Те, кто брались отвечать, иногда путали Вторую мировую и Великую Отечественную, не называли в числе союзников СССР — США, а Германии — Японию, часто не могли вспомнить стихов и песен о войне, а бывало, даже использовали слово «Антанта». Современная молодежь путает Жукова с Суворовым , в школах перестали учить историю, в голове у студентов каша из дат, почерпнутая в Википедии, — таково расхожее мнение о культурном уровне выпускников школ и вузов. Так ли это? Действительно ли новые поколения утратили связь с прадедами и не хотят знать историю своей страны? В преддверии очередной годовщины Победы во Второй мировой войне ПРАВМИР провел опрос среди студентов четырех московских вузов: Финансового университета при Правительстве РФ, Московского Автодорожного института (ГТУ), Московского Государственного университета имени М. В. Ломоносова и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Мы задавали вопросы: Студенты торопились на пары, боялись камеры, просто не были готовы общаться. Соглашался ответить, хорошо, если каждый десятый. Те, кто брались отвечать, иногда путали Вторую мировую и Великую Отечественную, не называли в числе союзников СССР — США, а Германии — Японию, часто не могли вспомнить стихов и песен о войне, а бывало, даже использовали слово «Антанта». Фото: Finist Y S, photosight.ru На этом месте можно впасть в культурно-гуманитарную депрессию и восскорбеть об историческом беспамятстве. Но я не буду. …Студентка Финансового университета при Правительстве РФ. На кофточку приколота георгиевская ленточка — идет поздравлять ветеранов. Читает на камеру отрывок из «Василия Теркина». …Старшекурсники МАДИ — подробно и вдумчиво рассуждают об идеологии фашизма. …Девушка из Свято-Тихоновского — светясь от радости, говорит о военных песнях, сравнивая их с молитвой. …Возле 1-го гуманитарного корпуса МГУ студенты обсуждают прошедший концерт в честь Дня Победы. Нет-нет, кто-то отходит к памятнику погибшим студентам и сотрудникам МГУ, погибшим во время войны. Экономисты, технари, богословы и гуманитарии. Мы специально выбрали четыре разные вуза, чтобы ответы студентов получились более разнообразными.

http://pravmir.ru/chto-znaet-molodezh-o-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНОВ КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Антонов Константин Михайлович Константин Михайлович Антонов (род. 1968 ), профессор Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета , член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви Родился 3 апреля 1968 года в Москве . В 1990 году поступил в Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова на философский факультет, который окончил в 1995 году. Специализировался на кафедре истории русской философии. В 1995 - 1998 годах обучался в аспирантуре философского факультета МГУ на той же кафедре. Научные руководители: доктор философских наук проф. В.В. Богатов, кандидат философских наук А. П. Козырев. 17 мая 1999 года защитил кандидатскую диссертацию на тему: " Философское наследие И.В. Киреевского . Антропологический аспект " . С сентября 1999 года работает на кафедрах Философии и философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . С 2005 года является редактором раздела " Философия " и членом редколлегии Вестника ПСТГУ (сер. 1. Богословие. Философия). В 2006 - 2008 годах обучался в докторантуре философского факультета РГГУ на кафедре Истории отечественной философии. В декабре 2008 года на философском факультете РГГУ защитил диссертацию на степень доктора философских наук " Философия религии в русской метафизике XIX - начала XX века " . Научный консультант: доктор. филос. наук. проф. В.В. Сербиненко. С 2010 года - в должности профессора. С весны 2011 года является заведующим кафедрой Философии религии и религиозных аспектов культуры БФ ПСТГУ. Член диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. 18 января 2012 года присвоено ученое звание доцента по кафедре философии. Читает курсы: история философии, история русской религиозной философии, введение в религиоведение, история отечественного и зарубежного религиоведения, философские вопросы теологических исследований, современные проблемы философии религии и др.

http://drevo-info.ru/articles/13679764.h...

Подписан договор между Свято-Тихоновским университетом и Православным богословским факультетом Бухарестского университета 20 ноября 2012 г. 17:48 19 ноября 2012 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялись переговоры между руководством университета и делегацией Православного богословского факультета имени Патриарха Юстиниана Бухарестского государственного университета ( Румынский Патриархат ). Во встрече приняли участие ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев , проректор по международной работе священник Георгий Ореханов, сотрудник ОВЦС и преподаватель ПСТГУ священник Михаил Асмус, другие сотрудники университета. Православный богословский факультет Румынского университета представляли декан протоиерей Стефан Букиу, продекан протоиерей Георгий Холбя, преподаватель М. Котециу. Их сопровождал сотрудник Отдела по межцерковным и межконфессиональным связям Румынского Патриархата диакон Евгений Роготи. В ходе переговоров стороны обменялись информацией о своих учебных заведениях, об особенностях богословского образования в России и Румынии. Были достигнуты договоренности по вопросу об обмене студентами. В качестве приоритетного направления было названо сотрудничество в областях новейшей истории Церкви, методики преподавания основ Православия в школах, церковного искусства. Переговоры завершились подписанием договора о сотрудничестве между ПСТГУ и Богословским факультетом Бухарестского университета. Православный богословский факультет существует 130 лет и является одним из старейших факультетов Бухарестского университета. В 1948 году с приходом коммунистической власти он был выведен из состава университета, а после 1989 года был восстановлен status quo. Факультет подчиняется одновременно Церкви и Министерству образования Румынии. Имеет три отделения: пастырское, педагогическое (готовит преподавателей основ Православия в школах и социальных работников) и иконописное. Студенты богословского факультета окормляются университетскими духовниками, имеют возможность ежедневно участвовать в богослужениях в факультетском храме. Открыт свободный доступ к богатой библиотеке факультета (140 тыс. томов) и к библиотекам других факультетов университета и Священного Синода Румынского Патриархата. Богословское образование в Румынии обеспечивается за счет государства. Факультет имеет соглашения о сотрудничестве со многими православными образовательными организациями, в том числе с Московской и Киевской духовными академиями. В 2009 году Богословский факультет был удостоен премии Международного фонда единства православных народов. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2603750.ht...

Пресс-конференция, посвященная I Всероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры, состоялась в Москве 24 апреля 2009 г. 10:31 «Предмет Основы православной культуры востребован в нашей стране», — сказал на пресс-конференции 23 апреля 2009 г. в РИА «Новости» протоиерей Владимир Воробьев , заместитель председателя Оргкомитета I Всероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры , ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . Первая Всероссийская Олимпиада по ОПК собрала школьников более чем из 30 регионов России. Этот предмет изучают 430 тысяч школьников в 39 регионах, что составляет 65,2 % от общего числа учащихся. Олимпиадное движение — это действенный механизм поиска и поддержки одаренных детей, считает Ирина Ивановна Тараданова, начальник отдела общего образования Министерства образования и науки РФ. В этом году конкурс по Основам православной культуры впервые включен в перечень предметных олимпиад школьников. Ирина Ивановна отметила, что это «логичный шаг, который позитивно оценивается всеми участниками олимпиадного движения». Олимпиада проводится на базе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета при участии Российского государственного социального университета по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II и при поддержке Министерства образования и науки РФ, Совета ректоров России, Совета Олимпиад. По итогам трех отборочных туров были названы 150 школьников, которые приедут в Москву 25-29 апреля на заключительный этап . О финальном туре Олимпиады журналистам рассказала председатель Центральной методической комиссии Татьяна Владимировна Склярова. В программе — командный проект  «Московский приход», вопросы и эссе про новомучеников и исповедников Российских, а также экскурсии и посещение театра. Победители и призеры Олимпиады получат преимущества при зачислении в высшие учебные заведения по государственному образовательному направлению «Теология». Отвечая на вопросы журналистов, протоиерей Владимир Воробьев напомнил, что на данный момент в государственных и негосударственных вузах открыто 45 кафедр и факультетов теологии. Однако вертикаль богословского образования не может считаться завершенной, пока теология не будет включена в перечень научных специальностей в ВАКе. По словам протоиерея Владимира, в минувшем году это не было сделано, но есть надежда, что в ближайшем будущем ошибка будет исправлена.

http://patriarchia.ru/db/text/625967.htm...

В Москве пройдет выставка «Московский Епархиальный дом: призыв к вере в эпоху революций» 06.09.2022 13:56:11 МОСКВА 13 сентября, в 19.00, в главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Лиховом переулке состоится открытие выставки «Московский Епархиальный дом: призыв к вере в эпоху революций», сообщает Седмица.ru . Выставка посвящена истории создания Московского Епархиального дома как первого духовно-просветительского центра в дореволюционной России, а также Поместному Собору 1917-1918 гг. – уникальному явлению в истории Русской Церкви и общественной жизни России. Выставка является важной частью проекта «Московский Епархиальный дом – центр мирных общественных инициатив в России начала XX века». Мероприятия, которые реализуются в рамках проекта, направлены на создание положительного образа отечественной истории этого периода. Действительно, эти страницы истории долгое время оставались малоизвестными. Но без них – без благотворительных и просветительских общественных инициатив начала XX века, средоточием которых в Москве был Епархиальный дом, без голоса Собора, звучавшего в грозное время революции и гражданской войны, – нет подлинного образа России этого времени. - Мы верим, что это именно та история, которая поможет всем нам находить ответы и на вызовы сегодняшнего времени, – говорит руководитель проекта Елизавета Фигуркова. – Актуальность, непреходящее значение Поместного Собора еще и в том, что в условиях революции и гражданской войны – в условиях глубочайшего за всю историю российского общества кризиса, – он смог дать независимую от какой-либо политической конъюнктуры оценку современным историческим событиям – оценку, основанную на нравственной позиции. Выставка адресована всем гостям главного здания Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, посетить ее можно бесплатно, по предварительной регистрации: http://pstgu.timepad.ru/event/2150799/ Проект «Московский Епархиальный дом – центр мирных общественных инициатив в России начала XX века» реализуется Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом при поддержке Фонда президентских грантов. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2022/09/06/v-moskve-p...

В ходе пленарного заседания митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом «Теология в современной России: становление отрасли». Также прозвучали доклады ректора НИЯУ «МИФИ» М.Н. Стриханова и ректора Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, доктора философских наук, профессора А.А. Федорова. После перерыва под председательством митрополита Волоколамского Илариона открылась панельная дискуссия по докладам. В ходе заседания круглого стола выступили: ректор Казанской духовной семинарии митрополит Казанский и Татарстанский Феофан ; президент Российского государственного гуманитарного университета, председатель экспертного совета по теологии ВАК Е.И. Пивовар; руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец; руководитель Департамента образования, науки и культуры Духовного управления мусульман Российской Федерации Ш.Р. Кашаф; ректор Северо-Кавказского федерального университета А.А. Левитская; ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев ; профессор Российско-американского учебно-научного Центра библеистики и иудаики Российского государственного гуманитарного университета Л.Ф. Кацис; ректор Русской христианской гуманитарной академии Д.К. Богатырев; ректор Поволжского православного института имени святителя Алексия, митрополита Московского, протоиерей Димитрий Лескин; президент Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина Л.Е. Шапошников. В рамках программы форума 14 июня также состоялось заседание круглого стола: «Теология как отрасль знания: проблемы и перспективы» (ведущий — профессор Института философии Санкт-Петербургского государственного университета, декан факультета философии, богословия и религиоведения Русской христианской гуманитарной академии, член экспертного совета по теологии ВАК Р.В. Светлов). На заседании выступили профессор Д.В. Шмонин, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько), доцент кафедры теологии НИЯУ «МИФИ» иеромонах Родион (Ларионов) и другие участники конференции.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4937474...

В Москве представили второй том «Большого словаря церковнославянского языка Нового времени» 24 октября 2019 г. 14:50 22 октября 2019 года в Соборной палате  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета  в Москве состоялась презентация просветительского  интернет-портала «Церковнославянский язык сегодня»  и второго тома «Большого словаря церковнославянского языка Нового времени». С приветственным словом к участникам презентации обратились председатель Научно-образовательного союза «Родное слово» К.С. Деревянко, заместитель директора по научной работе Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН Е.Я. Шмелева и проректор по науке ПСТГУ протоиерей Константин Польсков. С докладами о научных и популяризаторских проектах, связанных с церковнославянским языком, современных компьютерных инструментах, используемых для изучения церковнославянского языка, важности изучения исторических и лингвистических дисциплин для современного образования, поэтике церковнославянских текстов и языковой вариативности выступили сотрудники Научного центра по изучению церковнославянского языка Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН и представители Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Как и сам проект, презентация продемонстрировала плодотворность сотрудничества между научными учреждениями, вузами, социально ориентированными и религиозными организациями. Подобное сотрудничество дает возможность осуществлять проекты, адресованные широкой аудитории. В ходе презентации «Для чего человеку XXI века нужна эта архаика» центральной темой выступлений стала актуальность современных исследований, связанных с церковнославянским языком. Участников мероприятия также ознакомили с возможностями портала «Церковнославянский язык сегодня», призванного выполнять роль посредника между учеными, занимающимися богослужебным языком Русской Церкви, и широкой аудиторией. Ресурс предназначен не только для православных верующих, которые хотят лучше понимать богослужение, но и для преподавателей вузов и студентов филологических факультетов, широкого круга людей, интересующихся историей языка.

http://patriarchia.ru/db/text/5518144.ht...

Святый Дух согревает человека духовно, вместе орошая и прохлаждая душу, доселе знакомую только с разнообразными разгорячениями крови» 809 . Кровяное разгорячение в умно-сердечной молитве есть ее Filioque. Оно – необходимый логический вывод из Filioque. Диакон Андрей Кураев, кандидат философских наук, кандидат богословия, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Православие и католичество в опыте молитвы 810 В религии мысль воплощается в дела, теория – в практику, богословие налагает явственный отпечаток на антропологию. Человек склонен постепенно уподобляться тому, во что он искренне верит. И религии вполне сознательно развивают свои способы воздействия на своих адептов, с тем чтобы человек перестроил свой внутренний мир по тем нормам, что приняты в данной традиции. И, значит, разница религий – это не столько разница теорий, то есть правоверия и кривоверия, сколько различие духовной практики, то есть православия и инославия, ортодоксии и гетеродоксии. Различие духовных традиций – это прежде всего различие их молитвы, которое в конце концов ведет к созданию различных антропологических ликов конфессий. «Как бывает правильно поставленный голос, так бывает и правильно поставленная душа», – писал отец Александр Ельчанинов 811 . И постановку этой души желательно вести по избранному звучанию камертона. А если камертон сфальшивил, если то, что привычно считается чистым звуком в одной традиции, есть нестерпимая какофония с точки зрения другой? Подлинной ересью является как раз не столько иномнение, сколько инославие. Поскольку же человек научается молитве не из учебников, а по опыту соучастия в молитве уже существующей и уже молящейся общины, то вполне понятен канонический запрет на совместную молитву с еретиками. Он связан не с опасением, что пятидесятник, говоря «Отче наш», обращается к диаволу, а с нежелательностью заимствования инославного образа богообщения. Есть своя правда в словах А. Ф. Лосева : «Молиться со стеариновой свечой в руке, наливши в лампаду керосин и надушившись одеколоном, можно только отступивши от правой веры.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

• хиротонии в диаконский сан впредь совершать над лицами, окончившими как минимум духовное училище или два курса семинарии; • хиротонии в священнический сан впредь совершать над лицами, имеющими как минимум полное семинарское образование либо окончившими богословский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета или иного высшего учебного заведения Русской Православной Церкви; • студенты очного сектора семинарий могут быть рукоположены в священнический сан во время обучения в духовных школах, но не раньше окончания трех курсов; • клирикам, не имеющим в настоящее время духовного образования, надлежит в течение 2011 года поступить на заочный сектор семинарии или Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Возможные исключения из данных правил могут рассматриваться в Учебном комитете, с включением этих сведений в годовой отчет Учебного комитета, направляемый Патриарху. Если рукоположение в качестве исключения из упомянутого правила совершается в епархии, то информация об этом должна быть отражена в годовом епархиальном отчете. С целью поддержания образовательного уровня священнослужителей необходимо разработать систему контроля знаний и повышения квалификации клириков, по крайней мере тех, которые не имеют научной степени в области богословия или не преподают в духовных школах. Учебному комитету поручается внести соответствующие предложения Святейшему Патриарху и Священному Синоду. 21. Упорядочения требует практика распределения лиц, оканчивающих очный сектор духовных школ, в том числе регентских школ и отделений. При определении мест дальнейшего служения выпускников следует учитывать как потребности епархий, откуда поступали выпускники, так и потребности малоклирных дальневосточных и сибирских епархий, кадровое обеспечение которых пока является общецерковной заботой. Кроме того, важно, чтобы по прибытии в епархию клирик или мирянин, в образование которого были вложены немалые средства и усилия, получал достойное применение. Особенно это касается выпускников духовных академий. Учебному комитету при участии Управляющего делами Московской Патриархии надлежит разработать и представить Святейшему Патриарху и Священному Синоду проект положения о распределении выпускников духовных школ, предполагающий, в частности, создание распределительной комиссии. Присяга ставленника перед рукоположением в сан иерея

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Закрыть itemscope itemtype="" > Обновлён реестр научных журналов по теологии в рейтинге ВАК 16.01.2023 315 Фото: Седмица.ru В октябре 2022 г. Высшая аттестационная комиссия (ВАК) презентовала обновлённый реестр научных изданий для публикации российских учёных. До этого, 26 сентября 2022 г., на базе этого реестра ВАК обновила требования для соискателей учёных степеней, а также были внесены изменения в критерии для членов диссертационных советов вузов, сообщает Седмица.ru. Одно из важных нововведений — публикация в изданиях международных баз данных перестала быть обязательной (речь идёт о базах Web of Science, Scopus, MathSciNet, PubMed, AstroPhysics, Chemical Abstracts). Статьи в этих базах будут приравнены к публикациям в журналах, отнесённых к К-1 перечня ВАК. Теперь, чтобы защитить диссертацию, будущие кандидаты и доктора наук обязаны публиковать научные статьи в журналах, одобренных ВАК, российских или зарубежных. В этом материале разберём, что из себя представляет реестр и что изменилось для учёных Российской Федерации. Реестр 2022 года включает в себя: Решением ВАК научные журналы разделены на три категории: К-1, К-2 и К-3 — по мере убывания интегрального рейтингового показателя. Всего в перечне решено оставить 2592 издания. Все они распределены по категориям в процентном соотношении 25/50/25. То есть четверть самых высокорейтинговых журналов (таких 661) — К-1. Следующие 50% — К-2. Это 1292 журнала с коэффициентом научной значимости от 0,418 до 0,200. Всё, что недотянуло в рейтинге научной значимости журналов до коэффициента 0,200, отнесено к К-3 (это 637 изданий). Теперь относительно журналов по теологии. Их всего десять. Пять из них — это издания ПСТГУ. К первой категории (К-1) отнесены только два научных журнала: 1. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви рейтинг 0.600). 2. Вопросы теологии рейтинг 0.600). Ко второй категории (К-2) — четыре журнала: 3. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение рейтинг 0.400).

http://ruskline.ru/politnews/2023/01/16/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010