433. Не нарушается ли святость Церкви греховностью многих ее членов? Святость Церкви не нарушается греховностью многих ее членов, поскольку они очищаются от грехов Святыми Таинствами, в особенности же Таинством Покаяния. 434. Что происходит, когда грешные члены Церкви упорствуют в своей греховности? Когда грешные члены Церкви упорствуют в своей греховности, они исключаются из Церкви или решением высших представителей Церкви, или Судом Божиим, так что и в этом случае сохраняется святость Церкви ненарушенной. 435. Имеет ли Православная Церковь святых? Православная Церковь имеет бесчисленное множество святых, происходящих от всех православных народов, живших во всех столетиях, начиная со времен апостолов и кончая нашим временем. Пояснения: I. Святой апостол Павел написал: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее» ( Еф.5:25–26 ). II. Об исключении из Церкви высказался святой Павел: «Итак, извергните развращенного из среды вас» ( 1Кор.5:13 ), что иными словами означает: исключите упорного грешника из своей среды. III. Мы обязаны повиноваться решению Церкви, ибо Господь Иисус Христос сказал: «А если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). 3. Соборная Церковь 436. Что означает слово «Соборная»? Слово «Соборная» означает здесь то же, что «вселенская». 437. В чем заключается соборность (вселенскость) Церкви? Соборность или же вселенскость Церкви заключается в том: 1) что Церковь учит всему, чему учил Господь Иисус Христос, и что ничего из этого учения она не выпускает, чтобы не была нарушена полнота духовной жизни; 2) что Церковь отвергает новые учения отдельных людей, поскольку они находятся в противоречии со Священным Писанием и Преданием; 3) что Церковь предназначена для всех людей без различия национальности, страны и времени, ибо Господь Иисус Христос сказал: «Итак, идите, научите все народы» ( Мф.28:19 ); 4) что Церковь ко всем обращенным в веру людям и народам относится одинаково и предоставляет каждому народу одинаковую возможность применять свои силы и способности в церковной жизни к чести и славе Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

    433. Не нарушается ли святость Церкви греховностью многих ее членов?    Святость Церкви не нарушается греховностью многих ее членов, поскольку они очищаются от грехов Святыми Таинствами, в особенности же Таинством Покаяния.     434. Что происходит, когда грешные члены Церкви упорствуют в своей греховности?    Когда грешные члены Церкви упорствуют в своей греховности, они исключаются из Церкви или решением высших представителей Церкви, или Судом Божиим, так что и в этом случае сохраняется святость Церкви ненарушенной.     435. Имеет ли Православная Церковь святых?    Православная Церковь имеет бесчисленное множество святых, происходящих от всех православных народов, живших во всех столетиях, начиная со времен апостолов и кончая нашим временем.     Пояснения:    I. Святой апостол Павел написал: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее» (Еф.5:25—26).    II. Об исключении из Церкви высказался святой Павел: «Итак, извергните развращенного из среды вас» (1Кор.5:13), что иными словами означает: исключите упорного грешника из своей среды.    III. Мы обязаны повиноваться решению Церкви, ибо Господь Иисус Христос сказал: «А если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17). 3. Соборная Церковь     436. Что означает слово «Соборная»?    Слово «Соборная» означает здесь то же, что «вселенская».     437. В чем заключается соборность (вселенскость) Церкви?    Соборность или же вселенскость Церкви заключается в том:    1) что Церковь учит всему, чему учил Господь Иисус Христос, и что ничего из этого учения она не выпускает, чтобы не была нарушена полнота духовной жизни;    2) что Церковь отвергает новые учения отдельных людей, поскольку они находятся в противоречии со Священным Писанием и Преданием;    3) что Церковь предназначена для всех людей без различия национальности, страны и времени, ибо Господь Иисус Христос сказал: «Итак, идите, научите все народы» (Мф.28:19);    4) что Церковь ко всем обращенным в веру людям и народам относится одинаково и предоставляет каждому народу одинаковую возможность применять свои силы и способности в церковной жизни к чести и славе Божией.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На днях группа политических активистов пыталась провести “антипутинский молебен”. Широко известный в узких кругах Роман Доброхотов со своими друзьями пришел на площадь перед Храмом Христа Спасителя, чтобы, как он говорил, “по всем канонам” провести “молитву” за " за изгнание бесов из страны " . Эти слова говорят только о крайнем его невежестве в отношении церковных канонов - молитва в Церкви совершается “за”, а не “против”. Церковь не занимается черной магией, наведением сглаза и порчи. Церковь молится о “здравии, спасении и во всем благом поспешении”, а не о причинении вреда кому-либо. Если бы у оппозиции существовал лидер, теоретически способный занять президентский пост - молится за него было бы вполне возможно. А вот молиться “против” - довольно странно. Более того, святой Апостол Павел заповедует Церкви “совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. (1Тим.2:1-4)”. Когда Церковь возносит молитвы “за” (а не “против”) начальствующих, она просто и прямо следует слову Божию. Это - не что-то, что появилось позже, не “средневековое наслоение”, не “наследие синодального периода” - это непосредственно Апостольская заповедь. Православная Церковь не есть Церковь интеллигентская, или журналистская, или прогрессивно-общественная - Православная Церковь есть Церковь Апостольская, и именно Апостолам она и следует. Не желаете повиноваться Апостольскому слову? Дело ваше, но тогда не пытайтесь называть ваши действия “каноничными”. Более того, само слово “Христиане” означает, в библейском контексте (Деян. 11:26) именно “ученики Апостолов”. Оно не означает - и не может означать - людей, которые исполняют заповедь Апостола ровно наоборот. Апостол Павел пишет свое послание, находясь под властью языческой Римской Империи, которая вовсе не была безгрешной вообще и дружественной к христианам в особенности. “Цари и начальствующие” могли быть вопиюще грешными людьми или даже прямыми гонителями Христиан - но Церковь, отражая благость Божию ко всему творению, возносила молитву и за них. Эта молитва не означает - и не означала никогда - согласия со всеми действиям начальствующих. Священники и молящиеся миряне - не шаманы, обеспечивающие “своим” поддержку “тайных сил”. Молитва приносит страну, власти и воинства пред лицо Божие, прося, чтобы Он управил все, происходящее в нашей стране так, как это угодно Ему - а не самим по себе начальствующим и даже не нам, возносящим эти молитвы.

http://pravoslavie.ru/53350.html

Это было бы равносильно заявлению, будто Церковь «ошиблась» в своих твердых догматических определениях против ересей, и допущению — в духе уважения к чужому «верую» — что и у ариан была-де некоторая правильная устремленность к истине, но Церковь ее не увидела в свое время и потому осудила ариан на I Вселенском Соборе. Значит, Церковь должна пересмотреть вероопределения II Вселенского Собора о Божественном достоинстве Св. Духа, которым от Православия отсечены еретики-духоборцы! Ради всеобщего сближения она должна капитулировать и перед несторианами, несогласными с постановлениями III Вселенского Собора, «каяться» перед ними и просить прощения за то, что объявила еретиком Нестория. «Покаянно обвиняя себя, Церкви пришлось бы оправдать дохалкидонцев и монофизитов в их упорном отрицании догматического вероисповедания IV Вселенского Собора относительно способа единения двух естеств в Едином Лице Господа Иисуса Христа и реабилитировать — в опровержение самой себя — еретиков Евтихия, Диоскора, Секира, и пр. ( см. 1е и 95е правила VI Вселенского Собора ). Следуй Церковь подобной экуменической логике, то она должна была бы так обойтись и со всеми прочими еретиками, осужденными соответствующими Вселенскими и Поместными Соборами. Лишь в этом случае она исполнила бы экуменические требования ВСЦ глубоких преобразований, передвижки церковных структур и окончательного уничтожения разделительных стен. Но это означало бы конец истинной Христовой Церкви! Только отдавая себе ясный отчет, что Церковь не есть человеческое учреждение, можно понять, почему Церковь не может и не должна каяться. Хотя она на земле состоит из людей, и в большинстве своем из грешных людей, она есть Богочеловеческий организм, в который входят, кроме земных обитателей, еще и отошедшие в вечность праведники, а также несогрешившие небесные Ангелы. Об этом пишет св. ап. Павел уверовавшим во Христа евреям: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов; к торжествующему собору и церкви первенцев (т. е. уверовавших во Христа) 419 , написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисуса» (Евр. 12, 22—24). Таков, согласно слову Божию, состав новозаветной Церкви. Она составлена из земных людей, правильно уверовавших во Христа и на основании этой веры достигших духовно-нравственного усовершенствования по подобию «Начальника их спасения» (Евр. 2, 10) — Христа, сшедшего с небес, чтобы вселить земных обитателей в небесное селение Ангелов. Так мыслит себя св. Православная Церковь. В каноне на праздник св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (8 ноября) в первом тропаре 9й песни читаем: «Тя неизреченно соединившаго небесным, Христе, земная, и едину Церковь совершившаго Ангелов и человеков, непрестанно величаем»!

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

1 . Девятый член Символа веры читается так: (Верую) Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . 2 . В нем говорится о Церкви. 3 . Церковь есть установленное от Бога, для спасения, общество людей, которые соединены между собою: 1) Православною верою, 2) Законом Божиим, 3) священноначалием и 4) Таинствами. (Иисус Христос, совершив спасение людей, основал на земле из Своих последователей Общество или Церковь , где люди, при помощи Божией, могли бы усвоять себе совершенное Им искупление и достигать вечного спасения. Для сего Он преподал Церкви истины веры и Закон для деятельности, установил Таинства, посредством которых сообщалась бы людям благодать или спасительная сила Божия 27 . Поставил совершителей Таинств: Апостолов и их преемников – пастырей, которым поручил и управление Церковью). 4 . Церковь – слово греческое и значит „дом Божий“. Так называется общество верующих потому, что Бог живет в этом обществе, как бы в доме Своем, и управляет им, как домовладыка управляет своим домом 28 . 5 . Веровать в Церковь , значит иметь уверенность, что ее учредил и в ней пребывает, спасительно действует своею благодатью (в Таинствах), учит (чрез свой Закон) и управляет (чрез священноначалие) ее Учредитель и Глава, Господь Иисус Христос 29 , и потому – почитать Церковь и повиноваться ее учению и заповедям. 6 . Что Иисус Христос Сын Божий есть Глава Церкви, это видно из следующих слов апостола Павла. Он говорит об Иисусе Христе, что Бог Отец поставил Его выше всего, Главою Церкви, которая есть Тело Его ( Еф.1:22–23 ). 7 . Что благодать Божия пребывает в Церкви, в этом удостоверяет нас, во-первых, то, что Глава ее Иисус Христос, Богочеловек, Сам исполненный благодати, и Тело Свое, т. е. Церковь , исполняющий благодатью; во-вторых, тем, что Иисус Христос обещал Своим ученикам послать и действительно послал Духа Святого, чтобы Он был с ними вечно и что сей Святой Дух поставляет пастырей Церкви. 8 . Вот свидетельства Священного Писания о том, что Иисус Христос Глава Церкви исполнен благодати и что Он обещал Своим ученикам послать Духа Святого, чтобы Он был с ними вечно и что Святой Дух поставляет пастырей Церкви. Слово, т. е. Иисус Христос, Сын Божий, Глава Церкви, обитало с нами, полное благодати, и от полноты Его (от Божества) мы приняли благодать на благодать (т. е. обильнейшую благодать), пишет святой Апостол ( Ин.1:16–17 ). Я умолю Отца, сказал Апостолам Иисус Христос, и Он даст вам (кроме Меня) другого Утешителя (Духа Святого), да пребудет с вами во век ( Ин.14:16 ). Будьте внимательны к себе и всему стаду (обществу верующих), говорит святой апостол Павел пастырям, над которым Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти (у ч ить вере и благочестию) Церковь Господа и Бога ( Деян.20:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

245. ПОЧЕМУ ОБ АПОСТОЛАХ НЕ УПОМЯНУТО В СИМВОЛЕ ВЕРЫ? Об апостолах не упомянуто в Символе веры потому, что во время его составления никто не сомневался в богодухновенности апостолов. 246. КАК СВ. ДУХ ОТКРЫЛСЯ ЛЮДЯМ? Св. Дух открылся людям особым образом. Он сошёл на апостолов в виде огненных языков в пятидесятый день по воскресении Христа. 247. СООБЩАЕТСЯ ЛИ СВ. ДУХ В НАШИ ВРЕМЕНА? Св. Дух и сейчас сообщается всем истинным христианам. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3:16). 248. КАК МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬСЯ ПРИЧАСТНЫМИ СВ. ДУХУ? Сделаться причастным Св. Духу можно через усердную молитву и через Таинства. Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк 11:13). Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего (Тит 3:4-6). 249. КАКИЕ ГЛАВНЕЙШИЕ ДАРЫ СВ. ДУХА? Прор. Исаия указывает семь даров Духа Святаго: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух совета, дух понимания, дух мудрости, дух Господень, или дар благочестия и вдохновения в высшей степени (см. Ис 11:1-3). О девятом члене Символа веры. 250. ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВЬ? Церковь есть Богом установленное общество людей, соединённых православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами. 251. ЧТО ЗНАЧИТ ВЕРИТЬ В ЦЕРКОВЬ? Верить в Церковь — значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться её учению и заповедям с уверенностью, что в ней присутствует, спасительно действует, учит и управляет благодать, исходящая от единой вечной главы её, Господа Иисуса Христа. 252. КАКИМ ОБРАЗОМ ЦЕРКОВЬ МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДМЕТОМ ВЕРЫ? Видимая Церковь является предметом веры, в то время как вера есть уверенность в невидимом потому, что: в видимой Церкови невидимо присутствует воспринятая ею и освящёнными в ней людьми благодать Божия, которая и является непосредственным объектом веры; видимая Церковь, к которой принадлежат все живущие на земле православные христиане, в то же время и невидима, поскольку она есть и на небесах и к ней принадлежат все скончавшиеся в истинной вере и святости.

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

270. Обязательна ли для спасения принадлежность к Кафолической Церкви? Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в мире. Поскольку Господь Иисус Христос, по изречению апостола Павла, есть «глава Церкви, и Он же спаситель тела» ( Еф. 5:23 ) то, чтобы быть спасённым, необходимо быть частью Его тела, то есть членом Кафолической Церкви. Апостол Петр пишет, что Крещение спасает нас по образу Ноева ковчега . Все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в Ноевом ковчеге: так все, получающие вечное спасение, получают его только в Кафолической Церкви. 271. Почему наша Церковь именуется «восточной»? В насажденном на востоке рае, была основана первая Церковь безгрешных прародителей; там же после грехопадения положено новое основание Церкви спасаемых в обетовании (обещании) о Спасителе. На востоке, в земле иудейской, Господь наш Иисус Христос, совершив дело нашего спасения, положил начало Своей, христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей вселенной. По сей день православная кафолическая вселенская вера, семью Вселенскими Соборами утверждённая, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних восточных и в единомысленных с ними Церквах, каковой является благодатью Божией и Всероссийская Церковь . 272. Почему наша Церковь именуется «Апостольской»? Церковь называется Апостольской , потому что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение. В этом же смысле Церковь называется также Православной , или Правоверующей . «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф. 2:19–20 ). 273. Символ веры , когда называет Церковь Апостольской, наставляет твёрдо держаться учения и преданий апостольских и избегать учения и учителей, основывающихся не на учении апостолов. Апостол Павел говорит: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   «Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки тот же» (Евр. XIII:8). Когда был болен Святейший Патриарх Тихон, некоторые говорили – вот умрет ваш патриарх и вся ваша Церковь рассыплется, он вас объединяет, и без него вы распылитесь. Умер Святейший Патриарх Тихон. Первоиерархом Церкви Российской стал патриарший Местоблюститель Митрополит Петр Крутицкий. И что же? — Церковь поместная наша не только не распалась, а еще более укрепилась. Митрополита Петра заключили в тюрьму. Его место занял, в качестве заместителя Патриаршего Местоблюстителя – Митрополит Сергий Нижегородский. Была тогда, кроме внешней – тяжелая скорбь внутренняя: помимо обновленческого раскола и других, – и помимо неверия. Это – раскол ВВЦС, во главе с Григорием, б. Екатеринбургским, а также ложное выступление М. Агафангела.    Господь помог мудрому святителю М. Сергию – разбить в корне эти происки против Церкви Божией. И вот М. Сергий – в узах. Его место занимает смиренный инок, даже без Академического образования, Архиепископ Серафим Угличский (Самойлович). Скромный, верный и мудрый святитель и этот. И сердце покойно за Церковь Божию: Господь выдвигает в нужное время – слуг Своих. Что Господь судит впереди – на то Его Святая воля.    Одно знаем, что Сам Христос Бог – Глава Церкви, ратует за Свою Церковь. Не люди, даже самые верные и мудрые, спасают Церковь Христову, а Сам Спаситель. Как в дни Апостолов, в период первых гонений за Церковь Божию – так и ныне, до скончания века Христос Бог сохраняет Церковь Свою. В этом – главнейшая наша радость и непоколебимая надежда, при всех, самых хитрых нападках на Церковь Божию.    «Мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех, прибегающих к Нему, как благодеющая, а на всех, оставляющих Его — могущество и гнев Его!... Итак мы постились и просили Бога нашего и Он услышал нас» (2 Ездр. VIII:22—23)... Так рассуждал ветхозаветный мудрый книжник Ездра. В момент большой опасности для народа своего – Израиля, ученый книжник надеется не на человеческие силы, а на помощь Божию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Приверженцы главенства апостола Петра объясняют слова: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» так, что Господь Иисус Христос назвал апостола Симона Петром, то есть камнем, и что на этом камне, то есть на апостоле Петре, Он основал Церковь Свою.     347. Является ли правильным учение, что Господь Иисус Христос основал Церковь Свою на апостоле Петре?    Учение, что Господь Иисус Христос основал Церковь Свою на апостоле Петре, неправильно, так как:    1) Господь Иисус Христос назвал апостола Симона Петром потому, что на Его вопрос, за кого почитают Его апостолы, ответил: «Ты Христос, Сын Бога живого» и тем выразил твердую, как камень, веру в Божественность Господа Иисуса, поэтому в такой связи слово «Петр» означает «человека, который высказал непоколебимую веру»;    2) под камнем, на котором должна была быть создана Церковь Христова, подразумевалась не личность Петра, но его вера, что Господь Иисус Христос является Сыном Бога живого.     348. Откуда нам известно, что Господь Иисус под камнем, на котором хотел воздвигнуть Церковь Свою, не подразумевал апостола Петра, но веру в Свою Божественность?    Что Господь Иисус под камнем, на котором хотел воздвигнуть Церковь Свою, не подразумевал апостола Петра, но веру в Свою Божественность, нам известно из Священного Писания и из Священного устного Предания.     349. В какой книге Священного Писания говорится об основании Церкви?    Об основании Церкви говорится в Первом послании святого апостола Павла к Коринфянам, а именно в том смысле, что «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3:11).     350. Почему апостол Павел обратил особое внимание на то, что Иисус Христос является основанием Церкви?    Апостол Павел обратил особое внимание на то, что Господь Иисус Христос является основанием Церкви потому, что Церковь в Коринфе начала тогда разделяться на приверженцев Павла, Петра и Аполлоса, и святой Павел указал на то, что ни он сам, ни Петр, ни Аполлос, поставленный святым Павлом епископом в Коринфе, не являются основанием Церкви, но им есть единственно Господь Иисус Христос и вера в Его Божественность (1Кор.3:3—11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Сравнивает Господь Церковь также и со стадом, у которого пастух — Сам Спаситель (Ин. 10:1—16). Если кто не в стаде Христовом, т.е., не в Церкви, тот и не может называться овцою Христовою: Христос не Пастырь такому. Еще сравнивает Господь Церковь с неводом, который закидывается в море и захватывает рыб всякого рода. Кто не в неводе, кто не захвачен, тот, значит, и не в плену у Бога: кто не в Церкви, тот живет сам по себе, без воли Божьей. Неужели, если к Церкви не принадлежишь, нельзя истинно веровать во Христа и называться христианином?   Если кто «Церкви не послушает, — говорит Господь, — то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). Тот, значит, — не христианин. Неужели нельзя узнать истину Христову без Церкви?   Нет, нельзя. Сектанты думают, что они узнают истину из св. Писания помимо Церкви, а в слове Божием сказано, что не только на земле истина Божия проповедуется через Церковь (Деян. 1:8), но даже «ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф 3:10). Почему же именно через Церковь только и можно узнать истину Божию, а не чрез св. Писание, например?   Потому что не св. Писание, но Церковь «есть столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15) Правильно ли думают некоторые, что под Христовою Церковью должно разуметь не общество последователей Иисуса Христа, а учение Спасителя?   Такое разумение неправильно, потому что под Церковью в св. Писании всюду разумеется общество исповедников Христовых, а не учение.     «Если же согрешит против тебя брат твой, говорит Спаситель, ты сначала обличи его наедине, а если не послушает, обличи при двух или трех свидетелях, но если и их не послушает, скажи церкви» (Мф 18:15—17). Ясно, что сказать можно только людям, а не учению. Значит, Церковь — не учение, но общество.    Также в книге Деяний Апостольских говорится, что пресвитеров Ефесских Бог «поставил... пасти Церковь Господа и Бога» (Деян 20:28), а пасти опять-таки можно только живые существа, а данном случае — людей, а не учение. И Ап. Иоанн говорит: «Я писал Церкви» (3 Ин. 1:9), а писать можно только людям, а не учению.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010