это поведение основано. Апостол Павел говорит, что «все, что не по вере, есть грех». Только наша жизнь-в-союзе-со-Христом имеет природу истинного спасения, истинного человечества. Это и есть смысл выражения «спасен благодатью». «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2: 13). «Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4: 4). «Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы» (Кол. 1: 27). Это вторая часть тайны (Христос в нас), чрезвычайно важная для нас. Это страдание Христа в нас. Иисус принимает участие во всех наших страданиях. Он борется вместе с нами с искушениями и грехом

http://pravoslavie.ru/136375.html

Как точно выразился Бонхеффер, Иисус был «человеком, живущим для других». Он держал себя открытым — открытым для других людей. Он принимал почти все приглашения к обеду, и в результате ни один из известных людей не имел такого обширного списка друзей, начиная с богатых горожан, римских центурионов, фарисеев и заканчивая сборщиками податей, проститутками и жертвами проказы. Людям нравилось находиться рядом с Иисусом; его появлению всегда сопутствовала радость. И все же, благодаря этим качествам, которые являются признаками того, что психологи любят называть самоутверждением, Иисус разрушал стереотипы. Как пишет К. С. Льюис: «Он совсем не был похож на тот портрет, который психологи составляют для утвердившего себя, уравновешенного, уверенного в себе, счастливого в браке, имеющего профессию, известного гражданина. Вы не можете быть вполне уверенными в своем мире, если вам говорят, что „в вас живет дьявол " и, в конце концов, прибивают обнаженным к куску дерева». Подобно большинству современников Иисуса, я бы, без сомнения, отверг странную комбинацию необычных высказываний, исходящих от еврейского мужчины совершенно обычного вида, который утверждал, что является Сыном Божиим, и тем не менее ел и пил как другие люди и даже уставал и чувствовал себя одиноким. Кем же он был на самом деле? С одной стороны, Иисус, казалось, чувствовал себя здесь «как дома», но с другой стороны, он однозначно чувствовал себя «не дома». Я вспоминаю тот единственный эпизод из его молодости, когда он пропал из Иерусалима и получил взбучку от своей матери. Записанные в Евангелии загадочные слова, которые произносит мать–еврейка: «Чадо, что Ты сделал с нами?» — возможно, не проливают свет на этот эпизод — родители, в конечном итоге, искали его в течение трех дней. Иисус ответил: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Уже тогда трещина, вопрос верности семье, разделила Иисуса и его родителей. Живя на планете свободной воли и беспредела, Иисус часто должен был ощущать себя «не дома». В такие дни он уходил из дома и молился, словно бы для того, чтобы вдохнуть чистого воздуха из системы жизнеобеспечения, который дал бы ему силы жить на отравленной планете. Однако он не всегда получал четкие ответы на свои молитвы. Лука сообщает о том, что он молился всю ночь перед тем, как выбрать Двенадцать учеников, — и даже после этого в их числе оказался предатель. В Гефсимании он впервые попросил, чтобы чаша страданий миновала его, но этого, конечно, не произошло. Этот эпизод в саду изображает человека, который ощущает себя отчаянно «не дома», хотя и отвергает все искушения спастись сверхъестественным образом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать своими зубами. Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его. Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе (Сир 7:25–27; 30:1-10). Таким образом, руководящий мотив ветхозаветной педагогии в отношениях родителей к детям — самый полный и последовательный родительский эгоизм, выражающийся в суровом до жестокости унижении детской воли и полном подчинении детей родителям, доходящем до потери детьми личности и всех прав пред родителями. Дети — это предмет гордости или унижения родителей и, помимо этого, никакого другого значения сами по себе не имеют. Поэтому учи детей, с юности нагибай шею их, не давай им воли, не смейся и не играй с ними, а сокрушай им ребра, чтобы не вышли из повиновения, — вот что постоянно слышится в ветхозаветной педагогии и что наши предки усвоили весьма твердо, так как такие заповеди были им по сердцу, отвечали их нравам и складу жизни» . О том, как млада еще традиция православной педагогики, напоминает одно обстоятельство: до 1867 года в качестве учебника для детей по «Закону Божию» использовалась ну совсем не детская книжка митрополита Филарета — «Катехизис». И сегодня православную педагогику приходится разрабатывать в режиме поиска, а не перебора цитатных четок — совмещая наработки светской педагогики и возрастной психологии XX века с этикой древнего Православия. Каждому православному педагогу и родителю сегодня приходится быть творцом. И уж совсем сложной эта задача выработки православной возрастной психологии и педагогики становится, когда речь идеи о воспитании мальчиков. Тут громадный провал в нашей церковной педагогике: уж слишком женское у нее лицо. Когда я переходил на работу в Свято-Тихоновский богословский институт, то спросил тамошнего проректора: — Большинство ваших учащихся — девушки. Как устроен семинарист, я знаю, а вот что такое девушка, изучающая богословие? И в ответ услышал: — Видите ли, отец Андрей, лексикон Эллочки-Людоедки состоял из двенадцати слов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Мы, рабы психологии, просто помешаны на своем самочувствии. И человек, говорящий на исповеди «мне стало лучше», скорее всего, просто не понимает, что это к делу не относится, что уместнее было бы спросить: «Всё ли в порядке с моей душой?» И душе действительно «станет лучше», если мы будем бороться со злостью, разочарованием, искушениями и собственной несостоятельностью. Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор 4:16–18). Святые — не приспособленцы. Раб психологии идеально вписывается в общество потребления, его даже можно назвать рабом потребления. Так же, как с помощью шопинга мы стремимся обрести комфорт и удовольствие, мы превращаем в шопинг поиск своего я и «новейшей версии» его здоровья. Я ни в коем случае не против тех усилий, которые предпринимаются для облегчения душевных недугов. Но ценой такого облегчения не должны становиться сами наши души. Личность, как мы ее понимаем, — плохая замена души в её классическом понимании. Так что же такое душа? Душа — это наша жизнь. Она нематериальна и в то же время заполняет все наше существо. «Душа есть сотворенная сущность, сущность живая и разумная, органическому телу сообщающая собою жизненную и восприемлющую умственную силу»,— писал святой Григорий Нисский. Наша жизнь больше, чем совокупность обменных процессов внутри наших клеток. В душе — центре нашего бытия — со­средоточены смысл и цель нашего существования. А то, что мы считаем своей личностью, с которой мы так носимся, — по большей части работа нашего тела. Ее можно лечить, изменять и даже стереть под воздействием определенных обстоятельств. Но память, желания и наш стиль общения — это еще не мы, не наша суть. Мой мозг может страдать синдромом дефицита внимания и гиперактивности, но к душе это не имеет никакого отношения. Мозг — всего лишь инструмент, с помощью которого душа себя выражает (по словам современного афонского старца), но ни сам он, ни результаты его работы — это еще не душа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Психолог: С содроганием приступаю к обсуждению насущной для каждого проблемы свободы человеческой воли. Мне почти невозможно представить себе по-настоящему верующего человека, не верящего в свободу воли. Однако достаточно вспомнить Притчи Соломона, Книгу Екклесиаста или слова пророка Иеремии, чтобы задуматься о том, не слишком ли скоропалительно сделаны наши выводы: Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом ( Притч. 19:21 ). Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли ( Притч. 8:23 ). Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас (Еккл: 1:9–10). Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим ( Иер. 10:23 ). Кто бы решился усомниться в глубине христианской веры Мартина Лютера (1483–1546)? Между тем этот страстный и, вполне возможно, не вполне духовно и даже душевно здоровый церковный революционер в своей книге решительно и сурово опровергает возможность свободы человеческой воли. Этот вопрос крайне сложен и противоречив, но, даже приняв в расчет все открытия генетиков, психологов и социологов, как православный христианин, я все-таки сохраняю уверенность в том, что человеку такая свобода дарована. Позволю себе сослаться на знаменитого немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788–1860), который, невзирая на весь свой иррационализм, вполне по-христиански рассуждает о свободе воли: «Существует некий фактор сознания, на который, дабы не прерывать ход исследований, я вовсе не обращал внимания. Это совершенно очевидное и несомненное чувство ответственности за то, что мы совершаем, осознанности всех действий, которое основано на непоколебимой уверенности в том, что мы сами начинатели всех своих действий. На этом основании даже тому, кто полностью убежден в необходимости наших действий, не придет в голову оправдать этой необходимостью какое-либо преступление и переложить вину с самого себя на мотивацию содеянного…»

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Vitovni...

Разделы портала «Азбука веры» Психолог Наталья Ярасова " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" data-ll-status="" sizes="" srcset="" > ( 15  голосов:  4.7 из  5) Оглавление Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии для «Азбуки супружества». В тексте для удобства используется слово «супруг» в мужском роде, однако это слово обозначает и мужа, и жену, в смысле – человек, с которым существуют брачные отношения. Построение семьи по образу малой Церкви Вступившие в брак мужчина и женщина – это уже не просто два разных человека, живущих под одной крышей, а нечто большее. Идеальная христианская семья – это удивительное единство двух людей, во главе которых и среди которых Сам Господь Иисус Христос. Единство это описывается словами Священного Писания: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» ( Мф.19:5 ). Единение между супругами царит и на физическом уровне, и на духовном. Единство плотское достигается их верностью друг другу. Единство же духовное определяет апостол Павел: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф.5:23-25 ). Поэтому православную семью часто именуют малой Церковью, где муж – носитель образа Христа, а жена несет образ Церкви. Рожденные в таком союзе дети – это новые члены малой Церкви, которые через принятие Святого Крещения становятся членами Церкви Христовой. Для того, чтобы муж и жена могли хранить любовь, быть едиными душой и телом, им в Таинстве венчания преподаются Божественное благословение и благодать. Однако, это не делает семью счастливой «автоматически», без воли и усердия самих супругов. Только в соработничестве с Богом, когда сам человек стремится ко Христу и предпринимает усилия, чтобы пройти непростой путь спасения, а также готов помогать спастись своему мужу или жене, создаются те отношения, которые можно назвать настоящей христианской семьей.

http://azbyka.ru/semya/glavnye-principy-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010