Следовательно, если человек будет стараться жить по заповедям Евангелия, то ему постепенно откроется состояние его души и его немощи, а это сделает человека способным великодушно относиться к грехам и недостаткам других людей, что является началом заповеданной Христом любви 294 . В православном вероучении центральной частью проповеди Христа являются не только призывы к милосердию, покаянию или к обожению, но и призыв искренне веровать Тому, через Кого человек, спасаясь, обретает Царство Божие. Например, в Евангелии встречаются такие слова Христа: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда ( Ин. 6:35 ). Блаженный Феофилакт Болгарский , комментируя данный стих, пишет так: «Не сказал: хлеб пищи, но „жизни“. Поскольку все было умерщвлено, то оживил нас Сам Собою» 295 . Также в другом стихе Евангелии: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни ( Ин. 8:12 ). Согласно библейским толкователям, Христос, называя Себя здесь светом, хочет сказать этим не только то, что Он есть носитель божественной спасительной истины, но и то, что «Он в силу Своего теснейшего единения с Отцом есть первоисточник всякого света в мире»: чрезвычайно важно, что «от Него идёт не только истинное Боговедение, но и зависит вся духовная жизнь человека, который иначе, без Христа, ходил бы в темноте (Ср.: Ин. 1:5 )», но чтобы избежать этого, «нужно веровать во Христа, идти за Ним» 296 . Христос также в своих проповедях учит: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца ( Ин. 14:6–7 ). Свт. Филарет Московский , комментируя эти стихи Евангелия, говорит, что христианам нельзя забывать, что Христос есть не только истина, но и жизнь: «В Своём слове и в Своём примере Он соделался для нас путём, чтобы привести нас к истине, и чрез истину к истинной жизни» 297 . Итак, в заключение данной главы важно заметить, что в православном вероучении проповедь Христа, в отличие от Корана, где смыслом его проповеди является только утверждение веры в единого Аллаха, этим не исчерпывается. И Евангелие гласит: многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг ( Ин. 21:25 ). Под многое и другое подразумевается не только Его изречение и чудеса, но и примеры образа Его земной жизни, ведь жизнь Христа, начиная от Его рождения и заканчивая Вознесением, была драгоценной проповедью.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

342 Правосл. Исповед. Часть 3-я, отв. на вопр. 55. Никитский С. Вера Правосл. Восточ. Греко-Российск. Церкви, по её символическ. книг. Тетр. 1-я, вероучение. 1889 г., стр. 86:88. 348 Сектанты, возражая против почитания св. икон, говорят между прочим, что изображаемые на иконах лица и события есть вымысел. Не вымысел ли изображение на обложке журн. «Христианин», издав. под редак. И. Проханова, где Иисус Христос представлен стоящим в лодке и поучающим народ, в большинстве сидящий на берегу? В Евангелиях об этом событии так написано: «собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел , а весь народ стоял на берегу. И поучал их.». ( Мф.13:1–3 ; Мк.4:1 ; Лк.5:3 ). 351 Στоιχεα от στоιχεоν – первая и самая простая часть чего-либо, основание, начало, элемент, стихия. В Посл. к Евр (5:12) ап. говорит: «вас снова нужно учить первым началам (τ στоιχεα τς ρχς) слова Божия, и вам нужно молоко, а не твердая пища». Под «стихиями слова Божия» апостол разумеет зачатки христианского учения, преподаваемые младенцам в вере (сн. Евр 5:13 ). Мухин Н. проф. Босл. св. ап. Павла к Кол 1898 г., стр. 179 – 180. 354 И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. 355 Никитский С. Вера Прав. Вост. Грек.-Рос. Церкви по её символ. кн. Тетр. 1-я: вероучение. 1889 г, стр. 85–86. 360 Творения. Том 10. Притив иудеев о медном змее. 1904. г., стр. 973–974; ср. Том. 8. Бес. 27 на Еванг. от Иоанна, пунк 2. 1902 г., стр. 174–175. 363 Творения. Часть 3. Бесед. на слова: «Отче, аще возможно есть..». пунк. 3. 1897 г., стр. 21). 373 Разгов. с Трифон. гл. 94; ср. гл. 72:91:111; 1 Апол. гл. 60 Преображ. перев. 1892 г., стр, 288. 379 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. 381 [По-гречески читается ( Кол 2:14 ) так: ξαλεψας (уничтожив) τ καθ’ μν χειργραφоν τоς δγμασιν (долговую расписку, обязательство, закон, написанный повелениями, в форме предписаний, бывший против нас, так как мы не в состоянии были исполнить его, то он, всегда свидетельствовал против нас), ν πεναντоν μν (который закон был нам враждебным, потому что обнаруживал преступления, через которые виновный вступает во вражду с Богом – ср. Римл 4:15 ), κα ατ ρκεν (от αρω поднимаю, возвышаю, уношу, убираю, удаляю) κ τо μσоυ (и его убрал из середины, с дороги, уничтожил, так как закон стоял преградою на пути человека ко спасению), πρоσηλσας ατ τ σταυρ (пригвоздив ко кресту)].

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

737.  Булгаков. «Наст. книга», стр. 798, прим. 1. 738.  Brightman, LEW, pp. 25, 30. 739.  Apolog., cap. 65. 740.  M. P. Gr. T. 61, col. 200. 741.  Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? 742.  Brightman, LEW., p. 341; Орлов, op. cit., c. 292, примеч.; сравни и святого Германа «Rer. eccles. contempl». — M. P. Gr. T. 98, col. 452. 743.   В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. 744.  «Historia eccles.», I. XIII, p. 7. 745.   Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника. 746.  Leclercq. «Communion des enfants» in: DACL. T. III, col. 2249 sq. 747.  M. P. L. T. 33, col. 785. 748.  Epist. 59. — M. P. L. T. 54. col. 868. 749.  Epist. 7. — M. P. L. T. 59, col. 37-38. 750.  Leclercq. DACL. T. III, col. 2463-2465. 751.  Thalhofer. «Handbuch der katholisch. Liturgik». Freiburg i/B., 1890, S. 289. 752.  А. П. У. «Вероучение, богослужение, чиноположение египетских христиан (коптов)». СПб, 1856, стр. 152-153, 176; Renaudot. «Liturg. Orient. coll.», t. I, p. 79; Brightman, LEW, p. 238. 753.  Dr. Hieronymos Engberding «Ein Problem in der Homologia vor der Hl. Kommunion der Aegyptischen Liturgie» in: «Orient. Christ. Period.», vol. II/I-II, Roma, 1936, pp. 145-154. 754.  M. P. Gr. T. 77, col. 180, 192. 755.  Brightman, LEW, p. 25. 756.  Brightman, LEW, p. 63. 757.  «Вероучение, богослужение… коптов», стр. 153. 758.  М. Скабалланович. «Толковый Типикон». Вып. III, стр. 49. 759.   которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью 760.  Еф. XX,2. 761.   Будь превознесен выше небес, Боже; над всею землею да будет слава Твоя. 762.  Булгаков. «Наст. книга», стр. 910, прим. 130. 763.  Там же, стр. 637, 644, 647. 764.  Там же, стр. 674.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

9) Разобрать главы, места свящ. Писания, извращаемые сектантами в вопросах о почитании св. мощей: а) Мф. 23:29 ; Деян. 13:36–37 ; Иуд. 1:9 : Быт. 49:29; 50:26 ; Числ. 9:6; 19:11 ; Сир. 17:25 ; Иерем. 8:1–2; б) о нетлении св. мощей: Иоан. 11:11, 39 ; Деян. 8:2 ; Быт. 3:19 ; Втор. 34:6 ; в) о чудотворениях чрез св. мощи: Пс. 113:25–26 . Краткое объяснение этих мест Писания дано в книге «Меч духовный». Заключ. Многовековое сохранение нетленных св. мощей и вновь появление их в православной церкви служит свидетельством благодати и истины, живущей в сей Церкви. У раскольников, протестантов и в других еретических и сектантских общинах нет св. мощей, а стало быть, нет благодати, нет и истины в их вероучении. XIII. О молитве и милостыне за умерших «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор. 13:8 ). 1) Эти Апостольск. слова Церковь Православная твердо соблюдает, вознося ежедневно и повсеместно в храмах Божиих свои молитвы как за живых так и за умерших. Любовь Церкви к своим чадам никогда не перестает, будь они живы, или отошли в вечность. 2) Церковь ежедневно молится о мире всего мира, о благостоян. св. Божиих Церквей и соединении всех, но только один раз в году, в недел. Правосл., молится о вразумлении тех, которые сами себя отторгнули от Церкви, надругались над ее учением (в том числе и над самой молитвой об умерших). Не потому Церковь не молится постоянно (а только после возглашения «анафемы» – отлучения) за таких людей, чтоб у нее любви к ним недоставало, а потому, что она молится так же, как молился Сам Господь в Своей первосвященнической молитве: «не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои... Отче Святый, соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал... не о них же только молю, но и о верующих в Меня, по слову их». Иоан. 17:9–11,20 . 3) И Церковь молится о всех православных христианах, которые к ней принадлежать и которые в вере и надежде жизни вечной скончались; также она учит и нас молиться как за живых, так и за умерших близких нам людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

XVII. О вере и делах Слово Божие научает нас, что веру и дела за одно признавать нельзя; иное истинная вера и иное добрые дела ( Иак.2:24 ; Евр.11:6 ). Название «вера» также имеет не один смысл: а) вера есть сердечное влечение человека к Богу ( Мк.11:23–24 ), б) и вера есть вероучение, или знание, о Боге ( Ин.17:3 ). Истинное вероучение может быть только у послушных сынов Церкви Христовой: Рим.10:14 ; Деян.10:6 . Вера сердечная может быть не только у сынов Церкви, но и у язычников, например у Капернаумского сотника и у Сирофиникийской женщины: Мф.8:10:15, 28 ; Мк.7:26 . Дела добрые также могут быть не только у христиан, но и у язычников, например у Италийского сотника Корнилия: Деян.10:1–2:28 . Таким образом, кто имеет даже веру сердечную и дела добрые, но не имеет истинного вероучения, тот подобен язычнику доброму, но он не есть ещё истинный христианин. Для достижения этого необходимо креститься водой и Духом Святым: Деян.19:48 ; Ин.3:5 . Отсюда видно, что сектанты хотя бы и имели веру и добрые дела, но, как не имеющие истинного вероучения, не могут наследовать Царствия Божия и потому весьма заблуждаются, а ведь Господу угодно, чтобы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения: Еф.4:14 . Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о вере и делах Мф.7.16–18:20 . «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?.. не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Итак, по плодам их узнаете их». Объяснение. По одним делам нельзя узнать: истинной веры человек держится или ложной: Деян.10:2–6 . Закон и заповеди святы: Рим.7:12–14 , но бывает, что исполнители ими злоупотребляют: Лк.18:11 ; и не плод, а вред приносят: Рим.16:17–18 ; Мф.7:19 ; и при истинной вере и добрых делах ( Иак.2:26 ) должна быть истинная любовь: 1Кор.13:1–3 ; Рим.2:13 . Мф.8:13 . «И сказал Иисус сотнику: иди, и как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Анализируя отличительные стороны двух вероучений о Втором пришествии Христа, важно заметить, что в православии Христос придёт во славе и величии Своего Божества. В отличие от первого пришествия Господа на землю, совершившегося в образе раба ( Флп. 2:7 ), второе будет во славе и величии: Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего ( Мф. 16:27 ), и сядет на престоле славы Своей ( Мф. 25:31 ). Событие это будет вселенского масштаба и видно его будет по всей земле (См.: Мф. 24, 27 ) 380 . Ещё одно отличие в том, что Иисус победит антихриста как Бог, а не как человек – с мечом и с помощью Махди, о чём говорится в исламе. Святитель Феофан Затворник под словами Господь Иисус убьет духом уст Своих понимает быстроту и лёгкость победы Спасителя над антихристом: «Скажет слово, или дохнёт только, и жизнь того пресечётся… дух уст есть повеление и приказ, и как бы дуновение. Ещё Исайя провидел, что жезл из корене Иессеова… убиет нечестиваго духом устен Своих ( Ис. 11:1,4 ). И в Апокалипсисе Христос Господь, наименованный Словом Божиим, изображается так, что из уст Его исходит оружие острое, как видно, в знак решительности, скорости и непощадности праведного суда Божия» 381 . Под словами истребит явлением пришествия Своего толкователи Священного писания видят всё очищающую силу Второго Пришествия Господа Иисуса Христа, с помощью которого совершенно уничтожится не только сам антихрист, но и все дела его: «Как свет гонит тьму, так и Господь Своим Пришествием в пламенеющем огне (См.: 2Фес. 2:8 ) мгновенно положит конец всякому греху и беззаконию. Плевелы будут отделены от пшеницы, и на новом небе и новой земле воцарится и будет жить одна правда и святость (См.: 2Пет. 3:13 )» 382 . Следующее отличие двух вероучений мы видим в роли Иисуса Христа на Страшном Суде. В исламе она состоит в том, чтобы быть обвинителем или свидетелем против тех, которые не верили Аллаху и пророку Мухаммеду. То есть Иисусу Христу отведена второстепенная и совершенно антихристианская роль. В православном же учении воскрешать ( Ин. 5:28–29 ) и судить людей на Страшном Суде будет Иисус Христос, так как Он является не только человеком, но и Богом: Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну… Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа ( Ин. 5:22 ; Рим. 2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Аналогичное утверждает и другой современный востоковед А. В. Журавский: «Каждый айат, посвящённый Ему или Его Матери, исполнен исключительного почитания» 209 . Также исследователь пишет, что Мухаммед «несомненно, твердо проводил различия между той ролью, которая, по его представлениям, была отведена в Священной истории Марии и Иисусу, и тем, о чём спорили и разногласили многочисленные в ту эпоху в Аравии христианские общины 210 . Сравнивая сходство и различие православного и исламского вероучений об Иисусе Христе, важно отметить следующее. Исламское учение согласно с православием в том, что Иисус Христос рождён от Девы Марии: Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого… все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» ( Мф. 1:18,22–23 ). Общее есть и в том, что личность Марии, как в исламе, так и в христианстве особо почитается (См. также Лк. 1:42–45 ). Ещё одно сходство в том, что в обеих религиях Благовещение происходит через архангела Гавриила: В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария ( Лк. 1:26–27 ). Кроме того, как в православном, так и в исламском учении Пресвятая Богородица недоумевает и удивляется Благой вести архангела Гавриила: Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие… Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? ( Лк. 1:29,34 ). Теперь обозначим отличия двух вероучений и их причины. В Коране согласия Девы Марии никто не спрашивает, и ангел является к Ней, чтобы сообщить предопределение и повеление Аллаха: « Аллах творит, что желает . Когда Он решит какое-нибудь дело, то только скажет ему: „Будь!“ – и оно бывает» (Коран 3:47). А в евангельском повествовании воплощение Господа произошло только после того, как Дева Мария добровольно приняла волю Божию о Ней: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему ( Лк. 1:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

ап. - апостол архиеп. - архиепископ - блаженный - Вселенский собор - греческий - доцент - еврейский - латинский - митрополит множ.ч. - множественное число - правило - преподобный - протоиерей - профессор - Рождество Христово - святой - священник, священный - так называемый - то есть - толкование франц. - французский Ветхий Завет (В.З.) - Бытие - Второзаконие - Книга пророка Даниила - Книга Екклизиаста, или Проповедника - Книга пророка Иезекииля - Книга пророка Иеремии - Книга пророка Исаии - Исход - Левит - Первая книга Паралипоменон - Вторая книга Паралипоменон - Книга Премудрости Соломона Притч. - Притчи Соломона - Псалтирь - Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова - Первая книга Царств - Вторая книга Царств - Третья книга Царств - Числа Новый Завет (Н.З.) - Послание к Галатам - Деяния святых апостолов - Послание к Евреям - Послание к Ефесянам - Послание Иакова - от Иоанна святое благовествование - Первое послание Иоанна - Послание к Колоссянам - Первое послание к Коринфянам - Второе послание к Коринфянам - от Луки святое благовествование - от Матфея святое благовествование - Откровение ап. Иоанна Богослова - Первое послание Петра - Послание к Римлянам - Первое послание к Тимофею - Второе послание к Тимофею - Послание к Титу - первое послание к Фессалоникийцам - второе послание к Фессалоникийцам - Послание к Филимону - Послание к Филиппийцам Примечания: 1 См. список сокращений в конце книги. 2 В светских, часто идеологизированных определениях догмата обычно негативно характеризуется то, что содержание его не подлежит критике и принимается на истинное без доказательства, практической проверки, а лишь на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету [см., напр., статью “Догмат” в “Советском энциклопедическом словаре” (М. 1984), “Философском энциклопедическом словаре” (М., 1989)]. В основе такого представления лежит непонимание того, что содержание догмата, его истина – это истина о Боге, истина, сообщаемая человеку абсолютным, вечным, неизменным, всесовершенным Богом, Который есть сама жизнь и источник жизни всего, в силу чего содержание догмата не может устаревать, окостеневать. Именно поэтому догмат не мертвая схема, а живой смысл, живое знание и в то же время интеллектуальный каркас вероучения.

http://azbyka.ru/osnovy-pravoslavnogo-ve...

В сороковые годы I в. от Р. Х. размеренной жизни Павла приходит конец. Книга Деяний так описывает начало его миссионерских путешествий: когда христиане Антиохии (крупнейший город как раз между Иерусалимом и Тарсом) молились вместе, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян 13:2-3). Опять-таки, не Павел создает христианскую общину и передает ей какое-то вероучение — она сама посылает его нести свое вероучение в другие города и страны и делает это не по его желанию, а по велению Святого Духа (конечно, мы точно не знаем, как именно Его воля открылась этим людям). Так началось первое миссионерское путешествие апостола Павла (всего же их было четыре). Наверное, сегодня мы бы не отказались совершить круиз по Средиземноморью, где путешествовал Павел, — посетить остров Кипр, проехать по горным дорогам нынешней Турции, побывать в Афинах. Но в те времена дороги были куда опаснее, а транспорт — куда ненадежнее, и впоследствии Павлу пришлось описать это так: много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (1 Кор 11:25-27). Впрочем, Павел странствовал не один — с ним постоянно были спутники. Лучше всего мы знаем о враче по имени Лука — он написал о своих странствиях с Павлом целую книгу Деяний, включив туда и рассказ о других апостолах. Подобно Луке, и сам Павел владел ремеслом (изготовлением палаток), и поэтому всегда мог сам заработать себе на жизнь. В дальнейшем он так и поступал в своих странствиях: не желая становиться обузой для местных общин, он всегда обеспечивал себя сам. Как выглядели миссионерские поездки апостола? Павел со своими друзьями оставался в одном городе от нескольких дней до нескольких месяцев, по обстоятельствам.

http://foma.ru/vrag-xrista-stavshij-pred...

Вас будут презирать, вас будут преследовать, но «радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» 931 . Вечный Судия не придет одних погубить, вторых спасти, действуя с полным произволом. Он придет вершить суд; добрые дела получат награду, плохие – наказание: «приидите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня 932 . «каждый получит награду по своему труду» 933 . Плата, о которой говорит св. Павел, не есть нечто, что Бог мог бы дать, но мог бы и не дать, действуя по желанию. Награда дело справедливости. Если Бог не дал бы награды, он не был бы – и на то указывает св. Павел, который так часто выделяет необходимость благодати для добрых дел – справедливый Бог: «а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его». 934 Сравнение В вышеприведенных цитатах господствует юридический подход в ущерб рассмотрению параллельных мест, говорящих о том, что добрые дела не имеют самостоятельной ценности и Бог поступает по Своему желанию (см. выше в разделе православного вероучения). Несмотря на ряд положений католического вероучения, совпадающих с православным, выделяется момент, совершенно неприемлемый с православной точки зрения: – возможность заработать награду добрыми делами. Католицизм, по сути, выделяет два момента: освящение человека благодатью, после чего тот становится святым; добрые дела, могущие увеличить степень блаженства. Очень важно, что присутствуют оба момента – и необходимость благодати и добрых дел, но они воспринимаются как существующие сами по себе, не связанные необходимостью соделования личного спасения. Не делается необходимый акцент на состоянии души спасающегося человека. Протестантизм отбросил учение о добрых делах, а учение об освящении благодатью довел до абсурда. Необходимость освящающей благодати роднит учение православия и католицизма, но у католиков отсутствует акцент на необходимости соделования спасения, преобразования души, следствием чего являются добрые дела, которым придано совершенно иное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010